Как сделать фланелеграф своими руками для детского сада

Обновлено: 05.07.2024

Когда я набрала группу малышей 2-3 лет, задумалась, чем я могу привлечь их. Что мне сделать, чтобы у детей легко прошел адаптационный период? О пользе фланелеграфа я слышала много. У нас в детском саду его нет. И вот я решила сама сделать фланелеграф для своих малышей. Хочу поделится с вами своим опытом.

Я давно увлекаюсь мастерством, сама изготавливаю наглядные пособия для детей. Фланелеграф я сделала в первые. Фланереграф я решила сделать двух сторонний, чтобы на нём могли играть несколько детей. Это дидактическое приспособление довольно просто как в использовании, так и в изготовлении. Детям очень нравится играть с ним самостоятельно, а взрослому очень удобно с его помощью проводить с ними обучающие занятия.

Для создания фланелеграфа нам понадобятся материалы:

  • Ткань: фланель
  • Ферт, тесьма
  • Клей ПВА
  • Текстильная застёжка (липучка)
  • ДВП, бруски
  • Мебельный степлер, гвозди, молоток, ножовка, навесы мебельные, наждачная бумага
  • Фигурки героев сказок.

Ещё я сделала геометрические фигурки, детали пирамидки, дерево по временам года и т.д. Вот такой фланелеграф у меня получился! Детки с удовольствием играют!

Мастер класс. Изготовление фланелеграфа

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии ( 9 )

Тонкушина Наталья

Тонкушина Наталья 24.11.2015 в 09:54 +1

Оксана 24.11.2015 в 18:29 +1

Спасибо Наталья Ивановна за коментарий! Я с Вами полностью согласна, дети тянутся к самодельным игрушкам больше, чем к покупным!

Светлана Афанасьева 24.11.2015 в 16:18 +1

Оксана 24.11.2015 в 18:33 +1

Здравствуйте, Светлана Николаевна! Спасибо за отзыв и совет! Я обязательно попробую изготовить индивидуальные настольные фланелеграфы.

Тонкушина Наталья

Тонкушина Наталья 02.02.2016 в 20:53 +1

Оксана Юрьевна, ПОЗДРАВЛЯЮ со званием лауреата! Пусть радость творчества не покидает Вас никогда!

Светлана Афанасьева 03.02.2016 в 17:57 +1

Оксана Юрьевна! Вы - лауреат! Поздравляю! Спасибо за Ваше творчество!

Темлянцева Эльмира Ханифовна

Темлянцева Эльмира Ханифовна 03.02.2016 в 23:20 +1

Уважаемая Оксана Юрьевна! Поздравляю Вас с званием лауреата! Желаю Вам дальнейших творческих побед!



Цель: пополнение развивающей предметно-пространственной среды настольным фланелеграфом для организации игры в настольный бумажный театр и дидактических игр.
Задачи:
- предложить заинтересованным людям свой опыт по изготовлению настольного фланелеграфа
- предложить подробные инструкции по его изготовлению.
Необходимые материалы и оборудование:
- гофрокартон
- белый картон
- самоклеящаяся плёнка
- клеевой пистолет
- клей-карандаш
- простой карандаш
- две палочки для мороженого
- фланель (салфетка) длиной 45 см., шириной 30 см.


1. Вырезать из гофрокартона два прямоугольника длиной - 45 см., шириной – 30 см. (в моём случае размер экрана определялся размером салфетки, разрезанной пополам), склеить их между собой, обклеить самоклеящейся плёнкой.
NB: гофра на одном листе должна идти вдоль, а на другом поперёк (для большей прочности экрана); если гофрокартон многослойный, достаточно одного прямоугольника



2. На лицевую сторону экрана, не заклеенную самоклеящейся плёнкой, приклеить вырезанные по размеру белый картон и ткань (салфетку).
NB: использую клей-карандаш, он даёт ровную прочную фиксацию.


1. Сделать шаблон из листа бумаги и перенести чертёж на гофрокартон (учесть, что на чертеже изображена половина подставки).
NB: гофра должна располагаться вертикально (сверху-вниз подставки).



2. Деталь аккуратно вырезать канцелярским ножом и согнуть посередине, предварительно продавив картон тупой стороной ножа (по красной линии).





4. Чтобы зафиксировать угол сгиба подставки надо вырезать полоску из картона шириной примерно 5см., длиной – 25 см., обклеить её самоклеящейся плёнкой, сделать сгибы, отступив по 5 см. от краёв.




5. Определить угол сгиба подставки. Для этого надо взять экран и поставить его в прорези подставки, определить желаемый угол наклона экрана (чем меньше угол сгиба, тем больше угол наклона экрана)



6. Теперь приклеить на внутреннюю сторону подставки полоску из картона, таким образом зафиксировав необходимый нам угол сгиба подставки.
NB: Вам потребуется помощник.







Примечание: при работе канцелярским ножом для получения ровных линий пользуемся металлической линейкой; подставка такой формы универсальна, она позволяет использовать экраны разного размера.

Фланелеграфный театр – один из замечательных способов занятий с ребенком, возможность развивать его способности в различных направлениях. Этот вид театра включает в себя исполнение песен, потешек, стихов с одновременным выкладыванием фигурок на фланелеграфе в соответствии с сюжетом. Фигурки могут сменять друг друга или дополнять, в зависимости от описываемых действий. Дети слушают сказку, а перед их глазами на экране возникают новые и новые иллюстрации. Украшает исполнение подыгрывание на детских музыкальных инструментах и игрушках.

ВложениеРазмер
flanelegraf.docx 837.92 КБ

Предварительный просмотр:

Использование фланелеграфа в театрализованной деятельности в детском саду.

Фланелеграфный театр – один из замечательных способов занятий с ребенком, возможность развивать его способности в различных направлениях. Этот вид театра включает в себя исполнение песен, потешек, стихов с одновременным выкладыванием фигурок на фланелеграфе в соответствии с сюжетом. Фигурки могут сменять друг друга или дополнять, в зависимости от описываемых действий. Дети слушают сказку, а перед их глазами на экране возникают новые и новые иллюстрации. Украшает исполнение подыгрывание на детских музыкальных инструментах и игрушках.

Сначала нужно сделать сам фланелеграф. Я подобрала два куска гофрированного картона произвольных размеров,



склеила их канцелярским скотчем. И обтянула их флисовой тканью.


Получился фланелеграф, который удобно ставить и переносить.


Важным моментом в подготовке произведений для фланелеграфа является изготовление картинок по определенным правилам. Можно воспользоваться подходящими иллюстрациями из книг или раскрасок. Я все фигурки к сказкам распечатала на плотной бумаге на принтере, заламинировала, также сделала героев из фетра.

На каждую заламинированную фигурку с обратной стороны клеила фетр на супер клей.


Фетр очень хорошо закрепляется на флисе, дети свободно могут крепить картинки, которые будут держаться и не падать.


Детям очень интересно видеть в качестве персонажей героев своих рисунков. Но лучше рассказать детям о своем замысле создания театра картинок на фланели и предложить им принять участие в этом интересном деле. Покажите, что нужно делать с картинками дальше. Дети постарше самостоятельно вырезают картинки и приклеивают к ним фетр.

Желательно для каждого произведения иметь свой набор картинок, который бы хранился в отдельном конверте или файле.

Изображения персонажей в комплекте должны соответствовать друг другу по размеру – Зайчик не должен быть крупнее Волка, а Колобок больше Лисы.

А теперь немного о композиции на фланелеграфе. Существует ряд правил расположения картинок:

  • Располагайте картинки равномерно по всей площади экрана;
  • Между персонажами должно быть некоторое расстояние;
  • Персонажи, которые переговариваются, должны быть повернуты лицом друг к другу;
  • Между переговаривающимися героями не должно быть никаких деталей;
  • Неполные картинки располагают по краю экрана, например, дома, деревья, чтобы создавалось впечатление, что за пределами экрана картинка имеет продолжение.

Рассказывая сказки, говорите медленно, так, чтобы дети успевали и понять содержание, и рассмотреть картинки.

Прорепетируйте сказку, чтобы свободней чувствовать себя во время рассказывания. Если сценку вы готовите с ребенком, придерживайтесь тех же правил. Сказку могут показывать и сразу двое детей – один рассказывает, другой – выкладывает картинки на экран.

Игры на фланелеграфе не только закрепляют знания, полученные детьми, но и развивают самостоятельность мышления, сенсорные способности, активизируют речевое развитие при проигрывании сказок и стимулирует развитие любознательности.

Занимаясь на фланелеграфе, мы стараемся не просто перемещать фигурки или картинки, а даем детям возможность подумать о своих действиях, порассуждать, поэкспериментировать.

Такие занятия обеспечивают детям положительные эмоции, развивают мышление, речь и память ребёнка, создают хорошее настроение, обогащают впечатлениями, способствуют развитию художественного воспитания.

Возможностей применения фланелеграфа множество – как часть занятия, в самостоятельной деятельности, в индивидуальной коррекционной работе. Имея в методической копилке большое количество разнообразных игр и игровых ситуаций с использованием фланелеграфа, можно быть уверенным в эффективности и результативности образовательной деятельности. Изготовить фланелеграф очень просто, а возможности для игр и обучения, которые он предоставляет, зависят лишь от фантазии воспитателей, родителей и детей .


Фланелеграф своими руками для детского сада делают почти все воспитатели еще со времен Советского Союза. Это плоский большой экран, к которому можно простым прикладыванием прикрепить любую картинку. Раньше фланелеграфы в основном делали из детских однотонных фланелевых пеленок, натягивая их на деревянную или фанерную рамку. Картинки рисовали отдельно, наклеивали на картон и с тыльной стороны прикрепляли небольшие кусочки бархатной бумаги. Если картинка имела большой размер, то клеили несколько кусочков такой шероховатой бумаги в разных местах, иначе рисунок падал на пол.

В наше время фланелеграф можно приобрести в магазине, однако стоит он дорого и состоит всего из одной дидактической игры. Детям она быстро приедается, учебную задачу ребята решают уже не думая, а автоматически. Приходится воспитателям все равно изготавливать фланелеграф своими руками. Сейчас все намного проще, чем в былые времена, так как появился в продаже замечательный материал - фетр. Для самого экрана можно приобрести один однотонный отрезок ткани, а фигурки и картинки вырезать из листов фетра разного цвета, которые в большом ассортименте можно приобрести в любом магазине швейной фурнитуры.

В статье рассмотрим, как сделать фланелеграф своими руками в виде экрана и в форме учебной мягкой книги. Рассмотрим примеры решения дидактических задач с помощью такого простого в работе материала, познакомим родителей и педагогов дошкольных учреждений с областями применения фланелеграфа на разных занятиях для умственного развития малышей.

Большой экран на подставке

Очень просто сделать фланелеграф своими руками на основании старой доски. В любой группе детского сада есть деревянная доска, наподобие школьной, только маленького размера с ножками. Ее можно переставлять с места на место и поворачивать тыльной стороной. Лицевую сторону оставьте нетронутой, так как она активно используется воспитателем для работы с мелом, и педагог выставляет на ней картины для занятий. А вот на тыльной стороне спокойно можно разместить фетровый экран.

фланелеграф своими руками

Чем удобен для работы фетр, так это тем, что он прекрасно шьется и клеится. Желательно, чтобы тыльная сторона доски была покрашена, тогда клей ПВА хорошо ляжет на ее поверхность. Кисточкой тщательно наносят клей на всю доску и прикладывают отрезок однотонного фетра. Желательно делать эту процедуру на ночь, положив доску на пол лежа. Сверху можно наложить стопки журналов или книг. К утру сделанный своими руками фланелеграф полностью готов к применению, достаточно будет из фетровых листов вырезать детали игры. На фотографии выше дети играют в дидактическую игру "Транспорт". Учебная задача - расставить транспортные средства напротив места их передвижения. Ребенок должен словами пояснить свой выбор.

Игра "Собери яйцо"

Игры для фланелеграфа своими руками для детского сада могут помочь сделать родители. Если среди них имеется швея или рукодельница, то с таким легким заданием она справится вполне. Из листов фетра разного цвета вырезают по шаблону одинакового размера яйца. Затем в произвольном порядке их разрезают на две части.

игра для фланелеграфа

Цель дидактической игры - развитие сенсорики и логического мышления ребенка. Он должен не только найти в коробке вторую половинку по цвету, но и правильно ее присоединить к первой детали.

Настольный фланелеграф из фетра

Своими руками можно сделать прекрасную, обучающую правилам дорожного движения, игру. Из черного листа вырезают фон, из голубого фетра делают дорогу с перекрестками и мелкие полоски желтого цвета для выполнения разметки.

фланелеграф при изучении правил дорожного движения

Отдельно шьют детали игры - это многоэтажные дома, разные автомобили, деревья, пешеходы. Можно вырезать дорожные знаки и светофор. И фланелеграф, и шаблоны своими руками выполнить просто. Справится любой опытный воспитатель. Основная цель данной игры - это научить детей правилам поведения на дороге, умению переходить через улицу в положенном месте и знать основные дорожные знаки.

Дидактическая игра "Собери картинку"

Если воспитатель или родители сделали фланелеграф своими руками для детского сада, то игры можно придумывать на его основе самые разные. Популярностью среди детворы пользуется игра "Собери картинку". Аппликацией делают разные картинки. Это может быть животное, персонаж сказки или герой мультфильма. Все мелкие детали пришивают к фетру фона нитками или просто приклеивают клеем ПВА.


Готовую картинку разрезают ножницами на несколько частей. Можно поделить ее на равные квадраты или усложнить старшим дошкольникам задание, разрезав целое на много произвольных частей. Чем удобен сделанный своими руками фланелеграф, так это тем, что можно постоянно пополнять выбор картинок. Для их хранения подбирают небольшую коробочку или оформляют игру в полиэтиленовых папках.

Книга-фланелеграф для домашнего пользования

Сейчас пользуются популярностью мягкие книги, сшитые из ткани. Они выполняют разные учебные задачи, каждая из которых располагается на отдельной странице. Так, на фотографии ниже, страница пошита из хлопчатобумажной ткани, а на ней прикреплены липучки. Из фетра сшиты детали пирамидки. Ребенок собирает ее самостоятельно, подбирая детали по мере уменьшения размера.


Каждая страница шьется отдельно, а потом объединяется в одну книгу пришиванием обложки и окантовки. Можно между слоями ткани проложить тонкий слой синтепона.

"Подбери цвета"

Одной из страниц домашнего фланелеграфа в форме книжки можно сделать игру на определение цветов. К основному фону пришивают разноцветные предметы. В нашем образце - это чашки, но можно их вырезать по любому шаблону.


Из листов фетра таких же цветов вырезают кружочки, которые ребенок во время игры должен положить на правильный предмет, при этом назвать цвет или его оттенок. Это отличная игра для сенсорного воспитания ребенка.

Игра "Эмоции человека"

Такую игру можно сделать и для домашнего фланелеграфа, и для воспитанников детского сада. Основная картинка представляет собой изображение головы человека. Отдельно располагаются рот, глаза и брови, причем в нескольких вариантах исполнения. Каждой эмоции соответствует определенное выражение лица человека. Если персонаж хмурится, то брови сдвигают и наклоняют вниз, глаза сужаются, а рот сжимается.

игра на фланелеграфе

Во время улыбки лицо преображается иначе. Губы растягиваются, немного выглядывают зубы, брови находятся на своем обычном месте, а глаза раскрыты полностью. Так можно передать страх и недоумение, грусть и радость. Можно со старшими детьми поиграть в полицию, составить фоторобот преступника.

Применение для фланелеграфа можно найти в театральной деятельности и конструировании, на занятиях по ознакомлению с природой и окружающей действительностью, развитию речи и во время индивидуальной работы. Это удобное приспособление и для учебного процесса, и для игровой деятельности.

Читайте также: