Что на ваш взгляд означает умение слушать кратко

Обновлено: 04.07.2024

Умение слушать характеризует человека как приятного собеседника. Ему достаточно добавить всего несколько слов в конце диалога, чтобы превратить обычную беседу в невероятно полезную и эффективную. Подобный навык имеет огромное значение для каждого во всех жизненных ситуациях.

Что представляет собой умение слушать и почему не все им владеют

Умение слушать – значит способность правильно воспринимать, понимать сказанное, тщательно анализировать информацию, откладывать ее в памяти. Слушание бывает пассивным и критическим. Первое называют вежливым. Оно встречается повсеместно. Его эффективность можно сравнить с прослушиванием фоновой музыки или телевизора, включенного во время выполнения домашней работы. Человек делает вид, что слушает, но в это время занят своими мыслями и проблемами.

Критическое или активное слушание и есть истинным умением слышать. Оно требует максимальной концентрации внимания, внутренней мобилизации.

Существует несколько причин, мешающих человеку слышать собеседника – это:

· отсутствие интереса к предмету разговора;

· излишняя эмоциональность и нервное возбуждение во время диалога;

· недомогание физического или психологического характера;

· зацикленность на собственных проблемах;

Почему важно уметь слушать

Этот навык считается фундаментальной составляющей человеческих отношений. Без него невозможно строить семейные, дружественные, рабочие связи. Человек, не умеющий слушать окружающих, рискует потерять доверие, любовь, уважение, репутацию. Он может пропустить в разговоре что-то очень важное, затрагивающее не только собеседника, но и слушателя.

Именно отсутствие умения слышать становится основной причиной споров, ссор, конфликтов, разводов. В отношении детей очень опасно не уметь услышать доносимую информацию. Родители могут утратить доверие, авторитет. Самые близкие люди становятся чужими друг для друга, оставаясь в стороне от разговоров. Работа и обучение абсолютно неэффективны, если стороны не хотят и не умеют слушать.

Приобрести этот навык можно, приложив некоторые усилия. Во время диалогов необходимо удерживать нить разговора, вникать с первых слов, сосредотачиваться на доносимой информации, отложив на потом свои переживания и проблемы. Важно сохранять беспристрастность, не перебивать, оценивать прежде всего сказанное, а не манеру подачи.

Есть что добавить? Напишите в комментарии ;)
Понравилась статья? Поставьте лайк, подпишетесь на канал. Вам несложно, а мне приятно :)
Это самый простой и бюджетный способ сказать мне спасибо.

Подписывайтесь на канал в дзене и для удобства в соц сети!
Вконтакте
Инстаграм
Сайт
YouTube

Умение слушать - это в первую очередь желание и способность понять другого человека. Поэтому всем своим видом необходимо это подчеркнуть. Проявлять интерес, задавать интересующие вопросы собеседнику. Умение слушать настраивает обоих собеседников на деловую разговор. (сконцентрироваться на разговоре).

Что дает людям умение слушать?

Умение слушать означает:

- действительно слушать другого человека с искренним интересом;

- не перебивать собеседника;

- не обращать внимание на речевые ошибки, которые он допускает, не исправлять их;

- не подсказывать ему слова;

- не заканчивать за него предложения;

- не думать во время беседы о чем-то своем;

- не демонстрировать свое несогласие и нетерпение;

- дать высказаться собеседнику;

- задавать короткие вопросы, чтобы лучше его понять;

- делать краткие замечания, дающие понять собеседнику, что вы присутствуете в разговоре, следите за его ходом;

- не торопить человека;

Каковы трудности эффективного слушания?

Трудности эффективного слушания: отключение внимания, высокая скорость умственной деятельности, антипатия к чужим мыслям, избирательность внимания, потребность реплики.

Отключение внимания.

Отвлечь внимание может все, что действует необычно или раздражает. Например, ваш собеседник безнадежно махнул рукой, отвел взгляд в сторону, и вы понимаете без слов, что он вам не верит, считает создавшееся положение тупиковым.

Высокая скорость умственной деятельности.

Мы думаем в 4 раза быстрее, чем говорим. Поэтому, когда кто-то говорит, наш мозг большую часть времени свободен и отвлекается от речи говорящего.

Антипатия к чужим мыслям.

Любой человек всегда больше ценит свои собственные мысли, и для него обычно приятнее и легче отслеживать именно их, нежели заставлять себя следить за ходом рассуждений партнера.

Избирательность внимания.

Мы привыкли слушать одновременно многое, не уделяя равноправного внимания разным объектам восприятия (слова, мимика, жесты, лозы, интонации и пр.). Попытка внимательно слушать все и одновременно фиксировать что-то является для многих непосильным занятием. Поэтому в порядке самозащиты мы приучаемся попеременно выбирать то, что в определен­ный отрезок времени представляет для нас наибольший интерес. Эта присущая нам привычка переключать внимание с одного на другое затрудняет концентрацию его на чем-то одном.

Потребность реплики.

Чья-то речь может вызвать у нас неотвратимое желание перебить и (или) ответить, и тогда мы перестаем слушать. Наши мысли заняты формулированием "разгромных" комментариев, с помощью которых мы хотим опровергнуть аргументы партнера.

4. Какие ошибки допускают те, кто слушает?

1. Удаление от основного предмета разговора (свойственно многим слушателям), в результате чего может полностью потеряться нить разговора.

2. Заострение внимания на "голых" фактах. Они, конечно, важны, но не следует на них зацикливаться. Психологи утверждают, что даже люди, прошедшие специальный тренинг, могут точно запомнить не более пяти основных фактов. Все остальное перемешивается. Именно поэтому при любом перечислении нужно ориентироваться на наиболее существенные моменты, идеи, мысли.

3. "Уязвимые места" - для многих участников делового взаимодействия это такие критические слова, которые особенно действуют на психику, выводя человека из состояния равновесия, например: кризис, агония, тупик, война, голод, агрессия, кровь, смерть и т. п. У слушающего возникают отрицательные эмоции, он начинает ассоциировать, вспоминать прошлое. В такой момент уже невозможно следить за речью говорящего.

ü Отвлечение на происходящее вокруг

ü Попытка слушать и что-то делать одновременно

ü Отвлечение на свои мысли

ü Потеря внимания

ü Привнесение личного: попытка подумать о контраргументе отвлекает от сути речи собеседника

ü Перебивание своими высказываниями

ü Давать советы

ü Угрозы — намеки или прямое заявление, что человек испытает тяжелые последствия, если не примет определенное решение (порождает защиту, враждебность, обиду, уводит от проблем)

ü Заканчивать предложение вместо собеседника: дайте человеку возможность самому понять и оформить мысль

ü Критика: пока полностью непонятно то, что говорит собеседник, не стоит критиковать ни его, ни его идею

ü Полемика: если собеседнику постоянно приходится доказывать свое право на собственное мнение, то, скорее всего, вы никогда не поймете, что же он хочет сказать

Это основные, наиболее часто встречающиеся ошибки. Избегая их, уже можно сделать немало в направлении улучшения своих навыков слушания.

Умение слушать - это в первую очередь желание и способность понять другого человека. Поэтому всем своим видом необходимо это подчеркнуть. Проявлять интерес, задавать интересующие вопросы собеседнику. Умение слушать настраивает обоих собеседников на деловую разговор. (сконцентрироваться на разговоре).

Умение слушать является достаточно редким. Оно помогает наладить контакт с собеседником, изучить его точку зрения или даже развернуть ее в нужном для себя направлении. Способность слышать собеседника, а не свои соображения по обсуждаемой теме должна сочетаться с внимательностью, которая вызывает доверие и расположение говорящего. Что представляет собой умение слушать? Как научиться слушать других людей? Попробуем разобраться с этими вопросами.

Как распознать, имеете ли вы навык внимательного слушателя?


Что является главным в умении слушать?

Универсальной формулы слушания нет. Стиль слушания зависит от психотипа рассказчика и ситуации. Деловое слушание – это фиксация информации и дублирование смысловых акцентов. Личное слушание бывает разным: это и взаимопомощь с погружением в чувства, и развлечение.

Главным остается всегда внимание к собеседнику и излагаемой им информации. Можно говорить и о себе, но только для того, чтобы разговорить и правильно расположить собеседника.

Конфликтогены в культуре умения слушать

Техника внутреннего и внешнего переводчика

Владеют ею умелые собеседники: с помощью внутренней речи они повторяют основные смысловые блоки услышанного, проговаривают их своими словами. Все это помогает говорящему уточнять свои мысли, а в общем такая техника способствует лучшему налаживанию коммуникации и согласованию мнений собеседников.

Рефлексивное и эмпатическое слушание

Все навыки грамотного слушания, которые вы приобретете, очень полезны. Но для профессиональных задач важнее всего сначала научиться нерефлексивному слушанию – умению чувствовать речь другого человека при минимуме собственного участия. Затем можно осваивать активное слушание, которое превращается уже в диалог. Мужской тип активного слушания с опорой на логику и разум – это рефлексивное слушание. Женский тип с опорой на чувства и сердечность – эмпатическое слушание.

Умение слушать относится к той категории навыков, которые необходимы человеку во всех сферах его жизни. Речь идет про отношение с родственниками и друзьями, карьерные успехи и профессиональное развитие.

Обладание навыком слушания дает понимание того, кто вы сами, и кто тот человек, что обращается к вам. Однако такая способность не появляется сама, ее необходимо развивать. В нашей статье мы расскажем, что это за умение, как оно проявляется и каким образом ему можно научиться.

Признаки человека, обладающего умением слушать

В процессе общения очень важно обладать умением слушать собеседника. Это такое состояние, когда человек сознательно направляет внимание на то, о чём повествует рассказчик.

Вот – качества активного слушателя:

  • умение видеть ситуацию со стороны;
  • наличие терпения;
  • отстранение от суждений;
  • способность создать располагающую обстановку для продолжения рассказа;
  • умение избегать скоропалительной оценки в начале разговора.

Самореализация: как достичь жизненных целей

Когда человек рассказывает, он не всегда может точно передать то, что его волнует. Поэтому следует обращать внимание на его интонацию и эмоции во время рассказа. В такой ситуации слушателю необходимо проявить терпение и воздержаться от комментариев во время пауз.

Важность умения слушать

Навык умения слушать – один из важнейших и является основой человеческих взаимоотношений. В семье, на работе, при общении с друзьями – без него не обойтись. Не обращая внимания на слова собеседника, человек лишается возможности услышать то, что может быть полезно не только для рассказчика, но и для слушателя.

Тот, кто не умеет слушать, никогда не сможет достичь высокого социального статуса и получить уважение, любовь и стабильность в семейных отношениях.

Особенно это затрагивает будни семейной жизни. Отсутствие желания выслушать точку зрения партнёра приводит к недопониманию, которое с годами перерастает в раздражение и приводит к разводу. Если нет интереса к интересам детей, то впоследствии уже не будет теплоты с их стороны.

Ваш Путь в IT начинается здесь

Подробнее

Пропасть между близкими людьми создаётся при отсутствии умения слушать и слышать то, что хочет донести тот или иной член семьи. Также без этого важного навыка трудно выстроить хорошие отношения в рабочем коллективе.

Умение слушать

Умение слушать

Для того чтобы наработать умение слушать, надо научиться сосредотачиваться на сути рассказа собеседника. Не мешать ему высказаться и стараться быть беспристрастным, не обращать внимание на манеру подачи информации. Следует забыть обо всех своих проблемах и полностью окунуться в те события, которые так для него важны.

Отличия между блестящими и средними слушателями

По результатам исследований Джека Зенгера и Джозефа Фолкмана, которые выясняли разницу между блестящими и средними слушателями, были сделаны следующие выводы.

  • Молчание не всегда свидетельствует о том, что вы внимательно слушаете собеседника. Даже кивки во время рассказа не могут свидетельствовать об этом. Активное участие в диалоге, постановка вопросов, которые помогают лучше разобраться в проблеме, создают условие для лучшего взаимодействия во время общения. Это даёт возможность собеседнику увидеть, что вы заинтересованы в понимании полной картины произошедшего. Умение слушать проявляется в заинтересованности обеих сторон, в диалоге.
  • Быть хорошим слушателем – не значит вываливать негативные суждения на голову собеседника. Ваша задача – расслабить рассказчика, дать ему возможность полностью раскрыться, не опасаясь неприятия позиции с вашей стороны. При общении с вами собеседник ожидает поддержки и позитивных посылов, которые способствуют повышению его самооценки и уверенности в себе.
  • Существуют такие люди, которые любят спорить. Они ждут момента, когда смогут вставить своё возражение, не особо вникая в суть того, о чём говорит собеседник. Этот метод хорош для проведения дебатов, а не для выстраивания диалога. Умение слушать человека предполагает, что вы можете корректно высказать другую точку зрения, но это будет – не соперничество, а стремление докопаться до истины.
  • Хорошие слушатели – не молчуны и не те, кто кивает головой во время разговора. Умение слушать предполагает обмен мнениями, которые могут привести к появлению нового ракурса обсуждаемой тематики.

Основа умения слушать

Нет универсального стиля поведения слушателя. Ситуация и психологические особенности собеседника создают ту или иную основу для взаимодействия. Деловое слушание предполагает умение уловить суть информации и зафиксировать расстановку смысловых акцентов. Личное слушание включает в себя погружение в ситуацию, эмоциональную поддержку, а иногда и желание порадовать и развлечь собеседника.

Основа умения слушать – неподдельный интерес как к самому собеседнику, так и к его рассказу. Упоминание о себе уместно только в том случае, если вы хотите расслабить человека и дать ему выговориться.

Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.

Слышать и слушать – это разные звенья одной цепи. Слышать может всякий, кто не глухой. А вот умению слушать надо учиться. Издавать звуки может всякий, даже немой. А вот оформлению их в слова надо учиться.

Слышать и СЛУШАТЬ

За обучение у нас отвечает головной мозг. Он имеет два полушария: первым включается правое и дает эмоциональную оценку услышанному (нравится – не нравится), за ним вступает в процесс левое и обрабатывает услышанное в заданном направлении (сотрудничать или отвергать). Рекомендации обоих полушарий мозг формирует в образе мысли и передает языку для озвучивания. Увы! Не всегда наши высказывания соответствуют ситуации.

— первое ухо воспринимает содержание поступающей информации;

— второе ухо воспринимает эмоциональное состояние говорящего (спокоен он или возбужден, в радости или в гневе, сердит или расстроен и т.д.);

— третье ухо улавливает его отношение к нам (симпатия или антипатия, уважение или равнодушие и т.д.);

— и только четвертым ухом мы прислушиваемся к возможным проявлениям агрессии.

После этого исследования мы вновь возвращаемся к первому уху и начинаем анализировать смысл информации.

Например, начальник предъявляет претензии к нашей работе:

— первое ухо воспринимает информацию о недостатках в нашей работе;

— второе ухо подает сигнал о том, что начальник растерян;

— третье ухо улавливает его отношение к нам как к добросовестному сотруднику;

— четвертое ухо не чувствует присутствия агрессии.

Значит, нам не стоит отчаиваться, падать духом, обижаться на критику, закатывать истерику. Надо сосредоточиться, найти рациональное зерно в замечаниях начальника или аргументированно защитить свою работу. Ведь растерянность шефа говорит либо о его некомпетентности в данном вопросе, либо об удивлении, что данную ошибку совершили именно вы. А значит, он ценит вас. Так зачем же раньше времени расстраиваться, возражать, переходить в наступление и разочаровывать его еще больше?

Слышать и СЛУШАТЬ

Итак, вы уже поняли, что важный элемент умения слушать – это способность чувствовать то, что не выражено словами.

Например:

— если собеседник прикладывает палец к носу или щеке – значит, он преувеличивает или чувствует свое превосходство;

— если собеседник сутулится или излишне напряжен – он что-то скрывает;

— если собеседник повышает голос и горячится – он защищается.

Умение слушать – важнейший компонент человеческого общения. Для создания атмосферы задушевности необходимо на время разговора отрешиться от собственных проблем и забот. Важно задавать наводящие вопросы, чтобы подчеркнуть свою заинтересованность разговором и желание как можно глубже вникнуть в его суть. Кроме того, важно интуитивно почувствовать, когда уместно подать реплику о своем отношении к обсуждаемой теме и, возможно, поделиться личным опытом. Ведь если человек только слушает и не высказывает при этом своей собственной позиции, создается впечатление, что он использует говорящего в своих целях, не искренен с ним.

Слышать и СЛУШАТЬ

Мы немало сказали об умении слышать и слушать. Выяснили, что иногда и двух ушей недостаточно для правильной обработки информации. На помощь им приходят глаза и здравый смысл, интуиция и логика.

А язык – он хоть и один, но настолько многофункционален как орган вкуса, осязания, речевого аппарата. Для врача он служит индикатором здоровья пациента. Кокетничая – мы показываем кончик языка, желая обидеть – весь язык. Причмокивая языком, мы выражаем восхищение или, наоборот, недовольство. При помощи языка имитируем пение птиц и звучание музыкальных инструментов.

Все логично: два уха – больше слушай, один язык – меньше говори. Мудро и целесообразно.опубликовано

Автор: Мила Александрова

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet





Умение слушать — это в первую очередь желание и способность понять другого человека. Поэтому всем своим видом необходимо это подчеркнуть. Проявлять интерес, задавать интересующие вопросы собеседнику. Умение слушать настраивает обоих собеседников на деловую разговор. (сконцентрироваться на разговоре).

Что дает людям умение слушать?

Умение слушать означает:

— действительно слушать другого человека с искренним интересом;

— не перебивать собеседника;

— не обращать внимание на речевые ошибки, которые он допускает, не исправлять их;

— не подсказывать ему слова;

— не заканчивать за него предложения;

— не думать во время беседы о чем-то своем;

— не демонстрировать свое несогласие и нетерпение;

— дать высказаться собеседнику;

— задавать короткие вопросы, чтобы лучше его понять;

— делать краткие замечания, дающие понять собеседнику, что вы присутствуете в разговоре, следите за его ходом;

— не торопить человека;

Каковы трудности эффективного слушания?

Трудности эффективного слушания: отключение внимания, высокая скорость умственной деятельности, антипатия к чужим мыслям, избирательность внимания, потребность реплики.

Отключение внимания.

Отвлечь внимание может все, что действует необычно или раздражает. Например, ваш собеседник безнадежно махнул рукой, отвел взгляд в сторону, и вы понимаете без слов, что он вам не верит, считает создавшееся положение тупиковым.

Высокая скорость умственной деятельности.

Мы думаем в 4 раза быстрее, чем говорим. Поэтому, когда кто-то говорит, наш мозг большую часть времени свободен и отвлекается от речи говорящего.

Антипатия к чужим мыслям.

Любой человек всегда больше ценит свои собственные мысли, и для него обычно приятнее и легче отслеживать именно их, нежели заставлять себя следить за ходом рассуждений партнера.

Избирательность внимания.

Мы привыкли слушать одновременно многое, не уделяя равноправного внимания разным объектам восприятия (слова, мимика, жесты, лозы, интонации и пр.). Попытка внимательно слушать все и одновременно фиксировать что-то является для многих непосильным занятием. Поэтому в порядке самозащиты мы приучаемся попеременно выбирать то, что в определен­ный отрезок времени представляет для нас наибольший интерес. Эта присущая нам привычка переключать внимание с одного на другое затрудняет концентрацию его на чем-то одном.

Потребность реплики.

4. Какие ошибки допускают те, кто слушает?

1. Удаление от основного предмета разговора (свойственно многим слушателям), в результате чего может полностью потеряться нить разговора.

ü Отвлечение на происходящее вокруг

ü Попытка слушать и что-то делать одновременно

ü Отвлечение на свои мысли

ü Потеря внимания

ü Привнесение личного: попытка подумать о контраргументе отвлекает от сути речи собеседника

ü Перебивание своими высказываниями

ü Давать советы

ü Угрозы — намеки или прямое заявление, что человек испытает тяжелые последствия, если не примет определенное решение (порождает защиту, враждебность, обиду, уводит от проблем)

ü Заканчивать предложение вместо собеседника: дайте человеку возможность самому понять и оформить мысль

ü Критика: пока полностью непонятно то, что говорит собеседник, не стоит критиковать ни его, ни его идею

ü Полемика: если собеседнику постоянно приходится доказывать свое право на собственное мнение, то, скорее всего, вы никогда не поймете, что же он хочет сказать

Это основные, наиболее часто встречающиеся ошибки. Избегая их, уже можно сделать немало в направлении улучшения своих навыков слушания.

Умение слушать — это в первую очередь желание и способность понять другого человека. Поэтому всем своим видом необходимо это подчеркнуть. Проявлять интерес, задавать интересующие вопросы собеседнику. Умение слушать настраивает обоих собеседников на деловую разговор. (сконцентрироваться на разговоре).


Эмпатическое или сочувственное слушание

Вы слушаете с полным вниманием ко всем звукам и другим сигналам, в том числе:

  • Интонациям голоса
  • Другим вербальным аспектам – например, скорости речи, громкости, паузам в дыхании, плавности, стилю, акцентам
  • Выражению лица
  • Языку тела
  • Культурным, этническим и другим характеристикам личности, которые могут повлиять манеру общения и другие сигналы собеседника, которые на вас воздействуют
  • Чувствам – в самых разных смыслах – это требует от вас проницательности и представления того, как собеседник себя чувствует (не задействованы разве что вкусовые ощущения)
  • Вы способны видеть и переживать ситуацию с позиции собеседника

Также вы реагируете и даете обратную связь, постоянно контролируете то, понимаете ли вы с собеседником друг друга. Вы резюмируете и, возможно, делаете пометки, если дискуссия действительно важная. Вы честно выражаете свое несогласие, но, в то же время, и искреннее понимание, которое в идеале (если ваша эмпатия при слушании действительно настоящая и самого высокого уровня) сохранит эмоции на цивилизованном уровне и под контролем даже во время самого нелегкого разговора.

Уметь слушать себя — как научиться?

Чтобы научиться этому, нам необходимо освоить 6 навыков. Это:

  • Умение прислушиваться к своим мыслям
  • Уметь слышать самого себя, и принимать верные решения
  • Научиться слушать себя и своё тело
  • Слышать себя — своё Высшее Я
  • Уметь слышать свои желания
  • Прислушиваться к своим чувствам

Всё, что выше перечислено — достижимо! Ниже я опишу каждый пункт по отдельности. Немного усилий и у вас непременно начнёт получаться. И одновременно с этим вы увидите, как ваша жизнь меняет направление на гораздо более счастливое

Читайте также: