План урока по фгос образец по русскому языку

Обновлено: 17.05.2024

- повторить и закрепить: сведения об определении, известные по курсу 5-7 классов.

Развивающие:

- формировать языковую, коммуникативную и лингвистическую компетенцию учащихся

Воспитательные:

- содействовать воспитанию интереса к русскому языку;

- воспитывать уважительное отношение к чужому мнению; требовательное отношение к себе и своей работе;

- формировать навыки контроля и самоконтроля.

Формы работы учащихся : индивидуальная, парная, коллективная

1. Организационный момент (приветствие, запись в тетрадях даты и классной работы, тема урока не известна, учащиеся сами по ходу выполнения заданий формулируют тему урока, цели и задачи)

2. Вводная часть

  1. Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.
  2. Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

На доске эпиграф к уроку:

“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык ”. (К. Г. Паустовский).

- Я хочу начать наш урок с высказывания великого русского писателя К. Г. Паустовского (чтение эпиграфа).

- Какими словами Паустовский характеризует наш язык? (Самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный)

- Как вы понимаете эти слова?

- на предыдущих уроках русского языка мы говорили о главных членах предложения, о способах выражения подлежащего и сказуемого. Кроме главных членов предложения, какие ещё бывают? (Второстепенные члены предложения)

- Сегодня мы узнаем новое об одном из второстепенных членов предложения.

- Как вы будете узнавать новое? (Будем анализировать предложения, заниматься исследованием синтаксических конструкций).

3. Словарный диктант

До начала знакомства с новым материалом проведём словарный диктант с дополнительным заданием: указать вид подчинительной связи в словосочетаниях. (Один человек пишет за доской, остальные на местах, затем учитель проверяет работу, выполненную учащимся. На местах – взаимопроверка)

  1. Не видимый для охотника,
  2. не тронутая инеем трава,
  3. нестерпимая боль,
  4. нисколько не раскаявшийся,
  5. непоправимый поступок,
  6. не тронутые июльским зноем,
  7. не покрашенный заново,
  8. никем не выучены,
  9. неумолкаемый шум,
  10. непоправимый поступок,
  11. ненавидевший всех,
  12. незастроенный пустырь,
  13. не освещенная солнцем,
  14. негромко вскрикнула.

- Что вы повторили? (Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи; виды подчинительной связи в словосочетаниях).

- А теперь, используя материал, который мы только что повторили, выполните задание: найдите в данных словосочетаниях слова, которые отвечают на вопросы КАКОЙ?

4. Изучение нового материала.

- Определение темы урока учащимися: О чём мы будем говорить на уроке? Какая перед нами стоит задача? Какие части речи могут выступать в качестве определения? Давайте попробуем разобраться в этом, проанализировав следующие предложения и параллельно составляя схему.

1. Я подошёл к огромному дубу.

2. На диван прилёг утомившийся малыш.

3. Я живу на третьем этаже.

4. Этот рассказ мне понравился.

5. Её вещи лежали в шкафу.

6. Каждая травинка пробуждается с наступлением весны.

5. Работа с учебником. Самостоятельное чтение материала учебника.

- Чтение материала § 17 (с. 59, 1-2 абзац, примеры)

- А сейчас вы будете работать в группах. Представьте свой вариант алгоритма для работы с второстепенным членом предложения - определением.

Одна из групп представляет свой вариант, остальные дополняют, уточняют.

  1. Найти в предложении слова, которые обозначают предмет.
  2. Поставить от них вопросы какой? какое? какая? чей? чья? чьё?
  3. Определить, есть ли в предложении слова, которые обозначают признак предмета, свойство, качество, отвечают на вопросы какой, какая, какое, какие, чей. чья. чьё, чьи
  4. Вывод: значит, это определение.
  5. Определения в предложении подчёркиваются волнистой линией

- Что вы сейчас открыли? (Алгоритм действий при работе с определением)

- Что теперь вы должны сделать? (Потренироваться)

6. Ребята! Наши глазки устали, давайте проведём небольшую физкультминутку – гимнастику для глаз:

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки).

И вдруг проснулся (поморгать глазами).

Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки).

Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох).

Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).

7. Закрепление нового материала

Работа по учебнику – упражнение 98 (предложения 1, 2, 4, 5) . Запишите предложения, найдите по алгоритму, только что вами составленному определения.

8. Работа по рядам:

Вам даны имена существительные (по рядам), подберите к ним определения

Цветок, дерево, море

9. Самостоятельная работа

Цель: Организовать усвоение детьми нового материала.

Запишите предложения под диктовку, подчеркнуть определения, укажите, чем они выражены

1. В голосе его подрагивали нотки смеха.

2. Приказ прекратить огонь был выполнен незамедлительно.

3. Я помню мамин голубенький платок из ситца.

4. Капитан пригласил нас перебраться в каюту попросторнее.

5. В момент вспышки молнии Алеша заметил у дома напротив незнакомую девочку лет десяти.

10. Подведение итогов урока:

- Чему вы сегодня учились?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие цели ставили перед собой?

- Вы достигли поставленных целей?

- Проанализируйте свою работу на уроке и заполните карточку рефлексии.

- карточка для рефлексии:

Я знаю, как определить определения

Я знаю, какие части речи могут выступать в качестве определения

Самостоятельную работу я выполнил без ошибок.

В самостоятельной работе я допустил ошибки.

11. Домашнее задание:

Из повести Пушкина “Капитанская дочка” выписать по 5 предложений с определениями, выраженными разными частями речи. Определения подчеркнуть.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены конспекты уроков русского языка в 5 классе на темы: "Повторение темы "Лексика" и "Буквы А-О в корнях -лаг- -лож-". Уроки разработаны в соответствии с требованиями ФГОС. В конспектах представлены задачи, ожидаемые результаты и основные этапы уроков с указанием на определенные универсальные учебные действия и развиваемые компетенции.

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Тип урока: урок актуализации знаний и умений.

Технология: деятельностный метод обучения.

Задачи урока

1. Образовательные:

а) выявить условия определения лексических понятий;

б) формировать навык правильного написания слов с изученными орфограммами,

в) повторить синтаксический разбор предложения;

г) развить умение формулировать определение понятий;

д) обогащать словарный запас учащихся;

е) совершенствовать орфографические умения.

2. Развивающие:

а) осуществление системно-деятельностного подхода;

б) развитие критического мышления;

в) развитие внимания;

г) формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

д) развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

е) развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

ж) развивать умение применять новые знания.

Воспитательные:

а) воспитание интереса и уважения к русскому языку;

б) воспитание ценностного отношения к слову;

в) развитие коммуникативных УУД:

г) создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

д) взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу

Ожидаемые результаты:

- личностные:

2) стремление к речевому самосовершенствованию;

3) пополнение словарного запаса;

4) способность к самооценке на основе критерия успешности;

-метапредметные:

1) способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить;

2) умение поставить цель и организовать ее достижение;

3)рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

-познавательные:

1)анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений;

2)попытка точного и грамотного изложения своих мыслей,

- регулятивные:

1)выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу,

2)осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;

- предметные:

1) усвоение обучающимися лексических понятий,

2)сформированное умение писать слова с изученными орфограммами и графически обозначать их, умение отличать орфограммы друг от друга;

- коммуникативные:

1)умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Эпиграф к уроку:

Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни, –
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты

Организационный этап.

Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок хочу начать совами Н.Рыленкова.
Как понимаете эти слова?

Постановка цели и задач урока.

Прочитайте тему нашего урока. Подумайте, какие цели стоят перед нами сегодня, какие задачи нам нужно решить? Чем мы будем заниматься?
Действительно, на сегодняшнем уроке мы должны повторить все, что узнали о лексике.
А что такое лексика (словарный состав языка). Какая наука изучает словарный состав языка? (лексикология)
Мотивация учебной деятельности.

Проверка уровня сформированности общеучебных умений.

Предлагаю вам предложение для разбора.

Задание 1. Синтаксический разбор предложения. Эдуард Успенский – российский писатель и автор детских книг.

Задание ОГЭ: Найдите в этом предложение словосочетание: прил. + сущ.в Р.п. Замените это словосочетание синонимичным сущ. + сущ. с предлогом (детских книг – книг для детей).

Учитель: Что можете сказать о словах писатель и автор? Синонимы. Какие слова называются синонимами? Для чего нужны синонимы в языке?

– Какие слова называются антонимами?

Задание 3. Придумайте к глаголам спрашивает, кричит, расстроился, говорит антонимы

Учитель: Как вы помните, дядя Федор ушел из дома в деревню, потому что родители не разрешили ему держать дома кота Матроскина. Но родителей он очень любил и поэтому решил написать им письмо. Давайте поможем нашему герою.

Задание 4. Вставить пропущенные буквы, объяснить написание.

Мои папа и мама! Я ж_ву хорошо. Просто зам_чательно. У _меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы кла_ нашли и корову купили. И трактор – тр-тр Митю. Трактор хороший, только он бензин не_ любит, а любит суп.
Мама и папа, я без вас скуч_ю. Особенно по вечерам. Но я вам не ск_жу, где живу. А то вы меня заберёте, а Матроскин и Шарик проп_дут.

Задание ОГЭ: 1 вариант: В последнем абзаце найдите простое предложение, осложненное обращением. 2 вариант: В последнем абзаце найдите сложносочиненное предложение.

Задание 6. В предложении 5 найдите многозначное слово и составьте с ним предложение.

– Какие слова называются однозначными, какие многозначными? Чем они отличаются от омонимов? Приведите примеры.

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Тип урока: введение нового знания.

Технология: деятельностный метод обучения.

Задачи урока

1. Образовательные:

а) выявить условия выбора гласных о – а в корнях с чередованием;

б) формировать навык правильного написания корней с чередованием,

в) повторить морфемный разбор слов;

г) развить умение формулировать определение понятий;

д) обогащать словарный запас учащихся;

е) совершенствовать орфографические и умения.

2. Развивающие:

а) осуществление системно-деятельностного подхода;

б) развитие критического мышления;

в) развитие внимания;

г) формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

д) развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

е) развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

ж) развивать умение применять новые знания;

з) развитие творческих, речевых способностей учащихся;

к) формирование логических умений;

л) развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

м) развитие умения формулировать проблему;

н) развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

а) воспитание интереса и уважения к русскому языку;

б) воспитание ценностного отношения к слову;

в) развитие коммуникативных УУД:

г) создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

д) взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу

Ожидаемые результаты:

- личностные:

2) стремление к речевому самосовершенствованию;

3) пополнение словарного запаса;

4) способность к самооценке на основе критерия успешности;

-метапредметные:

1) способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить;

2) умение поставить цель и организовать ее достижение;

3)рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка .

-познавательные:

1)анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений;

2)попытка точного и грамотного изложения своих мыслей,

- регулятивные:

1)выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу,

2)осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;

- предметные:

- коммуникативные:

1)умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.

1.Постановка учебной задачи.

Результатом этого этапа будет определение учебной задачи. Это этап мотивации и целеполагания.

УУД: личностные, коммуникативные.

Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность.

Работа с кроссвордом в группах по 4 чел.

-Какое ключевое слово у вас получилось? (корень)

Что такое орфограмма? (ошибкоопасное место). А для чего мы должны изучать орфограммы? (чтобы быть грамотными людьми). Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком? (да, конечно). Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? (перечисляют). Определяются виды безударной гласной в корне слова.

Распределите слова в две колонки:

г..ризонт, г..дать, б..рабан, д..лить, п..мидор, з..л..той, н..род.(Двое у доски)

-Посмотрите на слова предлагать и предложить

Все ли справились с заданием? Всё ли вам было понятно в задании? (не совсем,возникли затруднения). Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем? (Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием ЛАГ-ЛОЖ).

Итак, какова наша с вами учебная задача? Какую цель преследуем на уроке? Что сегодня предстоит нам выяснить? (Дети высказываются, формулируют тему урока).

2. Открытие нового знания .

Результатом этого этапа будет формирование ориентировочной основы действий.

Способы: диалог, парная работа.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

-Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием ЛАГ-ЛОЖ? (можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности).

Предлагаю следующее задание выполнить в парах.

Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.

Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать.

Все ли справились с заданием? (да). Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ? Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных.

3.Первичное закрепление.

Результатом этого этапа будет комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма.

-Ребята, давайте составим алгоритм , чтобы легче запомнить правило. ( Дети проговаривают шаги алгоритма).

А теперь откроем учебник, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом. (дети высказываются).

Выполним упражнение на новое правило из учебника. Ученики проговаривают в парах условия написания корней ЛАГ-ЛОЖ и осуществляют взаимопроверку.

4.Тренировочные упражнения.

Результатом этого этапа будет отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень автоматизированного умственного действия.

5.Рефлексия деятельности .

Урок заканчивается, значит, надо подвести итог.

Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников, используя слова с корнями ЛАГ-ЛОЖ ( излагали, предполагали, проложили и т.д.).

русскому языку в новых условиях.
На эти и другие вопросы можно найти ответ в Примерной программе по русскому языку для основной школы, которая составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – 3-е изд., дораб. – М: Просвещение, 2011. -112 с. - (Стандарты второго поколения).

Примерные программы основного общего образования. Литература. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2011. – 176 с. - (Стандарты второго поколения).

  • Инновационность содержания стандартов:
  • определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования;
  • развитие вариативности образования;
  • системно-деятельностный подход;
  • научное содержание образования;
  • воспитание как важнейшая составной часть и личностный результат стандартов;
  • новая система организации образовательного процесса через новую структуру базисного образовательного плана, здоровьесберегающие технологии, открытую образовательную среду и т.д.

Тр + Тс + Ту – новая формула стандартов

Тр - требования к результатам освоения основных образовательных программ
Тс - требования к структуре основных образовательных программ
Ту - требования к условиям реализации основных образовательных программ

Основная педагогическая задача - организация условий, инициирующих детское действие

Чему учить?
Обновление содержания

Ради чего учить?
Ценности образования

Как учить?
Обновление средств обучения

Фундаментальное ядро содержания общего образования — базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий.
Основное назначение этого документа в системе нормативного сопровождения стандартов — конкретизировать обобщенные требования к структуре образовательных программ и к результатам образования применительно к содержанию учебных программ и организации учебной деятельности.


Состав фундаментального ядра общего образования

Универсальные учебные действия

понятие универсальных учебных действий относится к общему содержанию образования и является метапонятием.

УУД = компетентностный подход.

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
  • осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объём словарного запаса, усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Коммуникативные универсальные учебные действия как метапредметные результаты:

  • строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • владеть всеми видами речевой деятельности;
  • адекватно воспринимать устную и письменную речь; владение разными видами чтения;
  • точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
  • соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.

Познавательные универсальные учебные действия как метапредметные результаты:

  • формулировать проблему;
  • выдвигать аргументы;
  • строить логическую цепь рассуждения;
  • находить доказательства , подтверждающие или опровергающие тезис;
  • осуществлять библиографический поиск;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • определять основную и второстепенную информацию и т.д.
  • Регулятивные универсальные учебные действия как метапредметные результаты:
  • ставить и адекватно формулировать цель деятельности;
  • планировать последовательность действий и при необходимости изменять её;
  • осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.

Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку:

  • представление об основных функциях языка;
  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  • освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, стили речи, язык художественной литературы, жанры речи, типы речи; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка(орфоэпическим, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  • проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  • понимание коммуникативно – эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  • осознание эстетических функций родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Результаты, не подлежащие формализованному итоговому контролю и аттестации :

- ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.);
- характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
- индивидуальные психологические характеристики личности


Цель урока: Расширить и углубить знания учащихся о частях речи; Формировать умение различать части речи; Развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы; Развивать навыки работы в паре.

1. Организационный момент.

- У нас урок русского языка, проверьте готовность. Подровняйтесь, присаживайтесь.

- Скажите, какое у нас сейчас время года?

- Весна, а это значит , что становится тепло, птицы прилетают с юга, природа оживает. Ну и конечно же больше светит солнышко. (На доске картинка с изображением солнца). В нашем классе тоже есть солнышко. Оно светит и всех нас любит и согревает. Так пусть же каждый его лучик обогреет нас, придаст нам добра, сил, аккуратности, уверенности в знаниях и придаст всем нам хорошего настроения.

-Откройте рабочие тетради. Запишите число, Классная работа.

2. Минутка чистописания.

- К нам на урок сегодня пришла Королева весны. И она приготовила для вас задания, за каждое правильное задание она нам будет давать цветочек, который мы будем с вами крепить на нашу полянку.

-Ой, ребята, посмотрите, нашему солнышку, а значит, и нашему хорошему настроению хотят помешать вот эти тучи? Нам нужно их прогнать, а для этого нужно выполнить минутку чистописания.

- На минутке чистописания мы будем прописывать 2 буквы, но какие – нам нужно угадать. Тучки решили поиграть с нами. Посмотрите на первую тучку и скажите, какую первую букву мы будем прописывать? Найдите лишнюю букву на каждом облачке (Чч) А теперь расшифруем задание 2 тучки. (Рр)

-Пропишем по образцу буквы Чч и Рр. (на доске висят образцы написания букв).

-Ребята, но эти буквы мы не зря сегодня взяли для минутки чистописания. Может, уже кто-то понял, почему именно эти буквы? (Они есть в названии темы урока)



- Вы хорошо справились с заданием, и вы от королевы весны получаете первый цветочек.

3. Актуализация знаний и постановка цели урока.

- Может кто-то догадался, какая тема урока?

- В теме урока 2 слова, с букв, которые мы прописывали и начинаются эти слова.

- Королева весны дала вам подсказки. Посмотрите на слайд.

Эта буква безударная гласная в слове глаза а

согласная буква, которая два раза встречается в слове русский с

согласная буква в последнем слоге слова работа т

непроверяемая гласная в в корне слова ребята е

Эта буква обозначает всегда мягкий согласный звук в слове стучит ч

Ударная буква в слове мирный и

-А кто из вас догадался, о чём мы сегодня будем на уроке говорить? (Чч и Рр –Какая тема урока? (Части речи)

-Ребята, а что такое части речи? (группы слов с общим значением).

- За хорошое выполнение задания вы получаете следующий цветоцек.

— Вы уже знакомы с частями речи, а сегодня мы с вами их повторим.

1. Игра “Собери домики”(работа на доске (1 чел) и в парах)

-Но вот беда, домики, где живут наши части речи, рассыпались, нам необходимо собрать их. Каждый домик состоит из двух кирпичиков и крыши. Собирать домики будем в парах, помните, что работать нужно дружно. Подберите к каждому дому подходящие кирпичики.


- Ребята, так как же называются слова, живущие в 1 домике? Во 2? В 3? А как назовём всю улицу? (Части речи)

- Расскажите о существительном, прилагательном, глаголе.

- Королеве очень нравится ваша работы и она вам дает еще один цветочек.

ОЦЕНКА КТО У ДОСКИ

4. Словарная работа (на слайде)

- Ребята, Королева Весна очень любит тепло и поэтому она приготовила следующие слова для словарной работы.

Тепло, теплый, теплеть

о тепле, от тепла, по теплу

- Прочитайте слова. Что можете сказать о записанных словах? К какому времени года они относятся? (весна)

- Подберите: - синоним к слову теплый – жаркий;

- антоним к слову тепло – холод.

-Определите, в какой группе записаны родственные слова, а в какой - формы одного и того же слова.

-Запишите ту группу слов, в которой записаны родственные слова, выделяя известные вам орфограммы, выделите корень слова.

Проверка (у доски 1 ученик) ОЦЕНКА, ТОМУ, КТО У ДОСКИ

- Проверьте работу. Какие орфограммы выделили в словах? Объясните их написание. Мы всегда должны помнить правила правописания.

-А теперь определим, какой частью речи является каждое слово.

- Королева Весна очень довольна вашей работой и приготовила для вас еще один цветочек.

5. Закрепление новых знаний и способов деятельности.

- Ребята, скажите, пожалуйста, что происходит весной с деревьями? Вот и Королева Весна предлагает вам собрать листочки на дерево.

На доске в разброс прикреплены листочки и 3 дерева.

- Посмотрите, перед вами 3 дерева и разбросаны листочки, но они не обычные, а со словами. Как вы думаете, какое перед вами задание? Вам нужно расположить листочки на свои места. (один ребенок у доски, остальные записывают слова на шаблон дерева с листочками) ОЦЕНКА, ТОМУ, КТО У ДОСКИ

- Как можно назвать каждое дерево?

- Хоть листочки и находятся на разных деревьях. Но если с каждого дерева взять по листку, то что получится из слов? (Предложение)

- Запишите в тетрадь предложения. (у доски 1 ученик комментирует). ОЦЕНКА, ТОМУ, КТО У ДОСКИ

Светит яркое солнце. Прилетели шумные грачи. Расцвели красивые подснежники..

- Выделим над словами части речи, поставив к словам вопрос. Подпишем сверху. (учитель показывает как это сделать) в 1 предложении, далее работу проводят дети.

- И за эту работу Королева даёт вам еще один цветочек.

6. Физминутка

Весна, весна! Пришла весна!

(Хлопки в ладоши).

Тепло на крыльях принесла.

(Короткие взмахи руками-крыльями)

И вот на самом солнцепеке

С поднятой гордой головой

(Ходьба. Приподнять повыше подбородок).

Расцвел подснежник голубой.

(Руки в стороны).

Он весь пушистый, серебристый

На солнце маленький стоит.

Посланец он весны надежный,

(Наклоны туловища).

Он не боится холодов.

За ним придут цветы другие,

(Повороты влево-вправо).

Он первенец среди цветов.

2)Работа с учебником с 76 упр.3

- Давайте теперь поработаем с учебником.

- О чем говорит эта пословица?

- Какие части речи в ней употреблены?

- Спишите пословицу, укажите над словами части речи.

- Упражнение в распределении частей речи по группам (упр. 4 стр. 87).

- Запишите слова, распределяя их по частям речи в три столбика.

- За работу Королева нам дала цветочек. ОЦЕНКА, ТОМУ, КТО У ДОСКИ

3) Составление предложения из слов по схеме

- Ребята, посмотрите на доску. (На доске слова и схема).

-Прочитайте слова. Какое задание мы можем выполнить с этими словами?( Из этих слов нам нужно составить предложение, но чтобы оно соответствовало схеме.)

прил. сущ. гл. сущ.

Маленькая синичка села ветку.

Понравилось ли вам предложение? Чего в нём не хватает? Исправьте ошибку, запишем предложение.

Маленькая синичка села на ветку.

- Найдём в предложении главные члены, подпишем части речи. ОЦЕНКА, ТОМУ, КТО У ДОСКИ

- Имена сущ. могут употребляться вместе с маленькими словами - предлогами. Они не имеют вопросов и ничего не обозначают. Зато они помогают делать смысл предложения понятным, изменяя формы слов.

- Вы прекрасно справились с заданием и Королева Весны с удовольствием вам дает цветок.

7. Физминутка. Игра “Угадай часть речи”

Ребята, я буду называть разные части речи, если я скажу существительное–хлопайте в ладоши, если прилагательное – руки на пояс, глагол – топаем.( море, ребята, учить, красный, урок, зима, читать, школа, яркий, песчаный, стул. весенний, смотреть, мяч, прыгать, ваза, воздух, копать).

8. Самостоятельная работа( с карточками). РЕЗЕРВ

Для выполнения следующего задания вам пригодятся знания о грамматических признаках частей речи.

1 уровень. Обозначьте части речи над словами.

День, читает, смелый, друг, бегают.

Береза, зимняя, трава, малина.

2) Зеленая, сочная, свежая, растет.

3) Думает, читает, ученик, знает.

3 уровень. Подберите к данным словам однокоренные слова разных частей речи

9. Итог урока.

- Королева Весны с вами очень понравилось работать. Но она бы хотела послушать, чему вы сегодня на уроке научились?

10. Рефлексия.

– Что было самым трудным? Интересно ли вам было на уроке? За что вы бы себя похвалили?

Продолжите фразы…

На уроке я узнал…

3. Больше всего понравилось…

5. За что можете себя похвалить? Изобразите лесенку успеха.

11. Домашнее задание- с.77,упр.№5


-75%

Читайте также: