Как развивать память у детей консультация для родителей в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

дать представление взрослым о роли памяти в психическом развитии ребенка на этапе подготовки к школе, расширить знания родителей по данному вопросу; предложить советы и рекомендации, как развивать пластичность и результативность запоминания.

Оценить 762 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования Мостовский район

Консультация для родителей

Красненко Елена Николаевна

Основная цель: дать представление взрослым о роли памяти в психическом развитии ребенка на этапе подготовки к школе, расширить знания родителей по данному вопросу; предложить советы и рекомендации, как развивать пластичность и результативность запоминания.

Память позволяет нам сохранять то, что мы приобретаем из практического жизненного опыта и в ходе обучения. Тот, кто быстрее запоминает, дольше помнит, легче припоминает, оказывается более приспособленным к жизни, лучше усваивает новые знания. Поэтому на этапе подготовки ребенка к школе необходимо развивать память в т.ч. в условиях семейного воспитания.

Старайтесь при этом развивать все виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную. Обоняние и осязание тоже помогут ребенку вспомнить. Одни люди больше оперируют слуховыми образами, другие лучше запоминают при участии зрительно-двигательных анализаторов и т.д.

Для развития памяти не обязательны специальные занятия. Используйте любые ситуации, игры, занятия, в которых ребенок должен что-то запомнить, а затем вспомнить. Например, вы пришли в парк. Оставьте под деревом мячик, а сами продолжайте идти по тропинке. При этом объясните ребенку, по каким признакам будет легче на обратном пути найти оставленный под деревом мяч. После прогулки спросите ребенка, что он увидел по пути в парк и в парке.

Стремитесь к тому, чтобы запоминание было осмысленным. Так, предлагая запомнить слова (например: лес, окно, гриб, стол, чашка, вода), посоветуйте объединить близкие по каким-нибудь признакам, ситуациям (лес – гриб, стол – чашка и т.д.). Это поможет припоминанию, и ребенок в последующих заданиях будет использовать такой прием.

или что-то иное, помогающее вспомнить.

Очень полезно для развития осознанного запоминания иллюстрирование текстов, которые предлагаются для пересказа. Вы читаете небольшой текст, а ребенок подбирает к нему подходящие иллюстрации из тех, которые перед ним разложены. На следующий день он должен воспроизвести текст по отобранным им иллюстрациям. Можно разыграть вместе с ребенком эпизод из рассказа или сказки, вылепить или нарисовать тот или иной персонаж, чтобы было легче вспомнить текст.

Таким же осмысленным надо сделать и заучивание стихов, текстов. С этой целью сначала прочитайте текст сами, вслух выделяя интонацией смысловые части. Укажите опорные слова, несущие основной смысл. Если к этому стихотворению, тексту есть иллюстрации, рассмотрите их вместе с ребенком. Используйте составление плана.

При заучивании стихотворения с голоса надо повторить его 2-3 раза вслух. В тех случаях, когда дети уже умеют читать, после вашего прочтения они читают текст сами по частям вслух и про себя. Повторяют 3-4 раза. Все слова должны быть для них понятны. Следите, чтобы при заучивании ребенок не допускал ошибок; первое же воспроизведение должно быть правильным.

Кроме реализации всех общих условий, способствующих развитию памяти, стимулировать этот процесс помогут специальные упражнения и игры. Они могут быть использованы в практике семейного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

" Что изменилось?"

Перед ребенком располагают 7-8 игрушек для запоминания на 1-2 минуты. Ребенку предлагают отвернуться и убирают одну игрушку, затем ребенка про­ сят пояснить, что изменилось?

а) увеличить количество выставленных игрушек,

б) ничего не убирать, а только менять местами,

в) придавать игре соревновательный характер - кто определит изменение бы­стрее,

правильнее и пояснит свой ответ.

" Что понапридумывали взрослые?"

Упражнение уместно во время прогулки по станице. Внимание ребенка об­ращается на самые разные знаки, символы и обозначения на рекламных плака­тах, витринах, на вывесках магазинов, на различного рода указате­лях. (дорожные знаки, обозначения, транспортных остановок, знаки-запреты).

Ребенка спрашивают, как он думает, зачем взрослые повесили определенные знаки. Ребенок старается пояснить свой ответ, тем самым развивает свое вооб­ ражение, память, мышление, обогащает словарный запас, учится излагать свои взгляды и предложения.

По возвращению домой (в детский сад) предлагают зарисовать те знаки, ко­ торые он запомнил. Таким образом, не только тренируется память, но он так же получает возможность еще раз переосмыслить особенности восприятия.

В старшем дошкольном возрасте можно развивать тактильную память ребенка, обучая его завязывать морские узлы (тем более что это помогает и развитию зрительного пространственного воображения).

Задание: Необходимо вспомнить и показать движения.

Как прыгает щенок? Покажи!

Как ходит корова? Покажи!

Как бодается бык? Покажи!

Как кошка лежит на солнышке? Покажи!

Как бегает по рельсам трамвай? Покажи!

Как ты поднимаешься по лестнице? Покажи!

Как выходит на помост спортсмен-тяжеловес? Покажи!

Как тормозит машина у светофора? Покажи!

Как милиционер своей палочкой останавливает машину? Покажи!

Как бабушка поправляет очки? Покажи!

В качестве упражнений, развивающих память, можно предложить следующие:

Взрослый называет пары слов, связанных по смыслу. Например:

окно – цветоклыжи – холод

чашка – молококнига – учитель

нога – палецдорога – машина

После чего он поочередно называет первое слово из пары и просит ребенка вспомнить второе слово.

Таким образом, играя с ребенком в вышеназванные игры, взрослые создают условия для развития разных видов памяти.

РЕКОМЕНДАЦИИ ВЗРОСЛЫМ ПО РАЗВИТИЮ

ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

1. В старшем дошкольном возрасте - игра про­должает занимать значительное место в жизни ребенка. Поэто­му как можно чаще играйте с ребенком.

2. Читайте ребенку сказки, рассказы, побуждайте его к пересказу. Не обязательно пересказывать все произведение, пусть ребенок расскажет тот отрывок, который ему больше понравился.

3. Одним из важнейших условий развития памяти явля­ется правильная организация повседневной жизни ребенка. Взрослый должен систематически, проводить с детьми на­блюдения родной природы и окружающей жизни, и затем предлагать рассказать об увиденном и услышанном.

4. Развитие памяти происходит и тогда, когда взрослый просит рассказать

сюжет просмотренного мультипликационного фильма, детской пере­дачи, или

пересказать знакомую сказку, рассказ.

6. Для развития памяти дошкольников целесообразно использовать наглядно-иллюстративный материал. Словесные объяснения полезно сочетать с показом картинок, иллюст­раций, игрушек. Это способствует увеличению объема запоми­наемого, прочности сохранения информации в памяти.

7. Особенно уместно использовать картинки, игрушки при запоминании стихотворений, чтении художественных произведений. Этот прием облегчает запоми­нание текста большого размера. Дети лучше рассматривают красочно иллюстрированные книги и по иллюстрациям припоминают их содержание.

8.Огромное значе­ние имеет понимание детьми того, что заучивается. Только ос­мысленное запоминание, в отличие от механического, позволяет запомнить в несколько раз больший объем материала, который воспроизводится значительно точнее, а главное - прочнее со­храняется в памяти ребенка. Чтобы ребенок осознанно запомнил стихотворение, рассказ или сказку, необходимо вначале про­вести подробную беседу по их содержанию, обратить внимание на выразительные средства языка, объяснить новые, незнако­мые слова.

9. Важно понимание детьми цели, ради которой заучивается мате­риал. Ребенок должен знать, для чего ему необходимо то, что от него требует взрослый. Если ему ясна цель - запомнить (например, чтобы много знать и хорошо учиться в школе, выступать на праздничном утреннике), то возможность запоминания резко возрастает. Если детям неясно, для чего надо запомнить стихо­творение, они не прилагают серьезных усилий, чтобы его выучить.

весь процесс запоминания заметно затрудняется и ухудшается.

11.Короткие стихи следует заучивать целиком, длинные - разби­вать на смысловые части. Вначале один-два раза прослушать все стихотворение (или песню), затем учить первую часть (или ку­плет). Выучив первую, дети снова выслушивают все стихотво­рение (песню) и заучивают вторую часть (куплет) и т.д. Если стихотворение разбить на отдельные строчки, то ребенок с тру­дом понимает смысл заученного. В результате он вынужден зубрить строчку за строчкой, часто совершенно не вникая в содержание.

12.Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование также способствует развитию образной памяти до­школьника. Советы взрослого нарисовать, например, что запомнил во вре­мя экскурсии в парк, зоопарк, что делал на даче, как помо­гал маме и др. - возвращают детей к увиденному, закрепляют ранее полученные впечатления и представления.

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. В этот период память на скорости развития опережает другие способности, ребенок рассматривает картинку и вспоминает, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа. Легкость, с которой дети дошкольники запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно, другими словами он запоминает, не желая того. Дошкольный период – эпоха господства природной, непосредственной, непроизвольной памяти. К концу дошкольного периода (6-7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психологической активности. Они уже умеют рассматривать предметы, могут вести целенаправленное наблюдение и появляются элементы произвольной памяти. Она проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.

Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти – наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью и т. д. Известны примеры, когда психологи и педагоги занимались целенаправленным обучением дошкольников приемами классификации и группировки в целях запоминания (Житикова Л. М. Учите детей запоминать. Пособие для воспитателя детского сада) .

Ребенку надо помогать запоминать его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

б) Возьми дощечку № 1 закрой глаза и потрогай ее. Что напоминает тебе ее поверхность?

в) У детей в группе наверняка есть друзья: научите детей понимать, как дощечки напоминают характер или голос, внешность или привычки.

2. Развитие зрительной памяти. Для этого предлагаются следующие вопросы:

- Где у нас в доме лежат следующие вещи?

- Вспомни, во что одет … (имя друга?

3. Способом развития слуховой памяти может быть не только заучивание стихов и прослушивание сказок, рассказов. Это может быть слушание пластинок с записями сказок, песен, (мульт., песен) .

Развивает слуховую память пересказ прочитанного, но без принуждения.

4. Формируйте и непроизвольную память. Для этого во время любой деятельности параллельно заучивайте стихи, слушайте музыку.

5. Помните! Память следует развивать только в естественной обстановке не заставляйте ребенка, когда он не хочет. Попытайтесь заинтересовать его!

6. Помните, что особенно легко запоминается и долго сохраняется тот материал, с которым ребенок что-то делал, ощупывал, пробовал на вкус, вырезал, строил…

7. Если вы хотите, чтобы ребенок запомнил какой-нибудь рассказ, событие, беседу, хотите обогатить его кругозор, необходимо, чтобы материал для запоминания был не только интересным, но и достаточно ясным.

8. Помните, что для детей важно знать свои успехи! Обращайте внимание ребенка на то, что ему удалось запомнить, а что еще не удалось. Таким путем ребенок привыкает к самоконтролю, а это важно для дальнейшего улучшения работы.

9. Огромное значение имеет правильная организация повторений. Главное не в том, чтобы уметь использовать то, что сохраняется в памяти.

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Каждый родитель хочет, чтобы их ребенок успешно учился в школе. В этот период память на скорости развития опережает другие способности, ребенок рассматривает картинку и вспоминает, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного опыта.

Легкость, с которой дети дошкольники запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание.

Как улучшить память?

Вопрос. Как улучшить развитие памяти?

Развитие памяти, как и любой другой способности, требует регулярных занятий. Сначала ребёнок не в состоянии будет выполнить всё, что вы от него требуете. Однако, повторяя день за днём упражнения, скоро он станет запоминать гораздо больше новой информации.

Заниматься развитием памяти можно практически везде: на улице во время прогулки, в гостях у друзей и родственников, в кровати перед сном. Основное правило при этом — заниматься с ребёнком с удовольствием, ярко и занимательно. Занятия такого рода должны приносить крохе радость и не быть скучными. Не надо принуждать, надо увлекать.

1. Рассказывайте, что происходит. С самого раннего возраста ребёнка обсуждайте с ним всё, что происходит: что кушаем, что видим на прогулке, какого цвета предметы, во что играем и прочее. Пройдёт немного времени, и вы заметите, как ребёнок запоминает всё, о чём вы рассказывали. Постепенно он включится в общение с вами и расскажет обо всём, что он понял.

2. Читайте. Чтение (особенно чтение стихов и их заучивание наизусть) весьма способствует активному запоминанию. Чтение книг ребёнку положительно влияет на развитие словесно-смысловой памяти. Не бойтесь читать ту же самую сказку многократно, это только пойдёт на пользу. По окончании прочтения задавайте вопросы о прочитанном. Так мы позаботимся и о развитии памяти, и речи, и логики. Начинать читать ребёнку рекомендуется с 4-6 месяцев, в 1,5-2 года малыши могут перечислять и даже описывать персонажей, а с 4-5 лет они уже могут пересказывать услышанное.

3. Рассматривайте изображения. С малых лет показывайте ребёнку красочные иллюстрации, картинки, фотографии, репродукции картин и обсуждайте, что на них изображено. Пусть ребёнок детально опишет, что он видит. Такое упражнение развивает память, речь, а также художественное восприятие.

Развиваем зрительную, слуховую, тактильную, двигательную память у детей

Понаблюдайте за детьми, и вы увидите, что одни лучше воспринимают информацию на слух (слуховая память, другие — когда сами читают или рассматривают картинки (зрительная память, третьи — если сами записывают и повторяют информацию (двигательная память, а четвёртые — если что-то вызвало их яркое эмоциональное переживание (эмоциональная память).

Двигательная память. Развитию двигательной памяти хорошо способствуют занятия физкультурой и танцами. Делая утреннюю зарядку, малыш запоминает последовательность упражнений, а танцуя – выучивает комбинации движений, их целые связки. Делая зарядку весело, например, ассоциируя упражнения с повадками животных, ребёнок лучше их запомнит.

Вопрос. Существуют ли упражнения, помогающие развивать память?

Упражнения, развивающие память

Развивайте память вашего ребёнка систематически, используя полезные упражнения.

2. Игры для развития памяти

Предлагая ребёнку игры для развития памяти, учитывайте возраст.

С рождения до 1 года:

• Разговаривайте с крохой с рождения, описывайте ему окружающий мир, знакомьте с песенками и потешками.

• В новом месте объясняйте малышу названия и назначения новых предметов.

• С 6 месяцев рассматривайте красочные детские книжки, называя вслух названия предметов.

• Малышам этого возраста хорошо удаётся запоминать движения и действия. С такими детками необходимо чаще играть в подвижные игры, давать им возможность потанцевать, заниматься лепкой и рисованием, тактильно изучать свойства предметов.

• Дети обожают слушать сказки и учить стихи наизусть. Читайте побольше, обсуждайте увиденное во время прогулки, учите новые слова.

• Этот возраст наиболее стремительного развития ребёнка. Дошкольникам отлично удаётся запоминать стихи и песни. Этот период считается оптимальным для изучения иностранного языка.

Учим скороговорки: они сформируют хорошую дикцию ребёнка и улучшат память.

Вот видите, заниматься с ребёнком, развивая его память, вовсе не сложно. Знайте, что совершенствуя память малыша, мы развиваем и другие его характеристики: улучшаем внимание, воображение, интеллект, мышление, логику, творческое начало.

в воспитании и развитии вашего ребенка

Чувство патриотизма нужно развивать с малых лет. Консультация для родителей

Чувство патриотизма нужно развивать с малых лет. Консультация для родителей Патриотизм-это уважительное отношение к своей стране, чувство преданности и верности своему Отечеству, желание служить его интересам и защищать.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи.

В этот период память на скорости развития опережает другие способности, ребенок рассматривает картинку и вспоминает, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного опыта.

Легкость, с которой дети дошкольники запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание.

В заключении хочется сказать, не жалейте время на игры с детьми. Ведь игры помогают ребятам развиваться, а значит это не пустая трата времени. Помните, что для детей важно знать свои успехи! Обращайте внимание ребенка на то, что ему удалось запомнить, а что еще не удалось. Таким путем ребенок привыкает к самоконтролю, а это важно для дальнейшего улучшения работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей второй младшей группы детского сада, В разработке даны методические рекомендации родителям для развития у детей памяти, внимания и мышления ребенка. Как уличшить пямять и внимание ребенка. Представлен сборник развивающих игр с детьми.Данный материал могут использовать воспитатели детских садов для консультирования родителей,

«Как развить память, внимание

Конечно же, каждый родитель хочет, чтобы их ребенок успешно учился, а особенно этого хотят родители, имеющие детей с различными отклонениями в развитии. Следовательно, ребенка надо развивать, и занятий, которые он получает в детском саду, ему мало. Но дети, как правило, не любят заниматься, но они любят играть. Значит, развивать все психические функции необходимо через игру.

Почему я сейчас говорю о развитии психических функций, а не о подготовке к школьному обучению? Многие родители считают, что если ребенок умеет считать и писать, значит, он подготовлен к школе. Позволю себе с вами не согласиться.

Многие дети, имеющие отклонения в развитии и страдающие аутизмом бегло читают и считают уже в 3 летнем возрасте. Бывает, что и дети имеющие нарушение интеллекта уже в дошкольном возрасте знают цифры и буквы, но не могут читать и отсчитывать нужное количество предметов, так как у детей не сформировано мышление. Они не умеют строить умозаключения, делать анализ, выполнять многоступенчатые инструкции, их внимание рассеяно, ребята не могут самостоятельно сосредоточиться на выполнении задания, им необходим контроль, многократные повторения и помощь взрослого. У ребят не сформированы психические функции, то есть страдает восприятие, внимание, память и мышление.

Нет таких игр, которые бы развивали только память, только внимание, только мышление или восприятие. Любая игра развивает сразу несколько психических функций.

Возьмем упражнения на память. Посмотрите внимательно на сюжетную картинку в течении 30 секунд и постарайтесь её запомнить. А теперь вспомните, что было нарисовано, каким цветом и формой, где, что располагалось. Скажите, какие же функции работали у вас при выполнении данного упражнения?

Вывод. Чтобы запомнить, что нарисовано на картинке, вы на неё посмотрели, значит, работало ваше восприятие, вы сосредотачивали внимание, чтобы увить все детали картины, работало также и мышление, так как вы старались запомнить, что где расположено и какого это цвета размера или формы. Следовательно, развиваются сразу все функции, хотя это упражнение в первую очередь на тренировку памяти.

Возьмем игру на внимание. Вам необходимо найти одинаковые предметы. Какие психические функции у вас при этом работают?

Вывод. Вы наверное заметили, что работало восприятие, мышление, так как мы сравнивали предметы между собой, а также память, потом чтобы исключить не нужные предмет мы на него смотрим и запоминаем, а потом ищем.

В полгода ребенок начинает понимать, что люди и предметы существуют, даже если он их не видит.

Ребенок начинает постепенно понимать, что вы ему говорите, запоминает название предметов и людей, где они находятся, мы просим малыша показать, где мама или папа, где у него глазки или носик. Так постепенно развивается память ребенка.

Как улучшить память?

2. Внимательно наблюдать. Прежде всего получить зрительное впечатление, оно прочнее: нервы, ведущие от глаза к мозгу, в 20 раз толще, чем нервы ведущие от уха к мозгу.

Развивающие игры.

Как мы уже сказали, во время игр не развивается только одна функция. Поэтому дома я предлагаю вам поиграть в такие игры.

И это только малая часть игр, в которые можно играть дома.

В заключении хочется сказать, не жалейте время на игры с детьми. Ведь игры помогают ребятам развиваться, а значит это не пустая трата времени. И не научится со временем ребенок этому самостоятельно, его надо развивать, особенно если у него идут нарушения в развитии, и чем раньше мы начнем его обучать играя, тем лучше он будет учиться в школе.

Читайте также: