Что представляет собой управление социальным обеспечением кратко

Обновлено: 04.07.2024

Система социального обеспечения в настоящее время переживает значительные организационно-правовые и содержательные преобразования: создана законодательная база для реформы социальной сферы, позволившая осуществить децентрализацию государственной системы социального обеспечения и управления социальной сферой, реализуется система обязательного социального страхования населения, введены новые формы социальной поддержки населения, проводится структурная перестройка отрасли, развиваются платные социальные услуги, новые формы комплексного социального обслуживания населения.

Резкое ухудшение демографической ситуации и снижение уровня здоровья населения в начале 90-х гг. прошлого века сопровождалось и поддерживалось вынужденной реформой системы социального обеспечения, которую пытались и пытаются привести в соответствие с осуществляемыми социальными и экономическими преобразованиями общества.

В этих условиях большое значение приобретает совершенствование административно-правового регулирования организации и деятельности всей системы социального обеспечения в России, так как существующий механизм, организационные структуры, формы управления и действующее законодательство в значительной степени устарели и не отвечают новым общественно-политическим и социальным реалиям.

Управления социальным обеспечением

Подсистема управления государственной части включает систему органов и учреждений, осуществляющих социальное обеспечение. Она образует две взаимосвязанные подсистемы: федеральные государственные органы исполнительной власти и федеральные государственные учреждения, а также государственные органы исполнительной власти и государственные учреждения субъектов РФ.

К федеральным органам исполнительной власти относятся: Минздравсоцразвития России Минздрав России, Минтруд России, Минобороны России, МВД России, Минюст России и др., их территориальные органы.

Особое положение в системе этих органов занимает Минздравсоцразвития России Министерство труда и социальной защиты России. Согласно Положению о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321, данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, демографической политики, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального обеспечения, социального страхования, социальной защиты населения, по оказанию государственных услуг в сфере социального обслуживания населения, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы и т.д.

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), Федерального медико-биологического агентства, федеральных государственных учреждений, а также координацию деятельности ПФР, ФСС РФ, ФФОМС.

Минздравсоцразвития России уполномочено давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства, в части оказания государственных услуг и управления государственным имуществом.

Социальное обеспечение военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей осуществляют федеральные органы исполнительной власти, где граждане проходят военную и правоохранительную службу.

Социальное обеспечение за счет средств обязательного социального страхования осуществляют ПФР и его территориальные учреждения, ФСС РФ и его территориальные учреждения, медицинские учреждения. Пенсионный фонд России и его территориальные учреждения в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, назначают и выплачивают пенсии по Закону о трудовых пенсиях и Закону о государственном пенсионном обеспечении.




Фонд социального страхования РФ и его территориальные учреждения согласно Положению о Фонде, утвержденному постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101, выплачивают единовременные и ежемесячные страховые выплаты застрахованным лицам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, оплачивают расходы по их реабилитации и т.д.

К ним относятся как полномочия органов государственный власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов РФ, так и полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения, переданные для осуществления органами государственной власти субъектов РФ, которые осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета или бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ.

В подсистему управления субъектов РФ входят органы исполнительной власти, которые занимаются социальным обеспечением: министерства, управления, департаменты, комитеты социальной защиты населения, здравоохранения.

В подсистему управления социальным обеспечением субъектов РФ входят также учреждения социального обслуживания населения, находящиеся в собственности субъектов РФ (центры социальной помощи семье и детям, комплексные центры социального обслуживания населения и др.). Подсистема управления негосударственной части состоит из органов местного самоуправления, администрации организаций-работодателей, администрации страховых медицинских организаций и негосударственных пенсионных фондов.

Кроме того, ст. 19 данного Федерального закона предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов РФ — законами субъектов РФ.

В Законе даются понятия государственной услуги, муниципальной услуги, закреплены обязанности органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, в том числе требования к организации представления услуг в электронной форме, предусмотрено включение услуг в реестр государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

Особое внимание в Законе уделено административным регламентам: установлены требования к их структуре, общие требования к разработке их проектов, требования к предоставлению государственных или муниципальных услуг, предусмотрены использования информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Управление социальным обеспечением в организациях-работодателях, страховых медицинских организациях, в негосударственных пенсионных фондах осуществляют их руководители, а также специально созданные структурные подразделения.

Управление в области социального обеспечения – классификация, законодательная основа, правовой статус

Координирование процесса социального обслуживания и защиты представляет собой один из важнейших аспектов в области социального обеспечения.

Управление – это осуществление деятельности, включающее контроль, координацию процессов, направленных на реализацию поставленных задач и выполнение установленных функций.

Управление социальным обеспечением состоит из двух составляющих – общего и оперативного управления.

Сам по себе процесс сформирован с учетом следующих организационно-правовых форм социального обеспечения:

  • обязательное социальное страхование;
  • социальное обеспечение отдельных категорий граждан за счет, выделяемых из государственного бюджета;
  • государственная социальная помощь.

Общее управление в области социального обеспечения на территории Российской Федерации реализуется с помощью Правительства РФ, представленного Государственной Думой, которая осуществляет единую государственную политику относительно соблюдения прав граждан в социальной сфере, регламентируемых Конституцией Российской Федерации, сфере здравоохранения, помогает в решении проблем семьи, материнства, детства.

Правительством России реализуется и контролируется деятельность министерств и органов исполнительной власти федерального уровня.

Оперативное управление органами социальной сферы обеспечивается денежными средствами, выделяемыми из государственного бюджета. Ответственность за оперативное управление возложена на государственные органы исполнительной власти, Министерство труда Российской Федерации, Министерство здравоохранения России, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство обороны, а также на государственные структуры, которые являются подведомственными.

Реализация функций оперативного управления социальным страхованием возложена на социальные не государственные внебюджетные фонды – Пенсионный Фонд России, Фонд Социального Страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Основная задача регламентируется законодательством и заключается в обеспечении прав застрахованных лиц по социальному страхованию в случае возникновения страхового случая. При этом стоит заметить, что Пенсионный Фонд России хоть и не входит в систему органов государственной исполнительной власти, но его правовой статус содержит в себе составляющие, которые аналогичны статусу государственных органов управления.

Деятельность фонда можно охарактеризовать специальной целью, задачами и функциями фондов, возложенными на них и закрепленными на уровне законодательства, которые направлены на финансирование социальных программ. Компетентность фонда определена совокупностью прав и обязанностей, а также предоставлением властных полномочий.

Фонд имеет право управлять государственной собственностью в пределах предоставленных ему прав; наделен полномочиями применения принудительного воздействия для исполнения правовых норм. Правовой статус Пенсионного Фонда России закреплен не в только в Положении о Пенсионном Фонде России, но гражданским законодательством, которым регламентируются требования как к юридическому лицу, которое было создано как государственное учреждение. Эти особенности распространяются и на Фонд социального страхования.

Пенсионный Фонд Российской Федерации

Организационно-структурное формирование и сфера деятельности Пенсионного Фонда России определяется целями, задачами, функциями, которые на него возложены.

Основной целью создания и деятельности Пенсионного Фонда является формирование и обеспечение гарантий со стороны государства в сфере пенсионного обеспечения и управление средствами, находящимися в его распоряжении. Эти цели могут быть достигнуты посредством осуществления следующих задач:

  • обеспечение и поддержка финансовой стабильности пенсионной сферы;
  • обеспечение прав граждан на получение социальных выплат;
  • своевременное и полное финансирование выплат социальной сферы – пенсии, пособия;
  • разработка и осуществление государственных программ в сфере социального обеспечения;
  • финансирование целевых программ.

Функциями Пенсионного Фонда России являются:

  • сбор и накопление обязательных страховых взносов и других финансовых средств;
  • управление накопленными финансовыми средствами в соответствии с их целевым назначением.

Помимо основных функций, в последнее время на Пенсионный Фонд

возложены дополнительные функции, такие как:

  • осуществление ежемесячных финансовых выплат отдельным категориям граждан;
  • дополнительное ежемесячное финансовое обеспечение отдельных категорий граждан;
  • осуществление выплат для неработающих пенсионеров по обязательному социальному страхованию;
  • создание и ведение регистра для лиц, имеющих право на получение социальной помощи.

По мнению специалистов, возложение этих функций на Пенсионный Фонд отражается не только на его правовом статусе, но эффективности функционирования всей системы пенсионного страхования.

Реализация функций Пенсионного Фонда России осуществляется при взаимодействии с иными органами исполнительной власти непосредственно Российской Федерации, а также ее субъектов, муниципальными органами, общественными объединениями и другими организациями вне зависимости от их организационно-правовой структуры.

Министерство труда Российской Федерации в системе социального обеспечения

Основным органом государственной исполнительной власти, деятельностью которого является реализация государственной политики и правовое регулирование в сфере социального обеспечения населения является Министерство труда Российской Федерации.

Министерство труда представляет собой орган исполнительной власти федерального уровне. Оно выполняет функции по формированию и осуществлению государственной политики и нормативно-правовому управлению в сфере демографии, трудовой отрасли, уровня жизни населения и доходов граждан, оплаты труда, пенсионного обеспечения (включая и негосударственное), социального страхования, охраны труда, социального партнерства и трудовых взаимоотношений, уровня занятости и безработицы, государственной и альтернативной гражданской службы, социальной защиты и обслуживания населения (социальная защита семей, детей, женщин, опека и попечительство совершеннолетних недееспособных и частично дееспособных граждан), и управление государственным имуществом.

В подчинении Министерства находятся федеральные службы и агентства. Финансирование, предусмотренное на содержание этих служб и агентств, устанавливается государственным бюджетом. Самостоятельность определяется возложенными на них полномочиями, которые установлены Положениями об этих органах.

Роструд выполняет государственный контроль за соблюдением положений трудового законодательства и порядка проведения расследования и учета несчастных случаев, возникающих на производстве, а также за обеспечением государственных гарантий в сфере занятости населения, приема на работу в качестве безработных граждан, имеющих степень инвалидности, проводит контроль соблюдения стандартов в области социального обслуживания.

Органы социального обеспечения субъектов Российской Федерации, районного и местного уровня могут называться по-разному – министерства, комитеты, управления, но цели, задачи и функции у них идентичны.

В сфере управления социальным обеспечением важное место занимает деятельность органы социального обеспечения в пределах региона. Задачи, цели, функции, организационно-структурное строение указаны в Положениях об этих органах, утвержденных актами органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Положение о Департаменте защиты населения г. Москвы, утвержденное постановлением от 27 сентября 2011 года, определяет права, полномочия, управление этим Департаментом.

Характеристика регионального органа социального обеспечения

Орган регионального социального обеспечения относится к отраслевым органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми и нетрудоспособных категорий населения, которым необходима поддержка со стороны органов социальной защиты. Деятельность такого органа основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах, государственных законодательных актах, а также Конституции, законодательных актах субъекта Российской Федерации и Положением о региональном органе социального обеспечения.

Как правило, такой орган относится к юридическим лицам, имеет бюджетные счета в банке и казначействе субъекта Российской Федерации. Финансирование на его содержание выделяется из бюджета субъекта России, часть денежных средств которого предназначена для государственного управления. Имущество, которое необходимо для реализации деятельности, передается в оперативное управление. Деятельность регионального органа осуществляется во взаимодействии с органами исполнительной власти государственного уровня, органами Пенсионного Фонда, Фонда социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

В региональный орган социального обеспечения могут входить такие учреждения:

  • республиканские, областные, районные управления в виде комитетов, отделов социальной защиты населения;
  • стационарного и нестационарного социального обслуживания;
  • государственные службы медико-социальной экспертизы;
  • службы реабилитации инвалидов;
  • приюты для подростков и детей;
  • центры помощи семье и детям;
  • социальная помощь для лиц без определенного места жительства;

Задачи, возлагаемые на региональный орган социального обеспечения

Задачами регионального органа в области защиты населения являются:

  • проведение государственной политики в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, не достигшими совершеннолетнего возраста, а также нетрудоспособных категорий населения, нуждающихся в социальной защите;
  • координация межотраслевого характера в сфере социальной защиты населения и проведение анализа социально-экономического состояния отдельных групп населения, мониторинг предоставления социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, прогнозирование развития социальной защиты;
  • создание оптимальной системы социальной защиты, повышение уровня эффективности, формирование новых видов социального обеспечения населения (допустимо привлечение негосударственных организаций);
  • внедрение современных технологий, формирование баз и банка данных обслуживаемого населения;
  • контроль за соблюдением законодательства, требований, выдвигаемых государственными стандартами и нормами в сфере организации социальной сферы.
  • взаимодействие с территориальными исполнительными органами власти по всевозможным вопросам защиты и обслуживания населения региона;
  • разработка мероприятий по обеспечению социальных гарантий, установленных законом;
  • в пределах региона контроль за исполнением федерального законодательства Российской Федерации и ее субъекта.

Функции регионального органа в области социальной защиты и обслуживания

Функции, которые региональный орган обязан выполнять в установленном порядке, представлены следующим образом:

Также органами социальной защиты населения проводится организация работы в сфере медицинского, культурного, социально-бытового обслуживания для лиц, находящихся в учреждениях социальной защиты; работа по проведению медико-социальной экспертизе граждан и создание и развитие Государственной службы, позволяющие проводить подобного рода экспертизы.

Задачи, возложенные на органы социальной защиты предусмотрены в сфере финансовой деятельности. К таковым относятся:

  • обязательное сотрудничество с иными органами власти при рассмотрении проекта о бюджете субъекта;
  • контроль за бюджетными расходами, а также распоряжением внебюджетных средств;
  • оказание услуг для удовлетворений нужд государственного характера в области социального обеспечения и защиты населения.

Помимо вышеуказанных задач, территориальные органы разрабатывают и вносят на рассмотрение предложения в сфере развития и укрепления материально-технической основы социальной отрасли

Орган регионального значения имеет возможность пользоваться перечнем прав при решении задач и проблем, возникающих в процессе осуществления деятельности:

  • внесение предложений по совершенствованию законодательных норм социальной защиты и обслуживания населения;
  • издание методических рекомендаций и инструкций по различным направлениям деятельности по социальному обеспечению с дальнейшей передачей их в подведомственные организации;
  • владение и распоряжение имуществом, которое закрепляется за ними в рамках оперативного управления.

Значение руководителя в сфере социального обеспечения

Основным принципом, на котором основано управление региональным органом социального обеспечения – принцип единоначалия, то есть во главе находится назначенный органом исполнительной власти субъекта России руководитель. Его заместители наделяются полномочиями и снимаются с должностей аналогично руководителю. Руководитель обладает довольно широкими полномочиями для надлежащего и ответственного осуществления выполняемой им деятельности – организация рабочего процесса и управление деятельностью регионального органа в сфере социального обеспечения, руководителем которого он является.

Контроль за исполнением обязанностей, возложенных на подведомственные организации осуществляется проведением заседаний правительства субъекта Российской Федерации и совещаний, на которых присутствуют региональные органы, деятельность которых непосредственно связана с вопросами социальной защиты и обслуживания населения; передачей на рассмотрение исполнительным органам власти субъекта Российской Федерации правовых актов в сфере совершенствования регионального законодательства, а также документов по вопросам осуществляемой деятельности органами регионального значения

В пределах своих полномочий руководитель может осуществлять такие процедуры:

  • издание приказов и распоряжений, которые являются обязательными для исполнения сотрудниками как регионального органа, так и его подведомственными учреждениями;
  • осуществление контроля за исполнением распоряжений руководителя;
  • назначение и увольнение с должности сотрудников регионального органа, руководителей подведомственных организаций социальной защиты, учреждений стационарного характера;
  • заключение трудовых договоров.

Процедура назначения на должность руководителей подведомственных организаций проводится только после согласования с руководителями административно-территориальных групп.

Руководитель также вправе определять полномочия для своих заместителей, распределять обязанности между несколькими руководителями, утверждать должностные инструкции и положения о работе структурных подразделений, а также структуру, штатное расписание, смету расходов на содержание сотрудников в пределах денежных средств, выделяемых из бюджета субъекта Российской Федерации для государственного управления.

Руководитель наделен полномочиями, которые позволяют ему заниматься кадровыми вопросами, а именно организацией работы по повышению квалификации сотрудников, формированием кадровых резервов, совершенствованием условий труда сотрудников, обеспечением соблюдения работниками правил внутреннего распорядка, порядка работы с документами служебного характера. Он подписывает бухгалтерскую и статистическую отчетность, несет ответственность за правильность предоставления такой документации.

При органе социальной защиты создается коллегия. В ее состав входят: руководитель, его заместители, руководители подведомственных ему организаций и структурных подразделений. Помимо лиц, входящих в состав коллегии по должности, имеется список членов коллегии, который утверждается по представлению руководителя Правительством субъекта Российской Федерации. Коллегией рассматриваются вопросы, касающиеся деятельности и регионального органа в области социального обеспечения и структурных подразделений, входящих в его состав. По итогам проведенного заседания составляется протокол, постановления и приказы руководителя. Для субъектов Российской Федерации задачи, функции и организационная структура практически одинаковы.

В подчинении регионального органа находятся районные, городские управления, комитеты и отделы социальной защиты населения. Их функция заключается в организации и выполнении работ социального обслуживания пожилых граждан, людей с ограниченными физическими возможностями, детей; обеспечении отдельных категорий населения социальными пособиями, реабилитацией инвалидов, предоставление государственной социальной помощи гражданам. Так же они взаимодействуют с многочисленными общественными организациями, оказывающими помощь людям с ограниченными физическими возможностями.


Оглавление

  • Тема 1. Общее понятие социальной защиты и социального обеспечения
  • Тема 2. Понятие управления социальным обеспечением
  • Тема 3. Правовое осуществление социального обеспечения

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ. Издание 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Понятие управления социальным обеспечением

1) Понятие управления;

2) Общее управление социальным обеспечением;

3) Оперативное управление социальным обеспечением.

1) Понятие управления

а) Деятельность органов власти;

б) Крупное подразделение какого-нибудь учреждения, крупное административное учреждение;

а) Направлять ход движения кого-нибудь, чего-нибудь;

б) Руководить, направлять деятельность, действия кого-нибудь, чего-нибудь.

Следовательно, управление — целенаправленное воздействие на кого-либо, например, на людей, или на что-либо, например, на окружающую человека среду обитания.

Различают управление государством, городом, сферой социальной жизни общества, (например, здравоохранение, образование, социальное обеспечение). По признаку собственности есть государственное, муниципальное, частное управление. Все названные различия управления свойственны и системе социального обеспечения.

Под администрацией подразумеваются государственные органы, осуществляющие управление, а также руководство персоналом какого-либо учреждения. Иными словами, администрировать, означает управлять, заведовать.

Управление и администрирование — это синонимы. Под ними понимается управление, руководство людьми. Органы, которые осуществляют руководство обычно именуют администрацией.

На практике существует несколько видов администрации:

а) Администрация международной организации;

б) Федеральная администрация;

в) Администрация субъекта РФ;

в) Муниципальные администрации;

г) Администрация предприятия, учреждения, организации.

2) Общее управление социальным обеспечением

Общее управление социальным обеспечением в нашей стране осуществляет государственная федеральная администрация, а главной федеральной администрации является Правительство РФ. Как главный федеральный орган исполнительной власти, Правительство наделено широкими полномочиями во всех областях жизни страны. На него возложена ответственность за обеспечение прав и свобод граждан, состояние экономики, реализацию социальной политики, обеспечение безопасности общества и государства, состояние международной связи в Российской Федерации.

В пределах своих полномочий Правительство организует исполнение Конституции, законов, Указов Президента, международных договоров, контролирует деятельность исполнительных органов субъектов Российской Федерации и т. д. Правительство руководит работой федеральных Министерств и других органов исполнительной федеральной власти и число полномочий федерального Правительства в социальной сфере относится проведение единой государственной социальной политики и реализация конституционных прав граждан в области социального обеспечения.

На Правительство возложено принятие мер по реализации прав граждан, охрану здоровья, решение проблем семьи, материнства и детства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в стране.

Федеральное Правительство издает Постановления и Распоряжения. Акты, имеющие нормативных характер, издаются в форме Постановлений, а Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме Распоряжений.

Правительство обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области образования, здравоохранения, социального обеспечения и др. Одновременно с обще социальными Правительство решает также конкретные вопросы поддержки наименее социально защищенных групп населения: малоимущих, безработных, беженцев и др. Непосредственно вопросами, относящимися к сфере социального обеспечения занимаются 2 Министерства Правительства — Министерство труда и социальной защиты, Министерство Здравоохранения.

3) Оперативное управление социальным обеспечением

Оперативный — непосредственно практически осуществляющий, что-либо. Оперативное управление социальным обеспечением зависит от того, к какой форме социального обеспечения оно относится.

Если социальное обеспечение осуществляется в форме Обязательного Социального Страхования (ОСС), оперативное управление осуществляют внебюджетные государственные страховые фонды и их подразделения в субъектах и на местах, (

1) Пенсионный Фонд России (ПФР);

2) Фонд Социального Страхования (ФСС);

3) Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС):

а) Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФФОМС);

б) Территориальный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ТФОМС).

Эти органы осуществляют следующие виды оперативной деятельности:

— Определяют круг лиц, подлежащих социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение;

— Определяют условия назначения и размеры страхового обеспечения;

— Устанавливают тарифы страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования (ОСС);

— Определяют базу для начисления страховых взносов;

— Разрабатывают порядок формирования своих бюджетов и порядок их исполнения; и т. д.

Если осуществляется оперативное социальным обеспечением за счет ассигнований из федерального бюджета, то управление осуществляют государственные органы исполнительной власти и подведомственные им органы, к ним относятся:

1) Министерство труда и социальной защиты;

2) Министерство здравоохранения;

3) Министерство образования и науки;

4) Министерство Обороны;

5) Министерство Внутренних Дел (МВД) и подведомственные им органы.

На местах оперативное управление социальным обеспечением осуществляют органы социальной защиты населения (ОСЗН) — управление социальной защиты населения, Комитет по социальной политике, центр социального обслуживания и др.

В ведении названных органов находятся следующие виды оперативного управления:

— Разработка программ социальной защиты населения;

— Изучение социально-экономического положения отдельных групп населения;

— Организация назначения выплаты пособий, компенсаций;

— Социальное обслуживание пожилых, инвалидов;

— Организация санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан и т. д.

Оперативный – непосредственно практически осуществляющий, что-либо. Оперативное управление социальным обеспечением зависит от того, к какой форме социального обеспечения оно относится.

Если социальное обеспечение осуществляется в форме Обязательного Социального Страхования (ОСС), оперативное управление осуществляют внебюджетные государственные страховые фонды и их подразделения в субъектах и на местах, (

1) Пенсионный Фонд России (ПФР);

2) Фонд Социального Страхования (ФСС);

3) Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС):

а) Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФФОМС);

б) Территориальный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ТФОМС).

Эти органы осуществляют следующие виды оперативной деятельности:

– Определяют круг лиц, подлежащих социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение;

– Определяют условия назначения и размеры страхового обеспечения;

– Устанавливают тарифы страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования (ОСС);

– Определяют базу для начисления страховых взносов;

– Разрабатывают порядок формирования своих бюджетов и порядок их исполнения; и т. д.

Если осуществляется оперативное социальным обеспечением за счет ассигнований из федерального бюджета, то управление осуществляют государственные органы исполнительной власти и подведомственные им органы, к ним относятся:

1) Министерство труда и социальной защиты;

2) Министерство здравоохранения;

3) Министерство образования и науки;

4) Министерство Обороны;

5) Министерство Внутренних Дел (МВД) и подведомственные им органы.

На местах оперативное управление социальным обеспечением осуществляют органы социальной защиты населения (ОСЗН) – управление социальной защиты населения, Комитет по социальной политике, центр социального обслуживания и др.

В ведении названных органов находятся следующие виды оперативного управления:

– Разработка программ социальной защиты населения;

– Изучение социально-экономического положения отдельных групп населения;

– Организация назначения выплаты пособий, компенсаций;

– Социальное обслуживание пожилых, инвалидов;

– Организация санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан и т. д.

Читайте также: