Новые педагогические технологии в обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе

Обновлено: 08.07.2024

Традиционные технологии построены на объяснительно-иллюстративном способе обучения. То есть, учитель преподносит учащимся новый материал, сопровождающийся наглядностью, преподнесение материала идет в форме монолога учителя. Учащиеся слушают, выполняют задания учителя, после чего материал заучивается.

Минус этой технологии - низкий уровень навыков общения учащихся, неразвернутые ответы, отсутствие собственной точки зрения.

А так как основной целью обучения иностранным языкам является овладение учащимися коммуникативными умениями во всех видах речевой деятельности и развитие способности учащихся использовать язык как средство общения, т.е. практическое овладение иностранными языками, задача учителя выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность.

В чем же различие между традиционными и современными технологиями обучения.

В традиционных технологиях обучения:

- в центре технологии обучения - учитель;

- суть обучения - передача знаний (фактов);

- обучающиеся играют пассивную роль на занятиях;

Современные же технологии обучения основаны на следующих положениях:

- в центре технологии обучения - обучающийся;

- роль учителя – научить учиться;

- в основе учебной деятельности - сотрудничество;

- обучающиеся играют активную роль в обучении;

- суть технологии - развитие коммуникативной компетенции учащихся и способности к самообучению.

Какие технологие относятся к современным технологиям?

Информационными технологиями как правило называют технологии, использующие такие технические средства обучения как аудио, видео-технику, компьютер, интерактивные доски). Но в настоящий период – период всеобщей компьтеризации, говоря об информационных технологиях, нужно говорить прежде всего о компьютере и Интернет-ресурсах.

  • позволяют отработать как основные аспекты языка (лексику, грамматику, фонетику), так и развивать виды речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение).
  • создает условия для получения любой необходимой учащимся информации (в том числе и страноведческой)
  • повышает мотивацию к изучению иностранного языка
  • способствует расширению кругозора учащихся

Включая компьютер и интернет в работу на уроке, мы создаем модель реального общения, тем самым реализуя такие принципы, как коммуникативность, интерактивность и аутентичность, а соответственно решаем основную задачу - развитие коммуникативной культуры школьников.

Чем хороши игровые технологии? Игра – это естественная для ребенка форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Существует много разных классификаций. Согласно одной из классификаций игры делятся на подготовительные (фонетические, орфографические, лексические и грамматические) и творческие (игры для развития основных видов речевой деятельности). По этой классификации видно, что игровые игры позволяют отрабатывать как основные аспекты языка (лексику, грамматику, фонетику), так и развивать основные виды речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение).

  • На первом (или начальном) этапе обучения уместны предметные или лингвистические игры, т.к. на этом этапе только формируются языковые навыки. Данные игры способствуют накоплению лексического запаса, овладению грамматическими и фонетическими навыками.
  • На среднем этапе более уместны сюжетно-ролевые игры. Ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой учащиеся выступают в определённых ролях. Учебный характер игры ими часто не осознаётся. Для учителя цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, но она обладает большими обучающими возможностями.
  • На старшем этапе рекомендуют применять деловые игры - учебно-деловая игра представляющая собой практическое занятие, моделирующее приближенную к реальным условиям профессиональную деятельность.

Применяя игровые технологии, мы реализуем принципы коммуникативности, ситуативности и функциональности. Т.е. происходит общение в проектируемых нами ситуациях, имитирующие реальные.

Применение игр на уроках развивает коммуникативные способности, ведет к снятию языкового барьера, развивает компенсаторные умения, т.е. умение выходить из положения при нехватке иноязычных средств общения, повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка и развивает творческие способности.

Метод проектов – это совокупность действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего знаний из различных предметных областей. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

  • Предпроект – формулирование темы проекта для группы учащихся
  • Планирование работы над проектом: определение временных рамок, ограничивающих этапы работы; обсуждение вариантов оформления выполненной работы.
  • Аналитический этап: исследовательская работа учащихся и самостоятельное получение новых знаний; поиск и сбор информации; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, и т.д.); изучение специальной литературы, привлечение материалов средств массовой информации, Интернета.
  • Этап обобщения: систематизация, структурирование полученной информации в виде рефератов, докладов, фильмов, спектаклей, стенгазет, журналов, презентации в Интернете и т.д.).
  • Презентация полученных результатов.

Таким образом, метод проектов основывается на принципе “обучения посредством деятельности”, в которой ученик выступает активным участником. В основе него лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей, необходимых для исследовательской деятельности.

Метод проектов – это многоуровневый подход к изучению языка, создающий такую среду, где возникает естественная потребность в общении.

Обучение в сотрудничестве

Обучение в сотрудничестве – это обучение в малых группах. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности всех учащихся. Ученики разные - одни быстро “схватывают” все объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями, другим требуется больше времени и дополнительные примеры, разъяснения. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет его равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятые ими вопросы, а сильные ученики заинтересованы в том, чтобы слабые ученики поняли материал, и зачастую это делают лучше, чем учитель, так в силу возраста понимают друг друга лучше. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы.

  • группы учащихся формируются учителем заранее с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должен быть сильный, средний и слабый ученик;
  • группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы;
  • оценивается работа не одного ученика, а всей группы;
  • учитель сам выбирает ученика, который будет отчитываться за задание.

Стоит отметить, что данная технология очень экономит время на уроке.

Такую форму обучения удобно применять для тех тем, которые не очень сложны и на которые отводится не очень большое количество часов. Или когда уроки по тем или иным причинам отменяются, как, например, во время карантина.

Суть блочно-модульного обучения – это самостоятельное изучение темы учащимися по материалам, разработанным и предоставленным учителем. Роль учителя – организовать, проконсультировать и проконтролировать.

  • формулировка темы урока;
  • формулировка интегрирующей цели, где сформулировано, что к концу урока учащийся должен знать;
  • учебный материал с выделенными основополагающими идеями;
  • упражнения на закрепление материала;
  • контроль усвоения знаний.

Плюсы такой технологии то, что учащиеся учатся работать самостоятельно и у учащихся есть возможность работать в индивидуальном ритме.

Технология проблемного обучения

Под проблемным обучением понимают обучение, протекающее в виде разрешения создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций. Т.е. ученик ищет ответ на вопрос самостоятельно.

  • метод проблемного изложения, когда учитель сам ставит проблему и решает ее;
  • частично-поисковый метод (совместное обучение), при котором учитель ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися;
  • исследовательский метод, при котором учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение. В этом методе учащиеся проявляют наивысшую самостоятельность.

Первоначально предполагалось, что, используя метод проблемного обучения, учитель заранее знал то, что должно быть найдено учеником и подводил его к правильному ответу. В настоящее время используется более сложный вариант этого подхода, когда конечный результат неизвестен не только ученику, но и учителю.

Благодаря технологии проблемного обучения, мы развиваем самостоятельность учащихся и их мышление.

  • оптимальный темп ведения урока;
  • подача материала наиболее доступным способом;
  • индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и разноуровневые задания;
  • смена видов деятельности;
  • чередование горизонтальных (работа за столом) и вертикальных рабочих плоскостей;
  • физкультминутки и динамические паузы, а также эмоциональные разрядки для снятия умственного напряжения.

Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что современные технологии обучения, развивают коммуникативные способности учащихся, развивают активность и мышление учащихся, их творческие способности, способности к самообучению и повышают мотивацию учащихся к изучению иностранного языка.


Язык является основным средством общения, без которого сложно представить существование и развитие человеческого общества. Сегодня в нашем мире происходят важнейшие изменения в социальных отношениях. Средства коммуникации (информационные технологии) требуют повышения коммуникативной компетенции учащихся, для того чтобы они могли обмениваться мыслями в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя при этом систему языковых и речевых норм. Следовательно, основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение.

На данном этапе в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Они же ставят перед процессом образования определенные цели и задачи. Так, одной из главных задач, думаю, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных технологий обучения и воспитания. С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: структурность, ясность методического языка, появление четкой тактики в методике преподавания.

Следующей важнейшей задачей продуктивного образовательного процесса является личный интерес обучающегося. Необходимо знать, какие использовать технологии в учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты. По всей видимости, не стоит уточнять, что использование какой-то одной определенной технологии обучения, какой бы совершенной она ни была, не создаст максимально эффективных условий для раскрытия и развития умений и навыков учащихся.

Педагогическая (образовательная) технология — продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

‒ коллективную систему обучения;

‒ технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);

‒ проектные методы обучения;

‒ технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

‒ обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

‒ информационно-коммуникационные технологии и др.;

Хотелось бы подробнее остановиться на проектных и интерактивных методах обучения. Так как считаю, что их сочетание и интеграция является одним из самых продуктивных и результативных в процессе преподавания английскому языку.

Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Важно, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучаемых.

Метод проектов — то совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Данный метод предполагает решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Метод проектов как педагогическая технология — это технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Для ученика проект — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала

В принципе, чтобы решить проблему, школьники должны владеть определенными творческими, интеллектуальными и коммуникативными умениями и навыками. Следовательно, важно учесть, что для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной системе обучения, причем необязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом.

Активные или интерактивные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель предполагает наличие творческих (часто домашние) заданий и общение в системе ученик-учитель, как обязательных. Интерактивные методы нацелены на организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность.

Неотъемлемой частью интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только на закрепление изученного материала, но и на изучение нового. Современная педагогика богата огромным количеством интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

‒ Работа в малых группах

‒ Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры)

‒ Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии)

‒ Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки)

При интерактивном методе обучения, учащиеся непосредственно взаимодействуют с учебной средой, которая, в свою очередь служит источником усвояемого им опыта. Интеракция в понимании педагогических методик предусматривает обучение в тандеме, когда и слушатели, и педагог являются субъектами обучения. Ученик не выступает только слушателем, наблюдателем, а активно участвует на уроке. При такой форме организации образовательного процесса школьники становятся его полноправными участниками. Функция учителя состоит, в основном, в стимулировании их к самостоятельной деятельности, поиска путей достижения поставленных целей.

Таким образом, применяя разные педагогические технологии на уроках, процесс обучения английскому языку можно рассматривать с совершенно новой точки зрения и осваивать новые механизмы формирования личности, добиваясь качественных результатов в более комфортных условиях преподавания.

  1. Ролевые игры в обучении иностранным языкам// ИЯШ № 4, 1989
  2. Работа над проектом при обучении английскому языку // ИЯШ
  3. Метод проектов на уроках иностранного языка// ИЯШ № 2, 3, 2000

Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, учебный процесс, английский язык, игра, интерактивный метод обучения, обучение, педагогическая технология, проект, учащийся.

Читайте также: