План урока 6 класс увеличительные приборы

Обновлено: 03.07.2024

Письмо литературного героя читает один из учащихся. В нем звучит просьба, из которой учащиеся должны сформулировать цель деятельности на уроке.

? Какие задачи перед нами поставил литературный герой?

- разобраться в устройстве увеличительных приборов

-приготовить и рассмотреть микропрепарат, для того, чтобы проникнуть в микромир растений

? Согласны ли мы с задачами урока?

Задачи не из легких, так как нам придется пройти за один урок долгий путь с 15 века до наших дней.

Во время путешествия мы будем с вами и историками, и оптиками, изучающими увеличительные приборы, и микроисследователями,

Первую часть урока проводим в кабинете, вторая часть будет проходить в лаборатории. Так как мы еще никогда с вами не путешествовали, так как мало еще знакомы, позвольте мне рассказать вам о правилах нашего путешествия.

1. Каждая группа работает по заданиям вместе со мной. Обратите внимание, что у каждой группы на столе есть папка с дополнительными материалами, ручные лупы и микроскопы.

2. Каждый участник путешествия имеет свой рабочий лист, который заполняет в ходе путешествия (рабочий лист, заменяет на уроке работу в рабочих тетрадях). По окончании урока, лист вклеивается в рабочую тетрадь по биологии. (Рабочий лист - в приложении)

3. После 1 этапа мы переходим в лабораторию только после правильного ответа на вопрос из контейнера.

4. В лаборатории выполняем лабораторную работу №4 по инструктивной карточке.

  • обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
  • концентрация внимания на объекте изучения, активные действия учащихся с объектом изучения
  • максимальное использование самостоятельности в добывании знаний.

Этап осуществляется через самостоятельную индивидуальную, групповую и парную формы работы с дополнительными материалами, учебником, лабораторным оборудованием, через заполнение каждым учащимся соответствующих частей в рабочем листе. Работа включает в себя 3 блока: "Историческая справка", "Ручная лупа", "Световой микроскоп".

После каждого блока проводится первичная проверка понимания нового материала через систему записей на доске и вопросы репродуктивного уровня.

1 блок. Историческая справка.

Восстановите историческую справедливость. С фамилиями каких исследователей сталкиваемся, когда изучаем вопросы, связанные с микроисследованиями?

Учащиеся работают с исторической справкой дополнительных материалов, исторической справкой учебника и заполняют 1 блок в рабочем листе.

Как первичная проверка понимания нового материала - проводится работа по таблице "Увеличительные приборы".

? Нет ли в составлении таблицы неточностей?

Учащиеся определяют неточности.

Если после работы с первым блоком остается время, можно продемонстрировать слайды и дать возможность учащимся прокомментировать их.

"Взяв кусочек чистой светлой пробки, я отрезал от него острым, как бритва, перочинным ножом очень тонкую пластинку. Когда затем я поместил этот срез на черное предметное стекло и стал разглядывать его под микроскопом, направив на него свет с помощью зеркала, я ясно увидел, что весь он пронизан отверстиями и порами… Эти поры, или ячейки, были не глубокими, а состояли из очень многих маленьких ячеек, вычлененных из непрерывной поры особыми перегородками. Такое строение свойственно не только одной пробке. Я рассматривал при помощи своего микроскопа сердцевину бузины, различных деревьев, внутреннюю мякоть полого стебля тростника, некоторых овощей, других растений: морковь, лопух, папоротник - я обнаружил, что у всех у них тот же план строения, что и у пробки"

Антони ван Левенгук - голландский ученый, занимавшийся шлифованием стекол, изготовлением линз, которые увеличивали объекты в 300 раз! Его "микроскоп" позволил сделать ряд важных открытий: наблюдение за простейшими животными, описание клеток крови -эритроцитов, их движение по капиллярам, строение мышечных волокон и костей.

2 блок "Ручная лупа".

  • показ штативной лупы, комментарии по использованию

Учащиеся приступают к выполнению задания данного блока.

Проверка записей в рабочем листе.

Как первичная проверка понимания нового материала по данному блоку проводится беседа по основным частям ручной лупы и способам определения увеличения ручной лупы.

3 блок "Световой микроскоп".

Учащиеся рассматривают устройство светового микроскопа, делают записи в рабочем листе, выявляют способ определения увеличения светового микроскопа.

  • назовите часть микроскопа, которую я показываю, определите функцию, которую выполняет данная часть
  • как определить увеличение микроскопа, с которым вы работаете

На этом этапе урока целесообразно дать устные определения понятиям : микроскоп, окуляр, объектив

Учитель обращает внимание на то, что в ходе работы на доске появились 3 схемы - ответы на 3 блока работы

Есть ли у вас затруднения?

На чем стоит остановиться еще раз?

Решили ли мы первую задачу, которую поставил перед нами автор письма?

Если получен утвердительный ответ, то можно переходить к следующему этапу.

  • установление правильности и осозннаности усвоения нового материала, выявление пробелов, их коррекция
  • усвоение на репродуктивном уровне, ликвидация типичных ошибок.
  • обеспечение усвоения знаний и способов действий на разных уровнях
  • формирование и развитие умения планировать
  • самостоятельная работа на применение знаний на разных уровнях

Этап осуществляется через выполнение лабораторной работы №4 "Приготовление микропрепарата мякоти томата" (инструкция к работе - приложение).

Учитель проводит комментарии к работе.

Учащиеся по инструктивной карточке выполняют лабораторную работу, результаты которой вносят в рабочие листы.

Вывод по работе делают устно каждый.

Вывод озвучивается в классе, он может прозвучать как итог урока.

  • выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий.
  • обеспечение их коррекции.
  • формирование и развитие умений проводить самоконтроль и взаимоконтроль.

Данный этап осуществляется индивидуально при работе с каждым учащимся, учитель знакомится с результатами приготовления микропрепаратов у каждого учащегося. Ему в этом могут помогать лаборанты из числа ребят, работающих в кружке "Микромир".

Если остается время, можно предложить учащемуся, приготовившему лучший микропрепарат, приготовить "показательный микропрепарат", используя мякоть яблока, груши или сливы.

  • анализ и оценка успешности достижения цели
  • перспективы будущей работы
  • получение учащимися информации о реальном результате их деятельности

Осуществляется через систему вопросов и заданий экспресс-диагностики.

? Чему мы научились на этом уроке?

? Выполнили мы задания, полученные от литературного героя?

Знакомство с литературным героем - Незнайка стоит среди муляжей плодов.

? А что дальше? Мы узнали, как устроены увеличительные приборы, научились рассматривать объекты с помощью ручной лупы и светового микроскопа, научились готовит микропрепараты. Посмотрите на доску. Чем мы будем заниматься на следующих уроках?

Учащееся видят вторую таблицу "Увеличительные приборы", а под ней - таблица "Строение клетки". Учитель предлагает приоткрыть первую таблицу - видна вторая таблица, следовательно учащиеся подтверждают свой вывод: мы будем изучать строение растительной клетки.

Для оценки уровня приобретенных знаний учитель использует задания экспресс-диагностики (4 варианта - в приложении).

После выполнения заданий, учитель проверяет правильность их выполнения, озвучивает оценки за урок.

Благодарит за сотрудничество на уроке.

Так как учебный материал освоен на уроке, домашнее задание, не задается.

Примечание: Презентацию к уроку, можно получить у автора.

Форма урока: урок-экскурсия в прошлое с выполнением практических заданий.

ВложениеРазмер
mikroskop._botanika_6_klass.docx 32.21 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ

Тема урока: Знакомство с увеличительными приборами.

Познакомить учащихся с историей изобретения увеличительных приборов, научить правильно пользоваться микроскопом, подчеркнуть значение изобретений для развития науки.

Развитие познавательного интереса, памяти, внимания, навыков выступления с докладами перед аудиторией.

Воспитание интереса к науке, научным открытиям, потребности заниматься научно-исследовательской деятельностью.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-экскурсия в прошлое с выполнением практических заданий.

Оборудование: лупы, микроскопы, томаты, учебники, рабочие тетради, тетради для лабораторных работ.

Образовательные технологии: личностно-ориентированные, ИКТ.

Основные вопросы по изучению нового материала:

История открытия клетки

Устройство увеличительных приборов

1. Организационный момент

3. Лабораторная работа

5. Домашнее задание

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала:

Учитель. Наверное, каждой из вас держал в руках увеличительное стекло. В солнечный день ребята часто пользуются им для выжигания по дереву, а герои "Таинственного острова" Жюля Верна сами сделали увеличительное стекло, чтобы добыть огонь. Если поместить такое стекло на некотором расстоянии от книги, то буквы увеличатся.

Давайте убедимся в этом, посмотрим на буквы через увеличительное стекло

Учащиеся смотрят в учебник через увеличительное стекло.

Пожилым людям, которые плохо видят, иногда дарят большие увеличительные стекла - лупы, чтобы они могли читать. Часовщики, нахмурив бровь, зажимают лупу, вставленною в металлическую трубочку, между бровью и верхним краем щеки, чтобы лучше видеть крохотные колесики и пружинки маленьких часов.

- Как вы думаете, давно ли люди узнали про свойство увеличительного стекла?

Оказывается, давно. Вполне возможно, что такими стеклами что-то зажигали мальчишки в Древней Греции, которым вместо сказок про Ивана-царевича рассказывали сказки про подвиги Геракла, во всяком случае, драматург того времени Аристофан про увеличительные стекла знал точно: в одной из его комедий есть эпизод, связанный с неожиданным применением лупы.

В то время писали на дощечках, покрытых воском. Герой комедии взял взаймы много денег, и его долги были записаны на такой дощечке. Ему и посоветовали: приди к тому, кто дал тебе деньги, с увеличительным стеклом и незаметно направь его на долговую дощечку, воск растает и долги исчезнут /рис.1/.

А жил Аристофан за 400 лет до нашей эры.

Люди давно заметили, что лупа позволяет видеть предметы увеличенными. Еще 700 лет назад Роджер Бэкон предложил людям со слабым зрением использовать лупу при чтении.

Лупа - самый простой увеличительный прибор. Главная его часть - увеличительное стекло, выпуклое с двух сторон и вставленное в оправу. Обычная лупа дает не слишком большое увеличение: всего в 10-30 раз, а то и меньше, но нашелся человек, который стал делать лупы столь искусно, что они открыли ему целый новый мир.

(фамилии, имена учеников).

Ученик 1. 300 лет назад в Голландии жил торговец сукном Атонио Левенгук /1632-1723/. Но торговля мало его интересовала. Он увлекался увеличительными стеклами. Левенгук был любопытен как ребенок, он клал под увеличительное стекло самые разные предметы /например: голову мухи/ и рассматривал их. К сожалению, стекла увеличивали не слишком сильно. Тогда Левенгук решил сделать лупы, которые увеличивали бы сильнее, и начал заниматься шлифовкой стекол. Он много лет изготавливал лупы и сделал их сотни. Они были крохотного размера /меньше миллиметра/ и увеличивали не в 10, а в 100 раз, а самые лучшие даже в 300 раз. Через такие стекла можно было увидеть много интересного. Левенгук рассматривал то глаза насекомых, то жало пчелы, то лепесток или стебель растения. Он клал под лупу волос человека и волос бобра.

И вот однажды он навел свою лупу на капельку воды, которую взял из кувшина, стоящего во дворе. В этой капле он увидел огромное количество быстро движущихся существ разного вида. Левенгук назвал их "анималькусы"; по-русски это значит "зверьки". Он решил выяснить, откуда берутся эти "зверьки". Может быть, они падают с неба? Он взял чисто вымытое блюдо и во время дождя собрал в него воду. "Зверьков" в воде не оказалось.

Однажды Левенгук задумался вот над чем: почему перец щиплет язык? Он решил, что у перца есть маленькие иголочки, которые колют язык, но они такие мелкие, что их нельзя увидеть простым глазом. Тогда Левенгук положил перец в воду, чтобы он стал мягче, затем отщипнул от него частичку и положил ее в каплю воды под лупу. Он увидел огромное количество живых существ, которые появились в воде, где лежал перец. Точно так же Левенгук обнаружил своих "зверюшек", опустив в воду кусочек налета с зуба. Оказалось, что во рту у человека живет множество "зверьков". Левенгук обнаружил, что если нагреть воду, то при определенной температуре "зверьки" перестают двигаться, как будто умирают, и при охлаждении воды уже не оживают.

Свои открытия Левенгук описывал в письмах, которые он посылал в Англию, в Королевское общество. Он жалел, что не научился в юности хорошо рисовать, ведь рассказать про свои открытия только словами было очень трудно. И он зарисовывал "зверьков" как умел.

Соседи и даже друзья посмеивались над Левенгуком считая его чудаком. Ведь он, по их мнению, вместо того чтобы расширять торговлю и набивать карманы гульденами, все свободное время занимался шлифовкой стекол и разглядыванием всякой чепухи. А торговля в Голландии шла бойко.

Но скажите, знаете ли вы фамилию еще хоть одного торговца сукном, который жил 300 лет назад в Голландии? Мы тоже не знаем. А вот фамилию чудака Левенгука люди не забудут никогда.

Кстати, Левенгук, не получивший образования и даже не знавший латыни, был избран членом Королевского общества, т,е. стал академиком. Ему передавал привет Петр I, который посетил в то время Голландию, а английская королева даже приезжала к нему в гости, чтобы посмотреть на его "зверушек". То-то удивлялись соседи!

Когда ученые люди в Англии получили от Левенгука письмо про открытие им невиданных "зверушек"", они решили увидеть их собственными глазами. Для этого они купили перец самого высшего сорта и положили его в воду. У них не было замечательных луп Левенгука, зато был микроскоп. И вот капелька лежит на стекле микроскопа, а академики, как школьники, толпятся вокруг. Каждому хочется поскорее заглянуть в него. И все увидели маленькие движущиеся существа.
Открытие Левенгука подтверждено и признано. Это произошло 15 ноября 1677 г.

Ученик 2. В те времена микроскоп был новинкой. В чем идея микроскопа? Всем известна поговорка: "Один ум хорошо, а два лучше". Так и здесь: одно увеличительное стекло хорошо, но два еще лучше. А что если взять вместо одного два стекла и расположить их на разном расстоянии от книги и от глаза? Если одно увеличивает в 10 раз, и второе увеличит в 10 раз, тогда удастся достичь увеличения в 100 раз? Примерно так рассуждали изобретатели. Правда, сначала они думали не про микроскоп. У них была другая идея. Конечно, хорошо читать книгу, увеличивая маленькие буквы. Но ведь если книгу отнести в другой конец комнаты, то буквы тоже покажутся маленькими. А нельзя ли с помощью стекол читать книгу, которая находится от нас на расстоянии целого километра? То, что это возможно, предположил английский ученый Р.Бжон, которого не раз сажали в тюрьму. За что? Пусть каждый сам найдёт ответ на этот вопрос, если заинтересуется.

И вот сначала, составляя два стекла, сделали подзорную трубу, с помощью которой можно было увидеть далекие предметы. Капитаны смотрели в такую трубу, чтобы заранее узнать о приближении берега. А уже потом сделали микроскоп.

Попробуйте достать два стекла и ставьте их на разные расстояния от глаза и от книги. Получилось ли у вас сильное увеличение? Как надо выбирать стекла, чтобы сделать подзорную трубу или микроскоп? Оказывается, все это нетрудно посчитать, если немножко знать науку о свете - оптику.

Вы уже знаете, что Английская академия наук /Королевское общество/ проверяла открытие Левенгука, и что в академии был микроскоп. Кто изобрел микроскоп, точно не известно. Известно только, что он появился в Голландии. Существует легенда, что изобрели микроскоп дети, которые играли со стеклами и случайно удачно сложили два стекла.

Откуда же они взяли эти стекла? Дело в том, что именно в те времена были придуманы очки, и для них стали делать разнообразные стекла, ведь людям нужны разные очки. А хорошие очки делали как раз в Голландии. Из Голландии микроскопы развезли по всему миру. И называли их тогда не микроскопами, а "блошиными стеклами" или "комариными стеклами". Это были медные игрушки. В них рассматривали блох и комаров.

Учитель. Спасибо ребятам за интересный рассказ. Ну, а нам с вами предстоит познакомиться с устройством микроскопа и с удивительным открытием, которое было сделано с его помощью. Посмотрите внимательно на микроскоп: главная часть светового микроскопа, с которым будете работать - увеличительные стекла, вставленные в трубку, или тубус. В верхнем конце тубуса находится окуляр, состоящий из оправы и двух увеличительных стекол. Рассматривая предмет с помощью микроскопа, глаз приближают к окуляру. На нижний конус тубуса помещается объектив, состоящий из оправы и нескольких увеличительных стекол. Тубус прикреплен к штативу. К штативу прикреплен также предметный столик, в центре которого имеется отверстие, под ним зеркало.

- Прочитайте в учебнике и запишите в тетрадь правила работы с микроскопом.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель. Давайте ещё раз закрепим, как правильно пользоваться микроскопом.

Учащиеся проговаривают правила пользования микроскопом.
Учитель. Один такой микроскоп попал к английскому академику Роберту Гуку. Тогдашние академики были куда больше похожи на детей, чем теперешние ученые. Они даже свою академию задумали как одно из тайных обществ, которые очень любят придумывать дети, и дали ему название "Незримая Академия". Р.Гук клал под микроскоп самые разные предметы, зарисовал их,а потом выпустил целую книгу таких рисунков.

- Рассмотрите невооруженным глазом мякоть томата /учащиеся рассматривают/.

- Что вы увидели? /отвечают/

- А теперь через лупу /учащиеся рассматривают/

- Что вы увидели? /отвечают/

Учитель. Роберт Гук увидел, что малюсенький кусочек растительной ткани состоит из мельчайших ячеек, которые Гук называл то "ящичками", то "коробочками", то "клетками". Вот это последнее название и сохранилось. Гук увидел такие же клеточки и на срезах различных растений. После Гука множество ученых в течение 100 лет наблюдали под микроскопом эти клетки. Но что это такое, так и осталось непонятным. Некоторые ученые думали, что всё растение пронизано дырочками, как хлеб или сыр, и клетки - это дырочки. Другие думали, что все растение разделено перегородками, как дом разделен на комнаты, и каждая клетка - такая комната, а между ними есть отверстия вроде дверей. Третьи придумали что-то еще. Но прежде, чем двигаться дальше, вам надо самим увидеть клетки растений.

Пользуясь микроскопом, можно рассмотреть клетки всех органов растения.

Всё, что мы узнали сегодня на уроке, закрепим с помощью лабораторной работы.

3. Лабораторная работа: "Ознакомление с устройством лупы, микроскопа, овладение приемами пользования им"

1. Рассмотрите лупу, найдите главную ее часть. Определите, во сколько раз увеличивает лупа.

2. Рассмотрите, пользуясь лупой, срез томата, вы увидите, что мякоть плода томата имеет зернистое строение. Это клетка,

3. Зарисуйте группу клеток мякоти плода томата. Рисунок подпишите.

4. Рассмотрите микроскоп и найдите тубус /зрительную трубку/ с увеличительными стеклами, штатив с предметным стеклом и зеркалом, винты. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз увеличивает микроскоп.

5. Ответьте на вопросы:

- Чем отличается микроскоп от лупы?

- Какие главные части у лупы и микроскопа?

- Что общего в строении этих увеличительных приборов?

6. Попробуйте, как английские академики, проверить открытие Левенгука. Не обязательно брать перец, можно, например, взять воду из воды, где стояли цветы.

7. Нарисуйте наиболее интересных для вас "зверушек",

Учащиеся выполняют лабораторную работу в тетрадях для лабораторных работ.

Учитель. Ребята, давайте подведём итог – что нового мы узнали сегодня на уроке.

Учащиеся отвечают / мы узнали, какие есть увеличительные приборы, как
они появились и как пользоваться этими приборами/

Учитель. Мы узнали также, что в увеличительные приборы можно рассмотреть клетки. Строение клетки мы будем изучать на следующем уроке.

5. Домашнее задание.

Основное задание (обязательное): прочитать параграф в учебнике, ответить на вопросы в конце параграфа, выучить правила работы с микроскопом.

Литература и ссылки:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



"Устройство увеличительных приборов"

Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Устройство увеличительных приборов". Поэтапное выполнение лабораторной работы.


"Устройство увеличительных приборов"

Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Устройство увеличительных приборов". Поэтапное выполнение лабораторной работы.



Устройство увеличительных приборов
Презентация к уроку "Увеличительные приборы"


Инструктивная карточка лабораторной работы по биологии "Устройство увеличительных приборов" и тест по теме "Увеличительные приборы"

Данная лабораторная работа предусмотрена для проведения урока по биологии в 5-6 классе при изучении темы: увеличительные приборы". Использовать данную инструктивную карточку можно по любой программе б.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочный план по теме "Увеличительные приборы". Учащиеся узнают о различных видах увеличительных приборов.

Цель урока: начать формирование понятия об увеличительных приборах, приемах использования; конкретизировать это понятие; охарактеризовать основные функции приборов; формировать умения использования увеличительных приборов.

Задачи: при изучении темы необходимо пополнить мировоззренческие взгляды учащихся; обеспечить развитие речи; развивать активную самостоятельную работу.

Ожидаемый результат: при изучении темы учащиеся смогут называть и указывать части микроскопа, научатся работать с ним.

Компетенции: учебно - познавательная.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания: фронтальный опрос. Чтение ЭССЕ.

Изучение новой темы.

Самый распространенный увеличительный прибор – лупа – дает увеличение в 3-5 раз. С ее помощью рассматривают мелкие предметы, плохо различимые глазом. Ее основа – обычное увеличительное стекло. Для удобства в использовании оно вставляется в оправу с ручкой. Более сложные лупы снабжены штативом и предметным столиком из прозрачного стекла. Штативные лупы дают увеличение в 10-25 раз.

Чтобы еще больше увеличить изображение наблюдаемых объектов, используют бинокли и зрительные трубы (телескопы, прицелы, перископы, дальномеры и т.п.). идея использовать зрительную трубу для рассматривания мелких предметов вблизи принадлежит Г.Галилею.

Основная часть микроскопа – тубус- с увеличительными стеклами. В верхней части тубуса установлен окуляр, в нижней – объектив. С обеих сторон тубуса имеются винты настройки.

Тубус крепится к штативу. С помощью винта можно опускать и поднимать тубус. В центре предметного столика имеется маленькое отверстие, под которым установлено вращающееся зеркало для улавливания света. Мощный пучок света просвечивает исследуемые объекты насквозь, поэтому такие микроскопы называются световыми.

Чтобы узнать, во сколько раз увеличивается рассматриваемое изображение, необходимо умножить числа, указанные на объективе и окуляре.

Приготовление микропрепарата.

Оборудование: предметное и покровное стекла, препаровальная игра, пипетка, вода.

на предметное стекло нанести пипеткой 1-2 капли воды

разместить на стекле рассматриваемый предмет

накрыть покровным стеклом

установить на предметный столик.

Правила работы с микроскопом:

1 работать только сидя на стуле

2. устанавливают на расстоянии 5-8 см от края стола

3. перед работой микроскоп протереть сухой тряпочкой

4. винты настройки плавно опускать и поднимать

5. после работы микроскоп тщательно протереть и убрать в футляр

6. микроскоп нельзя ставить рядом с хим.реактивами

4. задание на дом: прочитать параграф

5. физминутка

Цель: ознакомиться с увеличительными приборами и приемами их использования.

Оборудование: микроскоп, лупа, пипетка, вода, предметное и покровное стекла, пинцет, фильтровальная бумага, препаровальная игла.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Устройство светового микроскопа.avi

Выбранный для просмотра документ урок 5 Увеличительные приборы микроскоп, лупа. Приёмы пользования увеличительными приборами. Техника безопасности (6 класс)..docx

Поурочный план Дата Класс ____6 -ые_ ___

Урок 5 биологии_

Учитель Волкова Т.В.

Тема урока Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приёмы пользования увеличительными приборами. Техника безопасности .

Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением его.

Цель: познакомить учащихся и увеличительными приборами, правилами пользования ими и техникой безопасности при работе с увеличительными приборами.

Образовательные: познакомить учащихся с устройством увеличительных приборов для изучения растений - лупой и световым микроскопом, правилами работы с увеличительными приборами; закрепить умение пользоваться увеличительными приборами;

Развивающие: продолжить формировать умения анализировать, находить ответы на вопросы, делать самостоятельно выводы;

Воспитательные: воспитывать аккуратность при работе с увеличительными приборами, соблюдая Т.Б.

«Взяв кусочек пробки, я отрезал от него … перочинным ножом очень тонкую пластинку.

Когда затем я поместил этот срез на предметное стекло …, стал разглядывать его под микроскопом,

направив на него свет с помощью зеркала, я очень ясно увидел, что весь он пронизан отверстиями и порами … .

Эти поры, или ячейки, были не слишком глубокими, а состояли из очень мелких ячеек,

Содержание учебного материала

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на разви-тие функ-циональной гра-мотности

Индивидуально-коррекционная работа

I . Орг.

II . Введение в тему

Ш. Изучение н/м:

IV . Закрепление

VI . Д/З:

(Приветствие, настрой на работу).

Опираясь на знания, полученные на уроках естествознания в начальных классах, назовите общий признак всех живых организмов? (клеточное строение).

Правильно, все живые организмы состоят из клеток.

Какие жизненные процессы происходят в клетках? ( дыхание, питание, рост, обмен веществ и энергии, размножение).

Поэтому клетка является структурной и функциональной единицей всех живых организмов (запись в тетрадь).

Живые организмы делятся по количеству клеток на одноклеточные (хлорелла, амеба и др.) и многоклеточные (роза, сосна). Но в основном клетки по размерам очень малы и рассмотреть их можно лишь при использовании увеличительных приборов.

Ребята, как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? Правильно.

А). История открытия микроскопа.

Световые микроскопы с двумя линзами были изобретены в конце 16 начале 17 столетия.

Изобретателями микроскопа по разным данным являются Захари Янсен (1590г, Голландия), Галилео Галилей (1610г, Италия). .

Микроскоп Янсена, который состоял из трубки с двумя увеличительными стеклами, прикрепленными к подставке. Его увеличение составляло от 3 до 10 раз.

Первые микроскопы были очень громоздкими и использовались знатными людьми для собственного развлечения . Но постепенно они усовершенствовались и стали превращаться из игрушки в инструмент научных иследований.

В 17 веке голландец Антони ван Левенгук сконструировал более совершенный микроскоп, дающий увеличение до 270 раз.

Микроскоп" А. Левенгука представлял собой две серебряные пластинки, имеющие круглые отверстия, между которыми располагалась единственная линза, в ее фокусе помещался держатель для объекта.

1674 г. Антонио ван Левенгук (Голландия) открыл одноклеточные организмы, в том числе бактерии (1676 г.). Он же впервые увидел и описал животные клетки – эритроциты крови, сперматозоиды.

А в 20 веке был изобретен электронный микроскоп, увеличивающий изображение в десятки и сотни тысяч раз.

Б). Увеличительные приборы .

Работа в парах по заданию:

Виды увеличительных приборов

В). Самый распространенный увеличительный прибор – лупа, её виды.

Работа в группах по заданиям:

1). Запишите в тетради самый распространенный увеличительный прибор (лупа).

2). Какие виды луп вам известны? (ручная и штативная).

3). Что из себя представляет ручная лупа? ( увеличительное стекло (линза), оправа, ручка).

4). Во сколько раз увеличивает ручная лупа? (3- 5 раз).

5). Как устроена штативная лупа? (окуляр, предметный столик, зеркало, штатив).

6). Во сколько раз увеличивает штативная лупа? (10-25 раз).

Г). Устройство светового микроскопа. Выполнение лабораторной работы №2.

Например, при увеличении в 200 раз толщина волоса под микроскопом кажется равной толщине карандаша.

Д). Как можно определить увеличение микроскопа?

х

Необходимо перемножь увеличение окуляра на увеличение объектива. Произведение будет указывать увеличение, которое в данный момент дает микроскоп.

Не забывай! Важно указывать увеличение, когда работаешь над объектом.

Е). Приемы пользования световым микроскопом.

Используя приложение 1, проработайте приемы пользования световым микроскопом и запишите их в тетради..

1. Поставьте микроскоп штативом к себе против левого плеча на расстоянии 5 - 10 см от края стола.

2. Зрительную трубку опустите вниз на 1-2 мм от предметного столика.

3. Направьте свет при помощи подвижного зеркальца на предметный столик. Вращайте зеркальце осторожно, смотрите при этом в окуляр, добиваясь хорошего освещения.

4. Положите на предметный столик напротив отверстия в нем готовый препарат. Зажмите предметное стекло зажимами.

5. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой.

6. Глядя в окуляр, очень медленно при помощи винтов поднимайте зрительную трубку до тех пор, пока не будет четкого изображения.

7. После работы уберите микроскоп в футляр.

Ж). Правила техники безопасности при работе с микроскопом.

1.Переносить и переставлять микроскоп всегда нужно, держа его двумя руками. Одной рукой держать микроскоп за штатив, а другой рукой придерживать подставку.

2. Всегда держать микроскоп в вертикальном положении, чтобы не выпал окуляр.

3. Ставить микроскоп на стол ручкой штатива к себе на расстоянии не менее 10 см от края стол, чтобы не упал.

4.Никогда не дотрагивайтесь пальцами до линз, так как жировые пятна от вашей кожи могут притянуть пыль, что может вызвать царапины на линзе.

5. Берите покровное и предметное стекла крайне аккуратно, так как неаккуратное обращение с ними может привести к тому, что стекла разобьются и вы можете порезхаться.

Учитель вместе со спикерами проводит первичное закрепление изученного материала по вопросам в группах:

Какие вам известны увеличительные приборы?

Чем отличается ручная лупа от штативной?

Назовите часть микроскопа, которую я показываю,

Определите функцию, которую выполняет данная часть микроскопа;

Как можно определить увеличение светового микроскопа?

Вывод по работе делают устно каждая группа и озвучивают их перед классом.


Данный видеоурок расскажет учащимся о различных увеличительных приборах. Будет подробно рассмотрено строение увеличительных приборов и история их возникновения. Информация изложена доступным языком, иллюстрации имеют необходимые подписи.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Устройство увеличительных приборов"

Увеличительные приборы


Лупа – простейший увеличительный прибор. Она представляет собой выпуклую с двух сторон стеклянную линзу, которая для удобства работы вставлена в оправу с ручкой.


Лупы бывают ручные (ручная лупа может увеличивать рассматриваемый объект от 2 до 20 раз) и штативные (штативная лупа увеличивает объект от 10 до 20 раз).


Правила работы с лупой очень просты: лупу надо поднести к объекту исследования на такое расстояние, при котором изображение данного объекта становится чётким.

Некоторые клетки можно увидеть невооружённым глазом. Например, клетки мякоти арбуза, яблока, томата. Если мы рассмотрим мякоть помидора в лупу, то мы увидим мельчайшие пузырьки – это и есть клетки. С помощью лупы можно рассмотреть форму достаточно крупных клеток, но изучить их строение невозможно.

Микроскоп. История создания микроскопа

Строение микроскопа. Правила работы с микроскопом

Главные части светового микроскопа – окуляр и объектив. Окуляр вставлен в тубус сверху и обращён к глазу наблюдателя. А объектив привинчен к револьверу, который соединён с нижней частью тубуса. И окуляр, и объектив – это конструкция из нескольких линз, заключённых в металлическую оправу. Они соединены трубкой, которая называется тубус. Объектив обращён к объекту. Через окуляр ведётся наблюдение.

Тубус прикреплён к штативу. При помощи регулировочных винтов тубус можно поднимать или опускать, т. е. удалять или приближать к рассматриваемому объекту, чтобы получить наилучшую видимость.

К штативу также прикреплён предметный столик, а под ним – зеркало. В центре предметного столика имеется отверстие, через которое проходит свет. Направление и сила света регулируются зеркалом. Зеркало можно поворачивать, направляя свет снизу вверх через отверстие в столике, на котором размещают рассматриваемый объект.


Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на объективе. Например, если на окуляре стоит цифра 10, а на объективе – 20, то увеличение будет составлять 200.

Считается, что голландский мастер очков Ханс Янсен и его сын Захарий Янсен изобрели первый микроскоп в 1590. Изобретение заключалось в том, что Захарий Янсен смонтировал две выпуклые линзы внутри одной трубки, тем самым, заложив основы для создания сложных микроскопов.


Антони Ван Левенгук считается первым, кто сумел привлечь к микроскопу внимание биологов, несмотря на то, что простые увеличительные линзы уже производились. Изготовленные вручную, микроскопы Ван Левенгука представляли собой относительно небольшие изделия с одной очень сильной линзой. Они были неудобны в использовании, однако позволяли очень детально рассматривать изображения.



При работе с микроскопом необходимо соблюдать операции в следующем порядке:

· Работать с микроскопом следует сидя;

· Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой объективы, окуляр, зеркало;

· Микроскоп установить перед собой, немного слева на 5-10 см от края стола. Во время работы его не сдвигать;

· Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под объективом. Глядя сбоку, опускать объектив при помощи винта до тех пор, пока расстояние между нижней линзой объектива и микропрепаратом не станет 4-5 мм;

· Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта. Нельзя смотреть в окуляр и опускать объектив. Фронтальная линза может раздавить покровное стекло, и на ней появятся царапины;

· Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа;

· Если изображение не появилось, то надо повторить все операции заново;

· По окончании работы поднять объектив, снять с рабочего столика препарат, протереть чистой салфеткой все части микроскопа, накрыть его полиэтиленовым пакетом и поставить в шкаф.

Читайте также: