Как проявляются бессознательные процессы в состояниях человека кратко

Обновлено: 04.07.2024

Бессознательное — это система происходящих в психике процессов, которые не осознаются субъектом, т.е. не поддаются контролю. Сознательное и бессознательное в психологии нередко противопоставляются друг другу, при этом психоанализ рассматривает эти оба понятия в рамках одной системы, находящихся на разных уровнях.

Бессознательные качества личности не осознаются самим человеком, однако они проявляются в его действиях и психических процессах. Это проявляется в виде совершения ошибок; в забывании (событий, явлений, лиц, имен и т.д.); в виде фантазий и снов.

Что такое сознательное и в чем его отличие от бессознательного

Функция сознания, как и бессознательного, заключается в управлении действиями человека, однако их роли существенно отличаются.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Сознание управляет самыми сложными формами поведенческой деятельности в следующих случаях:

  1. При принятии выбора в неожиданной ситуации, в интеллектуальной и сложной проблеме, где нет простого решения.
  2. При преодолении сопротивления — как физического, так и психологического.
  3. При необходимости найти выход из трудной и противоречивой ситуации.
  4. При необходимости принять незамедлительное решение в угрожающей ситуации.

Бессознательное по Фрейду

Австрийский психолог и основатель психоанализа, Зигмунд Фрейд, объясняя природу бессознательного, приводил в пример айсберг. Так, сознательное является лишь верхушкой, а вся его основная часть — это бессознательные процессы.

Что касается сущности снов и мечтаний, то, согласно теории Фрейда, они также говорят о бессознательных желаниях и стремлениях человека, о его неудовлетворенных потребностях. В психоанализе существуют особые методы, предназначенные для расшифровки сновидений.

Фрейд разработал структуру разума, состоящую из 3 уровней:

Виды бессознательного

Существует несколько видов бессознательного:

  • естественное;
  • приобретенное в результате опыта;
  • неосознанное как продукт вытеснения;
  • общественное бессознательное.

Естественное бессознательное

Оно хранит в себе врожденные или приобретенные в младенчестве ассоциации и реакции. Эти процессы проходят неосознанно и бесконтрольно, при этом способны влиять на поведение человека и определять ход его действий.

Данный вид бессознательного выступает базовым по отношению к остальным видам.

Основная часть человеческих ощущений и восприятий располагается именно в бессознательном, т.е. не подконтрольном. Мы не руководим осознанно рецепторами, посылающими в мозг информацию, когда, например, обожгли руку. Мы сидим, а ноги расположены на полу, при этом не осознаем этот процесс, т.к. он находится в бессознательном, мы лишь ощущаем под собой холодный пол.

Подсознательное выступает частью бессознательного. Объекты внешнего мира воспринимаются на этом уровне не как конкретизированные образы, но они существенно влияют на процессы деятельности человека.

Транс, гипноз, состояние наркотического и алкогольного опьянения — все эти методы дают бессознательному возможность вырваться наружу. Сознание перестает держать в рамках поведение человека, тем временем бессознательное становится неконтролируемым.

Приобретенный опыт

Свои успехи и неудачи, верные решения и ошибки, радостные и грустные переживания, жизненный выбор — осознанный или неосознанный — всё это представляет собой бессознательное, базирующееся на приобретенном опыте.

Популярный психолог Милтон Эриксон обращался исключительно к этому виду бессознательного в своих работах и придавал ему приоритетное значение.

Разновидности данного бессознательного:

  • привычки;
  • автоматические действия;
  • зафиксированные установки.

Вошедшее в привычку поведение со временем уходит из поля сознания и становится автоматизмом, т.е. частью подсознания.

Предположительно к такому виду бессознательного относят и те механизмы, которые отвечают за творческий процесс, результатом которого выступают:

  • вдохновение;
  • создание художественного образа;
  • научные открытия;
  • интуиция и т.д.

Продукт вытеснения

Бессознательное, выступающее в качестве продукта вытеснения является вытесненным в жесткой или мягкой форме из области сознания по каким-либо причинам. В научной среде точка зрения относительно способа вытеснения и его последствий значительно расходятся.

Зигмунд Фрейд считал, что вытеснение происходит в сторону Сверх-Я: первоначальные влечения из детства, которые нежелательны для Сверх-Я, вытесняют слабое содержание более сильной инстанцией.

Бессознательное в результате содержит первые детские воспоминания, которые не осознаны нами из-за несогласования с иными потребностями и установками.

Фрейд считал, что вытесненное нельзя достать и ввести в сознание обычными методами. Зачастую специалисты прибегают к гипнозу или методу толкования свободных ассоциаций.

Именно вытесненное, по Фрейду, является источником неврозов и всех личностных проблем человека.

В результате, когда происходит столкновение направления и содержания вытеснения, могут уйти в бессознательное как детские установки, так и взрослые, созданные социумом. Вытесняются те первичные детские влечения, которые нежелательны для Сверх-Я. Они не осознаются нами из-за своей социальной неприемлемости или противоречия с иными установками и потребностями.

Есть точка зрения, что такой вид бессознательного есть не у каждого: оно отсутствует как в психике маленьких детей, так и в сознании взрослого, если оно положительное и принимающее.

Фрейд был уверен, что природа бессознательного может отличаться от своего описания.

Нежелательное из сознания стирается или вытесняется бессознательным. Фрейд считал, что социум через Сверх-Я вытесняет асоциальные влечения.

Общественное бессознательное

С самого своего рождения каждый из нас уже оказывается в определенной культуре, где господствует Общественное Бессознательное. Подсознание начинает впитывать язык, на котором говорят родители, также мы перенимаем логику суждений и связей, присущую нашей культуре.

По мере взросления каждый усваивает менталитет и нормы, принятые в обществе. Все это закладывается на бессознательном уровне и остается с нами навсегда, определяя наше мировоззрение и восприятие явлений окружающего мира.

Роль бессознательного в жизни человека

Бессознательным руководят принципы получения удовольствия, не имеющие отношения к реальности и ко времени.

Бессознательное проявляет себя в повседневной жизни человека во многих вещах. Например, это может быть оговорка в общении с людьми. Она нередко заключает в себе подлинные мысли и мотивы человека, которые он старательно скрывает. Он оговаривается, когда бессознательные стремления сталкиваются с сознательными целями поведения, что в итоге создает противоречия с замаскированными истинными мотивами.

Тот факт, что человек забывает имена других, также пример бессознательного. Мы не помним имя человека, если не считаем его самого важным и значительным. Нам требуется много времени, чтобы достать из памяти информацию о его имени, и этот процесс воспоминания происходит вопреки нашему волеизъявлению.

Каждый из нас выполняет определенные незапланированные движения, доведенные до автоматизма. Первое время они выполняются осознанно, затем закрепляются в подсознании и становятся частью бессознательного. К таковым следует отнести:

  • чтение;
  • умение писать;
  • обретение речевых навыков;
  • умение ходить.

Доведя эти действия до автоматизма, по истечении времени нам не приходится включать сознание при их выполнении.

Сны — еще одна форма бессознательного. В них выражены наши подлинные мысли, страхи, заветные желания, чувства. Они не всегда конкретизированы и могут выражаться через символы.

Откроем секреты нашего внутреннего мира. Откуда берутся наши мысли? Что такое сознание? Осознаем ли мы все, что мы делаем?


Одни из основных понятий о психической сфере это СОЗНАНИЕ (сознательное) и БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.

Если коротко. Сознание это все, что мы переживаем и в чем можем отдавать отчет себе. Довольно широкое определение. Бессознательное - это все остальное. Как показывают многочисленные труды великих мыслителей, работы психологов, наблюдения психиатров - объем бессознательного может быть бесконечно огромным.

Можно долго спорить по поводу подходов к пониманию сознания и его связи с бессознательным, но представляется довольно удачным тот, который сначала обозначила феноменологическая философия, а затем подтвердил и закрепил экзистенциализм Сартра.

Это довольно просто, если не пытаться выбелить эфиопа: сознание существует не просто как явление психической жизни, а как процесс, которым человек управляет. Он то "выводит из игры", то снова "вводит в игру" те или иные части сознания, которые понадобились в данный момент времени. По необходимости.

сознательное и бессознательное

И вот тут возникает небольшая тонкость - какой же командный центр руководит самим сознанием и направляет его в нужном направлении? В общем, довольно очевидно, что в границах самого сознания его найти вряд ли возможно. И именно по этой причине возникает проблема бессознательного и его влияния на сознание.

Склонности, поведение или желания человека - это процессы, которые определены самим характером построения личности, ее так называемым "первоначальным проектом", на основании которого человек гордо выбирает самого себя.

Такая глобальная "глубинная структура", которая информационно описывает личность. То есть, любое движение души человека, любое ее проявление, есть проявление всей его личности и эти подозрительные движения удобно расшифровывать с помощью предложенного метода "экзистенциального психоанализа".

Звучит сложно, но на самом деле это просто систематическое отслеживание и проработка "разоблачающих" суть человека проявлений поведения, что, кстати, часто используется в НЛП.

Вся суть в том, что экзистенционализм (такое направление в философии) предложил модель многослойного сознания, со сложной структурой и иерархией, с различной степенью активности его частей в происходящей внутри деятельности. Поэтому и предполагается, что существование сознания являет собой управляемый процесс и человек, в зависимости от конкретной ситуации, может либо включать, либо отключать различные его части.

Однако подобные, вполне, кстати, логичные допущения, все время упираются в систему, которая управляет этими процессами. Строго говоря, экзистенциалисты ставят на место бессознательного "первичный проект", однако, по сути, предлагают выйти за пределы своего любимого "здесь и сейчас"и попытаться найти инстанцию управления сознанием вне его. А тут и мы с бессознательным.

С точки зрения современных представлений, бессознательное определяется как совокупность психических образований, процессов и механизмов, в функционировании которых и их влиянии на себя человек не отдает отчета.

Всего мы можем выделить пять таких больших классов явлений:

1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий

1.1. Неосознаваемые автоматизмы.

Это первичные и вторичные автоматизмы (автоматические действия (мигание, чихание и т.п.) и навыки. Первые вообще никогда не осознавались, вторые прошли через обработку сознания и впитались в бессознательное - на их базе действие проводится быстро и качественно, а сознание освобождается для все более сложных комбинаций. Высвобождение действий от контроля сознания адаптивно, в нем постоянно происходит калейдоскоп изменений: сменяют друг друга различные слои иерархической системы актов, из которых оно состоит. При желании мы даже можем вернуть в сознание старый навык для его усовершенствования, делая из него более гибкий и современный инструмент.

1.2. Неосознаваемая установка.

Это внутренняя готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении. Разница между установкой и навыком в том, что установка формирует готовность к определенному действию до наступления момента его исполнения. А если это действие - навык (как, например, в восточных единоборствах), то мы получаем огромное преимущество в скорости и точности его проведения, а значит - эффективности.

1.3. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Это очень важные коммуникативные инструменты невербального общения между людьми, которые, к тому же, могут быть использованы как маркеры разнообразных психологических особенностей человека. К ним относятся вегетативные реакции, мимика, непроизвольные движения, тонические напряжения.

2. Неосознаваемые побудители сознательной деятельности

Это бессознательные аффективные комплексы, находящиеся в глубине собственно бессознательного, которое, по представлению психоанализа, представлено невротической симптоматикой, ошибочными действиями (в том числе оговорками) и сновидениями.

Комплексы, глубоко скрытые в бессознательном, проявляются в разнообразных невротических симптомах и представляют собой болезненные последствия вытесненных личных переживаний, травмирующих человека. При вскрытии такого комплекса он теряет свою силу, и, следовательно, побудительную способность, освобождая личность от своей тирании.

3. Надсознательные явления

Это процессы настолько значимы и объемны, что проходят через сознание только частично, да и то транзитом - они интеллектуально или аффективно перегружены и касаются важнейших областей жизнедеятельности человека; их интегральный результат может легко изменить судьбу. В их особенности входят растянутость во времени и неожиданность завершения, что совместно с непредсказуемостью результата может создавать как картины страшных преступлений, так и гениальных открытий.

4. Механизмы и процессы подпорогового восприятия объектов

Мозг обладает способностью реагировать на незаметные для сознания, но отчетливо воспринимаемые бессознательным стимулы, имеющие, как правило, значительную психологическую нагрузку для конкретного человека. Эти стимулы не представлены образами, но их появление приводит к возникновению, например, биоэлектрических реакций, которые можно отследить на приборах (это принцип используется в работе "детектора лжи").

5. Структуры общественного бессознательного

По представлению К.Г.Юнга, то, что мы называем теперь архетипами (структурами общественного бессознательного), являются наследуемыми структурами и принципами, передающимися в скрытой форме в данной культуре и определяющими мировосприятие ее людей.

При определенных условиях они активизируются и проявляются в сознании либо как символические образы, либо как стереотипные реакции и способы поведения.

Таким образом, система адаптации человека к миру состоит из активного, быстро реагирующего на изменения окружающей среды сознания и бессознательного, хранящего данные предыдущих опытов взаимодействия с реальностью и новую информацию.

Особенность заключается в том, что управление человеческой деятельностью происходит непосредственно из бессознательного, в какой-то степени редуцируя наше понятие о свободе выбора. Отсюда и необходимость наводить порядок в бессознательном - стараться структурировать подаваемую в него информацию, обращать внимание на его проявления и проводить необходимую "чистку" его содержаний.

Но это не только необходимость - это еще и увлекательное путешествие на пути к расширению своих возможностей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Чернявской Анны, ДН1

Сознание и бессознательное


Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются.
Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения , которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.
Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации.
Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь.
Есть и бессознательная мотивация , влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного , в которых, помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах. Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд.
По мнению Фрейда, бессознательное делится на подсознание и сверхсознание.
Подсознание хранит в себе всю вытесненные желания, мотивы, потребности, чувства, забытую информацию, навыки, привычки и т.д.
В сверхсознании хранятся выученные нами правила, нормы, которые привили нам взрослые, родители. А также именно сверхсознание отвечает за интуицию, за творческий процесс мышления.


Проявления бессознательного

Ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов.

Непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями.

Сновидения, грезы, мечты.


Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление даже во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Действие цензуры искажает, запутывает содержание сновидений, делая их алогичными, непонятными и странными. Благодаря бессознательному смещению акцентов, замене и перегруппировке элементов явное содержание сновидения под действием цензуры становится совершенно непохожим на скрытые мысли сновидения. Для их расшифровки требуется специальная интерпретация, называемая психоанализом.
Сама цензура является бессознательным психическим механизмом и проявляется в пропусках, модификациях, перегруппировке материала памяти, сновидений, представлений. Подсознательные мысли, по Фрейду, превращаются в сновидениях в зрительные образы, так что в них мы имеем дело с примером бессознательного образного мышления.
Бессознательные явления вместе с предсознательными управляют поведением, хотя функциональная роль их различна. ^ Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях:

когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения,

когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа,

когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может,

когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

hello_html_m2ab670f6.jpg


Многие поведенческие акты осуществляются на уровне пред- и бессознательной регуляции , так что в реальной действительности одновременно в управлении поведением участвуют многие различные уровни его психической регуляции.
Есть бессознательные психические явления, находящиеся в области предсознания , т.е. представляющие собой факты, связанные с более низким уровнем психической регуляции поведения, чем сознание. Таковы бессознательные ощущения, восприятие, память, мышление, установки.
Другие бессознательные явления представляют собой такие, которые раньше осознавались человеком, но со временем ушли в сферу бессознательного. К ним относятся, например, двигательные умения и навыки, которые в начале своего формирования представляли собой сознательно контролируемые действия (ходьба, речь, умение писать, пользоваться различными инструментами).
Третий тип бессознательных явлений — те, о которых говорит З.Фрейд в приведенных выше суждениях, касающихся личностного бессознательного, это — желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры.


8 (495) 120-07-03

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

Московский медицинский институт

Вряд ли существует другое физиологическое состояние, в котором бессознательные психические процессы играли бы столь большую роль, как сон.

Широко признается определение сна как естественного состояния временного отсутствия сознания. В отличие от бодрствования, в котором сознательные и бессознательные формы психической деятельности функционируют одновременно, сон является фазой доминирования бессознательных процессов. Это обстоятельство имеет свои преимущества и свои трудности для экспериментального исследования проблемы бессознательного. Преимуществом (при разработке адекватных методических подходов) является отсутствие в состоянии сна сознательных психических процессов (осознаваемых во время их протекания), которые могут влиять на осуществление бессознательных психических актов или на их эффекты. Функциональное состояние мозга, требуемое для реализации сознательных процессов и обусловливаемое, в первую очередь, достаточно высоким уровнем мозговой активации, создает одновременно возможность осуществления афферентных и эффекторных актов, обеспечивающих целенаправленное взаимодействие с внешней средой и, как следствие, постоянное воздействие последней на психическую деятельность. Сон же в этом отношении существенно отличается от бодрствования. Возможность активного целенаправленного взаимодействия с внешней средой во время сна значительно, если не полностью, редуцируется. Афферентные стимулы в этом состоянии, по-видимому, лишь регистрируются и оцениваются, не включаясь в протекание психических процессов.

Мы отвлекаемся, говоря это, от включения в содержание сновидения во время фазы “быстрого” сна, в измененном символическом виде, внешних раздражителей, которые, как показано Вольтер том, не оказывают существенного воздействия на его сюжет.

Главной трудностью для использования состояния сна в целях экспериментального исследования бессознательных процессов является то, что о наличии и характере последних можно судить лишь по осознании субъектом того, что они имели место, т. к. во время сна эфферентные соматические акты, как правило, заблокированы (исключением является сноговорение и некоторые другие сходные феномены). Необходимость же осознавания всегда оставляет сомнения в “чистоте” воспроизводимого продукта бессознательной деятельности. Поэтому одним из актуальных аспектов исследования данной проблемы является поиск объективных коррелятов бессознательных процессов во время сна в периоде их непосредственного развертывания.

Другой важной и интересной стороной использования сна для подхода к проблеме бессознательного является возможность определенных пределах изучать нейрофизиологическую “канву” бессознательных психических “узоров”. В отличие от бодрствования, во время которого сознательные и бессознательные процессы протекают на фоне относительно высокого тонуса неспецифической активирующей системы, в периоде сна последняя оказывается заторможенной или проявляется лишь кратковременными эпизодами. Кроме того, хорошо известно, что в о время сна нейрофизиологическая организация различных мозговых систем качественным образом отличается от таковой в бодрствовании.

В этой связи возникает вопрос об идентичности механизма обеспечения и функционирования бессознательных процессов, в смысле их содержания и функции, в периодах бодрствования и сна.

Общим в данном случае является то, что на обоих этапах бессознательные процессы служат интересам психической и физиологической адаптации в широком понимании этого термина. Что же касается специфики бессознательной деятельности во время она, то необходимо подчеркнуть существование ряда характерных особенностей бессознательных процессов в различных стадиях как “медленного”, так и “быстрого” сна.

Важным представляется вопрос определения психической деятельности во время сна. Можно ли ее называть бессознательной деятельностью или правильнее употреблять термин, используемый Ф. В. Бассиным, – сновидное изменение сознания. Последнее определение предполагает наличие в это время процессов, свойственных сознательной деятельности. Во время сна, между тем, отсутствуют такие принципиальные критерии сознания, как ориентировка в окружающей среде и способность взаимодействовать с последней, выделение собственного “я” из реально существующей среды, воздействие сознания на происходящие психические процессы. Поэтому нам кажется правомочным употребление применительно ко сну и сновидениям термина бессознательная психическая деятельность.

Обсуждая вопрос о психофизиологических соотношениях во время сна, следует, хотя бы в самой краткой форме, описать известные феномены, свидетельствующие о существовании в этом состоянии бессознательных психических процессов и неосознаваемых форм высшей нервной деятельности. Разграничение бессознательных процессов на эти виды не всегда возможно и в данном контексте вряд ли имеет принципиальное значение. Если мнестические процессы, имеющие ряд отличий во время сна по сравнению с бодрствованием, можно с большей долей вероятности отнести к категории неосознаваемых форм высшей нервной деятельности, то известные феномены реагирования на внешние стимулы с учетом их значимости, с использованием мотивационно-эмоциональных факторов, установок, прошлого опыта, решение творческих задач в вербализованной форме, да и сами сновидения представляют собой примеры бессознательной психической деятельности.

Применение этих терминов (“бессознательная психическая деятельность” и “неосознаваемая высшая нервная деятельность”) отражает не существенные различия между ними, а скорее исходную точку зрения исследователей. Термин бессознательная психическая деятельность является чисто психологическим, в то время как неосознаваемая высшая нервная деятельность отражает стремление к анализу физиологических процессов, протекающих в этом состоянии. Современное состояние науки о мозге позволяет сделать попытки уже синтетического подхода, т. е. начать психофизиологическое изучение бессознательных форм психической деятельности. Исследование сна – важный путь в этом направлении.

Читайте также: