Психолого педагогическая профилактика в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

В настоящее время теория и практика начального образования столкнулись с проблемой эмоционального неблагополучия младших школьников в обучении.

В особой ситуации риска находятся младшие школьники : именно им необходимо быстро адаптироваться к сложным условиям школьной жизни при физическом незрелом организме. Учебные нагрузки, несоответствие внешних требований психофизическим возможностям учащихся, низкий уровень психологической готовности к школе обусловливают постоянное пребывание учащихся в условиях стресса.

Причинами эмоционального неблагополучия у младших школьников могут быть

-срыв первичного стереотипа поведения,

-неправильное построение режима,

-неправильные воспитательные приемы,

-отсутствие необходимых условий для игры,

-отсутствие единого подхода к ребенку,

-враждебное отношение учителя,

-неприятие детским коллективом

В этой ситуации все более осознается необходимость в психолого-педагогической поддержке учащихся начальной школы.

Успешность такого взаимодействия возможна при соблюдении следующих условий.

2. Приоритет ребенка в решении собственных проблем, т. е. учитель помогает осознать суть проблемы, предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика.

3. Соблюдение принципа конфиденциальности крайне важно для доверительного общения с детьми, особенно при проведении диагностических методик и индивидуальных бесед.

5. Защита прав и интересов ученика на всем пространстве его жизни подразумевает, что учитель в любых обстоятельствах держит сторону ребенка. Даже когда тот нарушает общепринятые нормы, воспитатель ищет возможности смягчить наказание, имея в виду, что ребенок более, чем взрослый, имеет право на ошибку.

Формы психолого-педагогической поддержки

Психолого-педагогическая поддержка младшего школьника может иметь формы

-индивидуального и группового взаимодействия учителя и детей,

носить превентивный (профилактический) и оперативный (срочный) характер.

К числу превентивных может быть отнесена групповая форма поддержки. Сюда относятся:

• Работа учителя в периоды адаптации учащихся к условиям школьной жизни. Это может быть начало учебного года или послеканикулярное время.

Вхождение ребенка в школу, в учебную деятельность после более или менее длительного перерыва эмоционально и психологически непросто. Учащиеся, особенно с инертной нервной системой, не могут сразу включиться в работу, изменить сложившийся темп жизни. Учителя, понимающие такое состояние детей, как правило, постепенно наращивают интенсивность деятельности, вырабатывают щадящий режим, используя этот период для установления контактов с детьми и развития у них навыков общения. В это время можно использовать игровые и творческие формы работы, проводить уроки на природе, больше давать ученикам двигаться, рисовать, придумывать истории или писать мини-сочинения.

• Работа учителя с группами детей, имеющих сходные проблемы. Эти группы могут быть выявлены в результате специальной диагностики или повседневного наблюдения учителей (например, учащиеся, неуспевающие по определенному предмету, застенчивые, тревожные, неуверенные в себе). Такие школьники могут быть объединены в отдельные группы. Под руководством психолога или социального педагога с ними могут проводиться игровые занятия, тренинги и т. д.

Стоит отметить, что общим для всех групп детей с эмоциональными нарушениями является то, что неадекватные реакции у каждого ребенка носят защитный, компенсаторный характер. При этом младший школьник находится в большой эмоциональной зависимости от учителя и других значимых взрослых, поэтому учителю начальных классов важно с психологом и социальным педагогом выявлять причины эмоционального неблагополучия учеников, помнить о психологических особенностях этого возраста и способствовать оптимальным способам его социализации.

• Включение учащихся в коллективные творческие дела, в ходе которых может быть оказана разного рода поддержка в развитии способностей, интересов и склонностей.

Одной из наиболее распространенных и серьезных педагогических проблем в психологии является проблема неуравновешенности учащихся младших классов.

В этих ситуациях можно использовать индивидуальные формы психолого-педагогической поддержки : индивидуальные беседы, различные педагогические техники и приемы, направленные на коррекцию эмоционального состояния и поведения детей.

Особого внимания требуют тревожные, неуверенные в себе дети. Они отличаются повышенной эмоциональностью, чаще, чем другие, воспринимают обычные школьные ситуации как источник угрозы. Следует обращать внимание на то, как такой ребенок предпочитает отвечать – с места или у доски. Ответ у доски является для таких учеников напряженной ситуацией, что заметно отражается на качестве ответа. Так как слабым местом тревожных детей часто является повышенная утомляемость и затрудненная включаемость, то лучше таких учеников спрашивать в середине урока.

Кроме того, важно отметить, как реагируют тревожные дети на похвалу и порицания – они для них очень значимы. Такого ребенка нельзя торопить с ответом, надо давать ему время подумать. Самое важное – повышать его самооценку. Тревожного ребенка не страшно перехвалить, желательно как можно чаще специально обращать внимание на его успехи, особенно когда такой ребенок не умел что-то делать, а теперь научился. Очень важно, чтобы такое же отношение было не только в классе, но и дома.

Каждый опытный учитель знает, что в детском коллективе встречаются ученики, которые постоянно стремятся быть на виду, стараются выделиться на фоне класса, обратить на себя внимание учителя. Часто с целью, чтобы на них обратили внимания, они могут выкрикивать и вскакивать с места. Работая с такими детьми, важно осторожно пользоваться похвалой, так как они легко начинают противопоставлять себя классу. Таких детей нельзя часто ругать и стыдить, потому что, с одной стороны, это может нанести им серьезную психологическую травму, настроить против учителя, а с другой – им ценно любое проявление внимания к ним. Если учитель хочет наказать такого ребенка, то самое лучшее, что он может сделать, - это не обращать на него внимания. Но если ребенок ведет себя хорошо, то следует периодически поощрять его мелкими знаками внимания.

Немаловажное значение для хорошего эмоционального самочувствия ребенка имеют его взаимоотношения со сверстниками. Уже через несколько месяцев совместной учебы можно говорить о достаточно устойчивой системе отношений в классе. Она характеризуется наличием у ребенка друзей, желанием поделиться с одноклассниками своими впечатлениями. В этом отношении много информации может дать учителю поведение ребенка на прогулке, во время игр: активно участвует в коллективных игра или играет один, какие роли предпочитает выполнять в игре. Дети, которые не имеют друзей, держатся особняком, нуждаются в особом внимании, так как такое неблагополучное положение в системе личных отношений ведет к общему эмоциональному дискомфорту.

Техники и приемы, которые помогают детям чувствовать себя комфортно в учебно-воспитательном процессе. Ниже приведу их примеры.

1) Техника создания у ребенка субъективного переживания успеха (при выполнении учебного задания, формирования навыков поведения)

2)Техники экстренного педагогического воздействия в ситуации привлечения ребенком внимания учителя

Приемы :

Игнорируйте демонстративное поведение.

Вставляйте имя ученика в текст объяснения урока.

Посылайте секретный знак.

Посылайте письменные замечания.

Приемы :

Издайте музыкальный звук.

Говорите громким голосом.

Временно прекратите вести урок.

2)Техника помощи ученикам в установлении нормальных отношений с учителем и умения чувствовать свою коммуникативную компетентность

Приемы

Что говорит учитель?

Что слышит ученик?

Приемы :

Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.

Формируйте веру в успех.

Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах.

Делайте процесс обучения ощутимым.

Данные приемы помогут преодолеть трудности, возникающие у младших школьников, и будут способствовать продуктивному развитию личности.

Способы психологической поддержки учащихся педагогами

• Не нагнетайте обстановку;

• Создайте ситуацию успеха, применяйте поощрение;

• Обеспечьте учащимся ощущение эмоциональной поддержки (вербальными и невербальными средствами);

• Особо внимательно отнеситесь к тревожным и неуверенным детям;

• Создайте в классе обстановку дружелюбия и уважения к ребенку;

Сосредоточьтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося;

• Приложите усилия, чтобы родители оказывали ребенку всестороннюю помощь и поддержку;

• Учитывайте индивидуальные психофизиологические особенности выпускников;

На заметку учителю.

• Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.

• Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам. Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.

• Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед.

Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.

• Помни, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.

• Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении, но помни, как важно поддержать, ободрить быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое участие, твои знания, твой опыт.

• Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь ему высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.

• • Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.

• В общении с родителями своих учеников помни, что их дети – самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.

• Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив к их ошибкам.

• Каждая встреча с учителем для родителей должна быть полезной и результативной. Каждое собрание – вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.

• Не воспитывай слишком самонадеянных – их будут избегать; слишком скромных – их не будут уважать; слишком болтливых – на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых – с ними не будут считаться; слишком суровых – от них отмахнуться; слишком добрых – их растопчут.

• Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпимыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.

• Будь всегда выдержан, терпелив, уравновешен.

Успехов в работе!

Психолого-педагогическая поддержка семьи в условиях детского сада В настоящее время достаточно актуальным является просвещение родителей по вопросам воспитания и развития ребенка. Особенно важно оно при.

Психолого-педагогические условия для формирования социальной и психологической готовности детей к школе Современное дошкольное образование развивается принципиально в новых условиях. Введение в действие федерального государственного образовательного.

Психолого-педагогические условия формирования эмпатии у детей дошкольного возраста Приложения Приложение 1 Методика диагностики уровня эмпатических способностей (по Бойко В. В.) Данный тест позволяет определить эмпатические.

Психолого-педагогические условия развития одаренных детей Психолого-педагогические условия развития одаренных детей Человеческое мышление, способность к творчеству - величайшие из даров природы.

Развитие памяти младших школьников Человеку надо много знать и много помнить, с каждым годом жизни все больше и больше. Память связывает прошлое человека с его настоящим,.

Условия, методы и приемы для формирования культурно-гигиенических навыков в младшей группе Условия, методы и приемы для формирования культурно – гигиенических навыков в младшей группе. К числу основных условий успешного формирования.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Проблема школьной неуспеваемости, наверное, никогда не перестанет быть актуальной . Причем беспокоит это не только родителей, но и самих детей. Абсолютно очевидно, что в мире просто не существует ребенка, который бы с малых лет хотел учиться плохо. Когда ребенок приходит в школу он, напротив, мечтает об увлекательном и светлом школьном мире знаний и открытий, о встрече с добрыми и умными взрослыми людьми – учителями – о возможности говорить с ними на одном языке, спорить, доказывать, соглашаться, учиться и узнавать новое. Иными словами, каждый ребенок хочет стать “хорошим учеником” и “получать одни пятерки” – эта мотивация является ведущей для детей первых классов. Когда же мечты о пятерках и светлом школьном мире сталкиваются с первыми двойками, желание учиться может ослабеть или пропасть вовсе, а после начинаются проблемы дома: нежелание ходить в школу, прогулы, “трудный” характер.

Как в случае открытого протеста против учителя, так и в случае прогулов у учащегося могут возникать различные деформации развития личности. В нашем обществе обучение в школе является обязательным – все дети непременно должны пройти школьный курс обучения, и если у ребенка возникают проблемы в учебе, он может ощущать себя не таким, как все – хуже всех, никчемнее, слабее. Подобные чувства и мысли могут возникать у любого неуспевающего ребенка, и даже если на словах он утверждает, что ему абсолютно все равно, какие оценки он получает, и что школа ему совершенно не нужна, в глубине души он все равно, даже на подсознательном уровне, может чувствовать себя ненужным и отверженным. В результате очень часто случается так, что неуспевающие ученики ищут круг “единомышленников”, среди которых они уже не будут испытывать негативные эмоции и ощущения. Именно так они с течением времени оказываются на улице в плохих компаниях.

Очевидно, что проблема школьной неуспеваемости самым прямым образом связана с действительно глобальными проблемами не только российского, но и мирового общества – подростковый бандитизм, наркомания, алкоголизм, и так далее. И, что самое поразительное – то, что все эти проблемы можно постараться пресечь еще в зародыше – в то время, когда ребенок только-только пришел в школу и столкнулся со своими самыми первыми трудностями и по каким-то причинам не смог их преодолеть.

Основной причиной школьной неуспеваемости является несоответствие системы школьного обучения и интеллектуальной системы ребенка. И, вопреки сказанному, учебные программы с каждым годом становятся все сложнее и изысканнее, в большинстве случаев совершенно не ориентируясь на контингент, на который они и направлены – на самих школьников. В результате даже наиболее способные к обучению дети уже в течение первых лет обучения – в начальных классах – попадают в разряд неуспевающих.

Несмотря на пристальное внимание психологов и педагогов, практиков и ученых к проблеме школьной неуспеваемости, число учеников, которые испытывают трудности в обучении, постоянно увеличивается. Согласно данным Института возрастной физиологии РАО, трудности в учебе наблюдаются примерно у 30% учащихся начальных классов.

Как отмечает в своих трудах Н. И. Мурачковский, устойчивые второгодничество и неуспеваемость могут стать причиной серьезных психологических последствий. Возможны серьезные отклонения в развитии личности, формирование низкой самооценки, агрессивности, лживости и замкнутости. Неуспеваемость может стать причиной дезадаптации ребенка, резкого снижения желания учиться, и, как следствие, плохое или, порой, даже криминальное поведение.

Очевидно, что школьный педагог должен работать в сотрудничестве с психологом, а также с другими школьными специалистами: с социальным педагогом, врачами, логопедом, и, безусловно, с родителями учащихся. Но данный комплексный подход к решению проблемы возможен далеко не всегда, хоть и строго необходим. Поэтому если точно и своевременно проводить психологическую и педагогическую психодиагностику и профилактику причин неуспеваемости школьников, если найти способ применить некий комплекс методик для осуществления данной цели, то неуспеваемость приобретет оттенок временной трудности, преодолев которую ребенок вновь сможет почувствовать уверенность в собственных силах. Если же бросить все на самотек и не определить причины неуспеваемости ребенка, то данный “недуг” с наибольшей вероятностью разрастется до настоящей проблемы, и из неуспеваемости по одному предмету превратится в стойкую общую неуспеваемость.

Противоречие между большим количеством психолого-педагогической литературы по проблеме неуспеваемости младших школьников, с одной стороны, и малым количеством методических разработок методов коррекции и профилактики неуспеваемости.

Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в школах рассматривались многими психологами, учеными и педагогами (А. Р. Лурия, Н. А. Менчинская, Л. С. Славина, А. Н. Леонтьев, В. И. Зыкова, М. С. Певзнер, М. А. Данилов, А. А. Смирнов и другими). В качестве таких причин в разное время разными авторами определялись: неподготовленность к обучению в школе, педагогическая и социальная запущенность, дефекты речи, соматическая ослабленность ребенка, недостатки слуха и зрения, умственная отсталость, негативные взаимоотношения со сверстниками и с учителями. Однако с каждой из вышеназванных причин трудностей в процессе учебы связывается отставание сравнительно малого числа учащихся по отношению ко всем явно или скрыто испытывающим проблемы в обучении школьникам.

Качественно помочь конкретному ученику не представляется возможным без понимания конкретных трудностей, с которыми он сталкивается. Если вовремя определить саму причину неуспеваемости, и, определив таковую, провести профилактические и коррекционные действия, то данная работа определенно возымеет эффект и пойдет на пользу ребенку.

Объект исследования: неуспеваемость младших школьников .

Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция и профилактика неуспеваемости младших школьников .

Цель исследования: теоретически выявить и путем экспериментальной работы проверить эффективность методов коррекции и профилактики неуспеваемости младших школьников.

Гипотеза: предполагается, что коррекция неуспеваемости младших школьников будет осуществляться успешнее, если своевременно проводить педагогическую и психологическую профилактику, психодиагностику причин неуспеваемости школьников, а также развивать познавательные, эмоциональные и волевые познавательные процессы.

На основе теоретического анализа определить понятие неуспеваемости учащихся и факторов, влияющих на неуспеваемость.

Вывить причины неуспеваемости учащихся с помощью методов психолого-педагогической диагностики.

Разработать комплекс методов коррекции и профилактики неуспеваемости детей младшего школьного возраста.

Определить изменения в учебной успешности учащихся.

Методы исследования: беседа, наблюдение, стандартизированные методики, математико-статистические методы.

Методики исследования: методика “Противоположности”; методика "Выделение существенных признаков"; методика "Исключения лишнего"; методика “Проба на запоминание десяти слов”; методика “Воспроизведение визуальных репродукций”; методика “Заполнение фигур”; методика “Корректурная проба”. В целях осуществления формирующего эксперимента были применены следующие методики: методика развития устойчивости и концентрации внимания; методика развития объема внимания; методика развития осмысления на основе слухового восприятия; методика развития темперамента; методика развития логического и механического запоминания; методика развития долговременной памяти; методика "Графический диктант"; методика изучения переключения внимания; методика "Незаконченные предложения"; методика развития самооценки.

Методология: в основе данной работы лежат методики и концепции Н. И. Мурачковского, Н. А. Меченской, П. П. Борисова, М. А. Гальмонта, Л. С. Выготского, Ю. К. Бабанского, А. Ф. Ануфриева, А. А. Бударного.

Проблема исследования: изучение причин неуспеваемости младших школьников и методов коррекции и профилактики.

Практическая значимость работы заключется в том, что коррекция неуспеваемости младших школьников будет осуществляться успешнее, если преподавателями и воспитателями будет проводиться должная педагогическая и психологическая профилактика, направленная на развитие познавательных, эмоциальных и волевых познавательных процессов. Область примененая разработанной коррекционной программы весьма широка.

База исследования: для решения поставленных задач были исследованы учащиеся 1-3 класса общеобразовательной школы № 16 с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Электросталь Московской области. В исследовании приняло участие 50 детей, 7-10 лет, 27 девочек и 23 мальчика.

Структура работы: работа состоит из введения, главы I (“Неуспеваемость младших школьников: теоретические основы, профилактика и психолого-педагогическая коррекция”), главы II (“Результаты эмпирического исследования”), заключения, списка литературы и приложения.

1.1 Неуспеваемость младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Когда ребенок поступает в школу, он уже должен уметь дифференцировать и обобщать явления и предметы окружающего мира, оперировать мыслительными образами и операциями, осуществлять самоконтроль и планировать собственную деятельность. Чрезвычайно важными факторами является положительный настрой и отношение к обучению, способность к регуляции своего поведения, проявление усилий воли для выполнения стоящих перед ним целей и задач. Не менее важными являются и навыки общения со сверстниками и взрослыми, развитая зрительно-двигательная координация и мелкая моторика рук. В этой связи само понятие готовности ребенка к школе – многогранное, комплексное, охватывающее все сферы бытия ребенка.

В зависимости от понимания структуры, сущности и компонентов готовности индивида к обучению выявляются ее базовые параметры и критерии [28, с. 84]. Но у детей, приходящих в школу, способности и уровень развития абсолютно разные, а , следовательно, вместе с подготовленным ребенком в школу могут прийти и дети, не совсем готовые к обучению в школе. Такие дети еще не научились контролировать собственные действия, планировать поступки, имеют низкую мотивацию в учебе. Все их ориентирование происходит только на основании данных органов чувств. У таких детей в подавляющем числе случаев неготовность к процессу обучения в дальнейшем перетекает в педагогическую запущенность, и работать с ними становится все сложнее, как родителям, так и учителям.

Начало школьной жизни – один из переломных моментов в жизни ребенка. Отличительная особенность поступления и учебы в школе в том, что учеба ребенка – обязательная, общественно значимая деятельность. С первого дня учебы вся жизнь учащегося становится другой: теперь она подчинена своду строгих правил, одинаковой системе ценностей и ориентиров поведения для него и его одноклассников. Основным содержанием данной системы – усвоение знаний. Новый, особой тип взаимоотношений устанавливается между учеником и учителем. Педагог представляет собой некий официальный носитель общественного требования к ребенку. Оценка, которую ставят ребенку на уроке, является теперь не личным отношением взрослого (учителя) к ребенку, а объективной мерой его знаний, качества выполненных им учебных заданий. Взаимоотношения среди одноклассников также отличны от тех, к которым привык ребенок, будучи дошкольником. Одной из главных категорий теперь становится оценка, полученная от учителя, общие успехи в учебе, поведение на уроках (которое также подлежит оценке со стороны педагога). Тем самым совместное участие в обязательной деятельности рождает собой новый тип взаимоотношений между школьниками, строящийся на общей ответственности.

Знания, получаемые детьми в школе, носят научный характер. Если ранее начальное обучение являлось некоей подготовительной ступенью к систематическому изучению и усвоению наук, то в настоящее время оно превратилось в исходное звено подобного изучения и усвоения, начинающегося с первого класса школы. Основной формой организации учебной работы детей является урок, время которого рассчитано до минуты. На уроке дети должны следить за тем, что говорит учитель, выполнять его указания, не заниматься посторонними делами и не отвлекаться. Все эти требования касаются развития самых разных личностных и психических качеств, умений и знаний. Ребенку для положительного результата в учебном процессе необходимо обладать развитыми познавательными интересами, достаточно широким умственным кругозором.

Ученик должен обладать тем комплексом качеств, который организует само умение приобретать знания, учиться. В это понятие входит смысловая оценка и понимание учебных заданий, осознание методов выполнения действий, навыки самооценки и самоконтроля [28, с, 84]. Важнейшая сторона в психологической подготовленности ребенка к школе – достаточный уровень его волевого развития. У всех детей данный уровень различен, но для 6-7-летних детей можно выделить одну общую, типичную для них черту – это соподчинение мотивов, дающее ребенку возможность управлять собственным поведением, и эта же черта является необходимой для принятия системы требований, предъявляемых учителем и самой школой, и включения таковой в общую систему деятельности.

В готовность ребенка к обучению в школе в области умственного развития входит ряд взаимосвязанных сторон. Ребенок должен обладать известным запасом знаний об окружающем мире: о предметах, о свойствах этих предметов, о влияниях неживой и живой природы, о труде, о людях, о некоторых сторонах общественной жизни, о моральных нормах поведения – о том, что хорошо, и что плохо. При этом важным является не объем вышеперечисленных знаний, а качество и степень их правильности, обобщенности, четкости, сложившихся в ранние годы жизни представлений. Особую позицию в психологической подготовленности к учебному процессу в школе занимает овладение специальными навыками и знаниями, которые традиционно относятся к грамоте и арифметическим задачам. О готовности к учебе в школе свидетельствуют не сами навыки и знания, а уровень развитости познавательной деятельности и интересов ребенка. Ребенок, поступающий в первый класс, должен уметь планомерно обследовать явления и предметы, выделять их различные свойства [28, с. 85]. Немаловажным является и умение хорошо ориентироваться во времени и в пространстве. Наконец, психологическая готовность к обучению в школу включает в себя качества личности, которые помогают войти в новый для себя коллектив и найти в нем свое место, включиться в общий процесс обучения и общую деятельность.

Занимаясь исследованием учебной деятельности, Д. Б. Эльконин придавал особое значение тому, как ребенком оценивается степень изменений. Эльконин в своих трудах отмечал, что благодаря действию оценки ребенок определяет, на самом ли деле он решил учебную задачи, на самом ли деле он овладел необходимым способом действия на таком уровне, чтобы в дальнейшем использовать изученный способ при решении практических и частных задач [53, с. 101]. Но следует отметить, что таким образом оценка превращается в ключевой момент при определении, насколько реализуемая учащимся учебная деятельность оказала влияние на его личность как субъекта данной деятельности. В практике обучения именно этот компонент выделяется с особенной яркостью. Однако при неверной организации учебной деятельности оценка не исполняет всех возложенных на нее функций. Любая учебная деятельность берет свое начало с рефлексии на изменения и с того, что осуществляется оценивание учителем ребенка, а ребенок постигает умение оценивать себя самого. Оценка как внешнее действие, основанное на результате, способствует выделению ребенком себя как предмета изменений. Неверно выставленная учителем оценка может стать явной причиной развития педагогической запущенности.

Неуспеваемость – это ситуация, в которой результаты обучения и поведение не коррелируют с дидактическим и воспитательным требованием учебного заведения. Она выражается в том, что ученик обладает слабыми навыками счета и чтения, демонстрирует слабый уровень интеллектуального анализа, обобщения, и так далее. Систематическая неуспеваемость приводит к педагогической запущенности, которая несет в себе комплекс негативных личностных качеств, противоречащих системным требованиям общества и школы. Данное явление представляет собой крайне нежелательную позицию с моральной, экономической, социальной точки зрения. Педагогически запущенные ученики зачастую бросают школу (как явно, так и неявно – просто переставая выполнять какие-либо задания и решая, что им это “не надо”), в связи с чем группа риска лишь растет. Неуспеваемость является сложным и многогранным явлением учебной действительности, требующим разносторонних методов решения и подходов к ее изучению [5, с. 234].

Неуспеваемость можно трактовать как несоответствие требований школы и подготовки ученика к усвоению знаний, развитию навыков и умений, формированию воспитанности познавательных отношений и опыта творческой деятельности. Предупредить неуспеваемость возможно путем своевременного обнаружения и устранения всех ее составных элементов. Как следствие, необходимо знать и понимать все возможные факторы, влияющие на школьную успеваемость. Именно они указаны на рисунке 1.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание коррекционной и профилактической работы в школе. Проблемы и результат.

Профилактическая и коррекционная работа в школе

В настоящее время профилактика и коррекция агрессивного поведения подростков в условиях интерната является проблемой актуальной в силу того, что, хотя многими авторами (Э.Я.Альбрехт, 1976; Н.В.Волкова, 2000; Д.Н.Исаев, 2003; И.А.Коробейник, 2002; В.К.Кузьмина, 1981; К.С.Лебединская с соавторами, 1980; В.А.Малиуская, 1977; Л.М.Шипицына, 2000; и другие) дано описание проявления агрессивного поведения у различных групп подростков, но недостаточно освещены возможности коррекции и преодоления проявления агрессивного поведения у данной группы подростков. Поэтому учителя, воспитатели, психологи не всегда правильно выстраивают линию поведения по отношению к данному подростку, не всегда верно реагируют на проявление агрессивного поведения и не всегда правильно оказывают помощь такому подростку.

Проведение исследования агрессивного поведения подростков обусловлено тенденцией роста агрессивных проявлений, увеличения числа правонарушений, демонстрацией агрессивного поведения.

Подробное изучение факторов агрессивного поведения подростков, имеет большое значение для поиска подходов к решению таких проблем психологии, как саморегуляция поведения подростков, развитие нравственных качеств их личности, формирование позитивных отношений с окружающими, профилактика нарушений поведения и правонарушений.

Под влиянием средовых факторов и учебной деятельности постоянно происходят изменения в структуре формирующейся личности подростка. В личности могут проявляться нежелательные качества, асоциальные установки и асоциальные мотивы деятельности. В этих условиях более чем своевременна и совместная работа педагога, психолога, воспитателя. Это одно из направлений для предупреждения и коррекции проявлений агрессивных форм поведения у подростков интерната. Такая работа должна быть направлена на исправления психологического климата среды, в которой находится подросток, на коррекцию намечающихся или уже имеющихся деформаций личности ребенка, на декомпенсацию и на устранение болезненных явлений (различных психопатологических синдромов).

Коррекционно-профилактическая работа с подростками, имеющими агрессивные формы поведения, должна строиться с учетом следующих основных положений:

Воспитатели, учителя должны знать о социально-психологических особенностях подростков, особенно в их критические возрастные периоды, когда увеличивается риск личностных деформаций и проявлений нарушений поведения детей.

Следует обратить внимание на формирование у детей интересов гуманистической направленности и морально-нравственных общечеловеческих ценностей. Такое направление в коррекционной работе заполняет духовный вакуум подростка и помогает противостоять ему асоциальным идеям, идущим из так называемых проблемных детских коллектива.

Педагоги, воспитатели, психологи, используя коррекционно-методические средства, должны учитывать сложную природу этиопатогенеза нарушений поведения у детей. Легче предупредить нарушения поведения, чем их устранять. Необходимо, с учетом особенностей личности, по возможности устранять все факторы, приводящие к агрессивному поведению. Учитывая, что многие признаки агрессивного поведения проявляются в условиях бездеятельности, следует обратить внимание на организацию свободного времени подростков.

Нарушения поведения (агрессивные формы поведения) подростков из школ-интернатов, противоправные и преступные действия, совершенные ими, приобретают в наших условиях все большую социальную значимость, асоциальная деятельность их нередко создает серьезную криминогенную обстановку.

Опираясь на анализ теоретических источников по данной проблеме и практический опыт исследования особенностей проявления агрессивных форм поведения у подростков из школы-интерната, можно выделить основные ключевые направления, в рамках которых необходимо строить коррекционную и профилактическую работу.

Целью работы по профилактике и коррекции агрессивного поведения является создание таких психолого-педагогических условий, в которых проявление агрессивных форм поведения уменьшалось или нейтрализовалось.

Эта работа имеет следующие направления:

Организация индивидуальной психокоррекционной работы;

Групповые формы занятий с подростками (психологические тренинги);

Уменьшение эмоциональной реакции, провоцирующей агрессию;

Профилактика патологических форм агрессивного поведения;

Профилактика саморазрушительного поведения;

Сублимирование агрессии в социально одобряемую деятельность;

Сублимирование агрессии в спорт (спортивные кружки, секции, групповые виды спорта);

Творческое самовыражение (рисование, занятия музыкой, театральные кружки и другие виды творческой деятельности).

Таким образом, мы считаем, что для устранения агрессивного поведения у подростков, проживающих в школах-интернатах, необходимо проводить профилактические и коррекционные работы.

Анализ профилактической и коррекционно-развивающей работы

В течение 2015-2016 учебного года профилактическая работа велась по следующим направлениям:
1. Организация профилактической и коррекционно-развивающей работы с подростками и их ближайшим окружением.
2. Социально-психологическое, санитарное и правовое просвещение подростков и их ближайшего окружения

3. Изучение медико-психологических и социально-педагогических особенностей воспитанников, социально бытовых условий их проживания и ближайшего окружения подростков.
4. Защита прав и интересов подростков.
Специалистами СПС в конце учебного года был проведен анализ контингента воспитанников. В школе обучается 27 учащихся. Социальный статус семей также разнообразен.

В результате 16 учащихся питались в школьной столовой как малообеспеченные и из них 8 учащихся как многодетные малообеспеченные. Это составляет 15% от общего количества учащихся. Учащиеся из многодетных малообеспеченных семей получили денежное пособие на приобретение школьной одежды
Налажена связь и составлены совместные планы работы с ОВД ОДН и со специалистами Комплексного Адаптационного Центра (работа с семьями категории СОП)
Социальными педагогами совместно с классными руководителями и инспекторами ГДН РОВД систематически проводятся рейды с целью возвращения детей в школу, контроля за вне учебной деятельностью учащихся , взаимодействия семьи и школы по вопросам успеваемости и посещаемости учащихся и повышения педагогической грамотности родителей.
Проведенная работа в данном направлении была эффективна, в следующем учебном году необходимо продолжить работу по профилактике социального сиротства.
В целях повышения эффективности профилактической работы:
- по употреблению спиртных напитков, токсических и наркотических веществ необходимо активизировать совместную работу с врачом наркологом, разработав план совместной работы.

- в целях профилактики преступлений и правонарушений среди учащихся обратить особое внимание кл. рук.на планирование индивидуальной работы с каждой семьей. Исходя из выявленных кл. рук. проблем, службе СПС предусмотреть проведение профилактических мероприятий с учащимися и их родителями, с привлечением к данной работе специалистов ведомств системы профилактики.
В начале учебного года педагогом-психологом проводилось комплексные психологические исследования учащихся, на основании которого был составлен общий психологический портрет учащихся школы и определили основные направления коррекционно-развивающей работы.
Целью деятельностью педагогов – психологов, является социально – психологическое сопровождение процесса реабилитации и социализации учащихся

Данные показатели свидетельствуют о недостаточной усидчивости, целеустремленности, напористости в решении поставленных задач, недостаточно высокой способности к освоению учебного материала в полном объеме в традиционной классно-урочной системе.

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы учащихся;

Коррекция и развитие мотивационно-потребностной сферы учащихся;

Работа по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы учащихся условно разделена на три части: коррекция уровня личной тревожности; развитие стрессоустойчивости; формирование навыков самоконтроля эмоциональных состояний.

Коррекция уровня тревожности является актуальным направлением коррекционно-развивающей работы, так как уровень личностной тревожности является одним из критериев социальной адаптации учащихся к условиям образовательного учреждения и жизни в социуме в целом.

Наиболее эффективными формами коррекционно-развивающей работы в направлении коррекция и развитие эмоционально-волевой являются тренинги, занятия с элементами тренинга, развивающие игры, индивидуальные . Ведущим направлением в коррекционной работе является выявление и коррекция у воспитанников уровня агрессивности. У большинства опрошенных выявлен средний уровень агрессивности. Основные причины агрессии у данных подростков это – неумение ребёнка социализироваться в обществе; поведение окружающих интерпретируется ребёнком как враждебное; неспособность ребенка контролировать свои эмоции. Влияние членов семьи в обыденных жизненных ситуациях, одобрение агрессивных проявлений у ребёнка по отношению к окружающим. Унижения, оскорбления, применение физической силы по отношению к ребёнку

По итогам реализации данного направления в этом учебном году применяемые форма, приемы и методы признаны действенными. Полученные данные можно интерпретировать следующим образом, количество учащихся с умеренным и высоким уровнем агрессивности в начале года имеют практически одинаковое значение , к концу учебного года показатель высокого уровня агрессивности снизился . Не всегда инициаторами агрессивного поведения бывают дети. Часто взрослые не контролируют свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком. Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией – уменьшить напряжение ситуации.
В течение учебного года специалисты СПС регулярно готовили материалы для публикации на сайтах.

Таким образом, профилактическая и коррекционно-развивающей работа позволяет добиваться результатов в работе с девиантным подростками. Но существуют еще проблемы, которые не были решены ранее и требуют пристального внимания педагогов-психологов школы: это повышение числа подростков, проявляющих элементы авитальной активности и, как следствие, увеличение количества случаев занятия экстремальным досугом, учащение случаев проживания подростков вне дома, необходимость развития у подростков навыков конструктивного взаимодействия, незаинтересованность подростков в участии в организованных формах досуга, склонность подростков к повторным правонарушениям, увеличение числа подростков, употребляющих ПАВ и алкоголь. Решение выдвинутых проблем является приоритетным направлением развития коррекционно-развивающей и профилактической работы нашей школы на 2016 – 2017 учебный год.

Направления и формы деятельности.

3.1. Коррекционно-развивающее. Создание оптимальных образовательных условий, учитывающих индивидуальные возможности, особенности состояния здоровья и социального окружения обучающихся. Организация работы инклюзивного образования для детей с особыми образовательными потребностями.

Формы: ПМПК, скрининги

3.2. Информационно-просветительское. Правовое, психологическое, педагогическое просвещение с целью повышения правовой и психологической культуры всех субъектов образовательного процесса.

Формы: родительский лекторий, ученический лекторий, педагогический лекторий.

3.3.Профилактическое. Организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного), преступного (деликвентного), зависимого (аддиктивного), аутоагрессивного и суицидального поведения детей и подростков.

Формы: диагностика, консультирование специалистами, сопровождение индивидуального образовательного маршрута обучающегося, Совет профилактики,

3.3. Правозащитное. Использование имеющего арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности.

Формы: Совет примирения, мониторинг фактов жестокого обращения с детьми, социальная защита льготных категорий детей (сироты, состоящих на опеке, из многодетных семей и т.д.)

3.4. Социально-медицинское. Организация мероприятий и контроля здоровьем, питанием, трудовым и физическим воспитанием с целью формирования устойчивой потребности в здоровом образе жизни, духовно-нравственных отношениях с окружающими.

А так же разработан план – график работы на 2016-17 уч. год; разработаны тематические лектории для родителей..

Когда мы начинали работу с детьми, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, мы ограничивались только в педагогической поддержкой. Но время показало, что таким ученикам нужна поддержка и психологическая, и медицинская.

Конечно, любая работа имеет смысл, когда есть результат. Результатом нашей деятельности в этом направлении является переход от ситуативной работы к сложившейся системе.

Изучение нормативно-правовых документов позволяет педагогам выработать четкое представление о своих профессиональных правах и обязанностях, использовать полученные знания в практической деятельности, легитимными способами разрешать профессиональные проблемы. Правовое саморазвитие педагога непосредственно отражается на уровне воспитанности учеников, так как осуществить задачи правового воспитания молодёжи может только грамотный и образованный в сфере права учитель.

Читайте также: