Значение деятельности общественной палаты кратко

Обновлено: 05.07.2024

Общественная палата Российской Федерации обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики;

2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений;

3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления;

4) осуществления общественного контроля за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации;

5) выработки рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации

6) оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации;

7) привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в средствах массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, и выработки по данным вопросам рекомендаций;

8) осуществления международного сотрудничества в соответствии с целями и задачами, определенными настоящей статьей, и участия в работе международных организаций, а также в работе международных конференций, совещаний и других мероприятиях.

Общественная палата формируется из сорока двух граждан Российской Федерации, утверждаемых Президентом Российской Федерации, сорока двух представителей общероссийских общественных объединений и сорока двух представителей межрегиональных и региональных общественных объединений.

Основными формами работы Общественной палаты являются пленарные заседания Общественной палаты, заседания совета Общественной палаты, комиссий и рабочих групп Общественной палаты.

1. давать заключения

2. проводить экспертизу проектов законов Российской Федерации

3. направлять членов Общественной палаты для участия в работе комитетов и комиссий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации

4. вступать в международные организации, заключать с ними соглашения о сотрудничестве

5. участвовать в работе общественных палат субъектов Российской Федерации

Общественная палата Российской Федерации обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.




1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики;

2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений;

3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления;

4) осуществления общественного контроля за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации;

5) выработки рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации

6) оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации;

7) привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в средствах массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, и выработки по данным вопросам рекомендаций;

8) осуществления международного сотрудничества в соответствии с целями и задачами, определенными настоящей статьей, и участия в работе международных организаций, а также в работе международных конференций, совещаний и других мероприятиях.

Общественная палата формируется из сорока двух граждан Российской Федерации, утверждаемых Президентом Российской Федерации, сорока двух представителей общероссийских общественных объединений и сорока двух представителей межрегиональных и региональных общественных объединений.

Основными формами работы Общественной палаты являются пленарные заседания Общественной палаты, заседания совета Общественной палаты, комиссий и рабочих групп Общественной палаты.

1. давать заключения

2. проводить экспертизу проектов законов Российской Федерации

3. направлять членов Общественной палаты для участия в работе комитетов и комиссий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации

4. вступать в международные организации, заключать с ними соглашения о сотрудничестве

5. участвовать в работе общественных палат субъектов Российской Федерации

В настоящее время в Общественной палате Российской Федерации, в том числе во всех регионах нашего государства формируется новый состав Общественных палат. Нужна ли вообще Общественная палата и что подразумевает этот общественный институт.

Задача общественного института – доносить до власти запросы общества, создать систему взаимодействия гражданского общества и власти, поэтому она должна быть независимой. Одной из важных ее задач - экспертиза всех законопроектов, которые разрабатываются сегодня в том или ином регионе.

В жизни важен результат, но одно из важных ключевых моментов в деятельности имеет значение – какие представляют люди, и кто будет возглавлять данную палату, какие гражданские инициативы будут поддержаны, имеющие общественно значимый характер и направленные на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан. Поэтому, на самом деле очень важно оставаться этому институту в гражданском обществе независимой.

Андрей Попов, г.Липецк

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Статья 2. Цели и задачи Общественной палаты

Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 439-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) привлечения граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 439-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов общественных объединений и иных некоммерческих организаций;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 439-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) проведения общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления;

4) осуществления в соответствии с настоящим Федеральным законом общественного контроля (контроля) за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 27.12.2005 N 195-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) выработки рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений, иных некоммерческих организаций и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 439-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации, общественным объединениям и иным некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;

(п. 6 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 439-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) привлечения граждан, общественных объединений, иных некоммерческих организаций и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в средствах массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, и выработки по данным вопросам рекомендаций;

(п. 7 введен Федеральным законом от 27.12.2005 N 195-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 439-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) осуществления международного сотрудничества в соответствии с целями и задачами, определенными настоящей статьей, и участия в работе международных организаций, а также в работе международных конференций, совещаний и других мероприятиях.

Что такое Общественная палата и чем она занимается?

Общественная палата Пермского края формируется сроком на три года из 36 человек. Шесть из них назначаются губернатором Пермского края, шесть — Законодательным собранием Пермского края, 24 избираются на краевой конференции общественных объединений и некоммерческих организаций. Своих кандидатов в Общественную палату могут выдвинуть любые общественные объединения кроме политических партий, и организаций уличенных в экстремизме. Не могут стать членами общественной палаты: чиновники, депутаты, лица имеющие судимость, двойное гражданство или признанные недееспособным.

Заседание Общественной палаты. Фото: пресс-служба Общественной палаты Пермского края.


Главные задачи общественной палаты:

  • осуществлять взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления;
  • отстаивать потребности и интересы граждан;
  • защищать их права и свободы при формировании и реализации государственной политики;
  • осуществлять общественный контроль за деятельностью органов власти.

Участие граждан в делах палаты, включая членство — добровольное занятие и осуществляется на общественных началах. Тем не менее на обеспечение деятельности палаты в бюджет региона ежегодно закладывается определенная сумма.

Работа Общественной палаты проходит в рамках пленарных заседаний, заседаний совета палаты, комиссий и рабочих групп. Заседания Общественной палаты проводятся не реже одного раза в месяц. Руководит палатой председатель, его заместители и совет палаты. Также у палат есть свои секретари и аппарат.

Главные направления в деятельности Общественной палаты Пермского края — экспертиза законопроектов и осуществление гражданского контроля. Все решения и заключение палаты носят исключительно рекомендательный характер.

Насколько эффективно работает Общественная палата?

Если посмотреть расписание деятельности Общественной палаты Пермского края, то там одни совещания, заседания, конференции, семинары и круглые столы, на которых собравшиеся обсуждают проблемы, высказывают свои мнения и пожелания. Но уходит ли это обсуждение дальше стен, есть ли реализация разговоров на практике?

По мнению председателя Общественной палаты Пермского края Дмитрия Красильникова, третий созыв поработал достойно. Он выделил несколько основных достижений в работе Палаты за прошедшие три года.

Первое достижение, это развитие системы общественного контроля в Прикамье, например контроль за ремонтом дорог. В результате проверок, некоторые дорожные участки не были приняты и несколько подрядчиков попали в реестр недобросовестных поставщиков услуг.

Второй пример — развитие общественных советов при органах государственной власти. При всех министерствах и ведомствах администрации губернатора Пермского края созданы общественные советы, которые обязаны рассматривать основополагающие вопросы в деятельности того или иного ведомства и публично отчитывать о проделанной работе в интернете.

Дмитрий Красильников, председателя Общественной палаты Пермского края:


— Общественная палата взяла на себя роль куратора деятельности общественных советов при органах государственной власти. Я очень доволен тем, что власть прислушалась к нам, губернатор и правительство Пермского края в своих нормативных документах отразили наши идеи и рекомендации по организации работы общественных советов.

Олег Подвинцев, политолог:


— За исключением нескольких человек, внутри Общественной палаты никто особой инициативы и активности не проявляет. Если посмотреть отчет палаты за прошедшее время и сравнить его с отчетом, который был четыре года назад, то будет видно, что этот отчет абсолютно формальный. Я уверен, что большинство жителей края неподозревают о том, что Общественная палата существует и ведет какую-то деятельность.

Общественный контроль за ремонтом дорог. Фото: пресс-службы Общественной палаты Пермского края.


— Плюс Общественной палаты в том, что представителей государственной власти по принуждению или нет, но все-таки взаимодействуют с ней. Если у тебя есть конкретная цель и тебе действительно нужно реализовать какие-то проект и принести пользу обществу, с помощью общественной палаты сейчас это возможно.

Однако Жебелев отметил, что на данный момент Общественная палата Пермского края не может стать мостом между общественностью и властью, как это предполагается. Одна из причин, по его мнению, в том, что не все ее члены в этом заинтересованы.

О существовании этой проблемы сказал и председатель Палаты. Он считает, что четвертый созыв должен обязательно рассмотреть эту проблему.

Константин Райкин

Наибольшее количество голосов (43 314 тысячи) набрал менее известный широкой общественности зампредседателя Всероссийского общества охраны природы Богдан Новорок.

Полный список избранных членов ОП опубликован на официальном сайте палаты.

Первое пленарное заседание нового состава ОП должно пройти до 1 июля 2014 года.

Что такое Общественная палата?

Общественная палата — государственный орган, который был создан 4 апреля 2005 года для обеспечения взаимодействия граждан Российской Федерации и общественных объединений с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Члены Общественной палаты работают на добровольной и безвозмездной основе.

Заработную плату её членам не выплачивают, но для представителей межрегиональных и региональных объединений и вновь избранных членов предусмотрена оплата проезда к местам проведения конференций и обратно, а также возмещение трат на проживание и дополнительных расходов.

В последнее время ряд представителей Общественной палаты (ОП) начал лоббировать принятие поправки в законодательство о возможности заключения с ними трудового договора, а также о выплате им заработной платы. Однако в администрации президента выступили против такого предложения, заявив, что переход на зарплату полностью дискредитирует этот институт.

Члены Общественной палаты РФ во время слушаний в Общественной палате РФ, посвящённых обсуждению ситуации на Украине

Для чего нужна Общественная палата?

Общественная палата была создана с целью контроля разрабатываемых законов и нормативных актов, которые касаются граждан.

Губернатор Подмосковья Андрей Воробьёв.

Члены палаты проводят экспертизу проектов законов и нормативных актов, а также организуют общественные слушания относительно вопросов, касающихся социального и экономического развития, защиты прав россиян, национальной безопасности.

Кроме этого, Общественная палата занимается следующими вопросами:

– оказывает поддержку некоммерческим организациям РФ;

– обеспечивает контроль прав лиц, которые находятся в местах принудительного содержания;

– координирует работы по формированию наблюдательных комиссий;

– проводит общественную экспертизу законопроектов;

– занимается развитием международного сотрудничества.

Наиболее важные вопросы Общественная палата рассматривает на пленарных заседаниях, которые проводятся три – четыре раза в год.

Кроме того, члены палаты ежегодно проводят не менее 100 публичных мероприятий, в том числе ЗПТ круглые столы и общественные слушания.

Все решения Общественной палаты носят рекомендательный характер.

Как формируется состав Общественной палаты?

Выборы в палату проходят раз в три года.


С 2014 года Общественная палата РФ формируется по новому принципу. В состав палаты входят 168 (ранее 126) человек:

– 40 граждан, утверждаемых президентом;

– 85 представителей общественных палат субъектов РФ;

Каждый представитель Общественной палаты может стать членом одной из комиссий, в которой он имеет право решающего голоса. При желании войти в состав ещё одной комиссии решающего голоса он не имеет и может выполнять лишь консультативные функции.

Чего удалось добиться членам Общественной палаты?

За время своего существования палата рассматривала самые разные вопросы. Палата подготовила много экспертных заключений. Результатом такой деятельности, в частности, стало:


– отклонение Генплана по застройке городского поселения Щёлково;

– восстановление дома в посёлке Сычёво Волоколамского муниципального района Московской области после взрыва бытового газа;

– охрана Форта № 1 Владивостокской крепости, который является памятником истории и архитектуры федерального значения;

– приостановка незаконного строительства и реконструкции дома по адресу Москва, Малый Каковинский переулок, дом 1/8, строение 2.

Кроме этого, при содействии палаты удалось привлечь внимание к прокладке нефтепровода в природоохранной зоне Байкала, в результате чего проект был изменён.

Читайте также: