Анализ данных социологического опроса это кратко

Обновлено: 05.07.2024

С развитием такой науки, как социология, изменяются и ее методы исследований. Это способствует совершенствованию разнообразных теорий, позволяет развивать старые и создавать новые способы регулирования социальных процессов. Социологические исследования используются человеком для обогащения статистической информации более точными данными. Объектом изучения обычно являются интересы, потребности, мнения, запросы и предпочтения определенной группы людей, выбранных для подобного рода эксперимента. Данная идея заимствован социологией у других наук, в которых эксперимент играет важную роль. Подобные исследования утвердились в таких науках, как социология, психология, экономика и д.р..Практические социологические исследования не схожи с социологическим обследованиям. Исследования направлены на увеличение социологического знания, характеристику первоначальной познавательной ситуации, развитие гипотез, контролируемое использование методик, Точность отчетов об исследовании и прочее, составляющее в сумме программу; исследования предполагают сбор и обобщение социальной информации (опросы, обследования.), теоретич??ской основы они не предполагают. В 20 в. с усовершенствованием социологии как науки в условиях активного социально-экономического развития общества, а практическая социология приобрела более важное значение.

*Просмотр и суммирование результатов социологического исследования дают возможность предсказать вероятные варианты развития социальных процессов. Одной из возможных форм предположения является социальное прогнозирование - научное исследование предполагаемых схем развития или предположительного состояния исследуемого. Социальное прогнозирование возможно осуществляются всех сферах жизни общества. Актуальность не вызывает сомнений следовательно в данной работы предполагаются формы и способы анализа практических данных социологии.Ошибочным является мнение, что общество представляет собой нечто не претерпевающее изменений. Посредством изменения окружающей среды в которой находится общество, оно само постоянно подвергается различным метаморфозам. Что характерно, усложнение структуры общества является неотъемлемой чертой его развития. Нельзя считать что общество непрерывно изменяется. Напротив зачастую находятся примеры определенных социальных систем для которых неизменность является основной характерной чертой.

Именно это условие способствует гармоничному существованию людей из разных поколений в одном обществе, в одной социальной среде. Молодое поколение получает возможность принять знания, культуру, традиции предшествующих поколений.Осознавая значение связей межу людьми, которые способствуют их объединению и обеспечивают устойчивость в жизни общества, оно старается создавать различные средства для обеспечения большей прочности человеческих отношений, во избежаниебесконтрольных изменений в структуре общества. По этому в любой социально структуре возникают различные нормативные правила и нормы которые необходимо соблюдать всем членам данного общества.

Методика, виды и сущность социологического исследования

Социологическое исследование - это системное изучение социальных процессов и явлений, характеризующееся: всесторонним сущностным анализом предмета исследования; эмпирическим способом получения данных об изучаемом явлении, процессе; статистической обработкой данных об единичных проявлениях социальной реальности. Это система теоретических и эмпирических методов обследования социальной реальности с использованием методов статистической обработки данных.

Основу социологического исследования составляет его программа. Программа социологического исследования является его общей концепцией, в которой излагаются цели, первичный гипотезы и способы их последовательной проверки, предварительный анализ объекта исследования. Обычно она состоят из четырех элементов: выборки, анкеты (опросника), интервью, анализа результатов. Другими словами программа исследования выполняется методологическую, методическую и организационную функцию.

Особенность подхода к изучению социальных систем состоит в конкретно-историческом анализе, осуществляемом, как правило, на основе идеологической позиции (как научной, так и политической) исследователей.

теоретическими (то есть основанные на применении и апробировании определенных социологических теорий) и эмпирическими (то есть основанные на сборе и обработке данных об объективной реальности, завершающиеся, как правило, теоретическим осмысливанием);

фундаментальными (ориентированными на выявление универсальных связей и отношений) и прикладными (ориентированными на решение узкого круга практических проблем);

сплошными (когда обследуется вся генеральная совокупности и выборочным (проводимое на основе определенной выборки из генеральной совокупности)).

Разведывательное (пилотажное, зондажное) - наиболее простая форма исследования для решения ограниченного круга задач. Является способом проверки качества основного исследования, охватывая лишь небольшие совокупности анализируемых факторов. Такое исследование работает по упрошенной программе и использует пазовый инструментарий (анкеты, опросные листы, бланк-интервью). Выборочная совокупность подобного исследования составляет от 20 до 100 человек. Обычно это первый шаг к более глубокому изучению социальной проблемы. Во время этого этапа происходит уточнение первичных гипотез, методов проведения исследования, его инструментария и аналитической базы, основных целей и задач.

Описательные представляют собой те типы исследований, суть которых заключается в передаче более широкого представления об исследуемых объектах. Их методы значительно более трудоемки в процессе и методе когда вопрос стоит о большой группе людей с многообразными качествами и характеристиками. Глубоко подвергается исследование принадлежность испытуемых на причастность к другим видам и типам подгрупп, как разновидности по уровню образованности, принадлежность по половым признакам. Это в последствии дает возможность найти взаимосвязь между ними. Обработка этих данных ведется в несколько приемов.

Аналитические – исследование направленное не столько на описание изучаемых объектов, сколько на выявление их фактором зарождения, влияние и последующее развитие. Целью подобного исследования является выявление причинно-следственных связей. Для описательного исследования определяется взаимосвязь между характеристиками изучаемого факта, а в аналитическом выявляется, объясняет ли эта взаимосвязь то или иное явление. Аналитическое исследование занимается изучение совокупности многих явлений, определяющее то или иное социальное событие.

Требует точно разработанных программы и инструментов. Этот вид исследования используется для более глубинного исследования и описания социальных явлений и процессов, о которых получены только начальные сведенья. Это исследование носит комплексный характер.

Полевыми называют исследования, проводимые в естественной среде обитания объектов, лабораторными - в искусственно созданных социологами условиях. зависит от изучения предмета в статике или динамике исследования делятся на точечные (разовые) и повторное. В свою очередь повтоное исследование может быть панельным, лангитюдным и трендовым.

Трендовые социологические исследования проводятся с интервалом во времени на аналогичных глупцах в рамках единой генеральной совокупности; бывают когортными (изучение определенной возрастной группы - когорты) и историческими (состав когорт меняется). Панельные социологические исследования направленные на изучение одной и той же социальной проблемы определенной группы людей через одинаковые интервал времени по единой программе и методике. Подобные исследования требуют соблюдения единообразия во время проведения. Результаты этих исследований дают возможность возобновлять и дополнять информацию, определять динамику, направленность и тенденцию развития. Лонгитюдные социологические исследования означающие последующее изучение одной и той же группы людей в течении ряда лет по общим или близким проблемам с применением единого инструментария. Обычно данный вид исследования использует для работы с молодежными группами.

Важно явлением также можно отметить тот факт, что социальные явления или факты, не смотря на их особенности, возможны при рассмотрении на стадии изучения, необходимого лишь для наблюдения, которое характеризуется единовременными или повторными характеристиками и предполагает повторный тип сбора изначальной информации.

Каждый тип социологического иследования реально использовать при изучениях различных процессов или явлений в процессе общественной жизни и также для сборов научных факторов, требующих последующего обоснования. Достоверность информации полученной в результате опросов можно повысить , если предворительно провести пробное иследование. Так в ходе первоначальной работы можно сделать выводы, которые могут предположить последующие результаты в конечном варианте. Практическая социологическая работа дает полные результаты в случае, когда опросу подвергает вся генеральная совокупность, опережая монографические и выборочные. Социология в практике предполагает большой свод правил и специфических исследований, она имеет свои методы сбора, и переработки информации о различных являниях и факторах при их возникновении.

Очевидна необходимость проведения данных опросов в силу изменений темпа и ритма современной жизни общества. Появляется все больше разновидностей и типов социальных взаимоотношений которые предполагают различные особенности и правила, в некоторых случаях могут сложится ситуации с появлением конфликтов или же разногласий. С этой целью проводятся опросы и наблюдения с намерением поддерживать все в равновесии. Для прогнозирования возможных проблем, избежания каких либо критических ситуаций. Для направления помощи людям, которым в ней нуждаются.

Метод в практической социологии означает сумму основных приемов и способов сбора, обработки и изучения эмпирических данных. Техника практического социологического исследования подразумевает совокупность организационных способов, направленных на рациональное использование метода. Процедура практического социологического исследования - это последовательность тех операций, каждая из которых основана на некоторой технике, общая схема действий и методов его организации.

Включает в себя теоретическую основу исследования, который базируется на научных позициях социологии. Он объясняет социальные проблемы, предметы изучения и интерпретирует результаты исследований.

Предназначен для изучения теории методов социологического исследования для социальных факторов, процессов, способов сбора и узучения первичной информации.

Реализация всех трех стадий позволяет создать некоторую социологический прототип, который может служить базой для объяснения изучаемых социальных явлений, решения социальной затруднений.

Так как все исследования предполагают различные методики, то и время затраты совершенно разные. Зачастую некоторые опросы касающиеся большого количества людей затягиваются на долгие временные промежутки.

Обязанностью государства является помощь и организация своей деятельности, которая будет способствовать положительному развитию социальных институтов. Которые в свою очередь отвечают за развитие общества в целом, способствуют его прогрессу.

Все это не возможно без постоянного наблюдения и анализа посредством опросов и изучения потребностей общества для поддержания их комфортного существования и общения с окружающими людьми.

В зависимости от его вида социологического исследования оно включает в себя несколько ступеней , которые выполняются в определенном порядке. Сюда входят: формирование исследовательской группы, формирование теоретическая основы, разработка логических методов и логики исследования, создание инструментария по сбору информации. Цель социологического исследования – анализ реально существующих общественных проблем, которые играют важно значение для его функционирования и развития. Исследуемый предмет должен быть актуальным и востребованным, а самое главное социально значим. Проведение социологического исследования невозможно без следующих пунктов: определить виды и последовательность работ, связанных с реализацией программы исследования; спланировать этапы исследования и рассчитать временные затраты на отдельные типы работ, исследование в целом; нормировать трудовое расписание исполнителей; составить смету финансовых затрат и ресурсов; координировать действия исследовательской группы.

Обработка и анализ результатов социологического исследования

Основными этапами социологического исследования являются обработка и анализ, полученных в холе работы данных. На их основе строятся эмпирически обоснованные выводов и дальнейшие проекты. Этапы обработки делится на несколько стадий:

Осуществляется с помощью проверка, упорядовачинию и формализация полученной в ходе исследования информации. Проверка качественного инструментария на качество его заполнения, точность и полноту, происходит на этапе предварительной подготовки к обрабоке данных. Анкеты, которые не проходят эту проверку бракуются.

Этот этап является связующем звеном между количественной и качественной информацией, характеризующейся математическими операциями с полученной информацией числовой информацией, введенной в память ЭВМ. Сбой анализа на этапе кодирования введет к получению неверных конечных данных.

Этот этап направлен на выявление статистических зависимостей и закономерностей, которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы;

Интерпретация полученных на предшествующем этапе величин в определенные социологические данными, которые соотносятся с целями и задачами исследователя, его знанием, опытом.

Количественный анализ пользуется понятиями отказывающих воздействие друг на друга переменных. Этот тип анализа пользуется приемами прикладной математической статистики для всех этапов исследования. Методы и модели, используемые для этого анализа данных делаться на две группы

Цели для проведения исследования могут быть самыми разнообразными и проводиться в разных сферах и различных условиях. Критерии отбора опрашиваемых так же многообразны, и зависят от интересующей информации.

Цель исследования определяет метод анализа и его уровень. Это позволяет или запрещает закончить его на определенной стадии. Этапы работы социолога при анализе практических данных можно разделить на три стадии:

Первая стадия состоит в том, что совокупность первичных данный описывается в их простейшей форме. На предварительном этапе происходит контроль качества поступившей информации

-вычисляются допущенные при сборе данных неточности и пропуски, а также - ошибки при их вводе аналитическую компьютерную программу.

Дальше применяется способы обработки дескриптивной статистики. Она используется для разделения всех эмпирических данных по отдельным признакам.

Выявляются простые и изучаются возможности распределений, ведется поиск скошенности и отклонений, рассчитываются показатели средней тенденции.

Анализ эмпирических данных социологии

С определенной точки зрения в процессе сравнения практически полученных данных необходимо следовать некоторым правилам, которые применяются в экспериментальных анализах.

-два положения присущие одному и тому же процессу могут быт сопоставлены друг с друг при наличии хотя бы одного общего свойства.

- так же определненный фактор не является причиной для изучения, в случае если он рассматривается, а само явление не может быть зафиксировано. Хотя в некоторых случае фиксируются и явление и конкретный фактор.

Полученные в процессе исследования результаты проходят длительное изучение и анализ для последующего рассмотрения, для определения общего состояния в различных сферах социальной жизни общества. Определения требований и пожеланий общества, посредством теоретических и эмпирических опросов и исследований.

Проведение социологического исследования - процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями, поэтому социологу следует позаботиться о надежной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу из людей, имеющих интерес и способности к осмыслению общественных явлений и процессов, к анализу социологических данных.

Применение одного из видов исследований приводит к получению результатов в той сфере, которое предполагает само исследование. Поэтому в социологии и подразумевает такое количество различных методик и способов получения различной информации, которая в последствии позволяет сделать различные выводы и помогает анализировать сложившуюся ситуацию.

Если гипотезы нетривиальны, особое внимание следует уделять заключениям, которые с ними, не согласуются. Не следует смешивать уточнение и интерпретацию данных с их объяснением. Последнее является главной задачей анализа, позволяе установить причинные зависимости, истолковать найденные связи в понятиях более общих тенденций и закономерностей, дает основание для прогноза и, следовательно, для перехода к обоснованию практических решений социальных проблем.

В целом социологическое исследование удается тогда, когда есть уверенность, что весь объем необходимых работ выполнен в соответствии с предъявляемыми научными требованиями.

19 участниц

18 участников

34 участниц

25 участников

11 участниц

18 участников

Такой выборки респондентов оказалось достаточно для того, чтобы составить представление о ведущих предпочтениях в досуговой сфере учащихся и выявить степень значимости информационных технологий, влияющих на их жизненные ориентиры.

В опросе затронут ряд аспектов, которые в определенной степени позволят охарактеризовать особенности отношения детей и подростков к новым информационным технологиям. Это место компьютера, телевидения и телефона в структуре досуга подростка; значимость телевидения как источника полезной информации; влияние регулярного пользования компьютером на психологическое здоровье детей и подростков, а также влияние современных информационных технологий на организацию свободного времени ребенка, подростка.

Анкета разделена на 4 блока:

1. Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга в жизни современных подростков.

2. Место компьютера в жизни современных детей и подростков.

3. Компьютер и здоровье.

4. Место мобильного телефона в жизни современных детей и подростков.

Первый блок: наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга в жизни современных подростков .

Из представленных в диаграмме данных мы видим, что 39% детей и подростков считают, что компьютер оказывает влияние на их психическое и физическое здоровье. Однако совсем не малый процент детей и подростков, а именно, 27% считают, что 20% детей не задумывались над этим вопросом и 14% детей. Следовательно, большинство детей и подростков все-таки подтверждают мнение многих исследований о том, что компьютер влияет на состояние, как психического, так и физического здоровья.

Мы выяснили, как дети и подростки относятся к тому, что их сверстники больше времени проводят за компьютером, нежели со своими друзьями. Результаты представлены в виде диаграммы.

Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга

играю в компьютер

Из представленных в таблице данных мы видим, что процент детей, увлеченных чтением книг, посещением кружков очень низок, что же касается увлеченностью компьютерными играми, то, например, для мальчиков это наиболее предпочитаемый вид деятельности. Для мальчиков 15-16 лет увлеченность компьютерными играми уменьшается и, скорее всего это связано с тем, что 9 –10 классы – это старшие классы, следовательно, можно сделать предположение о том, что интересы подростков смещены в учебную деятельность. К 15-16 годам растет процент посещения подростками дискотек, клубов, это связано с тем, что ведущим видом деятельности подростков является личностное общение со сверстниками.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что в связи с компьютеризацией досуга вытесняются такие виды досуговой деятельности, как общение со сверстниками, чтение книг, посещение музеев, театров, секций, кружков.

Из представленных в таблице данных мы видим, что наиболее предпочитаемые виды деятельности девочек в возрасте от 12 до 17 лет резко отличается от видов деятельности, которые предпочитают мальчики этого же возраста. Процент девочек в возрасте 12-13 лет, увлекающихся компьютерными играми также высок, как и у мальчиков в этом же возрасте. Девочки всех представленных категорий возрастов в основном отдают предпочтение общению с друзьями, просмотру телевизора, как источника полезной информации, прослушиванию музыки.

Определив общую структуру досуга мальчиков и девочек в возрасте от 12 до 17 лет важно обратить также на весьма характерные различия между ними. Так, результаты исследования показывают, что мальчики чаще указывают на общение с компьютерами, чем девочки. Эти данные позволяют уточнить сделанный нами вывод. Как мы видим, компьютеризация досуга в основном отразилась на субкультуре мальчиков-подростков в возрасте 12-13 лет. При этом характерно, что подобный разрыв в отношении к компьютеру сохраняется на протяжении всего подросткового периода – и в 7, и в 9, и в 11 классах. Поэтому при обсуждении вопроса о месте компьютера в жизни современных детей и подростков необходимо иметь в виду те принципиальные различия, которые существуют между мальчиками и девочками.

Второй блок нашего опроса определяет место компьютера в жизни современных детей и подростков .

Так, например, мы выяснили, что из 125 опрашиваемых детей и подростков 89,3% имеют компьютер, из них 54,8% приобрели компьютер от 2 лет назад; 15,5% - от 1 года до 2 лет назад; 17,2% - от полугода до 1 года назад. Следовательно, можно подтвердить информацию о том, что компьютеризация страны начала происходить примерно 5 - 6 лет назад.

В ходе проведения нашего опроса мы определили цели приобретения компьютера мальчиков и девочек. Полученные результаты мы представили в виде сравнительной диаграммы.

Мальчикам 10-11 лет компьютер нужен для того, чтобы: играть в компьютерные игры – 50%; для того, чтобы выполнять доклады, рефераты - 82% и 15% - для того, чтобы общаться через Интернет.

Мы получили следующие данные: 78% мальчиков 12-13 лет компьютер нужен для того, чтобы играть в компьютерные игры, 78% для того, чтобы выполнять доклады, рефераты и 38% – для того, чтобы общаться через Интернет.

Относительно мальчиков – подростков 14-16 лет мы получили следующие данные: 58% компьютер нужен для того, чтобы выполнять доклады и рефераты; 75% для того, чтобы играть в компьютерные игры и 60% для того, чтобы общаться через Интернет.

Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что для мальчиков главная цель приобретения компьютера – компьютерные игры и работа над докладами и рефератами. Это говорит о том, что мальчики большое внимание уделяют не только играм, но и учебе.

Проанализировав результаты опроса девочек относительно этого же вопроса мы получили следующую картину. 45% девочек 12-13 лет также как и мальчики этого же возраста главной целью приобретения компьютера считают – игры в компьютерные игры; 62% девочек компьютер нужен для того, чтобы выполнять доклады, рефераты и 56% - для того, чтобы общаться через Интернет.

Из всех полученных данных можно сделать вывод о том, что цель приобретения компьютера мальчики и девочки одной и той же возрастной категории выбирают одни и те же.

Опрос является одним из самых популярных и распространенных методов сбора первичной информации в социологии. Его широкое использование объясняется тем, что данный метод универсален. Так, используя метод опроса социологи могут получить информацию об объективных событиях и фактах, мотивации деятельности людей, их ценностях и поступках, как в прошлом, так и в настоящем, а также сведения об их дальнейших намерениях. С помощью метода опроса данную информацию можно получить дешевле, чем другими методами, а при обработке полученных данных можно применять компьютерные технологии.

Опросом называют метод сбора социальной информации об объекте исследования посредством общения (непосредственного в виде интервью или же опосредованного в виде анкетирования) исследователя (интервьюера) и опрашиваемого (респондента). При использовании метода опроса социолог регистрирует ответы респондента на вопросы, которые вытекают из целей и задач исследования.

Вопросом называют устное или письменное обращение социолога к респонденту для того, чтобы определить его мнение, которые представляет собой данные социологического исследования.

Анкета (вопросник, опросный лист) – это набор организованных в систему вопросов, определенных целью и задачами исследования.

Респондент (опрашиваемый) – это лицо, которое участвует в опросе как источник социальной информации (тот, у кого берут интервью и тот, кто отвечает на вопросы).

Интервьюер (анкетер) – это лицо, которое осуществляет общение с опрашиваемыми с помощью анкеты или интервью для того, чтобы собрать нужную для исследования информацию.

Главная цель опроса – это получение социальной информации о мнении респондентов (массовом, групповом или же индивидуальном), оценках, интересах и предпочтениях, а также то, как они видят события, факты, оценивают все, что связано с общественной жизнью и их жизнедеятельностью.

Опрос является ведущим методом в изучении сознания человека – его установок, мотивов, интересов, ориентаций, ожиданий. Особенно важным применение метода опроса будет в процессе исследования социальных явлений и процессов, являющихся малодоступными для непосредственного наблюдения. Также он используется в ситуации, когда проблема, которая находится в фокусе исследования социолога, является слабо изученной, а документальная информация о ней либо отсутствует вовсе, либо крайне ограничена. Наибольшую эффективность применение метода опроса получает, если сочетать его с другими методами.

Особенности использования метода опроса в социологических исследованиях

Главные нормативные требования к проведению опроса следующие:

Важно упомянуть, что в случае, если респонденты отвечают неискренне, то полученные данные будут представлять мнение опрашиваемых искаженно, в связи с чем результаты опроса по возможности необходимо сопоставлять со сведениями, полученными посредством использования других методов – наблюдения, анализа документов, - так как они могут характеризовать состояние изучаемых явлений с объективной точки зрения, в отличие от субъективных высказываний респондентов. Также важно учитывать искажения, которые бывают связаны с особенностями представления в сознании опрашиваемых тех или иных явлений и событий.

Обычно программа проведения опроса будет включать в себя все основные компоненты структуры программы социологического исследования.

Объектом опроса называют социальную общность, группу, коллектив, индивида. В случае проведения референдума объект опроса – население (граждане) страны.

Предметом опроса называют субъективно-оценочную информацию, выраженную во мнении респондентов и характеризующую их поведение, ценностные ориентации, мотивы, факты и события их личной и общественной жизнедеятельности.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal


Цели и задачи анализа данных в социологии.

Анализ данных это понятие означает совокупность действий, осуществляемые исследователем в процессе изучения неких данных с целью формирования определенного представления о характере описываемого явления. Предметом является техника формирования определенного представления. Основная цель анализа данных - выявление (подтверждение, корректировка) каких-то интересующих исследователя статистических закономерностей; или, другими словами, - определенного рода сжатие, усреднение содержащейся в данных информации.

Задачу поиска закономерности иногда отождествляют с задачей объяснения интересующего исследователя явления (напомним, что главный смысл объяснения состоит в подведении объясняемого явления под какой-либо закон, явление – это не обязательно наша содержательная закономерность). Достижение соответствующей цели является актуальной в любом социологическом исследовании. Ее почти всегда можно считать основной целью анализа.

Описание требуется для того, чтобы исследователь мог хотя бы самым приблизительным образом сориентироваться в том "море" данных. Ведь далеко не всегда социологу полностью ясно, каков вид закономерностей, "скрывающихся" за интересующими его данными, какими признаками эти закономерности должны описываться, возможно, ли подобрать соответствующие признаки и т.д. Описание может помочь дать ответы на такие вопросы, чтобы потом уже можно было более направленно искать интересующие социолога соотношения.

Прогноз тех или иных характеристик жизни общества по существу служит целью выявления любой закономерности.

Для понимания сути анализа данных важно отметить, что и при описании данных, и при прогнозе могут использоваться алгоритмы того же рода, что и при поиске основной закономерности. Границы между этими тремя целями часто бывают размыты. Кроме того, можно выделить и другие цели. Упомянем здесь лишь одну из них, лежащую в русле уже упомянутой нами гуманитарной парадигмы – понимание изучаемого явления.

Как известно, термин "понимание" как название одной из главных функций науки с конца XIX века является ключевым для социологии.

Уделяется огромное внимание анализу сходства и различия смыслов терминов "объяснение" и "понимание" как отражений соответствующих функций науки. Бытует точка зрения, в соответствии с которой главная познавательная функция наук о природе – объяснение (подведение единичного объекта под общий закон, в результате чего уничтожается неповторимость объекта), а наук о духе – понимание (т.е. изучение объекта в его неповторимости). Мы присоединяемся к другому мнению, в соответствии с которым любая наука (это особенно касается наук о человеке и, в частности, социологии) должна и объяснять, и понимать (свое "понимание" имеется, скажем, даже в математике; этого мы здесь не касаемся) .

Основными задачами, которые решает анализ данных являются:

Классификация объектов – поиск однотипных групп объектов, создание типологии.

Одномерный анализ – описательная статистика;

Многомерный анализ – связь между признаками;

Поиск латентных переменных.

Статистическая закономерность в социологии.

В науке принято выделять две основные формы закономерной связи явлений, отличающиеся по характеру вытекающих из них предсказаний: динамические и статистические закономерности. В законах динамического типа предсказание имеет точный, определенный однозначный вид; в статистических же законах предсказание носит не достоверный, а лишь вероятностный характер.

Нас интересуют в основном статистические закономерности, так называемые закономерности "в среднем".

Статистическая закономерность возникает как результат взаимодействия большого числа элементов, составляющих совокупность, и характеризуют не столько поведение отдельного элемента совокупности, сколько всю совокупность в целом. Проявляющаяся в статистических закономерностях "необходимость" возникает вследствие взаимной компенсации и уравновешивания множества случайных факторов, "пробивает" себе дорогу через массу случайностей, контрпримеров, отступлений от нее.

Статистические закономерности вполне адекватно описывают массовые явления случайного характера, а именно такого рода явления и изучает обычно социолог.

Чаще всего, говоря о статистичности социальных закономерностей, исследователи имеют в виду законы развития больших социальных групп и общества в целом. При этом подобная статистичность обычно рассматривается в контексте анализа известной дилеммы о соотнесении общих закономерностей развития общества и свободой воли отдельного человека.

Проблема уникального и среднего.

Нахождение разного рода статистических закономерностей является привычным делом каждого социолога, проводящего эмпирическое исследование. Но нам представляется некорректным, когда статистический подход связывается только с большими группами или обществом в целом.

Статистические модели могут использоваться и при попытке "понять" отдельного человека, и при изучении разного рода групп людей, в том числе общества в целом.

Адекватно отражающими суть ста т истического подхода при изучении отдельного человека являются то, что актуальность для социологии изучения статистических закономерностей аргументируется посредством рассмотрения детерминированной и стохастической (вероятностной) составляющей в психологии человека, анализа механизма выполнения эмоциональными формами психологической деятельности человека роли стохастических регуляторов поведения.

Анализ данных позволяет находить статистические закономерности. Этим определяется его важность для социолога, но социолога не могут не интересовать и многие такие явления, которые не носят статистического характера по несколько иным причинам.

Интересуясь лишь статистическими закономерностями, мы игнорируем "аномалии", отступления от средней зависимости, что вряд ли можно считать допустимым. Анализ "аномалий" предусматривается грамотным использованием традиционных статистических методов: любой статистический пакет предусматривает выдачу пользователю т.н. резко отклоняющихся наблюдений. Но такие специфичные объекты могут интересовать социолога не только как некоторые "огрехи" найденной статистической закономерности. Вряд ли следует бездумно выбрасывать соответствующие объекты из дальнейшего рассмотрения. Иногда анализ мнения такого "отклоняющегося" респондента может дать больше, чем выявление многих статистических закономерностей.

Изучение фактов, не укладывающихся ни в какие статистические закономерности, анализ случайных флуктуаций, не выражающихся в статистически значимых характеристиках, может стать целью исследования. Исследователь может стремиться найти такие "возмущения" в общественной жизни, такие ее "переломные" точки системы, которые свидетельствуют либо о ее разрушении, либо о зарождении новой системы.

Естественно, что при такой постановке задачи методы, направленные на поиск "средних" закономерностей, скрывающихся за наблюдаемыми фактами, т.е. статистические методы, перестают играть главенствующую роль.

Поиск уникальных точек вообще может не ассоциироваться с поиском закономерности.

Социология "между двух стульев". Все выявляемые закономерности слишком приблизительно отражают то, что интересует исследователя. Поэтому для социолога очень остро стоит вопрос о постоянном неформальном изучении отдельных объектов. В частности, актуальным является поиск объектов, не похожих на других, уникальных в своем роде. И существуют методы, позволяющие это делать.

Вероятно, для социолога наиболее важными методами, позволяющими находить и изучать уникальные точки рассматриваемой системы, являются т.н. мягкие методы общения с респондентами и анализа полученной от них информации. В литературе нет установившейся традиции по поводу трактовки этого термина. К числу мягких методов опроса относят, биографический метод, разные виды не формализованного интервью – глубинное, фокусированное

Ясно, что мягкие методы действительно дают возможность изучать уникальные настроения отдельных респондентов и тем самым подводить исследователя к обнаружению "точек перелома" системы. Однако следует заметить, что они же могут использоваться и для прямо противоположных целей - для поиска закономерностей "в среднем".

Математическая статистика как основа анализа социологических данных: признак, частота встречаемости его значения, частотное распределение, статистическая закономерность в социологии.

Основными объектами изучения для математической статистики являются случайные величины. Случайными величинами в социологии служат признаки.

Д ля каждой совокупности значений случайной величины должна быть определена вероятность того, что, обследуя респондентов, социолог встретит значение из этой совокупности.

Напомним, что вероятностью события называют некоторую числовую характеристику степени возможности его появления в определенных, могущих повторяться неограниченное число раз, условиях. Выше в качестве события указывался выбор респондента. О вероятности этого события говорить не будем (поскольку такая вероятность связана с правилами построения выборки, которые мы не затрагиваем). В интересующем нас случае тот факт, что случайная величина приобретает некоторое значение, сам рассматривается как случайное событие. И именно задание соответствующих вероятностей сопрягается с определением случайной величины. Условия же реализации нашего случайного события – это условия, определяющие отбор респондента.

Совокупность вероятностей встречаемости значений рассматриваемой случайной величины называется отвечающим ей распределением вероятностей, или просто ее распределением. Функция, задающая для определенных наборов значений случайной величины отвечающую им вероятность, называется функцией распределения этой случайной величины. Задать случайную величину, по существу, и означает задать соответствующее вероятностное распределение.

На практике часто функция плотности вероятности, определяющая, грубо говоря, вероятность встречаемости каждого значения случайной величины.

Саму вероятность исследователь никогда не наблюдает, в принципе не может измерить. Это – продукт нашего мышления, абстракция. Вместо вероятности исследователь обычно имеет дело с ее выборочной оценкой – относительной частотой встречаемости соответствующего события.

Математическая статистика позволяет находить широкий круг статистических закономерностей. Любая из них является некоторым набором параметров вероятностных распределений рассматриваемых случайных величин. Такого рода характеристиками являются, к примеру, разные меры средней тенденции, разброса значений случайных величин, связи между признаками и т.д.

Так как исследователь изначально имеет дело лишь с частотами, а не с соответствующими вероятностями, то фактически исходные случайные величины предстают перед ним в весьма приближенном виде. Вид закономерности, найденной для выборки, вообще говоря, будет отличаться от вида ее для генеральной совокупности. Важную роль должна играть оценка подобного различия, поскольку нас, вообще говоря, интересуют закономерности, свойственные генеральной совокупности, хотя на практике мы и имеем дело лишь с выборкой. Именно такую оценку мы и сможем сделать, пользуясь положениями математической статистики.

Фактически социолог пользуется случайными величинами, не употребляя, правда, соответствующего термина. В своей специфичной ситуации исследователь использует термин "признак" или "совокупность признаков". Обращение социолога к математической статистике по существу начинается со статистической трактовки значений используемых признаков.

В качестве случайной величины перед социологом выступает признак (набор признаков), вместо вероятностей значений случайной величины исследователь имеет дело с относительной частотой встречаемости значений признака, вместо вероятностного распределения – с частотным, вместо параметров распределения – с отвечающими им статистиками. Рассчитав интересующие его статистики, он стремится обобщить результаты на генеральную совокупность.

Итак, основной объект, изучаемый математической статистикой, – случайная величина – является основным объектом изучения и для эмпирической социологии. Основные задачи, решаемые математической статистикой служат таковыми и для социолога, занимающегося изучением собранных эмпирических данных. Но, к сожалению, оказывается, что непосредственное применение математической статистики в социологии, зачастую, бывает весьма проблематично. Условия, предполагаемые строгими теоремами математической статистики, отнюдь не всегда выполняются на практике. И тогда вместо строгой математической статистики на сцену выступает не совсем строгое ее "приближение" - анализ данных.

При использовании математической статистики могут возникать следующие сложности:

Формирование выборки (иначе нельзя будет экстраполировать на генеральную совокупность);

Не все методы математической статистики можно использовать;

Отсутствие строгих алгоритмов решения многих практических задач.

Дескриптивная и индуктивная задачи анализа данных.

Основные задачи решаемы математической статистикой в социологии:

Дескриптивная (описательная) – поиск статистических закономерностей для выборки, описание и поиск взаимосвязей;

Индуктивная – обобщение полученных результатов не генеральной совокупности: статистическая оценка параметров; проверка статистических гипотез.

Читайте также: