Как проверить реализацию образовательной программы в школе

Обновлено: 04.07.2024

Освоение каждой специальности сопровождается предварительной разработкой образовательной программы, проработкой учебного плана. В данном деле принимают участие педагоги, администрация учебного заведения, которая формирует перечень дисциплин и определяет формы занятий с учетом действующих регламентов, подготовки преподавателей, материально-технической базы и иных возможностей вуза. Организация и планирование – половина дела, внедрение программы – еще треть успеха, но ведь важен и результат. Поэтому целесообразно проводить экспертизу образовательных программ.

Освоение каждой специальности сопровождается предварительной разработкой образовательной программы, проработкой учебного плана. В данном деле принимают участие педагоги, администрация учебного заведения, которая формирует перечень дисциплин и определяет формы занятий с учетом действующих регламентов, подготовки преподавателей, материально-технической базы и иных возможностей вуза. Организация и планирование – половина дела, внедрение программы – еще треть успеха, но ведь важен и результат. Поэтому целесообразно проводить экспертизу образовательных программ.

Что это такое?

Экспертиза образовательной программы представляет собой уникальную и важную процедуру, нацеленную на определение качества обучения, соответствие знаний и навыков (обретаемых в процессе прохождения намеченного плана) выпускниками реалиям, потребностям отрасли и пр.

Экспертиза образовательной программы – оправданный и необходимый процесс, так как в последнее время перемены происходят во всех сферах деятельности, инновации и прогресс не дремлют, провоцируя необходимость в новых компетентных специалистах.

Что подвергается оценке во время проведения экспертизы образовательной программы?

Что подвергается оценке во время проведения экспертизы образовательной программы?

Экспертиза позволяет установить следующие моменты:

  • Провести комплексный анализ состава образовательной программы на соответствие установленных нормам ФГОС и ГОСТам;
  • Определить, какие знания и навыки обретает студент в процессе обучения, их достаточность для работы по профилю, возможности карьерного и научного роста, необходимость дополнительного обучения и пр.;
  • Степень соответствия выпускников требованиям работодателей, владение инновационными приемами и оборудованием;
  • Констатация условий обучения: оснащенность аудиторий, подготовка и квалификация педагогов, возможности и пр.;
  • Определение проблем, возникающих в ходе обучения и определение путей их решения.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Качество экспертизы образовательной программы напрямую зависит от уровня подготовки и компетентности эксперта, который будет проводить ее.

Объектом экспертизы в системе образования может выступать непосредственно учебный план и основная программа по специальности, условия подготовки (отдельная сторона обучения: оснащённость, профессорско-преподавательский состав, педагогическая работа, анализ занятия (ход, план, активность студентов и пр.)). Чаще всего проверка качества подготовки выпускников и учащихся колледжей и вузов сводится к формальному анализу: изучение документов, рабочих и общих планов обучения, состав образовательной программы, форматы занятий, анализ успеваемости студентов (общая и попредметная и пр.).

На практике выделяют следующие функции экспертизы образовательной программы:

Принципы и основные правила проведения экспертизы образовательной программы

Проведение экспертизы – это не банальное сравнение действующей или новоразработанной образовательной программы с утвержденными нормами. Здесь важно придерживаться конкретных принципов:

  • Открытость. Данный постулат означает, что выдвигать на проверку материалы имеют право, как непосредственно разработки плана обучения, образовательные заведения (где реализуется), а также непосредственно педагогами, которые непосредственно реализуют ее;
  • Гласность. Результаты экспертизы сначала озвучиваются в рамках заведения, где реализуется. В случае получения положительной оценки, программа автоматически вносится в банк примерных программ (которые могут служить образцом при разработке подобных планов);
  • Этичность. Результаты сперва доносятся до руководства учреждения с описанием проблем, результатов, рекомендаций, а после уже по согласованию с разработками и реализаторами может выноситься н всеобщее обозрение. Притом делается это тактично, кратко и емко, в рамках цензуры и культуры русского языка.
  • Целенаправленность. Экспертиза призвана проверять конкретное направление на определённый предмет: эффективность, качество, успеваемость и квалификация выпускников, знания и навыки, соответствие требованиям работодателей и ФГОС и пр.
  • Точность и внимательность. Чем детализированнее анализ, внимательнее специалист-оценщик, тем точнее и достовернее будут результаты относительно качества образования и качества сформированной программы обучения.
  • Независимость. Специалисты, реализующие анализ и проверку плана обучения не должны быть заинтересованы в исходе. Чаще всего ими выступают сторонние квалифицированные лица, представители госструктур (Рособрнадзор, Минобрнауки и пр.). Принцип независимости гарантирует достоверность и обоснованность выводов.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Этапы проведения экспертизы образовательной программы

Общая схема проведения экспертизы образовательной программы будет выглядеть следующим образом:

  • Беседа с администрацией образовательного заведения или инициаторами проверки: констатация цели экспертизы, обсуждение деталей (период проведения, порядок оформления и пр.);
  • Изучение образовательной программы и ее структуры: запрос документов, анализ текущего положения дел (возможно присутствие специалистов на занятиях, проведение срезов и тестирований, беседа со студентами и выпускниками, опросы предприятий-партнеров и работодателей анализ уровня трудоустройства выпускников и пр.);
  • Анализ условий реализации образовательной программы: материально-техническая база, оснащенность аудиторий наличие необходимого минимуму инструментов и лабораторий, оборудования программного обеспечения и пр.;
  • Анализ обеспеченности кадрами, уровень квалификации и опыт преподавателей, наличие в штате ученых и исследователей, практикующих специалистов и пр.;
  • Определение степени соответствия намеченной программы и траектории развития специалистов с требованиями отрасли, работодателей, соответствие инновациям и достижениям НТП, а ФГОС и пр.;
  • Анализ содержания программы: соотнесение дисциплин и заданий с намеченной целью, стандартами и требованиями ГОСТ, а также оценка результатов (подготовка выпускников) и изначально намеченных целей-обещаний;
  • Констатация проблем в системе обучения и реализации программы, выработка рекомендаций по их устранению, оформление результатов экспертизы в форме отчета.

Далее эксперт должен предоставить весь материал по проведенной проверке администрации учебного заведения, обсудить все детали и нюансы, принять решение о гласности итогов (внимание в перечень примерных программ, замечания, публичное освещение результатов и пр.).

Чаще всего экспертиза образовательных программ происходит по инициативе вузов, разработчиков или педагогов накануне аккредитации специальности. Данная мера позволяет быстро скорректировать учебные планы и повысить качество подготовки дипломированных специалистов, повысив уровень их конкурентоспособности и востребованности.

Непрерывное отслеживание состояния учебного процесса – одна из основных функций заместителя директора по учебно-воспитательной работе. В процессе мониторинга можно понять, достигается ли цель образовательного процесса, существует ли положительная динамика в развитии учащихся по сравнению с предыдущими исследованиями, соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям обучающихся, существуют ли предпосылки для совершенствования работы педагогов.

Одним из основных документов школы является образовательная программа. Она представляет собой открытый для всех субъектов образовательного процесса документ, который дает представление о содержании деятельности образовательного учреждения, направленной на реализацию целей. Для администрации ОУ всегда важно иметь достоверную информацию о текущем состоянии учебного процесса. Это позволит своевременно вносить коррективы в учебно-воспитательный процесс и, следовательно, приведет к повышению качества образовательного и воспитательного процесса. Такую информацию на школьном уровне можно получить, используя программу мониторинговых исследований.

Педагогический мониторинг – это система научно-обоснованной проверки результата образования (качества образованности обучающегося), коррекция содержания и форм образовательной деятельности. Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса в школе, является основой для принятия эффективных управленческих решений.

Предметом педагогического мониторинга достижения стандарта (национально-регионального компонента) является качество образованности в единстве трех его составляющих: предметной, деятельностно-коммуникативной, ценностно-ориентационной.

  • уровня обученности учащегося;
  • уровня воспитанности школьников;
  • степени готовности выпускников школы к продолжению образования;
  • уровня социальной адаптации учащихся и выпускников школы к жизни в обществе;
  • степени сохранения здоровья детей;
  • уровня выполнения стандартов образования.
  • качества преподавания и уровень профессиональной компетентности педагогов;
  • качества воспитательной работы и уровня профессиональной компетентности педагогов-воспитателей;
  • уровня организации и эффективности педагогического и ученического труда в школе;
  • уровня физической культуры и медицинского обслуживания детей;
  • степени учебно-методического обеспечения процесса стандартизации школьного образования.

ПОКАЗАТЕЛИ (ИЗМЕРИТЕЛИ) РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Для изучения эффективности функционирования образовательной программы используется следующая совокупность критериев, показателей и методов исследования:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Приказ по школе о проведении контроля выполнения ОПП НОО.

План-задание проведения контроля.

Справка о выполнении образовательной программы в 2017-2018 учебном году и на уровне начального общего образования в 2014-2018 годах

Приказ об итогах контроля.

О результатах а нализа выполнения теоретической и практической частей образовательных программ по всем предметам учебного плана на уровне начального общего образования

п р и к а з ы в а ю:

Заместителю директора Мицюк Л.А. в целях контроля р еализации требований ФГОС НОО по выполнению образовательной программы на уровне начального общего образования провести проверку выполнения теоретической и практической частей образовательных программ по предметам учебного плана с 21.05.2018 по 22.05.2018.

Утвердить план-задание тематического контроля (приложение).

Итоги контроля р еализаци и требований ФГОС НОО по выполнению образовательной программы на уровне начального общего образования подвести в срок до 25.05.2018.

Директор школы Т.Н. Хомякова

проведения контроля выполнения теоретической и практической частей образовательных программ по всем предметам учебного плана на уровне начального общего образования

Проверяемый период деятельности: с 21.05.2018 по 22.05.2018.

Объект контроля: классные журналы 4 классов, календарно-тематическое планирование, сведения о выполнении теоретической и практической частей программ в 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017, 2017-2018 учебных годах в данных классах.

Методы контроля: сопоставление записей в классных журналах и тематического планирования с требованиями ФГОС НОО, собеседование с учителями.

Проверка соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к перечню обязательных предметных областей и учебных предметов, количеству часов, отводимых на их преподавание в учебном плане школы в период с 2014-2015 по 2017-2018 учебный год, и проведенных за указанный период.

Анализ состояния деятельности по р еализаци и требований ФГОС НОО о выполнении образовательной программы на уровне начального общего образования в 2013-2017 годах.

Итоговый документ: справка.

о выполнении образовательной программы в 2017-2018 учебном году и на уровне начального общего образования в 2014-2018 годах

Цель контроля : установление соответствия между требованиями ФГОС НОО (с изменениями) о выполнении учебного плана начального общего образования и фактическим выполнением образовательных программ.

В соответствии с планом внутришкольного контроля было изучено выполнение образовательной программы начального общего образования по учебным предметам за 2017/2018 учебный год, а также р еализация требований ФГОС НОО по выполнению образовательной программы на уровне начального общего образования обучающимися 4 классов с 2014-2015 по 2017-2018 учебный год.

Учебный план начальной школы на 2017/2018 учебный год был составлен на основании ФГОС НОО. Уровень недельной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимой при пятидневной учебной неделе.

Выполнение государственных программ, их теоретической и практической части, проходило в соответствии с часами, отведенными реализуемыми программами на изучение отдельных тем.

Анализ выполнения учебного плана был организован путем изучения отчётов, предоставленных заведующей кафедрой начальных классов Селезневой С.О., руководителем МО физической культуры Хотовой Н.Н., заведующих кафедрами иностранных языков Лукашовой О.В. и Осипенко Т.И., кафедрой общественно-эстетического цикла Новиковой М.Н. о выполнении программ за 2017/2018 учебный год, сопоставления записей в классных журналах с календарно-тематическим планированием, собеседования с учителями.

Выполнение образовательных программ по предметам, их теоретической и практической части, проходило в соответствии с часами, отведенными на их реализацию по отдельным темам и в целом (приложение 1).

Выполнение учебного плана в 2017-2018 учебном году:

Количество учебных часов по программе

Количество проведенных учебных часов

% выполнения учебного плана

Итого

Из таблицы видно, что выполнение часов учебного плана во всех классах находится на оптимальном уровне. Наиболее высокий процент по начальной школе (99% и выше) отмечается в 1А, 2А, 3А, 3Б, 4В классах.

Выполнение учебного плана по предметам представлено в таблице.

Уровень начального общего образования, 2017-2018 учебный год

Русский язык

Литературное чтение

Иностранный язык

Окружающий мир

Основы религиозных культур и светской этики

Изобразительное искусство

Физическая культура

Всего по начальной школе

Таким образом, уровень сокращения учебных часов - в пределах допустимого. Наибольший показатель отклонения – по русскому языку в 3В классе (5,6%), по музыке в 3Б классе (5,6%). Среди причин отклонения – наличие в календарном учебном графике неполных недель. Педагоги, работающие в 1-4 классах, в течение 2017-2018 учебного года посещали курсы повышения квалификации, отсутствовали по болезни, находились в очередном и административном отпусках, командировках, но практически все уроки замещали их коллеги, имеющие такую возможность по причине небольшой основной нагрузки. В течение 2017-2018 учебного года пропущено 398 часов, из них замещено 397 часов.

Выполнение программы выполнялось также за счет корректировки учебных программ, календарно-тематического планирования. Отставание в классах с объявленным карантином было ликвидировано за счёт резервных часов, сокращения количества уроков, отведенных на повторение; уплотнения или объединения тем; совмещения повторения с изучением других тем.

Фактически проведен 9771 час, что составляет 98,7% от количества, предусмотренного учебным планом. Таким образом, учебный план за 2017-2018 учебный год можно считать выполненным.

Анализ выполнения практической части образовательных программ показал, что во 2-4 классах контрольные, тематические работы по математике, русскому языку, экскурсии по окружающему миру и технологии выполнены в полном соответствии с рабочими программами, календарно-тематическим планированием (приложение 2).

Таким образом, в 2017-2018 учебном году образовательную программу начального общего образования можно считать выполненной в полном объёме.

Учебный план начального общего образования на 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017, 2017-2018 учебные годы был составлен на основании требований ФГОС НОО. Уровень недельной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимой при пятидневной учебной неделе.

Контроль, организованный согласно плану-заданию, выявил выполнение требования ФГОС НОО о том, что количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов. В результате анализа выполнения образовательных программ по предметам учебного плана на уровне начального общего образования (2014-2015 учебный год – 1АБВ классы; 2015-2016 учебный год – 2АБВ классы; 2016-2017 учебный год – 3АБВ классы; 2017-2018 учебный год – 4АБВ классы) установлено, что образовательная программа школы на уровне начального образования с 2014-2015 учебного года по 2017-2018 учебный год выполнена в соответствии с требованиями (таблица).

Таким образом, количество учебных часов за 4 учебных года в 1А-2А-3А-4А классах составило 2920 (соответствует требованиям ФГОС НОО, классный руководитель Ермакова Л.В.), в 1Б-2Б-3Б-4Б классах - 2928 (соответствует требованиям ФГОС НОО, классный руководитель Лобанова С.Ю.), в 1В-2В-3В-4В классах - 2927 (соответствует требованиям ФГОС НОО, классный руководитель Юрявичене Н.А.).

Выполнение образовательной программы по классам и по предметам представлено в таблице:

Количество часов по учебному плану (за 4 года)

Количество часов по факту

При этом выполнено требование ФГОС НОО (в новой редакции от 2017 г.), вступающего в силу с 01.09.2018, о количестве учебных занятий на изучение государственного языка Российской Федерации на уровне начального общего образования (не менее 544 часов): в 1А-2А-3А-4А классах - 584 (учитель Ермакова Л.В.), в 1Б-2Б-3Б-4Б классах - 584 (учитель Лобанова С.Ю.), в 1В-2В-3В-4В классах - 585 (учитель Юрявичене Н.А.).

Из таблицы видно, что выполнение требований к количеству часов по большинству предметов учебного плана во всех классах находится на оптимальном уровне (более 96%). Незначительно ниже процент выполнения учебного плана: в 4А классе по иностранному языку и технологии, в 4Б классе по изобразительному искусству и физической культуре, в 4В классе по окружающему миру и физической культуре. Однако максимальное отклонение составляет лишь 5,9% (в остальных случаях – от 4,2% до 4,9%), что является допустимым.

Таким образом, требования ФГОС НОО по выполнению образовательной программы на уровне начального общего образования с 2014-2015 по 2017-2018 учебный год р еализованы полностью.

Рекомендуется:

Учителям начальных классов, учителям-предметникам, работающим в 1-4 классах, продолжить мониторинг выполнения образовательных программ по предметам учебного плана.

Случаи сокращения учебных часов до 5,9% (в условиях пятидневной учебной недели) считать допустимыми.

Максимально осуществлять замещение уроков педагогов, посещающих курсы повышения квалификации, отсутствующих по болезни, находящихся в очередном и административном отпусках, командировках.

В ситуациях значительного отставания согласовывать проведение дополнительных уроков в течение неполных учебных недель.

Заведующей кафедрой начальных классов вести контроль выполнения требований ФГОС НОО о количестве учебных занятий за 4 учебных года и количестве учебных занятий на изучение государственного языка Российской Федерации на уровне начального общего образования.

Заместитель директора Л.А. Мицюк

Об итогах контроля выполнения образовательной программы в 1-4 классах в 2017-2018 учебном году и на уровне начального общего образования в 2014-2018 годах

А нализ выполнения учебного плана был организован в период 22-23 мая 2018 года путем изучения отчётов, предоставленных заведующими кафедрами, руководителем МО, сопоставления записей в классных журналах с календарно-тематическим планированием, собеседования с учителями начальных классов и учителями-предметниками, работающими в 1-4 классах. Деятельность осуществлялась с целью установления соответствия между требованиями ФГОС НОО (с изменениями) о выполнении учебного плана начального общего образования и фактическим выполнением образовательных программ.

В результате установлено:

По выполнению образовательной программы в 1-4 классах в 2017-2018 учебном году

Учебный план начальной школы на 2017/2018 учебный год был составлен на основании ФГОС НОО. Уровень недельной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимой при пятидневной учебной неделе.

Выполнение государственных программ, их теоретической и практической части, проходило в соответствии с часами, отведенными реализуемыми программами на изучение отдельных тем.

2. Выполнение учебного плана основной образовательной программы начального общего образования во всех 1-4 классах находится на оптимальном уровне. Наиболее высокий процент выполнения учебного плана по начальной школе (99% и выше) отмечается в 1А, 2А, 3А, 3Б, 4В классах. У ровень сокращения количества учебных часов - в пределах допустимого. Среди причин отклонения – наличие в календарном учебном графике неполных недель.

3. Педагоги, работающие в 1-4 классах, в течение 2017-2018 учебного года посещали курсы повышения квалификации, отсутствовали по болезни, находились в очередном и административном отпусках, командировках, но практически все уроки замещали их коллеги, имеющие такую возможность по причине небольшой основной нагрузки. В течение 2017-2018 учебного года пропущено 398 часов, из них замещено 397 часов. Выполнение программы выполнялось также за счет корректировки учебных программ, календарно-тематического планирования. Отставание в классах с объявленным карантином было ликвидировано за счёт резервных часов, сокращения количества уроков, отведенных на повторение; уплотнения или объединения тем; совмещения повторения с изучением других тем.

4. Фактически проведен 9771 час, что составляет 98,7% от количества, предусмотренного программой. Учебный план за 2017-2018 учебный год можно считать выполненным.

5. Анализ выполнения практической части образовательных программ показал, что во 2-4 классах контрольные, тематические работы по математике, русскому языку, экскурсии по окружающему миру и технологии выполнены в полном соответствии с рабочими программами, календарно-тематическим планированием.

6. В 2017-2018 учебном году образовательную программу начального общего образования можно считать выполненной в полном объёме.

По выполнению образовательной программы на уровне начального общего образования в 2014-2018 годах

Учебный план начального общего образования на 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017, 2017-2018 учебные годы был составлен на основании требований ФГОС НОО. Уровень недельной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимой при пятидневной учебной неделе.

Контроль, организованный согласно плану-заданию, выявил выполнение требования ФГОС НОО о том, что количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов. В результате анализа выполнения образовательных программ по предметам учебного плана на уровне начального общего образования (2014-2015 учебный год – 1АБВ классы; 2015-2016 учебный год – 2АБВ классы; 2016-2017 учебный год – 3АБВ классы; 2017-2018 учебный год – 4АБВ классы) установлено, что образовательная программа школы на уровне начального образования с 2014-2015 учебного года по 2017-2018 учебный год выполнена в соответствии с требованиями (таблица).

Согласно представленным данным количество учебных часов за 4 учебных года в 1А-2А-3А-4А классах составило - 2920 (соответствует требованиям ФГОС НОО, классный руководитель Ермакова Л.В.), в 1Б-2Б-3Б-4Б классах - 2928 (соответствует требованиям ФГОС НОО, классный руководитель Лобанова С.Ю.), в 1В-2В-3В-4В классах - 2927 (соответствует требованиям ФГОС НОО, классный руководитель Юрявичене Н.А.).

При этом выполнено требование ФГОС НОО (в новой редакции от 2017 г.), вступающего в силу с 01.09.2018, о количестве учебных занятий на изучение государственного языка Российской Федерации на уровне начального общего образования (не менее 544 часов): в 1А-2А-3А-4А классах - 584 (учитель Ермакова Л.В.), в 1Б-2Б-3Б-4Б классах - 584 (учитель Лобанова С.Ю.), в 1В-2В-3В-4В классах - 585 (учитель Юрявичене Н.А.).

В ыполнение требований к количеству часов по большинству предметов учебного плана во всех классах находится на оптимальном уровне (более 96%). Незначительно ниже процент выполнения учебного плана: в 4А классе по иностранному языку и технологии, в 4Б классе по изобразительному искусству и физической культуре, в 4В классе по окружающему миру и физической культуре. Однако максимальное отклонение составляет около 5,9% (в остальных случаях – от 4,2% до 4,9%), что является допустимым. Таким образом, требования ФГОС НОО по выполнению образовательной программы на уровне начального общего образования обучающимися 4 классов с 2014-2015 по 2017-2018 учебный год р еализованы полностью.

На основании вышеизложенного

п р и к а з ы в а ю:

Утвердить итоги контроля выполнения образовательной программы в 1-4 классах в 2017-2018 учебном году и на уровне начального общего образования в 2014-2018 годах (справка прилагается).

Учителям начальных классов, учителям-предметникам, работающим в 1-4 классах, продолжить мониторинг выполнения образовательных программ по предметам учебного плана.

Максимально осуществлять замещение уроков педагогов, посещающих курсы повышения квалификации, отсутствующих по болезни, находящихся в очередном и административном отпусках, командировках.

В ситуациях значительного отставания согласовывать проведение дополнительных уроков в течение неполных учебных недель.

Заведующей кафедрой начальных классов вести контроль выполнения требований ФГОС НОО о количестве учебных занятий за 4 учебных года и количестве учебных занятий на изучение государственного языка Российской Федерации на уровне начального общего образования.

Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Мицюк Л.А., заместителя директора.

inx960x640_b3b416-2.jpg

Надзор – это один из трех видов образовательных проверок. Надзор проводят, чтобы оценить, как детский сад и школа исполняют требования законодательства об образовании.

Кто и когда проверит

Детский сад и школу проверит региональное управление образования. Проверку проведут по плану, а при наличии оснований – внепланово.

Ситуация: вправе ли управление образованием муниципального района проверять, как детский сад и школа соблюдают требования законодательства об образовании

Муниципальные органы управления образованием не имеют таких полномочий (п. 3 регламента, утв. приказом Минобрнауки от 10.11.2017 № 1096). Они контролируют в целом деятельность подведомственных им образовательных организаций как учредители.

Внимание: управление может сочетать проверку в сфере образования с контролем качества образования (ст. 93 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Однако за каждую проверку отвечают разные отделы ведомства, поэтому совместные проверки проводят как минимум два контролера.

Управление проверит внепланово, если есть основания. Полный перечень оснований смотрите в таблице.

Основания внеплановой проверки

Основание

Срок уведомления

Правовая норма

Детский сад и школа не исполнили предписание в установленный срок

– Пункт 30 регламента, утвержденного приказом Минобрнауки № 1096;

– часть 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ

Нарушения, которые управление образования выявило в ходе аккредитационной экспертизы школы

Поручение Президента или Правительства, требование прокурора

Нарушения, которые управление выявило в ходе мониторинга

Сведения (жалобы, заявления, информация из СМИ)

Подпункт 2 пункта 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ

Акт о невозможности проведения проверки

Пункт 7 статьи 12 Закона № 294-ФЗ

Как долго и в какой форме проверяют

Управление проверит сад и школу до 20 рабочих дней. Этот срок вправе продлить руководитель управления еще на 20 рабочих дней. Он сделает это, если проверяющий проводит сложные и длительные исследования, испытания, специальные экспертизы и расследования (п. 20 регламента, утв. приказом Минобрнауки № 1096). О продлении срока вы узнаете из распоряжения.

Ситуация: вправе ли управление образования без распоряжения о проверке мониторить деятельность образовательной организации, например, проверять информацию на сайте

Мониторинг не является видом проверки. Его проводят для того, чтобы оценить состояние и перспективы эффективности деятельности сада и школы. Региональное управление образования обязано мониторить деятельность детского сада и школы не реже одного раз в год (п. 7 Правил, утв. постановлением Правительства от 05.08.2013 № 662). Точные сроки, порядок и показатели мониторинга управление образования определит самостоятельно.

Предметом мониторинга станут:

  • информация на сайте образовательной организации, ее публикации в интернете и СМИ;
  • данные федерального статистического наблюдения, результаты обследований сада и школы;
  • сведения о развитии детского сада и школы от организаций и граждан.

Такие основания определены пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства № 662.

О том, что проверяют вашу организацию, вы узнаете из отчета, который управление образования ежегодно размещает на своем сайте, а если в ходе мониторинга контролеры выявят нарушения, то дополнительно – из распоряжения о внеплановой проверке.

Какие мероприятия проведут

В ходе надзора в сфере образования инспекторы управления оценят, как школа и детский сад исполняют требования актов об образовании, перечень которых утвердил Рособрнадзор приказом от 12.04.2019 № 461. Для этого инспекторы вправе:

  • запрашивать и анализировать документы;
  • проверять информацию на официальном сайте образовательной организации;
  • осматривать территорию, здания, помещения, оборудование, материально-техническую базу;
  • наблюдать за ходом образовательной деятельности;
  • беседовать с родителями и в их присутствии с учащимися;
  • опрашивать работников образовательной организации.

Такие полномочия проверяющих установлены пунктом 6 регламента, утвержденного приказом Минобрнауки № 1096.

Чтобы следить за порядком надзора, распечатайте памятку. В ней – вся необходимая информация о контрольных мероприятиях.

Ситуация: утверждены ли проверочные листы для проверок в сфере образования

Нет, не утверждены.

Проверки детских садов и школ в сфере образования не входят в перечень видов надзора, при котором применяют риск-ориентированный подход, поэтому Минпросвещения и Рособрнадзор не обязаны утверждать проверочные листы (постановление Правительства от 17.08.2016 № 806).

При этом региональные управления образования, чтобы упорядочить порядок проверки, утверждают проверочные листы самостоятельно.

Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой приглашает учеников, находящихся на семейном обучении на промежуточную аттестацию и изучение электронных уроков.

Пример регионального регулирования: проверочные листы по проверкам в сфере образования

Департамент образования города Севастополя утвердил один проверочный лист (приказ от 27.06.2018 № 680-П). В проверочном листе ведомство распределило вопросы по тематике: локальные акты, реализация образовательной программы, условия реализации программ, права и обязанности участников образовательных отношений, платные образовательные услуги, деятельность образовательной организации.

Минобрнауки Республики Коми приказом от 18.10.2017 № 682-у утвердило три проверочных листа:

  • обеспечение информационной открытости;
  • реализация образовательной программы;
  • соблюдение прав и свобод обучающихся, родителей, работников.

Какие документы запросят

Федеральное законодательство не определяет единого перечня документов, которые может запросить управление. Перечень формируют проверяющие в соответствии с целью проверки и указывают в распоряжении.

Мы подготовили для вас примерные перечни документов, которые вправе запросить контролеры. Они составлены с учетом требований законодательства об образовании, специфики детского сада и школы.

Как оформят результаты

По итогам надзора инспектор вручит вам один экземпляр акта проверки и внесет запись в журнал учета проверок. К акту приложит экспертные заключения об исследованиях, испытаниях и экспертизах (если проводили), объяснения работников образовательной организации (п. 51 регламента, утв. приказом Минобрнауки № 1096).

Внимание: не отказывайтесь подписывать акт, если у вас есть возражения. На результат проверки это не повлияет. Инспекторы направят акт электронно либо по почте с уведомлением о вручении.

Если вы считаете, что в ходе проверки инспектор допустил нарушения, требуйте, чтобы он внес их в акт проверки. Он обязан исполнить ваши требования. После подписи вносить какие-либо изменения в акт запрещено, поэтому, если ваши замечания не учтут, впоследствии доказать свою правоту вам будет сложнее.

Если в ходе проверки инспекторы выявят нарушения, то к акту приложат дополнительные документы. Их перечень смотрите в таблице.

Документы о нарушениях по результатам надзора в сфере образования

Документ

Условие

Срок уведомления

Правовая норма

В день вручения акта проверки

– протокол об административном правонарушении;

– приказ о запрете приема в сад и школу полностью или частично

Сад и школа не исполнили первое предписание

До 3 рабочих дней после издания распоряжения

Приказ о приостановлении действия лицензии на образовательную деятельность полностью или частично и иск в суд об аннулировании такой лицензии.

Если суд поддержит иск управления, то действие лицензии будет прекращено со дня вступления в силу судебного решения. Для школы в день аннулирования лицензии автоматически прекратит свое действие аккредитация (п. 21 ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ)

– Сад и школа не исполнили повторное предписание;

– суд привлек сад и школу к административной ответственности

До 5 рабочих дней после издания распоряжения

Уведомление о направлении в уполномоченные органы информации о нарушениях, которые не входят в компетенцию управления образования

Инспектор выявил нарушения

До 13 рабочих дней

П. 64–66 регламента, утв. приказом Минобрнауки № 1096

Протокол об административном правонарушении

Сад и школа допустили административное правонарушение

В день выявления административного правонарушения

Продолжается набор в колледж Анны Муратовой по 18 специальностям для всех желающих на базе 9-х и 11-х классов. Успейте подать заявку. Количество мест ограничено.

Специальные предложения:

1. Экспресс-обучение для тех, кто не любит ждать! Скидка 20% на программы профессиональной переподготовки за 1 месяц и повышения квалификации от 3 дней.

2. На коллективные заявки на обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации (не участвующих в акциях) предоставляются скидки до 30% на стоимость обучения.

Бонус! Обучение может стать не только полезным, но и приятным, так как действует специальное предложение для пенсионеров, студентов и женщин, находящихся в декретном отпуске - дополнительная скидка 5% на все ПП и ПК!

Читайте также: