Что такое статуя в древнем египте кратко

Обновлено: 02.07.2024

Храм – это священное здание, где совершались религиозные ритуалы. Храм обычно был посвящен какому-то божеству.

Статуя – фигурное изображение человека или животного. Изготовлялось из дерева, камня.

Саркофаг – гроб, который обычно не закапывали в землю, а устанавливали в специальных комнатах – усыпальницах. В саркофагах находились останки умерших знатных людей.

Мумия- это труп, специальным образом обработанный, для того чтобы сохранить останки умершего без внутренних органов. Мумифицировали в основном фараонов или знатных египтян.Это делали потому, что египтяне верили в жизнь после смерти, и душа должна была вернуться в сохраненное тело.

В эпоху Раннего царства скульптуры использовались для ритуальных целей – поклонение богам. Существовало три центра, где находились важнейшие храмы того периода времени. Они и стали родоначальниками раннединастической скульптуры. Это Абидос, Коптос и Он. Фигуры, изображающие людей имели правильные пропорции, были прямолинейными. Особое внимание уделялось глазам, которые делали слегка выпуклыми из орбит. В качестве примера можно привести статую, изображающую фараона Хасехема. Все остальные скульптуры той эпохи так или иначе выполнены в таком же стиле. Мастера стремились к лаконичности в своих работах, исключая мелкие, незначительные детали.

Статуи древнего египта

Когда именно была возведена самая древняя статуя мира – скульптура Сфинкса, учёные до сих пор не определили: некоторые считают, что это грандиозное сооружение увидел мир ещё в тридцатом веке до нашей эры. Но большинство исследователей всё же более осторожны в своих предположениях и утверждают, что Сфинксу не более пятнадцати тысяч лет.

Это значит, что уже на момент создания самого грандиозного памятника человечества (высота Сфинкса превышала двадцать метров, а длина – более семидесяти) на территории Египта уже было хорошо развито искусство, в частности, скульптура. Получается, что статуя Сфинкса в действительности намного старше египетской культуры, которая появилась в IV тысячелетии до нашей эры.

Эту версию большинство исследователей подвергают сомнению и пока сходятся на том, что лицом Сфинкса является лицо фараона Хеврена, который жил около 2575 – 2465 гг. до н. э. – а значит, свидетельствует о том, что это грандиозное сооружение из монолитной известковой скалы высекли всё же египтяне. И охраняет он пирамиды фараонов в Гизе.

Скульптуры древнего Египта

Жизнь эту они творили по раз и навсегда установленным канонам, от которых не отступали в течение нескольких тысячелетий (специально для этого были даже предусмотрены и разработаны специальные инструкции и руководства). Древние мастера использовали специальные шаблоны, трафареты и сетки с канонически установленными пропорциями и контурами людей и животных.

гробница Тутанхамона

Проклятие гробницы Тутанхамона 16787 4.68 24

Статуи древнего египта

Работа скульптора состояла из нескольких этапов:

  1. Прежде чем начать работать над статуей, мастер выбирал подходящий камень, обычно – прямоугольной формы;
  2. После этого при помощи трафарета наносил на него нужный рисунок;
  3. Дальше методом высекания удалял лишний камень, после чего обрабатывал детали, шлифовал и полировал скульптуру.

Характеристика египетских скульптур

В основном древнеегипетские статуи изображали правителей, вельмож. Также популярна была фигура работающего писца (его обычно изображали со свитком папируса на коленях). Скульптуры богов и правителей обычно выставляли на всеобщее обозрение на открытых пространствах.

Особой популярностью пользовалась статуя сфинкса – несмотря на то, что сооружения таких размеров, как в Гизе, больше нигде и никогда не делали, существовало немало его уменьшенных дубликатов. Аллеи с его копиями и другими мистическими зверями можно было увидеть практически во всех храмах древнего Египта.

Учитывая, что фараона египтяне считали воплощением бога на земле, величие и несокрушимость своих правителей скульпторы подчёркивали специальными приёмами – расположениями фигур и сцен, их размерами, позами и жестами (позы, предназначенные передать какой-либо момент или настроение – не допускались).

Статуи древнего египта

Богов древние египтяне изображали только по строго определённым правилам (например, Гора имел голову сокола, тогда как бог мертвых, Анубис – шакала). Позы человеческих статуй (как сидящие, так и стоящие) были довольно однообразны и одинаковы. Для всех сидящих фигур была характерна поза сидящего на престоле фараона Хафра. Фигура величава и статична, правитель без каких-либо эмоций смотрит на мир и любому, кто видит его, очевидно, что ничто не в состоянии поколебать его власть, а характер фараона властный и непреклонный.

Вначале так изображали только сыновей фараонов. Женщина стоит прямо, ноги сомкнуты, правая рука опущена, левая – на талии. Шеи, что интересно, у неё нет, голова попросту соединена с плечами. Также мастера практически никогда не высверливали промежутки между её руками, телом и ногами – они их обычно обозначали чёрным или белым цветом.

Тела статуй мастера обычно делали мощными и хорошо развитыми, придавая скульптуре торжественность и величие. Что касается лиц, то портретные черты здесь, конечно, присутствуют. В работе над статуей скульпторы второстепенные детали отбрасывали, а лицам придавали бесстрастное выражение.

Статуи древнего египта
Статуи древнего египта
Статуи древнего египта
Статуи древнего египта

Раскраска древнеегипетских статуй также особым разнообразием не отличалась:

  • мужские фигуры были окрашены в красно-коричневый цвет,
  • женские – в жёлтый,
  • волосы – в чёрный;
  • одежда – в белый;

К глазам скульптур египтяне имели особое отношение – они верили, что умершие через них вполне могут наблюдать за земной жизнью. Поэтому в глаза статуй мастера обычно вставляли драгоценные, полудрагоценные камни или другие материалы. Этот приём позволял им добиться большей выразительности и даже немного оживить их.

Египетские статуи (имеются ввиду не фундаментальные сооружения, а более мелкие изделия) не были рассчитаны на то, чтобы их рассматривали со всех сторон – они были полностью фронтальные, многие из них как будто прислоняются спиной к каменному блоку, что служит для них фоном.

Египетские скульптуры характеризует полная симметрия – правая и левая половина тела абсолютно идентичны. Практически во всех статуях древнего Египта чувствуется геометричность – это объясняется, скорее всего, тем, что изготовляли их из камня прямоугольной формы.

Эволюция египетских скульптур

Поскольку творчество не может не реагировать на изменения, которые происходят в жизни общества, египетское искусство на месте не стояло и со временем несколько видоизменилось – и стало предназначаться не только для похоронных обрядов, но и для других сооружений – храмов, дворцов и т.д.

Если вначале они изображали только богов (изготовленная из драгоценных металлов крупная статуя того или иного божества была расположена в посвящённом ему храме, в алтарной части), сфинксов, правителей и вельмож, то впоследствии стали изображать и простых египтян. Такие фигурки в основном были деревянными.

До наших дней дошло немало изготовленных из дерева и алебастра небольших статуэток – причём среди них были фигурки животных, сфинксов, рабов, и даже имущества (многие из них впоследствии сопровождали умерших в потусторонний мир).

Статуи древнего египта

Статуи Раннего Царства (IV тысячелетие до н.э.)

Ярким примером этого типа статуй является скульптура сидящего на пьедестале фараона Хасехема, одетого в ритуальную одежду. Уже здесь можно увидеть основные черты древнеегипетской культуры – правильные пропорции, в которой преобладают прямые линии и монументальность формы. Несмотря на то что его лицу присущи индивидуальные черты лица, они чрезмерно идеализированы, а глаза имеют традиционное для всех скульптур той эпохи выпуклое глазное яблоко.

В это время устанавливается каноничность и лаконичность в форме выражения – отбрасываются второстепенные признаки и акцентируется внимание на величественности в образе.

Статуи древнего египта

Статуи Древнего Царства (XXX – XXIII вв. до н.э.)

Все статуи этого периода и дальше изготавливают согласно ранее установленным канонам. Нельзя сказать, что предпочтение отдаётся какой-то определённой позе (особенно это касается мужских фигур) – популярны как статуи в полный рост с выдвинутой вперёд левой ногой, так и восседающие на престоле, сидящие со скрещёнными в форме лотоса ногами или преклонившие колени.

В это же время в глаза начали вставлять драгоценные или полудрагоценные камни, делать рельефную подводку век. Мало того, статуи начали украшать драгоценностями, благодаря чему они начали приобретать индивидуальные черты (примерами таких работ могут послужить скульптурные портреты зодчего Рахотепа и его жены Нофрет).

Статуи Среднего Царства (XXI– XVII вв. до н.э.)

Во времена Среднего Царства в Египте насчитывается огромное количество разных школ – соответственно, развитие скульптуры претерпевает значительные изменения. Их начинают изготавливать не только для усыпальниц, но и для храмов. В это время появилась так называемая кубическая статуя, представляющая собой фигуру, заключённую в монолитный камень. По-прежнему популярны деревянные статуи, которые мастера после того, как вырезали из дерева, покрывали грунтом и расписывали.

Статуи древнего египта
Статуи древнего египта
Статуи древнего египта
Статуи древнего египта

Скульпторы всё больше обращают внимание на индивидуальные особенности человека – при помощи идеально проработанных элементов они в своих работах показывают характер человека, его возраст и даже настроение (например, при одном лишь взгляде на голову фараона Сенусерта III становится понятно, что когда-то это был волевой, властный, ироничный правитель).

Статуи Нового Царства (XVI– XIV вв. до н.э.)

В период Нового Царства особое развитие получает монументальная скульптура. Она не только всё чаще выходит за пределы погребального культа, но в ней также начинают проявляться индивидуальные черты, не свойственные не то что официальной, но даже светской скульптуре.

Да и светская скульптура, особенно когда речь идёт о женской фигуре, приобретает мягкость, пластичность, становиться более интимной. Если раньше женщины-фараоны согласно канонам нередко изображались в полном царственном облачении и даже с бородой, то теперь они избавляются от этих черт и становятся изящными, грациозными, изысканными.

Амарнский период (начало XIV вв. до н.э.)

В это время скульпторы начинают отказываться от сильно идеализированного, сакрального образа фараона. Например, на примере огромных статуй Аменхотепа IV, можно увидеть не только традиционные приёмы, но и попытку передать как можно точнее облик фараона (причём как лицо, так и фигуру).

Ещё одним новаторством стало изображение фигур в профиль (раньше канон этого не допускал). В этот период возникла также всемирно известная голова Нефертити в синей тиаре, созданная скульпторами мастерской Тутмеса.

пирамиды Хеопса

Загадки пирамиды Хеопса 16787 4.39 24

Статуи Позднего Царства (XI – 332 г. до н.э.)

В это время мастера все меньше начинают придерживаться канонов, и они постепенно сходят на нет и становятся условно-идеализированными. Вместо этого Они начинают усовершенствовать своё техническое мастерство, особенно в декоративной части (например, одной из лучших скульптур того времени считается голова статуи Ментуемхета, изготовленная в реалистичном стиле).

Статуи древнего египта

Когда при власти был Саис, мастера опять возвратились к монументальности, статичности и каноническим позам, но трактуют это уже по-своему и их статуи становятся более стилизованные.

После того как в 332 г. до н.э. Александр Македонский завоевал Египет, независимость свою страна эта потеряла, а культурное наследие древнего Египта окончательно и бесповоротно слилось с античной культурой.

Древние египтяне гармонично дополняли архитектурные памятники скульптурными композициями. Малые архитектурные формы отличались разнообразием и функциональным назначением. Сакральные изображения богов помещали в святилища, скульптуры царей — в храмах и на входе в них, чтобы те получили божественное покровительство, статуэтки женщин и детей — в молельнях или гробницах родственников с просьбой о даровании потомства.

Содержание

Скульптурная группа, изображающая двух взрослых и мальчика

Скульптурная группа, изображающая двух взрослых и мальчика. Около 1353-1336 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

Статуи заупокойного культа

Большинство скульптур Древнего Египта имело непосредственное отношение к заупокойному культу. Статуи делали из красного и черного гранита, диорита, алебастра, известняка и песчаника, последние два грунтовали и покрывали краской. Изваяния из более твердых пород окрашивали лишь частично.

Особое внимание уделялось инкрустации глаз. Их изготавливали из горного хрусталя, черного дерева и белоснежного алебастра. Бытовало мнение, что в статуи их вставляли только во время обряда отверзения уст, поскольку именно глаза считались вместилищем души человека.

Назначение скульптур царей в заупокойных храмах и гробницах носило практический характер. С одной стороны, после смерти человека они должны были стать вместилищем души, с другой — прославлять и напоминать о нем как о боге на земле.

Статуя Рамзеса, Древний Египет

Постепенно сложился определенный свод правил для создания скульптур царских особ. Фараон изображался стоя с отставленной вперед левой ногой и прижатыми к бокам руками либо сидя с прямой спиной и сложенными на груди или коленях руками. Также были распространены коленопреклоненные скульптуры. Часто, чтобы подчеркнуть божественное происхождение царя, его размещали в окружении небожителей.

Все скульптуры имели фронтальную ориентацию. Изображение тела и его частей носило условный характер. При этом лицу человека старались придать определенное портретное сходство. Главным считалось то, что скульптура должна была воплощать невозмутимость и величие.

Канонизированные изображения располагали в специальном помещении заупокойного храма — сердабе. При этом на уровне глаз оставляли отверстия либо щель. Таким образом, невидимая для посторонних глаз скульптура могла наблюдать за теми, кто приходит к ней с дарами и пожертвованиями.

Раскрашенная деревянная статуя женщины, несущей подношения в корзине

Раскрашенная деревянная статуя женщины, несущей подношения в корзине. Около 1981-1975 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

Статуи вельмож изготавливали по основным принципам царских статуй, но в них отсутствовало напряженное величие. Они казались более живыми и непосредственными.

Кроме статуи покойного, в гробнице размещались ушебти — ответчики — небольшие статуэтки со скрещенными руками, которые должны были выполнять всю работу за господина в потустороннем мире. С заупокойным культом также связано распространение статуэток слуг и рабов, которые должны были обслуживать своих хозяев в загробной жизни. Сделанные из ярко раскрашенного дерева и камня, они реалистично передают особенности облика, позы и движения человека.

Рельеф — один из основных видов скульптуры

Рельеф — один из основных видов скульптуры, в котором все изображаемое создается с помощью объемов, выступающих из плоскости фона. В Древнем Египте выделяли два типа рельефов: врезной — углублялись контуры силуэтов (вверху: изображение в храме Мединет-Абу, Луксор (Египет)) и барельеф — изображение выступало над поверхностью (справа: изображение бога Себека на стене храма в Ком-Омбо, Египет).

Барельеф, Древний Египет

Статуи во славу царей

В эпоху Среднего царства появились скульптуры фараонов и богов, которые устанавливались перед входом в храм. Их функция была иной — прославлять живых правителей Египта. Подобные скульптуры в Древнем Египте делали крупных размеров, их трактовали обобщенно, без детализации.

Статуя фараона Сахура и бога — покровителя нома

Понятие о сфинксах у египтян и греков, которые, вероятно, позаимствовали его, сильно различается. В Древнем Египте сфинкс охранял вход в храм от сил зла. В Греции же он чудовище, подстерегающее путников, загадывающее загадки, а потом убивающее.

Самая масштабная и наиболее известная скульптура этого вида — сфинкс с головой царя Хефрена. Большой сфинкс длиной 72 м и высотой 20 м высечен из монолитной известняковой скалы и имеет вид льва с человеческой головой, лежащего на песке.

Большой сфинкс. Гиза, Египет

Большой сфинкс. Гиза, Египет

Амарнский период в скульптуре

В эпоху правления Эхнатона, амарнский период (1364-1336 гг. до н. э.), в искусстве произошли изменения: первостепенными стали подвижность фигур, правдивость изображения (даже с передачей физических изъянов) и живость образов композиции. Так представляли фараонов и прочих вельмож.

Лицо женщины (возможно, царицы Тейе, матери Эхнатона)

Лицо женщины (возможно, царицы Тейе, матери Эхнатона). 1353-1336 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

При этом изображение царя служило своеобразным каноном, идеалом для подражания знати. К амарнскому периоду относится всемирно известный шедевр — скульптурный портрет царицы Нефертити. После смерти правителя, в период XIX династии, искусство возвратилось к прежним традициям.

Колоссы Мемнона

Колоссы Мемнона — две статуи Аменхотепа III, которые прежде стояли на страже в поминальном храме. Фараон Аменхотеп, в отличие от своих воинственных предшественников, больше времени уделял искусству. Именно при нем началось самое грандиозное строительство в Карнакском храме, был заложен и возведен Луксорский храм.

Постепенно эти скульптуры стали ассоциироваться не с реальным правителем, а с легендарным Мемноном, героем греческих сказаний, который погиб от руки Ахиллеса. Император Септимий Север отремонтировал разрушенную статую. Все надеялись, что теперь она обретет дар речи, но, увы, колосс замолчал навсегда. Ведь звуки, издаваемые статуей, были всего лишь колебаниями воздуха в разломе, что вызывали температурные перепады при смене ночи и дня.

Читайте также: