План урока морфема наименьшая значимая часть слова 5 класс

Обновлено: 30.06.2024

Морфемика – раздел науки о языке, который изучает морфемы.

Морфема – значимая часть слова.

Морфемный анализ – разбор слова на морфемы.

Окончание – значимая часть слова, которая образует формы слова.

Нулевое окончание – окончание, которое не выражено звуками.

Список литературы

Основная литература:

1. Ладыженская Т. А. Русский язык. Учебник. 5 класс: в 2 ч. Ч. 1 // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2012. – с. 176.

Материал для самостоятельного изучения

Каждая часть слова имеет своё смысловое значение. Но это не те части слов, которые мы выделяем для переноса по слогам. Слово подснежники по слогам можно перенести так: под-снеж-ни-ки.

Значимые части слова называются морфемами. К морфемам относятся приставка, корень, суффикс, окончание. Морфемы изучаются в особом разделе науки о языке – морфемике.

Рассмотрите слова в таблице. В первой колонке записаны однокоренные слова, а во второй – формы одного и того же слова. Новые слова образуются с помощью приставки и суффикса, например, -н- в словах речной и комнатный, -ость- в слове новость, приставки по- в слове поехать.

Форму одного и того же слова можно определить с помощью окончания, например, для указания множественного числа используется окончание -и: реки, ехали, и окончание -ые в слове новые. Окончание для определения падежа слова комната.

При изменении слова получаются формы этого слова, а лексическое значение остается тем же, например, река – реку.

При изменении формы слова изменяются окончания слов.

Как Вы думаете, какая часть слова изменяется в этих словах? В них изменяется окончание. Окончание – значимая часть слова, с помощью которой образуются формы слова.

Не во всех словах можно выделить окончание, например, в союзах а, но, да окончания нет. В словах пальто, кино, метро также нельзя выделить окончание. Окончание можно выделить только у изменяемых слов, например, река, солнце, праздничный, а союзы, предлоги, частицы и неизменяемые слова окончаний не имеют.

Портфель, стол, топор, карандаш, пенал, стул, циркуль.

Прочитайте слова. Что необычного Вы заметили? У этих слов нет окончания, точнее оно не выражено звуками. Такое окончание называют нулевым и обозначается оно так.

Нулевое окончание также имеет грамматическое значение. Его можно обнаружить при сравнении форм слова, например, рояль – рояля – роялю. В первом случае – нулевое окончание, оно обозначает форму именительного падежа единственного числа существительного 2 склонения.

Разбор заданий тренировочного модуля

1. Выберите строку, в которой все слова однокоренные.

1. рука, ручной, рукав, подручный

2. рука, руки, рукой, рукав

3. рука, ручка, рукой, ручной

4. рука, руке, руку, руки

Правильный ответ: 1. рука, ручной, рукав, подручный

2. Вставьте пропущенные окончания.

Над диван____ висит картин____. На балкон___ стоят цвет___. По телевизор___ показывают документальн___ фильм.

Правильный ответ:

Над диваном висит картина. На балконе стоят цветы. По телевизору показывают документальный фильм.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План-конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе(15.01.2018 г.)

Тема : Морфема- наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.

Цели : Подвести детей к пониманию морфемы как значимой части слова; развивать связную речь, мышление, грамотность, умение работать в команде; прививать интерес к изучению русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.

Метапредметные : умение находить и передавать информацию, умение работать в группе и выполнять различные роли в социальной группе.

Личностные : развитие творческих способностей, моральных качеств, понимания русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей .

Методы и формы обучения :

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая и фронтальная работы.

Оборудование : компьютер, проектор, доска.

Наглядно-демонстрационный материал : презентация к теме, карточки с заданиями для работы в группах.

Основные понятия : форма слова, образование форм слова различных частей речи.

Организационная часть (приветствие, проверка рабочих мест)

--- Ребята, сегодня у нас изучение новой темы и закрепление пройденного материала. Мы будем работать индивидуально, фронтально и в группах (рассадить детей по группам)

Актуализация опорных знаний и учебные действия.

- Какие самостоятельные части речи вы знаете ?(ответы детей)

-Имя существительное-это…(ответы детей)

-Местоимение –это..( ответы детей)

-А что вы знаете о правописании букв и,у,а после шипящих во всех частях речи ?(ответы)

-Как изменяется имя сущ-ое?( ответы)

-Как изменяются глаголы?(ответы)

-Как изменяются прилагательные ?(ответы)

-Как проверить написание тся и ться?(ответы)

- Чем в предложении чаще является существительное?(ответы)

-Чем в предложении являются глаголы?(ответы)

-Чем в предложении являются прилагательные?(ответы)

2.Разобрать по членам предложения:

Я расскажу вам о медведях.

Белка прыгала с ветки на ветку.

Нас окружает огромный, интересный мир.

Туристы быстро поставили палатки.

Щ.ка, щ.авель, ч.сы, ж.ли-были, еж.ха,

ч.деса, ш.рокий, заш.ть, сч.стье,щ.пальца,

Мотивация учебной деятельности.

-Ребята, запишите к тетрадях: Число. Классная работа. Тема : оставляем чистую строчку. Для чего,кто скажет ?(…)

-Правильно- чтобы вы сами сформулировали ее.

4. Словарная работа.

-- А пока запишите словарик:

Парашют, жюри, капюшон. (словарная работа- значение, ударение, орфограммы)

- А теперь команды включаются в работу. Ваша задача- распределить, кто будет читать ответы. А придумываете предложения всей командой. Раздаю по чистому листу, засекаю три минуты. Каждая команда придумывает три предложения со словами словаря. Самое красивое предложение запишем в тетради. Итак, время пошло( дети работают в командах)

- Слушаем записанные вами предложения. ( самое оригинальное предл.записать в тетради)

-Молодцы,ребята. Справились с заданием отлично. Передайте работы для проверки.

5. Мотивация к учебной деятельности. Работа над тем темой.

--- Я прочитаю стихотворение С.Островского , а вы послушаете его и скажете, о чем оно.

К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны́ …

И когда я слышу :
— Извини меня ! —
Это значит :
— Исключи меня из вины !

У слова цвет своего огня .
Свое пространство . Свои рубежи .
И когда я слышу :
— Обереги меня ! —
Это значит :
— Берегами меня окружи !

У слова есть корни . И ест ь родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
— Защити меня! —
Это значит:
— Спрячь меня за щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть —
Слово тебе сотворит добро.

-Так о чем это стихотворение? Как вы его поняли ?(ответы)

-О чем оно рассказывает?(ответы)

-Все на свете из чего-то состоит: лес- из деревьев, дождь- из капель воды. А какой вывод можно сделать из этого стихотворения о словах?( ответы)

-А каким словом можно назвать все части слова? Я вам говорила, вспомните.( морфемы)

-А теперь посмотрим на запись : Тема… Как вы думаете, что мы сегодня изучаем? ( морфема)

-А скажите, морфема –это наибольшая часть слова или наименьшая?(…)

- Тогда продолжаем формулировать тему: Морфема- наименьшая …

- Дальше допишем по ходу урока. А теперь окроем учебник на стр.4. ( изучение теории по учебнику самостоятельно)

- Что вы можете сказать о морфемах?(каждая имеет свое значение)

-Правильно. Каждая морфема значима! Возвращаемся к записи темы и добавляем слова: значимая часть слова.

(запись в тетрадях)

6.Целеполагание. Раскрытие сущности всех новых понятий.

-Ребята, как вы думаете, зачем изучать морфемы?(грамотно писать…)

- Из начальной школы вы помните, наверное, для чего служат части слова?( образование новых слов)

-А для чего служит окончание?( изменение слов)

- Это есть вторая часть нашей темы. Допишем ее.(Образование и изменение слов.)

7. Практическая деятельность учащихся.

- Сейчас работа в группах. Каждая команда получает свое задание и выполняет. Распределите сами, кто что будет делать: записывать, читать, обсуждать. Раздаю листы по одному записанному слову.

1 группа. 2 команда. 3 команда

Тигрята,… Ключик,… Учитель,…

Запишите 9 слов Запишите 9 слов- Запишите 9 слов,

с названиями дете- названия очень малень- называющих

нышей зверей и птиц. ких предметов. профессии .

---А теперь каждая группа читает записанные слова.(1 гр)

- какая морфема дала нам понять,что это детеныши животных и птиц?( ят)

--Вторая группа читает слова.какая морфема дала нам понять , что мы слышим названия очень маленьких предметов?( ик)

---Какая морфема дала понять, что это названия профессий?( тель,чик)

---А теперь ваш вывод о значимости морфем?(ответы)

---Что вы можете сказать об образовании слов?(ответы)

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

(выполнение упражнения №5. Проверка правильности через обмен тетрадями)

9. УУД. Работа с деформированным текстом.

---Ребята, раздаю вам листы с текстом. Это деформированный текст. Вы знаете, как с ним работать. Работаем на скорость. У всех текст одинаковый. Победит та група, которая раньше соберет текст.

Лывпа леыйб шупитсый гсне. Кенсжнии ваюкесрт ан оленцс. Нем чьоне дотнарсо то ивесесжт оронмозго тару.

( Выпал белый пушистый снег. Снежинки сверкают на солнце. Мне радостно от свежести морозного утра.)

--Итак, первая справилась с заданием …группа. Она читате текст, остальные проверяют его у себя.(….)

--Ребята, молодцы.Справились с заданием.

10.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Домашнее задание.

- Что нового вы узнали на уроке?(…)

-Какие трудности были в выполнении заданий?(…)

-Понравился ли вам урок?(…)

-У каждого на парте смайлик с рожицей. Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению к концу урока и поднимите его.(…..)

- А сейчас запишите в дневники домашнее задание-параграф 70, упр. 7. Я диктую оценки ,вы их выставляете и подносите дневники после звонка на подпись .

Цели : подвести к пониманию морфемы как значимой части слова; сообщить, чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов.

I. Синтаксические минутки.

Схематический диктант с заданием: каждому предложению дать характеристику.

Прохладный осенний ветер срывал с деревьев пожелтевшие листья. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер, но к вечеру погода изменилась.

II. Словарно-орфографическая работа.

Морфемаmorf – ‘форма’ (греч.).

III. Знакомство с материалом § 70, с. 152.

1. Что такое морфемика?

2. ч то такое морфема?

3. Можно ли слова морфема и морфемика назвать однокоренными?

Рассмотрите карточки и определите, какое предложение в них зашифровано. Запишите его.


Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

– Какие условия помогли определить порядок набора карточек? Почему на некоторых карточках нет условных обозначений?

IV. Выполнение упражнения 368.

V. Чтение материала § 71, с. 152–153.

VI. Закрепление умений отличать однокоренные слова от формы одного и того же слова.

– Подумайте, являются ли данные слова однокоренными? Почему? Проведите разбор по составу.

Свет, светлица, светать, светлый, светло, подсветка.

1. Как называются слова, имеющие общее значение корня? (Однокоренные.)

2. Можно ли сказать, что у данных слов одинаковое лексическое значение? (Нет.)

3. Объясните, при помощи каких частей слова образуются новые значения?

4. Определите, к каким частям речи относятся эти слова. Какой вывод можно сделать?

– Просклоняйте слово свет. Одинаково ли значение слов? Чем они отличаются? (Окончаниями. Они выражают разные формы одного и того же слова. Формы слова возникают при его изменении.)

VII. Работа по учебнику.

Выполнение упражнения 369.

VIII. Запись под диктовку.

• Задание . Выпишите однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Родник родит реку, а река льется, течет через всю нашу матушку-землю, кормит народ. И все эти слова как бы родня между собой. Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка. (К. Паустовский.)


Внимание! (историч.) Родни?к (историч. род / н / ик) 1 .


– однокоренные слова.

Цели. понятие о морфемике как разделе языкознания, подведение к пониманию морфемы как значимой части слова.

Обучающая: - знать понятия: морфемика, морфема, изменение слов, однокоренные слова, формы одного и того же слова;

- определять состав слова, выделять морфемы соответствующими значками, различать формы одного и того же слова и однокоренные слова;

- выстраивать композицию рассуждения;

- выполнять морфемный разбор;

- определять лексическое значение слова, пополнить словарный запас.

Развивающая: - развивать речевую и мыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, потребность в речевом самосовершенствовании;

Воспитательная: прививать любовь к спорту, воспитать сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний;
Методы, применяемые на уроке:

Методы подобраны в соответствии с содержанием и направлены на решение задач коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции.

Формы организации урока:

Оборудование:

Литературный ряд

1.Организационный этап

-Ребята, подготовьтесь, пожалуйста, к уроку. Проверьте, все ли лежит на парте: дневник, пенал, учебник, тетрадь. Записываем число, классная работа.

2. Актуализация знаний

-Вид спорта, досуга, состоящий в походах, путешествиях (туризм).

-Вид спортивной гимнастики (аэробика).

-Гимнастический снаряд в виде двух чугунных шаров, соединенных короткой рукояткой (гантели).

-Исполнитель сложных и опасных трюков при съемке фильма (каскадер).

-Высшее достижение в спорте (рекорд).

-Ледяная площадка для катания на коньках (каток).

Задание: обозначьте графически, из каких частей состоит слово КАТОК (слайд №3)

-Какая часть слова не присутствует в этом слове? (приставка)

3.Определение темы, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Ребята, определите тему урока с помощью схемы ( слайд № 4).

-Какие это части слова? (Значимые).

Запись темы в тетрадь: Морфема – наименьшая значимая часть слова (слайд№5)

А какова основная ЦЕЛЬ нашего урока? (научиться находить морфемы в слове) (слайд №6)

4. Первичное усвоение новых знаний.

Каждая морфема в слове имеет свое значение. Вот, например, слово ПОДСНЕЖНИКИ( чтение в учебнике стр. ).

5. Первичная проверка понимания

(Слайд №7 ) На слайде слово тигрята, оно закрыто. Приоткрывается буква т.

Учитель: Какое слово записано? (ответа нет)

Раскрывается слог ти, (ответа нет)
Раскрывается буквы тиг
Ученики: Слово тигр.

Учитель: Когда появляется важная информация о слове?
Ученик: Когда появляется корень.

Учитель. Когда говорят о важном, о главном, употребляют слово КОРЕНЬ:корень зла, в корне неправильно, смотри в корень. У слов тоже есть самое важное. Самое главное – корень. Корень – это главная часть слова, которая несет главный смысл. Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем оказываются родственными (однокоренными).

Учитель: Подумайте, все ли слова родственные. Найдите лишнее слово.

Лес, лестница, лесной, перелесок. Горе, гора, горный, пригорок.(слайд№8)
Ученик: Слова лестница и горе лишние.
5.3. Занимательная грамматика

Учитель: Найдите корень в слове стряпуха. Стряп или тряп?

Ученик: Корень слова стряп.

У деревни у всей на виду

Я и незваный, и непрошеный

На свидание к тебе иду.

Зимний лес, ты моя отрада,

Шапки белые на ветвях.

Не придумать модней наряда,

Чем снежная одежда твоя.

На поляне от поземки ночь.

Облаков сероватых клочья

В высоте уползает прочь.

Под большой суковатой елью,

Где проходит моя лыжня,

Воровато косит на меня.

Вон стучит на березе дятел

Белка чистит свое дупло.

А сорока: «Ко мне, приятель,

В мое справочное бюро.

Расскажу, что за эти сутки

- Брось, сорока, сорочьи шутки,

Не к тебе я сейчас спешу.

Посмотри, как кругом красиво,

Как природа кругом хороша,

В царстве сказок, покоя и ласки

Отдыхает моя душа.

Учитель. Понравилось ли вам стихотворение М. Домрачева?

Ученик: Понравилось. Его стихи как живые картины.

5.5. Работа по учебнику

Задание на стр. 5 – прочитать слова, назвать морфемы.

Учитель: Для чего служат СУФФИКСЫ?
Ученик: Суффиксы служат для образования новых слов

5.6. Развитие умений определять значение суффиксов.

Учитель: Угадайте о каких людях пойдёт речь, больших или маленьких? (слайд №11)

Учитель: А какие фамилии были бы у них, если бы они были великанами?

Ученик: Козявищин, Сапожищин…..

Учитель: Каким живым существам дают названия с суффиксами –ат- и ят-?

Ученик: Котята, зверята. Детенышам животных.

С ПРИ- приставкою ПРИСЕСТЬ.

С ПО – приставкою ПОПРЫГАТЬ.

С ПОД – приставкой ПОДМИГНУТЬ.

С ВЫ – ВЫТЯГИВАЕМ руки.

Вот и все, настало время

С ЗА – зарядку ЗАВЕРШИТЬ.

7. Первичное закрепление

7.1. Учитель: Выделите в данных словах словообразовательные морфемы. ( Работа в группах. Задание на листах. )

Вода- безводный, безводность; подводный- подводник; звезда- звездочка- звездный, беззвездный; трава- травка, травонька, травушка, травинка, травяной.

7.2. Работа парами. Учащиеся исправляют ошибки в тексте и графически выделяет орфограммы. (слайд №13, №14)

В поисках места для отдыха мы про ехали много километров. Наконец нашли место. Крутые бирега, лес…Красата! С левого берега на правый перикинули верёвку и начали кататься. Было весило.

Учитель: Взаимопроверка по слайду. Поставьте + чья пара не допустила ошибку. Поднимите руку.
Учитель: Какой вывод можно сделать, выполнив это задание ?

Ученик: Орфография и морфема тесно связаны между собой:

Учитель: Ребята, давайте теперь подведем итоги: Что мы повторили? Что нового вы узнали? Для чего нужно уметь разбирать слово по составу?

Ученик: Для развития чувства языка, орфографических умений

Учитель: Легко ли находить в слове его части? Найдите ошибку в схемах: (слайд №15, №16, №17, №18)

8 Домашнее задание: Упр.376

9. Рефлексия: Учитель: Над какой темой работали? - Что мы сделали, чтобы эта тема не вызывала у нас трудности? (ответ учеников)

Учитель: Закончим наш урок пословицей, которую вы должны составить из следующих слов: ученик, учитель, судят, по, об, и.

Читайте также: