Как права человека связаны с обязанностями обществознание 7 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Основные права – это права, которые человек имеет от рождения. К ним относятся: право на жизнь, свободу, на достоинство и др.
Неотчуждаемыми эти права называют, потому что их нельзя отнять у человека.

Эти права закреплены в Конституции – основном, главном законе государства, таким образом, они гарантируются самым главным законом, это говорит об особой важности этих прав.

? Вспомни и назови эти права человека и гражданина. В каком документе они записаны? Каковы гарантии соблюдения этих прав?

К числу личных прав относятся право на жизнь, право на достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни. Важное значение имеет свобода передвижения. Личные права еще называют гражданскими.

Еще выделяют политические права и свободы, которые обеспечивают полноценное участие каждого гражданина в политической жизни страны. К числу основных политических прав отнесены: право на объединение; право собираться мирно, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; право участвовать в управлении делами государства; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; право на равный доступ к государственной службе; право участвовать в отправлении правосудия; право на обращения, свобода печати и информации.

Все эти права записаны в Конституции РФ.

? Какие уроки человечество может извлечь из решений Нюрнбергского процесса?

Все кто совершает преступления против человечества: убийство миллионов невинных людей, уничтожение военнопленных и гражданского населения, создание концлагерей должны быть наказаны. А все попытки таких преступлений должны пресекаться.

? Вспомни, кого закон считает ребёнком. В каком международном документе провозглашены права ребёнка? Назови основные права ребёнка.

Конвенция о правах ребёнка определяет ребёнка как человеческое существо до достижения восемнадцатилетнего возраста. При этом национальные законодательства имеют приоритет в данном вопросе.

Конвенция о правах ребенка – международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет. Основные права: на жизнь, на имя, на заботу родителей, на бесплатное образование, на отдых и досуг.

? Подумай, что было бы, если бы каждый из нас имел только права и не нёс никаких обязанностей. Хотелось бы тебе жить в таком обществе? Поясни свой ответ.

Наступила бы анархия (безвластие), жить в таком обществе невозможно, потому что права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого.

Вопрос 1. Как права человека связаны с его потребностями?

Естественные права направлены на удовлетворение естественных потребностей и являются неотчуждаемыми. К таким правам относятся: право на жизнь, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право частной собственности, свободный труд, право на отдых, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование.

Вопрос 2. Какие группы прав выделены в тексте параграфа?
  1. Гражданские (личные).
  2. Политические.
  3. Социальные.
  4. Экономические.
  5. культурные.
Вопрос 3. Как происходило признание прав человека в международном масштабе?

После победы над фашизмом руководители крупнейших государств мира объединили свои усилия для того, чтобы предотвратить возможность повторения преступлений против человечества. Они начали договариваться о тех правилах и принципах, которые помогут защитить человеческую жизнь.

Первый шаг на этом пути был сделан 10 декабря 1948 г., когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, определившую круг основных прав и свобод человека. Во-первых, утверждалось, что права человека не могут быть лишь вопросом внутренней политики отдельных государств, что предотвратить новую мировую катастрофу возможно только совместными усилиями. Во-вторых, был признан всеобщий, неотчуждаемый и неделимый характер прав человека.

Вопрос 4. Каким образом обеспечивается защита прав ребенка в РФ?

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией ребёнку от рождения принадлежат права и свободы человека и гражданина. Для защиты прав ребенка существует должность Уполномоченного по защите прав ребенка, кроме того такие же должности имеет каждый субъект Российской Федерации.

Государство признаёт детство важным этапом жизни человека. Оно прилагает усилия для подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них творческой активности, воспитания высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

К основным направлениям деятельности государства в области защиты прав детей относят: поддержку семьи; утверждение здорового образа жизни; поддержку разных форм трудовой занятости подростков и молодёжи; организацию досуга детей; профилактику детской инвалидности; реабилитацию детей-инвалидов и т. п.

Государство особо защищает права и интересы детей, оставшихся без попечения родителей. В России появилась должность Уполномоченного по правам ребёнка, осуществляющего независимый контроль за соблюдением прав детей.

Вопрос 5. Почему для нормальной жизни общества необходимо, чтобы люди не только имели права, но и исполняли обязанности?

Обязанности без прав также невозможны. Свобода становится настоящей только тогда, когда она способствует установлению порядка. Права и обязанности определяют допустимое и должное в поведении человека, давая простор любым законным его действиям.

Так, забота о детях и их воспитание рассматриваются в Конституции как право и как обязанность родителей. В свою очередь трудоспособные дети, достигшие совершеннолетия, обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. Обязанности всегда подразумевают то, что подлежит безусловному выполнению.

В классе и дома.

Вопрос 1. Представь, что тебе предложили создать законы для нового государства. Перечисли три права, которые, по твоему мнению, должны быть гарантированы каждому человеку в новой стране. Сравни с выбором твоих одноклассников. Совместно определите десять прав, являющихся наиболее важными, по общему мнению.

Право на жизнь, право на свободу личности, право на свободу слова.

Вопрос 3. Во второй главе Конституции Российской Федерации определены права и свободы человека и гражданина. Выбери любые пять прав и подумай, каким образом права других людей могут ограничить каждое из этих прав. Испытывал ли ты затруднения при выполнении этого задания? В чём их основная причина?

Например, Мара Багдасарян (дочь олигарха), используя свое право на отдых, участие в культурной жизни и свободу передвижения днем и ночью ездила по улицам Москвы, нарушая правила дорожного движения на папином “Гелендвагене”.

Реализуя свои права она сбивала прохожих, лишая их права на личную неприкосновенность и даже на жизнь. Шум мотора автомобиля лишал москвичей и гостей столицы права на отдых.

Полицейским. преследовавшим ее, она показывала неприличные жесты (факи) и называла мусорами, лишая их права на достоинство. И, наконец, когда она врезалась в припаркованный к зданию прокуратуры “Запорожец”, она лишила его владельца права на собственность.

Жить по правилам означает вести нормальный образ жизни, не нарушая при этом установленных государством и обществом правил. В любом обществе существуют определенные нормы, которые регулируют действия людей. Если человек следует этим нормам, то он живет по правилам.

Вопрос 2. Какие правила существуют в обществе?

В обществе существуют разнообразные правила, но все они имеют общий смысл – регулирование поведение человека. Общественные нормы по-другому называются социальными нормами. Они разделяются на несколько видов:

  1. По направленности – предписывающие и запрещающие.
  2. По степени обязательности – нормы-правила и нормы-ожидания.
  3. По форме – формальные и неформальные.

Вопрос 3. Что такое права человека? Где проходит граница прав человека?

Права человека – это возможность совершать какие-либо действия для поддержания нормальных условий жизнедеятельности. Каждый гражданин с рождения имеет неотчуждаемые права, например, право на жизнь, на семью, на жилище, на образование.

Граница прав человека проходит там, где начинается право другого. Права, данные гражданину, не должны нарушать общественного порядка и личную жизнь других граждан.

Вопрос 4. Какие группы прав существуют?

Существует 4 группы прав:

  1. Гражданские (личные) права: право на жизнь, на личную неприкосновенность, на честь и достоинство.
  2. Политические права: возможности граждан участвовать в жизни государства.
  3. Экономические и социальные права: право на социальную защиту, на наследство, на образование, на собственность.
  4. Культурные права: свобода творчества, право на участие в культурной жизни общества.

Вопрос 5. Как права человека связаны с обязанностями?

У каждого человека есть не только права, но и обязанности. Они закреплены в тех же нормативно-правовых актах, что и права. Права и обязанности не могут существовать друг без друга: если убрать что-то одно, то не будет действовать и другое.

Таким образом, не была выполнена обязанность одного человека, в результате чего другой не смог реализовать свое право.

Вопрос 6. Почему важно соблюдать законы?

Законы важно соблюдать для того, чтобы устанавливать и поддерживать порядок в обществе. Отсутствие законов грозит бедами, войнами и другими страшными последствиями. Если человек не будет соблюдать закон, то он будет действовать только в личных интересах. Из-за этого пострадает другой гражданин, и нормальная жизнь в обществе будет невозможна.

Вопрос 7. В чем состоит воинский долг? Как можно подготовиться к его исполнению?

Воинский долг – это обязанность гражданина поступить на срочную службу и придти на помощь своему Отечеству во время военных действий.

Вопрос 8. Что такое дисциплина?

Дисциплина – это порядок поведения людей, который соответствует установленным в обществе нормам права и морали. Дисциплина может быть обязательной и специальной. Обязательная дисциплина включает в себя правила, которые должен соблюдать каждый гражданин. Специальная же подразделяется на несколько более узких разновидностей, характерных для определенной организации, например, воинская, школьная, трудовая.

Вопрос 9. Какое поведение называют правомерным, а какое – противоправным?

Поведение называется правомерным только в том случае, если оно соответствует всем нормам права и морали, установленным в обществе.

Противоправное поведение – это такое поведение, которое нарушает права и свободы других граждан, а так же общественные законы.

Вопрос 10. Как закон охраняет справедливость?

Закон встает на охрану справедливости. Справедливость – это такое положение в обществе, при котором все равны друг перед другом, и каждый получает то, что заслужил.

По закону все люди считаются равными перед судом. Каждый гражданин имеет ряд обязанностей и прав, которые одинаковы для всех. Таким образом закон позволяет устанавливать и сохранять справедливость в обществе.

Вопрос 11. Какие задачи стоят перед правоохранительными органами?

На территории Российской Федерации выделяют 5 основных видов правоохранительных органов, перед каждым из которых стоят определенные задачи:

  • Суды занимаются обеспечением законности в обществе и правосудием;
  • Прокуратура следит за соблюдением законов и защищает государство на суде;
  • Полиция охраняет права и свободы граждан, поддерживает общественный порядок и обеспечивает безопасную жизнь гражданам;
  • Федеральная служба безопасности пресекает любые попытки преступлений против государства;
  • Таможня осуществляет контроль за законностью любых перемещений за границу.

Несмотря на разнообразие задач, перед каждым правоохранительным органом стоит главная цель – защитить права и свободы человека.

Права и обязанности человека и гражданина прописаны в Конституции, которая является главным законом государства. В ней сказано, что каждому человеку (гражданину) даны определенные права, осуществляя которые он не имеет право нарушать права других лиц и это становится его обязанностью перед законом и обществом. (Конституция РФ ч.3ст.17). Таким образом, эти права и обязанности по отношению к друг другу – тесно связаны.

Самый короткий ответ на вопрос

Реализуя свои права человека и гражданина в обязанности человека входит не нарушение прав других лиц.

Согласно конституций и иных высших документов государств, большинство из них позиционируется как правовые. Это предусматривается актами международного права, соглашениями, а также принципами ООН. Самое важное в цивилизованном государстве – это права и обязанности его граждан, которые должны соблюдаться прежде всего. Их совокупность может быть различна в определенных странах, но общий принцип примерно одинаков. Так, права и обязанности гражданина Украины практически те же, что и у граждан большинства государств мира.

Как они связаны?

как связаны права и обязанности гражданина

Зачем они связаны?

связь прав и обязанностей гражданина

А что если бы…

единство прав и обязанностей граждан

Представьте себе государство, которое не знает, как связаны права и обязанности гражданина, более того, не стремится создать какую-либо связь. В этом случае абсолютно любое право становится безграничным: у меня есть право применять оружие самообороны, но нет обязанности пользоваться им только в крайних случаях. У меня есть право на жизнь, но отсутствует обязанность распоряжаться ею в рамках закона, на основании принципов уважения к другим членам общества. Такие примеры можно продолжать до бесконечности, но смысл будет один – отсутствие тесной связи между правами и обязанностями влечет рождение и засилие анархии в обществе. Страшно представить, что смогли бы делать властные субъекты, а уж тем более главы государств, не будь у них огромного количества обязанностей и перед своим народом, и перед другими властными органами, и даже перед другими государствами, мировым сообществом.

Основные права и обязанности

права и обязанности гражданина Украины

Если вспомнить историю, обратившись к древности или Средним векам, можно ясно увидеть последствия отсутствия всякой связи между правами и обязанностями. Рабы в рабовладельческом обществе должны были соблюдать целый ряд запретов, при этом на них возлагалось огромное количество обязанностей, тогда как у господ и правителей ситуация были прямо противоположной. Тогда никто не понимал, как связаны права и обязанности гражданина или, вообще, человека.

На данный момент перечень основных прав и обязанностей гражданина постоянно увеличивается. С появлением новых прав возникают новые обязанности. Основной перечень содержится в конституциях и иных высших актах государства, также основные права закреплены во множестве международных конвенций, соглашений.

Читайте также: