Нужны ли обязательные предметы в школе

Обновлено: 05.07.2024

Если математика и русский язык — обязательные предметы школьной программы, то в необходимости других подростки часто сомневаются. Мы спросили у 200 школьников из разных регионов России, какие дисциплины по их мнению нужно убрать из программы.

1. ОБЖ

27 процентов опрошенных считают, что из школьной программы нужно убрать ОБЖ. Детям кажется, что программа должна быть сокращена до двух лет и включать в себя только основы оказания первой медицинской помощи, основы личной безопасности при чрезвычайных ситуациях.

Дмитрий, выпускник челябинской школы:

Сейчас по учебным планам ОБЖ осваивают за 160 часов в течение четырех лет: 35 учебных часов в год плюс резерв в пять уроков для реализации авторских подходов. Дети изучают на предмете основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни, учатся оказывать первую медицинскую помощь, действовать в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, обсуждают вредные привычки и зависимости, учатся правилам безопасности на транспорте и в турпоходах.

При этом многие школьники считают, что именно на ОБЖ нужно изучать основы полового воспитания — например, методы контрацепции и особенности заболеваний, передающихся половым путем.

2. Технология

21 процент школьников не видят пользы в технологии. По мнению некоторых респондентов, этот предмет увеличивает гендерные предрассудки, потому что мальчики на уроках работают за станком, а девочки — готовят. Также многие отметили: навыки, которым учат на технологии, устарели и больше не нужны.

Ксения, выпускница санкт-петербургской гимназии:

Сейчас предмет технология рассчитан на 242 учебных часа в пятых-восьмых классах. Девочки, например, изучают технологию домашнего хозяйства и семейную экономику, учатся сервировать стол, готовить, узнают основы физиологии питания, учатся создавать швейные изделия. Мальчики изучают работу по дереву и металлу, а также основы робототехники. Но в некоторых школах гендерного разделения нет — мальчики и девочки проходят одинаковые темы.

3. Физкультура

17 процентов опрошенных убрали бы физкультуру. Некоторые школьники считают, что в старших классах этот предмет занимает лишние часы, которые можно освободить под математику и русский язык. Кроме того, детей не устраивает программа: зимой не хватает катания на коньках, а в теплое время — прогулок на свежем воздухе без командных игр.

Владислав, выпускник челябинской школы:

Физкультуру в школе преподают два раза в неделю в первом классе и три раза в неделю во 2—11 классах. Ученики проходят общую физическую подготовку и изучают спортивные игры.

4. ИЗО, музыка, танцы

Екатерина, старшеклассница из Хабаровска:

Музыку и ИЗО изучают по часу в неделю с первого по восьмой класс. На ИЗО дети изучают народное искусство, роспись, виды и жанры искусства, учатся рисовать с натуры, лепить из пластилина, рисуют акварелью и гуашью. На музыке изучают фольклорные песни, разбираются в жанрах и стилях, поют и иногда играют на музыкальных инструментах.

5. Астрономия

12 процентов школьников не понимают, зачем в школу вернули астрономию. С 2017 года старшеклассники изучают Вселенную и космос, ведь задания по астрономии входят в ЕГЭ по физике. Однако те, кто ее не сдают, возмущаются, потому что новый предмет отвлекает их от подготовки к экзаменам.

Александр, выпускник екатеринбургской школы:

Программа рассчитана на год обучения, поэтому астрономию чаще проходят в первом полугодии 10-го и 11-го классов. Ученики изучают строение Солнечной системы и природу небесных тел, узнают, как эволюционировала Вселенная.

6. География

9 процентов опрошенных не хотят ходить на географию. Школьники считают, что программу, рассчитанную на 5—11 классы, нужно сократить. В некоторых школах страны так и сделали: обязательное изучение заканчивается в девятом классе, старшеклассники могут посещать географию по выбору.

Виктория, выпускница челябинской школы:

Географию изучают с 5-го по 11-й класс то один, то два урока в неделю. Ученики знакомятся с литографической, климатической и другими картами, разбираются с материками, подробнее изучают географию России.

---------------------------------------------------------------------------------------------------- Мы запустили отдельный Дзен-канал для родителей - Детсовет . Там мы публикуем статьи по детской и семейной психологии, воспитанию и родительству от наших авторов и экспертов.

👀 Больше материалов по теории и практике педагогики, новостей образования, материалов по детской психологии и воспитанию — на сайте Педсовета.



Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Если математика и русский язык — обязательные предметы школьной программы, то в необходимости других подростки часто сомневаются. Мы спросили у 200 школьников из разных регионов России, какие дисциплины по их мнению нужно убрать из программы.

1. ОБЖ

27 процентов опрошенных считают, что из школьной программы нужно убрать ОБЖ. Детям кажется, что программа должна быть сокращена до двух лет и включать в себя только основы оказания первой медицинской помощи, основы личной безопасности при чрезвычайных ситуациях.

Дмитрий, выпускник челябинской школы:

Сейчас по учебным планам ОБЖ осваивают за 160 часов в течение четырех лет: 35 учебных часов в год плюс резерв в пять уроков для реализации авторских подходов. Дети изучают на предмете основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни, учатся оказывать первую медицинскую помощь, действовать в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, обсуждают вредные привычки и зависимости, учатся правилам безопасности на транспорте и в турпоходах.

При этом многие школьники считают, что именно на ОБЖ нужно изучать основы полового воспитания — например, методы контрацепции и особенности заболеваний, передающихся половым путем.

2. Технология

21 процент школьников не видят пользы в технологии. По мнению некоторых респондентов, этот предмет увеличивает гендерные предрассудки, потому что мальчики на уроках работают за станком, а девочки — готовят. Также многие отметили: навыки, которым учат на технологии, устарели и больше не нужны.

Ксения, выпускница санкт-петербургской гимназии:

Сейчас предмет технология рассчитан на 242 учебных часа в пятых-восьмых классах. Девочки, например, изучают технологию домашнего хозяйства и семейную экономику, учатся сервировать стол, готовить, узнают основы физиологии питания, учатся создавать швейные изделия. Мальчики изучают работу по дереву и металлу, а также основы робототехники. Но в некоторых школах гендерного разделения нет — мальчики и девочки проходят одинаковые темы.

3. Физкультура

17 процентов опрошенных убрали бы физкультуру. Некоторые школьники считают, что в старших классах этот предмет занимает лишние часы, которые можно освободить под математику и русский язык. Кроме того, детей не устраивает программа: зимой не хватает катания на коньках, а в теплое время — прогулок на свежем воздухе без командных игр.

Владислав, выпускник челябинской школы:

Физкультуру в школе преподают два раза в неделю в первом классе и три раза в неделю во 2—11 классах. Ученики проходят общую физическую подготовку и изучают спортивные игры.

4. ИЗО, музыка, танцы

Екатерина, старшеклассница из Хабаровска:

Музыку и ИЗО изучают по часу в неделю с первого по восьмой класс. На ИЗО дети изучают народное искусство, роспись, виды и жанры искусства, учатся рисовать с натуры, лепить из пластилина, рисуют акварелью и гуашью. На музыке изучают фольклорные песни, разбираются в жанрах и стилях, поют и иногда играют на музыкальных инструментах.

5. Астрономия

12 процентов школьников не понимают, зачем в школу вернули астрономию. С 2017 года старшеклассники изучают Вселенную и космос, ведь задания по астрономии входят в ЕГЭ по физике. Однако те, кто ее не сдают, возмущаются, потому что новый предмет отвлекает их от подготовки к экзаменам.

Александр, выпускник екатеринбургской школы:

Программа рассчитана на год обучения, поэтому астрономию чаще проходят в первом полугодии 10-го и 11-го классов. Ученики изучают строение Солнечной системы и природу небесных тел, узнают, как эволюционировала Вселенная.

6. География

9 процентов опрошенных не хотят ходить на географию. Школьники считают, что программу, рассчитанную на 5—11 классы, нужно сократить. В некоторых школах страны так и сделали: обязательное изучение заканчивается в девятом классе, старшеклассники могут посещать географию по выбору.

Виктория, выпускница челябинской школы:

Географию изучают с 5-го по 11-й класс то один, то два урока в неделю. Ученики знакомятся с литографической, климатической и другими картами, разбираются с материками, подробнее изучают географию России.

Школьные предметы: список

Только государство определяет, какие предметы в школе являются основными:

  • русский язык;
  • литература;
  • математика;
  • иностранный язык;
  • история;
  • физическая культура;
  • музыка;
  • технология;
  • предметы естественнонаучного цикла.

Требования к образовательной программе отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).

Какие предметы в школе относятся к естественным наукам

К предметам естественнонаучного цикла относятся:

  • химия;
  • биология;
  • физика;
  • экология;
  • география;
  • естествознание;
  • астрономия;
  • в младших классах — окружающий мир.

Предметы в начальной школе

Чтобы морально подготовиться, родителям и самим младшеклассникам перед зачислением в учебное заведение следует узнать, сколько предметов преподают в начальной школе.

Первая ступень образования (1-4 классы) предполагает обязательное изучение 10 следующих предметов:

  • русский язык, родной (нерусский) язык;
  • литературное чтение, литературное чтение на родном (нерусском) языке;
  • иностранный язык;
  • математика;
  • обществознание;
  • окружающий мир;
  • ИЗО;
  • музыка;
  • технология;
  • физическая культура.

Пpoдoлжитeльнoсть уpoка в начальной школе должна быть:

  • в 1 клaссе в первой чeтвepти — 35 минут, со второй чeтвepти до конца учебного года — 40 минут. Допускается проведение не более четырех уроков в день;
  • вo 2-4 клaссaх — 40 минут. Дневной максимум — пять уроков в день.

Первый класс отличается двумя особенностями — отсутствием заданий на дом и оценок.

Предметы основного общего образования

Для учеников 5-9 классов актуален вопрос: какие предметы изучают в средней школе:

  • русский язык, родной язык;
  • литература, родная литература;
  • иностранный язык, второй иностранный язык;
  • история;
  • обществознание;
  • география;
  • математика, затем алгебра;
  • геометрия;
  • информатика;
  • основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • основы религиозных культур и светской этики;
  • физика;
  • биология;
  • химия;
  • изобразительное искусство;
  • музыка;
  • технология;
  • физическая культура;
  • основы безопасности жизнедеятельности.

Обычно дети учатся пять раз в неделю. Шестой день может быть посвящен походам в музей, посещению выставок всем классом.

Урок длится 45 минут. Количество уроков в день в 5-6 классах не должно быть больше пяти, в 7-9 классах предел — шесть уроков. Однако на индивидуальные и гpуппoвыe консультации могут быть выделены дополнительные часы, которые не включаются в общую нагрузку.

Предметы для пятиклассников

Самые ощутимые изменения в школьной жизни и составе предметов ждут ребенка при переходе из четвертого класса в пятый. Остановимся подробнее на том, какие школьные предметы преподают в 5 классе:

  • русский язык, родной язык;
  • иностранный язык;
  • литература, родная литература;
  • информатика;
  • история Древнего мира;
  • математика;
  • обществознание;
  • музыка;
  • основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • основы религиозных культур и светской этики;
  • технология (труд);
  • основы безопасности жизнедеятельности;
  • окружающий мир;
  • география;
  • ИЗО (рисование);
  • физическая культура.

Сколько предметов изучают в школе в 9 классе

В 9 классе 14 основных школьных предметов:

  • русский язык, родной язык;
  • литература, родная литература;
  • иностранный язык, второй иностранный язык;
  • история;
  • обществознание;
  • география;
  • алгебра;
  • геометрия;
  • информатика;
  • физика;
  • биология;
  • химия;
  • физическая культура;
  • основы безопасности жизнедеятельности.

В некоторых учебных заведениях дополнительно изучают экологию, музыку, технологию и черчение.

Предметы в 10-11 классах

В последние два года обучения многие школьники уже выбрали будущую профессию и определились с тем, какие ЕГЭ они будут сдавать для поступления в вуз. Поэтому на заключительной образовательной ступени предусмотрено деление классов на профили: гуманитарный, естественнонаучный, физико-математический и т. п. Учебный план в старшей школе включает в себя обязательные предметы, которые изучаются на базовом или углубленном уровнях. Также есть дополнительные предметы, изучаемые по желанию. Будущий выпускник самостоятельно составляет оптимальную для себя схему обучения с учетом требований и стандартов, установленных Министерством образования.

Таким образом, более основательно изучаются те предметы, которые через пару лет понадобятся для освоения выбранной профессии.

Какие школьные предметы следует изучать углубленно

При поступлении на технические направления:

  • алгебру
  • геометрию
  • физику
  • информатику (ИКТ)
  • русский язык

При поступлении на гуманитарные направления:

  • русский язык
  • литературу
  • историю
  • обществознание
  • иностранный язык

При поступлении на естественнонаучные направления:

  • химию
  • биологию
  • математику
  • русский язык

Обязательное условие: при профильном разделении классов учебный план должен включать в себя не менее 3-4 предметов, изучаемых углубленно. Они должны относиться к профильной предметной области или смежной с ней.

И в заключении полный список названий всех школьных предметов для детей по алфавиту:

Какие предметы исчезнут из новой школьной программы, чем их заменят и что по этому поводу думают педагоги

2 июля вступили в силу новые федеральные стандарты для школы. Какие предметы исчезнут из новой программы , чем их заменят и что по этому поводу думают педагоги?

Обязательными и едиными для всех теперь будут только шесть дисциплин — это русский язык и литература ( не два разных предмета , как раньше , а именно один), иностранный язык , математика , Россия в мире ( или история), ОБЖ и физкультура.

Кроме этих основных ученику нужно будет выбрать дополнительные дисциплины из так называемых предметных областей. В итоге учебный план должен содержать 9−10 учебных предметов ( включая шесть обязательных) и предусматривать изучение не менее одного предмета из каждой предметной области. Таким образом , выбрать придется три-четыре дисциплины.

Также в стандарте говорится , что итоговую аттестацию по некоторым предметам , изучаемым на базовом уровне , можно будет пройти в 10-м классе.

Прежде времени паниковать не стоит: несмотря на то что новый стандарт уже вступил в силу , учиться по нему будут те дети , которые сейчас пошли во второй класс , так что впереди еще долгих восемь лет , за которые может многое поменяться.

Константин Рогозин,
доцент кафедры экспериментальной физики естественнонаучного факультета АлтГТУ:

Введение государственного стандарта — это событие , последствия которого могут быть катастрофическими для российского физического образования. Новый министр исключил из числа обязательных предметов физику , химию и много других. По моему мнению , это равносильно признанию , что нормальное образование нам не нужно. 12 лет назад наш университет аналогичным образом исключил из числа вступительных экзаменов физику и химию. Это привело к тому , что школьники перестали готовиться к ним , и мы имеем критически низкий уровень начальных знаний по этим предметам.

На Всемирной конференции по обучению физике , в которой я принял участие в июле , меня очень удивил факт , что за последние 10 лет в США на 30% увеличилось число студентов , которые хотят изучать физику. Такая же тенденция наблюдается в Японии , Голландии , Германии.

Мы заранее себя обрекаем на то , что у наших детей не будет адекватной картины мира , которую создает нам именно физика и другие естественнонаучные дисциплины. Будет пользовательский характер знаний и умений , нас нацеливают на потребление , а не на поиск и создание нового контента и новых технологий. В стране уже сейчас очень мало настоящих профессионалов своего дела — и это наблюдается во всех сферах.

Андрей Громов,
директор гимназии № 22:

Факты

Первоначальный проект стандартов предполагал всего четыре обязательных предмета: Россия и мир , ОБЖ , физкультура и индивидуальный проект.

14 обязательных предметов изучают в школе сейчас , их количество менялось с послереволюционных времен только один раз , когда в 80-х годах прошлого века в расписании появилась информатика.

Читайте также: