Программа дополнительного образования социально педагогической направленности в школе

Обновлено: 06.07.2024

Направленность программы : социально-педагогическая направлен-ность.

- направленность на сохранение и укрепление здоровья детей. Одной из главных задач, которую ставит программа, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.

- направленность на учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр., так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. Д.)

- направленность на развитие личности ребенка. Воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося к решению различных жизненных ситуаций, имеющего своё мнение и умеющего отстаивать его.

Актуальность программы : программа помогает создать поведенче-скую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информа-ционном пространстве.

Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических дефектов. Это состояние полного физического психического и социального благополучия.

На развитие и состояние здоровья детей оказывают влияние ряд факто-ров. Одни из них укрепляют здоровье, другие его ухудшают (факторы рис-ка). Последние составляют четыре группы:

3. внешняя среда;

4. качество медицинского обслуживания.

Основным фактором, формирующим здоровье учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физиче-ская активность, отношение к вредным привычкам, психологический микро-климат, ответственность за сохранение собственного здоровья.

Здоровье, в свою очередь, является основным фактором, определяю-щим эффективность обучения. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладевать школьной программой.

Педагогическая целесообразность: в настоящее время актуальным является вопрос о сохранении и приумножении здоровья детей. Воспитание мотивации к здоровому образу жизни у воспитанников в социально-реабилитационных центрах – целенаправленный длительный процесс взаи-модействия педагога и воспитанников в целях формирования у последних системы знаний, отношений, поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

Цель программы : создание условий для формирования у детей пред-ставления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, для развития важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также осознанному выбору здорового стиля жизни.

1. Сформировать начальное представление о здоровом образе жизни.

2. Обучить несовершеннолетних приемам по профилактике простуд-ных заболеваний.

3. Развивать потребность в здоровом образе жизни.

4. Расширить гигиенические знания и навыки несовершеннолетних.

5. Способствовать расширению кругозора.

6. Прививать пользоваться различными источниками информации.

Адресаты программы : несовершеннолетние в возрасте от 7 до 18 лет.

Срок реализации программы : 3 месяца.

Объем программы : 18 часов.

Форма организации образовательной деятельности: групповая (беседы, выставки, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, дискуссии, подвижные игры, упражнения, просмотр и обсуждение видеороликов).

Планируемые результаты: по итогам освоения программы несовершеннолетние должны знать :

2. Необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья.

3. Правила личной гигиены.

4. Об опасных и вредных привычках.

5. Правила закаливания.

6. Правила рационального питания.

7. Знать различные подвижные игры.

Несовершеннолетние должны уметь :

1. Составлять режим дня.

2. Управлять своими эмоциями.

3. Выполнять упражнения для профилактики простудных заболева-ний, сколиоза, плоскостопия.

4. Включать в свой рацион питания полезные продукты.

Данная программа позволяет объединить детей с различными умения-ми и навыками, а также подключиться к группе с любого занятия, поскольку темы занятий отличны от предыдущих и последующих, являются самостоя-тельными и на протяжении всего цикла не повторяются.

Формы аттестации и оценочные материалы: мониторинг эффектив-ности осуществляется на всех этапах реализации программы в диагностиче-ских картах воспитанников. Оценка уровня знаний и умений, личностных ка-честв, развитых в процессе реализации программы, определяется с помощью тестирования, анкетирования, диагностирования, наблюдений и т. д.

Кадровое обеспечение: социальные педагоги, воспитатели.

Материально-техническое обеспечение: кабинет, игровая комната, компьютеры, ноутбук, видеотехника, таблицы, схемы, фотографии, видео и звукозаписи, ватман, предметные и сюжетные картинки, предметы-заместители, плакаты, фломастеры, карандаши, карточки с заданием.

Содержание программы

Понятие аллергия. Аллергия на лекарства. Реакция организма на прием лекарств.

Значение режима дня. Составление режима для школьника. Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления. Индивидуальный подход к организации активного отдыха. Виды активного отдыха (подвижные игры, спортивные игры, прогулки).Рациональный отдых во время школьных каникул и в выходные дни.

Зачем человек спит? Влияние сна на наш организм. Что делать, если нарушился сон?

О пользе зарядки. Разучивание комплекса утренней зарядки.

Правила личной гигиены. Чистый дом – залог здоровья. О пользе воды. Вода – наш доктор и друг. Зачем нужна сменная обувь в школе. Разыгрывание мини-сценок.

О зарождении физической культуры и спорта. История физической культуры и спорта России. Физические занятия и спорт, и их значение для укрепления здоровья, развитие силы, выносливости, ловкости, быстроты, воспитания воли и характера, для бодрости и хорошего настроения. Нагруз-ки, которые может выдержать человек.

Влияние высоких и низких температур на организм. Закаливающие факторы. Как закаляться и обтираться: комплекс упражнений.

8. ПОЛЕЗНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

1. Анастасова, Л. П. Биология. Формирование здорового образа жизни подростков. 6-9 классы. Методическое пособие / Л. П. Анастасова, В. С. Кучменко, Т. А. Цехмистренко. - М. : Вентана-Граф, 2016. - 208 c.

2. Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг. - М. : Мир, 2016. - 368 c.

3. Безруких М. И., Сонькин В. Д., Фарбер Д. О. Возрастная физиоло-гия. М., 2012

4. Елжова, Н. В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении / Н. В. Елжова. - М. : Феникс, 2016. - 224 c.

Дополнительная литература

1. Васильева Н. В. Организация учебного процесса в школе без ущерба для здоровья //Забота образовательных учреждений о здоровье детей : Материалы Международного научного симпозиума. - СПб; 2016. – С. 9-11.

2. Дик Н. Ф. Настольная книга учителя начальных классов. Ростов-на-Дону. Феникс. 2015

3. Лисицын Ю. П. Здоровье человека – социальная ценность. М. : мысль, 2010.

4. Малыгина, О. А. Моделирование процесса формирования здорового образа жизни у подростков [Текст] / О. А. Малыгина. - Ярославль, 2011. - 392с.

5. Пашин, А. А. Формирование ценностного отношения к здоровью в физическом воспитании школьников : монография [Текст] / А. А. Пашин. - Пенза: ПГПУ, 2011. - 228 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

п/п Наименование раздела, темы Количество часов Формы аттестации/

Всего Теория Практика

2 РЕЖИМ ДНЯ 3 2 1

4 НАСТРОЕНИЕ 1 - 1

7 ЗАКАЛИВАНИЕ 1 - 1

8 ПОЛЕЗНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ 5 3 2

Итого: 18 10 8 Диагностическая карта

Цель: выявить имеющие знания у детей по ЗОЖ на момент диагностирования ребенка

№ п/п Вопросы Первичная

Повтор-ная диа-гностика Итоговая диагности-ка

4 Понимает режимные моменты

5 Понимает влияние сна на организм.

6 Знаком с пользой зарядки. Овладел комплексом упражне-ний для утренней зарядки.

7 Знает правила личной гигиены

9 Понимает роль правильного питания в жизни человека

10 Знает историю зарождения фи-зической культуры и спорта.

11 Понимает значение закалива-ния?

12 Знает полезные и вредные привычки

В протоколе фиксируются объяснения ребенка. 0 баллов – ребенок да-ет неправильный ответ.

1 балл – ребенок правильно отвечает на вопросы, но не может их пояс-нить, не дает развернутый ответ.

2 балла – ребенок правильно отвечает, дает развернутый ответ.

20-26 баллов – высокий уровень знаний о профессиях;

17-25 баллов – средний уровень;

0-16 баллов – низкий уровень.

В связи со сложившейся ситуацией в стране, ростом преступности и правонарушений, неумением найти себя в этой жизни, социальной дезадаптацией учащихся в течение последних десяти лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательный учреждений в решении насущных жизненных проблем ребенка. Среди них большое место занимают проблема установления контакта с другими людьми и проблема приспособления к условиям реальной действительности.

Введение должности социального педагога в школе позволяет расширить рамки взаимодействия с ребенком, так как данный специалист работает с учащимися во внеурочное время, относится к ребенку без оценок, старается раскрыть его внутренний духовный потенциал. При этом специалист использует такие формы работы как тренинг, беседа, игра, групповое занятие. Это говорит о том, что развитие социального интеллекта является важным направлением в работе социального педагога, чему активно способствует программа “Мы вместе”, разработанная в МОУ “СОШ №5 с углубленным изучением математики” в 2001 году. Используя данную программу, педагог работает с классным коллективом, что позволяет педагогу охватить большинство учащихся школы, выявить нуждающихся в индивидуальных консультациях и сформировать группы для проведения тренинга.

  • создание условий для социальной адаптации учащихся через организацию системы дополнительных занятий с классом.
  • предупреждение возникновения трудных жизненных ситуаций;
  • развитие социального интеллекта;
  • повышение сплоченности класса и поддержание положительного микроклимата в коллективе;
  • определение социально-педагогических условий для позитивного общения в коллективе;
  • моделирование жизненных ситуаций, проблемных вопросов в социально-педагогической деятельности учащихся;
  • профилактика социальной дезадаптации учащихся.
  • диагностическая (уяснение проблем растущего ребенка в отношениях с микросредой);
  • информационно - обобщающая (сбор и анализ полученных данных);
  • проектировочно - конструктивная (моделирование ситуаций реальной жизни в социально-педагогической деятельности);
  • организационно - преобразовательная (выявление и создание условий для успешной самореализации);
  • координационно-коммуникативная (подготовка учащихся к позитивному взаимодействию с окружающими людьми);
  • адекватное поведение в различных, жизненных ситуациях;
  • предупреждение стрессовых состояний;
  • практическое использование навыков конструктивного общения;
  • высокий коэффициент индекса групповой сплоченности.

Данная программа универсальна по своей структуре. В зависимости от класса педагог может использовать различные формы работы и использовать большее количество часов, чем предусмотрено учебно-тематическим планированием. В течение всего срока реализации программы учащиеся овладевают комплексом поведенческих навыков, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющим человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.

Среди навыков, необходимых человеку для успешной самореализации в обществе и адаптированной жизни выделяют:

1) Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности.

Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности. Они являются базой для формирования чувства собственного достоинства.

2) Навыки позитивного общения.

Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье.

3) Навыки самооценки и понимания других.

Эти навыки помогают правильно вести себя в ситуации общения и взаимодействия с различными людьми.

4) Навыки управления эмоциями и эмоциональными состояниями.

Эти навыки помогают адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.

5) Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях.

6) Навыки продуктивного взаимодействия.

Эти навыки позволяют при минимальном количестве эмоциональных затрат достигать в процессе общения значительных результатов.

7) Навыки самостоятельного принятия решений.

Человек, обладающий данным навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его мнения могут менять ситуации и влиять на конкретных людей.

8) Навыки решения проблемных ситуаций.

Владение этим навыком позволяет человеку грамотно и уверенно вести себя в трудных жизненных ситуациях.

9) Навыки работы с информацией.

Эти навыки позволяют человеку свободно и бегло ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации.

10) Навыки творчества.

Эти навыки позволят человеку нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой жизненный опыт и новую информацию, полученную в процессе познавательной деятельности. В данной программе все указанные виды навыков прививаются на различных этапах занятий, начиная с первого класса, так как раннее обучение способствует овладению и развитию способностей, которые могут привести к здоровому образу жизни, позитивным межличностным отношениям и умению нести ответственность за свои действия. Программа рассчитана на учащихся с различной базовой подготовкой и уровнем интеллекта, что позволяет охватить всех учащихся школы.

В реализации программы принимают участие учащиеся с первого по одиннадцатый класс. Занятия проводятся во внеурочное время в течение одного академического часа, педагогом используются комбинированные формы работы: изучение нового материала- его закрепление через участие в социально-педагогических играх и тренингах. После каждого этапа проводится обобщающее занятие, позволяющее учащимся систематизировать и закрепить знания, умения и навыки, полученные на занятиях. Затем проводится адаптационная игра, позволяющая проверить результативность и эффективность применяемых методов работы. В старших классах проводятся деловые игры, конференции, диспуты.

В качестве методов диагностики результатов реализации каждого этапа программы используются различные социально-психолого-педагогические методики, такие как анкетирование, тестирование, сочинение по личным впечатлением, ранжирование знаний, работа с понятийным аппаратом, наблюдение (поведение в импровизированных ситуациях) и т. п.

Учебно-тематический план программы:

Класс Раздел, количество занятий, контроль Темы Кол-во часов
1 класс Игры веселых гномиков 10 занятий,

Мы живем среди людей

2 социально-педагогические игры. (12 занятий).

12. “Один день без мамы”

1 спортивная игра.

1 социально-педагогическая игра.

2 класс “Путешествие в мир общения”

3-4 класс “Ваши права”

5 класс “Мы живем среди людей”

6 класс “Социализация подростков”

7 класс “Развитие социального интеллекта”

8 класс “Полезные и вредные привычки”

9 класс “ Личность. Семья. Общество”.

Содержание и методическое обеспечение социально-педагогической программы “Мы вместе ”.

Программа представлена 9 различными направлениями, составленными в соответствии с возрастными группами и тематическими профилями. Курсы начальной школы направлены на обучение детей навыкам позитивного общения, понимания личности другого человека, приемам активного слушания, развитие способности творчески решать любые задачи в любом виде деятельности, умение использовать информацию любого типа и работать с различными источниками информации.

Курс “Путешествие в мир общения” дает учащимся младшей школы представление о дружбе, о правилах совместной деятельности людей, о способах решения спорных вопросов, зависимости настроения от состояния человека и способах его улучшения, сострадании и формах его проявления, великом значении добрых слов в жизни человека.

Курс “Ваши права” помогает учащимся узнать свои права, применять и анализировать полученную информацию, проводить параллельные ассоциации нарушения прав в произведениях устного народного творчества, работать со словарем и документами, нормативными актами, результаты эффективности курса выявляются в ходе проведения игры “Знаете ли вы свои права?”

Общая направленность занятий, проводимых в среднем звене – развитие социального интеллекта, знаний об обществе и себе, необходимых для понимания тех социально-культурных требований, которые общество предъявляет к каждому человеку, четко осознающему собственное поведение, анализирующему свои поступки в условиях быстрых социальных изменений.

Курс “Мы живем среди людей” направлен на социальную адаптацию учащихся в микросреде, то есть в ближайшем окружении ребенка, которым являются семья, класс, друзья, близкие родственники. Рассматриваются вопросы ценности жизни, неестественности суицида, его запрета, внимательное и теплое отношение к бабушкам и дедушкам, заботливое отношение к инвалидам и болеющим родственникам, умение жить с соседями без ссор и конфликтов, помочь школьникам разобраться в негативном влиянии сплетен и сквернословия на взаимоотношения в классе, умение правильно обращать с деньгами.

Курс “Социализация подростков” направлен на приобщение учащихся к достижениям цивилизаций, помогающим человеку свободно общаться даже на расстоянии и получать удовлетворение от волшебного мира театра и результатов технического прогресса.

Курс “Полезные и вредные привычки” позволит детям сделать правильный выбор и проанализировать влияние негативных привычек, от которых зависит личность. Учащиеся приобретут навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях, решать сложный вопрос выбора в нестандартных, жизненных ситуациях. Альтернативой вредным привычкам предлагается занятие спортом, увлечение любимым делом, участие в жизни семьи, школы и класса. Форма эффективности курса – участие в спортивно – познавательной игре “Вело шоу”, в которой учащиеся применят на практике полученные знания, умения и навыки.

При внедрении курса “Личность. Семья. Общество” учащиеся повторят знания, полученные при изучении курса “Обществоведение”. Познание своей сущности, социализация личности через объяснение социальных ролей и статусов личности, формирование мотивов выбора профессии, представление о современной семье и ее функциях в современном обществе, конструктивное решение конфликтов и получение навыков рефлексивного слушания - вот неполный перечень вопросов, освещаемых в данном курсе.

Курс для старшеклассников способствует межкультурному пониманию и толерантному поведению учащихся в межличностных отношениях, подготовке к семейной жизни.

С учетом санитарно- гигиенических норм в 1-2 классах длительность занятия –35 минут, 3-4 классах- 40 минут, в 5-11 –45 минут.

Среди технических средств, используемых на занятиях, применяются аудиозаписи, видеоматериалы к темам “Полезные и вредные привычки”, “В здоровом теле здоровый дух”, “В мире денег”, компьютерные программы с тестами на уровень интеллекта, презентации через М. Power Point, слайды по темам “Общение”, “Профилактика наркотической зависимости”, “Конфликтная ситуация”.

Дидактические материалы, используемые на занятии, способствуют развитию зрительной, ассоциативной памяти и представлены в виде таблиц, алгоритмов, понятийного словаря, карточек, структурно-логических схем, рисунков, плакатов, фотографий, муляжей (“Первая медицинская помощь”).

Представляемая программа может быть использована классным руководителем в качестве курса по обучению важным жизненным навыкам и проводится с различными коррективами и изменениями в зависимости от особенностей учебного заведения, традиций и знаменательных дат.

Принимая участие в данной программе, учащиеся не только приобретают жизненно важные навыки, но и раскрывают в себе чувство милосердия и эмпатии, о чем свидетельствует самостоятельное участие детей в городских акциях по оказанию помощи детским домам, интернату, больнице, дому престарелых. Педагог создает для учащихся благоприятные условия для успешной самореализации и творческой активности личности, используя внутренние ресурсы ребенка с учетом полученных знаний, умений и навыков. Конструктивные навыки общения, выход из конфликтных ситуаций, развитие социальной восприимчивости, четкое осознание собственной значимости в обществе - вот далеко не полный перечень тех значимых навыков, благодаря которым человек будет осознанно относится к себе, анализировать свои поступки с учетом предъявляемых к ним социально-культурных требований.

Цель программы: Формирование личностных качеств детей, как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность. Задачи программы: Обучающие: - обучение составлению и проведению игровых программ, овладение технологиями организации коллективных творческих дел; - формирование практических умений по организации органов самоуправления, этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования; - обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других. Развивающие: - развитие познавательной активности и способности к самообразованию; - развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала старшеклассников в процессе участия в совместной общественно- полезной деятельности; - развитие лидерских качеств личности. Воспитательные: - содействие формированию активной гражданской позиции; - формирование ценностных основ нравственности, поведенческих норм в условиях уважения к правам и свободам человека; -воспитывать любовь к Родине, к своему селу, уважение к пожилым людям; В течение всего периода обучения каждый обучающийся получает ряд знаний и практических навыков, которые возможно использовать в дальнейшей жизни.

Содержимое публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Принята на заседании Утверждаю:

методического совета Вр. и. о. директора

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Возраст обучающихся: 10 – 16лет.

Срок реализации: 1год.

Автор-составитель:

Вахитова Валентина Викторовна,

педагог дополнительного образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

По направленности является социально – педагогической.

Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей от 10до 16 лет.

Срок реализации данной программы составляет 1год. Занятия по реализации программы проходят в форме практических и теоретических занятий.

Огромное количество активной молодежи пытается найти себя, но часто им не хватает правовой грамотности, знаний и умений для самооценки своих способностей и возможностей, верного определения своих профессиональных предпочтений. Таких людей необходимо воспитывать уже сейчас, начиная с подросткового и юношеского возраста.

Детское и молодежное движение наряду с государством является системообразующей частью организованного человеческого сообщества.

Данная программа способствует охвату наибольшего количества детей и молодежи, имеющих лидерский потенциал. Содержание программы предполагает посредством передачи знаний, умений, навыков и компетенций активным детям осуществлять педагогическую поддержкув развитии ученического самоуправления, детского и молодежного общественного движения.

Каждый ребенок стремиться быть уникальным, индивидуальным, на занятиях кружкового объединения каждый обучающийся получает возможность максимально проявить свои творческие способности.

Педагогическая целесообразностьданной программы заключается в занятости свободного времени, пробуждение интереса к новой активной деятельности современной молодежи.

Цель программы: Формирование личностных качеств детей, как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.

Задачи программы:

- обучение составлению и проведению игровых программ, овладение технологиями организации коллективных творческих дел;

- формирование практических умений по организации органов самоуправления, этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования;

- обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других.

Развивающие:

- развитие познавательной активности и способности к самообразованию;

- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала старшеклассников в процессе участия в совместной общественно- полезной деятельности;

- развитие лидерских качеств личности.

Воспитательные:

- содействие формированию активной гражданской позиции;

- формирование ценностных основ нравственности, поведенческих норм в условиях уважения к правам и свободам человека;

-воспитывать любовь к Родине, к своему селу, уважение к пожилым людям;

В течение всего периода обучения каждый обучающийся получает ряд знаний и практических навыков, которые возможно использовать в дальнейшей жизни.

Организационные условия реализации программы

Программа рассчитана на 4 часа в неделю.

Режим занятий каждой группы: два дня в неделю по 2 часа.

Продолжительность одного занятия – 45 минут, между занятиями перерыв – 15 минут. Педагог во время перерыва находится вместе с детьми.

Состав группы постоянный, норма наполняемости группы 10 человек.

Организационные формы – групповая, мелкогрупповая – позволяют педагогу более детально донести материал до детей, а детям дают больше возможности уточнить непонятные или интересующие моменты.

Самое основное требование к занятиям – это дифференцированный подход к обучению обучающихся с учетом их творческих и умственных способностей, навыков, темперамента и особенностей характера.

Местом проведения занятий является кабинет кружкового объединения.

Материально-техническое обеспечение:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- тетрадь, ручка, карандаш, линейка.

Ожидаемые результаты к концу обучения:

-умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая значимость программы состоит в формировании навыков журналистского мастерства; создание соответствующей учебной социально-профессиональной среды для обучающихся; оптимизация форм, средств и методов развития знаний, умений и навыков обучающихся.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №148 Купинского района

Решением педагогического совета

Приказ №____________

МКОУ СОШ №148 Купинского района

______________________/

Шабанова Н.И.

Рабочая программа дополнительного образования

социально-педагогической направленности

срок реализации: 1 год

возраст обучающихся: 15-18 лет

Составитель: Брюханкова Ольга Александровна,

заместитель директора по ВР

МКОУ СОШ №148 Купинского района

г. Купино, 2017г.

Пояснительная записка

Нормативно-правовая основа разработки программы:

-Федеральный законном от 29декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014 г.

-Приказ Минобрнауки РФ №1008 от 29 августа 2013 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным

-Письмо Минобрнауки РФ № 09-3242от 18 ноября 2015 г. "О направлении информации" (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих

-СанПиН 2.4.2 28 21-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательном учреждении (с изменениями № 2 от 25.12.2013 г, № 81 от 24.11.2015г.).

Новизна программы заключается в том, что учащимся представится возможность реализоваться в интересном деле, попробовать себя в роли журналистов, выработать определенные навыки и умения, необходимые для этой профессии, стать конкурентоспособными на рынке труда, имеющими не только хороший багаж знаний, но и умение быстро адаптироваться в изменяющемся социуме.

Актуальность программы связана с решением такого блока задач, как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков, - что особенно важно в настоящее время. В свою очередь обучение данной программы не только значительно расширит объём знаний по основам учебных предметов, но и даст запас сведений, необходимых для успешной будущей профессиональной деятельности, а также знания общекультурного характера.

Данная программа педагогически целесообразна, так как направлена на развитие и становление личности учащихся, их самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствуют экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и чётко.

Практическая значимость программы состоит в формировании навыков журналистского мастерства; создание соответствующей учебной социально-профессиональной среды для обучающихся; оптимизация форм, средств и методов развития знаний, умений и навыков обучающихся.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она предполагают личностно-ориентированный подход, который учитывает индивидуальные особенности детей и учит их свободно и творчески мыслить, а также имеет системно-деятельностный характер обучения, позволяющий каждому обучающемуся научиться работать как индивидуально, так и в коллективе.

Ведущие теоретические идеи, на которых базируется программа, основаны на концепции дополнительного образования - освоение юными корреспондентам газетного ремесла на базе творческой деятельности. Под изучением основ журналистики понимается освоение искусства слова, умение практически выявить в повседневной жизни событие, собрать интересную информацию, оперативно распорядиться ей в избранном для подачи материала газетном жанре.

Ключевые понятия: основные жанры журналистики, структура издания, типы и виды школьных газет, культура речи.

Цель программы: Создание условий для самореализации личности, развития творческих способностей обучающихся на основе приобретенных ими знаний, умений и навыков журналистского мастерства.

В ходе достижения данной цели решаются следующие задачи:

вооружение обучающихся совокупностью знаний о принципах журналистской деятельности, особенностях журналистской профессии;

формирование навыков журналистского мастерства и коммуникативной компетентности, а также практических навыков создания печатного издания.

Развивающие:

всестороннее развитие творческих способностей обучающихся, мышления, интересов, склонностей;

развитие умения ориентироваться в потоке поступающей информации;

расширение общего кругозора.

Воспитательные:

формирование активной жизненной позиции обучающихся, навыков совместной деятельности и диалогового общения;

воспитание культуры поведения и речи;

воспитание чувства ответственности, укрепление связи с ближайшим социальным окружением, нравственное совершенствование.

По форме организации образовательного процесса программа является модульной. Структурно она делится на четыре самостоятельные основные части (или на четыре целостных, устойчивых блока), включающие в себя все направления журналистики, знание законов и жанров, умение конкретно работать над номером газеты:

Принципы отбора содержания: каждый раздел программы делится на два блока – теоретический и практический. Объём теоретического курса невелик. Выбранные темы включают в себя все вопросы, касающиеся теории журналистики. Все разделы в совокупности представляют собой единую методическую концепцию. Практическая работа и создание собственных материалов обеспечат учащимся прочное усвоение и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков. В процессе занятий ребята пишут материалы в разных газетных жанрах, самостоятельно делают вёрстку газетных полос, правку авторского текста, участвуют в конкурсах, творческих мастерских, литературных дискуссиях, в групповом проектировании и мастер – классах, на которых они общаются со специалистами по интересующим темам и применяют полученные знания.

Основные формы и методы обучения, используемые на занятиях: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый и исследовательский.

Программа рассчитана на ребят старшего школьного возраста (15-18 лет), заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, и ориентирована на применение широкого комплекса знаний по ранее изученным базовым учебным дисциплинам, таким как литература, русский язык, история, география и другим.

Набор на обучение свободный.

Прогнозируемые результаты: освоение обучающимися указанных в программе как теоретических, так и различных практических знаний, умений и навыков журналистской деятельности. А именно, они должны знать основные понятия журналистики, этапы ее развития, принципы организации редакции, владеть культурой речи, уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Личностные и метапредметные результаты:

Личностные результаты:

-знакомство с особенностями профессии журналиста на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов;

-формирование личности журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, нравственных и гражданских качеств;

освоение основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;

-формирование активной жизненной позиции.

Метапредметные результаты:

-овладение культурой общения с медиа,

-овладение навыками работы с различными источниками информации;

-развитиетворческих и коммуникативных способностей;

-развитие критического мышления, умения интерпретировать, анализировать и оценивать медиатексты,

-овладение различными формами самовыражения при помощи медиатехники.

Механизм оценивания образовательных результатов:

подготовительный к публикации материал;

творческие работы обучающихся;

участие в конкурсах различного уровня.

Но так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их выполнения.

Формой подведения итогов реализации программы является творческий отчет, состоящий из заметок и статей, опубликованных и подготовленных к публикации в СМИ.

Организационно-педагогические условия реализации программы предполагают единство взаимосвязанных целей, принципов, содержания, форм и методов, условий педагогической деятельности, обеспечивающих успешность процесса социально-педагогической адаптации обучающихся к современному социуму в процессе реализации программы.

Режим занятий – 1 раз в неделю по 2 часа (40 минут с перерывом в 10 минут), 68 часа в год.

Общее количество часов – 68 часов.

Обучающиеся, проявившие стойкий интерес к занятиям и показавшие хорошие способности в усвоении образовательной программы, могут быть переведены на второй год обучения и продолжить занятия по индивидуальному учебному плану.

Содержание программы

Основное содержание

Основные формы работы

Средства обучения и воспитания

Ожидаемые результаты

Введение в историю журналистики

Журналистика как профессия и общественная деятельность.

Профессиональные качества журналиста. Основы профессиональной культуры, этики журналиста.

Виды и типы СМИ.

Фронтально-коллективная формы работы

Мультимедийное сопровождение объяснения нового материала

Освоение теоретических знаний

Освоение теоретических знаний и практических умений и навыков

Как и почему возникла журналистика

Период пражурналистики. Появление предпосылок для создания первых газет. Первые книгопечатники.

Появление в Европе и России первых печатных газет.

Электронные СМИ. Интернет-издания и др.

Мультимедийное сопровождение объяснения нового материала

Освоение теоретических знаний

Знакомство с законами о СМИ

Радио, ТВ, Интернет, газетно-журнальная периодика.

Работа в группах

Освоение теоретических знаний и практических умений и навыков

Основы журналистики

Знакомство с древом жанров

Жанровое разнообразие – залог читаемой, интересной газеты. Система жанров в литературе и журналистике. Газетно-журнальные жанры.

Обзор газет, журналов, творческая работа

Мультимедийное сопровождение объяснения нового материала

Освоение теоретических знаний

Принципы деления на жанры.

Информационные: новость (информация), заметка, отчёт, репортаж, интервью, опрос, пресс-релиз.

Аналитические: комментарий, статья, корреспонденция, обозрение, рецензия.

Художественно-публицистические: очерк, зарисовка, фельетон.

Жанровое своеобразие журналистских материалов.

Обзор газет, журналов, творческая работа

Мультимедийное сопровождение объяснения нового материала

Освоение теоретических знаний и практических умений и навыков

Что такое информация (новость) и её основные черты. Типы информации.

Формы подачи новостей.

Правила построения информации.

Методы получения информации.

Факт как основа информационных жанров.

Обзор газет, журналов, творческая работа

Печатные средства обучения

Освоение теоретических знаний, умение использовать их в практической деятельности

Что такое заметка и её основные черты.

Типы заметок: краткая и расширенная.

Обзор газет, журналов, творческая работа

Печатные средства обучения

Освоение теоретических знаний, умение использовать их в практической деятельности

Что такое отчёт и его основные черты.

Обзор газет, журналов, творческая работа

Печатные средства обучения

Освоение теоретических знаний, умение использовать их в практической деятельности

Что такое репортаж, его признаки.

Предмет репортажа и его основа.

Виды и типы репортажа.

Тема репортажа и его герои.

Подготовка к репортажу.

Обзор газет, журналов, творческая работа

Печатные средства обучения

Освоение теоретических знаний, умение использовать их в практической деятельности

Что такое интервью, его признаки.

Типы и виды интервью. Этапы работы над интервью.

Обзор газет, журналов, творческая работа

Печатные средства обучения

Освоение теоретических знаний, умение использовать их в практической деятельности

Что такое опрос, пресс-релиз. Функции пресс-релиза, структура.

Обзор газет, журналов, творческая работа.

Печатные средства обучения

Освоение теоретических знаний, умение использовать их в практической деятельности

Понятие об этих жанрах, их видах и признаках.

Обзор газет, журналов, творческая работа

Печатные средства обучения

Освоение теоретических знаний, умение использовать их в практической деятельности

Понятие об этих жанрах, их видах и признаках.

Основные требования к рецензии. В чём её отличие от отзыва.

Обзор газет, журналов, творческая работа

Печатные средства обучения

Освоение теоретических знаний, умение использовать их в практической деятельности

Что такое статья. Виды статьей. Приёмы написания статей.

Описание как элемент любой статьи.

Обзор газет, журналов, творческая работа

Печатные средства обучения

Освоение теоретических знаний, умение использовать их в практической деятельности

Что такое очерк. Его основные черты. Виды очерков.

Обзор газет, журналов, творческая работа

Печатные средства обучения

Освоение теоретических знаний, умение использовать их в практической деятельности

Что такое зарисовка. Её основные черты. Виды зарисовок.

Способы написания зарисовки.

Обзор газет, журналов, творческая работа

Печатные средства обучения

Освоение теоретических знаний, умение использовать их в практической деятельности

Что такое фельетон и памфлет. Элементы и разновидности фельетона.

Фельетон в современной прессе.

Обзор газет, журналов, творческая работа

Печатные средства обучения

Освоение теоретических знаний, умение использовать их в практической деятельности

Что такое эссе. Правила написания.

Эссе как жанр и как принцип композиционного построения очерка.

Обзор газет, журналов, творческая работа

Печатные средства обучения

Освоение теоретических знаний, умение использовать их в практической деятельности

Выразительные средства газетного языка: фразеологизмы, тропы и др. Лексические, логические и синтаксические ошибки в тексте. Формы устной и письменной речи: повествование, рассуждение, описание.

Искусство обмена информацией в письменном виде (язык письма).

Особенности публицистического стиля, высокий и низкий стили.

Работа со справочными пособиями, анализ художественных текстов и газетно-журнальных публикаций

Печатные средства обучения и Интернет-ресурсы, обработка статистических данных

Освоение теоретических и практических знаний, умений и навыков

Подготовка статей различных жанров

Применение теоретических знаний на практике

Художественно-техническое оформление издания

Формат издания и количество колонок.

Колонтитул и его роль в издании.

Композиция издания: вертикальная и горизонтальная.

Шрифтовое оформление, типичные ошибки при использовании шрифтов.

Дизайн издания как первооснова его макета. Художественное оформление.

Типология издания: периодичность выпуска, тираж, объем, формат.

Мастер-класс, экскурсия в редакции СМИ

Мультимедийное сопровождение объяснения нового материала

Освоение теоретических и практических знаний, умений и навыков

Вёрстка, основные её правила.

Виды вёрстки. Вёрстка статьи. Форма текста, размер материала.

Приёмы выделения материала на полосе. Разработка постраничного графического макета номера газеты.

Работа со справочной литературой, мастер-класс, экскурсия в типографию

Применение теоретических знаний на практике

Заголовки и иллюстрации

Роль и функции фотоиллюстраций. Фотонаполнение номера. Заголовок, его основные функции и виды. Сокращения в заголовках и ошибки.

Подготовка подписей к снимкам

Применение теоретических знаний на практике

Типы и виды школьных газет

Школьная газета и веб-сайт.

Создание газет, обсуждение материалов школьных газет, поиск школьных изданий в Интернете

Читайте также: