Как появились культурные растения 3 класс школа 21 века

Обновлено: 08.07.2024

Цель: продолжить знакомство с культурными растениями и значением культурных растений в жизни человека.

Задачи: оценивать воздействие человека на природу, развивать познавательную активность, воспитывать бережное отношение к природе.

- Сегодня у нас не совсем обычный урок. На уроке присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь с нашими гостями.

- Повернитесь ко мне.

Ужасно интересно
Всё то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем.
И мир большой познаем!

- Сегодня урок будет проходить в форме игры "Что? Где? Когда?". Кто-нибудь видел эту игру по телевизору? Расскажите о ней.

(Ответ детей: В этой игре вокруг стола сидит команда знатоков из 6 человек. В центре стола находится волчок. Волчок вращается. Когда он останавливается, то стрелка показывает на конверт с номером, в котором находится вопрос, на него должны ответить знатоки.)

- Наши конверты с вопросами находятся у доски, номера указаны. Брать конверты будем по порядку. Вопросы Вам задают Ваши родители.

- У нас на уроке необычный гость. Что это за гость, узнаете, когда отгадаете загадку.

Всю ночь летает -
мышей добывает.
А станет светло -
спать летит в дупло. (Сова.)

- О ком говорится в загадке?

- Что вы можете рассказать об этой птице?

(Ответ: В течение многих тысяч лет сова была для людей существом, которому они придавали особое значение. В-основном, из-за ни на что не похожих криков, которые те издают. Кажется, что сова скрывает вековую тайну, недаром в сказках сову называют мудрой.)

- Поэтому сова - символ передачи "Что? Где? Когда?"

- А ещё сова приносит пользу, потому что истребляет крыс, насекомых и прочих вредителей. Грызуны (полевые мыши) - это беда для сельского хозяйства. Одна полёвка съедает в среднем в год килограмм зерна. Одна сова за год уничтожает примерно тысячу мелких грызунов. Получается, что сова сохраняет в год тонну хлеба. Вот такие они, "пернатые кошки"!

- Тема нашей игры - "Культурные растения в жизни человека". Ну что ж, начнём.

Работа по теме урока.

- :(Саша), возьми конверт, достань вопрос и прочитай его.

(Земледелие - обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений. Полеводство, луговодство, садоводство, огородничество - отдельные отрасли земледелия. (Словарь Ушакова)

Земледелец - крестьянин, сельскохозяйственный рабочий, занимающийся земледелием.

(Словарь Ушакова)

Учитель добавляет: Земледелие возникло около 10 тысяч лет назад. Первобытный человек собирал дикорастущие растения - семена, плоды, корешки. Наблюдая за природой, люди замечали, как развиваются растения, и поняли, что могут их выращивать сами. Позднее он стал выращивать их рядом со своим жилищем. Человек заметил, что если рыхлить землю около растений, уничтожать сорняки, поливать растения, они лучше растут, а их плоды, семена и корнеплоды становятся более крупными и вкусными.)

:(Маша), возьми следующий конверт, достань вопрос и прочитай его.

Из земли вырастаю,
Весь мир одеваю. (Лён)

(Ответ детей: Из льна получается пряжа и ткань, из которой люди изготовляют одежду.)

(Учитель добавляет: Лён, возможно, первое прядильное растение, ставшее известным человеку. Древние египтяне запелёнывали мумии узкими полосками льняной ткани за 3 тыс. лет до н.э. Одежду фараонов и высших жрецов шили из тончайших, "как дыхание ребёнка", льняных тканей, сквозь пять слоёв которых просвечивало тело.

Изделия из льна лучше впитывают влагу и быстрее сохнут. В жаркую погоду изделия из льна "холодят", в прохладную - греют. Льняное волокно в 2 раза крепче хлопкового. Срок службы льняных изделий может достичь 50 лет. Это самая "дышащая" ткань, особенно если не прикасаться к ней утюгом.

Неочищенное волокно - это пакля, годная, например, для того, чтобы конопатить щели.

Содержащийся в льняном волокне кремнезём делает его устойчивым к гниению.

Лён ещё и масличное растение.

Ещё из льна можно получить масло, спирт, воск, клей, лучшие сорта олифы, лаки.

Годится льняное масло и в пищу.

Льняное семя находит применение и в медицине.

(Ответы детей:

Пшеница - важнейшее хлебное и лекарственное растение. Основная зерновая культура. Пшеницу выращивали все древние цивилизации.

В старину на Руси зерно пшеницы являлось символом богатства и благополучия, потому, что пшеница - очень капризное растение. Она плохо переносит засуху и морозы. Поэтому получать хорошие урожаи пшеницы в старину удавалось далеко не каждому.

В составе пшеницы содержится крахмал, углеводы, белки, растительные жиры, витамины (В1, В2, В6, С, Е и РР) и минералы (калий, кальций, магний, фосфор и др.).

- Значение пшеницы в жизни человека?

(Ответы детей: Мука из зёрен пшеницы идёт на выпекание хлеба, изготовление макаронных и кондитерских изделий. Из дроблёной пшеницы получают крупы для каш. Пшеница используется как кормовая культура.)

- А сейчас - чёрный ящик!

Учитель читает задание:

В чёрном ящике - однолетняя овощная культура. Выращивают её на всех континентах. Родина её - Индия и Китай.

Это растение со стелющимся стеблем, похожим на лиану, при наличии опоры вьётся, цепляясь за неё усиками. Цветки жёлтые. Плоды имеют различную форму (от круглой до продолговатой) и размеры (от пяти до ста сантиметров), приятный вкус и тонкий аромат. В них много воды. Назовите овощ. (Ответы детей.)

(Открывается чёрный ящик, там - огурцы.)

- Какое значение в жизни человека имеет огурец? (Ответ детей: Человек употребляет огурец в пищу. Они полезны для нашего здоровья.)

(Учитель добавляет: Огурцы на 96% состоят из воды и малопитательны, но помогают пищеварению. Они возбуждают аппетит. Огурцы - источник таких соединений йода, которые легко усваиваются организмом человека. Огурцы называют санитаром нашего организма за способность нейтрализовать кислые соединения.

Интересно!! В городе Луховицы (Московская обл.) установлен памятник "Огурцу-кормильцу" с подписью "Огурцу-кормильцу от благодарных луховичан")

:(Катя), возьми следующий конверт, достань вопрос и прочитай его.

(Ответы детей.)

(На экране - проверка.)

(На экране - правильный ответ. Показ портрета Н.И. Вавилова)

Изучал культурные растения всего мира выдающийся учёный-ботаник Николай Иванович Вавилов. Он много путешествовал и со всех концов света отправлял на родину посылки с семенами и плодами.

Эта коллекция хранится в нашем городе во Всероссийском научно-исследовательском институте растениеводства им. Н.И. Вавилова.

Во время блокады сотрудники института хранили семенной фонд культурных растений. 28 сотрудников института умерли от голода, но из нескольких тонн уникальных зерновых культур не было тронуто ни одного зернышка, ни одного картофельного клубня.

Этой крупнейшей в мире коллекцией и сейчас гордятся учёные нашей страны.)

- Смотрите, а что это? (Скрипичный ключ.) Что он означает, как вы думаете?

- Правильно, музыкальная пауза. Значит, мы сейчас с вами отдохнём.

ФИЗМИНУТКА (проводит ученик)

Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу.
(Встают на одну ногу, тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже.
(Дети встают на другую ногу, тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот.
(Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Руки в спину упираем,
Поясницу прогибаем.
А теперь давай, дружок,
Посмотри на потолок.

(Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад.)

Отдохнули мы чудесно,
И пора за парты сесть нам.

(Садятся за парты.)

:(Гоша), возьми следующий конверт, достань вопрос и прочитай его.

Задание № 4 - задание-сюрприз.

(Далее презентация о подсолнечнике (со словами):

- Подсолнух приехал к нам из Северной Америки, где его ласково называют sunflower - солнечный цветок. А знаете почему? Правильно, потому что голова подсолнуха всегда поворачивается вслед за солнцем.

- В народе это растение называют просто - подсолнух, но правильное название - подсолнечник. Это однолетнее растение с толстым высоким стеблем, плод-цветок достигает в ширину 30 см, жёлто-оранжевого цвета.

- Еще в старину поджаренные семечки использовались как народное лакомство. Если почистить семечки от шелухи, мы обнаружим белые маленькие зернышки, которые любят щелкать и взрослые и дети.

- В семенах подсолнечника содержится много витаминов PP и E, а также полиненасыщенные жирные кислоты.

- Из семечек делают подсолнечное масло. Специальная машина сдавливает семена подсолнечника, под сильным прессом из семечек выдавливают масло. Подсолнечное масло используется для жарки мяса, картошки, яичницы, а так же добавляется в овощной салат.

- Подсолнечное масло также используется в лакокрасочной и мыловаренной промышленности.

Его получают из подсолнечного масла. Маргарин мама часто использует при выпечке тортов.

- Из семечек подсолнуха делают сладкую халву.

- То, что остается от семечек после выдавливания масла добавляют в корма животным. Этот продукт называют жмых.

- Подсолнечник - это ещё и медоносное растение. Пчёлы собирают пыльцу с жёлтого цветка, из которой потом получается подсолнечный мёд.

63:7+56:8+6=

(19) Из Германии

(7) Из Дании

(22) Из Голландии

(Из Голландии)

Рисование подсолнечника с учителем ИЗО.

- Нашей мудрой сове очень понравилось, как вы работали. Она просит вас продолжить предложения: Я узнал:.

Мне понравилось: (На экране)

- Мудрая сова благодарит Вас за урок. Она очень рада, что побывала на таком необычном уроке.

- Понравилась ли вам такая форма проведения урока?

6. Домашнее задание.

- Задание для всех: с. 74-75, читать

Задание по выбору:

1) приготовить слайд с рассказом о растении в книгу здоровья

2) сочинить о растении стихотворение или сказку

3) создать страничку для книги рецептов

7. Орг. окончание урока.

(Если останется время:

- Ребята, вы так хорошо работали на уроке, что мы тоже хотим сделать вам приятное - показать мультфильм "Тигрёнок на подсолнухе")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение особенностей культурных и дикорастущих растений.

Окружающий мир (3 класс)

Тема:

Учитель: Ушанева З.П.

2015г.

Тема урока: Дикорастущие и культурные растения.

Цель: изучение особенностей культурных и дикорастущих растений, знакомство с предками некоторых культурных растений.

Планируемые результаты:

Личностные:

ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.

Предметные:

Обучающиеся научатся:

сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека;

различать культурные растения – по назначению.

Учащиеся получат возможность научиться:

различать существенные и несущественные признаки;

приводить примеры дикорастущих и культурных растений;

рассказывать о предках культурных растений.

Метапредметные:

Обучающиеся научатся:

понимать цель познавательной деятельности;

планировать свои действия при выполнении заданий;

осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;

доказывать то или иное свойство изучаемого объекта;

сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;

находить необходимую информацию в учебнике;

получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;

выполнять индивидуальные и групповые задания;

совместно изучать объекты, обсуждать результаты, делать выводы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;

самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;

ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее;

распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий.

компьютер, мультимедийная презентация;

раздаточный информационный материал.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-дискуссия.

1.Организационный этап, создание эмоционального настроя

- Ребята! Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный или светлый, солнечный?

- А знаете, что надо сделать, чтобы на душе было тепло и спокойно?

Надо просто улыбнуться! Я дарю вам свою улыбку и прошу, чтобы вы подарили мне свою!

У вас такие солнечные лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплее. Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом с вами! Улыбнитесь друг другу!

2.Актуализация знаний

- Ребята, сегодня нас на уроке ожидает встреча с удивительными представителями живой природы.

Куда бы вы ни посмотрели, где бы вы ни побывали, повсюду увидите, встретите их. Они на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Они поселились в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты. Они есть даже в Арктике и Антарктиде.

Догадались? Конечно, о чём мы поговорим с вами сегодня?

( О растениях)

Не можем жить мы без растений

Об этом скажет нам не только гений.

Как воздух нам нужны они.

Они разнообразны…

И все они по-своему прекрасны”

3.Самоопределение к деятельности, формулирование темы постановка учебных задач

- Вспомните, какие группы растений вы знаете?

(Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые)

- Вспомните, на какие ещё группы по ярусам можно разделить растения? (Деревья, кустарники, травы.) слайд№2

- А на какие группы делятся растения по виду листвы? (Хвойные, лиственные.)

- давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения? ( Растения кормят человека -яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т.д. Растения одевают человека — лен, хлопок. Растения лечат человека мать- и-мачеха, душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей — мебель, строительство домов, топливо и т.д.)

- Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.

-Сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны.

- Чем похожи и чем отличаются яблоня и ель?

(Похожи тем, что яблоня и ель деревья. Оба дерева приносят человеку пользу. Имеют корень, ствол, ветви, листья, плоды

Отличаются тем, что ель растет в лесу, а яблоня в саду. За яблоней ухаживает человек, а за елью нет. Яблоню человек сажает, а ель растёт сама)слайд№4

- Аналогично сравните КРЫЖОВНИК и ШИПОВНИК.слайд№5

- Чем похожи одуванчик и помидор? слайд№7 (Общее - травянистые растения, одуванчик растет повсюду, а помидор — в огороде, человек сажает , ухаживает, собирает урожай.)слайд№8

- На какие же группы можно поделить все растения? (Первая группа -растения, которые выращивает специально человек; вторая группа —растение. которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, и на лугу, и на водоеме.)

- Первую группу растений называют культурными растениями, а вторую - дикорастущими растениями.

- Как будет звучать тема нашего урока? (ДИКОРАСТУЩИЕ и КУЛЬТУРНЫЕ растения)(делается запись на доске)

- Чему мы хотим научиться на этом уроке? Какие задачи поставим перед собой?

( Научиться сравнивать культурные и дикорастущие растения, понимать их роль в жизни человека, различать растения по назначению, приводить примеры, рассказывать о предках культурных растений)слайд№9

4.Открытие нового знания

Игра к какой группе относятся растения: называю культурное -поднимает вверх руки, дикорастущее- хлопок ладонями(груша, тополь, КУКУРУЗА, ВИШНЯ, одуванчик, капуста, рис, папоротник, дуб, пшеница.подорожник.

Дополнительный вопрос всему классу:

- Для чего человек использует различные виды растений? ( Многие виды растений человек использует для получения пищевых продуктов, лекарств, для производства тканей, бумаги, строительных материалов, для украшения жилья, для кормления животных).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок. (поднимаем руки вверх-вниз)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой, (шагаем на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (вращаем головой)

Стебель наклони слегка –

Вот зарядка для цветка (наклоняемся в разные стороны)

А теперь росой умойся, (имитация движений)

5.Первичное закрепление нового материала

- Первобытные люди использовали в пищу плоды, семена, сочные стебли, листья, сладкие корни дикорастущих растений. С течением времени наши предки научились отбирать в природе и выращивать наиболее ценные пищевые растения, ухаживать за ними, поливать, пропалывать от сорняков, а затем и удобрять почву. Для посадки они отбирали самые крупные зерна, самые вкусные корни и плоды. Так было положено начало РАСТЕНИЕВОДСТВУ.

-Наши предки окультурили многие дикорастущие растения

У детей - карточки со словами: приложение№1 (работа в парах, а затем постепенно схема выстраивается на доске)

лук, груша, картофель, пшеница, слива, рожь, тюльпан, хлопок, нарцисс.

Учитель берет одну из карточек (например, пшеница), дети выбирают вторую карточку с растением, которое может составить пару (рожь), так как сходно по месту выращивания, назначению и т.д. Выбирая вторую карточку, дети объясняют, почему выбрали именно её.

Дети : Рожь и пшеница. Растут на полях. Из них делают муку и крупу.

Учитель : Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения .

Дети: груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах.

Учитель: Правильно, такие растения называются плодовые . К ним относят не только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы, дающие нам плоды. - Назовите их. (Смородина, малина, земляника)

Дети: Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях, в огороде,

Учитель: Правильно, такие растения называются овощные. Приведите свои примеры овощных растений. (Свекла, капуста, морковь, чеснок.)

Дети : Лен, хлопок. Из них делают ткань.

Учитель: Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные полотенца - это все лен и хлопок.

Дети: тюльпан, нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты.

Учитель: Они называются декоративными растениями . Приведи свои примеры: (Флокс, тюльпан, гладиолус)

- Давайте познакомимся с предком культурного растения . Без этого растения не обходится у нас ни завтрак, ни обед , ни ужин.(с.86)

6.Включение новых знаний в систему и повторение

- Среди культурных растений учёные выделяют следующие группы: ЗЕРНОВЫЕ, ОВОЩНЫЕ, ПЛОДОВЫЕ, ПРЯДИЛЬНЫЕ. ДЕКОРАТИВНЫЕ.слайд№10

-Давайте закрепим наши знания о растениях.(кроссвод на доске приложение№2)

7.Рефлексия деятельности. Итог урока

- Вспомните учебные задачи урока. Все ли мы их решили?

-поставьте себе за работу на уроке оценку

8.Информирование о домашнем задании, инструктаж по выполнению.

найти информацию о любом культурном растении и его дикорастущем предке

Дикорастущие растения — это травы, кустарники и деревья, которые не нуждаются в уходе и растут сами, без помощи человека.

Дикорастущие растения способны прекрасно существовать без участия человека. Для этого они используют то, что их окружает. Питательные вещества такие растения берут из почвы и воздуха. Поливает их дождь. Они растут в дикой природе, поэтому их и назвали дикорастущими.

Культурные растения растут в садах, на полях и огородах. Без помощи человека такие растения расти не могут. Их надо поливать, подкармливать, пропалывать, защищать от вредителей. Люди выращивают эти растения для получения богатого урожая.

apple-970352_640.jpg

corn-4380607_640.jpg

Первые культурные растения появились давно. Древние люди собирали съедобные ягоды, плоды, коренья и травы. Приходилось тратить на их поиски много времени. Люди догадались, что растения можно выращивать из семян рядом с жилищем. Так и появились культурные растения.

у дикорастущей яблони плоды мелкие, кислые, зеленоватые. Плоды культурной яблони — самых разных вкусов, цветов и размеров.



Проверка домашнего задания. (Самостоятельная работа) Подчеркните деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – желтым: Слива, можжевельник, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать-и-мачеха, кедр, малина.


Проверка самостоятельной работы. Слива, можжевельник, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать-и-мачеха, кедр, малина.


На какие группы делятся растения по виду листвы? Чем отличаются лиственные растения от хвойных? Растения Лиственные Хвойные


Какое значение для человека имеют растения? Растения кормят человека – рожь, пшеница, яблоня, капуста… Растения одевают человека –лен, хлопок. Растения лечат человека – мать -и- мачеха, зверобой, береза… Растения дают много полезных вещей – мебель, строительные материалы, топливо…


Растения Человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. Растут независимо от человека.


Чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? Деревья Растет в саду, за ней ухаживает человек. Приносят пользу человеку. Растет в лесу.


Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? Кустарники Растет в саду, за ним ухаживает человек. Растение леса.


Чем похожи мать-и-мачеха и помидор? Травянистые растения Человек сажает. Ухаживает, собирает урожай. Растет повсюду.


Растения Выращивает специально человек. Никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить в лесу, на лугу, на водоеме. Культурные Дикорасту- щие



Дикорастущие растения Колосится в поле рожь, Там во ржи цветок найдешь. Ярко-синий и пушистый, Только жаль, что не душистый.


Василек С чем можно сравнить цветы васильков? Васильки называют сорняками. Они не приносят пользы человеку и мешают расти хлебу. Но все-таки они любимы в народе. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василек народом придумано много песен и легенд.


Какие еще растения бывают кроме дикорастущих?


Культурные растения Назовите растения каждой группы. Деревья Травы Кустарники







Закрепление изученного материала. 1.Работа в тетрадях. 2.Отгадывание загадок. Что красно снаружи, Бело внутри С зеленым хохолком на голове?

Читайте также: