Почему ребенок плачет после детского сада

Обновлено: 04.07.2024

Сентябрь в детском саду — время адаптации. Дети, которым предстоит впервые разлучиться с родителями, плачут, родители испытывают бесконечное чувство вины, воспитатели стараются помочь и тем и другим. Мы поговорили с психологом Татьяной Паниной и выяснили, как долго может длиться адаптация, нужно ли сидеть вместе с ребёнком в группе, как правильно прощаться и забирать ребёнка из детского сада.

Сколько может длиться адаптация?

  • Ребёнок плачет ещё до того, как вы пришли в детский сад, и продолжает плакать в группе. Постоянно спрашивает воспитателя, когда родители вернутся.
  • Не общается с детьми и воспитателем, физически отстраняется от группы: например, сидит в углу, плачет или говорит, что ждёт родителей.
  • После детского сада не рассказывает родителям, как провёл день, чем занимался и с кем общался.

Такое поведение возможно в первые дни или даже недели, но если никаких улучшений не наступает через месяц или два, это весомый повод обратить внимание на ситуацию.

Как облегчить адаптацию?

Как правильно прощаться с ребёнком?

Здесь тоже важно быть с ребёнком максимально честными: ни в коем случае не убегать, пока он не видит, это ошибочная тактика. Ребёнок подумает, что его бросили, оставили в садике навсегда. Даже если он не плачет и спокойно ведёт себя в группе, это не значит, что он не переживает.

Объясняйте, что вы сейчас уйдете на работу/в магазин/по делам и вернетесь в конкретное время: после прогулки, после обеда, после сна и т. д. Не обманывайте ожидания ребёнка и возвращайтесь вовремя. В крайнем случае старайтесь предупредить не только воспитателя, но и поговорить с ребёнком по телефону, объяснить, почему вы задержались и когда вы придёте.


А ещё важно сразу обговорить с ребёнком, что в детском саду дети находятся с утра до вечера (если вы планируете оставлять его на весь день). Даже если первое время вы будете забирать его после обеда, а потом — сразу после сна, ребёнок должен понимать, что так будет не всегда.

Надо ли родителям оставаться в группе или в раздевалке вместе с ребёнком?

Это крайняя мера, к которой надо прибегать в особых случаях с конкретными детьми, которым адаптация даётся непросто. Если вы всё же решили оставаться первое время вместе с ребёнком, не забывайте напоминать ему, что так будет не всегда, что в группу он должен отправляться сам, без родителей, что детский сад — это территория детей, родители туда не заходят. И старайтесь максимально сократить то время, что вы проводите вместе с ребёнком в детском саду.

Надо ли давать ребёнку с собой игрушку или что-то напоминающее о доме?

Во многих детских садах приносить с собой игрушки из дома не разрешено, но всё-таки для детей что-то знакомое и родное может стать огромной поддержкой при адаптации. Если воспитатели не против, а для ребёнка любимый плюшевый мишка действительно станет важным помощником в незнакомом месте и коллективе, то не вижу причин запрещать носить с собой в группу игрушки. В крайнем случае их можно оставлять в шкафчике. Ребёнок будет знать, что совсем рядом его ждёт любимый игрушечный друг, и ему будет проще.

А как ребёнка из садика правильно забирать?

Не стоит настойчиво расспрашивать ребёнка, как он провёл время в детском саду. Задайте один вопрос, если он захочет поделиться — слушайте, нет — не давите. У него сейчас слишком много эмоций, не всеми он захочет делиться, и это нормально. По этой же причине не стоит превращать время после детского сада в бесконечный поток веселья — кино, парки аттракционов, походы в торговые центры и кафе-мороженое лучше отложить. Даже положительные впечатления сейчас могут негативно повлиять на и без того загруженную детскую психику. И по поводу подарков за то, что ребёнок сходил в детский сад: я считаю, от этой практики лучше отказаться. Иначе сформируется установка, что за поход в детский сад ребёнку положено материальное вознаграждение. Побороть её будет в дальнейшем непросто.

Как родителям избавиться от чувства вины по отношению к ребёнку? (И возможно ли это?)

Самое главное в вопросе адаптации к детскому саду — понимать, почему вы приняли решение сделать детский сад частью вашей жизни. Вам надо выходить на работу, и с ребёнком некому сидеть? Вы считаете, что ребёнку нужны общение и опыт взаимодействия с коллективом? Вам нужно свободное время, чтобы отдохнуть или заняться своими делами? Это всё действительно важные причины. Если вы будете уверены, что для вас и вашего ребёнка так будет лучше, то адаптация пройдёт быстро. А вместе с ней и чувство вины.

Когда ребенок приходит из садика и закатывает истерики, то следует разобраться в этой проблеме, чтобы успешно побороть ее. Рано или поздно молодой родитель сталкивается с проблемой, когда своего маленького ребенка необходимо определить в детский сад. Естественно, основная проблема будет заключаться в том, как приучить его к совершенно новому месту в его окружении и каким образом сделать так, чтобы процесс адаптации в новой социальной среде прошел достаточно успешно.

Одна из проблем, с которой очень часто встречаются родители, является то, что после посещения детского сада ребенок в домашних условиях устраивает настоящие истерики, которые остановить практически невозможно.

Из-за чего у дитя может возникать истерическое состояние после садика?

Относительно наличия чрезмерной эмоциональности и агрессивности у детей дошкольного возраста можно говорить на протяжении самого первого года, когда дитя систематически ходит в садик. В первую очередь такое плохое поведение у ребенка после детского сада может наблюдаться из-за того, что у вашего дитя не выходит наладить отношения ни с ровесниками, ни с воспитателями. Исходя из результатов проведенных исследований опытными психологами можно сказать, что детям до трех лет не рекомендуется посещать дошкольное учреждение, так как это негативно сказывается на его состоянии. При этом его постоянно будут сопровождать только негативные переживания. И этому есть свои причины.

Ребенок истерит

С учетом всех психологических и физиологических особенностей маленького ребенка, можно с уверенностью сказать, что он еще не готов на достаточно длительный промежуток времени расставаться со своей мамой. На подобную ситуацию ребенок как раз и реагирует некой невротической реакцией, в качестве которой выступает самая обыкновенная истерика.

В том случае, если ваше дитя большую часть времен проводит именно в садике, а не в теплом семейном кругу, то у него достаточно быстро меняется восприятие семьи, и, соответственно, никакого взаимодействия с родителями практически не происходит. Естественно, такие детки практически не идут на контакт даже со своими родителями. В таких ситуациях выходит так, что даже при возникновении проблемы дитя попросту ее скроет от близких людей, что в дальнейшем будет сопровождаться этой неприятной реакцией.

Нередко истерики после детского сада у детей связаны с тем, что на данном этапе происходит навязывание так называемой вынужденной разлуки с родителями. В такой ситуации подобный поступок маленький ребенок попросту расценивает как обычное предательство со стороны близких людей. Поэтому подобная истерическая реакция может наблюдаться и в подобных ситуациях.

Каким образом действовать родителям для преодоления подобных ситуаций?

Для того чтобы адаптация малыша прошла как можно быстрее и незаметнее, готовиться к этому процессу нужно как можно раньше, по крайней мере за несколько месяцев до первого посещения садика. Для этого следует:

  • Заблаговременно ознакомить вашего малыша с информацией о дошкольном учреждении, в которое он попадет.
  • Постарайтесь объяснить ему то, что посещение садика является необходимостью, а не просто тем, что родителям надоело заниматься воспитанием дитя.
  • Постарайтесь никаким образом не показать свое сомнение по поводу посещения дошкольного учреждения.
  • Отнеситесь к поступлению вашего дитя в сад, как к обычной процедуре. При этом не следует каждый день повторять эту ситуацию.
  • Постарайтесь составить распорядок вашего ребенка таким образом, чтобы он практически полностью совпадал с режимом дошкольного учреждения. Подобная смена обстановки не будет так заметна и болезненна для ребенка.
  • До поступления в детский сад серьезно займитесь прививанием вашему малышу всех гигиенических навыков.
  • Постарайтесь как можно чаще создавать такие ситуации, в которых ваше дитя на определенное количество времени остается без родительского внимания.
  • Постарайтесь максимально расширить круг общения вашего ребенка. Чем больше будет у него друзей, тем проще будет ему адаптироваться в совершенно новой среде.

Ребенок в истерике и родители

Руководствуясь этими несложными советами, у вас получится слегка подготовить ваше дитя к совершенно новой обстановке. При этом период адаптации пройдет на порядок быстрее, нежели это могло бы быть.

Как сгладить неприятные моменты после посещения садика?

В том случае, если ваш малыш пошел в детский сад, и вы начали замечать за ним некоторые истерические припадки, то в таких ситуациях вы должны предпринять все меры, которые будут направлены на сглаживание неприятных последствий после посещения детского сада. В таких ситуациях:

  • Постарайтесь создать в домашних условиях очень щадящую обстановку, которая будет бережно воздействовать на нервную систему ребенка.
  • Постарайтесь лояльно относиться к всевозможным капризам, так как нервная система и так напряжена. В таких ситуациях вы должны приобнять и пожалеть своего кроху.
  • Если у ребенка имеются какие-то вредные привычки, то отучать от них в адаптационный период не стоит, так как нервная система перегружена по полной.
  • Если вы говорите о садике с родными и знакомыми в присутствии своего чада, то отзывы об этом учреждении и всех воспитателях должны быть только положительными и хорошими. Ребенок должен понимать, что место, в которое он ходит, очень нравится его родителям. В таких ситуациях он немного успокаивается.
  • С самого утра перед походом в садик постарайтесь организовать малышу только самые положительные эмоции.
  • Заранее постарайтесь продумать весь ваш ритуал прощания, перед тем как отпустить малыша в группу. Прощание должно быть радостным и достаточно теплым.

Ребенок в истерике с мамой

  • Если несколько первых недель ваше дитя начинает плакать, ни в коем случае не пугайтесь таких слез. И никогда не злитесь на то, что он плачет. Слезы являются некой защитой нервной системы, поэтому такая реакция вполне целесообразна.
  • Постарайтесь по максимуму облегчить момент вашего расставания. Желательно, чтобы в садик ребенка отводил тот человек, с которым малышу прощаться легче всего.
  • Перед уходом напомните ребенку о том, что вы обязательно вернетесь и заберете его. Он не должен думать о том, что его все бросили на произвол судьбы. При этом старайтесь все время вовремя забирать его домой.
  • Как только вы заберете вечером его из дошкольного учреждения, выделите хотя бы небольшой промежуток времени, который вы сможете посвятить конкретно ему, а не домашнему хозяйству. Он должен знать, что нужен вам, и вы его любите.

Соблюдая все эти несложные условия, у вас выйдет сделать процесс адаптации безболезненным для дитя и очень быстрым.

В предыдущей статье я описала причины двойственного поведения ребенка : в садике ведет себя идеально, а дома выдает весь спектр головной боли для родителей: от капризов и плача, до агрессивного битья кулаками.

Также показала, какие возможные цели при этом преследует своим поведением ребенок и как обычно на это реагируют родители . Поэтому, кто не читал, по ссылке выше может найти начало.

Лёгкий вариант - когда в садике действительно все хорошо

Другими словами, проблема плохого поведения ребенка лежит именно в накопившемся напряжении и переутомлении. Со стороны садика все нормально: адекватные воспитатели, комфортное общение, спокойные игры и прогулки, питание и сон без насилия и т.д.

Уставшим родителям нелегко сдержаться в своем разочаровании и гневе в ответ на выходки ребенка. Особенно, если мама или папа сами на пределе своих сил и нервов: трудный день, сложная работа, неприятный разговор с начальством, конфликты с близкими и т.п. - всего и не охватишь.

Итак, вы с ребенком кое-как добрались домой, не пропустив ни одной качели, ни один ларек с вкусняшками, ни одну лужу во время непогоды.

И вот вы дома. Казалось бы, можно расслабиться, но нет. В спокойной обстановке ребенок тоже пытается отдохнуть, только вот его нервная система уже настолько "завинчена", что ему нужно время на разрядку.

В зависимости от типа нервной системы малыш может вести себя по-разному.

Тихое место и спокойная обстановка для интроверта и экстраверта

В первом случае такая тактика хорошо помогает детям-интровертам .

Ребенок, уставший от обилия впечатлений и общения с большим количеством народа, в своем одиночестве и в домашней уютной обстановке найдет передышку и быстрее восполнит свои силы на общение с членами семьи.

Во втором случае общительным детям-экстравертам тоже нужна передышка - но в контакте с мамой или папой.

Им часто хочется что-то им рассказать, о чем-то поделиться, вываливая то, что накопилось в течение дня:

"А в тихий час Ваня не хотел спать. Он кидался подушками, а потом его наказали - он сидел на стульчике. А потом..".

Это для них своего рода эмоциональная разгрузка. И здесь родителям важно внимательно выслушать ребенка, кивая головой, удивляться, радоваться или, напротив, качать головой и охать - т.е. давать живую обратную связь.

Для малыша это показатель, что его переживания, опыт и эмоции тоже важны.

Тактильные обнимашки

Многим дошкольникам помимо этого нужны и прикосновения : все эти приставания к маме/папе вплоть до жалобного восклицания: "возьми меня на ручки", несмотря на то, что ребенок вроде бы уже достаточно большой и сам ходит - показатель, что они нуждаются в этом тактильном контакте: в обнимашках и целовашках.

И им намного легче сбросить напряжение, просто побыв на руках и уткнувшись в мамино или папино плечо.

Когда мама и папа идут навстречу этим детским потребностям (а их можно распознать достаточно точно, наблюдая за сыном или дочкой), у ребенка исчезает желание обратить на себя внимание с помощью деструктивного поведения: агрессии, истерик и капризов.

Здесь родители как бы предусмотрительно открывают клапан с горячим паром - он выходит наружу безопасным способом, без взрыва. В итоге все целы.

В следующей статье продолжим тему: если случай более трудный и не помогают способы выше. Плюс в садике, как оказалось, есть какие-то проблемы.

Если понравилась статья, нажмите пальчик вверх. Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на наш канал .

Дополнительный материал:

7 причин детского нытья: чек-лист с краткими пояснениями. Практическая помощь родителям (при нажатии по ссылке откроется новое окошко с чек-листом 10 страниц, можно скачать с ГуглДиска).

Здравствуйте. Нашей девочке 1,6 года. В садик ходит с 1.3. В садике все хорошо, ей нравится (играет, ходит в горшок, хорошо кушает, спит. Ведет себя очень хорошо.) Но. Приходим домой после садика и понеслось. Чуть что не по её сделал - начинается швыряние игрушек, истерики (закатывается). В горшок тоже дома практически не ходит, редко когда попросится. Ругать бестолку. А у нас с женой уже терпения не хватает. Но что самое интересное так же хорошо она ведет себя, когда одна с папой. Посоветуйте что нибудь пожалуйста.

Как я могу к Вам обращаться?
С удовольствием ли ребёнок идёт в детский сад с утра и после выходных.
Хорошо ли спит ночью?

Алексей. Ночью спит нормально. Иногда просыпается с криком, когда соску потеряет, но тут же засыпает как только соску найдем). Просыпается тоже нормально, но вот одевается с истериками. В садик идет нормально сама и с удовольствием. Раньше плакала когда мы уходили, теперь нормально (дает папе "5" машет "пока-пока" и идет спокойно в группу завтракать. После выходных процесс аналогичный.

начинается швыряние игрушек, истерики (закатывается). В горшок тоже дома практически не ходит, редко когда попросится.


У Ваше девочки подошел возраст кризиса полутора лет, возможно её поведение связано с этим. На это может указывать: закатывание истерик, отказ делать привычные дела, которые делала раньше, полное игнорирование запретов.
В этом возрасте у ребенка формируется самостоятельность.
Появляется желание делать, так как считает правильно имена она.
Происходит отделение себя от родителей, поэтому хочется делать всё против, иногда даже, если понимает, что в этом нет смысла.
Возможно в детском саду мало возможностей для самостоятельности.
Из-за необходимости следовать правилам (которые в этот период так хочется нарушать), накапливается напряжение.
А дома в, безопасной обстановке, выходит наружу в виде истерик и протестов.
В вопросе горшка, тоже может быть протест, так как привыкание к горшку у каждого ребенка индивидуально, а не коллективно как в детском саду.
Можно предотвратить истерику и протестное поведение.
1. Количество запретов должно быть 5-7.
Это самые основные запреты, пример, не включает газ, не трогать горячие предметы. Один раз введя запрет, не нарушает его.
Запрещая что-то, предложите альтернативу. Например, нельзя пить горячий чай, можно теплый.
Дайте ей больше свободы действий
2. Будьте очень тактичными в вопросах горшка.
Спокойно предложить сесть, не ругать, если не добежала.
3. При разговоре, если хотите, чтобы ребёнок Вас услышал, садитесь на уровень ребёнка и смотрите в глаза.
4. Давать возможность выбора. "Что ты сегодня в садик наденешь: это или это, давай надевай. А какие штаны эти, или эти, давай их тоже надевай. А сандали у тебя одни, какой сейчас наденешь правый или левый?
5. Увеличьте запас времени для выполнения привычных процедур: одевание, еда.
6. Давайте посильные задания.
При возникновении истерики.
1. Важно понимать, что ребёнок не специально истерит, а просто возбуждение преобладает, над торможением. То есть сам ребёнок затормозить эмоцию не может.
2. Если она только начинается возьмите ребёнка на руки, и по возможности унесите от очага, вызывающего истерику.
При этом повторяйте " я понимаю ты очень хочешь, но нет". Или "я понимаю ты очень злишься, но кидать игрушку не надо, можно кинуть подушку".
3. Если истерика в самом разгаре, то есть сильно плачет, удары руками и ногами,
Здесь уже объяснять нет смысла ребёнок Вас не слышит.
Возьмите ребёнка на колени, образуйте из рук кольцо, не сильно сжимая! Находитесь с ним пока истерика ни начнет стихать. При этом можно покачиваться, можно что-то напевать, то есть создавать убаюкивающее состояние, так ребёнок будет успокаиваться.
После, когда ребёнок успокоится, совсем можно дать водички.
Если ребенок не дается на руки: оставайтесь в комнате с ним.
Запаситесь терпением и пониманием того, что этот кризис пройдёт.

Читайте также: