Что представляли собой древнерусские летописи какие сюжеты включались в их состав кратко
Обновлено: 07.07.2024
Содержание
Основные летописи
Несторовский список
Лаврентьевский список
Ипатьевский список
Ипатьевская летопись получила свое название по месту нахождения — историк Н. М. Карамзин обнаружил список XV века в Ипатьевском монастыре под Костромой.
Радзивилловский список
Первыми по времени считаются дошедший до нас в многочисленных списках (самые древние — XIV века) свод Лаврентьевский, названный так по имени монаха Лаврентия, списавшего его, как видно из его приписки, в 1377 году, и Ипатьевский. Этот последний учёные относят к концу XIV или началу XV века. Оба эти списка сопровождаются различными продолжениями: Лаврентьевский — сводом суздальским, Ипатьевский — киевским и волынско-галицким. Составление первоначального свода относят к началу XII века, на основании приписки (в Лаврентьевском списке и в Никоновском) после 1110 года, в которой читаем:
Новгородские летописи
Псковские летописи
Киевские летописи
Галицко-волынские летописи
Летописи северо-восточной Руси
Летописи велись во многих городах земли Суздальской (Владимире, Ростове, Переяславле); но по многим признакам следует признать, что большинство известий записано в Ростове, долго бывшем центром просвещения северо-восточной Руси. После нашествия татар Троицкий список делается почти исключительно ростовским. После татар вообще следы местных летописей становятся яснее: в Лаврентьевском списке встречаем много тверских известий, в так называемой Тверской Летописи — тверских и рязанских, в Софийском Временнике и Воскресенской летописи — новгородских и тверских, в Никоновской — тверских, рязанских, нижегородских и т. д. Все эти сборники — московского происхождения (или, по крайней мере, большей частью); оригинальные источники — местные летописи — не сохранились. Относительно перехода известий в татарскую эпоху из одной местности в другую И. И. Срезневский сделал любопытную находку: в рукописи Ефрема Сирина 1377 г. он встретил приписку писца, который рассказывает о нападении Арапши (Араб-шаха), бывшем в год написания. Рассказ не окончен, но начало его буквально сходно с началом летописного рассказа, из чего И. И. Срезневский правильно заключает, что перед писцом было то же сказание, которое послужило материалом для летописца. По отрывкам, частично сохранившимся в русских и белорусских летописных сводах XV—XVI вв., известна Смоленская летопись.
Московские летописи
Эволюционирование летописей
Степенная книга
Лицевой летописный свод
Лицевой летописный свод — летописный свод событий мировой и особенно Русской истории, создан в 40—60-х гг. 16 в. (вероятно, в 1568—1576 гг.) специально для царской библиотеки Ивана Грозного в единственном экземпляре.
Сибирские летописи
Начало летописания сибирского приписывается Киприану, митрополиту Тобольскому. До нас дошло несколько сибирских летописей, более или менее отклоняющихся одна от другой:
Белорусско-литовские летописи
Украинские летописи
Летопись – это историографический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую запись исторических событий.
Чаще всего древнерусским летописцем был учёный монах, который проводил за писанием летописей часто большую часть своей жизни. Летописцы приводили в порядок и переписывали труды своих предшественников, сводили в собственный труд несколько источников. Достоверность фактов при этом всегда сохранялась. Исказить летописные известия считалось страшным грехом. Каждый летописец вёл записи по рассказам очевидцев и осведомленных людей.
На страницах летописей встречаются произведения разных жанров: древние договоры, исторические повести, жизнеописания святых, мудрые поучения. Листы летописей часто украшались затейливыми заставками, яркими миниатюрами.
Понятие свод введено в науку А. А. Шахматовым. Его смысл становится понятным уже из перечисления форм летописного повествования: погодная запись, летописное сказание, летописный рассказ, летописная повесть, документы из княжеских архивов; в ней можно встретить и выдержки из переводных памятников, и богословские трактаты, и житийные фрагменты, и похвальные слова.
Мировоззрение древнерусских летописцев связано с их религиозными убеждениями. Именно под углом своих религиозных воззрений летописцы рассматривали события истории. Для них было несомненным следующее:
Летопись – это историографический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую запись исторических событий.
Чаще всего древнерусским летописцем был учёный монах, который проводил за писанием летописей часто большую часть своей жизни. Летописцы приводили в порядок и переписывали труды своих предшественников, сводили в собственный труд несколько источников. Достоверность фактов при этом всегда сохранялась. Исказить летописные известия считалось страшным грехом. Каждый летописец вёл записи по рассказам очевидцев и осведомленных людей.
На страницах летописей встречаются произведения разных жанров: древние договоры, исторические повести, жизнеописания святых, мудрые поучения. Листы летописей часто украшались затейливыми заставками, яркими миниатюрами.
Понятие свод введено в науку А. А. Шахматовым. Его смысл становится понятным уже из перечисления форм летописного повествования: погодная запись, летописное сказание, летописный рассказ, летописная повесть, документы из княжеских архивов; в ней можно встретить и выдержки из переводных памятников, и богословские трактаты, и житийные фрагменты, и похвальные слова.
Мировоззрение древнерусских летописцев связано с их религиозными убеждениями. Именно под углом своих религиозных воззрений летописцы рассматривали события истории. Для них было несомненным следующее:
Читайте также: