Почему базаров поцеловал фенечку кратко

Обновлено: 05.07.2024

Рассмотрю теперь три обстоятельства в романе Тургенева: 1) отношение Базарова к простому народу, 2) ухаживание Базарова за Фенечкою и 3) дуэль Базарова с Павлом Петровичем.

В отношениях Базарова к простому народу надо заметить прежде всего отсутствие всякой вычурности и всякой сладости. Народу это нравится, и потому Базарова любит прислуга, любят ребятишки, несмотря на то, что он с ними вовсе не миндальничает и не задаривает их ни деньгами, ни пряниками. Заметив в одном месте, что Базарова любят простые люди, Тургенев говорит в другом месте, что мужики смотрят на него как на шута горохового. Эти два показания нисколько не противоречат друг другу. Базаров держит себя с мужиками просто, не обнаруживает ни барства, ни приторного желания подделаться под их говор и поучить их уму-разуму, и потому мужики, говоря с ним, не робеют и не стесняются, но, с другой стороны, Базаров и по обращению, и по языку, и по понятиям совершенно расходится как с ними, так и с теми помещиками, которых мужики привыкли видеть и слушать. Они смотрят на него как на странное, исключительное явление, ни то ни се, и будут смотреть таким образом на господ, подобных Базарову, до тех пор, пока их не разведется больше и пока к ним не успеют приглядеться. У мужиков лежит сердце к Базарову, потому что они видят в нем простого и умного человека, но в то же время этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд и опасений, их понятий, верований и предрассудков.

Происхождение

Фенечка является крестьянкой по происхождению. Судя по всему, ее родители получили вольную и стали вольнонаемными крестьянами:

Внешность

На момент знакомства с Базаровым Фенечке уже исполнилось 23 года. Тургенев описывает ее как красивую миловидную девушку, с темными глазами и волосами:

Прямолинейный Базаров сразу отмечает красоту девушки:

— Кто это? — спросил его Базаров, как только они прошли мимо. — Какая хорошенькая!
— Да ты о ком говоришь?
— Известно о ком: одна только хорошенькая.
Аркадий, не без замешательства, объяснил ему в коротких словах, кто была Фенечка.
— Ага! — промолвил Базаров, — у твоего отца, видно, губа не дура. А он мне нравится, твой отец, ей-ей! Он молодец. Однако надо познакомиться, — прибавил он и отправился назад к беседке.
— Глава IX

У нее приятный голос и звонкий смех:

— Я люблю тоже, когда вы смеетесь, — промолвил Базаров.
— Полноте!
— Я люблю, когда вы говорите. Точно ручеек журчит. Фенечка отворотила голову.
— Глава XXIII

Характер

Фенечка — очень скромная и пугливая девушка. Она вела себя настолько тихо, что в первый год жизни у Кирсановых ее почти никто не видел:

Фенечка является стыдливой девушкой:

При этом Фенечка — рассудительная девушка и хорошая хозяйка:

Роман с Николаем Кирсановым

Переехав в имение Кирсановых вместе с матерью, Фенечка вела себя очень тихо и скромно, и в первый год Николай Петрович ее почти не видел:

Но однажды ей в глаз попала искра из печки и Арина Савишна попрасила помощи у барина. Николай Петрович сделал ей примочку. Девушка и уже собиралась уйти, когда Арина Савишна сказала дочери поцеловать его руку, но вместо этого он сам поцеловал девушку в голову:

Фенечка произвела сильное впечатление на Николая Петровича, но она сторонилась его:

После смерти матери Фенечка осталась сиротой. К этому моменту она только стала привыкать к Николаю Петровичу. Постепенно они сблизились:

Все это произошло за год пока Аркадия Кирсанова оканчивал университет. К моменту возвращения юноши в родительский, у его отца и Фенечки родился сын Митя, которому уже исполнилось 6 месяцев:

— Сколько, бишь, ему месяцев? — спросил Павел Петрович.
— Шесть месяцев; скоро вот седьмой пойдет, одиннадцатого числа…
— Глава VIII

Фенечка любит Николая Петровича, она благодарна ему за его хорошее отношение к ней:

Но Николай Петрович стесняется отношений с простолюдинкой, и, встретив сына, стыдливо рассказывает, что поселил ее в своем доме. Он говорит, что если Аркадий против, девушка уедет, но тот напротив рад за отца, и считает, что ему нужно узаконить отношения:

В конце романа и брат Николая Петровича, Павел, который изначально был против этих отношений, советует ему жениться на Фенечке:

— …Брат, исполни обязанность твою, обязанность честного и благородного человека, прекрати соблазн и дурной пример, который подается тобою, лучшим из людей!
— Что ты хочешь сказать, Павел?
— Женись на Фенечке… Она тебя любит, она — мать твоего сына.
— Глава XXIV

Получив одобрение брата, Николай Петрович тут же решает жениться на Фенечке. Их свадьба происходит в один день со свадьбой Аркадия и Кати Локтевой:

Поцелуй с Базаровым

Брату он не рассказал о истиной причине дуэли, и сослался на разногласия в убеждениях. Базаров уезжает из дома Кирсановых к своим родителям.

После этого у Павла Петровича произошел тяжелый разговор с Фенечкой, по поводу того поцелуя в беседке. Девушка уверила его, что ни в чем не виновата, и любит только Николая Петровича:

Павел Петрович поверил ей, и не рассказал ничего брату. На прощание он попросил ее всегда оставаться верной Николаю, а после сам настоял на их свадьбе:


Отношение к Фенечке Базарова

1 ответ

Характеристика и образ Фенечки в романе Отцы и дети

Между идеологической дуэлью в Х главе и преддуэльным объяснением происходит целый ряд событий в жизни Базарова, существенно смягчающих жёсткий образ начала романа. Этому способствует следующее:

· спор с Аркадием в стоге сена, где Базаров, может быть, впервые остро почувствовал своё одиночество и признал свою самоломанность;

· посещение родителей, которое высветило новые, мягкие грани души героя, его бережное отношение к родителям, привычно скрытое под грубовато-ироничной маской;

· встреча с Одинцовой и нелепая сцена объяснения в любви, впервые показавшая Базарова до беспомощно страстным и не совсем понятым;

· сцена в беседке с Фенечкой, отразившая процесс усиления борьбы героя со своей натурой.

Перед этим поединком герои чувствуют себя по-разному. Базаров находится в непривычном для него состоянии смятения, обычная работа не ладится. Он испытывает досаду на самого себя после двух подряд неуклюжих действий по отношению к двум женщинам – к Одинцовой в сцене признания в любви и к Фенечке в сцене с поцелуем в беседке. Однако, как и прежде, он вполне равнодушен к Павлу Петровичу и дальнейших ссор с ним не ищет. В то же время негодование Павла Петровича против Базарова достигло высшей точки, и последней каплей стал поцелуй в беседке.

Впрочем, в отличие от прошлых споров, возникших стихийно, к этому поединку Кирсанов готовится, и в этом его исходное преимущество.

Каждый из героев на протяжении сцены старательно скрывает от другого свои подлинные чувства. Кирсанов за ширмой вежливости скрывает обиду, ревность, негодование, а Базаров за ширмой иронии – растерянность и раздражение на самого себя.

Похоже, что этот психологический поединок выигрывает Павел Петрович, добившийся своего практически по всем пунктам. А Базаров после его ухода ещё более потерял присущее ему внутреннее спокойствие, недоволен собой, испытывает не присущие ему угрызения совести и нравственные переживания, открыв для себя тайную влюблённость Павла Петровича в Фенечку.

Во время самой дуэли, после выстрелов, оба соперника ведут себя достойно. Базаров исполняет свой врачебный и человеческий долг, проявляя ещё недавно ненавистное им благородство, а Павел Петрович мужественно и даже с юмором переносит боль и теряет всякое негодование по отношению к Базарову.

Базаров и Одинцова.

Тургенев не был бы Тургеневым, если бы не провёл главного героя через испытание любовью.

В начале романа Базаров относится к любви точно так же, как и ко всему другому, — с практической, утилитарной или естественнонаучной точки зрения. Великое чувство он объяснял исключительно одной физиологией и медициной.

Но если столь серьёзны были чувства Базарова к Одинцовой, то для чего же в романе Фенечка и особенно эта сцена в беседке в 23-й главе? Ведь и перед смертью Базаров позовёт не Фенечку, а именно Анну Сергеевну.

Возможно и другое объяснение. Увлечение Фенечкой – то самое базаровское, чисто физиологическое – словно оттеняет подлинность любви к Одинцовой. И драма Евгения в том, что жизнь не подтвердила его теоретического цинизма. Не только любовь к Одинцовой, но и влюблённость в Фенечку оказались по преимуществу нравственно-эстетическим чувством, а не биологическим инстинктом.

Так в романе Тургенев разрушил нигилизм Базарова и воздал должное его красивой и сильной человеческой натуре.

Базаров и Аркадий.

И дело не только в мягкотелости или поэтичности Аркадия, это как раз его сильные стороны, воспринятые им от отца. Просто Аркадий не последователь и не соратник Базарова, более того – не друг. Он слишком несамостоятелен: рос под крылышком отца, затем в Университете попал под крылышко Базарова. Наконец, лишившись его опеки, угождает под крылышко Екатерины Сергеевны.

Болезнь и смерть Базарова.

Болезнь и смерть Базарова, казалось, вызваны нелепой случайностью – смертельной инфекцией, случайно попавшей в кровь. Но в произведениях Тургенева такое случайным быть не может.

Сама рана – случайность, но в ней есть и доля закономерности, так как Базаров в этот период потерял жизненное равновесие и стал менее внимательным, более рассеянным в работе.

Закономерность также и в авторской позиции, так как Базаров, всегда бросавший вызов природе вообще и человеческой природе (любви) в частности, должен был, по Тургеневу, быть отомщён природой. Закон здесь жесток. Поэтому он умирает, зараженный бактериями – природными организмами. Говоря проще, умирает от природы.

Кстати, если герой умирает, то совсем не обязательно, что автор ему в чём-то отказывает, за что-то наказывает или мстит. У Тургенева всегда умирают лучшие герои, и от этого его произведения окрашиваются светлой, оптимистической трагедией.

Эпилог романа.

Эпилогом можно назвать последнюю главу романа, в которой в сжатой форме рассказывается о судьбах героев после смерти Базарова.

Будущее Кирсановых оказалось вполне ожидаемым. Особенно сочувственно пишет автор об одиночестве Павла Петровича, словно потеря Базарова-соперника окончательно лишила его смысла жизни, возможности хоть к чему-нибудь приложить свои жизненные силы.

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. Ольга Павлова 441
  2. 2. Изабелла Бевз 341
  3. 3. pussy 182
  4. 4. Игорь Проскуренко 172
  5. 5. Александр Шарапов 145
  6. 6. Igor S 142
  7. 7. Настя Левченко 137
  8. 8. Варвара Смирнова 129
  9. 9. Геродот Абазбек 128
  10. 10. Kote5615 Kote5615 125
  1. 1. Кристина Волосочева 19,120
  2. 2. Ekaterina 18,721
  3. 3. Юлия Бронникова 18,580
  4. 4. Darth Vader 17,856
  5. 5. Алина Сайбель 16,787
  6. 6. Мария Николаевна 15,775
  7. 7. Лариса Самодурова 15,735
  8. 8. Игорь Проскуренко 15,725
  9. 9. Liza 15,165
  10. 10. TorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Судьба Федосьи

Внешние особенности девушки

Фенечка была красивой молодой девушкой. Она выглядела очень здоровой, а материнство только красило героиню. Автор во многих цитатах говорил о том, как она прекрасна и что у Николая Кирсанова был чрезвычайно хороший вкус. Тургенев упоминает такие особенности внешнего портрета девушки:

В целом облик Фенечки был миловидным и привлекательным.

Иван Сергеевич говорил, что Фенечка хорошела с каждым днем. По его мнению, в жизни молодых женщин в какой-то момент наступает эпоха, когда они начинают расцветать, словно розы. Такая эпоха наступила и в жизни героини. Все располагало к этому, даже летняя жара, что тогда стояла. Надевая светлые наряды, Феодосья и сама, казалось, выглядела бледнее и легче. Ее почему-то не брал загар, а от солнца лишь слегка краснели щечки да ушки. От жары ее тело становилось чрезвычайно ленивым, и героиня почти не могла работать, лишь ходила и жаловалась на свое удивительное бессилие.

Ее милую внешность дополнял негромкий, тихий голос. Евгений Базаров признавался, что любит, когда Фенечка говорит, ее приятная речь была словно журчание ручейка.

Внешность героини

Отношение с Кирсановым

СПАДИЛО.РУ

Описание героя

Мать Фенечки Арина служила экономкой в усадьбе братьев Кирсановых. Николай Петрович познакомился с ней на одном постоялом дворе и поразился прилежности, хозяйственности и чистоплотности этой простой женщины. Она была вдовой и одна воспитывала подрастающую дочку. Николай Петрович предложил ей переехать в его имение. Так Фенечка оказалась в усадьбе Кирсановых. После внезапной смерти матери девушка осталась одна на всем белом свете. Николай Петрович не мог допустить, чтобы сирота испытывала лишения и стал ее неофициальным опекуном.

Во все времена существовали отношения между господами-помещиками и молодыми крестьянками. Полная зависимость не оставляла женщине право выбора, и часто она становилась жертвой минутной прихоти барина. Для многих такие отношения заканчивались трагически. К счастью, в случае с Фенечкой ситуация была иной. Она сама полюбила Кирсанова за его доброе отношение и сознательно вступила с ним в любовную связь. Не будь Николая Петровича, после смерти матери ее участь могла оказаться незавидной, поэтому одновременно с любовью девушка испытывала к Кирсанову огромную благодарность за его теплоту и участие.

Все, кто входил в окружение Фенечки, относились к ней с большим уважением. Несмотря на малую образованность, она покоряла людей своей невероятной искренностью, мягкостью и женственностью. Эти качества ей были даны от природы, а любовь к порядку и аккуратности она унаследовала от матери. Свои комнаты она содержала в идеальном состоянии, несмотря на скромное убранство, они сияли чистотой и дышали уютом.

Фенечка завоевала расположение не только старшего сына Николая Петровича. Его высокомерный брат Павел Петрович, который иногда выражал недовольство этой связью, постепенно привязался к девушке. Его симпатия, возможно, основывалась на воспоминаниях о княгине Р., а Фенечка в какой-то момент напомнила ему эту женщину. Он даже бросил вызов Базарову, не в силах простить ему оскорбление Фенечки, которое тот нанес ей своим поцелуем. Фенечка становится для Базарова единственным человеком в доме, которому он симпатизирует. С ней он становится другим человеком – искренним и добродушным. В ней его привлекает неподдельная чистота и непорочность, которой так не достает Одинцовой.

Роль героя в произведении

Образы Фенечки и Николая Петровича являются олицетворением самой настоящей русской жизни, которая была и всегда будет основой христианской семьи. Несмотря на разницу в возрасте, эти герои обладают одними и теми же чертами характера, одинаковой системой ценностей. Важнее всего для них семейный покой и умиротворение. Им не нужны бурные страсти, потому что и без этого их жизнь наполнена взаимопониманием, искренностью и любовью.

История любви Николай Петрович и Фенечка

1 ответ

Тема любви подымается в романе Ивана Тургенева “Отцы и дети”. Одна из любовных линий – отношения Николая Петровича Кирсанова и Фенечки.

Николай Петрович – вдовец, потомственный дворянин и помещик, хоть и не очень зажиточный. У Николая душа романтика. В его жизни была большая любовь, но жена умерла несколько лет назад.

Однако судьба решила одарить Николая новой любовью. Его возлюбленной стала Фенечка. Кирсанов впервые увидел Фенечку, когда та была еще маленькой девочкой. Позже девушка стала жить в доме Николая и родила ему сына Митю. Однако этой любви пришлось пройти сквозь множество испытаний.

Одной из самых серьезных преград было социальное неравенство. Фенечка была дочерью простой крестьянки, а Кирсанов – выходец из дворянского рода.

Сначала Фенечка была в роли неофициальной жены Кирсанова. Однако любовь преодолела испытание молвой. Несмотря на возможные пересуды, помещик Николай Кирсанов все же женился на крестьянской девушке.

Несомненно, еще одной преградой был возраст – признак неравного брака. Фенечка была девушкой лет 23, Кирсанову было 44 года.

Однако разница в возрасте не помещала счастью. Связано это с тем, что у Фенечки и Николая был похожий характер, одна система ценностей. Они ценили в любви покой, умиротворенность и уют. У них были общие взгляды на совместное будущее. Любовь Николая и Фенечки была лишена страстей, но она была по-настоящему чистой, крепкой и смогла преодолеть все испытания.

Личностные качества

Фенечка была примером добропорядочного, хорошего человека. У нее было много достоинств. Одно из главных — это скромность. Героиня прекрасно понимала свое положение любовницы в доме Базарова. Она стыдилась этого и вела себя тихо, покорно. Николай Кирсанов и его сын Аркадий считали Феодосью достойным человеком. Ведь Николай Петрович начал встречаться с девушкой не из-за грязных, страстных желаний. Мужчина испытывал серьезные чувства к Фенечке. Даже тот факт, что ей разрешили жить вместе с Кирсановым говорит о его отношении к ней и поведении, которым она это заслужила.

Основными чертами характера Феодосьи Николаевны всегда были:

  • мудрость;
  • вежливость;
  • рассудительность;
  • хозяйственность;
  • доброта.

В полной степени характер героини раскрывается в материнстве. Она с большой нежностью и трепетом относится к сыну, обожает его, балует. Фенечка была на седьмом небе от счастья, когда Павел Петрович интересовался малышом Митенькой.

Стеснительный характер девушки распространялся на всех окружающих, в том числе на жителей и гостей дома Кирсановых. К примеру, однажды она ни разу не вышла к приехавшим в имение гостям. Героиня попросила сказать им, что она приболела. Но на деле же причиной всему была ее стеснительность. Смущал ее и свой, неопределенный статус в доме Николая Петровича.

Единственным исключением был Базаров. В присутствии Евгения она чувствовала себя свободнее. Как удивительно, но именно с ним Фенечка ничего не боялась, вела себя более свободно и развязно, нежели в присутствии Николая Петровича. Ее поведение рядом с ним было совершенно иным, чем рядом с другими людьми, ведь от прежней скованности не оставалось и следа. Казалось, Фенечка даже сблизилась с ним сильнее, чем со своим гражданским мужем.

Фенечка Базарову понравилась, это не был просто эксперимент, или шутка, или желание ей сделать больно. Евгений был человеком, не лишенным эмпатии, возможности любить и чувствовать, хотя он таким представлял себя сам для самого себя и для других.

Базаров поддался чувствам, причем в очень тривиальном моменте, попросив девушку понюхать цветок из букета вместе с ним. Поддался желаниям испытать нечто новое прежде всего для себя, не подумав про Фенечку, и что даст потом этот поцелуй для всех. Поступил, как испытатель, ученый, но двигало при этом им обычное чувство, которое он мог в себе отвергать.

Вы можете войти или зарегистрироваться, чтобы добавить ответ и получить бонус.

Читайте также: