Как развивалась физическая культура в новейшее время кратко

Обновлено: 05.07.2024

Учебное пособие построено как курс лекций в соответствии с новой программой истории физической культуры и государственного образовательного стандарта. В нем на основе современных данных науки, а также передового опыта практической работы в области физической культуры предпринята попытка осмысления проблем истории физической культуры. Предназначено для студентов высших и средних учебных заведений физической культуры и спорта.

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

Новейшим временем в истории называется эпоха, на­ступившая после первой мировой войны и продолжающая­ся до наших дней. Она отличается от Нового времени тем, что мировое сообщество после Октябрьской революции в России раскололось на две противоположные социальные системы - капиталистическую и социалистическую

«Среди других форм культуры физическая культура за­воевала для себя статус и признание. Физическое воспита­ние во всем мире получило статус учебного предмета. В медицине признали лечебную физическую культуру, нача­лось изучение психических явлений, происходящих под влиянием физических упражнений и соревнований. Спор­тивные мероприятия стали оказывать на человека такое же эмоциональное воздействие, как и искусство.

Историю развития физической культуры в России можно условно разделить на три этапа: с древнейших времен до 1917 г., развитие физической культуры в СССР и в Российской Федерации после 1991 г.

Возникновение физических упражненийу восточных славян было обусловлено теми же причинами, что и во всем мире в целом. Олицетворением гармонично развитой личности в древности является образ былинного богатыря. Основной формой физической подготовки были игрища. Целью физического воспитания вплоть до XVIII в. была военно-физическая подготовка, что объясняется тем, что Русь вынуждена была вести много войн.

При практически отсутствующих государственных формах физического воспитания в феодальной России решающую роль в физической подготовке населения играли народные формы. Среди них можно выделить национальные виды борьбы, кулачные бои, военно-физическую подготовку российского казачества, национальные игры и развлечения (забавы), связанные с двигательной деятельностью.

Вторая половина XIX в. - 1917 г. - небольшой по времени, но насыщенный важными историческими свершениями период в области физического воспитания и спорта. Среди них следует выделить: становление педагогических и естественнонаучных основ физического воспитания, создание системы физического воспитания (образования), развитие современных видов спорта и становление практики физического воспитания в образовательных учреждениях. Появляются фундаментальные работы по научному обоснованию педагогических и естественнонаучных основ физического воспитания. Создается одна из лучших для того времени система физического образования - система, разработанная П.Ф. Лесгафтом.

В годы Великой Отечественной войны усилия советской системы физического воспитания были направлены на организацию военно-физической подготовки и лечебной физической культуры.

Приоритетное развитие после Великой Отечественной войны получил спорт высших достижений, в который вкладывались основные материально-технические и финансовые средства. Он стал своеобразным полигоном соперничества двух идеологических систем - социалистической и капиталистической.

После распада СССР и образования Российской Федерации как самостоятельного государства принимается новая, принципиально отличная от предыдущих школьная программа по физической культуре. Она уже не увязывается с комплексом ГТО и состоит из двух частей: обязательной (стандартной) для всех школ и вариативной (дифференцированной), разрабатываемой в конкретных регионах на принципах местной целесообразности.

23 октября 1974 года Международный олимпийский комитет (МОК) на своей сессии в Вене избрал Москву местом проведения Игр XXII Олимпиады. Москва стала олимпийской столицей по праву: 60 крупных стадионов, 30 бассейнов, свыше 1300 спортивных залов, почти 400 футбольных полей, более 2000 баскетбольных и волейбольных площадок, 200 с лишним кортов и еще много других спортивных баз.

Возникновение и первоначальное развитие международного спортивного движения относится к концу XIX и началу ХХ вв. Основными историческим предпосылками к этому были экономический и культурный подъем, быстрое развитие производства, военного дела, науки и спорта во многих странах мира.

Самым важным этапом на пути возникновения и развития международного спортивного движения явилось создание Международного олимпийского комитета, положившее начало проведению современных Олимпийских игр. Олимпийские игры

К концу XIX в. развитие спорта в мире достигло такого уровня, при котором возникла необходимость обмена спортивным опытом на международной арене. По некоторым видам спорта, пока еще эпизодически, стали проводиться международные встречи. Однако отсутствие единых правил соревнований и норм, регламентирующих их проведение, тормозило развитие интернациональных спортивных связей. Это послужило толчком к созданию международных спортивных федераций и союзов.

Самым важным этапом на пути возникновения и развития международного спортивного движения явилось создание Международного олимпийского комитета, положившее начало проведению современных Олимпийских игр.

Международный олимпийский комитет (МОК) –высший руководящий орган современного олимпийского движения. Создан 23 июня 1894 г. по инициативе французского общественного деятеля П. де Кубертена

Билет 2.(ответ)

1. Каким понятиям даны определения:

а) ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

в) Игровой метод

2.Раскройте следующий вопрос:


Гигиенические факторы(режим занятий, отдыха, питания и сна, гигиена одежды, обуви, физкультурного оборудования, инвентаря и др.) являются своеобразным средством физического воспитания. Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм занимающихся.

Естественные силы природы(солнце, воздух и вода) усиливают положительное влияние физических упражнений на организм и повышают работоспособность человека. В процессе занятий физическими упражнениями на воздухе или в воде (плавание) повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма (больше поглощается кислорода, усиливается обмен веществ и т. д.)

Физические упражнения— основное специфическое средство физического воспитания. Физические упражнения оказывают на человека многостороннее воздействие: они изменяют его физическое состояние, способствуют осуществлению задач нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания, а также развитию психических качеств

К содержаниюотносят действия, входящие в физические упражнения, а также процессы (психические, физиологические, биохимические, биомеханические и др.), которые развертываются в организме по ходу упражнения и определяют его воздействие на занимающихся.

Формафизического упражнения представляет собою его внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура характеризуется взаимосвязью различных процессов в организме во время выполнения данного упражнения. Внешняя структура — это видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных, динамических параметров движений

Билет 3.

1. Каким понятиям даны определения:

а) достигнутый уровень физического совершенства человека и степень использования приобретенных двигательных качеств, навыков и знаний в повседневной жизни.

б) физическое качество, проявляющееся в способности человека выполнять однократное двигательное действие за минимальный промежуток времени.

2.Раскройте следующий вопрос:

Методы физического воспитания

Преподаватель_____________________ Е.С. Лагутин

Зам. директора _____________________М.И. Епифанова

Билет 4.

1. Каким понятиям даны определения:

а) системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, и приобретение таким путем необходимого в жизни (или спортивной деятельности) фонда (1) двигательных умений, навыков и (2) специальных физкультурных знаний

б) физическое качество, проявляющееся в способности выполнять движения с максимально возможной амплитудой.

в) врожденные морфофункциональные качества, предопределяющие двигательную дееспособность

2.Раскройте следующий вопрос:

Принципы физического воспитания

Преподаватель_____________________ Е.С. Лагутин

Зам. директора _____________________М.И. Епифанова

Билет 3.(ответ)

1. Каким понятиям даны определения:

а) ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

б)Быстрота

в) Круговой метод

2.Раскройте следующий вопрос:

Новейшим временем в истории называется эпоха, на­ступившая после первой мировой войны и продолжающая­ся до наших дней. Она отличается от Нового времени тем, что мировое сообщество после Октябрьской революции в России раскололось на две противоположные социальные системы - капиталистическую и социалистическую

«Среди других форм культуры физическая культура за­воевала для себя статус и признание. Физическое воспита­ние во всем мире получило статус учебного предмета. В медицине признали лечебную физическую культуру, нача­лось изучение психических явлений, происходящих под влиянием физических упражнений и соревнований. Спор­тивные мероприятия стали оказывать на человека такое же эмоциональное воздействие, как и искусство.

Историю развития физической культуры в России можно условно разделить на три этапа: с древнейших времен до 1917 г., развитие физической культуры в СССР и в Российской Федерации после 1991 г.

Возникновение физических упражненийу восточных славян было обусловлено теми же причинами, что и во всем мире в целом. Олицетворением гармонично развитой личности в древности является образ былинного богатыря. Основной формой физической подготовки были игрища. Целью физического воспитания вплоть до XVIII в. была военно-физическая подготовка, что объясняется тем, что Русь вынуждена была вести много войн.

При практически отсутствующих государственных формах физического воспитания в феодальной России решающую роль в физической подготовке населения играли народные формы. Среди них можно выделить национальные виды борьбы, кулачные бои, военно-физическую подготовку российского казачества, национальные игры и развлечения (забавы), связанные с двигательной деятельностью.

Вторая половина XIX в. - 1917 г. - небольшой по времени, но насыщенный важными историческими свершениями период в области физического воспитания и спорта. Среди них следует выделить: становление педагогических и естественнонаучных основ физического воспитания, создание системы физического воспитания (образования), развитие современных видов спорта и становление практики физического воспитания в образовательных учреждениях. Появляются фундаментальные работы по научному обоснованию педагогических и естественнонаучных основ физического воспитания. Создается одна из лучших для того времени система физического образования - система, разработанная П.Ф. Лесгафтом.

В годы Великой Отечественной войны усилия советской системы физического воспитания были направлены на организацию военно-физической подготовки и лечебной физической культуры.

Приоритетное развитие после Великой Отечественной войны получил спорт высших достижений, в который вкладывались основные материально-технические и финансовые средства. Он стал своеобразным полигоном соперничества двух идеологических систем - социалистической и капиталистической.

После распада СССР и образования Российской Федерации как самостоятельного государства принимается новая, принципиально отличная от предыдущих школьная программа по физической культуре. Она уже не увязывается с комплексом ГТО и состоит из двух частей: обязательной (стандартной) для всех школ и вариативной (дифференцированной), разрабатываемой в конкретных регионах на принципах местной целесообразности.

23 октября 1974 года Международный олимпийский комитет (МОК) на своей сессии в Вене избрал Москву местом проведения Игр XXII Олимпиады. Москва стала олимпийской столицей по праву: 60 крупных стадионов, 30 бассейнов, свыше 1300 спортивных залов, почти 400 футбольных полей, более 2000 баскетбольных и волейбольных площадок, 200 с лишним кортов и еще много других спортивных баз.

Возникновение и первоначальное развитие международного спортивного движения относится к концу XIX и началу ХХ вв. Основными историческим предпосылками к этому были экономический и культурный подъем, быстрое развитие производства, военного дела, науки и спорта во многих странах мира.

Самым важным этапом на пути возникновения и развития международного спортивного движения явилось создание Международного олимпийского комитета, положившее начало проведению современных Олимпийских игр. Олимпийские игры

К концу XIX в. развитие спорта в мире достигло такого уровня, при котором возникла необходимость обмена спортивным опытом на международной арене. По некоторым видам спорта, пока еще эпизодически, стали проводиться международные встречи. Однако отсутствие единых правил соревнований и норм, регламентирующих их проведение, тормозило развитие интернациональных спортивных связей. Это послужило толчком к созданию международных спортивных федераций и союзов.

Самым важным этапом на пути возникновения и развития международного спортивного движения явилось создание Международного олимпийского комитета, положившее начало проведению современных Олимпийских игр.

Международный олимпийский комитет (МОК) –высший руководящий орган современного олимпийского движения. Создан 23 июня 1894 г. по инициативе французского общественного деятеля П. де Кубертена

Билет 2.(ответ)

1. Каким понятиям даны определения:

а) ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

в) Игровой метод

2.Раскройте следующий вопрос:


Гигиенические факторы(режим занятий, отдыха, питания и сна, гигиена одежды, обуви, физкультурного оборудования, инвентаря и др.) являются своеобразным средством физического воспитания. Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм занимающихся.

Естественные силы природы(солнце, воздух и вода) усиливают положительное влияние физических упражнений на организм и повышают работоспособность человека. В процессе занятий физическими упражнениями на воздухе или в воде (плавание) повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма (больше поглощается кислорода, усиливается обмен веществ и т. д.)

Физические упражнения— основное специфическое средство физического воспитания. Физические упражнения оказывают на человека многостороннее воздействие: они изменяют его физическое состояние, способствуют осуществлению задач нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания, а также развитию психических качеств

К содержаниюотносят действия, входящие в физические упражнения, а также процессы (психические, физиологические, биохимические, биомеханические и др.), которые развертываются в организме по ходу упражнения и определяют его воздействие на занимающихся.

Формафизического упражнения представляет собою его внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура характеризуется взаимосвязью различных процессов в организме во время выполнения данного упражнения. Внешняя структура — это видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных, динамических параметров движений

Билет 3.

1. Каким понятиям даны определения:

а) достигнутый уровень физического совершенства человека и степень использования приобретенных двигательных качеств, навыков и знаний в повседневной жизни.

б) физическое качество, проявляющееся в способности человека выполнять однократное двигательное действие за минимальный промежуток времени.

2.Раскройте следующий вопрос:

Методы физического воспитания

Преподаватель_____________________ Е.С. Лагутин

Зам. директора _____________________М.И. Епифанова

Билет 4.

1. Каким понятиям даны определения:

а) системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, и приобретение таким путем необходимого в жизни (или спортивной деятельности) фонда (1) двигательных умений, навыков и (2) специальных физкультурных знаний

б) физическое качество, проявляющееся в способности выполнять движения с максимально возможной амплитудой.

в) врожденные морфофункциональные качества, предопределяющие двигательную дееспособность

2.Раскройте следующий вопрос:

Принципы физического воспитания

Преподаватель_____________________ Е.С. Лагутин

Зам. директора _____________________М.И. Епифанова

Билет 3.(ответ)

1. Каким понятиям даны определения:

а) ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

б)Быстрота

в) Круговой метод

2.Раскройте следующий вопрос:


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Новейшим временем в истории именуется эпоха после первой мировой войны и Великой Октябрьской социалистической революции, которое продолжается до наших дней. В отличие от Нового времени мировое сообщество раскололось на две противоположные социальные системы – капиталистическую и социалистическую, что отразилось и на развитии физической культуры и спорта в мире. Новейшая история в зарубежных странах подразделяется на два периода:

- между первой и второй мировыми войнами;

- после второй мировой войны и по настоящее время.

На развитие физической культуры и спорта первого периода оказали влияние такие факторы, как обострение классовой борьбы и рост противоречий между империалистическими странами, которые не смогла разрешить первая мировая война.

Каждая страна, выйдя из войны, по-своему использовала физическую культуру и спорт в вопросах воспитания молодежи в зависимости от ориентации того или иного государства. Но общей особенностью является организационная перестройка системы физического воспитания. Старые методы заменялись новыми с учетом уроков первой мировой войны и новых исторических условий. Все государства усилили контроль за деятельностью спортивных организаций. Особое внимание было уделено развитию спортивно-гимнастического движения в учебных заведениях.

В Японии проводилась обязательная военно-физическая подготовка в школах в размере 400 часов, в вузах – 300 часов, а также в военных и полицейских подразделениях, спортивно-гимнастических объединениях, скаутских организациях. Основными средствами были национальные виды физических упражнений: дзюдо, кендо, каратэ, фехтование, стрельба из лука, гимнастика, легкая атлетика, плавание, регби, бейсбол и сумо.

Во Франции в 1920 году был принят закон о физическом воспитании дошкольного и школьного возраста, а военное министерство утвердило положение о физической подготовке и спортивной работе в учебных заведениях, спортивных клубах и обществах. В основу средств и методов физического воспитания была положена модернизированная естественно-прикладная гимнастика Жоржа Эбера. Из видов спорта получили развитие футбол, горнолыжный спорта, фигурное катание, велоспорт, фехтование, тяжелая атлетика. С 1936 года получает право на существование и рекреационный спорт, так как создается Государственное Управление делами спорта и активного отдыха.

В Англии вопросами спортивно-гимнастического движения занимались организации: Центральный совет по физическому отдыху, Национальная организация игровых площадок, Британская Олимпийская организация. Великобритания имела хорошую систему физического воспитания в учебных заведениях (школах, колледжах и университетах), а также скаутские организации молодежи до 17 лет для занятий физическими упражнениями вне школьных занятий. Англия родоначальница многих видов спорта, таких как футбол, регби, бокс, велоспорт, крикет, гольф, гребля и других.

В других регионах земного шара (Азия, Африка, Латинская Америка) спортивно-гимнастическое движение еще не получило значительного развития. В отдельных странах культивировались некоторые виды современного спорта (хоккей на траве, борьба, некоторые дисциплины легкой атлетики), а также национальные виды физических упражнений и игр.

5.1.2. Международное рабочее спортивное движение.

5.1.3. Международное спортивное движение

5.2.1. Физическая культура и спорт в странах социализма

После второй мировой войны развитие физической культуры определялось условиями, связанными с образованием мировой социалистической системы, крахом колониализма и борьбой между реакционными и демократическими силами в капиталистических странах. Распад мира на различные общественные системы и государства привело к образованию трёх направлений в развитии физической культуры и спорта: в странах социализма, в развивающихся странах и капиталистических странах. Развитие физической культуры в странах социализма шло поэтапно. В послевоенные годы усилия молодых государств были направлены на преодоление наследия старых режимов и демократизацию физкультурного движения. Позже, в конце 40-х – начале 50-х годов в этих странах были созданы комитеты по физической культуре и спорту с общественным самоуправлением, что заключало в себя, как выяснилось много недостатков. В середине 60- годов многие социалистические страны вернулись к государственной форме руководства физическим воспитанием и спорта. Образовывались добровольные спортивные общества и первичные физкультурные организации, строившиеся по производственному принципу. Становится возможным развитие рекреационного направления в физической культуре. Создаются национальные олимпийские комитеты. Право граждан на физическое воспитание было закреплено в конституциях и законодательных актах. Идет строительство крупных спортивных сооружений, расширяется материальная база физкультурного движения. Большое внимание уделялось организации учебно-спортивной работы с детьми и юношами. Создаются спортивные школы и интернаты. Были открыты специальные физкультурные учебные заведения. Развернулась научно-исследовательская работа. Физическое воспитание в вузах сделали более специализированным. В школах увеличилось число занятий физкультурой с 2-х до 3-х раз в неделю. В учебный план было включено плавание. Всё это способствовало превращению физкультурного движения в массовое явление и росту мастерства спортсменов. Появляется много победителей крупных международных соревнований и Олимпийских игр. Ведущую роль в демократическом спортивном движении играло советское физкультурное движение. Поддержка Советского Союза помогала добиться спортсменам стран демократии больших успехов в физкультурном движении. Укреплялись экономические связи между социалистическими странами. В 1949 году был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), работа которого также затрагивала культурные и спортивные сферы. Налаживалось спортивное сотрудничество, с 1952 года проводятся регулярные совещания руководителей спорта, проводятся совместные тренировочные сборы, комплексные международные соревнования, заключаются межгосударственные договоры о сотрудничестве и обмене опытом. Проводились совместные научные конференции, семинары тренеров, крупные спортивные мероприятия. Исключительное значение для укрепления дружбы между народами имели периодически проводимые фестивали молодежи и спортивные соревнования, которые на них организовывались. В 1947 году в Праге был проведен I фестиваль молодежи. В больших масштабах стали проводиться спортивные соревнования, первенства мира, Европы и Олимпийские игры.

5.2.2. Физическая культура и спорт в капиталистических странах

5.2.3. Физическая культура и спорт в развивающихся странах

В большинстве стран были созданы органы руководства физической культуры, национальные олимпийские комитеты, спортивные федерации и клубы. Физическая культура помогала преодолевать этнические, племенные и бытовые различия между народами. Спортсмены молодых независимых государств стали регулярно участвовать в Олимпийских играх, крупных международных и региональных соревнованиях. Таким образом, обретя независимость, бывшие колониальные страны получили возможность развивать национальную физическую культуру и спорт, включились в международное спортивное движение. Но эти страны до сих пор испытывают экономические трудности, сохраняются этнические и национальные пережитки. Недостаточным остается кадровое, материальное и научно-методическое обеспечение физического воспитания и спорта.

5.2.4. Международное спортивное движение

В послевоенные годы постепенно начинает восстанавливаться деятельность международных федераций, появляются новые федерации. В 1946 году – Федерация гребли на каноэ, Международная федерация культуризма (бодибилдинга), в 1947 году – Международная федерация волейбола, федерация современного пятиборья и биатлона, в 1948 году – Европейский союз дзюдо и так далее. В 1947 году создается Международный спортивный союз железнодорожников (МССЖ). Продолжают свою работу Международная ассоциация спортивной прессы и Международная федерация спортивной медицины. Начиная с 1949 года, вновь регулярно проводятся мировые и европейские чемпионаты. Изменения, произошедшие после войны в мировой системе, отразились на спортивном движении и на олимпийском движении. Начиная с Игр XV Олимпиады, спортсмены Советского Союза и социалистических стран стали выступать на Олимпийских играх, а ещё раньше - принимать участие в чемпионатах Европы и мира. Продолжает свое развитие и региональное спортивное движение. В 1949 году создается Ассоциация азиатских игр, а с1951 года проводятся летние Азиатские игры (Паназиатские игры). С 1963 года начинают проходить Панафриканские игры, активными участниками которых являются спортсмены Нигерии, Египта, Кении, Алжира и Туниса. После второй мировой войны были возобновлены Панамериканские (трансконтинентальные) игры, Карибские игры и Боливарские игры. В 1952 году по инициативе Франции было организовано проведение Средиземноморских игр. В них принимают участие страны средиземноморского бассейна Африки, Европы и Азии. С 1953 года представители Лиги Арабских государств для сближения между собой арабских народов организуют проведение Панарабских игр. В бассейне Тихого океана проводятся Тихоокеанские игры, а для стран Балтии организуются Балтийские игры, в них принимает участие также Беларусь. Продолжают свое развитие Игры Британской империи, Балканские игры, с 1956 года – Католические игры.

Вопросы для самопроверки:

1. Как повлияли итоги первой мировой войны на развитие физической культуры и спорта в зарубежных странах?

2. Чем характеризовалось развитие рабочего спортивного движения в межвоенный период и после второй мировой войны?

3. Как развивалось международное спортивное движение после первой мировой войны?

4. Чем характеризовалась историческая обстановка после второй мировой войны и как она сказалась на развитии физической культуры и спорта в зарубежных странах?

5. Какие особенности отличали развитие физической культуры и спорта в развивающихся, капиталистических и бывших социалистических странах?

6. Как развивалось международное спортивное движение после второй мировой войны?

Часть II . История физической культуры нашей страны.

В последние годы XIX - начале XX в. предпринимаются многочисленные попытки поиска таких внешкольных форм воспитания молодежи, которые обеспечивали бы ее хорошую военно-физическую подготовку. Однако лишь в Англии удалось создать систему, которая позволила охватить широкие слои молодежи, - бойскаутское движение. Оно возникло на рубеже XIX и XX вв. Основателем этого движения является английский генерал Роберт Баден-Пауэл. За период с 1910 по 1914 г. 792 скаута Англии были награждены за подвиги при спасении жизни людей во время различных стихийных бедствий. Безусловно, система их идеологического воспитания не противоречила государственным интересам. Всего за несколько лет эта удачная комплексная система воспитания детей школьного возраста распространилась по всему миру, она популярна и в настоящее время. Контакты между скаутскими организациями разных стран осуществляют Международные комитеты, объединяющие около 16 млн скаутов более чем из 120 стран. Однако до Первой мировой войны движение бойскаутов использовалось в основном для военной подготовки молодежи.

Скаутская подготовка проходила в форме привлекательной для ребят длительной игры с использованием условных символов, отличительных знаков, приветствий, костюмов, патрулей, отрядов и т.д. Во время игровой деятельности дети овладевают полезными для повседневной жизни навыками. В скаутской подготовке присутствует свойственная детям любовь к природе и животному миру, склонность к приключениям, интерес ко всему героическому, бескорыстная забота о других людях и т.п. Поэтому оно стало так популярно и живет до сих пор.

Перед Первой и Второй мировыми войнами наблюдается милитаризация физического воспитания и спорта, т.е. оно становится средством военно-физической подготовки молодежи. Особенно заметно это проявляется в Германии.

В 20-е гг. в мире возникает новое направление в физической культуре - профессионально-прикладная физическая подготовка. Физиологами было выявлено, что физические упражнения, перерывы, включенные в трудовой процесс, повышают работоспособность, отодвигают наступление утомляемости, способствуют более быстрому восстановлению, создают подчас монотонным рабочим операциям положительный эмоциональный фон. Под влиянием этих данных уже в 20-е гг. во многих развитых странах начали настаивать на включении подобных перерывов в виде производственной гимнастики. Отдельные наиболее крупные предприятия даже ввели у себя должности преподавателей (инструкторов) физической культуры. Но пока это были лишь единичные случаи. Внедрение производственной гимнастики еще долгое время оставалось нерешенной проблемой, так как на большинстве предприятий ее не могли связать с производительностью труда: часть физиологов труда возражала против содержания самой гимнастики, в частности однообразия ее упражнений, производственной гимнастики избегали и сами рабочие, предполагая, что она направлена в первую очередь на интенсификацию труда, а не на улучшение их здоровья.

По примеру Англии и США в руководящих кругах других развитых "дран также стали признавать, что современный спорт -- это не только развлечение, но и занятие, полезное и в других отношениях. Росло число работ, в которых врачи подчеркивали роль спорта для здоровья. Ученые напоминали древнее жизненное правило Ювенала: "В здоровом теле -- здоровый дух". Военные проявляли заинтересованность в спортивной подготовке молодежи. Историки доказывали, что значительная часть потерь в наполеоновских войнах приходилась на долю утонувших. На базе австрийского опыта повсеместно началось обучение новобранцев плаванию. По примеру первых исследователей неизведанных мест и искателей сокровищ объединялись альпинисты и любители красот природы -- туристы. Творцы теории игр, несмотря на известные принципиальные ошибки, с многих точек зрения доказали, что подвижные игры незаменимы в жизни подрастающего поколения.

Интерес к спорту дал также толчок проведению международных состязаний. В последней четверти XIX века вслед за англо-американскими соревнованиями по боксу и легкой атлетике и франко-бельгийскими по велосипедному спорту начали проводиться международные встречи и по другим видам спорта. В связи с бессистемностью первых крупных соревнований, позже объявленных неофициальными чемпионатами континента, Европы и мира, произволом их организаторов стало ясно, что истинную спортивную ценность могут иметь только те мировые соревнования, правила и условия проведения которых заранее согласовываются на международных форумах. Очередность образования международных специализированных спортивных объединений, показывающая также ход развития отдельных видов спорта, была следующей:




Вид спорта. Название международного объединения Год созд.
Гимнастика Международная федерация гимнастики (ФИЖ)
Гребля Международная федерация грибных обществ (ФИСА)
Конькобежный спорт Международная федерация конькобежцев (ИСУ)
Боулинг Международная федерация боулинга (ИБФ)
Велосипедный спорт Международный союз велосипедистов (УСИ)
Автомобильный спорт Международная федерация автомобильного спорта(ФИА)
футбол Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА)
Авиационный спорт Международная федерация воздухоплавания (ФАИ)
Спортивная стрельба Международный сок" стрелкового спорта (УИТ)
Парусный спорт Международный союз парусного спорта (ИУРУ)
Хоккей на льду Международная лига хоккея на льду (ЛИХГ)
Легкая атлетика Международная любительская легкоатлетическая федерация (ИААФ)
Мотоспорт Международная федерация мотоспорта (ФИМ)
Теннис Международная федерация тенниса (ИЛТФ)
фехтование Международная федерация фехтования (ФИЕ)
Борьба Международная любительская федерация борьбы (ФИЛА)

В сознании венгров, да и в специальной литературе по истории спорта распространено одностороннее убеждение, что олимпийское движение нового времени возникло по инициативе Пьера де Кубертена (1863--1937), благодаря тому, что французский барон возродил идею олимпиад древности. Это утверждение, повторяемое в самых различных вариантах, верно лишь в известном смысле. Вместе с тем оно затуманивает, замалчивает подлинное значение деятельности Кубертена, исторический фон, на котором она развертывалась, общественные, педагогические и физкультурные принципы, лежавшие в ее основе. Действительно, отдавая дань уважения дипломатическим, спортивно-политическим, спортивно-педагогическим и организаторским заслугам Кубертена, нельзя забывать и о тех социальных причинах и условиях, которые позволили возродить олимпийскую идею, создали для этого основу.

В последние годы XIX - начале XX в. предпринимаются многочисленные попытки поиска таких внешкольных форм воспитания молодежи, которые обеспечивали бы ее хорошую военно-физическую подготовку. Однако лишь в Англии удалось создать систему, которая позволила охватить широкие слои молодежи, - бойскаутское движение. Оно возникло на рубеже XIX и XX вв. Основателем этого движения является английский генерал Роберт Баден-Пауэл. За период с 1910 по 1914 г. 792 скаута Англии были награждены за подвиги при спасении жизни людей во время различных стихийных бедствий. Безусловно, система их идеологического воспитания не противоречила государственным интересам. Всего за несколько лет эта удачная комплексная система воспитания детей школьного возраста распространилась по всему миру, она популярна и в настоящее время. Контакты между скаутскими организациями разных стран осуществляют Международные комитеты, объединяющие около 16 млн скаутов более чем из 120 стран. Однако до Первой мировой войны движение бойскаутов использовалось в основном для военной подготовки молодежи.

Скаутская подготовка проходила в форме привлекательной для ребят длительной игры с использованием условных символов, отличительных знаков, приветствий, костюмов, патрулей, отрядов и т.д. Во время игровой деятельности дети овладевают полезными для повседневной жизни навыками. В скаутской подготовке присутствует свойственная детям любовь к природе и животному миру, склонность к приключениям, интерес ко всему героическому, бескорыстная забота о других людях и т.п. Поэтому оно стало так популярно и живет до сих пор.

Перед Первой и Второй мировыми войнами наблюдается милитаризация физического воспитания и спорта, т.е. оно становится средством военно-физической подготовки молодежи. Особенно заметно это проявляется в Германии.

В 20-е гг. в мире возникает новое направление в физической культуре - профессионально-прикладная физическая подготовка. Физиологами было выявлено, что физические упражнения, перерывы, включенные в трудовой процесс, повышают работоспособность, отодвигают наступление утомляемости, способствуют более быстрому восстановлению, создают подчас монотонным рабочим операциям положительный эмоциональный фон. Под влиянием этих данных уже в 20-е гг. во многих развитых странах начали настаивать на включении подобных перерывов в виде производственной гимнастики. Отдельные наиболее крупные предприятия даже ввели у себя должности преподавателей (инструкторов) физической культуры. Но пока это были лишь единичные случаи. Внедрение производственной гимнастики еще долгое время оставалось нерешенной проблемой, так как на большинстве предприятий ее не могли связать с производительностью труда: часть физиологов труда возражала против содержания самой гимнастики, в частности однообразия ее упражнений, производственной гимнастики избегали и сами рабочие, предполагая, что она направлена в первую очередь на интенсификацию труда, а не на улучшение их здоровья.

По примеру Англии и США в руководящих кругах других развитых "дран также стали признавать, что современный спорт -- это не только развлечение, но и занятие, полезное и в других отношениях. Росло число работ, в которых врачи подчеркивали роль спорта для здоровья. Ученые напоминали древнее жизненное правило Ювенала: "В здоровом теле -- здоровый дух". Военные проявляли заинтересованность в спортивной подготовке молодежи. Историки доказывали, что значительная часть потерь в наполеоновских войнах приходилась на долю утонувших. На базе австрийского опыта повсеместно началось обучение новобранцев плаванию. По примеру первых исследователей неизведанных мест и искателей сокровищ объединялись альпинисты и любители красот природы -- туристы. Творцы теории игр, несмотря на известные принципиальные ошибки, с многих точек зрения доказали, что подвижные игры незаменимы в жизни подрастающего поколения.

Интерес к спорту дал также толчок проведению международных состязаний. В последней четверти XIX века вслед за англо-американскими соревнованиями по боксу и легкой атлетике и франко-бельгийскими по велосипедному спорту начали проводиться международные встречи и по другим видам спорта. В связи с бессистемностью первых крупных соревнований, позже объявленных неофициальными чемпионатами континента, Европы и мира, произволом их организаторов стало ясно, что истинную спортивную ценность могут иметь только те мировые соревнования, правила и условия проведения которых заранее согласовываются на международных форумах. Очередность образования международных специализированных спортивных объединений, показывающая также ход развития отдельных видов спорта, была следующей:

Вид спорта. Название международного объединения Год созд.
Гимнастика Международная федерация гимнастики (ФИЖ)
Гребля Международная федерация грибных обществ (ФИСА)
Конькобежный спорт Международная федерация конькобежцев (ИСУ)
Боулинг Международная федерация боулинга (ИБФ)
Велосипедный спорт Международный союз велосипедистов (УСИ)
Автомобильный спорт Международная федерация автомобильного спорта(ФИА)
футбол Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА)
Авиационный спорт Международная федерация воздухоплавания (ФАИ)
Спортивная стрельба Международный сок" стрелкового спорта (УИТ)
Парусный спорт Международный союз парусного спорта (ИУРУ)
Хоккей на льду Международная лига хоккея на льду (ЛИХГ)
Легкая атлетика Международная любительская легкоатлетическая федерация (ИААФ)
Мотоспорт Международная федерация мотоспорта (ФИМ)
Теннис Международная федерация тенниса (ИЛТФ)
фехтование Международная федерация фехтования (ФИЕ)
Борьба Международная любительская федерация борьбы (ФИЛА)

В сознании венгров, да и в специальной литературе по истории спорта распространено одностороннее убеждение, что олимпийское движение нового времени возникло по инициативе Пьера де Кубертена (1863--1937), благодаря тому, что французский барон возродил идею олимпиад древности. Это утверждение, повторяемое в самых различных вариантах, верно лишь в известном смысле. Вместе с тем оно затуманивает, замалчивает подлинное значение деятельности Кубертена, исторический фон, на котором она развертывалась, общественные, педагогические и физкультурные принципы, лежавшие в ее основе. Действительно, отдавая дань уважения дипломатическим, спортивно-политическим, спортивно-педагогическим и организаторским заслугам Кубертена, нельзя забывать и о тех социальных причинах и условиях, которые позволили возродить олимпийскую идею, создали для этого основу.

Читайте также: