Как играть в детский сад с куклами

Обновлено: 02.07.2024

Искусство оживления пальчиковых кукол или игру в пальчиковый театрик можно считать наиболее древним искусством. Пальчиковый театр или по-другому театр пяти пальцев, как вид искусства, является добрым спутником жизни ребёнка с самого раннего нежного возраста. Русскую самобытную игру в пальчиковый театр сопровождали потешками. Потешки – это кладовая национальной культуры, любимая многими поколениями детей. Народные прибаутки, потешки и присказки как малые формы фольклора – это мини-сценарии для игры оживления кукол. Названными куклами в сопровождении потешек играли примерно следующим образом.

Забавы Ваньки и Алёнки

Игра Дед да Баба

Друзья не разлей вода

Как друзья научили Щенка лаять

Игра в ледяной театр

Цель: учить запоминать и называть имена собственные, выполнять поручения в соответствии с речью взрослого, побуждать к речевой активности.

Оборудование: кукла, посуда.

Варианты: (для детей старше 2,5 лет). Дети сами могут придумывать имена куклам.

Цели: учить ребёнка нормам этикета – здороваться, прощаться, использовать при обращении имена собственные; учить проявлять внимание и заботу к окружающим

Оборудование: кукла.

Цель: учить правильно называть большие и маленькие части тела.

Оборудование: 2 куклы (большая и маленькая).

Ход: Дети и воспитатель сидят на стульчиках. Воспитатель показывает им двух кукол: большую и маленькую. Затем показывает части тела и лица у большой куклы, а ребёнок должен назвать часть тела у маленькой куклы.

Цели: учить выполнять движения в соответствии с текстом. понимать и использовать существительные, обозначающие части тела во множественном числе.

Ход игры: детям предлагается поиграть с куклой, а затем в соответствии с текстом песенки повторять движения.

Цели: активизировать речь детей, тренируя слова о бытовых вещах и действиях; учить правильно называть части тела человеческого организма; воспитывать бережное отношение к кукле, внимание к собственному внешнему виду.

Оборудование: одежда для куклы, набор гигиенических предметов для куклы.

Ход игры: Педагог указывает детям, что кукла Таня еще спит, а ей пора собираться в детский сад. Вместе с детьми куклу осторожно будят, идут приводить себя в порядок – чистить зубы, умывать лицо, причесываться.

Предлагается вместе с Таней сделать зарядку, воспитатель читает потешку:

Как у наших у ребят

Ножки весело стучат:

А устали наши ножки

А потом вприсядочку

Пляшут дети рядышком

Книзу-кверху, раз-два, раз-два.

Вот как пляшет детвора.

А как пуститься бежать –

Никому их не догнать.

Затем воспитатель вместе с детьми выбирают одежду и одевают куклу Таню. Воспитатель внимательно следит за ходом игры, координирует действия воспитанников.

Цели: активизировать глаголы: одевать, надевать, обувать; формировать представления об основных действиях с предметами одежды и обуви; формировать представления о погоде.

Оборудование: кукла, кукольная одежда (платье, юбка, штаны, кофта, пальто, носки, ботинки, туфли, шапка).

Цель: учить связывать сюжетные действия с названием роли; формировать начальные навыки ролевого поведения.

С детьми более старшего возраста воспитатель может лишь направлять игру детей, наблюдая за ее ходом.

Цели: формировать представления детей о предметах быта – столовой посуде, активизировать речь детей; развивать культуру поведения во время еды, прививать заботливое отношение к кукле.

Оборудование: кукла Таня, набор посуды для куклы.

Ход игры: Игру лучше проводить в специально оборудованном игровом уголке. Педагог рассказывает и наглядно демонстрирует, какую посуду используют за обедом (чашки, ложки, вилки, глубокие тарелки для супа, мелкие для второго и т. д.) на примере куклы, показывает, как необходимо себя вести за столом, как правильно пользоваться столовыми приборами. После рассказа следует предложить каждому ребёнку накормить куклу обедом.

Цель: Расширять и закреплять представления детей о предметах мебели (стол, стул, кровать, шкаф их назначении; называть предметы и действия доступными детям речевыми средствами (звукосочетаниями, облегчённые слова). Побуждать к активным действиям.

Материал и оборудование: кукла Таня, набор кукольной мебели (стол, стул, кровать, шкаф)

Кукла Таня радуется помощи детей, ей нравится ее комната. Она задает вопросы детям о том, что они сейчас делали и для чего нужны эти предметы, затем благодарит каждого.

Цель: Закреплять представления детей о предметах мебели и одежды, учить подражать и самостоятельно употреблять звукосочетания и облегченные слова

Материал и оборудование: кукла Таня, набор кукольной мебели (стул, кровать)

Наша Таня, засыпай!

Кладу Таню на бочок -

На мягкую кровать,

Будет Таня крепко спать.

В качестве основы использованы наработки С. Л. Новоселовой [16], Ю. А. Разенковой [39], А. Г. Рузской, С. Ю. Мещеряковой [43]

Картотека двигательной гимнастики для детей раннего возраста Картотека двигательной гимнастики для детей раннего возраста ОБЕД Раз к зайчонку на обед (Ходят по кругу) Прискакал дружок сосед.

Картотека игр для детей раннего возраста Ходьба и подготовка к бегу. 1. Ходьба по ребристой доске Цель. Учить детей ходить по ребристой доске. Материал. Ребристая доска, ободки.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Картотека пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста Картотека пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста. ЛОШАДКА Я люблю свою лошадку, (Поглаживают кисти рук) Причешу ей шерстку.

Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста

Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста Игры по развитию речи для детей Что за предмет? Цель: учить называть предмет и его описывать. Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка.

Мои статьи о приучении детей к садику вызвали большое количество комментариев. Однако изложенных в них рекомендаций часто оказывается мало. Период адаптации ребенка к садику действительно очень сложный и важный этап и порой следует прибегать к дополнительным возможностям смягчить этот этап чтобы сделать дальнейшее прибывание ребенка в саду приятным и продуктивным времяпровождением. Для этого отлично подходит сказкотерапия , однако это вариант не для малышей (сказкотератия будет актуальнее, скажем, от трёх лет). Что же делать родителям, у которых ребёнку один или два года, он отказывается идти в ясли-сад, а сказкотерапия ещё неэффективна?

В таких ситуациях можно попробовать кукольную терапию. Для этого подхода нам понадобятся куклы, которые надеваются на руку, как правило, они изображают животных или других сказочных персонажей. У таких кукол есть большое преимущество - они оживают в глазах ребенка, могут стать для них почти реальными друзьями, с которыми можно поговорить, вместе поиграть, узнать что-то новое и просто хорошо провести время. Так это видит ребенок.

Что же полезного можно получить таким образом? Очень многое. Став ребенку другом, который говорит и слушает, игрушка вызывает доверие ребенка к этому персонажу, он знает, что этот медвежонок или зайчик его поймет, окажет поддержку, вместе взгрустнет тогда, когда грустно и своим примером покажет все то хорошее, что еще не увидел сам ребенок. Даже если ребенок еще не умеет говорить - ничего страшного, он уже многое понимает, старайтесь правильно озвучивать его чувства, не приукрашивая и продолжайте "беседу".

Пошаговая инструкция для первого занятия:

  1. Наденьте на руки две игрушки (в процессе занятия персонажи будут еще разговаривать между собой)
  2. Подойдите к ребёнку и скажите, что сейчас вы его познакомите с новыми друзьями
  3. Поднимите первую игрушку и скажите: "Привет, меня зовут . "
  4. Поднимите вторую игрушку и скажите: "Привет, а меня зовут . "
  5. Пусть одна из игрушек расскажет о том, где они живут, например, в сказочном лесу, и чем они там занимаются (общаются с друзьями, ходят в детский сад, собирают ягоды и т.д.)
  6. Куклы переходят к активному общению с ребёнком. Они знакомятся, задавая вопросы ("Как тебя зовут?", "Сколько тебе лет?", "Как зовут твою маму? Папу?", "Где ты живёшь?" и т.п.).
  7. В какой-то момент куклы задают ребёнку вопрос: "А ты в садик ходишь?". После положительного ответа, кулклы радостно восклицают: "Вот здорово! Мы тоже ходим в садик. Нам это очень нравится. Мы в садике узнаём много нового, общаемся, играем в игрушки, кушаем и спим, а тебе в садике нравится?".

Если разговор не строится (ребенок еще не умеет говорить или говорит только отдельные слова), пусть говорят в основном куклы, пусть прося ребенка показать свое отношение к какому-то событию или человеку мимикой - улыбкой или грустным лицом. Можно попросить не рассказать, а показать, что было в садике. Пусть ребенок покажет, как они сели за стол и ели суп.

Ни в коем случае не давите на ребенка, куклам не стоит употреблять слова долженствования когда речь идет об эмоциях ребенка ("Тебе НАДО любить садик"). Вместо этого кукла может рассказать, что ей тоже сначала было грустно (кукла тоже не обязательно должна сразу любить все, что связано с садиком), но потом она стала общаться и играть с другими детьми и ей это очень понравилось и стало весело.

Разговор важно построить позитивным, доброжелательным и добровольным. Не стоит его начинать, когда ребёнок этого не хочет. В процессе разговора с ребёнком полезно представлять раскачивающийся маятник. Он вам будет напоминать о том, что в разговоре стоит как концентрировать внимание на ребёнке, так и на кукле. И в фокусе разговора должен быть то ребёнок, то кукла.

Не пытайтесь уже в первом разговоре проработать все проблемы ребёнка. Первый разговор лучше вообще построить диагностическим. Попробуйте для начала потренироваться с куклами и прощупать основные проблемные зоны, которые мешают ребёнку привыкнуть к садику.

Как строить другие занятия

Все последующие разговоры стройте по похожему принципу: сделайте введение, процедуру приветствия, процесс обмена новостями, далее переходите к одной проблемной зоне и рассказывайте, как куклы решают эту проблему (именно решают, а не избегают или просто думают о ней иначе). После проработки проблемной темы ещё немного поговорите с ребёнком, позадавайте вопросы и т.п. Затем переходите к прощанию. Возможно, ребёнок захочет пообщаться с куклами ещё,- смотрите сами, если ребёнок ещё не сильно устал, пусть пообщается с куклами ещё.

Такие встречи кукол с ребёнком стоит проводить несколько раз в день. Можно делать первую встречу утром перед садиком. Куклы могут в этом разговоре рассказать о том, что они собираются в садик и договориться с ребёнком о том, что он тоже пойдёт в садик, а по возвращении расскажет им, что у него было в садике. Это поможет создать позитивный настрой. После возвращения ребёнка из садика снова устройте разговор с куклами. Пусть они теперь обменяются новостями, пусть ребёнок расскажет, что было, что понравилось, а куклы могут рассказать о том, как они провели свой день в садике.

С куклами дома можно не только вести разговоры, но и играть. Например, куклы могут предложить ребёнку поиграть дома в садик. В этой игре нужно постараться воссоздать основные события в садике. Игру лучше построить по следующей схеме:

  1. Воссоздаёте событие, к которому ребёнок относится хорошо
  2. Воссоздаёте событие, с которым у ребёнка есть проблемы
  3. Воссоздаёте событие, к которому ребёнок относится хорошо.

Некоторые общие рекомендации

  • Старайтесь делать такие занятия, когда у вас хорошее настроение.
  • Не принуждайте ребёнка к определенным эмоциям или к определённому отношению к каким-то вопросам
  • Не давите на ребенка
  • Не переубеждайте его
  • Начинайте и заканчивайте на позитиве (проработку проблемных моментов делайте в середине занятия)
  • Куклам стоит восхищаться достижениями ребёнка в садике, радоваться если он что-то научился делать
  • Используйте небольшие ритуалы, т. е. какие-то стандартные последовательности действий (например, ритуал приветствия: 1. Кукла говорит "привет" 2. Кукла пожимает руку ребёнку 3. Кукла просит ребёнка дать ей пять :). Такой ритуал можно повторять при каждой новой встрече. Вскоре ребёнок его выучит и будет с нетерпением ожидать)
  • Используйте простые предложения. Всё, что вы говорите должно быть хорошо понятно ребёнку
  • Иногда можно строить беседу, в которой кукла рассказывает ребёнку, как она справлялась с такой же проблемой, что и у ребёнка. В таком случае ребёнок понимает три важные вещи. 1. Эта проблема может быть и у других. 2. Эта проблема имеет решение 2. Решить эту проблему можно, например, таким способом (которым воспользовалась кукла).
  • Возможно, ребёнок тоже захочет надеть куклу, для этого желательно иметь ещё 1-2 куклы для него

Примеры кукол для занятий кукольной терапией

Если вам нужна дополнительная информация, для начала занятий, можно прочитать мою статью о сказкотерапии. Многие рекомендации, изложенные в ней, будут полезны и при построении занятий с куклами

У каждой девочки, какой бы взрослой она ни казалась, есть любимые куклы. Воспоминания о них сохраняются на всю жизнь. Этих кукол она укладывала спать, кормила обедом и водила на прогулки. А потом они встречались с куклами мальчиками, выходили замуж, заводили детей, готовили обеды.

Как играть с ребёнком в куклы

Так же, если у вашей дочки появится любимая кукла, она не будет просить вас купить новых. Но нужно научить ребёнка с ней играть. Достаточно дать девочке в руки куклу, чтобы понять, умеет ли она с ней играть. Если не умеет, обычно это значит, что её мама не умела и не умеет в них играть.

Как научиться?

Кукла может быть большой или маленькой, но принцип игры один. Для начала поиграйте с куклой сами, а ребёнок пусть просто смотрит. Постепенно вовлекайте ребёнка в игру. Попросите помочь вам уложить куклу спать, накормить или отвести в детский сад.

Главное правило долгосрочной игры в куклу: дайте кукле имя. Она сразу обретёт для ребёнка индивидуальность и ценность.

Второе: у куклы должна быть своя кукольная комната или домик, где она будет жить. Для больших кукол можно сделать домик из больших коробок. С маленькими проще. Для них можно сделать или купить мебель. Жить они могут хоть в коробку, хоть на столе.

Третье – кукла должна проживать настоящую кукольную жизнь.

Хорошо, если в кукде ребёнок будет узнавать самого себя. Будет тогда и куклотерапия на любой случай жизни. Например, можно проиграть процесс утреннего пробуждения.

Пример игры с куклой

— Ну мама, не хочу вставать, я ещё немножко посплю.

— Давай, в детский садик опаздываешь… Не включай телевизор. Что ты собираешься смотреть?

— Нет давай утром не будем смотреть мультфильмов. Нужно попить чайку и поесть кашку.

— Кашку? Не хочу! Я лучше конфетку съем

— Нет, конфетку после кашки. Садись!

— Только с мишкой!

— Поела кашку? Дай мишке, он доест.

Потом проиграйте, как вы вечером пришли за куклой в детский сад. Погуляли, вернулись домой поужинали, поиграли, почитали.

Изо дня в день придумывайте новые истории.

Ребёнок переносит на куклу своё восприятие мира и отношение к окружающей среде.

Испокон веков дети играли с куклами, копируя поведение своих матерей. И в дальнейшем навыки, полученные в игре с куклой, переносятся на своих детей.

Куклы беби борн воспитали не одно поколение детей. Компания Zapf Creation уже 80 лет радует малышей потрясающими, реалистичными куклами и аксессуарами к ним. Пупсы беби борн могут кушать и ходить на горшок, плакать, шевелить ножками и ручками. Это чудесный подарок для малыша, который будет радовать его долго.

Читайте также: