Проектная деятельность по краеведению в школе

Обновлено: 05.07.2024

Необычные и интересные темы творческих проектов по краеведению необходимы как для учеников 7 класса, 8 класса и 9 класса, занимающихся проектной деятельностью и изучающих культуру и традиции малой Родины, так и для учителей, курирующих творческие проекты. Родители школьников также могут принять участие в выборе темы для учебного творческого проекта по краеведению, которая бы соответствовала интересам ребенка в этой области знания.


Предложенные темы проектных работ по краеведению тесно взаимосвязаны с историей, культурой и лингвистикой родного края. Проведение самостоятельных творческих работ по указанным в списке темам рассчитано на получение учащимися новых теоретических знаний в области краеведения и приобретение новых умений и навыков во время выполнения практической части своей работы.

Из составленного нашими специалистами списка можно выбрать темы проектов по краеведению для воспитанников детского сада, а также для учеников начальных классов школы. Любую из предложенных тем можно упростить или расширить, руководствуясь интересами и уровнем эрудиции ребенка. Все темы творческих проектов по краеведению подходят для оформления презентаций или проведения внеклассных мероприятий со школьниками.

Темы проектов по краеведению

Темы творческих работ по краеведению:


Архитектура родного города
Водоемы нашего края
Выставка семейных поделок
Дикие и домашние животные
Дом, в котором мы живем
Древнейшие жители нашего края
Духовная родословная края
Животные нашего леса
Заповедные места, заказники моего района
Здесь мой дом
Здесь Родины моей начало…
Зесь рождаются таланты
Зимние забавы наших предков
Зимний следопыт
Зимующие птицы и помощь им
Знакомство с городом
Знаменитые земляки
Зоопарк в моем городе
И тайный шепот тихих улиц
Из истории родной школы
Имена выдающихся людей в топонимике моего города
Итория моего города
История моей семьи в истории города
История моей семьи в истории трудовой славы родного края
История родного поселка (города/села)
История родной школы
К живым огням родного очага…
Климат родного края
Климат. Загрязнение атмосферы
Книги о нашем крае
Край родной – я тебя воспеваю
Край, родимый край…
Красная книга нашего края
Кулинарные рецепты моей бабушки
Культурный маршрут команды
Легенды родного края
Лето — чудесная пора
Любовная лирика поэтов нашего края
Люди моего города
Маленький славный городок
Малый город, большая история
Масленица в моем городе
Мой город
Мой город в сердце моем
Мой дом
Мой отчий край ни в чем не повторим
Мой родной город Лобня
Мой четвероногий друг
Моя малая родина
Моя малая родина
Моя родословная
Моя семья
Моя семья в годы войны
Моя улица и дом
Название моей улицы
Народные рецепты при простуде
Наша дружная семья
Наша область, природа и мы
Наша улица родная
Наши земляки-герои
Не властны над памятью годы
О домашнем питомце
О чем расскажут следы в лесу?
Образы природы в литературе нашего края
Обряды, обычаи и традиции народов, населяющих мой край
Озерами богат наш край

Темы творческих проектов по краеведению

Темы проектных работ по краеведению:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Патриотизм включает в себя:


чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;


уважительное отношение к языку своего народа;


заботу об интересах Родины;


осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);


проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;


гордость за социальные и культурные достижения своей страны;


гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;


уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;


гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает, формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством.

Для каждого из нас очень важно и нужно знать историю своей страны, историю своей большой и малой Родины. И наша задача- воспитывать патриотов своей Родины, развивать интерес к прошлому и настоящему страны, республики, района, своего села. Чем шире территория, которую патриот считает своей Родиной, чем больше любви проявляет к своим соотечественникам, тем больший патриот, данный человек.

Актуальность патриотического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Любовь к своему селу, к краю, к России в целом, конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей Родины, работа во благо своей Родины – это очень важно. Любить и жить в своем селе, делать все, чтобы наше село стало лучше, краше. Жить за пределами своей малой Родины, но продолжать любить и прославлять ее.

Проблема исследования: отсутствие познавательного интереса к культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю к истории и культурному наследию родного края, низкий уровень знаний о традициях и обычаях бурятского народа.

Цель проекта: формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.

Задачи:

Реализовать системно-деятельностный подход при обучении и развитии личности школьника.

создание целостной системы патриотического воспитания через урочную и внеурочную деятельность;

Сформировать личностные, регулятивные, коммуникативные УУД в освоении исторического материала родного края.

Формирование патриотических чувств, любви к Родине.

Расширение знаний основ национальной культуры и искусства.

Гипотеза исследования:

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории своего села, района, республики, символики, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил свой родной край , начнут проявлять интерес и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта достигнуты.

Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех возрастных групп обучающихся. Система патриотического воспитания обучающихся школы предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе, массовую патриотическую работу, совместную деятельность с другими культурными учреждениями.

Срок реализации: январь, 2019г. – май, 2020 г.

Проект включает следующие основные направления учебной и внеурочной деятельности:


Проектная деятельность одна из важных составляющих современного образовательного процесса. В рамках проектной деятельности активно используется деятельностный подход. Деятельностный подход в обучении опирается на работы Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна.

Основоположники этого подхода рассматривали деятельность как целенаправленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существование и развитие [2, стр. 2]. Метод проектов — не новшество в образовании. Он возникает в 20-е годы XX века в США. Основоположники метода проектов делали упор на личную заинтересованность ученика. В процессе работы ученики должны были не только применить уже имеющиеся у них знания, но и приобрести в ходе работы новые умения и навыки [1, стр. 33]

В настоящее время метод проектов вновь становится актуальным. Рассматривая ФГОС второго поколения, мы видим, что основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А сполна реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. Проект — работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. [2, стр. 6].

Однако, часто у детей 5–7 классов возникают сложности с реализацией такой формы работы. Причины затруднений могут быть разными: это и недостаточная мотивация учащихся, и низкий уровень компетенции педагога, а также отсутствие у детей представлений о конечном результате своего труда. Итогом проектной деятельности ученика выступает некий продукт. В зависимости от возраста и уровня умения учащихся, продуктом проекта могут выступать рефераты, презентации, таблицы, брошюры, альбомы с иллюстрациями или фотоматериалом, макеты, видеоролики или памятные книги. Для создания качественного продукта проекта необходимо подобрать такую его тематику, на основе которой создание продукта станет возможным. Такой тематикой, в рамках работы по предмету история может стать краеведческий компонент.

Использование материала по истории родного края является эффективным не только в школе, а на всех ступенях образовательного процесса. Краеведческий материал обладает всем необходимы условиями для создания на его основе качественного, а главное интересного самому учащемуся проекта. Во-первых, часть краеведческого материала может нести в себе новую, ранее неизвестную информацию. Такая работа позволит учащемся 5–7 классов почувствовать себя настоящими исследователями-историками. Во-вторых, уже учась на ступени основного образования, дети смогут внести весомый вклад в обобщение материала по истории родного края.

Круг тем, которые могут осветить юные исследователи достаточно велик:

‒ История семьи — выполняя проектную работу, учащийся сможет освоить навыки поисковой деятельности, научиться проводить интервьюирование, обобщать информацию. Продуктом такого проекта может стать семейный альбом с фотографиями и историями или семейная летопись. Более того, учащемуся необязательно освещать историю именно своей семьи. Для такого проекта можно исследовать историю, например, династии иркутских врачей, или династии работников энергетической промышленности.

‒ История одного здания, история одной улицы — несмотря на то, что тематики Иркутского зодчество посвящено достаточное количество материалов, такой проект сможет вовлечь ученика в изучение истории родного города на основе материальных памятников культуру. Ученик приобретет знания о архитектуре, истории города, навыки аналитической работы, работы с фотоматериалами. Исследую, например, сибирское барокко ученик в качестве продукта проекта сможет создать наглядные схемы-классификации, которые могут быть использованы на факультативных курсах по краеведению и уроках Истории Сибири в старшей школе. Также в качестве продукта могут выступить брошюра-путеводитель (фотоальбом) по улице, району, известным архитектурным памятникам города.

‒ История одного героя — такой проект поможет воспитать у учащихся чувство патриотизма и ответственности за судьбу своей родины. Иркутская земля славится многими молодыми людьми, которые отдали свою жизнь, защищая нашу Родину. Учащийся, в своём проекте, может рассказать о героях Великой Отечественной войны. Продуктом такого проекта может стать памятный альбом, который станет весомой частью экспозиции, подготовленной в школе к памятным датам.

‒ Иркутск в памяти веков — в рамках такого проекта учащиеся смогут осветить историю родного края, выбрав для себя наиболее интересный период истории. На территории города Иркутска находится большое количество стоянок древних людей. Такая тема имеет прямую связь с урочным планирование в 5 классе, кроме того, в рамках этой темы учащиеся смогут установить сотрудничество с Иркутскими музеями или археологическими лабораториями. Учащиеся 7 класса могут осветить историю основания города, а также более поздние периоды.

Метод проектов — один из методов в обучении детей, стимулирующий интерес учащихся к проблеме. И в этом плане краеведческий компонент не только дает учащимся теоретические знания, но и активно включает их в работу, позволяет провести самостоятельное, в большей степени практическое исследования по истории. Приобщение детей к истории и культуре родного края развивает в них чувство ответственности, патриотизма, трудолюбие, наблюдательность, дружелюбие, заинтересованность и помогает не только в реализации системно-деятельностного подхода, но и влияет на формирование человека-гражданина своей страны.

Основные термины (генерируются автоматически): история, родной край, проект, проектная деятельность, учащийся, краеведческий компонент, краеведческий материал, метод проектов, подход, работа.

Похожие статьи

Диагностический аспект изучения краеведческой компетенции.

Краеведческий компонент в проектной деятельности учащихся. история, родной край, проектная деятельность, учащийся, проект, краеведческий компонент, краеведческий материал, метод проектов, подход, работа.

Использование краеведческого материала на уроках и во.

родной край, школьное краеведение, поисковая работа, местный материал, краеведческая работа, краеведческая деятельность, исследовательская деятельность, духовная культура, Великая Отечественная война.

Использование краеведческого материала в процессе обучения.

родной край, внеурочная деятельность, изучение краеведения, краеведение, краеведческая работа, местный поэт, образовательное учреждение.

Проектная деятельность по краеведению как средство.

Поэтому проектирование является эффективным способом краеведческой работы в ДОУ. В статье показана специфика реализации метода проектов при проведении образовательной работы по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста.

Организация научно-исследовательской проектной работы.

Это помогает собрать уникальный краеведческий материал, оживить содержание урока, сделать его более эффективным.

Работа учителя — заключается в мотивизации проектной деятельности, в организации юного краеведа на определение замысла проекта, в.

Краеведение как средство формирования духовно-нравственной.

родной край, начальная школа, родной город, Лебедянь, Россия, внеурочная деятельность, духовно-нравственный человек, Город, духовно-нравственное воспитание, краеведческая работа.

Значимым в работе методом является метод проектов.

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

Проектная деятельность по нравственно-патриотическому.

родной край, Хакасия, проектная деятельность, ребенок, краеведческий материал, комплексный проект, детский сад, государственная символика, Образовательная Деятельность, малая родина.

Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Я считаю, что данный проект позволит нам, учащимся школ, усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск.


Готовые исследовательские работы по краеведению учащихся начальных, 4, 5, 6, 7 и других классов школы включают в себя описание автором истории, проблем и перспектив экономического и культурного развития родного края и моей малой родины, особенностей традиций земляков, обычаев и обрядов коренных жителей родного края, а также истории моего села.

Учащиеся 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10 классов школы в своих готовых исследовательских проектах по краеведению изучают посредством библиотек историю моей малой родины, возникновения своего родного города, поселка или села, изучают жизнь и роль своего родного населенного пункта в конкретном историческом срезе, например, во времена ВОВ, рассматривают традиционные для своего края блюда, одежду и виды искусства.

Проект "Путешествие по Санкт-Петербургу. Мосты"


В представленном исследовательском проекте по краеведению "Путешествие по Санкт-Петербургу. Мосты" рассматривается история мостов Петербурга, рассказываются удивительные факты, связанные с ними, и представлена викторина по теме.

Проект "По историческим мифам Санкт-Петербурга"


В представленном исследовательском проекте по краеведению "По историческим мифам Санкт-Петербурга" рассматривается история города Санкт-Петербург с даты его основания, а также интересные факты о Северной столице.

Основные памятники Петру I в Санкт-Петербурге к 350 - летнему юбилею


Учебная исследовательская работа и проект по истории "Основные памятники Петру I в Санкт-Петербурге к 350-летнему юбилею" представляет собой изучение автором истории создания памятников великому русскому царю - Петру Первому.

Проект "Черты английские в характере столицы"


Омск глазами юного исследователя


В представленном исследовательском проекте по краеведению "Омск глазами юного исследователя" рассматривается история города Омска с даты его основания в 1919 году и в течение разных исторических периодов до наших дней.

Анализ эвенской и юкагирской одежды


Учебная исследовательская работа по истории "Анализ эвенской и юкагирской одежды" представляет собой изучение автором особенностей изготовления и украшения национальной одежды эвенов и юкагиров, содержит сравнительный анализ всех элементов национального костюма этих народов.


Не стоит земля без праведника


Читайте также: