Наука как традиция кратко

Обновлено: 04.07.2024

Развитие науки совершается путем: диалектики, традиций, иноваторства. Кун впервые рассмотрел традиции как основной конституирующий фактор развития науки. Любая традиция (социально-политическая, культурная) всегда относится к прошлому, опирается на прежние достижения. Со сменой парадигмы начинается этап нормальной науки. На этом этапе ученый работает в жестких рамках парадигмы, традиции. Кун показал, что традиция не только не тормозит это развитие, но выступает в качестве его необходимого условия. Действуя по правилам парадигмы, ученый случайно наталкивается на факты, которые не объяснимы в рамках этой парадигмы. Возникает необходимость изменить правила.

1-определяет предмет исследования.

2-Контролируют общий ход научного поиска

3-Выступают образцами постановки экспериментов, осуществляют наблюдение.

4-Дают рекомендации по оформлению результатов исследования.

В структуре традиции выделяют 2 компонента:

1-Внешне регулятивные (Стиль мышления: Антология (что изучать?)-Гносеология (Как?)-Прогматика (Как обосновать?));

2-Внутренний регулятив – парадигма (определяет конкретное соответствие научного знания). [1-внешне общие требования ко всем наукам данной эпохи; 2-внутр, специальные требования, вырабатывает которые наука]

1.Вербализованные и невербализ традиции.

2-Частнонаучные и общенаучные (Соотв идеалам и нормам научного дискуса, стандартам частных дисциплин).

3.Традиции получения знания и традиции представления полученных результатов.

Признание того факта, что научная традиция включает в себя наряду с явным также и неявное знание, позволяет сделать вывод: Научная парадигма — это не замкнутая сфера норм и предписаний научной деятельности, а открытая система, включающая образцы неявного знания, почерпнутого не только из сферы научной деятельности, но из других сфер жизнедеятельности ученого. Достаточно вспомнить о том, что многие ученые в своем творчестве испытали влияние музыки, художественных произведений, религиозно-мистического опыта и т.д. Следовательно, ученый работает не в жестких рамках стерильной куновской парадигмы, а подвержен влиянию всей культуры, что позволяет говорить о многообразии научных традиций.

Каждая научная традиция имеет свою сферу применения и распространения. Поэтому можно выделять традиции специально-научные и общенаучные. Но проводить резкую грань между ними трудно. Дело в том, что специально-научные традиции, на которых базируется та или иная конкретная наука, например, физика, химия, биология и т.д., могут одновременно выступать и в функции общенаучной традиции. Это происходит в том случае, когда методы одной науки применяются для построения теорий других наук.

Говоря о традициях необходимо учесть их неоднородность. Например, в науке под традициями и их движением в сторону прогресса принимают преемственность знаний. В культуре – стиль и мастерство. В традициях как правило присутствует как прогрессивное, так и регрессивное.

Более сложно неоднородность выглядит, когда говорят о первичных традициях и вторичных. Следование первичным традициям ведет к экстенсивному развитию (количеству). Первичные традиции – при смене парадигм. Вторичные традиции особенно активны при объяснении науки и культуры, признаки: - устанавливается не абсолютный, а относительный характер каждой парадигмы. Изменчивость традиции, их смену объясняет процесс накопления новых научных результатов. - смена исторической эпохи. Главное во вторичных традициях состоит в том, что они открывают интенсивный путь развития. Интенсивный – путь качественных преобразований.

Традиции в науке – это знания и опыт исследований ученых, передающиеся из поколения в поколение. Они являются важнейшим двигателем развития общества, закладывают основы научных дисциплин и школ, именно от них зависит направление деятельности ученых.

Традиции в науке и мнение ученых разных времен обновлено: 17 сентября, 2021 автором: Научные Статьи.Ру

Впервые к исследованию традиций в науке обратился американский философ Т. Кун. Он рассмотрел традиции как главный фактор развития науки и как фактор необходимый для этого развития.

Любая традиция, будь то культурная, политическая или социальная – всегда базируется на достижениях, которые внесли в нее предшествующие поколения, их в свою очередь преобразуют и вносят свой вклад следующие. Таким образом, наука всегда идет в ногу со временем и не стоит на месте.

Для более детального представления о парадигме, Т.Кун ввел понятие дисциплинарной матрицы. Термин обозначает нечто общее, связывающее ученых, исследующих одну парадигму, одну определенную дисциплину.

Дисциплинарная матрица согласно Т.Куну включает в себя три составляющих:

Концептуальная модель – определяет структуру и сущность конкретной предметной области, представляет собой совокупность понятий, характеристик, свойств и смысловых связей.

Ценностные установки, принятые в научном сообществе и влияющие на направление науки. Установки определяют критерии оценки результатов тех или иных исследований и служат своего рода объединяющим фактором в сообществе ученых, поддерживая в нем чувство единства.

Образцы решения конкретных задач и проблем, накопленные предыдущими поколениями. Они позволяют новым ученым опираться на уже достигнутые выводы, сопоставлять их с новыми условиями и рассматривать их под другими углами.

Сила традиции заключается в том, что общество, по сути, повторяет одни и те же действия, но при разных обстоятельствах и внося свои коррективы. Признать ту или иную концепцию за парадигму означает ее осмысление с точки зрения уже имеющихся стандартных способов изучения и анализа. Исходя из этого, нормальная наука непрерывно развивается в первую очередь благодаря своей традиционности.

Традиции в науке различаются по способу получения знаний на вербализованные (явные) и невербализованные (неявные).

Первые существуют в виде текстов, монографий, теорий, уже четко зафиксированных в науке, в то время как вторые не имеют предметного выражения.

Неявные традиции передаются от одного поколения к другому на уровне образцов познания, через демонстрацию приемов и подходов. Примером может служить обучение врачей, на практике они учатся проводить сложные операции, при этом от преподавателя к ученику знания передаются неявно.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Нильс Бор и Эйнштейна

Нильс Бор сформулировал принцип соответствия старой и новой теории. Согласно ученому каждая новая наука опирается на старую, принимает уже устоявшиеся теории, обнаруживает их различия и видоизменяет.

По словам Эйнштейна, предназначение науки состоит не только в обнаружении новых выводов, также наука должна закладывать фундамент для ее дальнейшего развития следующими поколениями. Таким образом, наука будет непрерывно прогрессировать. При этом новая теория не обязательно опирается на новую во всех возможных категориях, она вправе выявить недостатки и ограниченность старой теории и оценить ее достижения с более глубокой точки зрения.

Ньютон

Ньютон также рассуждал на тему традиций в науке с точки зрения накопленного опыта. Даже при выборе предмета изучения ученые, по мнению физика, исходят из уже имеющихся законов. Истинные открытия достигаются не умом одного человека, это совокупность мыслей и выводов, принадлежащие массе деятелей того или иного времени. Ньютон считал, то великие личности способны изменить точку зрения человечества и понимание мира в целом.

Р. Фейман

Важнейший аспект преемственного развития науки состоит в том, что при исследовании необходимо выходить за рамки уже существующих парадигм. Американский ученый Р. Фейман подчеркивал эту мысль в своих работах, считал, что роль деятелей состоит в распространении имеющихся знаний за пределы постигнутого. Только соблюдая это условие, наука оказывается плодотворной и только так она развивается.

Итак, каждый новый научный шаг обусловлен ранее накопленным опытом. Поэтому научный прогресс зависит не только от социальных условий и других факторов настоящего времени, но и от уже выработанной системе представлений, обобщившей накопленные выводы и теории. По содержанию наука является продолжением имеющихся знаний, при этом совершенствует их в соответствии с новыми условиями. Только осмысливая и критически перерабатывая знания предшественников, ученый может развивать науку, сохраняя и приумножая истинные знания и преодолевая заблуждения.

Полезные источники

Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 352с.

Розов М.А. Теория социальных эстафет и проблемы анализа знания / М.А. Розов Теория социальных эстафет. Москва, 2008. – 354 с.

Крянев, Ю.В. История и философия науки (Философия науки): Учебное пособие / Ю.В. Крянев, Е.Ю. Бельская, Н.П. Волкова. – М.: Альфа-М, 2016. – 366 c.

Традиции в науке и мнение ученых разных времен обновлено: 17 сентября, 2021 автором: Научные Статьи.Ру

3. Частная наука и универсальная наука. - Если все знание внутренне взаимосвязано и постольку есть единое знание, сама собою напрашивается неопределенная мысль об одной-единственной универсальной науке. В таком случае, насколько вообще возможно деление, имело бы силу

РАЗДЕЛ 6. ЭТИКА, ИЛИ НАУКА ЖИТЬ

2. Традиция.

2. Традиция. - Поскольку общество - это совместная жизнь людей, формы и содержание которой определены некоторым прошедшим, непрерывно меняются, будь то неприметно с течением времени, или во внезапных кризисах, оно существует не из ничего в одном лишь настоящем, но живет

Вводный раздел. Логика как наука

Вводный раздел. Логика как наука Прежде чем непосредственно приступить к проблематике логики, необходимо иметь хотя бы общее представление о самой этой науке — уяснить себе ее предмет, познакомиться с историей ее возникновения и развития вплоть до наших дней, осмыслить

Традиция в науке[84]

Традиция в науке[84] Празднуя пятисотлетие со дня рождения Коперника, мы вспоминаем о том, что наша сегодняшняя наука продолжает его дело, что направление, намеченное его астрономическими исследованиями, до сих пор во многом определяет научную работу нашей современности.

Глава 4. НАУКА САКРАЛЬНАЯ И НАУКА ПРОФАНИЧЕСКАЯ

Глава 4. НАУКА САКРАЛЬНАЯ И НАУКА ПРОФАНИЧЕСКАЯ Выше мы показали, что в традиционных цивилизациях в основе всего лежит интеллектуальная интуиция. Иными словами, в таких цивилизациях самым существенным является чисто метафизическая доктрина, а все остальное проистекает

Розов М.А. X. ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В РАЗВИТИИ НАУКИ

Розов М.А. X. ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В РАЗВИТИИ НАУКИ Наука обычно представляется нам как сфера почти непрерывного творчества, как сфера, где стремление к новому является основным мотивом деятельности. В науке нет смысла повторять то, что уже сделано нашими предшественниками,

Введение. Предмет философии науки (Розов М.А., Стёпин В.С.)

Введение. Предмет философии науки (Розов М.А., Стёпин В.С.) Сейчас, в конце двадцатого века, бросая взгляд в прошлое, мы можем с уверенностью сказать, что ни одна сфера духовной культуры не оказала столь существенного и динамичного влияния на общество, как наука. И в нашем

Наука сакральная и наука для профанов

Наука сакральная и наука для профанов Ранее мы уже говорили, что в традиционных обществах в основе всего находится интеллектуальная интуиция. Иначе говоря, метафизическая доктрина является самым важным элементом такого общества, а все остальные области человеческой

2. Наука не рождается из мифа, но наука всегда мифологична

2. Наука не рождается из мифа, но наука всегда мифологична В связи с этим я категорически протестую против второго лженаучного предрассудка, заставляющего утверждать, что мифология предшествует науке, что наука появляется из мифа, что некоторым историческим эпохам, в

235. ТРАДИЦИЯ

235. ТРАДИЦИЯ Не передвигай межи, установленной отцами.Библия — Притчи, 22:28Мы есть сыны наших отцов: сыны, а не гробы.Бердичевский раввин — АракинТрадиция не предполагает неподвижности и покоя: она выражает бесконечность природы и истории.Блум — Новые

- то, что передается (определенный и важный для данного общества объем социокультурной информации)

- то, как осуществляется эта передача, т.е. определенный способ взаимодействия людей (

Уже из двух этих составляющих традиции выявляется связь собственно научного (знания в широком смысле этого слова) и социального (социокультурного). Под социокультурным понимается вся совокупность материальных и духовных достижений человеческого общества (социальные, экономические, политические, идеологические институты и связи), а также сам общественный субъект, т.е. некий демиург культуры (2, 5-6).

Значение традиции исключительно для человеческого общества: традиция обеспечивает воспроизводство выдержавших испытание временем образцов прошлой деятельности, т.е. она определяет ход развития настоящего и будущего прошлым, уже сбывшимся. Такое понимание традиции делает это понятие применимым практически к любым фрагментам и уровням организации социокультурного опыта (как прошлого - культурное наследие, так и настоящего), что иногда служит основанием для отождествления традиции и социокультурного опыта. Однако такое отождествление неправомерно, так как не всякий опыт становится традицией. Для включения в систему традиции социокультурный опыт должен пройти селективный отбор на устойчивость и относительную массовость воспроизведения в структурах деятельности.

Множество философов и ученых рассуждали о сути и роли традиции в научном познании. Вот некоторые из этих позиций:

Традиции воплощаются всюду, однако самым непосредственным образом они обнаруживают себя в следующих отношениях и действиях:

· в личных контактах ученых,

· в отношениях учитель-ученик,

· в создании научных школ и направлений.

Следует сказать, что при выборе проблем учеными руководят не только традиции, но и другие мотивы, среди которых в первую очередь нужно выделить:

· стремление к истине,

· желание максимально проявить свою личность в избранной области.

С наибольшей полнотой, считает Гейзенберг, действие традиции проявляется в более глубоких слоях научного процесса, где ее не так-то легко распознать. Речь идет о выборе научного метода. В течение более чем трех столетий (включая и XX в.) наука следует методу, открытому Коперником, Галилеем и их последователями. Сущность нового метода состояла в представлении природных феноменов как идеальных объектов, в проектировании экспериментов, идеализирующих опыт и допускающих математическую обработку.

Читайте также: