Формирование психологической готовности к школе в разных видах деятельности

Обновлено: 04.05.2024


Быть готовым к школе уже сегодня –

не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе –

Ребёнок на пороге школы. Каким он должен быть? Какими качествами обладать, какой объём знаний должен иметь при поступлении в школу и должен ли? Извечный спор и проблема учителей школы и педагогов детского сада, тревога родителей. Как избежать этих споров, волнений, а порой и взаимных упрёков?

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 01.01.2014 г. направлен на решение следующих задач:

формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Последние изменения в жизни современного общества и сделали актуальной задачу дифференцированного обучения детей в системе школьного образования и постепенной подготовки дошкольников к освоению учебной деятельности.

Плохо подготовленный к обучению ребенок уже в первом классе начинает отставать от сверстников, что способствует формированию сниженной самооценки и в дальнейшем приводит к устойчивой школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Психологическая готовность — это самая обширная группа психических функций и механизмов, которая включает интеллектуальную, личностную и эмоционально — волевую её формы. Под интеллектуальной готовностью обычно понимают необходимый для освоения учебной программы начальной школы уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную готовность.

Личностная готовность предполагает определенный уровень развития мотивационной сферы в виде системы мотивов поведения, а также умения произвольного управления своим поведением. Следует отметить, что слабость волевого управления поведением и сниженная произвольность мышления прямо зависят от степени зрелости головного мозга и, в первую очередь, от степени зрелости лобных долей.

Как же психологически подготовить ребенка к школе?

 Следующим условием успешной учебы является выработка у ребёнка умения преодолевать трудности. Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.

 При подготовке к школе родителям следует научить ребёнка и аналитическим навыкам: умению сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научиться внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе.

 Немаловажную роль играет и личностная готовность к школе. Сюда входит потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша.

 Для будущего школьника в определенной степени важна усидчивость, умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, умение доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути. Можно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных делах. Хорошо помогают воспитанию усидчивости настольные игры, занятия лепкой, аппликацией, то есть те игры, которые продолжаются достаточно долгое время.

 Кроме всего перечисленного, ребенок должен обладать, несомненно, навыками общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом.

Правильная подготовка ребенка к началу школьных занятий может значительно облегчить его беспокойство. Не забудьте и о своих чувствах: если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку. Поэтому, будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка.

Самое главное, у детей должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребёнок успевал работать вместе с классом.

Таким образом, понятие психологической готовности ребенка к школьному обучению включает определенную ступень развития различных сторон личности ребенка. Для того, чтобы ребенок мог успешно учиться в школе, войти в школьную жизнь и успешно выполнить все обязанности школьника, он должен достигнуть не только определенного уровня интеллектуального развития и иметь достаточный запас представления, но и должен обладать известной направленностью личности и теми чертами воли и характера, которые обеспечивают возможность полноценного выполнения им учебной деятельности.

В нашем дошкольном учреждении разработаны занятия, активно использующиеся по формированию психологической готовности к школьному обучению.

 формирование компонентов школьной готовности:

Цель реализуется через решение таких задач:

 формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

 развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;

 формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;

 развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;

 развитие волевых компонентов: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;

 развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками, умения

 видеть мир глазами другого человека — коммуникативная готовность

 развитию логического и образного мышления дошкольника;

 развитию мелкой моторики — психомоторная готовность; внимания, памяти.

Курс обучения рассчитан на 1 год.

Содержание курса

2. Кинезиологическая гимнастика (гимнастика для мозга)

3. Развитие логического мышления, внимания, памяти, связной речи.

5. Развитие творческого воображения.

6. Ритуал прощания.

Пример разработанных занятий по формированию психологической готовности к школьному обучению.

Занятие №1.

Цель: настроиться на совместную деятельность, общение, развитие тактильных ощущений, эмпатии.

Выполнение упражнения способствует обогащению мозга кислородом.

1. Поставьте ноги удобно, параллельно друг другу и немного скосолапив, колени расслаблены.

2.Положите одну руку на пупок. Большим и средним пальцем руки массируйте углубления между первыми и вторыми ребрами под ключицами слева и справа от грудины.

3. Поменяйте руки и повторите упражнение.

3. Упражнение на развитие слуховой памяти.

Детям зачитывается, с установкой на запоминание 10 одно –и двусложных слов:

Книга луна звон мед вода

окно лед день гром брат

Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперед.

Медленный выдох. Выдыхая, рисовать перед собой обеими руками одновременно геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги).

5. Упражнение на развитие координации движений играфических навыков.

Рисовать в тетради круги, квадраты, треугольники одновременно обеими руками:

левой рукой правой рукой.

6. Припоминание 10 слов из упражнения №1.

7. Упражнение для профилактики нарушений зрения.

Глазами нарисовать 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

8. Упражнения на развитие логического мышления.

— Если жираф выше тигра, значит тигр…

— Если слон тяжелее зебры, значит зебра…

— Если крокодил длиннее ящерицы, значит ящерица…

— Если лев сильнее черепахи, значит черепаха…

— Если гепард бегает быстрее черепахи, значит черепаха…

Какое животное больше собаки?

Как только ребенок называет кто больше, взрослый называет свое животное еще больше, потом ребенок по очереди.

Занятие №2.

2. Упражнение на развитие механической зрительной памяти.

Предлагается 10 невербальных символов, записанных на доске. Время для запоминания 20 сек.

Воспроизвести символы в блокноте по памяти. Записи убрать.

3. Дыхательные упражнения см. Занятие №1.

4. Упражнение на развитие пространственной ориентации, координации движений играфических навыков.

Задание:

Нарисовать обеими руками одновременно в тетради геометрические фигуры, начиная с разных точек:

Левая рука правая рука.

5. Припоминание символов (см. упр.1)— записать втетради.

Результаты сравнить с записями в блокноте.

— Елка родственница ежа, потому что…

— Клубок — родственница ежа, потому что…

— Медведь родственник ежа, потому что…

— Енот — родственник ежа, потому что…

«Без чего не может быть собака (без кости, конуры, шерсти, хозяина и т. д.), лошадь, корова, кошка, коза и т. д.

Цель: развитие скорости реакции, моторной ловкости.

Описание игры: играющие становятся в круг, спинами внутрь круга. Игрок, у которого мяч, бросает его в круг, называя при этом имя. Названный ребенок должен повернуться лицом внутрь круга и поймать мяч. Победителем становится тот, кто ловил мяч чаще других.

Основные термины (генерируются автоматически): школа, ребенок, развитие, школьное обучение, психологическая готовность, упражнение, учебная деятельность, друг, логическое мышление, словесная игра.

Похожие статьи

Особенности подготовки детей дошкольного возраста.

дошкольный возраст, школьное обучение, дошкольное образование, учебная деятельность, школа, ребенок, ходя учебы, будущий школьник, образовательная программа, качество личности.

Психологическая готовность дошкольников к школьному.

ребенок, школьное обучение, школа, психологическая готовность, интеллектуальная готовность, дошкольный возраст, умение, учебная деятельность, мотивационная готовность, наглядно-образное мышление.

Сущность готовности ребенка к школьному обучению.

школа, ребенок, школьное обучение, дошкольный возраст, учебная деятельность, уровень развития, умение, ближайшее развитие, познавательная деятельность, волевая готовность.

Готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе

школьное обучение, ребенок, дошкольный возраст, школа, учебная деятельность, совместная деятельность, психолого-педагогическая готовность, психологическая система, высокий уровень, социальная зрелость.

Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте

Но помимо названных особенностей мышление, важно выявить влияние учебной деятельности на развитие мышления.

Рис.1. Результаты исследования уровня развития наглядно-образного мышления. Особенности словесно-логического мышления изучались.

Психологическая готовность дошкольника к обучению

В данной статье рассматриваются вопросы о формировании психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. На основании методик: тест школьной зрелости Керна-Йерасика, тест определения готовности к школе.

Условия развития логического мышления детей старшего.

Таким образом, мышление — основа обучения, потому и развитие различных видов мышления и мыслительных операций традиционно рассматривается как подготовка фундамента учебной деятельности. Проблема развития мышления у детей дошкольного.

Исследование психологической готовности детей к обучению.

Ключевые слова: готовность, психологическая готовность к обучению, ребенок, дошкольник, школа.

И отнюдь не все учащиеся приходя в школу уже обладают простыми формами учебной деятельности, ЗУНами, которые, как полагает школа, обязаны быть.

Психолого-педагогические условия формирования готовности.

ребенок, детский сад, школа, подготовка детей, психологическая готовность, школьное обучение, родитель, ближайшее развитие, режим дня, готовность ребенка.

Особенности подготовки детей дошкольного возраста.

дошкольный возраст, школьное обучение, дошкольное образование, учебная деятельность, школа, ребенок, ходя учебы, будущий школьник, образовательная программа, качество личности.

Психологическая готовность дошкольников к школьному.

ребенок, школьное обучение, школа, психологическая готовность, интеллектуальная готовность, дошкольный возраст, умение, учебная деятельность, мотивационная готовность, наглядно-образное мышление.

Сущность готовности ребенка к школьному обучению.

школа, ребенок, школьное обучение, дошкольный возраст, учебная деятельность, уровень развития, умение, ближайшее развитие, познавательная деятельность, волевая готовность.

Готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе

школьное обучение, ребенок, дошкольный возраст, школа, учебная деятельность, совместная деятельность, психолого-педагогическая готовность, психологическая система, высокий уровень, социальная зрелость.

Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте

Но помимо названных особенностей мышление, важно выявить влияние учебной деятельности на развитие мышления.

Рис.1. Результаты исследования уровня развития наглядно-образного мышления. Особенности словесно-логического мышления изучались.

Психологическая готовность дошкольника к обучению

В данной статье рассматриваются вопросы о формировании психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. На основании методик: тест школьной зрелости Керна-Йерасика, тест определения готовности к школе.

Условия развития логического мышления детей старшего.

Таким образом, мышление — основа обучения, потому и развитие различных видов мышления и мыслительных операций традиционно рассматривается как подготовка фундамента учебной деятельности. Проблема развития мышления у детей дошкольного.

Исследование психологической готовности детей к обучению.

Ключевые слова: готовность, психологическая готовность к обучению, ребенок, дошкольник, школа.

И отнюдь не все учащиеся приходя в школу уже обладают простыми формами учебной деятельности, ЗУНами, которые, как полагает школа, обязаны быть.

Психолого-педагогические условия формирования готовности.

ребенок, детский сад, школа, подготовка детей, психологическая готовность, школьное обучение, родитель, ближайшее развитие, режим дня, готовность ребенка.

Читайте также: