Поэзия как напряженный монолог исповедь цветаева кратко

Обновлено: 05.07.2024

Марина Ивановна Цветаева вошла в русскую литературу XX века как мастер лирического монолога. До появления на поэтическом небосклоне имени Цветаевой женская лирика была салонной, жеманной и, в сущности, малоинтересной. Цветаева ворвалась в мир русского стиха, как комета, наполнив его неслыханными до сих пор созвучиями и ритмами, в которых слышны летняя гроза, горечь любви, ярость покинутой женщины и множество других лирических аккордов, на которые до сих пор не осмеливались русские поэтессы. Как заметил современник, Цветаева и не была поэтессой. Она была — поэт.

Недаром в цветаевских текстах нередко упоминается барабан, этот самый ритмичный из музыкальных инструментов. Поэзии Цветаевой присущ ритм, который не только составляет схему, костяк стиха, но н

В смертных изверясь,

Зачароваться не тщусь:

В старческий вереск,

В среброскользящую сушь.

Настоящий трагизм зазвучал в поэзии Цветаевой в пору эмиграции, когда Марина Ивановна, лишенная родины и дружеской поддержки, осталась один на один с жестоким и страшным миром. В тихой Праге она имела единственного собеседника и друга — каменного рыцаря, стоящего над Влтавой:

Бледнолицый страж над плеском века,

Рыцарь, рыцарь, стерегущий реку.

Бог тебя хранит.

Сердцем дал гранат,

Грудью дал гранит.

Мощное органное звучание этим стихам придает гнев, который испытывала Цветаева, ставшая свидетелем гитлеровских беззаконий в Европе.

XX век закончился, и многое сегодня мы подвергаем переоценке. Но стихи Цветаевой не теряют своей свежести, яркости, не перестают удивлять нас. Творчество каждого поэта — это исповедь. Это доказала Марина Ивановна Цветаева.

Тема: - Поэзия М. Цветаевой - напряженный монолог - исповедь (1)

Исповедальность свойственна произведениям многих поэтов серебряного века. Из всех стихов мы часто узнаем о конкретных чертах их облика, об обстоятельствах жизни. Ахматовская челка и шаль, есенинские белокурые волосы и голубые глаза, высокий рост В. Маяковского — все это органично вплелось в их произведения. Ведь поэт — конкретная личность со своей единственной и неповторимой судьбой. В стихах М. Цветаевой также развертывается единственная и неповторимая судьба. О ней говорит поэт с потрясающей откровенностью, с глубокой искренностью.


Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед, —

Крупнее и слаще нет.

За девками доглядывать, не скис

ли в жбане квас, оладьи не остыли ль,

Да перстни пересчитывать, анис

Ссыпая в узкогорлые бутыли.


Эти подробности важны потому, что в них жизнь души, ее глубокие переживания. Единственность, уникальность обстановки придает цветаевской исповеди подлинность.

Но самое главное — чувство непосредственно выплескивается наружу, переживается здесь и сейчас, одновременно с поэтическим высказыванием. Душа болит, переполняющее ее чувство не отболело, не отошло:


Вчера еще в глаза глядел,

А нынче — все косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел

Все жаворонки нынче — вороны!

Безмерность чувств требовала непосредственного живого отклика, понимания, сочувствия. Цветаевская исповедь напряженно ищет собеседника. Едва ли у какого-либо другого поэта можно найти столь частые прямые обращения к читателю, к потомкам, такой предельно искренний, доверительный тон:


К вам всем — что мне,

Ни в чем не знавшей меры,

Я обращаюсь с требованьем веры

И с просьбой о любви.


Ощущение непосредственности обращенного к миру, ко всем переживаниям создает особое отношение к поэтическому слову. Слово у М. Цветаевой всегда свежее, незахватанное, и оно всегда — прямое, конкретное. Это слово — скорее жест, передающий некое действие. Оно ощутимо, как жест физический. Это слово всегда Ударное, выделенное, интонационно подчеркнутое (отсюда — крайнее изобилие в стихах М. Цветаевой тире, скобок, знаков восклицания и знаков вопроса). Такое отношение к слову повышает эмоциональный накал и драматическую напряженность речи:


Наге! Р1ите! Глядите!

Течет, не так ли?

Я державную рану отдам до капли!

(Зритель — бел, занавес — рдян.)


Судьба М. Цветаевой была трагична. Но она всегда говорила,

Марина Цветаева. Трудно встретить человека, в душе которого это имя не пробуждало бы ярких чувств, чье сердце не загоралось бы трепетным огнем от первой же строчки любого из стихотворений этой удивительной поэтессы.

Кем она была? Какую жизнь прожила? О чем мечтала? Кого любила? Как любила? На все эти вопросы можно найти ответы в поэзии самой Цветаевой. Загадка? Тайна? Или откровенность? Чем стали ее стихи для нас? Это зависит от того, насколько мы способны проникнуться высокими чувствами поэтессы. Она раскрыла перед нами свою душу, свою жизнь, — ничего не тая и ничего не приукрашивая, — раскрыла саму себя. Но жизнь ее была сложна, а сердце пылало безудержным, мятежным огнем. Отдавая дань таланту Марины Цветаевой, ее мастерству, силе ее поэтического слова, мы должны были бы называть ее Поэтом, но столько в ее произведениях женственности, столько тем, мотивов, переживаний, близких и понятных прежде всего женщине, что невольно произносишь "Поэтесса", но обязательно о большой буквы, преклоняясь и восхищаясь.

Писать Марина Цветаева начала очень рано — в шесть лет (когда еще "не знала", что "поэт"). Она просто прислушивалась к самой себе, пропуская через свою душу весь огромный, еще не познанный мир. И в этой пылкой душе сами собой рождались поэтические строки:

Ах, золотые деньки!

Где уголки потайные,

Где вы, луга заливные

Юная Цветаева еще не познала горечи разочарований, которые ждали ее впереди. Потому ее ранние стихотворения еще наполнены светом и теплотой, восторгом перед жизнью и окружающим миром. Но ей, к сожалению, недолго суждено было наслаждаться этой радостью и светом. Холод и голод, война и неустроенность быта заставили быстро повзрослеть саму поэтессу и наполнили высокой трагедийной напряженностью "сердечной смуты" ее поэзию.

Для чувственной и тонкой души Марины Цветаевой юность стала той гранью, которая разделяет сказку и жестокую реальность. И перейти через эту черту — значит потерять, оставить все теплое и нежное, связанное с детством.

Христос и Бог! Я жажду чуда

Теперь, сейчас, в начале дня!

О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня.

Захлебываясь от тоски,

Иду одна, без всякой мысли,

И опустились и повисли

Две тоненьких моих руки.

Время, эпоха отражались с необычайной точностью в душе поэтессы. Она не хотела принимать мир таким, каким он был, но понимала, что не в силах что-либо изменить. Единственное, что она могла, — выражать себя, а вместе с тем и эпоху, в пламенных строках своих стихов, чтобы открыть этот мир окружающим, чтобы высказать все самое сокровенное, важное, личное, все, что происходило в ее душе. "Равенство дара души и глагола — вот поэт", — считала Цветаева и как никто другой соответствовала этому определению. Ее "душа родилась крылатой", ее дар слова шел из глубины души.

Я счастлива жить образцово и просто:

Как солнце — как маятник — как календарь.

Быть светской пустынницей стройного роста,

Премудрой — как всякая божия тварь.

Знать: Дух — мой сподвижник, и Дух — мой вожатый!

Ходить без докладу, как луч и как взгляд.

Жить так, как пишу: образцово и сжато, —

Как Бог повелел и друзья не велят.

Стихотворения Марины Цветаевой отличает потрясающая искренность. Она всегда отталкивается от реальных фактов, от пережитого впечатления или чувства. Валерий Брюсов писал: "Не боясь вводить в поэзию повседневность, она берет непосредственно черты жизни, и это придает ее стихам жуткую интимность. Когда читаешь ее книгу, минутами становится неловко, словно заглянул нескромно через полузакрытое окно в чужую квартиру и подсмотрел сцену, видеть которую не должны были посторонние". Поэзия Цветаевой действительно является отражением всей ее жизни, от внешнего окружения до внутренних недугов, от мелочей до глобальных событий и переживаний. Она не стремилась скрыть свою жизнь от окружающих, напротив, она сама открывала настежь "дверь". Не потому ли поэтессу многие не понимали и не принимали при жизни? Тем не менее, сама она была твердо уверена, что просто жизнь еще не доросла до ее стихов, но когда-нибудь это обязательно произойдет:

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я — поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет.

. Моим стихам о юности и смерти

. Настанет свой черед.

Это стихотворение, проникнутое оптимистическим настроением, оказалось пророческим: настал "черед", настало время, когда каждая написанная Цветаевой строка нашла живой отклик в сердцах людей, прозвучала натянутой струной, позволив лучше понять душу и характер поэтессы. Французский философ Ларошфуко считал, что у каждого человека не один характер, а три: желаемый, кажущийся и действительный. Желаемый — то, как человек воспринимает себя. Цветаева воспринимала себя яркой, дерзкой, смелой. Потому и поэзия ее — "как искры из ракет". Кажущийся характер — это тот, который видят окружающие. А поскольку окружающие тогда не могли по-настоящему разглядеть Цветаеву, то до определенного срока ее стихам суждено было оставаться "нечитанными". В действительности же она — настоящий поэт: мудрец, являющий нам истину, волшебник, способный простыми словами ввести читателя в мир гармонии, искренности, красоты. И когда пройдет это бурное, кровавое время, когда люди откроют глаза и души и вспомнят о вечном, — ее поэзии "настанет свой черед".

А пока это время не настало, сердце Цветаевой разрывается от горечи и растерянности от происходящих в современном ей мире событий, от насилия, террора, несправедливости и жестокости. Болью отзывается жизнь в душе поэтессы, и она не может молчать об этих горьких чувствах:

Горечь! Горечь! Вечный привкус

На губах твоих, о страсть!

Горечь! Горечь! Вечный искус –

В стихотворениях Цветаевой все чаще звучит мотив смерти. Она призывает смерть, предчувствует ее. В смерти она видит единственный выход — единственную возможность уйти от этого кошмара, из этого безумного мира, в котором больше не могла находиться. Нет, она не отказывалась жить — она любила жизнь. Но она отказывалась так жить:

В бедламе нелюдей

С волками площадей

С акулами равнин

Вниз — по теченью спин.

Не надо мне ни дыр

Ушных, ни вещих глаз.

На твой безумный мир

Ответ один — отказ.

От радости — к драме, от гармонии — к бездне и отчаянию — таков путь лирической героини Марины Цветаевой. Таков жизненный путь и самой поэтессы, путь, полный надежд и разочарований, любви и разлук, мечтаний о счастье и гармонии и боли от утраты иллюзий. Тот, кто, прочитав ее стихотворения, сможет до конца понять душевный мир ее лирической героини, тому откроется душевный мир и самой Цветаевой. Он сможет заглянуть в ее душу и увидеть и оценить все многообразие ее переживаний, ощутить силу эмоционального напряжения.

В достаточно узких рамках стихотворения Марина Цветаева умела передать и выразить мысли и чувства общечеловеческого характера, отражающие реальный мир чувств и стремлений и вместе с тем открывающие мир стремлений и переживаний личных. Она писала о вечном, о дорогих ее сердцу вещах и событиях. А это были вещи и события, близкие и понятные каждому: любовь, дружба, верность; душа, жизнь, мечты. Она писала повесть о себе — искренне, открыто, ничего не скрывая и не боясь. Потому что искренность была неотъемлемой частью ее души. Потому что иначе она не могла.

Цветаева не мечтала о славе — но она надеялась, что когда-нибудь случайный прохожий прочтет ее стихотворение и вспомнит о ней с благодарностью и теплотой.

Все таить, чтобы люди забыли.

Как растаявший снег и свечу?

Быть в грядущем лишь горсточкой пыли

Под могильным крестом? Не хочу!

Ее не забыли. Снова и снова, следуя за лирической героиней, мы читаем автобиографию в стихах яркой, и неповторимой личности. Мы узнаем поэтессу в созданных ею образах, учимся сравнивать ее и ее героев, учимся любить и дружить, хранить верность, мечтать, стремиться к добру, ценить искренность и красоту человеческих отношений, учимся жить открыто и честно, в гармонии с самими собой и окружающим миром.

Автор: Бондарь Татьяна Михайловна

Организация: МБОУ СОШ №24

Населенный пункт: Челябинская область, г. Озерск

Поэзия составляет немалую часть школьной программы по литературе.

Работать с поэтическими текстами трудно, но интересно. Поэзия, как особый маркер помогает отметить очень важные стороны жизни её читателя. Она необходима для развития человеческих чувств, умения понимать себя и своих близких. Поэзия способствует развитию литературного языка, внутреннего слуха, чтобы уметь слышать завораживающую музыку, удивительный ритм. Поэтические тексты учат преодолевать временные и культурные границы, рождают новые идеи, способны изменить восприятие прежних воззрений.

Особенно интересно нахождение в поэтическом пространстве в старшей школе, а именно - в 11 классе. Интересны и тексты, и возраст читателей.

Представленная методическая разработка содержит в себе не только содержание урока, в неё включены проекты обучающихся – анализ стихотворных произведений М. Цветаевой (выбор произведений был сделан самими учениками). Этот анализ произведений ни в коем случае не претендует на глубокий литературоведческий анализ. В них, скорее, и есть попытка преодолеть временной барьер, услышать поэта и через его переживания, раздумья понять себя.

Цель:

- продолжить работу по изучению особенностей поэтических текстов М. Цветаевой;

- создавать условия для развития у обучающихся умения анализировать поэтический текст, навыков выразительного чтения, эмоциональной сферы читателей поэзии через восприятие музыки, видеообразов;

- способствовать воспитанию способности сопереживания, внимания к чувствам другого человека, умения понимать свои переживания через поэтическое слово.

Тип урока:

Методы и технологии:

информационно-коммуникативные, поисково-исследовательские, диалогические.

Методические приёмы:

рассказ учителя, эвристическая беседа, постановка вопросов, выразительное чтение стихотворений, показ проектов, анализ поэтического текста, комментарии к прочитанному тексту, предварительная домашняя подготовка, использование межпредметных связей.

Форма проведения учебного занятия:

Оборудование урока:

книги М. Цветаевой, стихи поэта, видеофильм о жизни и творчестве М. Цветаевой, проекты обучающихся – это могут быть видеофильм, презентации.

Ход урока

Тебе – через сто лет

К тебе, имеющему быть рождённым

Столетие спустя, как отдышу, -

Из самых недр, - как на смерть осужденный,

Своей рукой – пишу:

- Друг! Не ищи меня! Другая мода!

Меня не помнят даже старики.

- Ртом не достать! – Через летейски воды

Протягиваю две руки.

Как два костра, глаза твои я вижу,

Пылающие мне в могилу – в ад, -

Ту видящие, что рукой не движет,

Умершую сто лет назад.

Со мной в руке – почти что горстка пыли –

Мои стихи! – я вижу: на ветру

Ты ищешь дом, где родилась я – или

В котором я умру.

Стихи написаны, когда М. Цветаевой 27 лет. Она, пожалуй, одна из немногих, кто пыталась заглянуть в будущее, установить с ним незримую связь. Давайте откликнемся на зов тогда ещё молодой поэтессы. Нам нужен этот разговор. Для самих себя – понять духовную атмосферу переломной эпохи начала 20 века. Понять человека, его мысли и чувства, его отношение к вечности, к любви, смерти, красоте в их философском смысле. Может, нам, жителям 21 века, будут понятны сегодняшние изменения во всех сферах.

А проводником, мудрым собеседником станет русская поэтесса, неординарный человек – Марина Ивановна Цветаева.

Предлагаю выбрать эпиграф к нашему уроку. Для этого прочтите стихотворение, написанное в Коктебеле 13 мая 1913 года. Предложите строчку, наиболее точно отвечающую тональности, идее урока.

2. Фронтальная работа. Формулировка цели урока. Поиск эпиграфа, помогающего раскрыть его замысел.

Ученики безошибочно угадывают, составляют фразу, необходимую для продолжения разговора.

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

- Нечитанным стихам!

Разбросанным в пыли по магазинам,

Где их никто не брал и не берёт,

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.

Учитель:

Вы проводили большую подготовительную работу к уроку. Какова цель этой предварительной подготовки? (Познакомиться с биографией М. Цветаевой, прочитать её стихи, подготовить презентацию по стихам поэтессы).

Сформулируйте цель нашего урока. (Продолжить знакомство с личностью М. Цветаевой, её поэзией через презентацию ученических проектов). Запись на доске.

  1. Знакомство с биографией М. Цветаевой. Просмотр видеофильма (либо презентации), составленного группой обучающихся. Работа по вопросам.

Учитель:

. Вопросы могут быть следующие:

- И вот круг замкнулся. Как писала Цветаева: «Пора снимать янтарь,

Пора менять словарь

Пора гасить фонарь

Расскажите о судьбе мужа – Сергея Эфрона, детей – Георгия, Ариадны? Просмотр фрагмента фильма.

Звучит музыка. (Прелюдия № 1 до мажор Скрябина).

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты…

- В купели морской крещена – и в полёте

Своём – непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьётся моё своеволье.

Меня – видишь кудри беспутные эти? –

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – весёлая пена –

Высокая пена морская!

5. Аналитическая работа – знакомство с особенностями художественного мира Марины Цветаевой.

Учитель:

Учитель:

Не к Вам ли обращается Марина Цветаева? Как Вы можете ответить на это обращение?

Обмен мнениями, в ходе которого возникает потребность показать, как современный читатель воспринимает поэтический слог Цветаевой.

6. Презентация проектов.

Учитель:

Требования к составлению проекта.

Цель – раскрыть содержание стихотворения М. Цветаевой через:

- музыкальное оформление;

- видеообраз;

- выразительное чтение стихотворения;

- интерпретацию поэтического текста;

- анализ (рефлексию) работы творческой группы.

- время презентации 3-5-7 минут.

Презентация проектов (варианты проектов прилагаются). По окончании: обсуждение итогов работы творческих групп, выставление баллов, заполнение рефлексивных листов – выбор Ваш.

7. Подведение итогов урока. Аналитическая работа с текстом. Домашнее задание.

Учитель:

Казалось бы, сейчас самое время вновь звучать стихам Цветаевой. Но пусть будет звучать голос самой поэтессы.

Милые дети!

Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы – люди. Но говорят, что вы – есть, что вы – особая порода, ещё не поддающаяся воздействию. Поэтому:

- Никогда не лейте зря воды, потому что в эту же секунду из-за отсутствия её погибает в пустыне человек,… на свете одним бессмысленным преступлением станет меньше.

- Потому же никогда не бросайте хлеба, а увидите на улице, под ногами, поднимите и положите на ближний забор, ибо есть не только пустыни, где умирают без воды, но и трущобы, где умирают без хлеба. Может, этот хлеб заметит голодный, и ему менее совестно будет его взять так, чем с земли.

- Никогда не бойтесь смешного.

- Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими.

- Не стесняйтесь уступать место старшему.

- Не отличайте себя от других – в материальном…

- Не торжествуйте победы над врагом. Достаточно сознания. После победы – протяните руку.

Учитель:

Какие слова Цветаевой произвели на вас впечатление?

Какие идеи вызвали желание поспорить или не согласиться с поэтессой?

Обмен мнениями.

Домашнее задание: 1. Написать письмо М. Цветаевой, 2. Создать интерпретацию понравившегося стихотворения М. Цветаевой.

Литература.

Приложение

Проект

Тема любви в жизни и творчестве М. Цветаевой

Показ слайдов. Чтение стихотворения. Комментарий обучающихся. Интерпретация – анализ стихотворения готовится отдельно в распечатанном виде.

Наша творческая группа представляет проект, раскрывающий тему любви в жизни и творчестве Цветаевой.

Жизнь Цветаевой была трагической, и немалую роль в этом сыграли её одиночество и невозможность длительных связей с людьми. Главная черта Цветаевой – бесстрашная откровенность во всём.

Говоря о стихах М. Цветаевой, хочется отметить в них песенное начало, которое было так дорого ей. Стихи, которые можно переложить на музыку, представляли для неё особенное достоинство. Как вспоминала Мария Кузнецова, актриса Камерного театра, все любили слушать, как читает стихи сама поэтесса, – любили её ритмическую манеру читать, недаром она в детстве успешно училась музыке.

Берем на себя смелость сказать, что работа над проектом помогла нам развить такие качества, как чувство коллективизма, терпение, упорство. Читать поэтический текст и пытаться разобраться в чувствах поэта – для этого нужно узнать многое об авторе, его окружении. Мы приходим к выводу, что поэзию нужно и можно любить как особый литературный жанр. А ещё такая работа способствует расширению кругозора читателя, учит нас составлять уже свои, пусть и непоэтические, но тексты.

Но у нас есть ряд доводов в пользу вот такой версии. Пусть она не покажется Вам слишком смелой и безрассудной. Мы решили, что этот тайный Он, – АЛЕКСАНДР БЛОК!

Но, что удивительно, самообманом жила и она сама, придумывала людей, придумывала отношения, придумывала ситуации. Она была и автором, и постановщиком этих ненаписанных пьес! И главную роль в них исполнила сама.

Это стихотворение – тихий разговор души поэтессы, она не хочет, чтобы её услышали. Звуки [а, о], [л, м, н] придают стихотворению певучесть, задушевность.

Пейзаж подчёркивает романтическое настроение: ночной покой, встреча с закатными часами, не – гулянья под луной. В этом стихотворении сложный стихотворный размер.

Знакомясь с произведением, мы провели сопоставительный анализ:

ОНА, Я ОН, ВЫ

- нравится - больны

- больна - спокойно обнимаете другую

- быть смешной, распущенной - нежный

- Вас целую - упоминаете имя моё

- играть словами - так любите

- краснеть - прочите мне …гореть

- спасибо

Сопоставительный анализ вновь указывает на тайный смысл стихотворения, желаемые чувства лирических героев.

Читая произведение, перед глазами встаёт образ влюблённой женщины, скромной, целомудренной, погружённой в свой внутренний мир, мир воображения и фантазий. Её любовь к лирическому герою лишена страсти, присущей молодости.

М. Цветаева – о любви (из дневниковых записей).

Проект

Тема Родины в творчестве М. Цветаевой.

Родина, Москва, Революция, история вот ключевые понятия нашего проекта.

Но так сложилась её судьба, что пришлось на себе испытать некогда высказанное. Многие критики охотно делят жизнь и творчество поэтессы на три периода: московский (формирование поэта и стихи юности и молодости), отъезд за границу в 1922 году и тяжёлая жизнь в эмиграции, и, наконец, возвращение в СССР в 1939, увенчавшееся поэтической эволюцией.

Итак, Цветаевой, родившейся в конце 19 века, взрослевшей вместе с 20 веком, пришлось пройти испытание на прочность эпохальными событиями.

Революция – это, по-своему, испытание на человечность.

В период с 1916-1917 годов любовь к России поэтессы воплотилась в стихах, посвящённых МОСКВЕ.

В смутное, неспокойное время взор поэтессы обращается в прошлое России, желая в нём найти примеры жестоких испытаний, выпавших Отечеству, и примеры стойкости Великой России.

Приведём примеры исторических параллелей, помогавшие раскрыть идейное содержание произведения.

Морозова Феодосия Прокофьевна (1632-1675 г.г.) – боярыня, деятельница русского раскола, сподвижница протопопа Аввакума. В ноябре 1673 г. была арестована, состояние её конфисковано. Вместе с сестрой-княгиней Е.П. Урусовой была подвергнута пыткам и уморена голодом.

Аввакум – протопоп, церковный и политический деятель. В 1640 в Москве входил в состав приближённых к царю Алексею Михайловичу – ревнителя православия. Аввакум выступил против церковных реформ патриарха Никона и стал вождём церковного раскола и старообрядческого движения, за что в 1653 г. был арестован и сослан.

Видимо, поэтесса намеренно соединяет разные по времени события. Наверное, сила, убеждённость, стойкость боярыни Морозовой вызывает у неё уважение.

«Не позабыли огненного пойла

15 сентября 1812 года начались первые пожары в Москве. В ночь с 16 на 17 сентября море пламени охватило центр близ Кремля, Замоскворечье, Солянку. Огонь объял почти разом самые отдалённые друг от друга места. У Наполеона (1769-1821 г.г., выдающийся французский полководец, первый консул республики, император Франции, развязал войну с Россией в 1812 г.) не было ни малейших сомнений относительно причин этой совершенно неожиданной катастрофы – русские сожгли Москву, чтобы она не досталась захватчику. За униженную и разграбленную столицу, за все ужасы нашествия, желание отстоять Россию и наказать дерзкого и жестокого завоевателя – все эти чувства разом охватили русским народом, вновь, как и в предыдущие эпохи, отстоявшего Москву, Родину.

Нам бы очень хотелось надеяться на то, что Марина Ивановна Цветаева могла ТАК думать.

Читайте также: