Как повлияло на судьбу славянских народов принятие ими христианства 6 класс кратко

Обновлено: 07.07.2024

Каждый школьник знает, что в 988 году князь Владимир крестил Русь. После этого все восточные славяне стали верить в Христа, ходить в церковь, а дома поставили иконы.

На самом деле крещение проходило в очень сложной форме, а последствия были весьма долгосрочными. Давайте разберемся, что же дало Руси, да и в целом восточным славянам принятие христианства.

Предыстория и обстоятельства крещения

Существует две истории из исторических источников. Первая о том, что к Владимиру прибывали представители разных конфессий, говорили о плюсах и в итоге он выбрал христианство. Вторая о том, что в 988 году Владимир потребовал в жены сестру императора Византии Анну, и услышал главное препятствие: "негоже христианке за поганого…", то есть за язычника. Так князь в Херсонесе принял христианство, а вскоре крестил всю свою страну.

Из этих историй вытекает два главных вопроса: почему Владимир выбрал христианство (и в частности, восточный его обряд) и как отнеслись подданные к религиозной реформе?

Начнем с последнего, и если коротко, то славяне отнеслись к затее князя очень плохо. Ещё при княгине Ольге киевляне требовали отдать им прибывшего с Рима проповедника, так как были против новой веры. И вряд ли что-то поменялось за 20 лет. Скорее всего, страну охватили "поганские бунты", князья вынуждены были силой вводить христианство. Почему же о бунтах нет упоминаний в местных летописях? А зачем фиксировать страшные грехи целого народа.

Точно известно, что ещё в литературных памятках XI-XII веков можно встретить упоминание языческих богов и ритуалов, а некоторые обряды (Иван Купала, Масленица например) известны и сегодня.

Почему византийский обряд?

Теперь к тому, почему князь выбрал греческий обряд христианства. Мне кажется, что это было соединение случайностей и закономерностей. Обстоятельства были такими, что Византия - мощное и влиятельное государство не только в регионе, но и во всей Европе. Это сосед, который манил киевских князей с их грабительскими походами (Аскольд, Олег, Игорь, Святослав), но при этом и империя, с которой Русь понемногу брала пример.

Все чаще страны заключали договора, но только "брачная дипломатия" могла дать более надёжное партнёрство. Так Владимир решил взять в жены Анну, а для этого пришлось принять христианство. Это из обстоятельств, не зависящих от непосредственной воли князя.

Но мне кажется, что и был факт выбора. Что же привлекло Владимира в христианстве? То, что духовная власть не была выше светской. В Риме Папа имел непосредственное влияние на королей, а тут никакой патриарх или митрополит не могли указывать князю направления политики. В итоге, князь даже пожертвовал своей любовью к многоженству (допустимому в язычестве).

Внешние факторы

Теперь разберем, какое влияние оказало христианство на историю Руси и всей Восточной Европы. Начнем с того, как это изменило внешнюю политику.

В X веке Русь, довольно большое государство на задворках Европы считалось отсталым, варварским, поскольку все вокруг уже были монотеистами (верили в одного бога), а славяне до сих пор имели богатый пантеон. Для византийцев, германцев и даже поляков это уже был пройденный этап. Отстающим всегда сложно строить равные отношения. С принятием христианства Русь стала полноценным участником европейских средневековых отношений.

Второй момент в том, что в Средние века монарх должен был обязательно быть посвящен на престол Богом, то есть, по сути, его главным представителем на земле: патриархом (в византийском обряде) или Папой Римским. Киевского князя никто не благословлял, а значит, он не правитель в средневековом понимании. С принятием христианства Рюриковичи вошли в европейскую “королевскую семью”.

Запад был безумно рад принятию нами христианства, пусть и не из Рима. Теперь династии получили “свежую кровь”, можно было отдавать своих сыновей и дочерей за детей князей Руси. Активно развивается брачная дипломатия, а князь Ярослав Мудрый и вовсе получил прозвище “тесть Европы”.

Внутренние перемены

Еще в 980 году Владимир предпринимал попытку реформирования язычества. Он хотел сделать Перуна главным богом у славян, приказав в каждом городе поставить ему идол для поклонения. Но народ Руси был разный, и не всем нужно было поклоняться богу молнии и войны. А как быть крестьянам с их зависимостью от Солнца Ярило или скотоводам, которые надеялись на добрую волю Велеса. Так зачем же Владимиру нужна была реформа язычества?

Восточные славяне остались в православном мире, а вскоре стали главной его составляющей. В дальнейшем будут неоднократно вспыхивать войны и конфликты между католиками и православными (Битва на Чудском озере Невского), православными и мусульманами (конфликты с татарами и Османской империей). Христианство станет важной частью идентичности восточных славян.

С принятием христианства культура восточных славян получает огромный приток идей и примеров. Именно христианизация повлияла на то, что на Руси утвердился вариант азбуки Кирилла и Мефодия. Византия, в отличие от Рима, разрешала народам сохранять свой вариант письменности. Так одним из отличительных элементов восточных славян (и некоторых православных народов) стала кириллица.

Вскоре в Киев и другие города Руси начали привозить греческую литературу, среди которой было много трудов древнегреческих мудрецов. После десятилетий переводов на старославянский язык, возникло новое поколение деятелей (преимущественно монахи), которые начинали создавать собственные произведение. Так у восточных славян появилась литература, а с ней - искусство создания книг и изображений на их страницах.

После 988 года на Русь приезжают мастера из Византии, которые учат местных строить храмы. По всей стране начинается строительство каменных шедевров, многие из которых сохранились до наших дней. В церквях рисуют фрески и мозаики, на заказ делают иконы. Все это - влияние новой религии.

В XI веке Ярослав Мудрый приказал строить в Киеве Золотые ворота и Собор Святой Софии. Все это - по примеру Византии. Если в IX-X веках Русь нападала на Константинополь только как грабители или “дерзкие торговцы”, то при Ярославе Русь уже готова была бросить вызов Византии. Одна из причин этому - христианство. Русь почувствовала себя полноправным участником европейской цивилизации.

Христианство (православие) приняли по византийскому образцу восточные славяне - болгары и сербы,а по западному образцу (католичество) - поляки, чехи, словаки, хорваты, словенцы.

Влияние выразилось в распространении письменности, кириллицы у православных и латиницы у католиков, а также грамоты, появились библиотеки, монастыри, образованные представители духовенства. Возникла церковная иерархия (митрополиты и епископы). Влияние выразилось в языке, так как были заимствованы многие термины и в культуре, например, строительство храмов, иконопись, литература, написание житий святых.

Как повлияло принятие новой веры на развитие русского государства?

Всегда считалось, что христианство оказало большое влияние на развитие русского государства: на изменения нравов, появление письменности, образования, искусство, архитектура в том числе на самосознание русского народа. Это вкратце, если более подробно, то надо книгу писать (а их уже написано предостаточно). НО! Уже не удивлюсь, что на этот вопрос начнут отвечать так называемые поган-язы (неоязычники) - поклонники учения-секты Чудинова&Фоменко&Носовского, которые естественно будут указывать на негативную роль христианства на развитие русского государства, т.к. христианство якобы уничтожило их "Великую Тартарию" от Тихого до Индийского океана, исказило самосознание русского народа, который якобы всегда жил по "Велесовой книги" да по "Славяно-арийским ведам" и следовал "мудрости волхва Велимудра" (х.ен знает кто это), поклонялся богу Тарху Перуновичу (тоже х.ен знает кто это), уничтожило руническое славянское письмо и т.д. и т.п., но пришли "гауляйтеры в рясах" и все и всех "испортили" своим христианством.

Принятие христианства различными славянскими племенами растянулось на несколько веков, фактически, начиная с 7 века и по 12-й. Первоначально христианство было более религией элиты, распространенной в основном в городах. Сельское средневековое большинство все еще тяготело к своим языческим богам.

Но вместе с распространением христианства появилась первая славянская письменность, церкви и храмы, иконопись, исповедуя одну религию, славянские племена сплотились и развивались, в них начало зарождаться то, что мы сегодня назвали бы национальный дух. И это несмотря на то, что с точки зрения ранних славян христианство не было заменой старой славянской мифологии, а, скорее, дополнением к ней.

Похоже о том, что на Руси принято христианство, последними поняли славяне, потому, что принимали без них и за них. А результатом стало, появление понятия русский. Произошло оно от тюрского - Крусь кия, что дословно переводится, как крест шея, а понимать надо, как крест одевший на шею. Этим понятием изначально различали крещенных и не крещенных, а потом в силу влияния политических сил на Руси, чтобы представить дело так, будто не крещенных вообще не осталось, введено было повсеместно, понятие русский. Короче, дело ясное, что дело темное, как и вся история русских.

Россия исторически сложилась как многонациональная страна.Другого быть просто не может.Вопрос существует в национальной политике,в том чтобы мы умели мирно сосуществовать с друг другом, уважая себя и других.Задайте себе вопрос-кто такой русский и попробуйте из России вычленить чисто русских.Получится? Во вторых развитие мира просто не предполагает существование моно национального государства. ))

Вероятно потому, что при вышивании на таких подушечках девушки думали разные думы о своих кавалерах, а возможно потому, что потом на такой подушечке удобно полежать отдохнуть и подумать.

Посмотрите фильм "Русь изначальная". Там конкретики нет, да и не будет её нигде. С самого вида, когда конники русичей стали раздеваться до пояса можно сказать, что это явно были не русичи. Хотя многое доказывает, что и у "древних" русичей существовали берсеркеры, но все больше походит именно на дружину варягов. Скорее всего события для фильма (даже для романа) взяты именно из летописей Нестора, а Нестора уже уличили во лжи многие историки. Не ходил Олег на Царь-град, и щит его нигде там не висел, а вот варяги делали в 10-м веке несколько набегов на Византию и даже "пожгли город" (скорее всего имеется в виду рыночная площадь у стен Константинополя с внешней стороны, потому что там тоже в то время был своеобразный город-рынок). И ко всему сказанному: Олег не был князем, чтобы Вы нен прочитали в летописях или учебниках. Он был воеводой у тех же варягов некоторое время, а потом был наставником юного Игоря.

Основателем династии московских князей и царей (московской линии Рюриковичей) был младший сын Александра Невского - Даниил (1261 - 1303).

В 1263 году умирает Александр Невский. Среди рюриковичей идет борьба за княжеские столы.

Даниил поступает под опеку своего дяди Ярослава Ярославича, тверского князя, который также становится и Владимирским князем. По завещанию Александра Невского из Москвы предполагалось сделать удел и отдать его в княжение Даниилу (до этого у Москвы не было своих князей, она относилась к Владимирскому княжеству), что и происходит к 10 годам Даниила (~1272) после смерти Ярослава Ярославича.

Принятие христианства — одно из самых великих событий в истории Руси. Если говорить кратко о последствиях крещения Руси, следует выделить наиболее важные изменения в различных сферах жизни древнего государства, благодаря которым сформировалась великая и могущественная держава.

Принятие христианства на Руси

Причины необходимости христианизации

Перед тем как перейти к анализу последствий христианизации, необходимо выяснить, каковы были предпосылки для принятия столь важного решения.

До X века на территории Киевской Руси повсеместно было распространено идолопоклонство. Множество племен, входивших в состав государства поклонялись разным божествам и придерживалось собственных религиозных законов. В источниках, дошедших до современности, перечислены Перун, Даждьбог, Хорс, Симаргл, Ярило, Мокошь и др. Поклонение некоторым из них предполагало кровавые жертвоприношения.

 Владимир Красное Солнышко

В 980 году Владимир попытался создать религиозный языческий центр в Киеве. Для этого было сооружено огромное капище, где разместились идолы шести наиболее почитаемых богов. Но проведенная реформа не принесла желаемого результата: племена продолжали поклоняться своим божествам. Принятие веры в единого бога стало необходимостью.

Немаловажную роль в решении о христианизации Киевской Руси сыграло международное положение. Для того чтобы создавать и укреплять экономические связи с государствами-соседями, необходимо иметь с этими странами общие мировоззренческие и религиозные взгляды. А большинство Европейских стран исповедовало монотеизм (вера в одного бога). В Европе существовало несколько направлений монотеизма:

  1. Христианство (Византия, Германия, Дунайская Болгария и Моравия).
  2. Ислам (Волжская Булгария и Арабский халифат).
  3. Иудаизм (Хазарский каганат).

Вадимир понимал, что если в скором времени он не установит на территории государства единую религию, то Киевская Русь раздробится по вероисповеданию на несколько частей, и это может спровоцировать распад державы.

Немаловажное значение для расширения территориальных границ, укрепления политических и экономических отношений имели династические браки с представителями других стран. Это была еще одна весомая причина необходимости христианизации Киевской Руси.

Выбор вероисповедания

Древние русы познакомились с христианством задолго до правления Владимира. Еще в IX в. глава Константинопольской церкви патриарх Фотий с целью расширения границ влияния Византии направлял в воинственные государства миссионеров. Таким образом, были христианизированы Моравия и Болгария. В 860 г. Киевская Русь совершила нападение на Константинополь. Поэтому патриарх посчитал нужным заслать на земли росов христианских проповедников.

В 986 г. к князю Владимиру прибывают миссионеры от волжских булгар. Они проповедуют князю ислам, выслушав послов, Владимир отказывается от такой веры. Причиной отказа явился запрет на принятие алкоголя и употребление в пищу свиного мяса. В то время ни одни переговоры не обходились без выпивки и ломящихся от снеди столов. Но ислам разрешал многоженство, что привлекало любвеобильного князя (он имел около 800 наложниц в разных пунктах страны). Взвесив за и против, Владимир отказался от ислама.

Встреча Владимира с послами

Следующими посетителями были немцы, направленные Папой Римским. Но в тот период отношения с Германией были натянутыми, поэтому Владимир, долго не думая, отправил послов восвояси. После германцев на аудиенцию пришли хазары. Но эта народность переживала не лучшие свои времена: недавно отцом Владимира Святославом был разгромлен Хазарский каганат. А поскольку князь преследовал в первую очередь политические и экономические цели, то расселенные по другим государствам хазары не представляли для него интереса. Князь отказался и от иудаизма.

Последним к правителю Руси прибыл посол из Византии. Он поведал о Боге, его сыне Иисусе Христе и Святом духе, рассказал о Евангелии. И Владимир вынес предварительное решение в пользу христианства.

Позже в религиозные центры были отправлены русские послы, которые присутствовали на службах в качестве наблюдателей. По результатам их поездки было принятое твердое решение о принятии христианской веры.

Ход крещения Руси

В 987 г. Константинополь попросил военной помощи у Руси для ликвидации вспыхнувшего мятежа под предводительством Варды Фоки. Владимир согласился при условии, что Византия разрешит ему жениться на сестре императоров Василия и Константина, царевне Анне. Императоры, в свою очередь, выдвинули требование о принятии христианской веры князем. И в 987 г. Владимир Красное Солнышко был крещен в Константинопольской церкви.

По приезде великого князя первыми приняли крещение его родственники и приближенные ко двору: слуги, воеводы, советники. Капище, которые было сооружено в честь богов-идолов, разрушено и сожжено вместе со статуями. А главное божество Перуна демонстративно привязали к хвосту лошади и пустили по городам и селам.

Крещение Руси

Затем великий князь отдал приказ о всеобщем собрании жителей Киева на берегу Днепра. Люди входили в воду и принимали крещение по подобию Христа от византийских священников, посланных с этой миссией патриархом Константинопольской церкви.

Но далеко не все племена Киевской Руси согласились отказаться от язычества. Новгород отчаянно сопротивлялся. В подавлении народного мятежа главную роль исполнял дядька Владимира по матери Добрыня Никитич. Именно его мы знаем по многочисленным сказаниям и былинам Древней Руси.

Хотя официально Русь была крещена в 988 г., но еще очень долго пережитки язычества сохранялись среди населения. Заядлые приверженцы язычества подпольно агитировали народ за отречение от единого Бога. Чтобы ослабить их влияние, ко многим языческим праздникам были прикреплены библейские. Например, день поклонения богу летнего солнца Купале был назначен днем поминания Иоанна Крестителя. Постепенно люди привыкли и стали относится к Ивану-Купала как к христианскому празднику.

Последствия христианства

Последствия принятия христианства на Руси можно разделить на две категории: положительные и отрицательные. Необходимо привести вначале положительные изменения в жизни государства, поскольку их было гораздо больше:

Христианство на Руси

Возникновение письменности

  1. Укрепление власти правителя государства. Религия учила людей смирению и повиновению, а наделенных властью — ответственности за судьбы подчиненных. Вера в одного Бога способствовала сплочению русского народа.
  2. Создание Церковного устава. Утверждение церковного и княжеского судов.
  3. Улучшение нравственных основ общества. Запрещены кровавые жертвоприношения. Библия учит людей быть справедливыми, милосердными. Владимир на своем примере показывал, какие изменения происходят с человеком, если он уверовал в единого Бога. Князь навсегда отрекся от многоженства, занимался возведением больниц и приютов для нищих и бездомных, в праздники раздавал пищу и деньги всем желающим. За все перечисленные благодеяния князь Владимир был причислен церковью к лику святых.
  4. Государство приобрело возможность полноценно взаимодействовать с другими державами. Крещение благотворно повлияло на укрепление торговых и экономических отношений.
  5. Князьям — последователям Владимира было легко налаживать внешние политические связи с помощью династических браков.
  6. Огромный скачок в развитии архитектуры и живописи. Храмы строились уже не из дерева, а из кирпича. Русичи научились делать купола и украшать ими соборы и церкви. Был построен собор Святой Софии, Киево-Печерская лавра и др. Фрески, мозаики, иконопись — все это византийское наследие.
  7. Возникновение письменности. Благодаря Кириллу и Мефодию Русь познакомилась с кириллицей и глаголицей. При монастырях создавались школы, где обучали письменности всех желающих. Там же переписывались Библии, жития святых, сочинялись первые летописи.
  8. Государство получило доступ к исследованию культурных и материальных ценностей античного периода.

Изучив кратко причины и последствия крещения Руси, можно сделать вывод: X век стал самым насыщенным прогрессивными изменениями периодом в истории великого государства.

Читайте также: