Анализ школьных программ по литературе

Обновлено: 08.07.2024

В ходе работы нами были проанализированы программно-методические материалы по литературе 5-9 классов с целью выявления авторов, которые в своем творчестве обращались к образу Парижа.

Программа под ред. А.Г. Кутузова (А.К. Киселева, Е.С. Романичева, В.В. Леденева, И.И. Мурзак) включает обязательное изучение произведений следующих авторов:

Проанализировав содержание программ по литературе различных авторов, мы пришли к выводу, что в школьном курсе литературы при изучении творчества указанных писателей не рассматривается образ города (Парижа).

Программа элективного курса по литературе

Пояснительная записка

Данная программа элективного курса предназначена для учащихся 9-го класса, является предметным курсом, представляет собой дополнение к общеобразовательным программам по литературе. Она включает в себя пояснительную записку, содержание курса, темы для самостоятельного изучения, основные понятия курса, основные умения и навыки, список литературы. Для реализации представленной программы предполагается 21 час. В данном курсе охватывается временной отрезок XVIII-XIX вв.

Знаменитая столица Франции на протяжении многих лет вызывала интерес у русских. В настоящее время почти каждый второй человек мечтает побывать в Париже. В художественной литературе этот город представлен с точки зрения положительных и отрицательных оценок. Прочтение литературных произведений позволяет читателю познакомиться с Парижем поближе, узнать об архитектуре этого города, обществе, окунуться в атмосферу парижских улочек.

В существующих школьных программах по литературе не предусмотрено изучение образа Парижа. Программа данного элективного курса позволяет познакомить школьников со знаменитой столицей Франции, которая была представлена в творчестве русских и европейских писателей, проанализировать и сравнить оценки города.

Представленная программа была частично апробирована в школе (Приложение 3).

Программа элективного курса предполагает решение следующих задач:

· углубленное прочтение произведений писателей рекомендованных к чтению;

· изучение критической литературы по прочитанным произведениям;

· выявление образа Парижа и его оценок;

· сравнительный анализ оценок Парижа.

Основные формы организации учебных занятий– лекции и практические занятия. Учащиеся приходят на практикумы, предварительно прочитав художественные тексты и подготовив ответы на свои варианты заданий. Вполне возможно, что в ходе обсуждения первоначальная интерпретация произведения того или иного учащегося изменится.

Произведения для практических заданийотобраныи рекомендованыучителем.

Результатом работы учителя является умение учащихся верно понять, интерпретировать произведения разных исторических эпох, владение навыком выявления образа города в литературном произведении, умения выделять его в тексте. Обобщение результатов работы может быть выражено в форме докладов, презентаций, рефератов, сочинений.

Для успешной реализации педагогического потенциала выбранного элективного курса от учителя потребуется предварительная подготовка, которая включает прежде всего ознакомление с учебно-методическим комплектом курса. Такой комплект состоит из полного текста учебной программы, методического пособия для учителя, электронные версии текстов.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Тематический план учебной дисциплины

Данная программа рассчитана на час в неделю.

Содержание курса

1. Путешествие в Париж. Историческая справка (2 ч.)

История возникновения Парижа. Париж и мировая история. Парижская коммуна. Архитектура города. Современное состояние Парижа.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ ФГОС основного общего образования (творческая деятельность)

На каждом уровне - личностном, метапредметном, предметном - новый стандарт предполагает овладение компетенциями, связанными с творческой деятельностью.

На личностном уровне ФГОС реализует тесную связь коммуникативной и творческой деятельности: " формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности " ; а также ФГОС требует развития "эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера".

В отношении метапредметных результатов - " умения создавать , применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач".

В отношении предметных результатов обучения - " осознания взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию"; " осознания значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития"; " понимания литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни".

Анализ ФГОС полного общего образования (коммуникативная и творческая деятельность)

Коммуникативная деятельность:

На каждом уровне - личностном, метапредметном, предметном - новый стандарт предполагает овладение компетенциями, связанными с коммуникативной деятельностью.

На личностном уровне ФГОС требует формирования способности " вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения"; а также навыков "сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности".

В отношении метапредметных результатов - "умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты" ; "умения использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач"; а также "владения языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства".

В отношении предметных результатов на базовом уровне - "сформированности понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой практике"; на углубленном -"сформированности представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка"; "владения знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения".

Творческая деятельность представлена не так разнообразно, как коммуникативная и реализуется только в отношении личностных и метапредметных результатов.

Так, на личностном уровне ФГОС требует "готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности".

В отношении предметных результатов - "умения оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка)".

Анализ программы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной 5-11 классы (базовый уровень)

В 5 классе (курсе) одной из ведущих проблем (аспектов) считается внимание к книге, как к духовному завещанию одного поколения другому, а также роль книги в жизни человека и общества. Центральным понятием при изучении конкретного произведения становится сюжет. Большое внимание уделяется таким жанрам, как сказка (народная и литературная) и баллада, лирические произведения рассматриваются с точки зрения рифмы, ритма и тематики, происходит первоначальное знакомство с характеристикой героя - портрет и речь.

В 6 классе в центре внимания - художественное произведение и автор, характеры героев (причем в большинстве произведений главный действующий персонаж - подросток). Большое внимание уделяется развитию первоначальных знаний о фольклоре, летописи, басне, сказе. Особое внимание уделяется описаниям природы и пейзажным зарисовкам. Продолжение знакомства с речевой характеристикой героя произведения акцентировано только при изучении рассказа "Конь с розовой гривой" Астафьева В.П. В данном курсе уделяется большое внимание лирике как роду литературы, происходит знакомство со стихотворными размерами. Работа по теории литературы также включает знакомство с жанром послания ("И.И. Пущину" Пушкин А.С.) и диалогом.

В 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы. В связи с данной проблемой в теории литературы одним из важных понятий становится "лирический герой". Особое внимание уделяется таким жанрам, как поучение ("Поучение" Владимира Мономаха), автобиография ("Детство" Толстого Л.Н. и Максима Горького), публицистика: мемуары ("Земля родная" Лихачев Д.С.) и интервью. Кроме того, происходит знакомство с песенным жанром в русской литературе (Песнь о вещем Олеге" Пушкин А.С.)

В 8 классе главным аспектом считается установление взаимосвязи литературы и истории, интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа, историзм творчества классиков русской литературы, поэтому в курсе собраны произведения, имеющие историческую тематику, раскрывающие быт и нравы России и ее историческое прошлое. Особое внимание уделяется знакомству с литературными направлениями (классицизм, реализм). А также происходит знакомство с жанром жития (" Житие Александра Невского") и думы (Рылеев К.Ф. "Смерть Ермака"). Зарубежная литература в данном курсе также нацелена на раскрытие взаимосвязи литературы и истории, в частности, знакомство с жанром исторического романа и его создателем Вальтером Скоттом ("Айвенго").

В 9 классе - литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы, понимание литературы как искусства, поэтому основной упор делается на характеристике каждого литературного направления, его особенностей. А также происходит знакомство с такими жанрами, как путешествие (Радищев А.Н. "Путешествие из Петербурга в Москву"), роман в стихах "Евгений Онегин" и поэма "Мертвые души". Кроме художественных произведений ученики учатся работать с критикой современников.

В конце каждого класса рекомендовано изучение произведений зарубежной литературы, но авторы указывают на то, что возможна перестановка при изучении того или иного текста.

В 10 и 11 классах авторы программы предлагают линейный курс на историко-литературной основе (русская литература 19 и 20 веков): 10 класс - русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала); 11 класс - русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы, т.е. продолжается совершенствование понимания литературы как искусства и ее тесной связи с историческим процессом. Развитие знаний о литературных направлениях, их связи с историей и последовательной смене.


АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На определение роли планирования, как в учебной деятельности, так и в культурно-нравственном поведении детей младшего школьного возраста было направлено внимание таких ученых как В.В. Хромов, Л.А. Матвеева, И.И. Лобанова, Л.А. Регуш и многих других. В своих исследованиях они обращаются к формированию ккультурно-нравственных мотивов поведения, оценки и самооценки нравственного поведения.

В настоящее время разработано много новых программ литературного образования младших школьников, направленных на развитие личности ребенка, формирование коммуникативных умений, позволяющих организовать творческую деятельность в детском коллективе.

Наиболее интересными в плане возможностей культурно-нравственного развития школьников, на наш взгляд, выступают следующие:

Важной особенностью выбора произведений, включенных в учебники, является их соответствие возрастным особенностям младшего школьника. В этой связи важно, что учебники дают возможность обратиться к произведениям устного народного творчества, особенно к сказкам. Именно сказки по своему сюжету (борьба добра и зла) и по своей идее (победа добра), дают обширный материал в понятной и доступной детям форме для формирования таких качеств, как: трудолюбие, доброта, смелость, настойчивость и ответственность, способность сопереживать, готовности помогать другому.

Читая и думая над содержанием произведений, включённых в данный учебник, дети выходят на первоначальные представления о таких нравственных понятиях, как долг, взаимопомощь, сострадание, забота. Задача учителя - так организовать работу над текстом, чтобы, сопереживая героям произведений, читая стихи, дети испытывали сильное эмоциональное воздействие художественного текста: волновались, радовались и огорчались, постигая нравственные уроки произведений.

Содержание учебников построено так, что у учителя есть возможность обращаться к формированию тех или иных духовно-нравственных качеств в каждом классе. Делать это он может с учетом взросления детей, накопление ими жизненного опыта.

Цель курса - воспитание эстетически развитого читателя. Теоретической основой программы является концепция М.М. Бахтина о совместном творчестве писателя и читателя, создании ими художественного образа произведения на основе особого (заочного) диалога.

Авторы курса выдвигают ряд задач, решение которых необходимо обеспечить в начальной школе, чтобы воспитать развитого читателя. Среди них названы:

открыть ученикам существование позиций;

предоставить возможность практически действовать в них;

оснастить детей средствами и способами работы в каждой позиции.

Умение видеть происходящее с точки зрения различных персонажей, автора помогает младшим школьникам лучше понять и оценить поведение окружающих и свои собственные действия, учет чуткости, тактичности в отношениях с людьми. Полученные детьми знания закрепляются в схемах, позволяющих детям быстрее и глубже усвоить учебный материал.

Разрабатывая программу по литературе, автор высказывает ряд достоинств изучения литературы как учебного предмета в начальной школе:

дает детям литературное образование на более ранней ступени обучения, открывая перспективу дальнейшего, углубленного изучения литературы, усиливая гуманитаризацию образования в целом;

своевременно приобщает учащихся к литературе как виду искусства, находящемуся в синтезе с другими искусствами, к русской литературе как части мировой культуры; формирует эстетические представления, нравственные понятия, теоретическое мышление, умение грамотно и свободно владеть устной и письменной речью;

ускоряет переход к предметному обучению как более совершенной системе получения образования.

Творцы былин создали и закрепили в народном сознании высокопоэтичные, обладающие исключительной масштабностью образы богатырей, воплотившие народные идеалы силы, мужества, справедливости, любви к родной земле.

Мир былин - реальная русская земля, но богатыри борются с чудовищами, одолевают полчища врагов и совершают другие подвиги, превышающие силы человека. Своеобразие вымысла в былинах (по сравнению со сказкой) - следствие переосмысления давних мифологических традиций фольклора применительно к целевой установке героического песнопения, говорящего о событиях исторической жизни Руси.

Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она формирует высокие нравственные качества у своих читателей: добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь нуждающимся, красивы душевно и физически.

Сказание представляет собой повествовательное произведение исторического и легендарного характера, сочетающее ретроспективность изложения с поэтической трансформацией прошлого. Среди сказаний различают предания, легенды.

Сказки, былины, сказания формируют у читателей чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Их герои вызывают у младших школьников уважение к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти. При этом патриотические чувства сопряжены с уважением к другим народам.

Наряду с уроками литературы проводятся традиционные уроки обучения беглому сознательному чтению, также способствующие общему развитию детей. Курс литературы в начальной школе (2-4 классы) строится на одной методологической основе с курсом литературы в средних и старших классах, обеспечивая непрерывность литературного образования.

Среди книг по основам нравственности выделяются религиозные издания: пересказы книг, почитаемых священными, житийная (о жизни святых), вероучительная (о законах вероисповедания) и духовная литература (об образе жизни и образе мыслей верующего).

Одним из основных произведений является Библия - Слово Божие. Она раскрывает тайну происхождения мира, человека и смысл бытия.

Третьеклассникам открывается мир зарубежной литературы: сказки народов мира, сказки и сказочные повести любимых детских писателей Г.Х. Андерсена, Ш. Перро, А. Милна, А. Линдгрен, стихи Д. Родари и др.

Данная программа позволяет учителю начальных классов, работающему в условиях массовой общеобразовательной школы, не только приобщить детей к литературе как виду искусства, но и развить их речь, культуру общения, сформировать умение использовать книгу для организации праздников, викторин, концертов.

Цель обучения представляет собой формирование навыков чтения, способов и приемов работы над текстом и книгой, знакомство с детской литературой и на этой основе создание предпосылок к общему и литературному развитию, возможной культуре коммуникации, реализации творческих способностей.

Изучение данной программы позволяет учащимся начальной школы органично перейти к изучению литературы в среднем звене. Она разрешена в системе классической начальной школы и дает возможность учителю общеобразовательных массовых школ использовать ее для организации учебного процесса, сделав его подлинно творческим.

Учебный материал расположен по концентрическому принципу, что дает возможность выделять приоритетные разделы, группы младших школьников в соответствии с возрастными особенностями, а также уровнем развития читательских умений и навыков.

Методы обучения, применяемые при изучении курса:- эмоционально-понятийный;- объяснительное чтение;- литературное чтение;- воспитательное чтение;- чтение-рассматривание;- творческое чтение.

Для организации обучения автором определена система уроков различных типов, сочетание которых определяется уровнем читательской подготовки учащихся и, в первую очередь, развитием у них навыка чтения.

Таким образом, рассмотренные нами программы по чтению и литературе призваны решать задачу умственного и культурно-нравственного развития детей. Их объединяет обширный круг чтения, четко разработанные методы и приемы обучения, творческая направленность деятельности учителя и учащихся, стимулирование учителей к самообразованию и привлечению родителей к руководству детским чтением.

Список литературы:

1. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2001. 257 с.

2.Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа под редакцией М.Б.Ладыгина, переработанный вариант авторской программы по литературе для школ с углублённым изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля под редакцией АГ.Кутузова, рассчитана на её использование в профильных школах или классах, хотя авторы программы делают оговорку, что программа рассчитана таким образом, чтобы учитель имел возможность самостоятельно систематизировать предлагаемой программой литературный материал с учётом количества часов.

Старченко Е.А.

Анализ программы по литературе под редакцией М.Б.Ладыгина

Программа под редакцией М.Б.Ладыгина, переработанный вариант авторской программы по литературе для школ с углублённым изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля под редакцией АГ.Кутузова, рассчитана на её использование в профильных школах или классах, хотя авторы программы делают оговорку, что программа рассчитана таким образом, чтобы учитель имел возможность самостоятельно систематизировать предлагаемой программой литературный материал с учётом количества часов.

Авторы программы под редакцией М.Б.Ладыгина исходным материалом литературы считают слово, а значит, изучение этой дисциплины, по их мнению, должно способствовать формированию навыков устной и письменной речи школьников, развитию их потенциальных творческих способностей, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей. Также данная программа ставит целью уроков литературы изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное поэтическое творчество, отечественную и зарубежную литературу, что даёт возможность установить принципы культурного взаимодействия народов, осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую национальную традицию.

В программе М.Б.Ладыгина уже по окончании 5-9 классов предусматривается владение умением не только дать характеристику литературному произведению, но и определять конструктивные признаки творческого метода произведения, а также дать сравнительно- историческую характеристику двух произведений или двух писателей определённой литературной эпохи.

Программа М.Б.Ладыгина объектом изучения предлагают художественные произведения русской и зарубежной литературы, представляющие эстетическую ценность, отмечая при этом, что они обязательно должны изучаться в полном объёме. Эти произведения, по мнению авторов программы, доступны читательскому восприятию учащихся, соответствуют их интересам и возрастным особенностям, образовательным целям, способствуют решению задач преподавания литературы.

В программе по литературе под редакцией М.Б. Ладыгина , пристальное внимание уделяется особой роли школьного курса литературы в эмоциональном, эстетическом и интеллектуальном развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания. В 5–9м классах предлагается освоение специфики литературы как полноценной составной части духовной культуры человечества. Основная цель этого этапа – формирование представлений на основе творческого чтения произведений русской и зарубежной литературы:– об основных законах литературы как вида искусства и её отличия от фольклора;– о специфике художественной условности словесного творчества;– об основных этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской литературы. В программе также заявлено, что на данном этапе литературного образования необходимо изучить основные понятия, позволяющие осознать особенности художественного мира литературного произведения; сформировать систему умений читательской деятельности как инструмента анализа литературного текста; развить навыки свободного владения устной и письменной речью.

На мой взгляд, это самая удачная программа с точки зрения изучения зарубежной литературы т.к.:

в ней богато представлена зарубежная литература,

выбранные произведения несут эстетическую и интеллектуальную ценность,

произведения не вынесены в отдельный блок, как у В.Я. Коровиной или беспорядочно включены, как у Т.Ф. Курдюмовой, а лаконично встроены в каждый раздел,

произведения служат выявлению литературных связей с русской литературой и раскрытию закономерностей мирового литературного процесса,

произведений в данной программе обязательно должны изучаться в полном объёме;

Список произведений зарубежной литератур, изучаемых в 5 классе:

Читайте также: