Сравнительный анализ учебников по английскому языку в начальной школе диплом

Обновлено: 05.07.2024

Методическая разработка представляет собой сравнительный анализ УМК по английскому языку для 5 класса авторских коллективов под руководством В. П. Кузовлева, Ю. А. Комаровой и Ю. Е. Ваулиной.

Оценить 5112 0

Рябова Ольга Владимировна

ГБОУ СОШ 2045, г. Зеленоград

учитель английского языка

Сравнительный анализ УМК по английскому языку для 5 класса авторских коллективов под руководством В. П. Кузовлева, Ю. А. Комаровой и Ю. Е. Ваулиной.

Предметное содержание речи:

1. Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека. 2. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музеи, музыка, дискотека, кафе). Виды отдыха, путешествия. Молодёжная мода. Покупки. Деньги на карманные расходы. 3. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек. 4. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Международные школьные обмены. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года. 5. Мир профессии. Проблемы выбора профессии. Роль английского языка в планах на будущее. 6. Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности. Транспорт. 7. Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет). 8. Англоязычные страны и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.

Предметное содержание речи данной программы: 1. Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека.
2. Досуг и увлечения. Виды отдыха, путешествия. Молодежная мода. Покупки. 3. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек.
4. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы.
5. Мир профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.
6. Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Транспорт.
7. Средства массовой информации и коммуникации.
8. Страна/страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.

Состав УМК (Spotlight) для 5 класса: учебник с аудиокурсом (Student’s Book + Student’s CD); рабочая тетрадь (Workbook); языковой портфель ( My Language Portfolio ); книга для чтения (Reader); контрольные задания (Test Booklet); аудиокурс для работы в классе (Class CDs); электронное приложение к учебнику с аудиокурсом для самостоятельных занятий дома (ABBYY Lingvo); аудиокурс к книге для чтения; аудиоприложение к контрольным заданиям; тренировочные упражнения в формате ГИА; сборник устных тем для подготовки к ГИА. 5-9 классы;
книга для учителя (Teacher’s Book); рабочие программы. 5-9 классы.

УМК “English-5” состоит из следующих компонентов: книга для учащихся (Student’s Book) с 2011г. выходит с диском ABBYY; рабочая тетрадь (Activity Book); книга для чтения (Reader); звуковое приложение (2 CD диска, общее время звучания 2ч 05 мин 26, или две кассеты, общее время звучания 2ч 04 мин 39); книга для учителя (Teachers Book); контрольные задания для 5-6 классов (Assessment Tasks); методические рекомендации к контрольным заданиям (Teacher’s Guide to Assessment Tasks); звуковое приложение к контрольным заданиям.

УМК “English 5” по английскому языку Кузовлева В.П. создан в соответствии с базисным учебным планом; ориентирован на государственный образовательный стандарт основного общего образования по иностранному языку; разработан на основе методической концепции коммуникативного иноязычного образования, что обеспечивает:

- познание культуры англоязычных стран в ее диалоге с родной культурой;

- развитие ученика как индивидуальности;

- воспитание нравственной, духовной личности;

- овладение иностранным языком как средством общения через систему упражнений в говорении, чтении, аудирование и письме.

Распределение предметного содержания в 5 классе:

1. Взаимоотношения в семье. Занятия семьи в свободное время. Работа по дому. Распорядок дня в семье. Совместное проведение досуга. Покупки в магазине игрушек.

2. Семейные путешествия. Морское путешествие. Путешествие по различным частям Великобритании. Посещение различных городов Великобритании, России и городов мира. Экскурсия по Лондону.

Занятия в выходные дни. Летние каникулы. Выходные дни в семье зарубежного друга. Поход в парк/зоопарк. Посещение музеев.

3. Школьные предметы. Распорядок дня в школе. Внеклассные мероприятия. Правила безопасности школьников. Школьные благотворительные концерты.

4. Защита окружающей среды. Участие в экологических мероприятиях. Помощь инвалидам и пожилым людям.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

*Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. – В. Ключевский

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.

*Время не стоит на месте. Учебник, по которому многие из присутствующих здесь учились в школе, выглядел так (фото Старкова)

Современные учебники выглядят гораздо привлекательнее, ярче, имеют множество иллюстраций, многокомпонентны, имеют приложения. Но насколько эффективными они являются? Помимо хорошей бумаги и интересного дизайна, какие характеристики важны для современного учебника?

*Итак, первый критерий - с оответствие целям обучения: тематика учебника в нашей стране определяется Примерной программой по английскому языку – выдерживают оба учебника. Требованиям ФГОС к умениям и качествам, которые должны быть развиты в ученике, они также соответствуют и имеют соответствующий знак.

*Следующий критерий, который я брала во внимание, это состав УМК.

Итак, компоненты обоих УМК взаимосвязаны.

Следующий критерий, по которому я сравнивала УМК – это структура учебника, четкость и последовательность изложения материала.

Оба УМК направлены на формирование коммуникативной компетенции.

*Следующий аспект , который я хочу осветить, это учет возрастных особенностей и мотивация. Известно, что у детей младшего школьного возраста непроизвольное внимание преобладает над произвольным (только в середине третьего класса они учатся постепенно фокусировать произвольное внимание на предмете обсуждения на дольше, чем 5-7 минут), и требуется постоянная смена заданий. Поэтому оба УМК предусматривают смену видов деятельности каждые 5-7 минут.

*В учебник включено большое количество игр, которые учат детей общаться и сотрудничать со сверстниками. Например : ( на русском ) Chinese whisper, Words and pictures, What am I thinking?

*Еще один важный критерий – это соответствие современным концепциям. Современный коммуникативный подход предполагает обучение иностранному языку через коммуникативные активности с организующей ролью учителя.

Школьная пьеса Starlight. Во 2 классе даёт возможность повторить весь материал учебника.

Контрольные работы, представленные в учебнике и в рабочей тетради, проводится после каждого раздела в конце четверти.

– аутентичность значительной части языковых материалов;

– адекватность методического аппарата целям и традициям российской школы;

– соответствие структуры учебного материала модулей полной структуре психологической деятельности учащихся в процессе познавательной деятельности;

– современные, в том числе компьютерные, технологии;

– интерактивность, вывод учебника за рамки учебника;

– личностная ориентация содержания учебных материалов;

– включенность родного языка и культуры;

– воспитательная и развивающая ценность материалов, широкие возможности для социализации учащихся.

Модули, представленные в учебнике отличаются как по темам, так и по структуре, что, на наш взгляд, делает учебный процесс более разнообразным и интересным. Так же в учебнике представлено много упражнений с использованием аудиоматериала, предлагается множество заданий в форме игр, которые проводятся по парам или всем классом. В каждом модуле представлены задания, основанные на предъявленном тексте. На основе текста предлагаются грамматические конструкции, примеры которых встречаются в предъявленном материале. Таким образом, проанализировав данный УМК, мы пришли к выводу, что данное учебное пособие в широком объёме предоставляет возможность работы с игровыми технологиями. Из упражнений, предполагающих применение игровых технологий, интерес представляют следующие упражнения:

– сыграйте в игру wright/wrong (A: It’s a cat. B: Wrong. It’s a dog. It’s a chair.)

– разыграйте диалоги(по приведённому примеру);

– игра. Назовите слово, начинающееся с последней буквы предыдущего(A: lemon; B: nest.);

– прослушайте и повторите, придумайте больше слов с данными звуками;

– загадайте знаменитость из вашей страны. Класс по очереди будет задавать вопросы, подразумевающие ответы да/нет, чтобы догадаться кого вы загадали;

– один ученик выходит к доске и руками показывает стрелки на часах, ученики должны определить, какое время он показывает;

– одна команда описывает погоду, другая выбирает подходящую одежду;

– найдите десять видов еды и напитков на таблице с буквами;

– проект-игра. Настольная игра (a board game). Закрепление страноведческого материала;

– викторина на тему дня благодарения.

В основу построения курса положены следующие принципы:

– личностно-ориентированный характер обучения, позволяющий организовывать общение детей на основе их интересов;

– соблюдение деятельностного характера обучения иностранному языку;

– приоритет коммуникативной цели в обучении иностранному языку;

– сбалансированное обучение устным и письменным формам общения;

– дифференцированный подход к овладению языковым материалом;

– преимущественное использование аутентичных текстов;

– опора на опыт учащихся в родном языке;

– привлечение различных методов, приёмов и средств, которые позволяют интенсифицировать учебный процесс и сделать его более увлекательным и эффективным: речевых и познавательных игр.

Рабочая тетрадь направлена в основном на домашнее обучение и развитие письменной речи.

Учебник состоит из 8 разделов (юнитов) рассчитанный на 20-35 занятий.

В содержание учебника входит сюжет, в основу которого легла идея культурного обмена школьников Великобритании и России.

Так же имеется перечень тем устной и письменной речи, расписанный по учебным часам, поурочное планирование, в котором указываются номера заданий в основном учебнике и рабочей тетради.

Имеются тексты для аудирования, их не так много, от одного до трёх в юните; тексты видео уроков и ключи к упражнениям.

Наглядность осуществляется за счёт иллюстраций в учебнике. Помимо этого предлагается использовать игры, конкурсы, инсценировки прочитанных и прослушанных текстов (но методических указаний к организации конкурсов и игр при этом не составлено).

Несмотря на то, что в особенностях обучения английскому указывается большое значение применения ролевых и других игр, описаний применения игровых технологий не наблюдается. Таким образом, проведя анализ данного УМК, мы пришли к выводу, что использование игровых технологий в данном учебнике минимально и ограничивается лишь ролевыми играми. Они, в свою очередь, представляют в большинстве своём лишь прочтение диалогов и их повторение, т.е. не несут в себе никакого творческого подхода. Наглядность осуществляется посредством иллюстраций, что, на наш взгляд, недостаточно.

Учебник построен в соответствии с учебным планом (3 часа в неделю). В нём разработано 78 уроков.

Полученные результаты анализа мы привели в таблице 1.

Таблица 1 –сравнительный анализ УМК по английскому языку

Ваулина Биболетова Кузовлев

Методические указания по работе с ИТ + +/- -

игровая организация учебного процесса (нетрадиционный урок) + - -

игровая организация учебного процесса с использованием заданий (традиционный урок) + +/- +/-

Комментарии в учебнике, описание проведения игр + - -

В статье проводится детальный сравнительный анализ УМК по английскому языку для 2 класса В.П. Кузовлева и М.З. Биболетовой.

ВложениеРазмер
В данной статье рассказывается о преимуществах и недостатках двух УМК по английскому языку для 2 класса 26.95 КБ

Предварительный просмотр:

Неделя передового опыта

Декабрь 2008 год

Сегодня потеряли остроту и актуальность споры о том, стоит ли обучать ИЯ в дошкольном и младшем школьном возрасте: ИЯ в начальной школе из дополнительной образовательной услуги превратился в обязательный предмет, изучаемый со второго класса.

В настоящее время на рынке учебной литературы каждый год появляется все большее количество зарубежных и отечественных учебников и всевозможных пособий для раннего обучения. Как не ошибиться в выборе?

Я преподаю в начальной школе более 12 лет, пользовалась многими учебными пособиями. Все больше убеждаюсь в том, что в настоящее время есть такие учебники, которые могут удовлетворить самого взыскательного преподавателя.

Учебник очень нравится мне и детям, потому что в комплекте есть рабочая тетрадь и книга для чтения. Рабочую тетрадь и книгу для чтения я использую на каждом уроке. Детям нравится по ним работать. В учебнике много дополнительной информации, много грамматического материала.

Как я уже сказала, учебник замечательный и хорошо иллюстрированный. Но к недостаткам можно отнести некоторую затянутость вводного курса, изучения алфавита, обилие устного материала. Каждый урок – это изучение нового фонетического и лексико-грамматического материала, поэтому слабым детям тяжело усваивать темы, которые необходимо воспринимать на слух. Дети путаются в чтении транскрипции и по правилам чтения.

Этот учебник кардинально отличается от других тем, что авторы этого УМК уделяют большое внимание развитию индивидуальности ребенка в диалоге культур.

Учащийся не просто учит английский язык, а овладевает иноязычной культурой.

По мнению авторов данного УМК иноязычная культура как содержание иноязычного образования и средство развития индивидуальности учащихся включает в себя:

  1. развитие языковых способностей, психических процессов и свойств личности ученика (развивающий аспект);
  2. познание и осознание системы изучаемого языка, культуры стран изучаемого языка в соотнесении с родной культурой учащихся (познавательный или социокультурный аспект);
  3. воспитание личности через знакомство с культурой англоязычных стран в ее соотнесении с родной культурой, воспитание толерантного и уважительного отношения к чужой и своей культуре (воспитательный аспект);
  4. овладение иностранным языком как средством общения (и осознание системы изучаемого языка) (учебный аспект).

Материал учебника разбит на два крупных содержательных блока. В основу первого блока (1 и 2 четверти) положено путешествие в Нью-Йорк, в которое ученики отправляются вместе с британскими сверстниками для участия в грандиозном Параде в честь Дня Благодарения. Знакомясь и общаясь с главными участниками Парада - героями самых популярных и любимых героев английских и американских сказок, мультфильмов и телепередач, ученики овладевают произносительной стороной речи, знакомясь с транскрипционными знаками и учатся читать их, овладевают простейшими речевыми функциями, определенным количеством лексического и грамматического материала.

Заканчивается первое полугодие важнейшим мероприятием, посвященным празднованию Нового года. Учащиеся 2-4 классов совместно участвуют в этом мероприятии.

В основу второго блока (3 и 4 четверти) положено путешествие на сказочный остров Нетландия, которое ученики совершают вместе с главными героями повести шотландского писателя Джеймса Барри “Питер Пен”. Ученики знакомятся с русалками, феями, индейцами, пиратами, узнают много интересного об их жизни и участвуют вместе с ними в приключениях.

В течение третьей четверти учащиеся пишут собственную “книжку” на английском языке о воображаемом друге, его внешности, характере, семье, любимых занятиях и т.д. Потом из этих книжек оформляется выставка и выбираются лучшие книги и авторы.

В четвертой четверти ученикам предоставляется возможность придумать свой воображаемый остров, населить его сказочными или реальными персонажами и рассказать об их жизни и приключениях на этом острове на английском языке.

В конце учебного года на заключительном внеклассном мероприятии ученики представляют свои воображаемые острова. Предварительно была проведена работа по оформлению постеров воображаемых островов. И на этом мероприятии учащиеся рассказывали о своих островах.

Я проанализировала лексический материал, который содержится в УМК В.П. Кузовлева для 2 класса и в УМК М.З. Биболетовой, чтобы выделить наиболее частотные лексические единицы в этих учебниках.

Наиболее частотными лексическими единицами являются служебные слова. Они встречаются в УМК В.П. Кузовлева и в УМК М.З. Биболетовой практически в каждом уроке. Особенностью этих слов является то, что они не привязаны к тем или иным темам, а универсальны и одинаково значимы для каждой изучаемой темы, поэтому они имеют высокую частоту употребления. (См. 1 графу таблицы)

К следующей ступени частотности относятся ЛЕ, употребление которых превышает 50 раз. (См. 2 графу таблицы) Потом – более 10 раз. (См. 3 графу таблицы), потом - только 1 раз. (См. 4 графу таблицы.)

Нужно отметить, что частотность употребления лексики более высокая в УМК М.З. Биболетовой. Более 10 раз в этом УМК употребляются 114 ЛЕ, тогда как у В.П. Кузовлева – 84.

Слова, которые употребляются по одному разу, преобладают в УМК В.П. Кузовлева (60 ЛЕ), в УМК М.З. Биболетовой (43 ЛЕ).

УМК В.П. Кузовлева

УМК М.З. Биболетовой

Are – 159, and – 132, I – 157, is – 206, like – 113, the - 111

Can – 166, I – 150, like – 151, not – 128, you -136, and - 130

Can -72, he – 78, have got -87, in – 53, my – 50, not – 91, she – 84, they – 73, there – 76, you – 70, yes - 55

Are – 51, cat – 83, big – 76, has – 95, he – 96, must – 57, rabbit -64, swim - 63, the - 75

Am – 42, animals – 17, brave – 12, boat – 10, big – 17,but – 18, boy – 10, blue – 12, brother – 25, do – 35, does – 45, evil – 11, friend – 40, friendly – 13, funny – 18, favourite – 12, football – 10, father – 23, fly – 10, green – 12, good – 16, his – 21, her – 21, house – 20, Helen – 14, hunt – 10, hunting – 10, island – 20, kind – 17, lake – 13, little – 23, merry – 15, Mike – 11, mouse – 16, mascot – 10, many – 13, mother – 31, Michael – 10, nice – 31, no – 44, names – 25, on – 36, playing – 27, play – 23, Peter Pan – 13, river – 10, rabbit – 11, reading – 10, smart – 18, sister – 24, swimming – 10, swim – 18, Snow White – 12, too -11, this – 32, telling – 20, tales – 24, to – 12, village – 20, very – 22, we – 47, with – 16, well – 28, wigwam – 12, Wendy – 13, your – 15.

Am – 26, Ann – 30, apples – 11, black – 47, Bob – 10, bad – 22, bread – 13, but – 37, brave – 23, breakfast – 24, blue – 10, butter – 13, cheese – 18, coffee – 20, cabbage – 15, cunning – 24, clock – 14, cockerel – 16, car – 17, corn – 26, cake – 13, clean – 10, crocodile – 28, duck – 16, does – 23, do – 42, dirty – 10, dark – 10, drink – 10, eat – 15, fox – 37, fat – 39, fly – 14, forest – 21, friend – 21, frog – 12, farmer – 22,funny – 16, fish – 16, grey – 35, good – 18, go – 11, girl – 10, green – 23, his – 46, healthy – 10, home - 13, have – 15, help – 13, horse – 10, in – 38, is – 28, jump – 44, Kanga – 14, long – 23, live – 21, milk – 23, morning – 22, no – 25, nice – 26, name – 14, nose – 12, potato – 18, pig – 46, park – 13, please – 14, play – 21, pupil – 10, red – 43, run – 40, read – 11, seven – 10, skip – 32, sing – 47, see – 22, she – 39, skate – 14, sad – 16, strong – 33, sweets – 26, shirt – 14, some – 31, ten – 13, Tim – 10, they – 38, take – 25, to – 10, thank – 20, tomato – 12, yes – 30, well – 10, with – 26, would – 24, why – 13, Winnie – 26, want – 26.

Ada, art, Abu, army, arm, bed, baby, by, buy, bar, coat, cry, dance, Daddy, fan, Gena, horn, house, hard, juice, Jane, Jill, late, mark, need, next, orange, pity, pleasure, plan/sorry, soup, sandwich, seat, sleep, sort, sixty, shy, star, shop, thin, try, zebra.

В ходе изучения лексического материала, входящего в УМК В.П. Кузовлева и в УМК М.З. Биболетовой, я также пыталась проследить систему обучения лексике.

Обучение лексической стороне речи в УМК В.П. Кузовлева происходит во взаимосвязи с обучением чтению по транскрипции и грамматической стороне речи.

Всего в УМК ‘крутится’, проходит через все виды речевой деятельности 332 лексической единицы. Индивидуальный объем овладения варьируется в зависимости от способности учащихся, но не может быть меньше 230-270 лексических единиц.

В УМК М.З. Биболетовой обучение происходит во взаимосвязи с обучением грамматике. ЛЕ на первом году обучения поступают преимущественно через речь учителя, чаще в речевых образцах. И только в конце учебника дети начинают черпать новую лексику из текстов для чтения.

К концу первого года обучения дети усваивают около 250 словарных единиц для говорения и еще около 100 слов для понимания на слух. В числе этих слов не менее 60 глаголов, 30 прилагательных, 10 предлогов, 20 местоимений, 5 наречий, 20 числительных, артикли, союзы. Остальные – существительные, кроме того, более 20 клеше и фразеологических оборотов, 15 песен, стихов и рифмовок.

Следует отметить, что, на все достоинства УМК для начальной школы под редакцией В.П. Кузовлева и М.З. Биболетовой, в учебниках явно не достаточно упражнений для формирования устойчивого лексического навыка. Поэтому я использую дополнительные тренировочные упражнения, такие, например, как лексические таблицы.

Подводя итог сказанному, хотела бы отметить, что, конечно, оба учебника имеют достоинства и недостатки. Каждый учитель имеет право выбирать учебник, наиболее подходящий детям, с которыми он работает. Кроме того, УМК должен нравиться и самому учителю, а авторская концепция должна быть не только понятна, но и реализуема. Имея достаточно большой опыт работы в начальной школе, могу сказать, что я свой выбор сделала в пользу УМК В.П. Кузовлева. Надеюсь, что смогла убедительно донести до вас причины такого выбора.

Читайте также: