Значение продуктивной деятельности в доу

Обновлено: 02.07.2024

Для развития дошкольника большое значение имеют продуктивные виды деятельности. Это конструирование из строительного материала и из различных конструкторов, собирание мозаик, вышивание. Конечно, - рисование, лепка и аппликация. От игры они отличаются тем, что связаны с созданием какого-то конечного продукта – рисунка, постройки и т.п. Эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата.

Продуктивные виды деятельности, отвечая интересам и потребностям детей дошкольного возраста, одновременно обладают широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемным изображении.

В процессе конструирования решаются, какие – либо технические задачи, предполагающие создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов.

Замысел продуктивной деятельности воплощается с помощью разных изобразительных средств. Ребенок, осваивая эту деятельность, учится выделять в реальном предмете стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребенка в познании действительности.

К познавательным способностям относятся, прежде всего, сенсорные, интеллектуальные и творческие способности. Сенсорные связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3-4 лет. Усвоение дошкольником эталонов ведет к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, как, например, в эталонах геометрических форм.

Способности – это индивидуально – типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения. К способностям относят не все психологические свойства, а только те, которые отличают одного человека от другого. Способности облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков. В свою очередь, знания, умения и навыки приводят к дальнейшему развитию способностей.

Способности принято делить: на общие и специальные. Общие, такие, как наблюдательность, хорошая память, творческое воображение, важны для многих видов деятельности. Специальные способности важны только в конкретных видах деятельности – изобразительной, музыкальной и прочих. Высшим проявлением способностей выступают талант и гениальность.

Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций.

Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом.

Каждый возрастной период создает особые благоприятные условия для развития способностей.

Т.о. в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Она становится более целенаправленной. Создается также предпосылка для приобретения способности уже в дошкольном возрасте производить более глубокий зрительный анализ модели и предмета. У ребенка происходит развитие пространственных представлений, формируются обобщенные представления, развитие творческих умений. В процессе обучения вырабатываются и обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек. Дети учатся планировать работу, предоставляя ее в целом, учатся контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Целенаправленное и систематическое обучение детей играет большую роль в подготовке детей к школе.

39. Развитие психических функций в дошкольном возрасте
1) Восприятие в дошкольном возрасте становиться более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск Дети знают основные цвета и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине. Они усваивают систему сенсорных эталонов (круглый как яблоко).

2) Память. Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный (сензитивный) для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, если они вызывает эмоциональный отклик легко (непроизвольно) запоминаются. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольна память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий - подготовки детей к школьному обучению.

3) Мышление и восприятие связаны настолько тесно, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного возраста. Несмотря на такую своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные ответы от них можно получить при определенных условиях. Прежде всего, ребенку нужно успеть запомнить саму задачу. Кроме того, условия задачи он должен представить себе, а для этого - понять их. Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна детям. Лучший способ добиться правильного решения - так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта. А.В. Запорожец расспрашивал дошкольников о малоизвестных им физических явлениях, в частности, почему одни предметы плавают, а другие тонут. Получив более или менее фантастические ответы, он предложил им бросать в воду разные вещи (маленький гвоздик, кажущийся легким, большой деревянный брусок и др.). Предварительно дети угадывали, поплывет предмет или не поплывет. После достаточно большого количества проб, проверив свои первоначальные предположения, дети начинали рассуждать последовательно и логично. У них появилась способность к простейшим формам индукции и дедукции.

4) Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгой и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других - меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Приведем средние данные по В. Штерну. В 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года - 1000-1100, в 6 лет - 2500-3000 слов. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет верно улавливает значения "взрослых" слов, хотя и применяет их иногда неправильно. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно - оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. К.И. Чуковский в своей замечательной книге "От двух до пяти" собрал много примеров детского словотворчества (От мятных лепешек во рту - сквознячок; У лысого голова - босиком; Смотри, как налужил дождь; Уж лучше я непокушанный пойду гулять; Мама сердится, но быстро удобряется; ползук - червяк; мазелин - вазелин; мокрес - компрес).

40. Развитие форм общения со взрослыми и сверстниками в детском возрасте.

Изучали: Лисина М.И., Смирнова АН., Талигузова ОН., Коломинский Я.Л.
Общение выступает основным условием полноценного психического развития человека. Для ребенка общение со взрослым выступает определяющим фактором психического развития: 1) Взрослый задает ребенку образцы для подражания; 2) Передает информацию; 3) Развивает речь и все познавательные процессы; 4) Формирует личностные качества, самооценка, эмоции; 5) Способствует усвоению различных видов деятельности; 6) Формирует отношение к другим людям. Дефицит в общении со взрослым приводит к возникновению госпитализма (в детских домах).
Общение со взрослым на I году жизни приводит к формированию у ребенка потребности в общении (в 2-3 мес.) - эмоционально-двигательные реакции по отношению к взрослому (комплекс оживления), стремление привлечь внимание взрослого, поиск одобрения. Этапы развития общения со взрослым изучала Лисина М.И. и отметила, что содержание общения взрослого должно соответствовать потребности в общении у ребенка. Этапы:
- I младенчество - потребность в любви и заботе - ситуативно-эмоциональная форма
общения взрослого (ласка, улыбка, речь);
- 2 ранний возраст - потребность в совместной предметной деятельности со взрослым -
ситуативно-деловая форма общения взрослого (действия с предметами, игрушка);
- 3 младший и средний дошкольный возраст - потребность в информации -
внеситуативная познавательная форма общения (связана с развитием речи - вопросы,
рассказ, чтение литературы);
• 4 средний и старший дошкольный возраст - потребность во взаимопонимании и сопереживании со взрослым, в установлении доверительных отношений с ним, в самопознании - внеситуативноличностная форма общения (беседы о личном, обо всем).
Особое значение имеет общение в семье : любовь, удовлетворение потребности в признании со стороны взрослых; родители как эталоны; подражание; нарушения общения при стилях семейных отноше-ний, неполной семье. Общение с воспитателем в группе влияет на самооценку ребенка и оценку его со стороны сверстников
Общение дошкольника с другими детьми способствует закреплению или не закреплению норм и правил поведения, развитию чувств, самооценки, познавательной сферы. Потребность а общении со сверстниками возникает к 1,5 -2 годам, когда ребенок начинает воспринимать сверстника как субъекта, а не как объекта. Дошкольник может общаться со старшими по возрасту детьми (подражает, подчиняется); с младшими (отвечает за младшего, командует, организует); со сверстниками (соперничает на равных). Круг общения дошкольника должен быть разновозрастным. Общение и отношения в детской группе изучаются методом социометрии и антометрии. Популярными в группе дошкольников бывают дети внешне привлекательные, умеющие играть, обладающие коммуникативными способностями и высоко оцениваемые педагогом; изолированными -наоборот, непривлекательные, замкнутые В старшем дошкольном возрасте отношения детей становятся не такими ситуативными, появляется дружба.

41. Этапы развития значения слова в онтогенезе.
Изучение детской речи имеет огромное значение для ряда научных дисциплин и служит основанием для руководства развитием речи в дошкольном и школьном возрасте, поэтому важно знать, как формируется слоговая структура у детей в онтогенезе.

– для обозначения того периода динамического развития детской речи, который начинается с появления у ребенка первых слов и продолжается до становления развернутой фразовой речи;

– для изучения тех данных о нарушенном и нормальном процессе усвоения детьми родного языка, которые необходимы для построения коррекционного обучения: первоначального словарного запаса, нарушения слоговой структуры слов, аграмматизм, нарушения звукопроизношения и некоторых других.

Процесс усвоения слоговой структуры слова детьми с нарушениями речи изучен недостаточно. Ряд авторов указывает на необходимость выделения внутри фонетической стороны речи особого процесса усвоения слоговой структуры слова наряду с усвоением отдельных звуков слова.

И.А. Сикорский в своих наблюдениях приводит факты, свидетельствующие о возможности усвоения отдельными детьми преимущественно звуковой или слоговой характеристика речи. В его примерах для детей так называемого звукового направления характерно ошибочное воспроизведение одного или нескольких звуков слова; дети же так называемого слогового направления схватывают слоговой состав слова, искажая его звуковой состав и используя при этом очень незначительное число звуков. Сведения Сикорского говорят об известной самостоятельности процесса усвоения слоговой структуры слова по отношению к овладению отдельными звуками.

Ребенок не сразу овладевает умением воспроизводить все слоги слова: в течение известного периода наблюдается пропуск (элизия) слогов. Главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других, является их сравнительная сила. Поэтому ударный слог, как правило, сохраняется. Это особенно отчетливо сказывается в том, как сокращаются ребенком до одного слога двусложные и трехсложные слова.

Т.Г. Егорова, анализируя вопрос о факторах, влияющих на выделение звука из слова, наряду со звуковым окружением называет слоговую и ритмическую структуру: ребенку легче выделять звуки из двусложных слов с открытыми слогами, труднее анализировать слова с одним закрытым слогом и еще труднее со стечением согласных.

Первые слова детей в онтогенезе и дизонтогенезе речи характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.

В этот период развития речи как в норме, так и в патологии имеет место элизия (пропуск) слогов, отсутствуют многие артикуляционные уклады, наблюдаются пропуски и замена звуков. Возможности детей в плане звукопроизношения остаются очень ограниченными, однако в норме выступает ярко выраженная способность к передаче акцентно-мелодических контуров слов и особенно к передаче в них ударения.

2 года 3 мес. – 3 года – слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.
В настоящее время в логопедической работе над произношением детей, страдающих общим недоразвитием речи, на первое место выдвигается задача коррекции отдельных звуков. Между тем в самом ходе обучения речи постоянно обнаруживается, что овладение произношением слоговой структуры слова представляет особенно большую трудность и требует специального внимания учителя-логопеда.

Вопросы слога и слогоделения с давних пор интересовали лингвистов.
Слогом принято называть минимальную единицу речевого потока. С точки зрения артикуляции слог определяется как минимальная произносительная единица, то есть такая последовательность речевых движений, которая образуется единым дыхательным толчком, единым импульсом мускульного напряжения (Л.В. Щерба) или в результате одной управляющей команды (Л.А. Чистович и др.). При акустическом подходе слог определяют как волну нарастания и ослабления звучности. При том и другом подходе вершиной слога считается гласный, являющийся слогообразующим элементом, а согласные считаются его периферическими элементами.

Слоги делятся на закрытые (оканчивающиеся на согласный) и открытые (оканчивающиеся на гласный). Наиболее распространенная модель слога в русском языке – согласный + гласный (СГ), т.е. открытый слог. Как отмечает Л.В. Бондарко, речь есть объединение в непрерывную последовательность открытых слогов, каждый из которых может содержать различное количество согласных.

Основной структурной единицей русского языка являются слоги СГ – открытые слоги. Являясь минимальной речевой единицей как в плане перцепции (восприятия), так и плане произношения, слоги обладают пятью перцептивно-артикуляционными признаками, которые называются признаками слогового контраста. Слоговой контраст – это различие согласного и гласного звука в слоге. Все открытые слоги типа (СГ) контрастнее, чем любые слоги типа (ГС).

1. Контраст по громкости – от минимума на глухом взрывном согласном к максимуму на гласном; ослабление контраста происходит как за счет увеличения громкости согласного (наиболее громкие – сонанты), так и за счет уменьшения громкости гласного (наименее громкие – [и], [ы], [у]).

3. Контраст по длительности – от мгновенного шума взрывных к длительному звучанию гласных. Контраст исчезает в слогах с любыми другими согласными.

4. Контраст по участию голосовых связок – от глухого согласного к гласному. Контраст исчезает в слогах со звонкими согласными.

5. Контраст по месту образования (локусу), связанный с начальной и конечной частотой второй форманты гласного. Минимальный контраст – в [а]-слогах с мягкими согласными, минимальный – в [и]-слогах. Контраст ослабляется по мере сближения места образования согласного и гласного. При этом ослабление контраста максимально в заударных слогах: слоги с сонантами или звонкими щелевыми согласными часто бывает невозможно разделить на два элемента, соответствующие согласному и гласному, в результате полного исчезновения контраста между этими элементами.

Девочка приложила к лицу руки в красках

Постижение окружающего мира дошкольниками начинается с предметного восприятия и постепенно заменяется образным. И среди универсальных способов осуществления этого перехода можно назвать продуктивную деятельность. Её организация имеет некоторые особенности в зависимости от возраста воспитанников детского сада, а также образовательных целей конкретного отрезка учебно-воспитательного процесса.

Содержание понятия

Группа детей рисует

Практическая деятельность помогает ребятам социализироваться

Цели продуктивной деятельности в детском саду

Миссией продуктивной деятельности в детском саду является:

  • развитие воображения, мышления (в младшем и среднем дошкольном возрасте сравнивать объекты, а в старшем анализировать, систематизировать);
  • создание оптимальных условий для физического развития;
  • воспитание целеустремлённости (дети настойчиво стараются добиваться своих целей при выполнении рисунка, заучивании движений танца и пр.);
  • расширение сферы познания (если в младшем дошкольном возрасте этот аспект связан с изучением материалов для продуктивной деятельности, то в среднем и старшем — это варианты создания конечного продукта, а также придумывание способов взаимодействия с ним);
  • развитие общей мускулатуры и мелкой моторики;
  • воспитание инициативности (малыши с большим удовольствием рисуют, лепят, поют и танцуют в свободное время).

Задачи продуктивной деятельности в детском саду

Осуществить цели творческой активности можно при условии решения задач продуктивной деятельности. Их направление будет единым для детей всех возрастных групп, отличия будут касаться выбора способов воплощения:

Дети играют с большими блоками конструктора

В конструировании и других видах продуктивной деятельности дети осваивают предметный мир

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Никого не удивляет, что основной деятельностью детей в дошкольный период является игровая, однако, есть ещё один важный вид деятельности – продуктивный.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Никого не удивляет, что основной деятельностью детей в дошкольный период является игровая, однако, есть ещё один важный вид деятельности – продуктивный. В условиях дошкольного образования продуктивной называют такую деятельность ребёнка под руководством воспитателя, результатом которой является появление какого-либо продукта.
Было проведено много исследований, которые доказали, что именно благодаря продуктивной деятельности у старших дошкольников формируется графический навык, воспитывается настойчивость и усидчивость. Продуктивная деятельность создаёт благоприятные педагогические условия для важного процесса социализации детей. В этот возрастной период продуктивная деятельность вместе с игрой имеет решающее значение для развития детской психики.

Что такое продуктивные виды деятельности?

Продуктивным видом деятельности ребёнка называется такой способ его деятельности, который имеет целью получение продукта с конкретным набором качеств. Под продуктивной деятельностью подразумеваются следующие занятия:

  • сборка конструкций различными способами;
  • лепка из специальной глины или пластилина;
  • изготовление всевозможных поделок;
  • изготовление мозаики и аппликаций;
  • более сложные занятия с различными макетами.

Все вышеперечисленные виды деятельности очень важны для развития дошкольников. Они включены во множество программ для детских садов, рассчитанных на детей-дошкольников. Целью таких программ является всестороннее воспитание и развитие этой возрастной категории.

Почему продуктивная деятельность важна для дошкольника?

Процесс развития дошкольника многосторонен, и одни из важнейших ролей в нём играют продуктивные виды деятельности. Вместе с играми они сливаются в общий комплекс работы, посвященной дошкольному образованию взрослым поколением (воспитателями и педагогами). Подобная деятельность должна приводить к появлению определённого продукта.
Специалисты всего мира проводили с различными категориями детей, ещё не пошедших в школу, многочисленные исследования, которые показали, насколько для этой возрастной категории продуктивная деятельность эффективна:

  • Было установлено, что такая деятельность благоприятно сказывается на развитии графических навыков, выработке целеустремлённости и настойчивости в процессе овладения разными умениями.
  • Занятия продуктивной деятельностью способствуют развитию у ребёнка творческого воображения, развивает координацию движений, мускулатуру рук, механизмы мышления (синтез, анализ, умение сравнивать).
  • Как и всякая другая познавательная деятельность, продуктивная также играет значительную роль в умственном развитии детей.
  • Во время занятий создаются наиболее благоприятные условия для развития необходимых качеств инициативы, пытливости, самостоятельности и любознательности.
  • В целом же, заметно всестороннее влияние продуктивной деятельности на воспитание дошкольников.
  • Заметна и тесная связь с сенсорным воспитанием. Чтобы сформировать о предметах представление, необходимо прежде получить знания об их качествах и свойствах, величине, форме, цвете, положении в пространстве.

В процессе продуктивной деятельности одновременно проявляется физическая и умственная активность. Чтобы создать рисунок, аппликацию, слепить фигурку, требуется овладеть определёнными умениями, приложить усилия, совершить созидательные действия. В процессе этого дошкольники учатся практическим навыкам, которые позднее понадобятся им для самой разнообразной работы. Они приобретают умелость, позволяющую детям чувствовать себя гораздо самостоятельнее.
Интегрированный подход успешно реализуется на занятиях продуктивной деятельностью. Кроме того, здесь дети освобождаются от страхов и перенапряжения.
Моделирование окружающих предметов в процессе продуктивной деятельности завершается созданием такого продукта, в котором представление о явлении, ситуации или предмете получает вполне материальное воплощение в конструкции, рисунке или фигурке.

Направления продуктивной деятельности

Есть несколько направлений продуктивной деятельности:

Проделанная работа даёт следующие результаты:

  • для старших дошкольников создаётся система занятий продуктивной деятельностью;
  • у детей развиваются творческие способности;
  • в группе у детей улучшается психологическое самочувствие;
  • дети успешно подготавливаются к школьным занятиям.

Обычно продуктивной детской деятельностью теснее связываются такие области, как: художественное творчество, познание, социализация, коммуникация, труд, безопасность. При занятии художественным творчеством есть прекрасная возможность развивать у детей речь. На данном возрастном этапе в детской речи есть ещё много проблем: она односложная, достаточно бедная (из-за недостаточно богатого словарного запаса), составляется только из простых предложений, зачастую употребляются нелитературные выражения и слова.
Также огромное влияние применение метода продуктивной деятельности оказывает на нравственное воспитание малышей. В процессе выполнения разных практических работ у детей формируется и начинает действовать подобная связь. Кроме того, эти занятия способствуют закреплению знаний, полученных из окружающего мира, и выработке ряда полезных качеств:

  • активности;
  • наблюдательности;
  • самостоятельности
  • целеустремлённости;
  • способности доводить до конца начатое;
  • умения усваивать полученную информацию;
  • терпения.

При продуктивной деятельности затрагивается и физическое развитие дошкольника. В процессе занятий у детей повышается жизненный тонус, настроение и поведение улучшаются, а характер становится более активным и жизнерадостным. Сам ребёнок становится намного более подвижным. Во время занятий необходимо вырабатывать у детей правильную походку, осанку и прочие физические характеристики тела, которые маленькому человечку очень пригодятся в жизни. У детей укрепляется мускулатура, вестибулярный аппарат, движения становятся более скоординированными.

Особенности разных видов продуктивной деятельности

В процессе развивающих ребёнка занятий выработка художественно-эстетических качеств соответствует модулирующему виду продуктивной деятельности. Именно с помощью этого способа дошкольнику проще всего отображать по своему усмотрению ту действительность, которая его окружает. Полученная в результате сделанных выводов характеристика позволяет дошкольнику самостоятельно создавать выбранные им образы. Благодаря такому подходу у детей прекрасно развивается образное мышление, они учатся реализовывать собственное воображение.

Изобразительное искусство

В комплексном подходе к воспитательному процессу важной задачей является совершенствование у детей эстетического отношения к окружающему их миру. Невозможно переоценить важность этой задачи. Ведь очевидно, что чувствовать и видеть всё прекрасное, что есть вокруг, могут только гармонично развитые личности.
Важная роль в методике детского развития принадлежит данной методике в целях формирования у подрастающего поколения эстетических чувств. Казалось бы, что сложного в занятии рисованием? Но именно этот вид деятельности даёт в руки воспитателей новые возможности для выработки у детей собственного взгляда, развитию у них к окружающей действительности именно эмоционально-эстетического отношения. Для дошкольников словно приоткрывается новый мир прекрасного, который и на самом деле существует и всегда находится рядом с нами. У ребёнка меняется поведение, формируются позитивные убеждения.

Рисование

Известно, что дети особенно любят рисование, поскольку оно даёт максимальный простор для реализации их творческой активности. Рисунки могут быть на совершенно разные темы. Дети рисуют обычно то, что их интересует: отдельные предметы, литературных героев, сценки из окружающей жизни, декоративные узоры.
Продуктивный метод, выражающийся в изобразительном искусстве, позволяет ребёнку закрепить своё отношение к изображенному. Рисуя, ребёнок ещё раз очень ярко переживает те же ощущения, которые были у него в процессе восприятия изображаемого объекта. А богатство окружающего мира предоставляет безграничную палитру цветов, предметов разнообразных форм, необычных и редких явлений.

Другие виды продуктивной деятельности

Если отставить в сторону традиционные и заслуженные техники, то кроме них можно ещё добавить следующие:

  • обычную цветную;
  • бумажные салфетки;
  • гофрированную;
  • фольгу;
  • фантики;
  • сойдут даже старые журналы или газеты.

К бумаге есть лишь одно требование – быть достаточно мягкой.
Конструирование
В этой разновидности продуктивной деятельности детей отдельные части должны быть соединены правильным способом, чтобы получился конкретный целый предмет. Конструктивная деятельность своим возникновением обязана определённому уровню развития детского восприятия, мышления и игровой деятельности, а, кроме того, зависит от общения, познавательной активности и развития двигательных навыков. Занятия конструированием благотворно сказываются на физическом воспитании ребёнка – манипуляции с элементами конструктора развивают у ребёнка тонкую моторику пальцев, укрепляют пространственную ориентацию, координацию движений, участвуют в эстетическом и нравственном воспитании – так ребёнок учится видеть красоту собственных творений. Благодаря этому у него развивается вкус, одновременно он познаёт архитектурные формы. Если мастерятся подарки к празднику, то у ребёнка формируется заботливое отношение к близким людям, возникает желание порадовать их. В процессе трудового воспитания конструирование вырабатывает у дошкольников самостоятельность, целеустремлённость, организованность и инициативность.
Огромное значение имеет конструктивная деятельность для умственного развития ребёнка. Она помогает детям изучить внешние свойства материальных предметов (размер, форму, цвет), их физические характеристики (вес, плотность, устойчивость). Дети учатся сравнивать предметы и соединять их друг с другом, благодаря чему их знания об окружающем мире обогащаются, развиваются творческие способности и речь. Конструирование является эффективнейшим методом подготовки дошкольников к переходу в школу – оно развивает качества, необходимые для процесса обучения, причём, поскольку оно интересно и привлекательно для детей, то делает это ненавязчиво. Благодаря занятиям со строительным материалом развивается фантазия и творческая инициатива ребёнка.
Конструирование может быть разным:

  • из набора конструктора;
  • из бумаги;
  • из стройматериала;
  • из природных и прочих поделочных материалов.

Конструирование из натурального материала ближе всего подходит к художественной деятельности, воспитывая творческое воображение. При организации обучения через конструирование важными условиями являются:

  • органическая связь с прочими видами деятельности (рисованием, игрой-драматизацией, сочинением смешных (и не очень) историй);
  • специальные экскурсии в лес или парк;
  • создание педагогом установки у детей на самостоятельность в поиске, чтобы не учить ребёнка, а больше сотрудничать с ним, поддерживать его инициативу, подсказывать и помогать только в случае необходимости.

Дети большую часть своего времени проводят в игре, именно она является для них ведущим видом деятельности. Однако родителям важно уделять внимание продуктивной деятельности дошкольников, которая научит их самостоятельности, целеустремленности, а также поможет развить необходимые для школы и дальнейшей жизни навыки и умения. Действовать надо так, чтобы органично переплести два вида деятельности – игровую и продуктивную, это поможет добиться наилучшего результата.

Дети рисуют пальчиковыми красками

Определение

Что такое продуктивная деятельность? Это определенная форма времяпрепровождения малыша, позволяющая ему не просто повеселиться, но и развить в себе какие-либо полезные навыки, создать некий продукт (например, поделку), соответствующий заранее выбранным характеристикам. То есть родителям важно так организовать досуг малыша, чтобы он не просто занимался своим любимым делом, но и попутно развивал что-либо, например художественные способности.

В процессе обучения ребенок не только учится создавать что-то свое, но и понимает, что к чужому труду следует относиться уважительно, учится рационально использовать материал, находить выход из сложных ситуаций, подбирать альтернативу (например, если краска определенного цвета закончилась, можно взять другую). На таких занятиях происходит и становление личности дошкольника, и его осознание собственной индивидуальности.

Дети лепят снеговика

Разновидности

Принята несложная классификация продуктивной деятельности дошкольников: она подразделяется на изобразительную и конструктивную, а первая, в свою очередь, включает рисование, лепку и создание аппликаций. Задачами их являются следующие:

  • улучшение сенсорики;
  • знакомство с изобразительными материалами;
  • совершенствование координации движений и моторики;
  • постижение окружающего мира;
  • развитие музыкального слуха.

Такая деятельность нацелена на результат, то есть помимо развития и укрепления конкретного навыка формирует в личности ребенка следующие качества:

  • усидчивость;
  • терпение;
  • стремление завершить начатое;
  • целеустремленность;
  • настойчивость.

Кроме того, успех окрыляет, приносит уверенность в себе, хорошее настроение. Занятия лепкой и рисованием улучшают мелкую моторику малыша, помогают быстро выучить цвета и оттенки, получить представление о форме и размерах, развивают фантазию, интерес к творчеству.

Дети на прогулке в детском саду

Основные формы проведения занятия

Чтобы включить продуктивную деятельность в игровой процесс, родители могут воспользоваться различными формами. Например, двигательные игры способствуют физическому развитию дошкольника, улучшают общую его моторику и координацию.

Для всестороннего развития необходимы также следующие виды упражнений.

  • Речевые. Хорошо сказываются на расширении активного и пассивного словаря малыша, его умении правильно произносить звуки.
  • Пальчиковые. Направлены на развитие мелкой моторики, которая напрямую связана с речевыми центрами, и, соответственно, будет способствовать развитию речи.
  • Музыкальные. Детям интересны любые развлечения, связанные с музыкой, поэтому их можно смело использовать.
  • Манипулятивные. Помогают улучшить зрительно-двигательную координацию и моторику.

Родителям следует помнить, что интерес и хорошее настроение – лучшие способы привить малышу любовь к продуктивной деятельности, поэтому не стоит заставлять его что-либо делать, следует мягко и тактично завлечь его в игровой процесс, тогда результат будет отличным. Только таким образом удастся развить творческие способности, уверенность в себе, желание сочинять, мастерить, создавать. В противном случае у ребенка на всю жизнь может возникнуть стойкое отвращение к любому виду продуктивной деятельности.

Всестороннее развитие малыша

Родители и воспитатели детских садов должны прикладывать совместные усилия к тому, чтобы дошкольник развивался гармоничной личностью, особенно это касается современных мам и пап, которые полагают, что занятия в группе – это все, что необходимо крохе. Это не так, полученные умения нужно обязательно закреплять дома, в игровой веселой форме. Только так можно быть уверенным в том, что ребенок получит все необходимые качества для школы и последующей взрослой жизни (целеустремленность, силу воли, настойчивость), а также приобретет ключевые практические навыки.

Пазл для дошкольников

Перечень умений

Рассмотрим, какими именно умениями должен обладать дошкольник, чтобы можно было говорить о его нормальном всестороннем развитии. Прежде всего, кроха должен знать цифры и буквы, уметь совершать простейшие арифметические действия.

Кроме того, к числу навыков, имеющих отношение к продуктивной деятельности, относятся:

  • умение рисовать геометрические фигуры и делить их на части линиями на рисунке или ножницами;
  • знать цвета и оттенки, называть и показывать их;
  • собирать пазлы, несложные модели из конструктора или кубиков, используя образец;
  • раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;
  • лепить мелкие детали;
  • рисовать фигурки или буквы по клеточкам, используя образец;
  • использовать разную силу нажима на карандаш.

Дети дошкольного возраста способны концентрировать внимание на определенном занятии от 15 до 25 минут. Это нужно учитывать, предлагая им различные формы игр и упражнений.

Малыш рисует

Занятия по рисованию

Самый простой и полезный способ помочь ребенку заняться продуктивной деятельностью в дошкольном возрасте – предложить ему порисовать. Причем вовсе необязательно использовать стандартные краски (карандаши, фломастеры) и лист бумаги, можно смело проявлять фантазию, давая крохе все новые необычные задания. Такие виды занятий способствуют всестороннему развитию личности дошкольника, формируя у него не только художественный вкус, но и представление о цвете, гармонии. Со временем у ребенка, который регулярно занимается рисованием, выработается чувство стиля, умение сочетать цвета и размещать фигуры в пространстве, а также будет развиваться мелкая моторика.

Какие же формы необычного рисования можно использовать дома?

Использовать можно различные техники. Родителям следует заранее в ненавязчивой форме показать крохе, как смешиваются цвета:

  • синий + желтый = зеленый;
  • красный + синий = фиолетовый;
  • красный + желтый = оранжевый.

Цветок из пластилина

Лепка

Для развития продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте можно смело применять лепку, которая позволяет создавать объемные фигуры. Она хорошо развивает мелкую моторику, мышление, память и воображение, а для разнообразия и удержания интереса можно не только использовать пластилин, но и дополнять поделки природными и искусственными материалами (пуговицами, бисером, бусинками, пайетками, листьями, шишками, веточками, камнями и прочим). Кроме того, поделку можно раскрашивать, украшать при помощи контррельефа, наносимого палочкой.

В 2-3 годика малышам можно предложить специальный мягкий пластилин и самые простые задания – например, скатать шарики, расплющить их между пальцами, вдавливать углубление в заготовке, соединить детали в одно целое. Дети 4-6 лет могут использовать самый обычный пластилин или глину, поскольку пальцы у них уже достаточно окрепли.

Есть множество интересных тематических заданий, которые родители могут предложить ребенку.

Родитель может либо устно пояснить задачу, либо предоставить малышу заранее подготовленную пошаговую инструкцию. Осенью несложно использовать собранные в лесах и парках материалы (желуди, шишки, семена, мох, ягоды), создавать необычные композиции, используя приемы лепки.

Старший дошкольный возраст – время для создания сложных композиций, поэтому можно предложить ребенку вылепить, например, комнату с мебелью и иными мелкими деталями.

Аппликация из кружков

Аппликация

Это очень полезный вид деятельности, позволяющий сформировать у ребенка представление о форме и положении в пространстве, а также научить его вырезать фигурки, создавать из них композиции. Тренировки улучшают мышление и воображение дошкольника, способствуют возникновению и закреплению математических навыков.

Для работы можно использовать не только привычную многим цветную бумагу, но и иные, необычные материалы:

  • старые газеты;
  • бумажные салфетки;
  • фантики;
  • пуговицы;
  • крупы;
  • зерна кофе.

Несложно использовать фигурные дыроколы и ножницы, самоклеющуюся бумагу, на фигурки наклеивать искусственные пластмассовые глаза. Все это поможет сохранить интерес к продуктивной деятельности.

Ребенок играет с конструктором и машинкой

Конструирование

Этот вид деятельности играет важную роль в дошкольном возрасте, поэтому различные мозаики, конструкторы должны быть в каждом доме. Кроме того, создавать поделки можно из природного и искусственного материала и даже из бумаги.

Такая работа, несомненно, полезна:

  • дети совершенствуют свою координацию движений, мелкую моторику и пространственную ориентацию;
  • у них улучшается мышление и воображение;
  • развивается художественный вкус, умение видеть красоту собственных творений и предметов окружающего мира;
  • ребенок получает важнейшую информацию о таких сложных понятиях, как форма, цвет, размер, положение в пространстве.

Все это, без сомнения, будет полезно в первом классе, равно как и усидчивость, терпение, умение преодолевать трудности, ставить цель и достигать ее, поэтому конструктивная деятельность должна обязательно присутствовать в домашних занятиях.

Чтобы детям было интересно, следует предложить для них разнообразные задания:

Все это поможет развить творческие способности малыша и успешно подготовить его к школе.

Поделки дошкольников - мышки из пластилина

Лучшие формы работы

Есть огромное количество различных техник, приемов и форм, которые способствуют продуктивной и полезной деятельности дошкольников, но не вызывают у них уныние и скуку. Их можно чередовать.

  • Плетение из разноцветных бумажных полосок.
  • Оригами.
  • Торцевание из бумажных салфеток или гофрированной бумаги, создание веселой картинки, например цветка.
  • Квиллинг – композиции из бумажных полосок. Создание снежинок, цветов или целого панно в такой технике.
  • Лепка барельефа. В качестве основы используется плотный черный картон, потребуется также восковой пластилин. Ребенок нарезает материал стеком, придает ему необходимую форму, после чего наклеивает элемент на основу. Далее аналогичным образом прорабатывает другую деталь, соединяет ее с первой. Получается изделие, по своей сути напоминающее привычный нам барельеф.
  • Украшение шкатулки крупами и зернами кофе.

Если предлагать ребенку также и рисование, лепку, создание поделок из природного и искусственного материала, то можно быть уверенным: в процессе увлекательной игры он получает и закрепляет полезные для дальнейшей жизни навыки.

Родители не должны мешать малышу проявлять творческие способности, их задача – помогать, подсказывать, а не поучать или заставлять. Иногда дошкольники находят совершенно нестандартные методы решения поставленной задачи, вызывая у взрослых недоумение, но это не говорит о том, что дети действовали неправильно. Они просто нашли выход не там, где его видели мама или папа. Поэтому не стоит навязывать маленьким творцам собственное мнение, лучше дать им возможность придумывать и фантазировать, тогда и результат будет гораздо более удачным.

Читайте также: