Чем отвлечь детей в детском саду во время адаптации

Обновлено: 04.07.2024

То, что ребенка необходимо подготовить к посещению дошкольного учреждения заранее, понимают все родители. Но, как бы хорошо ни был готов малыш, ему все рано потребуется некоторое время, чтобы и на психологическом, и на физическом уровне привыкнуть к новым условиям. Адаптация в детском саду – это тот период времени, который потребуется крохе для полного привыкания. И, чем лучше малыш будет подготовлен, тем быстрее он привыкнет к режиму и тем легче ему будет найти общий язык с воспитателями и сверстниками в группе.

Три степени адаптации детей в детском саду

Процесс привыкания малыша имеет три степени:

Когда адаптация ребенка в детском саду проходит легко, он по утрам спокойно и с радостью раздевается и остается в группе, с удовольствием контактирует с воспитателями и детьми, принимает участие в играх и занятиях. Такие дети не испытывают затруднений в общении, первыми инициируют взаимодействие – приглашают остальных к разговорам и играм. Они легко вписываются в установленный режим, хорошо едят и спят в период дневного отдыха, правильно реагируют на замечания воспитателей, стараются сразу выполнить их распоряжения. Как правило, придя домой, такой малыш делится впечатлениями, планирует, чем он будет заниматься в группе на следующий день. Легкая адаптация происходит в течение одной-двух недель.

Средняя по тяжести адаптация ребенка в детском саду, как правило, характеризуется трудностями при расставании с родителями. Малыш может даже поплакать, после того как мама ушла, но, если его отвлечь, быстро забывает о разлуке и присоединяется к другим ребятам. Он ведет себя адекватно, слушается воспитателей и не конфликтует со сверстниками. Эта степень адаптации по продолжительности, как правило, составляет около месяца.

Тяжелая степень привыкания к детсаду проявляется в категорическом нежелании проходить в группу, отказе от контактов с воспитателями и другими детишками, нежелании принимать участие в занятиях и играх. Дети, которым тяжело адаптироваться, капризничают, отказываются принимать пищу, ложиться в кроватку, проявляют немотивированную агрессию, неадекватно реагируют на просьбы и распоряжения воспитателя. Часто тяжелая степень привыкания сопровождается постоянными заболеваниями, восприимчивостью к малейшей инфекции.

Чем тяжелее степень адаптации детей в детском саду, тем дольше будут они привыкать к разлуке с мамой и необходимости придерживаться общих для всех правил. Дети, адаптирующиеся тяжело, могут привыкать к посещению детсада полгода, а иногда и год.

Факторы, влияющие на длительность периода адаптации ребенка к детскому саду

Кроме той предварительной подготовки, которую проведут родители малыша, период адаптации ребенка к детскому саду, его продолжительность и степень тяжести также будут зависеть от некоторых других факторов:

  • характерных особенностей личности;
  • состояния здоровья;
  • возраста;
  • опыта общения с детьми и взрослыми.

Естественно, что стеснительному и замкнутому ребенку-интроверту труднее будет даваться расставание с мамой. Первое время он будет испытывать дискомфорт от общения с незнакомыми сверстниками и воспитателями просто потому, что у него нет потребности в таком общении. В результате такие дети болеют чаще, и период адаптации ребенка к детскому саду в этом случае будет длиться дольше. А вот дети-экстраверты, наоборот, нуждаются во взаимодействии с окружающими, они легко устанавливают контакты и уже через неделю могут полностью адаптироваться к пребыванию в группе.

То, как проходит адаптация ребенка в детском саду, во-многом зависит от того, насколько крепким является его здоровье, насколько высок его иммунитет. Чем чаще малыш будет болеть и отсутствовать в группе, тем длиннее по времени будет период привыкания.

Адаптация ребенка в детском саду проходит легче, если у него уже имеется опыт взаимодействия с другими людьми. Например, если он вырос в многодетной семье или часто проводил время с родителями в компании их друзей, у которых тоже есть маленькие дети.

Периоды адаптации ребенка к детском саду

Детские психологи условно разделяют период адаптации ребенка к детскому саду на три этапа.

Первый этап – основной. Он начинается сразу же после того, как малыш начнет посещать детсад. Изменения могут стать причиной возбуждения и напряженности, ребенок становится капризнее, чаще плачет и требует, приходя домой, больше внимания. Стресс, вызванный сменой обстановки, может отрицательно сказаться на иммунитете, кроха становится более восприимчив к инфекциям.

Второй этап – стабилизация. Малыш начинает привыкать, и негативная реакция на детсад, если она и была, становится менее выраженной. Спадает общее возбуждение, истерики, капризы и слезы проявляются все реже. Возникает интерес к тому, что будет происходить в садике на следующий день: в какие игры он будет играть, с какими друзьями планирует встретиться. Сон малыша восстанавливается, аппетит нормализуется. Но на этом этапе рецидивы основной фазы еще возможны и ожидаемы.

Третий этап – компенсация. Адаптация ребенка в детском саду завершается, его физическое и психическое состояние полностью восстанавливается и стабилизируется. Он становится полноправным членом коллектива, с радостью принимает участие в играх и образовательных программах, впитывает все новое с интересом и удовольствием.

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

Все перечисленные выше этапы каждый малыш проходит в любом случае. Но родители заинтересованы в том, чтобы первый и второй этапы были как можно короче, чтобы их дети смогли полноценно использовать те преимущества, которые дает посещение детсада: возможность социализации и получения дошкольного образования.

Мамам и папам необходимо знать, как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду, чтобы сократить время привыкания. Начните заранее подготовку малыша к предстоящим изменениям. Лучше сделать это за 3-4 месяца до того момента, как малыш получит направление в детское учреждение.

За это время маленький человек вполне сможет получить основные навыки самообслуживания, научиться пользоваться горшком и столовыми приборами, носовым платком. Нелишним будет научить кроху мыть руки до еды и поменьше облизывать их – это поможет свести к минимуму риск инфекционных заболеваний.

Задача родителей на этом этапе – закалить малыша и приучить его к тому распорядку дня, который действует в дошкольном учреждении. Гулять с ним нужно ежедневно, в любую погоду, как это принято в большинстве детсадов.

Важно сформировать у крохи положительное восприятие детсада, совместного времяпровождения с другими детьми, внушить ему желание слушаться воспитателей.

Вывод

Подготовка малышей к посещению детсада не потребует от мам ни специальных знаний, ни много времени, ни особых усилий. Но это поможет существенно облегчить адаптацию детей в детском саду и снизит риск инфекционных заболеваний.

Оригинальная статься размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .


Тема адаптации ребёнка к детскому саду не теряет своей актуальности. Многие родители сталкиваются с трудностями привыкания сына или дочери к новым условиям и не знают, как правильно их разрешить.

В данной статье мы расскажем мамам и папам, в чём заключается адаптация ребёнка к дошкольному учреждению, какие существуют степени и этапы привыкания, и как помочь малышу поскорее адаптироваться в детском коллективе.

Содержание:

Что такое адаптация?


Представьте себе мир маленького ребёнка. Любимые мама и папа, знакомые игрушки, тёплая кроватка, привычные обстановка и режим дня.

И вдруг в один день всё меняется. Мама отводит его в незнакомое место и оставляет с чужой тётей. В этом месте всё чужое – и игрушки, и кроватка, и еда не такая, как дома. А главное – там много незнакомых детей, которые часто плачут, а некоторые могут даже и обидеть. В этом месте нужно слушать воспитательницу и делать всё, что она скажет. Это место называется детский сад….

Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего стресса. Чтобы он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации. Этот термин означает способность приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них.

Во время адаптации происходит перестройка деятельности практически всех систем детского организма.

Адаптация ребёнка к условиям детского сада, как правило, сопровождается следующими явлениями:

Существуют 3 категории детей. У одних адаптационные проблемы начинаются сразу, у других – спустя 2-3 недели, у третьих видимые изменения отсутствуют. Это связано со многими факторами и зависит от адаптивных возможностей организма ребёнка.

Пугаться изменений в поведении сына или дочери не стоит. Таким образом организм ребёнка справляется с возникшим стрессом и приспосабливается к новым условиям.

Степени адаптации


Различают лёгкую, среднюю и тяжёлую степень адаптации ребёнка к детскому саду.

Лёгкая степень

Ребёнок с лёгкой степенью адаптируется в среднем 2-4 недели. Для лёгкой степени адаптации будут характерны следующие показатели:

  1. Сон: ребёнок спокойно спит во время дневного и ночного сна, может иногда просыпаться, но легко засыпает снова.
  2. Аппетит: хороший, может присутствовать избирательность в блюдах.
  3. Эмоциональное состояние: ровное, спокойное.
  4. Поведение: без слёз и истерик отпускает от себя маму и остаётся в группе. Может занять себя игрой.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: идёт на контакт с воспитателями и детьми, может попросить педагога о помощи, включается в игру со сверстниками.

Даже при лёгкой степени адаптации у ребёнка первое время могут наблюдаться нарушения сна и аппетита.

Средняя степень


Средняя степень адаптации длится больше месяца. Ребёнок часто болеет, привыкание к детскому саду затруднено из-за долгих перерывов.

Об адаптации средней степени тяжести можно судить по следующим критериям:

  1. Сон: ребёнок временами не спит в тихий час; если засыпает, то сон беспокойный, прерывистый.
  2. Аппетит: может отказываться от некоторых блюд, ест мало.
  3. Эмоциональное состояние: часто плачет, грустит, настроение меняется от незначительных причин. Может занять себя игрой, но на непродолжительное время.
  4. Поведение: с трудом расстаётся с мамой, после её ухода подолгу стоит в одиночестве у окна.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: интереса к общению не проявляет, постоянно спрашивает у педагога, скоро ли придёт мама.

Ребёнок с тяжёлой степенью адаптации может привыкать к детскому саду более 2 месяцев, а может и не привыкнуть вовсе. Тогда врачи рекомендуют отказаться от посещения дошкольного учреждения.

Тяжёлая степень

Тяжёлое привыкание характерно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

О том, что ребёнку нелегко даётся адаптация к детскому саду, можно судить по следующим показателям:

  1. Сон: ребёнок не спит в тихий час. Ночью сон беспокойный, прерывистый, бывают ночные страхи.
  2. Аппетит: пониженный, может отказываться от приёма пищи.
  3. Эмоциональное состояние: подавленное, ребёнок как бы уходит в себя или наоборот агрессивен.
  4. Поведение: после ухода мамы плачет, кричит, не хочет заходить в группу, может долгое время сидеть в раздевалке.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: на контакт не идёт или проявляет агрессию к детям и взрослым.

О завершении адаптационного периода у ребёнка можно судить по стабилизации всех показателей.

Этапы привыкания


Процесс привыкания ребёнка к детскому саду проходит в несколько этапов.

1 этап – период дезадаптации. Как бы ни готовили родители ребёнка к яслям, в первое время он всё равно будет находиться в состоянии стресса и постоянного напряжения. Ребёнку трудно даётся расставание с родителями, он часто плачет, капризничает. Могут начаться простудные заболевания.

2 этап – период адаптации. Срабатывают защитные механизмы психики, ребёнок начинает общаться с воспитателем и другими детьми, участвует в играх, но по-прежнему тоскует по родителям и часто спрашивает о них. На этом этапе малыш только начинает привыкать к новым правилам, поэтому может нарушать дисциплину и отказываться выполнять требования воспитателя.

3 этап – период компенсации. Процесс адаптации завершается, ребёнок привыкает к детскому коллективу, воспитателям и новому режиму дня, спокойно отпускает родителей на целый день. Эмоциональный фон стабилизируется, физиологические показатели приходят в норму.

Влияние различных факторов на адаптацию

На то, как долго будет привыкать ребёнок к детскому учреждению, влияет множество факторов. Рассмотрим основные из них.

1. Возраст ребёнка


Ситуация такова, что многие мамы стремятся поскорее отдать ребёнка в детский сад и выйти на работу после декретного отпуска. Поэтому в последнее время возросла потребность в яслях, начинающих принимать детей с полутора лет, которые есть далеко не в каждом дошкольном учреждении.

Большинство же специалистов считают, что, чем младше ребёнок, тем тяжелее у него протекает адаптационный период, поскольку ещё не окреп иммунитет и повышена потребность в родительской заботе и внимании.

Поэтому оптимальным возрастом для начала детсадовской жизни принято считать 2,5 – 3 года. А педиатры настаивают на том, чтобы родители отдавали ребёнка в садик не раньше трёх лет.

2. Состояние здоровья

Как мы уже говорили, тяжело привыкают к детскому саду дети, имеющие ограниченные возможности здоровья или частные простудные и хронические заболевания.

Поэтому родителям стоит повременить с детским садом и дождаться, пока организм ребёнка сможет адаптироваться к дошкольному учреждению без тяжелых последствий.

3. Уровень развития умений и навыков


К началу садичной жизни дети должны обладать всеми необходимыми умениями и навыками: ходить на горшок, держать ложку, пить из чашки, частично сами одеваться и раздеваться, а также уметь попросить взрослого о помощи.

Если родители привыкли всё делать за ребёнка, ему будет тяжело привыкать к самостоятельности. Соответственно, период адаптации у него может затянуться.

4. Уровень социализации

В детском саду ребёнку предстоит контактировать с большим количеством детей и взрослых. Хорошо, если у него уже есть такой опыт общения. В противном случае малышу, привыкшему видеть рядом с собой только маму и папу, будет очень тяжело привыкать к детскому коллективу и педагогам.

Также продолжительность адаптации зависит от личности воспитателя, к которому попадает ребёнок, количества детей в группе, особенностей нервной системы ребёнка и атмосферы в семье.

Как помочь ребёнку адаптироваться?


Правила успешной адаптации

  1. Правило 1. Заранее познакомьтесь с персоналом детского сада, режимом дня и условиями пребывания.
  2. Правило 2. Привыкание ребёнка к детскому саду должно происходить либо в летнее, либо в зимнее время для снижения риска инфекционных заболеваний.
  3. Правило 3. Прививки, медицинские осмотры и прочие посещения врачей должны быть строго до поступления ребёнка в детский сад.
  4. Правило 4. Ребёнок в первые дни должен оставаться в детском саду на 1-2 часа. Хорошо, если это время совпадёт с утренней прогулкой.
  5. Правило 5. Увеличивать время пребывания ребёнка в группе нужно постепенно, с учётом рекомендаций воспитателя.
  6. Правило 6. Если ребёнок заболел, маме или папе необходимо остаться с ним дома.
  7. Правило 7. Родителям необходимо предупреждать воспитателя обо всех особенностях поведения ребёнка, его привычках и склонностях.
  8. Правило 8. Забирая малыша домой, обязательно поинтересуйтесь у воспитателя, как ребёнок себя вёл в течение дня.

Соблюдая все эти правила, родители значительно облегчают адаптационный период ребёнка в детском саду.

Советы психолога


  • К детскому саду ребёнка нужно готовить заранее.

Покажите малышу здание, окна группы, где он будет находиться, участок для прогулок. Познакомьтесь с воспитателями. Неплохо, если ребёнок выучит их имена ещё до первого посещения. Обратите внимание сына или дочери на тот факт, что всех детей вечером родители забирают домой, на ночь никто не остается.

  • Чем больше ребёнок будет знать о правилах поведения в детском учреждении, тем легче для него пройдет период адаптации.
  • Способность ребёнка к успешной адаптации во многом зависит от психологической установки родителей.

Чем спокойнее мама и папа относятся к посещению ребёнком дошкольного учреждения, тем увереннее чувствует себя малыш в незнакомом коллективе.

  • Не забывайте о формировании необходимых навыков самообслуживания. Старайтесь давать малышу больше самостоятельности даже в том, чего он пока ещё не умеет делать.
  • Уделяйте внимание развитию коммуникативных навыков ребёнка.

Он должен уметь общаться не только с детьми, но и со взрослыми. Тренируйте навыки общения в гостях, на детской площадке, в поездках к родственникам.


  • Домашнее меню, как и режим, должны быть максимально приближены к садичным. Даже во время выходных и праздников.
  • Будьте доброжелательны и вежливы с воспитателями. Ведь это люди, которым вы доверяете самое ценное – своего ребёнка. И не только вы, а ещё 20 таких же мам и пап.
  • В период адаптации у ребёнка не должно быть никаких дополнительных стрессов, таких как переезд, развод родителей, рождение второго ребёнка. Постарайтесь обеспечить спокойную семейную обстановку.
  • Относитесь спокойнее к болезням после посещения детского сада.


Что не рекомендуется делать в адаптационный период?

Как облегчить расставание с ребёнком в детском саду?

Чтобы малыш научился безболезненно отпускать вас и идти в группу, соблюдайте эти нехитрые рекомендации:

  • заранее подготовьте ребёнка к мысли о том, что в детский сад нужно ходить каждый день, пока мама с папой на работе;
  • по дороге настраивайте ребёнка, как хорошо ему будет там сегодня, в какие интересные игры он там будет играть, что вкусного приготовят тети-повара и т.д.;
  • придумайте свой ритуал прощания с ребёнком. Это может быть поцелуй в щёку и соприкосновение ладоней или коротенький стишок. Главное – всегда его соблюдайте при расставании с сыном или дочерью не только в детском саду, но и дома;
  • разрешите малышу взять с собой любимую игрушку. В отсутствие мамы ему будет гораздо спокойнее, если рядом будет что-то родное и знакомое;
  • следите за собственным эмоциональным состоянием. Все ваши тревоги и опасения обязательно передадутся и ребёнку;
  • чётко сообщите малышу о времени своего прихода: после обеда, после сна, вечером, чтобы у него не было напрасных ожиданий.

Запомните, дорогие мамы и папы: залогом успешной адаптации ребёнка к детскому саду является правильная подготовка малыша, психологическая грамотность родителей, а также семейная атмосфера комфорта и эмоционального благополучия.

фото 18764_1

Согласно статистике, на 100 детей приходится 2-3 ребенка, у которых адаптация к детскому саду пройдет с осложнениями.

И это будет заметно не только по психоэмоциональному состоянию, но и по физическому здоровью. Пару дней в группе сменяются больничным и так без конца.

Почему так происходит? Как облегчить адаптационный период?

Что означает термин?

В большинстве случаев дети привыкают к саду уже через несколько недель. Да, поначалу они плачут, не хотят отпускать маму или папу, игнорируют попытки воспитателей отвлечь их. Но вскоре ситуация в корне меняется. Ребенок с удовольствием идет в группу, находит новых друзей и т.д.

Вышеописанный вариант является самым распространенным. Но бывает и так, что малыш ни в какую не хочет оставаться без родителей, капризничает, отказывается есть, играть и спать. К этим симптомам добавляются проблемы со сном, но уже дома, отсутствие аппетита, частые болезни и ухудшение общего самочувствия. Это и есть тяжелая адаптация к детскому саду.

Когда у ребенка возможна?

На первом месте в группе риска, по словам психологов, находятся дети с ограниченными возможностями здоровья или, например, аутизмом. Им сложнее, чем другим, приспособиться к новым обстоятельствам, найти общий язык с незнакомыми людьми.

В список можно добавить и совсем маленьких детей, чьим родителям пришлось рано выйти на работу. Речь идет о возрасте 1-1,5 года.

Интересно, что тяжелая адаптация возможна не только у детей с задержкой в развитии, но и у тех, кто, наоборот, развивается быстрее сверстников. В первом случае состояние ребенка можно стабилизировать, применяя специальные программы обучения. Во втором же в них необходимости нет. Хотя ребенку будет сложно влиться в коллектив, ему попросту станет скучно.

Причины сложного привыкания

Причин появления трудностей с привыканием к детсаду несколько:

    Негативный настрой родителей. Возможно, у них есть неприятный опыт из детства. А, может быть, они просто сильно переживают.

фото 18764_2

Чрезмерное стремление отдать ребенка в сад. Он должен считать его чем-то хорошим, а не наказанием.

Способы преодоления

Вот некоторые из них:

  1. Помочь ребенку привыкнуть к режиму. Для этого нужно приучить его ложиться спать и просыпаться в одно и тоже время. Этот совет касается и приема пищи. Лучше, если завтрак, обед и ужин будут проходить по расписанию. Кстати, стоит пересмотреть не только график, но и меню. По возможности следует подстроить его под детсадовское.
  2. Постоянно рассказывать, зачем нужно ходить в детский сад. Можно, например, сравнить это с тем, как родители ходят на работу.
  3. Не оставлять ребенка на полный день до тех пор, пока он не будет готов к этому. Для начала хватит и пары часов. После можно попробовать оставаться до обеда, а потом и на сон.
  4. Вечера и выходные дни посвящать общению с ребенком. Важно не только интересоваться происходящим в его жизни, но и внимательно слушать, вникать.

Есть еще один интересный совет: дать ребенку с собой какую-нибудь игрушку, напоминающую о доме. Ее можно назначить дежурным, который будет провожать в детский сад, сидеть рядом за обедом, спать в кроватке в тихий час. Вечером игрушка расскажет маме с папой, как прошел день.

Может ли не привыкнуть?

Ответ утвердительный. В некоторых случаях ни одна из вышеописанных рекомендаций не принесет результатов.

фото 18764_3

Говорить о том, что адаптация так и не произошла можно, если наблюдаются такие симптомы:

  1. Ребенок не стал частью коллектива. Он замкнулся в себе, ни с кем не общается даже по прошествии 1-2 месяцев.
  2. Малыш отказывается от еды и воды, не посещает туалет, терпит до последнего момента.
  3. Ребенок все время плачет. Успокаивается он только в тот момент, когда за ним приходят родители.

Еще один признак — откат в развитии, в частности, в речи, самообслуживании и т.д. Все становится на свои места, как только ребенок остается дома.

Что делать, если малыш не адаптируется?

Варианта всего три:

  1. Первый — поговорить с воспитателями и психологом, на которых также лежит ответственность за помощь в привыкании к детскому саду.
  2. Второй — чаще говорить о садике, играть в специальные адаптационные игры, рассказывать сказки.
  3. Третий — на некоторое время отказаться от посещения сада. Возможно, проблема в сильном стрессе и после восстановления организма она будет решена.

Полезное видео

Дополнительная информация по теме статьи в видео:

Заключение

Не всем удается быстро приспособиться к посещению детского сада. Иногда адаптация самая что ни на есть тяжелая.

При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки, где малыш воспитывается в атмосфере любви, внимание, ласки, глубоко заинтересованного отношения близких ко всем его проявлениям и запросам, он попадает в непривычную среду. Режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт с детьми, незнакомое помещение – все эти перемены создают для ребёнка стрессовую ситуацию, приводят малыша к психическому напряжению. Ребёнок находится в состоянии психо-эмоционального напряжения, потому что оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, к этому добавляется физиологический стресс, вызванный сменой режима кормления и сна. В результате нарушается сон, аппетит, появляются страхи. капризы, непослушание, малыш не хочет играть с другими детьми, плачет, часто болеет.

Наиболее сложная перестройка организма происходит на начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушению здоровья, поведения и психики ребёнка.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам (адаптированности), или к негативным (стрессу). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации:

- внутренний комфорт – эмоциональная удовлетворённость;

- внешняя адекватность поведения – способность легко и точно выполнять требования среды.

В зависимости от длительности периода приспособления ребенка к детскому саду выделяют следующие степени адаптации: лёгкая, средней тяжести, тяжёлая, крайне тяжелая.

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1—2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20—40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

Установлен ряд факторов, определяющих, насколько успешно малыш справится с предстоящими ему изменениями в привычном образе жизни. Эти факторы связаны с физическим и психологическим состоянием ребенка, они тесно переплетены и взаимообусловлены. Во-первых, это состояние здоровья и уровень развития ребенка. Здоровый, развитый по возрасту, малыш обладает большими возможностями к адаптации, он лучше справится с трудностями.

Вторым фактором является возраст, в котором малыш поступает в дошкольное учреждение. С ростом и развитием ребенка изменяется степень и форма его привязанности к постоянному взрослому.

Третьим сугубо психологическим фактором является степень сформированности у ребенка предметной деятельности и умения общаться с окружающими. В раннем детстве на смену ситуативно-личностному общению приходит ситуативно-деловое, в центре которого – овладение ребенком совместно со взрослыми миром предметов, назначение которых сам малыш открыть не в состоянии. Большое влияние на течение адаптации оказывают и отношения со сверстниками. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.

Чтобы процесс адаптации к детскому саду прошел как можно легче, необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению к новым условиям, позволила бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Комплексный подход к решению этой проблемы состоит в:

- создании эмоционально-благоприятной атмосферы в группе;

- работе с родителями, которую следует начинать до поступления ребёнка в ДОУ;

Необходимо на первом этапе сформировать у малыша желание идти в сад. Это зависит от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, благожелательности и уюта в группе. Если ребёнок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, легко пройдёт адаптация.

Кроме того, маленькие дети подражают друг другу: один заплачет – плачут другие. Важен тон обращения воспитателя. Спокойный, доброжелательный – благоприятствует созданию хорошего настроения у детей. Раздражённый, вне настроения – негативен для эмоционального состояния детей, способствует развитию боязливости и неуверенности.

Малыш может пугаться большого количества взрослых и детей в группе, громкого голоса, окрика, резких звуков, длительного шума, сердитых взрослых. Он замыкается в себе, становится озлобленным, неуравновешенным, плаксивым, может драться с детьми, кусаться. К изменению поведения ведёт и утомление. У малыша нарушаются сформированные умения, проявляются признаки негативного, отрицательного отношения к взрослым и детям, появляются вредные привычки, пропадает аппетит, нарушается сон.

Очень важное условие хорошей адаптации - это когда родители соблюдают режим дня детского сада, каждый день рассказывают о том, как хорошо в саду, какие хорошие воспитатели и дети там.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. По отношению к детям, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьей должна быть более глубокой и объемной. При этом необходимо помнить, что все вышеперечисленные мероприятия должны осуществляться с учетом особенностей привыкания ребенка к ДОУ.

В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендуется:

- использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать);

- по рекомендации врача подвешивать над кроваткой возбудимого ребенка мешочки с успокаивающими сборами трав;

- предлагать ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой;

- рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном;

- создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы;

- использовать игровые методы взаимодействия с ребенком;

Важным условием поддержания положительного эмоционального настроения у детей является их занятость: действия с предметами, движения, общение со сверстниками и взрослыми, индивидуальные и коллективные игры, правильная организация предметно-игровой среды в группе, уголок уединения. Детям в период адаптации целесообразно поддерживать некоторые привычки: покачать перед сном, играть с любимой игрушкой, посидеть рядом, рассказать сказку. Нельзя кормить и укладывать спать силой, заставлять съедать всю порцию непривычной еды, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательное отношение к новой обстановке. В снятии эмоционального напряжения помогает музыка, игрушки-забавы, ласковое общение.

По мнению психологов и физиологов, способствовать более легкой адаптации может использование приемов изодеятльности, ведь изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумаге свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у него возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, а так же рисование на больших ватманах красками (пальчиками или большой кистью). Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент ощущает себя ребенок, - тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно. Наиболее эффективно будет, если родители постараются, и дома тоже создавать условия для художественного творчества, так ребенок выплеснет наибольшее количество негативных эмоций.

Умиротворяющее действие на детей оказывают и игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок экспериментирования( песочный столик, емкость для воды,). Для многообразных и увлекательных игр используется небьющаяся посуда разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети моют в воде игрушки, купают резиновых кукол, пускают кораблики. В такие же игры стараются играть дома родители.

По мере привыкания нормализуется сначала аппетит, затем сон, постепенное вовлечение в игры с детьми.

В адаптационный период нужны фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игры всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения.
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно пальчиковыми играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.

Дети двух-трех летнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись вместе за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.

Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить несколько раз в день. Так же следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.

Главной фигурой и центром внимания для двухлетних детей всегда остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.

В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.

Таким образом, существует целая система работы с детьми, впервые начавшими посещать детский сад. Данная система работы поможет ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации.

Читайте также: