Почему пятидневка в школе лучше

Обновлено: 04.07.2024

Специалисты управления образования по поручению руководителя администрации Воркуты Игоря Гурьева проанализировали недостатки и преимущества введения пятидневной учебной недели в образовательных учреждениях города.

Напомним, родители и школьники на странице мэра в феврале подняли вопрос о необходимости введения пятидневной системы обучения.

Главный аргумент – повышенная утомляемость и детей и родителей на Крайнем Севере в условиях долгой полярной зимы. Однако, несмотря на однозначные результаты онлайн-голосования в соцсетях (более 90 процентов "за" пятидневную систему обучения, участие в голосовании принимали и школьники), у многих родителей нашлось большое количество аргументов "против".

Главный вывод, который сделала мэрия: решение о введении пятидневной системы вправе принимать каждая школа по отдельности на основании ст.28 ФЗ-273 "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2019 с учетом с учетом мнения всех сторон – учащихся, родителей, педагогов. Т.е. данный вопрос могут поднять школьные комитеты на общем собрании родителей.

Мэрия Воркуты представила основные положительные аргументы, а также риски, которыми родители смогут оперировать при обсуждении вопроса в будущем.

Положительные аспекты перехода на пятидневку:

1. Уменьшится максимально допустимая недельная нагрузка у учащихся.

2. Увеличится время для общения учащихся с родителями за счет субботы (плюс воскресенье). Пятидневка позволит отдохнуть детям перед новой учебной неделей, сделав все уроки на понедельник в субботу, чтобы не тратить на это время в воскресенье.

3. Увеличится количество выходных дней у работников школ – суббота, воскресенье. Надо признать, нагрузка на многих из них серьезная. За два выходных дня отдых педагогов будет более полноценным и качественным, что положительно скажется на качестве образовательного процесса и предотвратит риск профессионального выгорания.

4. Переход на пятидневную учебную неделю не влияет на расчет объема субвенций города Воркута – за счет них из республиканского бюджета выплачивается заработная плата (с начислениями) коллектива общеобразовательных организаций (более 710 млн рублей в год).

5. Теперь о деньгах местных налогоплательщиков. Произойдет уменьшение расходов на оплату коммунальных услуг (электроэнергия, водоснабжение). Эти расходы ложатся на муниципальный бюджет. В случае введения пятидневки экономия составит порядка двух млн рублей в год. Из-за малокомплектности в Воркуте вынужденно закрываются школы последние 30 лет.

6. Сокращение расходов на организацию горячего питания в школах в год. Республиканский бюджет сэкономит около 4,3 млн рублей, местный – около трех млн рублей. Работники отрасли школьного питания также потеряют в зарплате.

7. Проблема занятости в субботу детей дошкольного возраста работников общеобразовательных организаций будет решена за счёт выходного дня родителя. А всего работников общеобразовательных организаций в Воркуте 1 046 человек.

Отрицательные аспекты перехода на пятидневную учебную неделю:

- сокращение численности учителей изобразительного искусства, музыки, физической культуры за счёт перераспределения нагрузки учителям начальных классов;

- перераспределение в связи с сокращением нагрузки учителям начальных классов часов изобразительного искусства, музыки, физической культуры и соответственно снижение уровня заработной платы учителей-предметников.

2. В среднем при 30 актированных днях (средняя цифра за учебный год) учителям необходимо сокращать изучение тем учебных предметов, используя для этого пять дней в неделю, при этом выполнять требование законодательства по предоставлению качественного обучения. В итоге школы будут вынуждены изменять календарный учебный график, продлевая учебный год, с целью выполнения программы в полном объеме.

3. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (из семей, имеющих статус "малоимущие" – 279 учащихся), признанных решением Совета школы, нуждающимися в дополнительных мерах социальной помощи (547 учащихся), с туберкулёзной интоксикацией (35 учащихся), учащиеся с ОВЗ (129 учащихся), не смогут в субботу получать в школе горячее питание. Детей, бесплатно питающихся в школах – 990 человек.

4. В учебном плане школы при пятидневной учебной неделе:

- во всех классах произойдет уменьшение на три часа кол-ва часов учебного плана. Тем самым не остаётся часов для ведения факультативов и элективных курсов, расширяющих знания по предмету и обеспечивающих подготовку к ГИА.

- сократится количество предметов углубленного уровня на профильном обучении (10-11 кл.).

- образовательные учреждения не будут передавать учебные часы школе №26 на Технологию (там ведется профессиональная подготовка).

5. Более подробная статистика: в течение трех лет произошло увеличение актированных дней с 24 до 38 дней для 1-5 классов, с 8 до 13 дней для 5-8 классов. 8%, 13%, 16% соответственно актированных дней приходится на субботу. 38 актированных дней составляет потерю пяти учебных недель в начальных классах. Больше месяца дети не учатся. В теории в соответствии с законодательством образовательное учреждение вправе продлить учебный год на эти пять недель (до 1 июля), чего никогда не происходило. Не стоит также забывать о карантинных днях.

6. Получается, что для выполнения федерального учебного плана субботние часы придется перераспределить на пять учебных дней. От этого, увы, не уйти. После уроков и внеурочной деятельности в школе учащимся позднее придется посещать дополнительные занятия или кружки, а после этого делать домашнее задание. Т.е. при пятидневке у учащихся увеличится учебный день. Тем более, не все учащиеся способны плодотворно работать на 5, 6, 7-ом уроке.

7. В Воркуте 8602 школьников, часть из которых, нужно понимать, в субботу выйдет на улицы. Не все родители в субботу готовы заниматься развитием детей и осуществлять контроль их занятости. Тем более остро стоит вопрос безопасности детей в условиях маленького посёлка, где нет возможности организовать полноценный досуг подростков вне школы. Дополнительное свободное время может привести часть учащихся и к совершению противоправных действий.

8. В случае если изменение учебной нагрузки приведет к тому, что учитель будет осуществлять трудовую деятельность на не полную ставку – работник теряет право на досрочное назначение "северной" и "педагогической" пенсии.

9. В случае изменения учебной нагрузки, уменьшения ставки будет нарушено право на досрочное назначение "северной" и "педагогической" пенсии педагогам и другим работникам отрасли.

Выбор шестидневной учебной недели обусловлен особенностями образовательного процесса в отдельно взятой школе. К таким особенностям можно отнести углуб­ленное изучение учебных предметов, наличие элективных курсов или, наоборот, нехватку помещений, дефицит педагогов, невозможность организовать обучение в одну смену.

При этом важно понимать последствия такого перехода. Для выполнения учебного плана субботние часы в любом случае придется распределять на оставшиеся пять дней. То есть учебный день школьников увеличится. Сдвинется график вне­урочных занятий и кружков, ребятам придется позднее делать домашнее задание. При этом, напомню, согласно СанПиНам максимальная дневная нагрузка первоклассников не должна превышать 4 уроков и один раз в неделю – 5 уроков, для учащихся 2‑4‑х классов – не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков, для 5‑6‑х классов – не более 6, для 7‑11‑х классов – не более 7. Кроме того, при переходе на пятидневку школы будут вынуждены пересматривать образовательную программу и сокращать ее объем или продлевать учебный год.

Поэтому решение о выборе пяти- или шестидневной учебной недели должно оставаться за школой. Все нюансы перехода должны решаться в каждой школе совместно с советами обучающихся и родителей.

Григорий ФОМЕНКОВ, учитель истории и обществознания,
г. Меленки Владимирской области:

– Переход на пятидневную учебную неделю считаю разумным. Школы нашего города и района уже несколько лет работают по пятидневке. У старшеклассников в выходные дни появляется больше времени для самоподготовки к экзаменам, дети младшего и среднего звена имеют возможность посещать кружки в Центре внешкольной работы, участвовать в спортивных соревнованиях, которые, как правило, проходят в выходные. Не секрет, что нагрузка на детей в школе большая, поэтому даже выспаться до обеда – это для них радость.
Кто хорошо отдыхает, тот хорошо работает. Введение пятидневки зависит от волевого решения руководителя образовательного учреждения. Не надо этого бояться. Учебный процесс не пострадает.

Светлана ТРЕТЬЯКОВА, учитель русского языка и литературы, Воронеж:

– Насколько я знаю, в Воронеже большинство школ переведены на пятидневную учебную неделю. Но в субботу школьные здания тоже не пустуют, по крайней мере, так было до пандемии, и дети приходили на дополнительные и кружковые занятия. Также есть школы, где только начальные классы занимаются пять дней в неделю, а средние и старшие остаются на шестидневке. Не стоит забывать, что у нас еще есть школы, в которых дети занимаются во вторую смену. Чтобы всем учиться в одну смену и перейти на пяти­дневную учебную неделю, нужны большие изменения. На мой взгляд, надо пересмотреть учебную программу и уменьшить нагрузку на учеников. А второй момент – надо строить новые большие, просторные школы и брать на работу молодых учителей, чтобы рабочая нагрузка распределялась более равномерно и учитель не вел по полторы-две ставки. И конечно, надо увеличить заработную плату учителя. Только боюсь, что выполнение всех этих условий возможно не в нашем, реальном, а в каком-нибудь сказочном мире!

Надежда КАЗАКЕВИЧ, учитель физики и химии частной школы, Санкт-Петербург:

– При переходе на пятидневку есть два варианта. Первый – уменьшение недельной нагрузки, чтобы уроков было 6, максимум 7. Вопрос: за счет чего? Опять меньше математики, физики, русского языка? Второй вариант – недельную нагрузку сохранить. Тогда в некоторые дни у детей будет по 8, а то и 9 уроков. Когда я пришла работать в школу в сентябре 1992 года, так и было. Представьте себе математику, физику или химию на восьмом уроке! Семиклассники и на шестом уроке уже не воспринимают материал. Когда позже ввели шестидневку, дети вздыхали с облегчением и радовались. Они говорили, что лучше лишний день в школу пойти, чем 8‑9 уроков учиться.

В субботу хочется отдыхать, но многие школьники вынуждены учиться. Приносит ли такой график пользу?

Пятидневка и шестидневка в школе — это учебная неделя, когда в субботу дети отдыхают или, соответственно, учатся. Можно выбрать из этих форматов тот, который вам подходит, а для этого узнать об их плюсах и минусах.

В последнее время многие родители хотят, чтобы дети учились 5 дней в неделю, хотя в большинстве школ практикуется 6-дневное обучение. Вместе с тем пятидневка не запрещена, и сократить учебную неделю реально, как и найти школу с таким графиком.

Но родители, чьи дети уже перешли на сокращенную неделю, бывают неприятно удивлены. Оказывается, пятидневка - это тоже неудобно. Конечно, не для всех. Расскажем о преимуществах и недостатках каждого из этих вариантов. Решать, какой из них подойдет вам, смогут только родители. Это связано с загруженностью школьника дополнительными занятиями и спортом, с ритмом жизни семьи, даже с успеваемостью.

Плюсы пятидневки

Об этом можно не говорить долго, ведь многие взрослые уже давно знают, чем именно удобнее такой формат. Тем не менее, расскажем о том, почему все так хотят заполучить пятидневку.

  • Главный плюс: два свободных дня в неделю. Это удобно тем, кто занимается спортом или музыкой, детям, которые пропустили немалую часть программы: за эти свободные дни самостоятельно или с репетитором можно легко нагнать ее.
  • Родители за год могут сэкономить немалую сумму на проезде (особенно если детей отвозят в школу на машине) и на питании.
  • Дети больше времени проводят с родителями.
  • Можно с большей свободой планировать семейные выезды на природу или на дачу, в гости.

Минусы пятидневки

Есть и негативные стороны, и они существенные. Особенно для тех детей, которые быстро устают.

  • Главный минус: уроков в будние дни становится больше. Даже в начальных классах часто проводят 6-7 уроков плюс дополнительные занятия или продленку, хотя по СанПиН у младших классов должно быть не больше 5 уроков в день. Неудивительно, что к последним урокам дети уже не в состоянии воспринимать информацию.
  • Некоторым школьникам двух выходных слишком много. В понедельник они еще не готовы нормально учиться, и этот день как бы выпадает из недели.

Плюсы шестидневки

У удлиненной недели есть кое-что хорошее. Вот три главных пункта, из-за которых это не такой плохой вариант.

Минусы шестидневки

Вот два главных недостатка недели с одним выходным. Именно они становятся критичными для многих родителей.

Пятидневка vs шестидневка: плюсы и минусы

Нижегородских школьников и скоро ждут изменения, касающиеся режима обучения. Региональное министерство образования по распоряжению губернатора начало разработку рекомендаций по переходу школ области учебную неделю. пятидневной систем – материале.

История вопроса

Несколько десятков лет назад сложно было даже представить, что дети по субботам советских школьников субботний день был занят учебой, как пять, но ни учеников, ни у даже идеи против этого возражать Таков был заведенный порядок. году был принят закон рабочей неделе выходных днях для взрослых. Примерно время начались споры чтобы перевести. Ученые начали проводить исследования – такие вопросы тогда Результаты неоднозначными, и всеобщей пятидневной учебной недели Министерство просвещения тогда отказалось. советские школьники ходить по субботам, отчаянно завидуя при этом собственным родителям: выходной, ждет ранний подъем путь

Тем нынешние родители создают петиции школьной пятидневки, заявляя, что дети недосыпают, портят осанку, непомерно устают, формируется негативное отношение вообще. получается, что рабочей неделей два выходных, а – один. семей это неудобно: пока дети еще довольно малы, родителям приходится рано вставать законный выходной, чтобы помочь собраться их чтобы съездить всей семьей нужно специально отпрашивать ребенка уроков, взяв ответственность им пропущенного учебного материала.

В настоящее время пятидневка или шестидневка зависят руководства конкретного учебного заведения где оно расположено.

Кратко перечислим основные плюсы двух систем обучения.

Пятидневная учебная неделя

Пожалуй, сторонах пятидневки можно долго большинству взрослых по собственному опыту прекрасно известно, чем удобен такой формат занятости. слов почему именно многие школьники и мечтают пятидневки, скажем.

Главный плюс: два свободных дня когда посещать школьные уроки. Особенно это ценно для детей, которые регулярно занимаются спортом, музыкой, учатся школе, ведь того плотный график, день здесь

Практика показывает, что пятидневная учебная неделя сказывается положительно школьников; подготовка домашних заданий неделе проходит легче; папы несут меньше затрат питание

Обратной стороной медали при этом является большее количество уроков оставшихся учебных дней и, соответственно недели придется каждый день готовить больше домашних заданий.

Шестидневная учебная неделя

Минус шестидневки очевиден – почти никакого отдыха. Ребенок учится все семь дней – после долгой учебы мало кто способен усадить себя задания делаются Полагаем, что проблематично это для школьников, но педагогов, ведь работы еще больше – нужно проверять письменные работы учеников, готовиться

Положительных моментов учебной шестидневки нашлось уж много: меньшее количество уроков школьные факультативы удобно проводить уроках; больше возможностей посещать занятия секциях дни, по субботам уроки чаще всего хоть немного, чем пять

А вот отрицательных моментов куда больше: всего один выходной который трудно назвать, потому что, как сказали, минимум половину воскресенья готовятся неделю; сокращаются возможности для коротких поездок посещения культурных, спортивных досуговых мероприятий, тоже остается меньше времени семьями.

Мечты

Впрочем, зачастую где качественное образование детей является приоритетным, суббота оказывается учебной, даже если они посещают школу ведь случае другого времени для дополнительных занятий просто

Читайте также: