Как политологи трактуют понятие средства массовой информации кратко

Обновлено: 05.07.2024

В современных условиях власть средств массовой информации (СМИ) становится решающей в управлении обществом, в борьбе за обладание рычагами государственной власти. Поэтому СМИ называют четвёртой властью в государстве (наряду с законодательной, исполнительной и судебной).

Средства массовой информации — это организации (издательства, теле- и радиокомпании и др.), основными целями деятельности которых являются сбор, обработка и открытая публичная передача различной информации для широких слоев населения с помощью специальных технических средств.

Печатные издания (пресса)

Газеты, журналы, альманахи, бюллетени и др.

Телевидение, радио, Интернет

Отличительные признаки СМИ

  • Сбор, обработка и предоставление информации с помощью специальных технических средств (печатное издание, теле- и радиопередача, страничка в Интернете и др.).
  • Работа носит периодический либо постоянный характер.
  • Неограниченный круг потребителей.
  • Движение основного информационного потока осуществляется в одном направлении — от СМИ к потребителю.
  • Непостоянный состав аудитории, которая образуется от случая к случаю из-за общего внимания, проявленного к той или иной теле-и радиопередаче или публикации в газете

С появлением СМИ в политике произошла настоящая революция.

Основные последствия появления СМИ в политике:

  • Прямое общение политических лидеров с населением делает ненужным участие в этом процессе партий, которые начинают терять своё значение в политической системе
  • Население и политическая элита участвуют в политике вне зависимости от местонахождения
  • Возможно всепроникающее воздействие власти на все сферы общественной жизни (тоталитаризм), создание социально-политических мифов, массовое манипулирование общественным сознанием

Функции СМИ

Удовлетворение потребности населения в информировании о событиях через газеты, радио, телевидение

Сопровождение рассказа о событиях оценками и комментариями, которые могут быть скрытыми, неочевидными и которые сильно влияют на восприятие происходящего населением. Иногда имеет место навязывание гражданам определённых политических ценностей, идеалов, идеологий, предопределяющих их оценку действий власти, программ политических партий

Предоставление населению таких сведений (о политической жизни в России и иностранных государствах, о мировых ценностях, конфликтах и т. д.), которые позволяют ему ориентироваться в сфере политики, понимать суть происходящих процессов, оценивать те или иные события

Информируя население о злоупотреблениях власти, осуществляет контроль за ней, предотвращая, возможно, ещё большие злоупотребления. Власть, понимая, как она зависит от общественного мнения, стремится действовать таким образом, чтобы обеспечить себе положительную оценку. Реализация этой функции возможна при существовании независимых СМИ, т. е. неподконтрольных государству

Выявление актуальных проблем, формулирование интересов различных слоев населения, их потребностей и оценок, что даёт власти возможность получать информацию о реальных настроениях населения

Мобилизация граждан на единые действия, поскольку гражданин информируется о том, что его интересы и потребности разделяются и другими людьми и что существует возможность объединиться с целью их достижения

Роль СМИ возрастает, поскольку в их руках оказываются довольно существенные рычаги манипулирования общественным мнением:

Теории развития СМИ

Название теории

Её сущность

Основные средства осуществления

СМИ должны находиться под полным контролем государства

СМИ должны быть независимыми прежде всего от государства, а не от их собственника

Существование множества СМИ, принадлежащих частным собственникам, которые в совокупности представляют весь спектр политических позиций, в том числе и государственную

СМИ свободны от контроля государства, однако необходимы ограничения, которые должны предотвратить возможные злоупотребления

Установление ограничений в деятельности СМИ должно находиться под контролем общества, а не государства, что выражается в общественном контроле за наиболее важными СМИ, прежде всего телевидением


СМИ — главный поставщик актуальной информации. Это институт, чье влияние касается всех сфер нашей жизни. В этой статье расскажем, какую роль играет СМИ в политике и какие способы влияния использует.

О чем эта статья:

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Основные определения

Средства массовой информации — это организации, которые осуществляют сбор, обработку и открытую публичную передачу различной информации для широких слоев населения при помощи специальных технических средств.

Примеры современных средств массовой информации:

печатные издания: газеты, журналы;

сетевые издания: веб-сайты, интернет-журналы, блоги, социальные сети;

Одним из негативных проявлений СМИ в политической жизни общества считается политическое манипулирование.

Политическое манипулирование — это навязывание воли, скрытое управление поступками, мыслями, сознанием общества с целью принудить людей выполнять определенные действия в интересах манипулятора.

В чем проявляется политическое манипулирование:

распространение ложных сведений;

использование оценочной лексики для формирования конкретного общественного мнения;

выхватывание фраз из контекста, что приводит к кардинальному изменению смысла сказанного.

Но, конечно, есть и положительные аспекты влияния СМИ на политику:

Отсутствие монополизации при освещении событий.

Снижение контроля государства.

Невозможность тотального воздействия какой-либо из партий на вещание.

Продолжим изучать вопрос роли СМИ в политической жизни общества. Рассмотрим в этом ключе функции средств массовой информации.

Функции СМИ в политике

Средства массовой информации — важнейшая составляющая политической системы любого государства. Какие функции в политике выполняют СМИ — собрали в таблице.

Политические функции СМИ

Деятельность СМИ в рамках функции

Удовлетворять потребность в различных точках зрения (касательно событий) и формировать мировоззрение отдельных граждан и целых групп.

Формирование общественного мнения

Добавлять к рассказу о событиях оценки и комментарии, которые могут сильно повлиять на восприятие происходящего у граждан.

Образование и социализация граждан

Предоставлять населению такие сведения (о политической жизни в России и иностранных государствах, о мировых ценностях, конфликтах), которые позволят иметь представление о сфере политики и понимать суть происходящих процессов

Осуществление общественного контроля за действиями власти

Показывать информацию, которая позволит гражданам оценить работу органов власти, проанализировать их деятельность и сделать вывод, какую пользу они приносят обще

Выражение общественных интересов

Выявлять актуальные проблемы, формулировать интересы различных слоев населения, их потребностей и оценок, тем самым давая власти необходимую информацию о реальных настроениях населения.

Мобилизовать граждан на единые действия для достижения конкретной цели.

СМИ сильно влияют на сознание людей. Современному человеку сложно представить жизнь без телевидения, радио и новостных лент в социальных сетях.

В настоящее время развитие СМИ привело к тому, что появились целые империи, из-за чего возникает монополизация рынка. Поэтому угроза свободе слова — весомое опасение современной молодежи.

Готовиться к ОГЭ на курсах по обществознанию в Skysmart — это увлекательно и эффективно!

Приемы влияния СМИ на политику

Цель большинства приемов, которые оказывают влияние на людей — привлечение большей аудитории. Рассмотрим примеры того, как СМИ влияют на политическую жизнь.

Примеры влияния СМИ на политику:

затрагивание проблем, которые интересуют большое количество людей (налоги, пенсии);

упор на необычные, сенсационные факты, экстремальные ситуации, которые вызывают повышенный интерес (победа на олимпиаде, сколько человек прожил без воды);

включение в контент личной и даже конфиденциальной информации (разводы, любовные треугольники);

подчеркивание отрицательных характеристик предмета новостей (предательство, злоупотребление полномочиями);

приведение в качестве аргументов мнения лиц с более высоким статусом, положением.

Сложно оспорить активную позицию СМИ в общественно-политической жизни. Они преследуют конкретную цель и используют для ее достижения все возможные способы.

В рамках школьной программы обществознания также важно знать, какие бывают способы воздействия СМИ на население и гражданское мнение. Некоторые их них:

Тема урока. Урок № 62Роль СМИ в политической жизни общества.

Тип урока: комбинированный.

Форма работы: электронное обучение.

Интернет источники:

Ход урока

Вводная часть.

• Если бы я должен был решить, иметь ли нам правительство без газет или газеты без правительства, я, ни секунды не сомневаясь, выбрал бы последнее (Т. Джефферсон)
• Пресса полезна уже потому, что она учит нас не доверять прессе (С. Батлер)
• Нация, которая ведёт беседу сама с собой, - вот, что такое хорошая газета (А.Миллер, американский драматург)

Эпиграфом к уроку послужат следующие строки:

Как страус под крыло, я - голову в газету

И скрылся от семьи - ищи меня, свищи!

Лежу, душой дрожу в тревоге за планету.

Жена - стирай, шатайся сын, перекипайте щи.

- Сформулируйте своё понимание данных строк.

Основная часть.

План

1. СМИ как четвёртая власть в современной политической жизни (понятие СМИ).

2. Основные виды СМИ:

а) печатные (газеты, журналы,);

б) аудиовизуальные (радио и телевидение);

в) электронные (сетевые ресурсы – Интернет)

а) информационная (отбор и комментирование социальной информации);

б) критики и контроля (оценка и анализ политических событий и явлений);

в) политической социализации (приобщение людей к ценностям и .нормам);

г) представительства общественных интересов, мнений и позиций;

д) мобилизационная (побуждение людей к определённым политическим действиям)

4. Общие принципы деятельности СМИ:

а) приоритетность, привлекательность темы;

б) сенсационность, экстремальность; неординарность темы;

в) сведения о ранее неизвестных событиях и явлениях;

г) официальная информация.

5. СМИ в политической жизни.

Ещё в IV веке до нашей эры Аристотель понял, что в государстве должно быть три элемента: одни люди должны принимать законы, другие – управлять, а третьи – следить за выполнением законов и судить нарушителей. Так родилась великая идея, которая позже будет названа теорией разделения властей.

С большой пользой для последующих поколений потрудился над ней известный французский просветитель Шарль Луи Секонда барон де Монтескье (1689-1755). Всю власть в государстве он строго делил на три вида: законодательную (создающую законы), исполнительную (приводящую законы в исполнение) и судебную (которая судит нарушителей закона). Но людям оказалось этого мало, и они придумали четвёртую власть, неофициальную, но очень полезную, так как именно она сообщала гражданам страны, как действительно работают законодательная, исполнительная и судебная власти, не злоупотребляют ли они своими полномочиями.

Средства массовой информации выполняют в политической жизни современного общества множество значимых функций.

1) информирование граждан о текущих политических событиях;

2) представление анализа действий политических лидеров, программ политических партий;




3) проведение журналистских расследований, после которых могут быть проведены парламентские расследования и приняты политические решения; 4) формирование общественного мнения и общественного настроения в преддверии выборов и в текущей политической жизни;

5) представление на каналах СМИ острых дискуссий по политическим вопросам).

Работа с текстом

Невозможно понять роль СМИ, не обращаясь к оригинальным текстам

Современные российские политологи о средствах массовой информации

Таким образом, в силу своего особого положения СМИ не могут быть подконтрольны ни государству, ни обществу. Практика показала, что это – особая, относительно самостоятельная и автономная структура, которая занимает свое исключительное место…Такая автономность политической позиции СМИ создает трудности как для элиты, так и для гражданских структур, которые не могут добиться однозначного контроля за этим институтом. Поэтому интерес к выступлениям СМИ всегда зависит от контекста и позиций правящих кругов и общественности по тому или иному вопросу. Однако наиболее постоянными потребителями продукции СМИ следует считать политиков, для которых массовая информация является важнейшим условием их профессиональной деятельности. Политическая коммуникация / Под ред. А.И.Соловьева. – М., 2004. – С.73.

Вопросы и задания.

1) Как следует пониматьвзаимообусловленность действий властей и общественности активностью СМИ? 2) Как СМИ могут повлиять на политическую ситуацию? 3) Чем объяснить относительную автономность СМИ по отношению к власти и обществу? 4) От чего зависит интерес к выступлениям СМИ? Почему важен контекст этих выступлений? 5) В чем состоит значение СМИ для политиков.

6. Что добавила работа с текстом к нашему пониманию роли средств массовой информации в политической жизни.

Обобщение.

- Какова роль СМИ в жизни человека и общества?

- СМИ приносит пользу человеку или вред? Составим шкалу мнений по отношению к СМИ.

Контрольное задание.

Выберите верные суждения о роли СМИ и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Средства массовой информации могут играть в обществе дезинтегрирующую, разъединительную роль.

2. Со средствами массовой информации вынуждены считаться государственные деятели.

3. Со средствами массовой информации вынуждены считаться лидеры в различных областях науки, культуры, экономики.

4. Быстрый рост компьютерных технологий приводит к сокращению количества средств массовой информации.

5. С развитием информатизации общества средства массовой информации начинают оказывать менее ощутимое воздействие на различные сферы жизни социума.

Домашнее задание

Составить конспект.

Подготовиться к дифференцированному зачету

Следующий урок – зачётный, контрольная работа.

Урок теоретического обучения

УПВ. 01 Обществознание (включая экономику и право)

89 90 91 92
20.06

Курс: 1 Группа 91 Машинист крана (крановщик)

Тема программы: Модуль 4. Политика

Тема урока. Урок № 62Роль СМИ в политической жизни общества.

Тип урока: комбинированный.

Форма работы: электронное обучение.

Интернет источники:

Ход урока

Вводная часть.

• Если бы я должен был решить, иметь ли нам правительство без газет или газеты без правительства, я, ни секунды не сомневаясь, выбрал бы последнее (Т. Джефферсон)
• Пресса полезна уже потому, что она учит нас не доверять прессе (С. Батлер)
• Нация, которая ведёт беседу сама с собой, - вот, что такое хорошая газета (А.Миллер, американский драматург)

Эпиграфом к уроку послужат следующие строки:

Как страус под крыло, я - голову в газету

И скрылся от семьи - ищи меня, свищи!

Лежу, душой дрожу в тревоге за планету.

Жена - стирай, шатайся сын, перекипайте щи.

- Сформулируйте своё понимание данных строк.

Основная часть.

План

1. СМИ как четвёртая власть в современной политической жизни (понятие СМИ).

2. Основные виды СМИ:

а) печатные (газеты, журналы,);

б) аудиовизуальные (радио и телевидение);

в) электронные (сетевые ресурсы – Интернет)

а) информационная (отбор и комментирование социальной информации);

б) критики и контроля (оценка и анализ политических событий и явлений);

в) политической социализации (приобщение людей к ценностям и .нормам);

г) представительства общественных интересов, мнений и позиций;

д) мобилизационная (побуждение людей к определённым политическим действиям)

4. Общие принципы деятельности СМИ:

а) приоритетность, привлекательность темы;

б) сенсационность, экстремальность; неординарность темы;

в) сведения о ранее неизвестных событиях и явлениях;

г) официальная информация.

5. СМИ в политической жизни.

Ещё в IV веке до нашей эры Аристотель понял, что в государстве должно быть три элемента: одни люди должны принимать законы, другие – управлять, а третьи – следить за выполнением законов и судить нарушителей. Так родилась великая идея, которая позже будет названа теорией разделения властей.

С большой пользой для последующих поколений потрудился над ней известный французский просветитель Шарль Луи Секонда барон де Монтескье (1689-1755). Всю власть в государстве он строго делил на три вида: законодательную (создающую законы), исполнительную (приводящую законы в исполнение) и судебную (которая судит нарушителей закона). Но людям оказалось этого мало, и они придумали четвёртую власть, неофициальную, но очень полезную, так как именно она сообщала гражданам страны, как действительно работают законодательная, исполнительная и судебная власти, не злоупотребляют ли они своими полномочиями.

Средства массовой информации выполняют в политической жизни современного общества множество значимых функций.

1) информирование граждан о текущих политических событиях;

2) представление анализа действий политических лидеров, программ политических партий;

3) проведение журналистских расследований, после которых могут быть проведены парламентские расследования и приняты политические решения; 4) формирование общественного мнения и общественного настроения в преддверии выборов и в текущей политической жизни;

5) представление на каналах СМИ острых дискуссий по политическим вопросам).

Работа с текстом

Невозможно понять роль СМИ, не обращаясь к оригинальным текстам

Современные российские политологи о средствах массовой информации

Таким образом, в силу своего особого положения СМИ не могут быть подконтрольны ни государству, ни обществу. Практика показала, что это – особая, относительно самостоятельная и автономная структура, которая занимает свое исключительное место…Такая автономность политической позиции СМИ создает трудности как для элиты, так и для гражданских структур, которые не могут добиться однозначного контроля за этим институтом. Поэтому интерес к выступлениям СМИ всегда зависит от контекста и позиций правящих кругов и общественности по тому или иному вопросу. Однако наиболее постоянными потребителями продукции СМИ следует считать политиков, для которых массовая информация является важнейшим условием их профессиональной деятельности. Политическая коммуникация / Под ред. А.И.Соловьева. – М., 2004. – С.73.

Вопросы и задания.

1) Как следует пониматьвзаимообусловленность действий властей и общественности активностью СМИ? 2) Как СМИ могут повлиять на политическую ситуацию? 3) Чем объяснить относительную автономность СМИ по отношению к власти и обществу? 4) От чего зависит интерес к выступлениям СМИ? Почему важен контекст этих выступлений? 5) В чем состоит значение СМИ для политиков.

6. Что добавила работа с текстом к нашему пониманию роли средств массовой информации в политической жизни.

Обобщение.

- Какова роль СМИ в жизни человека и общества?

- СМИ приносит пользу человеку или вред? Составим шкалу мнений по отношению к СМИ.

Контрольное задание.

Выберите верные суждения о роли СМИ и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Средства массовой информации могут играть в обществе дезинтегрирующую, разъединительную роль.

2. Со средствами массовой информации вынуждены считаться государственные деятели.

3. Со средствами массовой информации вынуждены считаться лидеры в различных областях науки, культуры, экономики.

4. Быстрый рост компьютерных технологий приводит к сокращению количества средств массовой информации.

5. С развитием информатизации общества средства массовой информации начинают оказывать менее ощутимое воздействие на различные сферы жизни социума.

СМИ являются средством массовой информации. В современном мире с этим понятием знаком даже ребенок. Социология представляет СМИ социальными институтами, которые сначала собирают информацию, потом обрабатывают, анализируют и максимально распространяют ее в обществе.

Политология рассматривает средства массовой информации как механизм, чтобы проводить политические игры, агитировать и вести политическую манипуляцию среди граждан.

Виды СМИ

Появление первого вида СМИ произошло еще в древние времена, тогда вестник выходил на центральную улицу для оглашения нового указа короля или для оповещения народах о последних событиях королевства.

Типы СМИ

Наряду с совершенствованием современных технологий, развивались и модернизировались СМИ. Такая классическая пресса как газеты, журналы и др. стала вытесняться сначала радио, потом телевидением, и, наконец, интернетом.

Закон о средствах массовой информации гласит, что к приоритетным средствам массовой информации относятся:

Печатные издания. Печатные СМИ, хотя и являются довольно устарелым видом средств массовой информации, продолжает существовать и даже развиваться. Это объясняется высоким уровнем доверия, доступностью для всех слоев населения, возможностью перечитать информацию, сохранить и передать другому.

Информационные агентства (к примеру, ТАСС) - оперативное получение свежей информации из любой точки Земли.

Телеканалы - этот вид СМИ выступает золотой серединой между радио и печатью. Информацию можно не только прочитать или услышать, но и просмотреть соответствующий ей видеоряд. Даже после появления интернета телевидение не теряет своих лидирующих позиций среди всех видов СМИ.

Функции СМИ

Функции СМИ

Исследователями были выделены главные функции СМИ:

Информационная ― сбор и передача населению информации о событиях действительности.

Регулятивная ― воздействует на принятые обществом стандарты поведения, формирует общественное мнение (вплоть до запуска в действие окна Овертона).

Нормативная ― формирование социальных ценностей и норм.

Просветительская ― донесение до аудитории важной информации о правах, обязанностях и возможностях.

Социального контроля ― формирование и корректировка социальной политики.

Политической социализации общества.

Эмоциональной разрядки ― уменьшение или снятие напряжения.

У всех этих функций имеются одни цели: просвещение граждан, помощь в формировании своего собственного взгляда на событие, развитие грамотности, предоставление народу возможности взаимодействовать с другими участниками социально-политических процессов.

Признаки СМИ

Признаки СМИ

Средства массовой информации характеризуются следующими признаками:

многочисленность (не менее 1000 единиц выпускаемых печатных изданий);

цикличность, временной промежуток не должен превышать одного раза в год;

обязательность: один источник сигнала — много слушателей.

Средства массовой информации в России

Наиболее востребованным СМИ в России являются печатные издания, которых насчитывается более 27 тыс. штук, на втором месте радиоканалы, затем по популярности идет телевидение. Также популярны среди русского народа новостные интернет источники.

23

К СМИ в России не относятся: стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки, Интернет в целом — интернет-блоги (кроме блогов, имеющих посещаемость больше 3000 посетителей в день), чаты, форумы, конференции.

С 1 августа 2014 года в России была введена обязательная регистрация блогеров, имеющих более 3-х тысяч подписчиков в сутки. Эти блогеры были приравнены в плане ответственности к СМИ. В 2015 г. таких блогеров, официально зарегистрировавших свой блог, было около 700.

Средства массовой информации в России являются механизмом для реализации политики государства и играют в политической жизни общества немаловажную роль. С помощью СМИ выстраиваются необходимые для власти общественные связи и отношения.

СМИ в мире

СМИ

Во всех странах работа и популярность СМИ сильно отличается. К примеру, в США самым востребованным источником информации является телевидение. На втором месте информация из интернета. Список изданий все больше сокращается, все больше новостных агентств открывают свои интернет-каналы и сайты для того, чтобы не терять аудиторию.

В Европе прочные позиции среди СМИ занимают печатные издания, этому способствует их субсидирование государством. Все больше печатных изданий сокращают тираж. Например, в Великобритании, более 80% населения пользуются интернет-версиями печатных изданий, читая газеты в метро, на работе и дома с телефонов и компьютеров.

Интересные наблюдения среди печатных СМИ. Показатели читающего населения в Индии самые высокие — более 10 часов в неделю житель этой страны читает газеты и другую периодику, на втором месте среди читающих — Тайланд, на третьем — Китай. Россия — на седьмом месте. США и Великобритания не попали даже в десятку.



Читайте также: