Дидактическая игра как метод обучения в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Одним из эффективных средств, которое помогает школьникам усваивать новые знания, закреплять сложные умения и навыки, развивать интерес к учебному предмету, является дидактическая игра.

Родоначальником применения игры в процессе обучения в отечественной науке является педагог К.Д. Ушинский, который утверждал, что игра – это необычный род деятельности человека, легкий и в тоже время сознательный, под которым понимается стремление чувствовать, действовать и жить [3].

Общеизвестно, что игра – это не развлечение, а деятельность, в которой лучше усваивается и воспроизводится социальный опыт, в данном процессе совершенствуется личность ученика; игра − один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе [2, 43].

В педагогике нет единой классификации игр. Благодаря многокомпонентности, особенностям структуры, большому количеству функций каждый ученый, исследуемый дидактическую игру, создает свою классификацию, ориентируясь на то, что (на его взгляд) важно для процесса обучения и воспитания детей Например, Б.Г. Мещеряков классифицирует игры как ролевые, с правилами, режиссерские, дидактические. Г.М. Коджаспирова делит игры на предметные, символические, сюжетные, ролевые, компьютерные, развивающие, дидактические. А.И. Сорокина классифицирует дидактические игры как игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы. Л.И. Федорова выделяет дидактические игры по характеру использованного материала, по виду деятельности, по предметной области, по этапу педагогического процесса, по игровой методике, по количеству участников. Е.Э. Селецкая подразделяет дидактические игры на репродуктивные, частично-поисковые, поисковые. М.М. Захаров выделяет игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки, А.А. Смоленцева – подготовительные, творческие.

Несмотря на имеющуюся разницу в классификациях, ученые выделяют и подробно рассматривают дидактическую игру как вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи, для усвоения, закрепления материала.

Дидактические игры впервые были введены в педагогику Ф. Фребелем и М. Монтессори для детей дошкольного возраста. Для начальной школы это понятие ввел О. Декроли.

С середины прошлого столетия дидактические игры стали применяться в отечественной педагогической практике, сначала только в начальных классах, а позднее – в средних и старших.

Одни педагоги дидактические игры относят к методам обучения, другие же выделяют их в особую группу, потому что, во-первых, они выходят за пределы наглядных, словесных и практических приемов, вбирая в себя их элементы, а во-вторых, они имеют присущие только им особенности:

а) дидактические игры специально создаются или приспосабливаются для целей обучения;

б) правила дидактической игры создаются учителем с целью обучения и воспитания;

в) дидактическая игра - эффективное средство умственного развития ребенка;

г) дидактическая игра помогает не только знакомить с конкретными знаниями, но и учит их творческому применению;

д) дидактическая игра имеет занимательную форму, которая интересна для детей [1, 53].

Современные ученые считают, что дидактическая игра состоит из нескольких компонентов и обладает определенной структурой. К компонентам дидактической игры относят следующее:

а) игровой замысел;

б) игровые действия;

в) познавательное содержание или дидактические задачи;

д) результаты игры.

Игровой замысел содержится в названии игры и находится в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке. Игровой замысел придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении получения знаний.

Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе дидактической игры. Они разрабатываются с учетом цели урока и возможностей учащихся. Правила создают условия для формирования умений обучающихся, с их помощью школьники могут управлять своим поведением.

Ядром (основой) дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной задачи.

Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО (технические средства обучения), дидактический раздаточный материал и др.

Итог игры подводится сразу по ее завершению. Это может быть подсчет баллов; определение игроков, успешнее других выполнивших игровую задачу; определение команд-победителей и другое. Всегда важно в игре оценить ее результат. [5, 9]

Перечислим функции дидактической игры, которые доказывают ее необходимость и важность для учебного процесса:

а) образовательная - дидактическая игра помогает получить ученикам новые знания по изучаемому предмету);

б) воспитательная – это одна из основных функций дидактической игры, которая дает ребенку возможность научиться различать добро и зло, правду и ложь и др., помогает выявить индивидуальные особенности детей;

в) развивающая - определятся тем, что в основе игровой деятельности находится, по мнению психологов, интрогенное поведение (поведение, обусловленное такими факторами личности, как потребности и интересы);

д) функция оптимизации учебного процесса. Дидактическая игра является инструментом снятия противоречия между потребностью школьника к самостоятельности в учении и внешним педагогическим руководством, основанным на выполнении нормативных требований. Она позволяет ученику самому добыть новые знания, закрепить умения и навыки. Учитель с помощью игры только подводит ученика к этим действиям, грамотно подбирает дидактическую игру, чтобы ребенок усвоил знания, закрепил умения и навыки;

е) диагностическая - каждый человек проявляет себя в игре на максимальном уровне физических сил, интеллекта, творчества. С помощью дидактической игры можно диагностировать сформированность тех или иных личностных качеств у игроков, уровень знаний и умений, характер взаимоотношений в коллективе, интересы детей;

ж) коммуникативная - в процессе дидактической игры происходит развитие речи;

з) развлекательная - данная функция связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов личности;

и) коррекционная - вносит позитивные изменения, дополнения в гибкую структуру личностных показателей учащихся; процесс коррекции происходит естественно;

к) профориентационная - состоит в том, что дидактическая игра знакомит детей с различными профессиями, и их спецификой. [1, 65]

Говоря о значении дидактических игр в процессе обучения детей, ученые указывают на следующее:

а) значительно растет познавательный интерес к предмету;

б) каждый урок становится более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;

в) активизируется учебно-познавательная деятельность;

г) формируется положительная мотивация к учебной деятельности, развивается внимание, увеличивается работоспособность. [1, 67]

Многообразие дидактических игр позволяет педагогу выбирать любую, приемлемую для учащихся его класса. Педагог, анализируя процесс обучения, со временем приходит к выводу, какой вид игры в большей мере помог добиться положительного результата.

Дидактическая игра – необходимый элемент процесса обучения, который развивает у детей воображение, мышление, память, дает младшему школьнику психологическую стойкость, формирует ориентировку в жизненных ситуациях, служит созданию и сплочению детского коллектива.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения. – М.: Просвещение, 1992.

2. Коджаспирова Г. М., А. Ю. Коджаспиров. Педагогический словарь.– М.: Академия, 2003.

3. Серова А. А. К.Д. Ушинский о роли русского языка в воспитании человека / А.А. Серова // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – №2. С.15-16.

4. Сухомлинский В. А. Методика воспитания. – М.: Просвещение, 1981.

5. Чен Н. В. Дидактическая игра – основа развития воображения и фантазии // Методическая копилка. Пилотный выпуск. 2011. С. 6-10.

Игра - это "дитя труда". Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Играя, ребенок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в своих действиях. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Цель дидактических игр - облегчить переход к учебе.

Не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.

По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:

  1. игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу.
  2. игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков и навыков правописания.
  3. игры, включающие элементы поиска и творчества.

Указанная классификация дидактических игр не отражает всего их разнообразия, тем не менее, она позволяет учителю ориентироваться в обилии игр. А также важно различать собственно дидактические игры и игровые приемы, использующиеся при обучении детей. По мере "вхождения" детей в новую для них деятельность - учебную - значение дидактических игр как способа обучения снижается, в то время как игровые приемы по-прежнему используются педагогом. Они нужны для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Можно выделить следующие структурные составляющие дидактические игры:

  1. дидактическая задача;
  2. игровые действия;
  3. правила игры;
  4. результат подведения итогов.

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.

Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направлению и по отношению к играющим.

Правила игры . Их содержание и направление обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданиями. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Подведение итогов . Проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков, выявление детей, которые лучше выполнили игровые задания; определение команды - победительницы и так далее. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игры необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

Таким образом, дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с "серьезным" учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Период начального обучения основам наук – самый важный в жизни

ребенка. Все малыши хотят учиться. Они любознательны, всюду суют свои носы, тянутся ко всему новому, необычному, радуются учению, хотя толком не знают, что это такое.

Проходит время – и куда что подевалось. Потухли глаза, реже тянутся ручонки, и все чаще сквозят на лице безразличие и скука. А ведь первая ступенька обучения – самая важная.

Что же случилось? В чем дело? Как сделать, чтобы дети были счастливы в школе? Как сохранить в них огонек жажды знаний?

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Необходимо добиваться, чтобы ученик стал активным участником учебного процесса, а учитель, забыв о роли информатора, являлся организатором познавательной деятельности ученика.

Активизировать учебный процесс, добиться устойчивого внимания можно, зная, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует внимание, умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес и внимание формируются разными средствами. Одним из них является дидактическая игра. Все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают усвоить любой учебный материал. Игра ставит ученика в условие поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, внимательным, ловким, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

Дидактическая игра учителем может использоваться, и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность и, как средство воспитания различных сторон личности. Ее систематическое применение способствует повышению эффективности психолого- педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.

Из всего выше изложенного следует, что через дидактическую игру учитель может повысить у учащихся не только внимание на уроке к слову и действию учителя, она приучает детей думать, проникать в суть явлений, делает учащихся активными участниками учебно-воспитательного процесса. А от того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит их дальнейшая самостоятельность, их мышление, умение связывать теоретический материал с практикой.

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.

Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру. Способность включаться в игру не связана с возрастом, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. Однако не всякая игра имеет существенное образовательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной игры.

Психологический механизм дидактической игры опирается на потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самореализации.

Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие цели.

Для младшего школьного возраста учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между “внешним миром знания” и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к премудростям школьной жизни, что мешает свободному освоению знаний.

Основным типом дидактических игр, используемых при начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжённость, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму.

Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр.

1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.

2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.

3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность.

4. Следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер.

В процессе игр учитель должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочерёдно разным учащимся.

Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.

Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.) , и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребёнок, а другие бездействовали. Обычно при таком проведении игры дети быстро утомляются от пассивного ожидания. Другая картина наблюдается, если все играющие включены в решение задачи.

В игре проявляются особенности характера ребёнка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Учитель должен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребёнка при выборе задания, постановке вопроса: одному дать задание надо легче, другому – труднее, одному стоит задать наводящий вопрос, а от другого потребовать вполне самостоятельного решения. Особого внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребёнок знает правильный ответ, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Учитель помогает ему преодолеть застенчивость, одобряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед классом (коллективом).

Использование дидактических игр в учебном процессе способствует:

-формированию уверенности в себе, заинтересованность в учении;

-развитию внимания, снятию напряжения, особенно при изучении нового и проверке знаний;

-изменилась самооценка и взаимооценка.

Дидактические игры занимают все больше места на уроке. Учителю важно верно определить место дидактической игры в учебном процессе и ее цель. Чаще всего она используется для переключения внимания детей с одного задания на другое, с целью обработки определенного способа

действия, во время физминуток, придавая учебной работе дополнительные положительные эмоции.

Дидактическая игра это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы. Продумывая задачи и содержание игр с правилами, необходимо постепенно усложнять их. Нельзя шаблонизировать дидактической игры, необходимо давать простор детской инициативе и творчеству. В жизни ребенка дидактическая игра имеет такое же значение, как для взрослого работа, служба. В игре воспитываются те физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности и др. Эти качества воспитываются в хорошей игре, в которой есть “рабочее усилие и усилие мысли”.

Благодаря высокой восприимчивости, отзывчивости и доверчивости младших школьников их легко вовлечь в любую деятельность, а в игровую особенно. Ведущей деятельностью после поступления в школу у детей становится учение, оно определяет их эмоциональное самочувствие, темп психического развития, социальное становление. Дети, поступающие в школу, всегда ориентированы на учителя, он для них непререкаемый авторитет. Сохранится ли такое отношение к учителю до конца начальной школы или нет—зависит от стиля взаимоотношений учителя и учащихся, учителя и родителей. Отношение к учителю полностью определяет в начальной школе отношение к учению.

Руководство детскими дидактическими играми в процессе получения знания должно иметь целью:

1. Установление правильного соотношения между игрой и процессом обучения

2. Воспитание в игре знаний умений и навыков, необходимых для будущего процесса обучения.

Дети с удовольствием участвуют в любой деятельности, предложенной учителем. Сама новизна позиции ученика обеспечивает эмоционально положительное отношение к ней. Но нельзя давать игре более главенствующую роль в сознании школьника, чем знания, которые он получает в процессе этой игры. Игра не должна быть слишком легкой для учеников, “дидактическая игра без усилия, — всегда плохая игра” ". Это одна из главных задач учителя.

Главное, чтобы учитель постоянно подкреплял это отношение одобрительным оцениванием каждого ребенка и его деятельности.

Цель этой игры – сформировать у детей умение воспринимать предложения как единицу синтаксиса.

Сюжет игры следующий: для детей Незнайка написал несколько предложений. Шутка это или правда, ведущий определить не может и ему нужно помочь.

Правила игры следующие – предложения зачитывает учитель. Ели предложение правдиво, то ученики поднимают зеленую карточку. Если предложение шуточное – то красную. После этого, один из ребят объясняет Незнайке, что ошибочного в предложении.

Например, могут быть такие предложения:

Днем сова спит, а ночью разыскивает добычу.

Куры улетают зимой на юг.

Мы собирали морковь в сосновом бору.

Много вкусных шишек выросло на нашей яблоне.

Подорожник относится к очень полезным лекарственным растениям.

Подобные дидактические игры замечательно помогают развитию детей, обучаютих воспринимать мир.

Дидактическая игра это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы. Продумывая задачи и содержание игр с правилами, необходимо постепенно усложнять их. Нельзя шаблонизировать дидактической игры, необходимо давать простор детской инициативе и творчеству. В жизни ребенка дидактическая игра имеет такое же значение, как для взрослого работа, служба. В игре воспитываются те физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности и др. Эти качества воспитываются в хорошей игре, в которой есть “рабочее усилие и усилие мысли”.

Благодаря высокой восприимчивости, отзывчивости и доверчивости младших школьников их легко вовлечь в любую деятельность, а в игровую особенно. Ведущей деятельностью после поступления в школу у детей становится учение, оно определяет их эмоциональное самочувствие, темп психического развития, социальное становление. Дети, поступающие в школу, всегда ориентированы на учителя, он для них непререкаемый авторитет. Сохранится ли такое отношение к учителю до конца начальной школы или нет—зависит от стиля взаимоотношений учителя и учащихся, учителя и родителей. Отношение к учителю полностью определяет в начальной школе отношение к учению.

Игра не должна быть слишком легкой для учеников, “дидактическая игра без усилия, — всегда плохая игра” ". Это одна из главных задач учителя.

Главное, чтобы учитель постоянно подкреплял это отношение одобрительным оцениванием каждого ребенка и его деятельности.

Автор: Федорова Людмила Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя школа №2 им. Героя Советского Союза А.П. Иванова"
Населённый пункт: Г. Луга Ленинградской области
Наименование материала: статья
Тема: Игра как метод успешного обучения младших школьников.
Раздел: начальное образование

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа

КАК МЕТОД УСПЕШНОГО

ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ

Учитель начальных классов

Федорова Людмила Васильевна

Цели и задачи реферата

Анализ основной литературы по изучаемой теме

Игра – один из важнейших приёмов работы в начальных классах.

Анализ опыта работы, использования в практической

деятельности рекомендаций, приводимых в литературе.

Использование в работе опыта учителей новаторов, коллег.

Из своего опыта работы.

Выводы по изучаемой проблеме.

Список использованной литературы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Работая с детьми, поняла, что для успешного решения ряда педагогических задач,

требуется глубокое и серьёзное осмысление нового содержания учебных программ,

эффективными средствами и методами обучения.

Заметила, что отличительной чертой младших школьников является их активная

В этом возрасте у детей преобладает наглядно-действенное мышление, и ребёнок

определённых практических действий с предметами.

индивидуальной практической деятельностью учащихся.

Большое влияние на развитие познавательной деятельности учащихся оказывает

систематического усвоения и закрепления знаний учащихся, игровая задача должна

при этом полностью совпадать с учебной.

Игра, игровой момент на уроке – это возможность такой организации учебного

привлекательным. Необходимо лишь обязательно соблюдать принцип постепенного

За годы работы накопилось много игр и наглядного материала по различным

предметам. Весь материал использую и пополняю.

Свой реферат посвятила этой интересной теме, пытаясь ответить на вопросы: как

обучение познавательным и интересным.

АНАЛИЗ ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ

«вида деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе.

Игра имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей, как средство

Игра – это ведущий тип деятельности младшего школьника. Огромное значение

игре как воспитательному средству придавал А.С.Макаренко: «Каков ребёнок в игре, таков

он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит,

В игре происходит развитие важнейших психических новообразований ребёнка:

первичное овладение нравственными нормами.

С приходом ребёнка в школу изменяется его социальная позиция, ведущим типом

деятельности становится учёба, а не игра. Основным видом деятельности должно стать

учение. Поэтому в начальной школе необходимо заложить у учащихся основы учебной

Для преодоления этих трудностей и в учении должны широко использоваться

игровые формы активности детей – учебная деятельность младшего школьника должна

быть пронизана игровыми моментами.

И, наконец, игра – это средство, снимающее неприятные для личности школьника

Поэтому учение в начальных классах должно быть организовано таким образом,

активности, уже освоенной младшими школьниками, является игра.

На уроках в начальных классах учителями используются дидактические игры,

специально создаваемые или приспосабливаемые для целей обучения.

планируемость, наличие учебной цели и предполагаемого результата, которые могут быть

учащихся). Дидактические игры, как правило, ограничены во времени, в большинстве

случаев игровые действия подчинены фиксированным правилам.

В рамках дидактической игры цели обучения достигаются через решение игровых

игровой и учебно-познавательной, стремится достичь не только дидактической цели, но и

Например, при проведении дидактической игры соревновательного характера он обращает

сообразительность, ловкость, соблюдение правил, сплочённость команды, взаимопомощь

объяснения её содержания, правил, способов действий, приучение детей к самоконтролю

и взаимоконтролю в ходе игры.

В обучении детей младшего возраста, как правило, применяются игры с заранее

связанным с передачей и применением знаний, упражнениями, умственным развитием

детей. В начальной школе дидактические игры принимают форму игровых приёмов в

стимулирующее значение. Разбивка класса на команды и выполнение учебных заданий в

духе состязания, смена вида занятий в форме игрового перехода и т.д. активизируют

обучение, оживляют восприятие, содействуют более прочному запоминанию учебного

игровыми паузами, менять темп деятельности, предупреждать переутомление детей. В

начальных классах значительное место принадлежит играм на уроках по родному языку,

математики, природоведения, трудового обучения, изобразительного искусства.

Дидактические игры проводятся, как правило, в целях повторения, закрепления и

проверки усвоения изученного материала.

область знаний и умений, сформулировать цель игры (дидактическая и игровая задачи),

правила и сценарий, условия проведения, подготовить средства игры (пособия, карточки-

перестройки участников, изменяют характер деятельности учителя, который выступает в

роли организатора игры, помощника, нейтрального арбитра, отказываясь (по крайней

мере, на время игры) от директивных функций, авторитарной позиции. Возможность и

целесообразность применения дидактических игр в учебном процессе зависят от целей

Игры развивают творческое мышление. Игры, включающие ролевую деятельность,

формируют коммуникативные навыки, социальные ориентации и нормы поведения.

Как правило, игра направлена на решение не одной задачи, а целого круга задач,

функция освоения социальных ролей может реализоваться в большинстве игр, так как

дидактические игры чаще всего носят коллективный характер и предполагают то или иное

процессе у детей развивается подвижность и гибкость ума, формируются такие процессы

мышления, как сравнение, анализ, умозаключение и т.д.

При помощи умело построенной игры учитель может добиться систематического

усвоения и закрепления знаний учащихся.

Дидактическая игра содержит как бы два элемента – познавательный и игровой. И

очень важно, чтобы ни один из них не был упущен, иначе её эффективность может быть

Игра должна быть динамичной, поэтому не нужны пространственные объяснения и

обилие замечаний дисциплинарного порядка.

Необходимо предоставлять детям относительную большую самостоятельность.

формировать и отрабатывать навыки контроля и самоконтроля (математическое домино).

осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний.

Игровая задача должна полностью совпадать с учебной. Игра, игровой момент на

уроке – это возможность такой организации учебного труда учащихся, которая, не требуя

слишком продолжительных усилий, делает процесс обучения привлекательным.

ИГРА – ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПРИЁМОВ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНЫХ

В школе главным трудом учащихся становится учение. Оно требует от детей

значительно большей ответственности, усидчивости и трудолюбия.

С необходимостью введения в учебный процесс дидактических игр я впервые

столкнулась, начиная работать в школе. Ш.А.Амонашвили говорил: «Если мы забудем о

том, что дети не могут расстаться со своей потребностью играть, то сделаем нашу

Многие считают, что игровое обучение может только повредить детям, так как им

покажется, что учение – это игра. В игре ведущее значение имеет возможность свободного

выбора. Ребёнок выбирает игру, играет в неё, пока она не надоест, и выключается из неё,

как только чувствует удовлетворение своей потребности. Выбирая игру, ребёнок тем

самым принимает и связанные с ней трудности, что делает игру мотивированной. Чем

плохо, если процесс обучения ребёнок будет переживать так же, как он переживает игру?

Урок учащихся начальных классов должен быть пронизан игрой, но игрой не ради

развлечения, а игрой обучающей, требующей сложных мыслительных операций, анализа и

ученикам. Есть дети, которые боятся выходить к доске, не уверены в своих силах, знаниях,

но играть любят все без исключения. Поэтому стараюсь привлекать таких учеников

игровых ситуациях как можно чаще.

Как показали исследования психологов, у детей младшего школьного возраста

преобладает непроизвольное внимание, оно неустойчиво, и однообразная работа даже в

течение непродолжительного времени приводит к утомляемости детей. Эта особенность

определяет необходимость частотой смены видов деятельности ребёнка и включения игры

в учебный процесс. Урок должен состоять из нескольких этапов, содержащих разные

формы и методы учебной деятельности детей.

Обучение должно быть интересным, радостным, но в то же время обеспечивающим

глубокое усвоение программного материала.

продуманное применение наглядности.

Но психологи отмечают, что наглядные средства обучения должны точно отражать

характерные признаки и свойства объектов, изучаемых в данный момент, а всё остальное,

несущественное (излишняя детализация) отвлекает внимание детей.

Пособие должно появляться только в период работы с ним, после чего его нужно убирать.

Итак, учить играя. Но как конкретно? Как выбрать игру, нужную для данного урока,

для данного этапа урока?

чрезмерное насыщение урока играми, чистая развлекательность. Но это был поиск, и без

этого нельзя было обойтись.

Поняла, что необходимо иметь в своём арсенале универсальные игры, то есть

такие, которые можно использовать на разных уроках: ёжик приносит цифры и примеры,

примеров, а можно с безударными гласными в словах и т.п.

С уверенностью могу сказать, что более быстрому и безболезненному преодолению

психологического барьера при поступлении ребёнка в школу, является использование

игры как методического приёма в учебном процессе.

Какое же место должна занимать игра на уроке? Точного рецепта нет. Здесь важно

одно: чтобы игра помогала достичь цели.

распределение: в начале урока игра должна помочь заинтересовать, организовать ребёнка;

в середине урока – нацелить на усвоение темы; в конце урока может носить поисковый

характер. Но на любом этапе урока она должна быть интересной, доступной, включающей

разные виды деятельности учащихся.

В школе дети кроме психологической, получают и большую физическую нагрузку.

Быстро утомляясь, они отвлекаются, внимание их рассеивается. Хорошая занимательная

игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение,

облегчает восприятие нового материала.

Проводимые в игровой форме физкультминутки в значительной мере содействуют

снятию напряжения и активизируют ребят. Классифицировать физкультминутки можно

Оздоровительно-гигиенические, которые можно выполнять как стоя, так и сидя:

потянуться, прогнуться, поболтать ногами, встряхнуть кисти рук.

Двигательно-речевые физкультминутки особенно нравятся учащимся.

Раз – нагнулся, два – нагнулся.

Руки в стороны развёл –

Видно ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

На носочки нужно встать.

посмотреть направо, налево, вверх, вниз.

На уроках письма, русского языка, математики необходимы упражнения для

рук. Для отдыха пальцев.

Мы писали, мы писали,

А теперь все дружно встали,

Ручками похлопали, ножками потопали.

Сели – встали, встали – сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнём –

И опять писать начнём.

Рыбки плавают в воде –

То сойдутся, разойдутся,

То зароются в песке.

Поднимание поочерёдно пальчиков от крышки стола (под счёт).

произвольны, танцуют, кто как умеет.

Подражательные. Можно имитировать движения машин, паровозиков, ракеты,

самолёта. Не менее охотно ребята подражают движениям зайчиков, лягушат,

Ветер дует нам в лицо,

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

Пчёлки в домиках сидят

И в окошечки глядят,

Друг за другом полетели.

И на место тихо сели.

На уроках провожу по 1-2 физкультминутки,

поэтому их накоплено много.

Через игру ребёнок познаёт окружающий мир и самого себя, учится анализировать,

обобщать, сравнивать. Наглядность, преподнесённая в игровой форме, конкретизирует

изучаемый материал. На уроках обучения грамоте мне помогают в этом книги В.Волиной

заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в их

принуждения и надрыва.

Возможно ли это? Ведь ещё древние греки говорили, что корень учения горек. Но

зачем же учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучить с улыбкой?

Все мы родом из детства, но часто детей не понимаем, требуем от них взрослого

поведения, то есть удобного для нас в данный момент. Почти всегда можно найти способ

перехитрить этих упрямцев: не строгостью, а лаской, уместной шуткой, сказкой, не

повышая голоса, не пресекая их шалости, а переводя в нужное русло.

упражнения, правила в стихах) благотворно влияют на изучение и запоминание материала

по чтению, русскому языку.

Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным

отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз.

Пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний.

вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока (опрос виде

интервью, путешествие в сказку …). Надо только найти золотую середину: не усложнять –

дети поймут – и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать лёгкие пути,

чтобы поменьше трудиться и не преодолевать.

Меняются времена, меняются нравы, меняемся и мы вместе с ними. И давно уже

пора сменить кнут не на пряник, то уж во всяком случае, на интересные уроки.

Это и весёлые стихи о звуках и буквах:

Буква Б проснётся рано.

Буква Б бочонок с краном.

Умывайся! Будь здоров,

Богатырь Борис Бобров!

(Доскажи словечко, Добавлялки …):

Зимой на ветках яблоки!

Скорей же собери!

И вдруг – вспорхнули яблоки.

Ведь это …(снегири).

На современном уроке часто используются игры, направленные на активизацию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение, в котором специально не планируются задачи развития, далеко не всегда дает развивающий эффект.

Дидактическая игра как метод обучения в современной начальной школе

Ключом к успешному развитию современного общества является формирование самостоятельного, думающего человека. Образование способно решить эту задачу, если оно опирается на принципы гуманизма, индивидуализации и социокультурной открытости, а так же на принцип самоценности каждого возраста.

Меняется традиционная система обучения, в ее рамках появляются вариативные курсы, новые учебные предметы, программы и т.п., авторы которых пытаются расширить представления о целях современного начального образования. Вместе с тем приоритетность целей начальной школы сохранялась многие годы без изменений. Главной, а порой и единственно осознаваемой целью являлось обучение конкретному предмету, вооружение учащихся суммой знаний – умений. При этом предполагалось, что реализация такой цели сама собой обеспечит решение задачи развития ребенка. Но это не так.

Это означает, что нельзя измерять результаты обучения только по содержанию изучаемых программ, необходимо оценивать те изменения, которые произошли в психическом развитии школьника, в его умении учиться. Что же такое развитие?

Развитие – это не количество знаний, которые получил школьник, а умение пользоваться ими, применять их в разнообразной самостоятельной деятельности (в том числе в нестандартных ситуациях). Например: Ученик может не только рассказать о свойствах воды, пересказав текст учебника, но и провести определение свойств снега, льда, заполнить соответствующую таблицу.

2. Развитие – это не наличие знания, а умение его добывать.

3. Развитие – не наличие знания, а умение определять свое незнание.

Учебная деятельность невозможна, если у учащегося не развита контролирующая и оценивающая деятельность.

Пересмотр взгляда на предметные знания и умения ни в коей мере не уменьшает их роль в учебной деятельности школьника. Речь идет лишь о том, что из целей образования они становятся средством и результатом педагогического процесса.

Мы должны понимать, что наиболее важными и целесообразными являются задачи, связанные с обеспечением развития школьника с учетом его возрастных возможностей. Взрослые участники образовательного процесса нередко упускают из вида, что ребенок, пришедший в школу, по своему развитию еще не стал настоящим учеником. Он находится как бы на переходной ступеньке от дошкольного возраста, где все новые личностные качества формируются легче и лучше всего в игровой деятельности, к младшему школьному, где ведущей деятельностью становится учебная.

Под учебной деятельностью понимается, прежде всего, деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий. Результатом учебной деятельности является изменение самого ученика, его развитие.

При этом игра остается очень важной деятельностью. Именно она помогает сформироваться новой ведущей деятельности – учебной. Речь идет, прежде всего, о дидактической игре.

Структура такой игры предполагает наличие дидактической цели, игрового правила и действия. Игры с правилами имеют учебную задачу, которую необходимо решить. Объединяет игру с учением и одинаковый способ действия, который использует школьник, например: классификацию, сравнение, анализ и др. Игра с правилами, так же как и учебная деятельность, обязательно дает результат, развивает самоконтроль и самооценку. Таким образом, компоненты учебной деятельности во многом совпадают с компонентами дидактической игры с правилами.

Однако, для того чтобы игра стала методом обучения, необходимо соблюдение следующих условий.

- Учебная задача должна совпадать с игровой.

- Одиночная игра не дает никакого эффекта обучения, поэтому должна быть построена система игр с постоянно усложняющейся учебной задачей.

Таким образом, дидактическая игра становится методом обучения, обеспечивающим полноту реализации возможностей проживаемого ребенком возраста и формирование у младшего школьника учебной деятельности.


Ключевые слова: дидактическая игра, игра, деятельность, учебная деятельность, учебный метод, метод обучения, игровая среда, игровые цели, игровая процедура, психолого-педагогическая работа, внимание, психические процессы, взаимодействие, конкуренция, мотивирование, обучение, воспитание.

Как считают многие современные исследователи, игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. В игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель — сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше и легче всего выделяется ребенком в игре [2].

Окончательная оценка игры предназначена для проверки достижения образовательной цели. Её задача заключается в вознаграждении учеников и мотивировании их на другие виды деятельности.

В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и соответственно приобретает черты игровой учебной деятельности. Согласно статье Савченко А. А. [6] дидактические игры различают по следующим аспектам: обучающему содержанию; познавательной деятельности детей; игровым действиям; правилам организации и взаимоотношениям детей; по роли преподавателя. Перечисленные аспекты можно отнести ко всем играм, но каждый признак в отдельности преобладает только в определённых видах дидактических игр. Четкая классификация игр по видам отсутствует, но обычно игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. Выделяют следующие виды дидактических игр: игры по сенсорному воспитанию; словесные игры; игры по ознакомлению с природой; по формированию математических представлений.

Приведем еще одну классификацию дидактических игр:

– Коллективные дидактические игры.

В разных источниках указано более 500 дидактических игр, в статье упомянуты лишь самые используемые дидактические игры в процессе обучения.

В своей работе такие педагоги Э. Крейчова и М. Вольфова [4] высоко ценят роль игры как важной части образования. По мнению авторов, использование дидактических игр в обучении увеличивает интерес учеников к активной работе и в целом улучшает ход занятий. Исходя из своего опыта использования дидактических игр, авторы сформулировали следующие требования к подходящей интеграции игр в образовании: 1. Игры должны быть привлекательными и запоминающимися для учеников. 2. Игры должны соответствовать возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Младшие ученики в основном любят игры, наполненные элементами тайны и безвестности. Ученики, которые имеют какие-либо трудности в предмете предпочитают командные игры. Одаренные и старшие ученики, предпочитают индивидуальные игры. 3. Каждая игра должна иметь четкие и понятные правила, которые тщательно соблюдаются. Санкции должны быть определены для возможного нарушения правил. Нецелесообразно менять правила без каких-либо целей. 4. Хорошая организация и материальное оборудование для игры — необходимость. 5. Неправильно вводить новые игры слишком часто. 6. Никогда нельзя использовать игры в обучении случайно. Каждая игра должна служить определенной дидактической цели. 7. Мы должны стараться стимулировать как можно больше учеников с игрой, в идеале — весь класс одновременно. Каждый ученик должен иметь шанс быть успешным в игре, будь то индивидуально или как часть команды. Чтобы дифференцировать учеников в зависимости от их способностей, целесообразно подготовить менее или более требовательные варианты данной игры. 8. При выборе дидактической игры нужно выбирать игру, которая развивает их разнообразные навыки и знания.

Суммируя все вышеупомянутые определения, можно сказать, что дидактическая игра — это средство обучения, поэтому она может применяться при закреплении различного программного материала и проводиться на всевозможных школьных занятиях. В дидактической игре формируются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, для получения собственного опыта. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить новый опыт.

Основные термины (генерируются автоматически): дидактическая игра, игра, ученик, игровая среда, учебный метод, метод обучения, правило игры, процесс обучения, психолого-педагогическая работа, учебная деятельность.

Ключевые слова

дидактическая игра, игра, деятельность, учебная деятельность, учебный метод, метод обучения, игровая среда, игровые цели, игровая процедура, психолого-педагогическая работа, внимание, психические процессы, взаимодействие, конкуренция, мотивирование, обучение, воспитание

Похожие статьи

Игра как метод обучения. Автор: Грибова Юлия Юрьевна.

Виды педагогических игр. В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности

Похожие статьи. Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с ОНР.

Использование педагогических игр как фактор повышения.

игра может стать дидактической, если учебный материал, или какая-то его часть может лечь в основу содержания игры

Основные термины (генерируются автоматически): игра, профессиональная деятельность, учебный процесс, активное обучение, игровая ситуация.

Игровые технологии как вид педагогических технологий

учебная деятельность подчиняется правилам игры

Основные термины (генерируются автоматически): игра, педагогическая технология, учебная деятельность, учебно-воспитательный процесс, отношение, педагогический процесс, игровая.

Игра как метод активизации познавательной деятельности.

игра, учебная деятельность, игровая деятельность, процесс игры.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале.

В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей.

Действовать в рамках игровых правил при дидактических играх.

Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей.

Игровая деятельность как средство обучения подрастающего.

Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими

Манулейко З. В. [2, с. 37] раскрывает вопрос о психолого-педагогическом механизме игры.

Другими словами технология обучения есть прикладная дидактика, а именно - теория.

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

игра, ребенок, правило игры, игровая задача, игровая деятельность, задача, дидактическая игра, познавательная деятельность детей, дидактическая задача, действие.

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения.

Использование игровых ситуаций на уроках английского языка

 учебная деятельность подчиняется правилам игры;  учебный материал используется в качестве ее средства;  в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую

Читайте также: