Как подростку определить свой жизненный путь кратко

Обновлено: 04.07.2024

Стратегия является некоторым универсальным законом, способом самоосуществления человека в различных сферах его жизни.

Одной из попыток вооружить родителей и педагогов конкретными методами помощи старшим подросткам, испытывающим трудности в социальной адаптации, и является данная публикация. Попробуем обсудить некоторые методики, которые смогут использовать родители и педагоги для оказания помощи подросткам в построении собственной, отличной от окружающих, позитивной жизненной стратегии.

«У меня есть состояние,

но я не знаю — большое оно или маленькое.

Мое состояние постоянно терпит убытки,

но я не знаю — большие или маленькие.

Я верю, что оно приносит пользу людям,

Пожалуй, самым важным аспектом выработки жизненных стратегий является целеполагание. Цели, а также средства их достижения практически полностью определяют жизненную стратегию человека. Фактически цель — это то состояние, или тот результат, которого хотелось бы достичь. Как решить, какую цель поставить? Как выбрать ту главную или те несколько главных целей, которым будет посвящена большая часть жизни или даже вся жизнь? Есть несколько вариантов обсуждения этих вопросов с подростками. Вот один из них.

«Представь, что ты уже пожилой человек, проживший столько лет, сколько хотелось бы прожить. Ты окидываешь мысленным взором всю свою прошедшую жизнь и в итоге приходишь к одному из двух выводов:

1) Какая счастливая была у меня жизнь — я имею все, что хотел; я достиг всего, к чему стремился; я добился всего, о чем мечтал. Я испытываю полное удовлетворение от своей жизни.

2) Какая несчастная прожита мною жизнь — я так и не получил того, чего хотел; я не достиг того, к чему стремился; мечтам моим не суждено было осуществиться. Я в отчаянии.

Однако вернемся к нашей теме. Следующий этап разговора с подростком — подробное совместное обсуждение и анализ выдвинутых им целей.

Заметим, обсуждая цели ребенка, взрослому полезно самому уметь и быть готовым разбираться в более или менее сложных житейских вопросах. Прежде всего, это особенности некоторых профессий (содержание работы, режим, зарплата, необходимое образование и т. п.) — технических, которые часто предпочитают мальчики (системный администратор, программист, водитель, специалист по компьютерам и т. д.), или связанных с красотой или общением с людьми, которые обычно предпочитают девочки (дизайнер, визажист, педагог, психолог и т. д.). Неплохо, если взрослый может привести какие-то конкретные примеры из жизни, касающиеся выбираемых подростками целей, имеет соответствующую подборку ссылок на сайты, публикации и т. п.

В результате подробного анализа с ребенком выбираемых им целей вырабатываются и этапы их достижения, то есть должен появиться своеобразный план движения к ним, начиная с сегодняшнего дня. Например, вот какой план достижения одной из целей девушки-подростка был составлен по итогам совместного обсуждения. «Желание-цель № 1 — „иметь дружную семью“. Этапы достижения цели:

Примерно таким же образом может быть составлен план достижения и всех остальных наиболее важных целей подростка. Важно, чтобы его можно было бы начать выполнять немедленно, и чтобы при последовательном выполнении он безусловно приводил к цели. Главная задача целеполагания — подросток должен выдвинуть собственные реальные цели и убедиться, что их достижение для него возможно.

1. Искать внутри

Никто другой не сможет сказать подростку, в чем его призвание. Родители, учителя или друзья здесь не помогут. Важно, чтобы подросток сам проанализировал свои ценности и сильные стороны, картину идеального мира и образ себя в будущем, например, в 40 лет. Размышления на эти темы стимулируют рефлексию и самопознание, которые помогают найти цель в жизни.

2. Пробовать

У 25% подростков есть примерное представление о том, чем они хотели бы заниматься в жизни. Проблема в том, что они не знают, как к этому подступиться. В этой ситуации могут помочь взрослые. Давайте им возможность пробовать новые виды деятельности, это позволит им изучить различные сферы интересов. Также помогайте развивать предпринимательские навыки.

Этот опыт подтолкнул Мэрайю устроиться волонтером в больницу. Затем она поступила в медицинскую школу и теперь проводит собственные исследования. Мэрайя изучает генетические особенности афроамериканцев и их влияние на вероятность развития рака.

3. Думать, кем быть

Мы обычно думаем о том, чем хотелось бы заниматься. Но не менее важный вопрос — кем вы хотите быть? Исследуя свою идентичность, подростки примеряют на себя разные роли и пытаются найти свое место в мире. В этом процессе им помогают различные виды деятельности, связанные с их потенциальным призванием. Вовлечение в подобные активности позволяет осознать, какие из их навыков могут помочь миру. В конечном итоге благодаря этому они узнают, что для них самое главное.

4. Обращаться за помощью

Выбор своего жизненного пути как раз приходится на школьные годы. К её завершению уже необходимо иметь некий план своей жизни, чтобы определиться с направлением получения конкретного образования и тем университетом, в котором его стоит получать.

Есть два варианта решения проблемы выбора своей карьеры:

Сроки роста — 5 лет универа, работа по специальности, повышение квалификации, возможно диссертации — вот план карьеры.

Максимальный потолок — зам. по производству (главный инженер) крупного предприятия.

Реальное положение — всегда на вторых ролях.

2. Путь управленца

Вы получаете базовое образование в выбранной вами отрасли и, дополнительно (возможно параллельно), осваиваете: экономику, право, управление персоналом (не кадровую работу, а управление коллективами) и управление бизнесом — стремитесь стать руководителем предприятия или бизнеса самого высокого уровня.

Сроки роста — универ, дополнительное высшее (экономика), дополнительное высшее (право), дополнительное высшее (бизнес).

На всё это уйдёт примерно 15 лет.

Максимальный потолок — руководитель или владелец бизнеса.

Реальное положение — лидер.

Первый вариант (Риски) — высокая вероятность ошибки при начальном выборе, что даст серьёзную потерю времени на корректировку специализации в выбранной отрасли или приведёт к кардинальной смене рода занятий.

Моё мнение — второй план более толковый и перспективный. Меньше рисков и больше универсальных знаний и навыков, которые полезны в любых отраслях (конкретику всегда можно подтянуть).

Стратегия движения в жизни для варианта 2:

1. Средняя школа - выберите то, к чему у вас максимальный интерес и что у вас хорошо получается или посоветуйтесь с родителями (или теми, мнение кого вы уважаете и кому доверяете);

2. Старшая школа — начало специализации (самое крутое — победа в профильных олимпиадах в лучшем универе по выбранному направлению);

3. Университет. К концу универа определитесь с последовательностью получения и местами для получения дополнительного высшего (экономика, право, персонал). Пока будете это осваивать — будет идти стаж, необходимый для получения престижного бизнес-образования.

4. Служба или бизнес. Обязательно получите MBA (желательно в иностранной бизнес-школе) с интересными сокурсниками и грамотными преподавателями. Обрастите полезными связями, и вы готовы к серьёзной карьере.

Примечание: для движения по такой траектории необходимыми условиями являются: отличная учёба на всех этапах (от школы до MBA), отменное здоровье (не болеете и не утомляетесь — это значит, что не пропускаете занятие и учитесь с полной отдачей) и приличное знание языка (английского минимум, а идеально еще и китайского).

Понятно, что всё это схематично (можете легко адаптировать под себя) и рассчитано на нашего школьника, но, очень упёртого в достижении достаточно амбициозных целей и готового пахать без нытья.

Так можно добиться максимальной ценности вас, как специалиста для любой отрасли. Такие люди требуются всем, за ними гоняются все кадровики и они получают работу на СВОИХ УСЛОВИЯХ, а не на условиях работодателя!

Если тема заинтересует подписчиков, то позже будет описание как это организовать и как его проходить.

Автор: Михаил Вениаминович, 60 лет, руководитель канала "Хакнем Школа", г. Москва

•Предыдущая статья• Корни большинства наших проблем в отношении к школе

Жизнь не становится проще. Никаких гарантий никто никому ни в чем не дает. Взрослые люди это окончательно поняли и с тревогой смотрят на своих детей.

Как же помочь ребенку выбрать свой жизненный путь?

2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.

3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.

4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.

5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.

Читайте также: