Чем отличается мастер класс от семинара практикума в доу

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Семинар-практикум ДЮЦ.doc

Семинар-практикум – эффективная форма методической работы с педагогами.

Ершова Валентина Анатольевна,

c тарший воспитатель, первая квалификационная категория

На сегодняшний день главной целью становиться – совершенствование методов работы с педагогами, ведь у каждого воспитателя свой уровень педагогического мастерства.

Методическая работа в ДОУ призвана помочь добиться высоких результатов при минимальных затратах времени и усилий. Необходимо так организовать работу в данном направлении, чтобы каждый педагог мог бы проявить свои способности, приобрёл новые знания, умения и навыки, способствующие повышению его педагогической компетенции, что в свою очередь привело бы к повышению эффективности и качеству обучения и воспитания дошкольников.

Планируя методическую работу с педагогами нашего учреждения, мы используем известные, широко вошедшие в практику формы методической работы, которые можно разделить на две группы:

- групповые (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школы передового опыта, деловые игры и др.);

- индивидуальные (самообразование, индивидуальное консультирование, собеседование, наставничество и т.д.).

Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т.к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы. Главными задачами семинаров-практикумов являются:

- совершенствование профессионального мастерства педагогов в определённом виде деятельности;

- развитие творчества и фантазии педагогов;

- обсуждение различных точек зрения, ведение дискуссий;

- создание проблемных ситуаций, которые позволяют выработать единые позиции в решении проблемы;

- создание реально выполнимых рекомендаций.

Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. Педагоги имеют возможность не только освоить приёмы работы, но и сами разработать систему организации деятельности с детьми в определённых условиях.

Кроме этого в ходе семинаров-практикумов предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые в итоге позволяют выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу.

Важным условием организации данной формы работы является включение всех участников семинара в обсуждение темы. Для этого используются перфокарты, рассматриваются противоположные точки зрения, применяются методы игрового моделирования и др. По итогам семинара можно оформить выставку работ педагогов.

Содержание семинаров-практикумов – это творчество и осознание поставленных целей их организаторов. Однако можно выделить универсальную структуру проведения данной формы методической работы:

1) подготовительная работа (тематические выставки, просмотры открытых занятий, взаимопосещение и т.д.) – целью является выявление проблемы;

2) организационный момент (психологические упражнения, элементы деловой игры, обсуждение высказываний и т.д. фронтально или в творческих группах) – целью является конкретизация проблемы;

4) практическая работа (фронтально, в группах) – цель этого этапа распространение педагогического опыта, приобретение воспитателями новых умений;

5) подведение итога мероприятия - итогом работы могут быть наглядные материалы (буклеты, памятки, дидактические игры и т.д.), изготовленные руками воспитателей, рекомендации к их использованию которыми могут воспользоваться все педагоги.

Таким образом, в методической работе на данном этапе развития дошкольного образования необходимо использовать такие формы работы, которые способствовали бы непрерывному образованию педагогических кадров, повышали их профессиональную квалификацию, оказывали реальную помощь педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности. И семинары-практикумы одна их таких форм методической работы.

(семинар-практикум)

Задачи: актуализация знаний педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач учебного года; развитие умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, распространение педагогического опыта.

I .Подготовительная работа.

Выставка народных дидактических игр, оперативный (выборочный) контроль по организации игровой среды в группах.

II . Организационный момент.

III . Теоретическая часть.

1) Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является игра. Неотъемлемой частью игры становится игрушка, которая является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса, выступая для ребенка предметом забавы, развлечения, радости и в то же время она – важнейшее средство его всестороннего развития. В этой связи немаловажную роль в воспитании и развитии детей раннего возраста мы отводим народной игрушке. Которая интересна малышам, соответствует их жизненному опыту, несет в себе значительные возможности для познавательного и речевого развития.

По мнению многих специалистов, материал для изготовления игровых средств имеет огромное значение. Дети многое познают с помощью осязания и тактильных ощущений. Они трогают разные поверхности и структуры материалов. Слушают звучание, исследуют свойства и качества самых разных предметов. Например, пластмассовый кубик может быть большого размера, а весить очень мало. Предметы же из натуральных материалов, как правило, гармоничны: чем он больше, тем тяжелее. Кроме того, рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает подлинную информацию о мире: кора дерева – шершавая, песок – сыпучий, камень – гладкий, вода не содержит форму. Когда ребенок берет что-то в руку, происходит передача информации в мозг. Взаимодействуя с природными материалами, ребенок получает гораздо больше информации, чем от соприкосновения с пластмассой. Поэтому для маленького ребенка, только начинающего познавать окружающий мир, развивающие игрушки целесообразнее делать из природных материалов.

Важно отметить, что дома у детей должны быть народные игрушки с самого раннего возраста. Прежде всего, это глиняные и деревянные игрушки. Очень хорошо, если дома собрана небольшая коллекция таких игрушек, она может располагаться на небольшой полочке или в волшебном коробе. Особый интерес у малышей вызывают, например, такие народные игрушки, как матрешки, бирюльки, свистульки, дымковская, каргопольская и филимоновская игрушка.

2) Педагогам предлагаются буклеты с наиболее распространёнными народными играми и описанием развивающего эффекта:

1. Матрешка классическая народная игрушка для малышей. Дети любят разбирать и собирать и такая игра помогает им сосредоточиться, научиться терпению и усидчивости, развивается логическое мышление, пространственное воображение, крупная и мелкая моторика, координация движений рук. Уникальная народная игрушка всесторонне развивает умственную деятельность ребенка, дарит ему новые впечатления и хорошее настроение.

2. Пирамидки – уже с полугода ребенок начинает интересоваться этой игрушкой. И это хорошо, так как она благотворно влияет на развитие мелкой моторики рук, координации движений, логики, мышления. Если пирамидка цветная, то также происходит знакомство с цветами.

3. Волчки вызывают на удивление оживленный интерес детей. Игры с волчками не только способствуют развитию мелкой моторики и дифференцированию движений пальцев рук, но также стимулируют развитие внимания, подражания.

5. Сортер. Суть этой игры в том, что ребенок должен взять объемный объект (например геометрическую форму) и поместить его в соответствующее место в основную часть игрушки. Объекты практически всегда бывают разного цвета. В этом случае ребенок не только изучает объемы и объекты, но и еще цвета. Игра направлена так же на развитие мелкой моторики рук, пространственного восприятия, развития логики, памяти и внимания.

6. Рамки-вкладыши или доски Сегена и разрезные картинки . Суть рамок в том, чтобы подобрать тот объект, который соответствует отведенному месту. Когда ребенок играет в эту игру, то он изучает формы и объекты, цвета. Ему нужно задействовать свои логические способности и развивать их.

9. Шнуровки могут быть самые разные, наиболее привлекательны для детей шнуровки в виде яблока, груши, апельсина, гриба, помидора и кусочка сыра. Игра рассчитана на возраст от 1,5 лет, и, как было сказано, развивает мелкую моторику рук, помогая тем самым приобретать навыки письма и речи. Кроме того, развивает соотносящие и дифференцированные движения пальцев рук.

10. Деревянные наборы посуды способствуют развитию орудийных действий. Ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые сначала нелегко даются малышу. Здесь важны именно культурные способы действий.

11. Бусы для нанизывания . Формирование целеустремлённости и настойчивости осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат (цель) способствует становлению целенаправленности. Для осуществления подобных действий хорошо подходят бусы для нанизывания, фигурные пирамидки, пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (бусы, кубики, разрезные картинки и др.).

12. Наборы деревянных фигур , изображающие персонажей известных сказок, людей, диких и домашних животных необходимы для речевого развития детей. Развитие речи ребёнка осуществляется в живом общении со взрослым. Такое общение предполагает общее понимание и обозначение каких-либо объектов и событий. Соответственно, игровые пособия, способствующие речевому развитию, должны давать материалы для узнавания, понимания и называния каких-либо предметов, действий или сюжетов.

13. Кубики развивают мелкую моторику рук, сенсорику, координацию движений. Ребенок изучает геометрические фигуры, основные цвета (если набор окрашен), осваивает строительство башен.

14. Угадайка . Одна из наиболее любимых игр, которая представляет собой рамку с ячейками, закрывающимися дверками. В ячейках прячутся уточка, зайчик, гриб и елочка. Ребенок для начала самостоятельно изучает рамку, затем взрослый предлагает угадать, за какой крышечкой кто прячется. Игра развивает память, логическое мышление и способствует соотнесению основных цветов.

15. Наборы для пальчикового театра по тематикам сказок. Направлены на развитие координации движений, мелкой моторики, творческих способностей и развитие активной речи.

16. Шершавые парные фигуры. Наборы пластинок или рамок с фигурками разной текстуры. Ребенку предлагают с закрытыми глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок. Игра способствует сенсорному развитию, тактильного восприятия и соотнесения.

Кроме того, малыши очень любят играть с деревянными пазлами, мозаиками, палочками, домино, лото, конструкторами и строительными наборами, разнообразными музыкальными инструментами и материалами М. Монтессори.

IV . Практическая работа.

Каждой команде предлагается познакомить коллег с изготовлением народных дидактических игр из заранее приготовленных экологически чистых доступных материалов, а противоположной команде сформулировать развивающую ценность продукта творчества.

Меня зовут Сумина Елена. Я преподаватель английского языка, бизнес-тренер, руководитель проекта Train Retail, жена, путешественник и постоянно развивающийся человек. Моя жизнь состоит из успехов и неудач - и в этом ее счастье - счастье настоящей жизни. Перед Вами мой авторский дневник, блог о жизни, путешествиях, достижении целей и многом другом, что вызывает во мне искренние эмоции и продвигает меня вперед. Возможно, нам какое-то время по пути, и мой блог будет Вашим вдохновением.

четверг, 6 мая 2010 г.

А какая разница: семинар, мастер-класс, тренинг?


систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков и поведения участников тренинга. Различают тренинг делового общения, тренинг продаж, перцептивный тренинг, поведенческий тренинг, тренинг чувствительности, ролевой тренинг, видеотренинг и др. (Словарь по общественным наукам Глоссарий.ру)

Как видно из определений, основной метод обучения в рамках семинара – групповые дискуссии. Семинары в большей степени направлены на то, чтобы закрепить или подтвердить знания, полученные в рамках лекций или из ранее прочитанных книг/просмотренных фильмов и т.д..

Тренинги, во-первых, отличаются широтой методов обучения. В рамках тренинга могут быть использованы групповые дискуссии, деловые и ролевые игры, кейсы, модерационные методы и др. Во-вторых, в тренингах работа направлена прежде всего на тренировку и совершенствование навыков – новых эффективных моделей поведения в рамках заявленной темы (продажи, переговоры, управление и др.)

Безусловно, в данном примере речь шла о семинаре, который выдавали за тренинг. При этом и в семинаре были допущены существенные ошибки преподавания, что вызывало негативную реакцию участников, снижение мотивации на дальнейшее обучение. Какие ошибки на Ваш взгляд были допущены преподавателям? (Вы можете подумать, а в дальнейших материалах блога найдете ответы). А пока вернемся к понятиям.

занятие в форме семинара или в форме тренинга, которое проводит эксперт (мастер) в определённой дисциплине, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете.

Проводит мастер-класс опытный специалист (учитель/мастер/эксперт), который передает участникам уникальную методику, доказавшую свою эффективность на его собственном опыте. В процессе мастер показывает приемы работы, дополняя их комментариями, раскрывая профессиональные секреты из практики.


Семинары –практикумы, мастер- классы – это эффективные формы методической работы в детском саду, так как они позволяют более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.

При обобщении своего опыта работы, провожу семинары- практикумы, мастер- классы для педагогов.

ВложениеРазмер
мастер- класс "Звукобусы" 1.05 МБ
мастер- класс "Поделки из бросового материала" 564.33 КБ
семинар- практикум "Поделки из прихваток" 1.12 МБ
мастер- класс "Совместная деятельность воспитателя с детьми в обучении навыками сотрудничества" 1.2 МБ
мастер- класс "Рисование на пене для бритья" 557.46 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Педагог: О бращаю внимание детей на то, что в центре речевого развития появилась новая игра. Давайте рассмотрим её и назовем, из чего она состоит. Дети: перечисляют. В игре, есть кружочки трех цветов - красного, синего и зеленого цвета, разноцветные шнурки и карточки с изображением предметов. Педагог: Дети на, что похожи кружочки? (Ответы детей). Дети: на звуки, а если их нанизать на шнурок - на бусы. Педагог: Предлагаю поиграть. Знакомство с игрой.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Бросовый материал – это, так называемое, вторичное сырье: пластиковые бутылки пробки от бутылок прищепки бутылочки из под моющего средства стаканчики из-под йогурта картонные коробки и пр.

Человеку в процессе жизни свойственно оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. В каждом доме образуется огромное количество различных бытовых отходов, которые в конечном итоге выбрасываются, сжигаются. Проблема мусора в последние годы выдвинулась среди прочих экологических проблем на первое место. Бытовые отходы загрязняют окружающую среду. Большая их часть не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения. Чтобы сделать окружающую среду более чистой, нужно уменьшить количество выбрасываемого мусора, а для этого им надо дать новую жизнь .

Чтобы сохранить дом и окружающую среду чистыми и красивыми, необходимо правильно распоряжаться теми вещами, которые становятся ненужными и найти им применение . С Этой целью я создала брошюру «Игрушки и пособия из бросового материала. Перед составила задачи: - собрать и изучить информацию о работе с бросовым материалом, требованию к изделиям - показать на примере работ, как можно использовать ненужные вещи в целях сохранения окружающей среды. - привлечь внимание педагогов и родителей и научиться делать красивые и полезные вещи из мусора.

ИЗДЕЛИЕ Полезное-(утилитарное) Красивое (декоративное) Недорогое (экономически выгодное) С минимальными затратами по времени Безопасное для человека и окружающей среды ( экологичное ) Легкое в обработке (технологичное) Техника безопасности Требования

Головоломки из картона Поделки из пуговиц Из прищепок

Вывод: Каждый может сделать своими руками из ненужных вещей нужные и полезные! Дайте новую жизнь старым вещам, уменьшите количество бытовых отходов. Научитесь использовать ненужные вещи в целях сохранения окружающей среды.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

П ознакомить педагогов с технологией изготовления прихватки из текстильных материалов и с использованием в работе с детьми дошкольного возраста. цель:

В Египте, в окрестностях Каира, найдены изделия в технике аппликации, которым более 3 тыс. лет. Оно выполнено из кусочков кожи газели. А знаете ли вы, что прихватки чаще всего выполняют в технике печворк . (техника аппликации или шитье из лоскутков ткани). 22 июля - День прихватки. Немного истории: откуда появилась прихватка?

В кухне я тебе подмога – Руки спрячу от ожога. Я красива и толста, Из ватина и холста. Хоть и противень горячий, Руки я надёжно прячу. Противень со мной за край Из духовки доставай! Снять с кастрюли можно крышку, Если разогрелась слишком, Сковородку отодвинуть. Из духовки сможешь вынуть. Пиццы, пирожки, торты, Сухари со мною ты! Прихватка.

Прихватка- обнимашка . П рихватка - обнимашка шьется из натуральных тканей, она создает комфорт и уют вокруг себя.

Прихватки для сенсорного развития .

Восьмое марта - особенный праздник. С детьми мы делаем подарки своими руками. Сегодня я предлагаю сделать прихватку из фетра для мамы с узором, составленным из элементов Кичменгско - Городецкой росписи . Я постаралась подобрать фетр таких тонов, которые близко соответствуют краскам росписи.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

И сегодня каждому из нас необходимо четко понимать, что наших руках находится самое ценное в жизни человека – это ребенок, и от того как мы сможем сохранить его уникальность, зависит его будущее. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе — группе детского сада — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба. Поэтому сотрудничество – это путь к успеху.

В условиях реализации стандарта нового поколения ключевой идеей является реализация системно-деятельностного подхода , а это значит перед нами, педагогами, одной из ключевых задач является - сформировать у детей навыки общения в группе и коллективе, а так же со взрослыми. - Между какими субъектами может быть выстроено сотрудничество в воспитательно – образовательном процессе?

Работа в группах Работа в парах

Далее мы переходим к практической части мастер-класса , который подразумевает проведение практических игр и упражнений с участниками мероприятия с подробной инструкцией. Но ввиду того , что конференция проходит в дистанционном формате, в практической части я представлю вашему вниманию свой опыт работы по данному направлению с примером игровых упражнений"

Игра «Неожиданные картинки 1. Дорогие коллеги, я предлагаю всем встать в круг. 2. У вас на столе лежит листок – подпишите его, переверните. (звучит музыка) 3. Нарисуйте какой-нибудь рисунок. (музыка остановилась) 4. А теперь свой рисунок передайте по часовой стрелке соседу, дорисуйте что-нибудь. 5. Снова обменяемся рисунками. Вопросы: - Нравится ли вам рисунок, который вы начали рисовать? - Понравилось ли вам дорисовывать чужие рисунки? - А можем ли мы этот прием использовать на своих занятиях? Правило 2: Определить последовательность (алгоритм действий) и роли участников.

Результат использования. -Формирование более глубоких, разносторонних знаний, коммуникативных навыков. -Расширение, обобщение, систематизация знаний и навыков в поведении детей. - Положительная динамика результатов усвоения программного материала. -Освоение опыта сотрудничества развивает способности детей к согласованию общих целей, осуществлению взаимного контроля и коррекции действий, умению понимать состояния и мотивы поступков других детей и соответственно на них реагировать. При этом у дошкольников формируется эмпатия , социальная чуткость. Всё это в дальнейшем поможет ребёнку психологически грамотно строить своё взаимодействие с партнёрами (взрослыми и сверстниками).

Выводы. В процессе реализации технологии сотрудничества дети дошкольного возраста овладевают необходимыми навыками взаимодействия между собой и с педагогом; навыками само- и -взаимоконтроля результатов деятельности; формируется умение отстаивать своё мнение, находить ошибки и исправлять их, развивается умение оценивать свои достижения, используя прогностическую оценку, закладывается основа адекватной самооценки, формируется база учебной деятельности, необходимая детям в школьном обучении, что позволит дошкольникам безболезненно войти в школьную жизнь.

Зимняя школа - 2013

Для того, чтобы потенциальный участник проводимого психологами, да и другими специалистами, мероприятия был более осведомлен о том, что ему предстоит в ближайшее время посетить, предлагаю анализ таких мероприятий.

Такое знание очень важно не только для участников, но и для начинающих ведущих.

Во-вторых, практикум. Зачастую путают мастер-класс и практикум. На практикуме ведущий выбирает интересные практические упражнения, поучаствовав в которых человек проявляет интерес или отвергает интерес к методу (техникам, приемам), предложенным ведущим. Здесь ответственность участников заключается в том, что им интересна тема и желание попробовать на себе или на других тот или иной метод (технику, прием), а ведущий уже на втором плане.

В- третьих, тренинг. Тренинг часто путают с практикумом. Даже принято называть все мероприятия тренингами. Но специалисту важно самому знать и ориентировать участников, если подходить к понятию тренинга, как к мероприятию, направленному на формирование определенных навыков. Цель тренинга сформировать у у частников навыки и отработать эти навыки до уровня применения их в профессиональной и жизненной практике. Ответственность участников раз за разом тренировать тот или иной навык до свободного применения. Ответственность ведущего в том, чтобы уметь обосновать применение и показать, как делается то или действие (операция), чтобы ею овладеть и использовать в своей практике. Ведущий уделяет в начале своей работы деталям упражнения, чтобы участники правильно пооперационно выполняли задания.

Есть еще лекции, семинары, конференции, интенсивы. В контексте статьи можно отметить лишь кратко.

Семинар, который предполагает подготовку участников по заявленной теме. Например, если предполагается семинар по арт-психотерапии, то участники должны заранее почитать про арт-психотерапию, посмотреть видео по этой теме.

Лекция — это информирование слушателей о заявленной теме. Предполагает историю темы, взаимосвязь темы с другими темами, разъяснение учебных печатных материалов. Средства лекции могут быть разными: устная передача информации, презентации, видеоролики, другие формы и методы, как интерактивные, так и монологи.

Конференция предполагает комплекс мероприятий на тему конференции. В конференции могут быть мастер-классы и практикумы, семинары, лекции, доклады, круглые столы. Каждое из указанных мероприятий имеет свои цели, свою ответственность как ведущих так и участников.

Интенсив предполагает комплекс практикумов по одной теме или по одной концепции.

Читайте также: