Проект волонтерского движения твори добро в доу

Обновлено: 07.07.2024

Цель: распространение опыта организации волонтерского движения в детском саду для позитивной социализации дошкольников.

Оборудование : емкость, апельсины, орехи, крупа, песок, ватман с изображением дерева без листьев, листья зеленого и красного цвета.

Главная идея мастер-класса:

Ход мастер-класса.

Введение в тему.

Ведущий 1 ставит перед участниками б анку.

С чем бы вы сравнили этот сосуд (Наша жизнь). Показывает апельсины, орехи грецкие, крупу. С чем можно сравнить их? (Наши дела: важные, не очень важные, но необходимые и повседневные, мелкие, к которым мы привыкли). Затем кладет в банку апельсины (Это важные дела). Как вы думаете, полон ли наш сосуд? По сути, он полон, но остались просветы, кладем в сосуд орехи и т.д. Мы положили в сосуд сначала апельсины (важные дела), и поэтому мы успели их выполнить, а если бы мы наполнили сосуд в первую очередь крупой (мелкими, текущими делишками, которым мы уделяем очень много времени и значения), вошли бы у нас в сосуд апельсины? Конечно, нет.

Рассуждения участников: Кто такие волонтеры? В вашем понимании.

Мозговой штурм.

Делятся на две группы, ответы на вопросы записывают на листочках (разного цвета: зеленых и красных) и прикрепляют на дереве:

1. Почему легко быть волонтером?

2. Почему трудно быть волонтером?

Ведущий 1: Обратите внимание на цвет листвы, какого цвета больше? Да, волонтером быть скорее трудно, чем легко. Поэтому воспитывать в детях способность отзываться на просьбу о помощи, стремление быть полезным обществу надо начинать воспитывать как можно раньше.

Сегодня мы познакомим вас с опытом организации волонтерской деятельности в МБОУ НОШ с. Северный Сарапульского района.

С чего мы начинали?

1)развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;

2) создание такой ситуации развития, при которой формирование

игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.

Практические советы: С чего можно начать воспитывать инициативность: коробочка хлопот, экран добрых дел, блокнот, в котором фиксируются добрые дела.

Для организации и реализации данной технологии необходимо специально в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей. Например, дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя) могут включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку.

Вопрос аудитории: предлагаете вы старшим детям, приходить к малышам в группу, для помощи, игр, как часто вы это делаете?

Несмотря на то, что данная технология удивительно проста в исполнении и давно входит в любую программу работы с дошкольниками, её реализация в большинстве ДОО проходит эпизодически. В чём же причины такого положения вещей? Большинство воспитателей (до 80 % от числа опрошенных) не считают организацию и проведение этой технологии своей первостепенной задачей, ссылаясь на недостаток времени и неумение это делать. А главное – они не видят, в чём могут быть преимущества данного подхода. Таким педагогам важно доказать, что неумение детей старшего дошкольного возраста играть в сюжетно-ролевые игры кроется, прежде

всего, в отсутствии у дошкольника разновозрастного общения, в том, что им не был передан игровой опыт.

Для реализации данной технологии необходимо составить ежедневный и еженедельный план посещения старшими детьми младших.

Практическое задание: ведущий предлагает составить краткий план мероприятий для отряда волонтеров.

Выделить группу детей, желающих быть волонтерами. Надо специально обучать старших детей по следующим направлениям:

Практические советы: Правила работы по технологии, соблюдение которых вам помогут избежать ошибок.

*Общение старших и младших должно быть эпизодическим ограниченным по частоте (не более трех–четырех раз в месяц) и по продолжительности (около 20–30 минут) старшие общаются с младшими исключительно добровольно, младшие при желании могут уклониться от общения.

*Необходимо до минимума свести подготовительную работу со старшими добровольцами. Не репетировать… каждый ребенок на что-нибудь да способен и наверняка будет очень стараться, а во время репетиций мы диктуем ребёнку свои условия, свои правила, своё видение, отсюда у детей появляется стеснение, в общем, не даём детям раскрыться, т.к. подвергаем действия детей критике

*Подготовительная работа нужна только при проведении совместных игр, ибо старшие, если перед ними поставить задачу самим организовать игру, могут растеряться. При этом следует ограничиться хороводными и подвижными играми.

*И самое главное – в педагогическом коллективе должен быть человек, реально отвечающий за реализацию данной технологии, отслеживающий процессы, происходящие среди старших дошкольников и младших детей и информирующих об этом всех педагогов и специалистов ДОО.

Работа в группах. Предлагается участникам ознакомиться с методиками, которые используются в работе с детьми и рассказать другим участникам.

Время проведения: В часы, удобные для обеих групп, по договоренности между воспитателями; на прогулке, в группе, музыкальном или физкультурном зале.

Число старших участников: 1-6 человек.

Практические советы:

1. Начинать играть с детьми младшего возраста лучше с хороводных игр, которые малыши уже знают и любят.

2. После двух-трех встреч, в ходе которых проводятся хороводные игры, можно переходить к подвижным играм.

3. Сначала старшие включаются в те подвижные игры, которые малыши уже знают. После этого старшие дети могут научить малышей правилам новой подвижной игры и ее проведению.

Время проведения: Один раз в неделю.

Число старших участников: Все желающие.

Практические советы:

Вызвать у детей обеих групп положительную реакцию по поводу предстоящей прогулки.

Вспоминают правила поведения на улице и в общественных местах.

После прогулки обсудить с детьми ее результаты: что понравилось? что нет? что хотелось бы изменить? Что более всего запомнилось?

Время проведения: По желанию старших детей.

Число старших участников: Все желающие.

Практические советы:

Изготовление подарков должно быть достаточно легким и быстрым и, вместе с тем, давать детям возможность реализовать свои индивидуальные умения.

Подарки должны быть такими, чтобы с ними можно было играть.

Дети старшей группы могут не только рассказать, но и показать, как можно играть с подарками

Время проведения: Один раз в месяц

Число старших участников: Не более 6 человек.

Практические советы:

На концерте дети могут петь песни, загадывать загадки, читать стихи, рассказывать сказки, танцевать, показать спектакль, предварительно договорившись, кто какую роль исполнит.

Для показа берутся простые, не требующие дополнительных репетиций, сказки, содержание которых все дети знают.

Таким вот образом организуется в соответствии с технологией работа волонтеров.

Ведущий 2 . Прежде чем начинать деятельность отряда волонтеров, важно продумать и атрибутику, и организацию деятельности волонтерского отряда.

Работа в группах . Попробуем с вами очертить круг этих семи добрых дел.

Участники в группах продумывают семь направлений работы волонтеров. Один из группы их озвучивает.

Каждый день, запросы озвучиваются, волонтеры решают, кто будет выполнять дело.

Вопрос участникам. Как вы думаете, важно ли освещать деятельность волонтерского отряда?

Как мы осуществляем информационную деятельности . В приемной размещен стенд, отражающий ежедневные дела волонтеров. Здесь важна оперативность, сегодня сделали - сегодня отчет о выполненном деле.

Шаги в организации волонтерской деятельности.

1. Ситуативная помощь в ходе клубных часов

2. Рефлексивный круг и обсуждение доброго дела

3. Акции совместные

4. Договор и принятие решения о создании отряда волонтеров

6. Изготовление информационного стенда

7. Изучение запросов

8. Договоренность о выполнении запросов, распределение обязанностей

9. Размещение информации на стенде

10. Заполнение волонтерской книжки

11. Освещение общественности результатов деятельности

Ведущий 1. Рефлексия: Обратимся к дереву с листьями, которое вы оформили в начале нашего мастер-класса. У корней дерева, напишите одно из главных качеств, которое вы можете сформировать у детей, чтобы они стремились творить добро.

Заключение. Притча о добре.

Указом президента РФ В. Путиным 2018 год объявлен годом добровольца (волонтёра). Я думаю, что это само за себя говорит, насколько важна и актуальна работа в данном направлении.

А девизом своей работы в рамках волонтерского движения считаю слова

Слайд 4. Поэтому среди образовательных практик меня заинтересовало волонтёрство, которое уже показало свою эффективность, как активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих

Для волонтёра ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям и желание им помочь, забота и бережное отношение к природе и ее обитателям, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь слабому, маленькому, одинокому, больному. Волонтёрство учит помогать нуждающимся без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя. По моему мнению, организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влияния на формирование и развитие личности ребёнка, развитой нравственно и духовно.

Слайд 6. На первом этапе в группе выделились добровольцы 5 - 6 детей, которые больше остальных проявляли желание заниматься с малышами. Но после того как волонтеры, очень довольные и гордые, приходили в группу и рассказывали, где они были, чем занимались, то и остальные постепенно стали проявлять интерес и желание сначала попробовать, а потом тоже активно включились в работу.

Слайд 7. На данный момент, волонтеры занимаются с малышами уже практически во всех режимных моментах, в течение всего дня. Проведение и разучивание пальчиковых игр, стихотворений, оказание помощи при одевании детей на прогулку, совместные игры, уход за комнатными растениями и т.д.

Слайд 9. Очень часто волонтёры дарят малышам подарки. И не просто дарят, но ещё и рассказывают и показывают, как можно играть с ними.

Слайд 10. Концерты, подвижные и хороводные игры, оказание помощи в мытье игрушек мы организуем во второй половине дня.

2.3. Практическая значимость проекта…………………………………..5стр.

2.4. Этапы работы социально-значимого проекта ……………………..5 стр.

2.5. Механизм реализации проекта …………….……………………… 5 стр.

3.Содержание социально-значимого проекта ………………………… 8 стр.

3.1. Организационная работа …………………………………………… 8 стр.

3.2. Предполагаемый продукт……………………… ………………. 10 стр.

3.3. Отчет о реализации проекта ..……………………..………………. 11 стр.

Наименование проекта

Вид проекта

Автор проекта

Воспитатель МБДОУ №50

Участники проекта

Воспитанники МБДОУ №50

Работники МБДОУ №50 Жители станицы некрасовской

Дом – интернат для престарелых и инвалидов

Цель и задачи проекта

- формирование у детей справедливости, милосердия, а также претворения в жизнь идей добра посредством оказания помощи нуждающимся людям.

1. Разработать план проведения социально-значимого проекта.

2. Создать план постоянных мероприятий проводимых совместно с воспитанниками и родителями

3. Установить волонтёрскую деятельность в детском саду как составляющую программы духовно-нравственного воспитания.

4. Установить связь с общественными организациями.

Направления проекта

I. Помощь, доброе дело, понимание, сострадание, уважение по отношению к:

1.Ближнему (родителям, сестрам, братьям …)

2. Пожилым людям, соседям;

3. Ветеранам ВОВ, труда;

Предполагаемый продукт

Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений - дети, взрослые и пожилые люди.

Социальная значимость

Привлечение детей, родителей ДОУ к активной социальной жизни посредством организации целевых мероприятий через волонтёрское движение нашего ДОУ.

Этапы работы

1 этап – организационно-методический – сентябрь - 2019 года

2 этап – основной – октябрь – февраль 2019 - 2020 года

3 этап – обобщающий –март 2020 года

Пояснительная записка

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Первый опыт взаимоотношений со сверстниками, начиная с дошкольного возраста, является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Именно этот опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом. Поэтому важно развивать у детей навыки эффективного общения и успешного взаимодействия с социальным окружением, формировать способность слышать и сопереживать собеседнику.

Актуальность

Новизна проекта заключается в интеграции расширенного социального взаимодействия и волонтерской деятельности в сложившуюся систему дошкольного образования, а также включение обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей) в волонтерскую деятельность ДОУ.

Проблема отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Цель и задачи проекта:

Цель проекта:

формирование у детей справедливости, милосердия, а также претворения в жизнь идей добра посредством оказания помощи нуждающимся людям.

Задачи:

1. Разработать план проведения социально-значимого проекта.

2. Создать план постоянных мероприятий проводимых совместно с воспитанниками и родителями

3. Установить волонтёрскую деятельность в детском саду как составляющую программы духовно-нравственного воспитания.

4. Установить связь с общественными организациями.

Практическая значимость проекта:

Успешная реализация проекта может стать прецедентом в организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении. В результате реализации проекта воспитывающие взрослые и старшие дошкольники получат новые знания о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях. Мероприятия в рамках проекта позволят сформировать такие качества личности дошкольника как трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к природе, милосердие, что будет являться основой волонтёрской направленности личности ребёнка в дальнейшем. Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в ДОУ любого вида и типа, при условии заинтересованных активных, искренних, целеустремленных лидеров.

Этапы работы проекта

1 этап – организационно-методический – сентябрь - 2019 года

2 этап – основной – октябрь – февраль 2019 - 2020 года

3 этап – обобщающий – март 2020 года

Механизм реализации проекта

Содержание социально-значимого проекта

Этапы реализации проекта:

1.Этап. Организационный - сентябрь

Изучение и анализ научно-исследовательской и методологической литературы, интернет ресурсов по данной проблеме. Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта. Перспективное планирование по предстоящей деятельности. Повышение родительской компетентности по данному проекту.

2.Этап. Планирование и реализация проекта октябрь – февраль

Определение задач воспитательно-образовательной работы;

Сентябрь - октябрь

Тема

Задачи содержание деятельности

Формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность; воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Формирование духовности, нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к старшему поколению – пенсионерам детского сада и поблагодарить педагогов за добросовестный труд в деле обучения и воспитания.

Информировать о новом празднике в России. Вызвать у детей интерес и добрые чувства к дедушке и бабушке; воспитать уважение, любовь к ним. Развивать у них чувства сострадания, любви, теплоты и нежности по отношению к бабушкам и дедушкам. Воспитывать любовь и уважение к старым людям, побуждать проявлять заботу о своих бабушках и дедушках, желание им помочь.

Ноябрь

Формирование у воспитанников умение правильно оценивать себя и других; воспитывать у детей такие качества, как доброта, щедрость, отзывчивость.

Чтение худ.литературы: В.Осеева,

Воспитывать положительные качества у детей через игры, трудолюбие и желание заботиться. Развивать у детей интерес к чтению, слух, речь, обогащать

Способствовать повышению воспитанности и культурного уровня дошкольников, формированию навыков позитивного общения, нравственных качеств, созданию положительного благоприятного климата, обеспечивающего сближение и взаимопонимание. Создать условия для интереса детей к русским народным сказкам на собственном примере.

Формирование у детей интереса к семейным традициям, привязанности к самому близкому человеку – маме. Укрепление социального института семьи, развитие практических навыков позитивных внутрисемейных отношений и духовной культуры дошкольников

Декабрь

Оказание помощи нуждающимся детям,

формирование гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию, позитивная социализация детей дошкольного возраста.

Воспитывать чувство любви и уважения к близким и родным людям. Оформления стенда детьми родителям в форме елочки, где дети оставляют добрые пожелания для родителей.

Оказать посильную помощь птицам, зимующим в нашей местности, пережить морозы и недостаток пищи; развивать гуманное отношение к птицам, мотивацию и интерес к их охране.

Январь

Создать условия для воспитания доброты,

милосердия. Выявление правильного и ошибочного представлений о доброте и добрых целях.

Экскурсия в библиотеку.

Работа в импровизированной мастерской по ремонту любимых книг.

Пополнение фонда книжных уголков в группах дошкольных учреждений познавательной и детской художественной литературой; формирование бережного отношения к книге, привлечение детей к чтению, воспитание чувств гуманизма и благотворительности.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при перевозке детей в салоне автомобиля.

Февраль

День добрых дел

Помощь подготовительных групп дошкольников малышам: одеваться на прогулку, убирать игрушки на место, поддерживать чистоту на игровом участке, организовывать совместные игры на улице). Создать условия для развития самостоятельности и ответственности, детей.

И.Ф.Мулько «Социально-нравственное воспитание.

Беседы на тему «Умеем ли мы сочувствовать

Сформировать потребность в совершении добрых поступков, в сострадании и отзывчивости, добром отношении друг к другу. Сделать выполнение добрых дел доброй привычкой, заразить этой идеей всех, кто нас окружает.

Развивать умение детей бережно относиться к природе, трудолюбие и желание заботиться о животных.

Конкурс рисунков домашних питомцев

Март

Изготовление подарка для мамы Воспитание трудолюбия

Воспитание нравственных качеств детей(доброта, взаимопомощь, отзывчивость), самостоятельности, ответственности, навыков общения в разновозрастном коллективе. Совместные игры ( конструирование, с/р игры, настольные) с детьми второй младшей группы

Апрель

Вовлечь детей в художественно эстетическую деятельность по изготовлению смайликов для детей детского сада; пропагандировать среди дошкольников знания о пользе хорошего настроения; воспитывать желание в добром отношении друг к другу.

Викторина по экологии «Чем

мы можем помочь природе?

Воспитание основ экологической культуры, бережного отношения к природе. Формировать у детей дошкольного возраста чувства ответственности за собственное поведение в природе

Воспитывать бережное отношение к природе, учить детей осознавать значимость охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее. Осознание того что бытовой мусор можно использовать вторично, используя фантазию и творчество.

Популяризация активного отдыха, здорового образа жизни; пропаганда здорового образа жизни; Создать бодрое и радостное настроение у детей и их родителей; развивать физические качества: выносливость, быстроту, силу реакции; осуществлять взаимосвязь по физическому воспитанию детей между детским садом и семьей.

Май

Создать условия для формирования духовно богатого гражданина и патриота России; содействовать воспитанию уважения к культурному и историческому прошлому России, к защитникам Отечества, памяти павшим;

Формирование чувства сопричастности к общему подвигу и общей памяти. Изготовление открыток.

Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Сохранения в семье воспитанников памяти о родных – солдатах Великой Отечественной войны и участниках трудового фронта; воспитание чувства уважения к героическому прошлому России.

Оказание помощи в озеленении территории детского сада. Воспитывать любовь к прекрасному,

красоте окружающего мира,

ответственность за посаженные

растения, трудолюбие и опрятность

Предполагаемый результат

Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев:

- участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;

- они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;

- Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.

Инновационных технологий помогают детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливает желание малышей не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду.

Спроектированная система волонтерского движения в ДОУ обеспечит повышение профессиональной компетентности педагогических работников.

Оценка эффективности реализации проекта

Показатели оценки результативности

Актуальность и значимость

Цель проекта соответствует требованиям ФГОС ДО

Проект не требует больших затрат

Определяется при анализе диагностических данных, мониторинга, анкетировании.

Можно использовать в других дошкольных учреждениях.

Новые подходы к решению духовно-нравственного воспитания детей через волонтерскую деятельность.

Достижения детьми планируемых результатов

Увеличение числа детей, с высоким уровнем развития на 15%.

Научно- практические конференции, семинары, совещания различного уровня

Изменение характера взаимодействия ДОУ с семьёй и социумом

Увеличение числа родителей осознанно участвующих в воспитательно – образовательном процессе в рамках проекта через совместные мероприятия как волонтеров: праздничные концерты, изготовление подарков, участие в акциях, круглые столы, интересные встречи.

Отчет о реализации проекта

Работа по реализации проекта началась с определения целей и задач волонтерского движения. Для достижения этой цели я разработала: перспективный план работы с детьми по данному направлению вложив в основу реализации систему акций - провела консультационную деятельность с родителями о важности развития волонтерского движения среди детей дошкольного возраста;

Стимулом для создания волонтёрского движения послужило создание общего объединения активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей, детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях станицы, для социального и духовного благополучия общества.

Благодаря совместной и усиленной работе сформировалась инициативная, творческая группа педагогов и родителей, прививающая морально-нравственные качества детям среднего и старшего дошкольного возраста.

Волонтёрское движение ребята приняли с большим интересом. С радостью посещали малышей: одевали их на прогулку, помогали застилать постели, убирать игрушки. С радостью возвращались в свою группу и с увлечением рассказывали детям о своих добрых делах.

Интересно, то что, никто из детей не считал, что их деятельность - тяжёлый труд, никогда не ждали никакого вознаграждения, наоборот, деятельность была поставлена так, что возможность чему- либо научить малышей, надо было заслужить своим ответственным поведением, хорошими поступками.

Благодаря волонтёрскому движению происходит сплочение ребят на базе интересных действий, позволяющих каждому участнику проявлять свою активность, и творчество, доброжелательность и заботу к окружающим людям.

Вывод

Таким образом, формирование новых видов деятельности оказывают существенное влияние на развитие нравственных качеств детей. Прогрессивные процессы всех сторон жизни, протекающие сегодня в нашем обществе, с одной стороны способствуют раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности, а с другой - высветили дефицит таких духовных качеств человека, как доброта, милосердия в отношении людей друг к другу. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка.

Литература

3.В.Н. Микляева. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.

5..Гришаева Н.. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.

8.Гришаева Н.. П. Как стать самостоятельным // Комсомольская правда. 2004.7 июня.

Интернет ресурсы.

3. Михайленко И. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду.Пособие для воспитателей Москва 2001г. С. 32-38.

Человек – существо социальное. С первых дней своей жизни он окружен себе подобными. С самого начала своего пути он включен во взаимодействия. В процессе взаимодействия человек приобретает социальный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Процесс социализации неразрывно связан с общением, совместной деятельностью людей, приносящей пользу обществу.

В настоящее время большое значение в социальном обществе уделяется добровольческому труду. Институт волонтерства широко распространен во многих странах. Причем труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым в городах России.

Волонтёр (фр. volontaire - доброволец) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность.

Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.

Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Волонтерская деятельность это:

• посадка цветов, кустов и деревьев;

• помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодежь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), мигранты, беженцы, бывшие заключенные и другие;

• благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;

• благотворительные концерты и театральные выступления;

• экологические марши, уборка мусора и загрязнений;

• пропаганда здорового образа жизни; и др.

Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни.

Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды В.А. Сухомлинского, П.П. Блонского, А.С. Макаренко. Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым.

Формирование у дошкольников доброжелательности рассматривалось в работах Л.М. Шипицыной, О.В. Заширинской, Е.И. Кульчицкой. П.Г. Саморукова изучала бережное отношения дошкольников к природе.

Волонтерское движение имеет ряд особенностей при условии его организации в дошкольном образовательном учреждении.

Актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. А жизнь – это не только академические знания. Это развитие определенных жизненных качеств:

умение общаться с разными социальными группами людей;

Дошкольный возраст характеризуется, как период сенситивности, для развития всех психических функций, а также как важный этап развития, формирования личности ребенка. Это и послужило стимулом для создания волонтерского движения в детском саду, ведь именно в дошкольном возрасте формируются вышеперечисленные личностные качества детей.

Новизна состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада.

Проблема: Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Цель проекта: Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно – нравственной личности дошкольников.

Расширить представления о волонтерском движении у детей 6-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников детского сада

Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;

Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении;

Составить план мероприятий и реализовать его в течение 2019 – 2020 учебного года.

Вид проекта: образовательный, творческий.

Продолжительность: долгосрочный 2019-2020уч. г.

Участники: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители воспитанников.

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Тип проекта: Групповой, информационно-просветительский, индивидуально – развивающий.

Основная часть

Взрослые неоднозначно относятся к волонтерской деятельности. Одни считают ее неотъемлемой частью жизни, другие как способ времяпрепровождения. Несмотря на это, все исследуемые положительно отнеслись к созданию волонтерского движения в детском саду.

Таким образом, волонтерство в нашем детском саду направлено на развитие нравственных качеств ребенка в образовательной среде, способствующее формированию у детей адекватной самооценки; навыков общения и социальной гибкости к меняющимся внешним социальным условиям, помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, люди с ограниченными возможностями (инвалиды); повышение специальных знаний педагогов по волонтерской деятельности; знакомство родителей воспитанников 6-7 лет с методикой работы волонтерского движения в детском саду.

В зависимости от выбора основных объектов волонтерского движения мы выделили следующие блоки работы:

• работа с детьми 6-7 лет (волонтёрское движение);

• работа с педагогами;

• работа с семьёй.

Рассмотрим основные психолого-педагогические аспекты деятельности в блоке “Работа с детьми”:

• воспитание потребности к здоровому образу жизни.

• Формирование сознательного, непрагматичного отношения к природе,

• Формирование доброжелательности в общении со сверстниками.

Эффективное осуществление процесса воспитания и развития вышеперечисленных качеств у старших дошкольников в волонтерской деятельности возможно в контексте обшей системы нравственного воспитания при следующих педагогических условиях: использовании педагогами комплекса воспитательных средств и методов, способствующих проявлению милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности, создания в детском коллективе атмосферы, стимулирующей воспитание и развитие этих качеств, преодолении отчуждения между воспитателями, детьми и родителями, привлечении семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организация самостоятельной деятельности детей, обеспечивающей проявление милосердия, доброты, толерантности и любви к природе в добровольческой деятельности.

Таким образом, волонтёры - это, во – первых, дети - старшие дошкольники. Во – вторых, это активные творческие педагоги образовательного учреждения и родители воспитанников.

Работа с педагогами и родителями предполагает 3 этапа:

1 этап. Формирование волонтёрского движения в детском саду

2 этап. Социально-психологическая подготовка волонтёров.

3 этап. Развитие волонтёрского движения.

На 2 этапе проходит тренировка навыков эффективной коммуникации, развитие уверенности в себе, разработка атрибутов волонтёрского движения.

На 3 этапе происходит разработка, подготовка и проведение просветительско-профилактических мероприятий; привлечение общественности родительского и педагогического контингента к поддержке развития волонтёрского движения.

Руководитель волонтерского движения в нашем детском саду - это воспитатель подготовительной группы, который координирует всю деятельность, организуют работу в детском саду и волонтёров по различным направлениям, обеспечивают связь с городским волонтёрским движением и осуществляют планирование деятельности.

Таким образом, формирование новых видов деятельности в старшем дошкольном возрасте оказывают существенное влияние на развитие нравственных качеств детей. Прогрессивные процессы всех сторон жизни, протекающие сегодня в нашем обществе, с одной стороны способствуют раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности, а с другой - высветили дефицит таких духовных качеств человека, как доброта, милосердия в отношении людей друг к другу. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка.

Практическая значимость проекта:

Успешная реализация проекта может стать прецедентом в организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении. В результате реализации проекта воспитывающие взрослые и старшие дошкольники получат новые знания о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях. Мероприятия в рамках проекта позволят сформировать такие качества личности дошкольника как трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к природе, милосердие, что будет являться основой волонтёрской направленности личности ребёнка в дальнейшем. Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в ДОУ любого вида и типа, при условии заинтересованных активных, искренних, целеустремленных лидеров.

Критерии оценки эффективности проекта:

Доля (%) педагогов и родителей воспитанников, принявших участия в добровольческих акциях и мероприятиях детского сада

Уровень толерантности, трудолюбия, милосердия у детей старшего дошкольного возраста.

Количество партнеров - участников проекта.

Отзывы целевых групп волонтерского движения (младшие дошкольники, пожилые, другие детские сады)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это проектная работа рассчитана для дошкольников старшей группы.

Проект по волонтерскому движению

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос о развитии волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым и окружающему миру. Волонтерство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя. Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества.

Цель: развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ.

1.Расширить представления о волонтерском движении у детей старшего дошкольного возраста, их родителей и педагогов;

2. Учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

3. Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.

4. Развивать уверенность в себе и своих возможностях.

5. Формировать у детей положительное отношение ко всем людям.

6. Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.

7. Закреплять знание правил вежливого общения.

8. Поощрять стремление детей совершать добрые поступки.

9. Воспитывать: нравственные качества (доброту, отзывчивость, взаимопомощь), самостоятельность, инициативность, ответственность.

Проектная идея:

В ходе работы над проектом подвести детей к пониманию того, что добро приносит радость, что добрый человек – хороший друг.

Ожидаемый результат:

-Дети имеют четкое представление о доброте, добрых поступках.

-Дети знают стихи, пословицы о доброте, считалки, мирилки. Они стали охотнее их применять в совместной деятельности. Обогатился словарный запас по данной теме.

-Пополнение центра литературы в группе книгами о добре и добрых поступках.

-Дети стали бережнее относится к живому миру природы.

-У детей повысилась способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку.

-У родителей повысился интерес к жизни группы.

Спроектированная система волонтерского движения в МБДОУ обеспечит повышение профессиональной компетентности педагогических работников.

Создание волонтёрской деятельности в детском саду позволит создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организовать самостоятельную деятельность детей, разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОУ.

Участники проекта:

Дети старшей группы "Капельки", родители (законные представители), воспитатель.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Срок реализации проекта:1 месяц

Формы организации проекта:

1. Образовательная деятельность:

Ознакомление с окружающим, конструирование, аппликация, развитие речи, ознакомление с художественной литературой, физическая культура.

2. Совместная деятельность:

Дидактические игры, беседы, игровые ситуации, разучивание мирилок, физкультминутки, пальчиковые игры.

3. Самостоятельная деятельность:

Трудовая деятельность, художественная деятельность, игровая деятельность.

Этапы осуществления проекта

1. Подготовительный этап:

1. Сбор литературы о добре: стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, мирилки, песни.

2. Подбор картин, фотографий, иллюстраций.

3. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

4. Разработка занятий, определение тематики бесед.

2 этап. Реализация проекта

1. Физическое развитие.

2. Социально-личностное развитие.

Помощь взрослым (бабушкам, дедушкам).

• Рассматривание иллюстраций с изображением добрых и злых героев.

Консультации для родителей о волонтерском движении.

Беседа для детей "Кто такие волонтеры"

4. Художественно-эстетическое развитие.

3-й этап итоговый

Анализ результатов проектной деятельности.

Приложение 5

12. Конструирование из бросового материала ( коробки из-под сока, кефира)

Читайте также: