Спичрайтер кто это кратко

Обновлено: 07.07.2024

Для выступления человека на публике, ему нужно знать, что говорить аудитории, чтобы быть уверенным в успешности своего выступления. Для этого, как правило, заранее пишется речь для исполнителя. Этим и занимается спичрайтер. Кто это такой – тема нашей сегодняшней статьи.

Спичрайтер: кто это такой

Как Вы уже, наверное, поняли, спичрайтер – это специалист в составлении текстов выступлений, речей для выступлений. Пишутся такие тексты, как правило, для общественных деятелей, политиков или лиц, играющих в жизни определённого мероприятия ключевую роль.

Помимо текстов для публичных лиц, спичрайтер может написать, под заказ, речь для выступления на защите курсовых или дипломных работ. Так же это относиться к выступлениям на защите диссертаций или контрольных работ, например, для повышения квалификаций. Немного напоминает работы копирайтинг, это кстати, не нужно путать.

Конечно, копирайтер тоже пишет тексты на заказ и темы, как правило, ему подбирает заказчик, но этот специалист, как правило, не занимается написанием текстов именно для выступлений.

Спичрайтер: его обязанности

То, чем занимается спичрайтер, и что входит в его обязанности, есть небольшая разница. Она заключается именно в процессе подготовки самого текста. Спичрайтер должен не только знать принцип работы SEO продвижения сайтов в поисковиках если речь идёт о выступлении на данную тему, но и постоянно согласовывать обновления в тексте с заказчиком.

Так же, может сложиться такая ситуация, что заказчик приходит с готовым планом рассказа, по которому чётко нужно действовать, чтобы выступление, по его мнению, было успешным. Как говориться, клиент всегда прав, поэтому, работа спичрайтер, как и специалиста по раскрутке сайта в Яндексе требует не только навыка написания подобных текстов, но и терпения и умения идти на контакт с любым клиентом.

Так же, спичрайтер должен ещё, хоть в и небольшой доле, но владеть ораторским искусством. Ведь нужно понимать, что человек будет выступать на публике, с целью убедить народ в своих словах или даже призвать к каким-либо действиям. Поэтому, автор такого текста, то есть спичрайтер, должен знать психологию предполагаемой аудитории, с помощью каких хитростей можно это сделать. Как поставить речь выступающего, определить главную мысль, на которую он будет мысленно направлять и т.д.

Поэтому, стоит сказать, что стать спичрайтером достаточно непросто. Такую работу можно сравнить с деятельностью таргетолога как по сложности, так и по длительности выполнения заказа.

кто такой спичрайтер

Мы провели интервью с 6 профессиональными спичрайтерами и готовы поделиться с вами их знаниями, опытом и советами.

Андрей Гусаков. С 2005 по 2011 годы занимался спичрайтингом в системе Администрации Президента, ГД РФ, федеральных министерств, отраслевых объединений. Работал политтехнологом и GR-менеджером.

Лариса Вихляева. Директор по связям с общественностью Realia Capital, независимый эксперт в сфере PR и маркетинга. Журналист и спичрайтер в том числе.

Елена Рыжкова. Руководитель Студии Деловых Коммуникаций BENTSIONI, копирайтер, спичрайтер.

Кто такой спичрайтер и чем занимается

Спичрайтинг — одна из ветвей копирайтинга. Если перевести дословно — писатель речей. Спичрайтер — это специалист, который готовит для заинтересованного лица (спикера) или группы лиц материалы для выступлений и публикаций на основании анализа критериев спикера и аудитории.

Почему в нашей стране спичрайтинг не сильно развит? Дело в том, что дореволюционные политические лидеры получали качественное образование и владели основами риторики — спичрайтеры им не были нужны.

Большинство же советских лидеров, пришедших к власти после Гражданской войны, классического образования, включающего риторику, не имели. А должны были агитировать, вдохновлять народные массы на свершения.

Поэтому в партийных структурах появились сотрудники идеологических отделов, которые готовили тексты выступлений. Причем не только для своих непосредственных руководителей, но и для чиновников нижестоящего уровня, чтобы одни и те же события одинаково преподносились везде.

В конце ХХ — начале XXI века спичрайтинг стал применяться более широко. Этому способствовало появление и развитие в стране PR-технологий.

В западной традиции произнесение речей по разным поводам — норма. И те, кто не ощущают себя уверенно, заказывают тексты у профи. У нас, когда это необходимо, обходятся своими силами.

Елена Рыжкова.

Сегодня можно выделить 3 основные категории спичрайтинга:

  • государственно-политический: федеральные и региональные органы государственной власти, парламентские партии
  • социально-общественный: общественные и некоммерческие организации, отраслевые объединения, торгово-промышленные и общественные палаты
  • коммерческий: юридические лица, деловые союзы, бизнес-клубы

Какие тексты пишет спичрайтер:

  • приветственные слова
  • официальные обращения и позиции
  • декларации
  • заявления
  • меморандумы
  • резолюции
  • доклады
  • ноты
  • пресс-релизы
  • послания
  • телеграммы
  • публикации
  • комментарии
  • частные письма полуофициального характера (поздравления, соболезнования, благодарности)
  • пояснения
  • рекомендации.

Настоящий спичрайтер должен уметь всё, т.е. писать любые виды текстов одинаково хорошо и обладать умением легко рассказывать о сложных вещах. Это может быть и речь на симпозиуме, и статья в газете, и текст для презентации. Задача спичрайтера – захватить внимание аудитории и крепко держать его до конца повествования.

Лариса Вихляева.

Ключевые навыки спичрайтера

Мы не будем обсуждать общую грамотность, широкий кругозор, эрудицию, умение внятно и доступным языком излагать мысли — эти навыки обязательны для любого копирайтера. Спичрайтеру нужны более специфические софт-скиллы:

  • Высокий уровень надежности. Свое вознаграждение спичрайтер получает не только за мастерство подготовки материалов, но и за умение хранить молчание и неподкупность — заказчик всегда должен быть уверен, что секреты подготовки его материалов не станут известны третьим лицам.
  • Глубокое понимание внутренних процессов в общественно-политических и государственных структурах. А также свободное ориентирование в текущей внутренней и внешнеэкономической ситуации, экономике и социальной сфере. Это касается преимущественно спичрайтеров, работающих в политической и околополитической структурах.

Оксана Жданова.

Как стать спичрайтером

Кто такой спичрайтер и чем занимается: рассказывают профессионалы

Увы, в отечественных ВУЗах спичрайтингу не учат. Этому делу невозможно научиться быстро, прочитав учебник или прослушав обучающий ролик на ютубе. Да и вразумительных пособий по подготовке таких специалистов не существует.

В формировании навыков спичрайтинга помогут книги по ораторскому искусству, копирайтингу, PR-технологиям (многие из них есть в открытом доступе и их можно скачать). Например:

Андрей Гусаков.

Как устроиться на работу

Подавляющее большинство спичрайтеров работает в штате пресс-службы или PR-отдела, при этом официальная должность может называться как угодно. А может быть и фрилансером. Зависит от приоритетов работодателя.

Например, в коммерческих организациях, спичрайтер может состоять в штате на должности специалиста по связям с общественностью. Здесь предпочитают не работать с фрилансерами, потому что в большинстве случаев тексты готовятся в соответствии с определенной логикой, которую посторонним знать совсем не обязательно.

В социальном спичрайтинге всё наоборот: большая часть специалистов являются фрилансерами, членами общественных формирований (комиссий, рабочих групп, экспертных советов).

В этом плане самым интересным является государственно-политический спичрайтинг. Здесь над текстом одной речи могут работать совместно госслужащие, занимающиеся спичрайтингом (референты, сотрудники пресс-службы) и эксперты на аутсорсе.

Чем выше структура государственной власти, тем выше требования к сохранности информации, и тем ниже возможность привлечения сторонних специалистов. На этом уровне у каждого высокопоставленного спикера свой спичрайтер.

Отсюда вырисовываются и пути, которыми новичок может попасть в профессию:

  1. Устроиться на работу в пресс-службу органа местного самоуправления или органа государственной власти региона. Там можно набить руку и стать заметным для руководителей.
  2. Стать журналистом муниципального или регионального СМИ, постоянно освещающим работу органов власти или работу крупных бизнесов. Нередки случаи, когда именно к таким журналистам обращались с предложением о переходе на работу в орган власти либо в компанию.
  3. Устроиться в крупное PR-агентство (да хотя бы стажером!). Здесь есть вероятность пробиться в отдел, занимающийся подготовкой речей и публикаций для СМИ.
  4. Агрегаторы вакансий, биржи труда, соцсети. Вакансии для спичрайтеров встречаются редко, поэтому основной упор лучше делать на профильные группы социальных сетей (PR, журналистика, связи с общественностью). В соцсетях больше шансов найти частичную занятость (фриланс), чем на крупных порталах.

Сколько зарабатывает спичрайтер

В коммерческом секторе чаще всего зарплата приравнена к среднему уровню PR-специалистов по региону: около 35-50 тысяч рублей в месяц. А может доходить и до 150 000 рублей в месяц.

Спичрайтеру-фрилансеру могут заказать отдельную речь или цикл речей, но стоимость услуги оговаривается в каждом случае индивидуально. Всё зависит от квалификации автора, опыта работы, рекомендаций, специфики заказа и многих других факторов. За отдельные проекты оплата работы спичрайтера может достигать 1000 долларов.

Идеальный спичрайтер должен быть на 100% готов сам выступить с этой речью и добиться успеха, а платят ему за то, что он помогает сделать это заказчику.

Алексей Гриценко.

Есть ли будущее у спичрайтинга

Стоит ли вообще тратить время и силы на освоение профессии или это новомодное веяние, о котором через пару-тройку лет никто и не вспомнит? Ответ — стоит, если вы чувствуете в себе потенциал для подобной работы.

В отношение спичрайтинга можно применить обратный закон экономики: спроса нет, потому что нет предложения. И вот почему.

Старые профи уходят с рынка, а полноценной замены им пока что нет. Это ведёт к дефициту профессиональных кадров. На подготовку спичрайтера уйдет минимум 2-3 года. Автору придется изучать психологию, журналистику, техники влияния на сознание людей, быть в курсе всех политических, общественных, экономических процессов, чтобы свободно ориентироваться во всех сферах страны.

Поскольку в этой среде нет эстафеты поколений, передать опыт старой школы некому и некуда. И со временем те специалисты, которые освоят эту профессию будут гарантированно пользоваться спросом, по причине естественного дефицита кадров.

Андрей Гусаков.

Итак: кто такой спичрайтер, чем занимается и как им стать

Татьяна Логинова

Написание текстов - мой способ отвлечься от рутины и забот многодетной мамы. Загорелась выучиться на копирайтера и вот я здесь. Жизни нужно улыбаться!)

Последние материалы автора Татьяна Логинова (смотреть все)

  • Яндекс.Толока: что это, как и сколько здесь можно заработать - 11/11/2019
  • Цепочки писем: что это, какими бывают и зачем нужны - 20/10/2019
  • Подписная страница: что это и какая лучше конвертит - 29/09/2019

Почитайте похожие статьи

Добрый день, коллега. Согласитесь, довольно спекулятивный вопрос — чем продающий текст отличается от непродающего?…

Добрый день, коллега. Меня часто спрашивают, что еще можно почитать по копирайтингу, помимо электронных книг,…

Спичрайтер

Спичрайтер (от англ. speech – речь, writer – автор, писатель) – специалист в области связи с общественностью, составляющий тексты выступлений для бизнесменов, высокопоставленных чиновников. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.


В России английское слово “спичрайтер” стало использоваться с 1990-х годов. Но до сих пор официальной должности с таким названием на госслужбе нет, обычно служащих этой профессии называют референтами или помощниками. Надо отметить, что, например, речь Никиты Хрущева на XX съезде коммунистической партии, обличающая культ личности Сталина, была написана его спичрайтерами на государственной даче Волынское.

В наше время при Владимире Путине и Дмитрии Медведеве спичрайтеры являются государственными служащими, чьи имена не оглашаются широкой общественности. В администрации президента работают около 40 референтов (старших и младших). Во главе личный спичрайтер – Джахан Поплыева, которая занимала до 2012 года должность помощника Президента РФ. С 14 января 2012г. Джахан Поплыева возглавила аппарат Государственной Думы.

Основная задача спичрайтера – написать такой текст, чтобы выступление было максимально интересным для публики и произвело самое положительное впечатление. Спичрайтер должен совмещать способности политолога, актера, психолога, литератора.

Чтобы выяснить, какой должна быть речь, спичрайтер проводит переговоры со своим клиентом и уточняет, какие вопросы, проблемы, точки зрения политик или бизнесмен хочет отразить в своем выступлении. После этого начинается письменная работа: специалист излагает собственное видение рассматриваемых вопросов.

Безусловно, спичрайтер учитывает, какая аудитория будет слушать и смотреть выступление его клиента. В соответствии с этим он и оформляет текст стилистически. Например, дополняет его какими-то анекдотами, пословицами, если это соответствует характеру будущего выступления.


Когда черновик речи написан, спичрайтер в обязательном порядке согласовывает текст с заказчиком. Специалист готовит выступление для конкретного человека и должен учесть особенности его собственно речи, выслушать и пожелания. После согласования текст дорабатывается.

На завершающем этапе автор речи помогает политику или бизнесмену отрепетировать будущее выступление.

Необходимые профессиональные навыки и знания

  • глубокие теоретические знания психологии, социологии, политологии, истории;
  • наличие опыта в журналистике (наличие опубликованных статей);
  • умение работать со словом, писать статьи, тексты выступлений;
  • речевая грамотность, знание русского языка на высоком уровне.

Личные качества

  • умение внятно выражать собственные и чужие мысли;
  • ответственность;
  • коммуникабельность;
  • склонность к гуманитарным наукам.

Место работы

  • в штате при государственных служащих, бизнесменах;
  • специальные компании, занимающиеся спичрайтингом;
  • PR-агентства;
  • сфера шоу-бизнеса;
  • торговые и производственные компании.


Зарплата и карьера

Зарплата спичрайтера на март 2022

Карьеру будущие спичрайтеры обычно начинают в небольших PR-агентствах, где составляют речи на заказ. Профессия спичрайтера по праву считается закрытой, работодатели не ищут соискателей на открытых ресурсах Интернета. Чтобы найти вакантное место придется последовательно обзванивать работодателей и предлагать свою кандидатуру. Если повезет, вам предложат должность ассистента или помощника. Зарплата спичрайтера в этом случае может начинаться от 15 000 рублей в месяц. Стоимость одной речи от 350 долларов и выше.

Далее вашей задачей станет набираться опыта, заводить нужные деловые контакты и связи. Вероятно, ваша работа понравится одному из заказчиков настолько, что он пригласит вас на должность личного помощника. Тогда зарплата спичрайтера вырастет в разы. Несомненно, самым престижным местом работы для спичрайтера являются государственные органы, а самым высокопоставленным заказчиком – президент.

Труд квалифицированных и опытных спичрайтеров оплачивается хорошо. В зависимости от места работы, заработок может достигать нескольких тысяч долларов в месяц.

Важно также понимать, что в России данных специалистов намного меньше, чем в Европе или Америке, и для того чтобы найти работу нужно постараться. В связи с этим должность спичрайтера на Западе является одной из основных профессий в области PR.

Одно из особенностей деятельности спичрайтера является его незаметность для взоров общественности, поэтому, чем незаметнее автор речи, тем дороже будут стоить его услуги. Профессия спичрайтера не подойдет карьеристам, у которых общественное призвание на первом месте.


Обучение на спичрайтера

Учебных заведений, имеющих специальность “Спичрайтинг” в России нет, поэтому обучение спичрайтеров обычно заключается в получении высшего гуманитарного образования по направлениям история, политология, связи с общественностью, филология, журналистика, социология, психология.

Можно выделить три самых подходящих пути высшего образования спичрайтеров. Специальности “Политология”, “Журналистика”, “Связи с общественностью”. Главный плюс политологии - у вас будет реальный шанс попасть в структуру какой-нибудь партии или в предвыборный штаб. В тоже время, выпускники факультетов связей с общественностью могут попасть на практику в PR-агентство или PR-отдел крупной компании.

Ведущие вузы, имеющие специальность “Политология”:

  • Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ);
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ);
  • Московский государственный университет международных отношений (Университет) МИД РФ (МГИМО);
  • Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ);
  • Международный эколого-политологический университет (МНЭПУ).

Ведущие вузы, имеющие специальность “Журналистика”:

  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ);
  • Московский государственный университет международных отношений (Университет) МИД РФ (МГИМО);
  • Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ);
  • Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ);
  • Российский университет дружбы народов (РУДН);
  • Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ).


Ведущие вузы, имеющие специальность “Связи с общественностью”:

Спичра́йтер (англ. speechwriter ) — составитель текстов речей, выступлений для высокопоставленных лиц государства, политиков, общественных деятелей или бизнесменов.

Содержание

Термин

Данное явление широко распространено в политических технологиях. Написание текста в спичрайтинге происходит под контролем политика. При необходимости указывается, какие правки стоит внести в текст выступления, на чем сделать акцент и чему, наоборот, уделить минимум внимания при написании речи. Задача спичрайтера — передать мысли максимально интересно для аудитории, чтобы выступление запомнилось и оставило приятные впечатления.

История профессии в СССР и России

Спичрайтеры глав государства

Во времена СССР некоторые из спичрайтеров генеральных секретарей ЦК КПСС являлись журналистами центральных партийных газет или Гостелерадио.

Доклад Никиты Хрущева для XX съезда коммунистической партии, обличающий культ личности Иосифа Сталина был написан его спичрайтерами на госдаче Волынское. Стоит отметить, что на той же даче несколькими годами ранее умер сам Сталин [1] .

При Горбачёве функции спичрайтеров изменились. Генеральный секретарь, в отличие [источник не указан 815 дней] от своих пожилых предшественников, стал сам предварительно читать текст и вносить в него поправки. Спичрайтеры были членами команды и были вовлечены в политику. Один из ярких представителей — Александр Яковлев. [2]

У президента России Бориса Ельцина и председателя его правительства Виктора Черномырдина сменились несколько спичрайтеров. Политики зачастую прибегали к экспромтам во время своих выступлений, однако в работе над текстами участия не принимали. Спичрайтеры Бориса Ельцина — Валентин Юмашев (впоследствии ставший его зятем), Андрей Вавра, Людмила Пихоя [6] , Александр Шторх. Спичрайтеры Виктора Черномырдина — Сергей Колесников (родной брат известного журналиста Андрея Колесникова) и Никита Масленников. [2]

Как признается Андрей Шторх, заведовавший референтурой президента Бориса Ельцина в последние годы его президентства, активное участие в редактировании текстов выступлений Ельцина принимала его дочь Татьяна Дьяченко [7] .

При Владимире Путине и Дмитрии Медведеве спичрайтеры — это государственные служащие, чьи имена не известны широкой публике. Исключение составляет лишь один из бывших спичрайтеров Владимира Путина — Симон Кордонский (с 2004 года занимавший пост старшего референта главы государства), который активно занимается публицистикой [2] , а также Джахан Поллыева, публикующая свои стихи.

Читайте также: