Что должен уметь ребенок в 1 классе музыкальной школы

Обновлено: 05.07.2024

1. Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

2. Развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

3 Уверенность школьника в успех. Создание доброжелательной атмосферы, принятие индивидуальных особенностей каждого ребенка.

4 Развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

5. Освоение музыкальных произведений.

6. Обучение пианистическим приемам и навыкам.

2. Теоретическпя часть.

Музыкальное воспитание формирует эстетические чувства ребенка, приобщает его к великому музыкальному наследию. Музыка развивает ребенка умственно. Обогащается его словарь образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Музыкальные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, а эмоциональная отзывчивость одна из важнейших музыкальных способностей которая связана с воспитанием таких качеств личности, как доброта, сочувствие и т. д. Поэтому неоспоримо незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребенке нравственности, общечеловеческих ценностей: добра, красоты и вкуса. По утверждению психологов, восприятие детей 6-7летнего возраста отличается произвольностью, т. е. носит активный характер. То же касается и других психических процессов, таких как, память, внимание и воображение. Поэтому так важно именно в этом возрасте интенсивно развивать данные сферы. А накопление музыкального опыта стимулирует развитие памяти, мышления, речи, мелкой моторики, а это в свою очередь помогает овладению музыкальной грамотой и навыками игры на инструменте. Именно в 6-7летнем возрасте зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Уроки с детьми должны быть увлекательными, занимательными, с привлечением поэзии, изобразительного искусства. На таких уроках активизируется внимание ребенка, мышление, память, создается доброжелательная, комфортная атмосфера. Музыкальный материал должен быть понятным и доступным для исполнения и удобным для пения юным музыкантам. Использование подтекстовок к пьесам, рисование музыкального образа будит воображение ребенка, помогает раскрыть содержание пьесы и передать это содержание музыкальным языком. В репертуар детей 6-7 летнего возраста должны быть включены образцы народной и классической музыки прошлого и настоящего, доступные для детского восприятия.

Я рекомендую в этот сложный для ребенка период заниматься три раза в неделю по 30 минут.

После прохождения данного адаптационного периода программы ребенок должен знать:

-Ноты скрипичного ключа

-Ритмическую организацию музыки

-Элементарные понятия музыкального языка

Ребенок должен уметь:

-свободно ориентироваться на клавиатуре инструмента

-владеть навыками постановки руки

-приемами звукоизвлечения (non legato, staccato,2-3х нотное legato)

- пользоваться динамикой и нюансировкой( f ,р,creshendo,diminuendo)

-исполнять 2-х и 3-х частные пьесы.

У ребенка будут сформированы такие личностные качества как эмоциональность, восприимчивость, ответственность за свою музыкальную деятельность, умение контактировать, вести диалог с учителем.

Система контроля должна быть упрощенной в форме контрольных уроков без оценок. Первое же выступление на сцене должно состояться после адаптационного периода.

1 Донотный период. Знакомство с инструментом. 8ч.

2 Овладение штрихом non legato. Знакомство с жанрами музыки 8ч.

3 Знакомство с нотной грамотой. Игра из руки в руку 8ч.

4 Освоение приема игры на staccato и legato 8ч.

5 Знакомство с нотами басового ключа. Жанры фортепианной музыки 8ч.

3. Практическая часть.

Форма занятий индивидуальная.

1)Донотный период. Знакомство с инструментом. с его строением, историей возникновения. Знакомство с понятиями: музыкальный звук, мелодия, ритм (чтение простейших ритмических партитур) и т. д. Постановка рук, корпуса, головы (упражнения на развитие различных групп мышц рук. Кистей, пальцев, координации рук. Первые навыки звукоизвлечения и прикосновения к клавиатуре.

Пианино и рояль с виду спутаешь едва ль

Ведь нельзя же со слоном спутать трехэтажный дом.

Пой под музыку, пляши-инструменты хороши…

Все: и взрослые и дети инструменты любят эти.

Только знай, у них давно есть название одно:

Не забудь, фортепиано, произносится оно.

Форте-это значит громко, заучи, не будь лентяй,

А пиано-это тихо, ты, дружок, запоминай.

Если руки мыл под краном, подходи к фортепиано.

Это кто там стал опять громко крышкою стучать,

Если крышка упадет, больно пальчики прибьет.

Эти правила просты, выполнять их должен ты.

Заглянув с ребенком внутрь пианино или рояля, надо показать как звучат толстые струны, как тонкие. Надо объяснить ребенку, что фортепиано-поющий инструмент и заставить петь его струнки могут кончики пальцев, которые очень нежно должны погружаться в дно клавиатуры. Главной задачей педагога на данном этапе привить культуру отношения к звуку, научить прикасаться к нему, извлекать его из инструмента. Работа над звуком не может быть в отрыве от работы над правильной посадкой, положением рук и ног. Для освобождения мышц спины, плеч и рук можно использовать следующие упражнения:

одновременно с этим, увеличивать наклон, а затем, постепенно распрямляться, возвращаясь в исходное положение.

Овладение штрихом non legato. Знакомство с жанрами музыки.

Овладение штрихом non legato. Слушание музыки: развитие эмоционально-образного восприятия. воображения. Знакомство с основными жанрами музыки (Танец, песня, марш). Пение песенок, подбор по слуху на инструменте, игра простейших песенок каждой рукой отдельно. Коррекция рук.

Для овладения штрихом non legato предлагаются такие упражнения :

После закрепления первоначальных навыков игры 3 пальцем, можно переходить к игре 2-м,4-м и только потом 1-м и 5-м пальцем. Учитывая функции последних, лучше начинать игру не каждым из них, а одновременно, то есть с квинт. После игры с квинт можно переходить к игре терций. Сначала 2-м и4-м пальцами, затем 3-м и 4-м пальцами. После того как освоены терции и квинты можно переходить к игре трехзвучных аккордов. Начинать игру на legato следует наиболее сильными пальцами(3-2, затем подключать 4палец (2-3-4, затем 1-й и 5-й пальцы. Переход к пятипальцевому legato происходит на белых клавишах.

Также в раздел вошли в качестве физкультминутки знакомство с жанрами музыки: танец, песня, марш. Ребенку предлагается спеть песенку и подвигаться под танец (вальс, полька) или марш. А также предлагается подбор по слуху легких песенок- попевок.

Знакомство с нотной грамотой. Игра из руки в руку.

Знакомство с нотной грамотой. Первые навыки чтения нот. Игра простейших песенок из руки в руку. Коррекция рук. Закрепление и совершенствование полученных знаний и навыков.

Одновременно с освоением клавиатуры рекомендуется знакомить с ритмической организацией музыки. И начинать разговор следует с понятий: пульса-шагов музыки, темпа, длинных и коротких звуков, ритмического рисунка (чередование длинных и коротких звуков,такта (чередование сильных и слабых долей, тактовой черты и т. д. Развивать ритмические способности ребенка так же следует, используя разнообразные ритмические игры и упражнения. Прохлопывание и протопывание пульса песенок или музыкального произведения, предложенного для прослушивания, прохлопывание ритмического рисунка стихотворений и различных потешек и др.

Для знакомства с длительностями я придумала ритмические карточки:1;И;2;И;3;И;4;И. Из них выкладываются длительности и разнообразные ритмические рисунки.

Освоение приема игры на staccato и legato.

Игра простейших песенок в скрипичном ключе двумя руками. Освоение штрихов legato и staccato. Знакомство ребенка с понятием фразы, ее развитием, динамикой, нюансами. Коррекция рук.

Начинать игру на legato следует наиболее сильными пальцами(3-2, затем подключать 4палец (2-3-4, затем 1-й и 5-й пальцы. Переход к пятипальцевому legato происходит на белых клавишах.

Знакомство с нотами басового ключа. Жанры фортепианной музыки.

Освоение пьес 2-х и 3-х частной формы. Знакомство с жанрами фортепианной музыки (пьеса, этюд, старинные танцы). Коррекция рук.

Для изучения нот басового ключа я придумала сказку, где живут в согласии два царства-государства: скрипичного и басового ключа. У каждого царства свои законы и правила, где пальцы правой руки служат царству скрипичного ключа, а пальцы левой руки служат царству басового ключа. Проводим сравнительную характеристику расположения нот на нотном стане и на клавиатуре, разучиваем название октав.

В данном разделе преподаватель знакомит ученика с жанрами фортепианной музыки и предлагает ученику разучить этюд, пьесу и старинный танец с небольшим содержанием нот басового ключа.

4. Дидактическая часть.

Репертуар должен быть разнообразным, отвечать педагогическим требованиям на разных этапах обучения и доступный детскому восприятию. Кроме того, при выборе репертуара следует учитывать черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, желания самого ребенка. Правильно выбранный репертуар побуждает ребенка к творческому поиску художественного образа, повышает интерес к занятиям музыкой. В течении адаптационного периода ребенок должен пройти в классе 20-25 разнохарактерных произведений.

Приблизительный репертуарный список.

Представленные в списке пьески ярки, образны и доступны для детского восприятия с одой стороны, а с другой-ценные в методическом плане. Они обеспечивают выполнение ключевых задач: подбор по слуху, освоение штрихов, постепенное включение всех пальцев обеих рук, выработку игры в ансамбле, приобретению слуховых и двигательных навыков, умение слушать себя, пользоваться динамикой.

Дидактический материал: ноты- картинки, ритмические карточки.

5. Список литературы.

Репертуарные сборники для учащихся :

Рекомендуемая методическая литература для преподавателя:

Рекомендации для родителей в адаптационный период детей ясельного возраста к условиям ДОУ Детский сад является новым, еще неизвестным, пространством, с новым окружением, новой обстановкой, новыми людьми. В период адаптации малыш.

Этапы работы над музыкальным произведением в классе фортепиано. Из опыта работы Хатхе Сима Айдамировна Преподаватель фортепиано Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Афипсипская детская школа.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

Предмет музыка в 1 классе начальной школы имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач :

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

- входной, текущий, итоговый

Формы (приемы) контроля:

- наблюдение, самостоятельная работа.

Формирование универсальных учебных действий:

  • Ценностно-смысловая ориентация учащихся,
  • Действие смыслообразования,
  • Нравственно-этическое оценивание
  • Умение выражать свои мысли,
  • Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
  • Управление поведением партнера: контроль, коррекция.
  • Целеполагание,
  • оценка качества и уровня усвоения.
  • Умение структурировать знания,
  • Смысловое чтение,
  • Знаково – символическое моделирование,
  • Выделение и формулирование учебной цели.
  • Анализ объектов;
  • Синтез, как составление целого из частей
  • Классификация объектов.
  • Доказательство
  • Выдвижение гипотез и их обоснование
  • Построение логической цепи рассуждения

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
  • уважительное отношение к культуре других народов:
  • эстетические потребности, ценности и чувства
  • развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

  • основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
  • начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Рабочая программа рассчитана на 33 ч. в год (1 час в неделю).

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по музыке за курс 1 класса.

В результате изучения музыки ученик должен:

1. элементы музыкальной грамоты как средство осознания музыкальной речи.;

2. музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

3.возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

4.основные формы музыки;

5.виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

6.имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

1.эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

2. воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1. формирования навыков выражения своего отношения музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, а так же, мимике;

2.размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

3.выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях ;

4. определения видов музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том ч исле и современных электронных.

Объясните мне, пожалуйста, почему получается такая ситуация, что на сольфеджио ноты еще только изучают, а на инструменте уже двойки за то, что "нот не знает"? а откуда ребенок должен их знать? и если должен знать, то пусть на сольфеджио уже что-то другое делали бы.

Мы ушли из музыкальной школы, хотя двоек никто не ставил. Но тоже удивила система. Месяц как-то она все домашние пьесы играла -но они были простыми. Одной рукой и практически все ноты подряд, т.е. по секундам. И то каждый раз это заниамло у нас не менее часа. И вот настал час икс, задали двумя руками (не одновременно, а одна в другую переходит) и уже интервалы между нотами и квинты, и октавы. Смотрю, а мой ребенок как баран на новые ворота смотрит. Спрашиваю, ты ноты знаешь? -ответ -нет. Не знаю как она меясц играла. Видно интуитивно, и понимала, что раз рядом написаны, то соседние ноты. Так вот прозанимались мы три часа (. ) две пьесы играть, две прохлопать -с эти вопросов и проблем нет. На второй раз она просто встала опять же над этой пьесой и в истерику. В итоге спросила, а так ли она этого хочет, она сказала нет и занималась она, т.к. не хотела расстраивать учителя. И мы решили оставить это еще на один год. Пойдет в школу (пока еще в саду), захочет -будем ходить. Она только попросила учебник не отдавать и меня научить нотам и другие произведения играть. А так я в шоке, хорошо я с музобразованием, а если родители не в теме?. Когда звонила педагогу - она очень удивилась, что мы уходим. И мне подтвердила, что ноты они еще не учили. Мне хотелось ее спросить, а спочему вы даете играть ребенку по нотам. Или исходили из того, что мама в этом разбирается? Но не хотелось, человек очень приятный, и если все будет хорошо, то через год пойдем к ней, если ребенок изьявит желание. Но меня это удивило. Она еще сказала, что вы бы сказали, я бы нагрузку уменьшила.


нам вот нужно выучить уже все ноты, играть уже 14 песен по нотам. У меня шок! Ребенку это сложно. А ей говорят что она не справляется. школа находится в ю з районе. кто знает муз школы где немного задают или терпят весь год, когда первоклашка выучит ноты и научится играть наконец-то по нотам. Потому что нас уже просто намекают что не будут с нами заниматься. Помогите. у нас бабушка хорошо играет, тоже говорит что для 1 класса это много.




бегите от таких преподавателей! Это обучение дополнительное и должно приносить радость от результата самому ребенку, а не отчетность для педагога.


Мой ребенок тоже в первом классе муз.школы. Играла наизусть уже в подготовительном. Ноты знать само собой, иначе как играть. Не все справляются, но я бы на вашем месте не переживала. У нас есть дети которые и в пятом классе играют программу третьего, а есть и первоклашки играющие программу третьего. Задают много. Причем очень много. Причем час идет сдача вот этих песен наизусть - это что-то. Потому что наша препод. еще требует чтобы играли с чувством, а не просто отбарабанили наизусть. Не впадайте в панику, они будут не сразу скопом учить все 14 наизусть - а выучили песню - сдали, зачет, учим вторую, выучили-сдали, зачет и т.д. За год отстреляются. Попросите песни давать полегче. ;). у нас препод. дала одной из одноклассниц нашего ребенка песни, та не смогла выучить, она взяла и заменила на более легкие произведения. Прорвемся!


вот и я так считаю. постоянно меня как маму вгоняют в краску что мы то это не выучили, то то невыучили. я считаю вместе с преподавателем нужно играть. и как там правильно пальцы ставить и кисть она только со временем ппоймет а не за 10 занятий.


Если бы у меня были бы такие педагоги в муз. школе, вряд ли бы я училась в муз. школе 10 лет, а потом поступала бы в муз. училище, хотя в муз. училище было очень сурово, строго, мучительно, унизительно и много других еще эпитетов можно написать.
Но за то сейчас. :rose: спасибо моему педагогу, которая дала мне отличную фортепианную школу. Я ей очень благодарна, так как сажусь за инструмент и получаю настоящий кайф.
так что, чем такая гонка, пусть лучше ваш ребенок будет не успевать, но будет ему это в радость.
Меня отдали в школу в 5 лет, в 3 классе оставили на второй год, так как по теории не успевала, сидели школьники и я самая маленькая, и ничего страшного в этом нет, что не успевала и сидела в 3 классе 2 раза, зато одна поступила на фортепианное отделение из школы за все года и даже 1 год поучилась в консе. :gy:



:gy: :gy: :gy:
а потом, детки приходят в муз. училище и целый год педагоги мучаются и ставят руки, себя вспоминаю, а переучивать ох, как не легко.
А весь кайф именно в этом, когда ты просто сливаешься с инструментом, свобода.
А тут лишь бы сдать текст.



кот знает в школе на денисова уральского музыкалка, номер не знаю как там с домашними заданиями в 1 классе? много ли задают? и много ли требуют. я например ничего в нотах не понимаю и особо вникать не хочу, но ребенок изъявил желание вот и отдали. Поэтому мне очень важно не знаиматься с ней дома по ф-но, а чтобы занимались только на уроках ну и что в ее силах самой дома.



Поэтому мне очень важно не знаиматься с ней дома по ф-но, а чтобы занимались только на уроках ну и что в ее силах самой дома.


вряд ли, без вашего участия, потом в теории будут проблемы, я помню, как мне мама все разжёвывала дома.



Начинали заниматься с подготовительного класса, играли и в парах и с учителем. Сначала просто по клавиатуре, повторяли за учителем. По нотам - это точно не с самого начала, а уже когда сольфеджио началось, в первом классе. Причём тоже очччень постепенно.
Мы во 2м классе муз. школы. Знает и скрипичный и басовый, играют уже достаточно сложные произведения. Проситесь в подготовишки, нужно, чтобы нравилось, тогда и "мочься" будет. Ну и если сейчас такие заявления от преподавателей. Надо менять. Как и везде - учитель решает.



Моя в 1ом классе, за сентябрь нотки выучили, в работе 2-3 пьески на 8 тактов. Разбор-работа-сдали, по 3 урока получается на вещь) Штук 5 уже "отработали". Вот только в прошлый урок задали впервые 2мя руками, до сих пор были пьески для одной ручки, попеременно правой и левой играли каждую. Не думю что в раз все 14 учить станете, может это план на полугодие? Наша учительница сказала, что в декабре на академ.конц. мы должны играть 2 вещи. Думаю осилим) хоть мы и 6ти-летки и без подготовительного класса



спасибо вам большое за поддержку , но просто времени у нас нет, хотели все при школе делать, т к забирает у нас ее нянька из школы, она водить еще дополнительно не станет. то есть вы считаете тоже, что по нотам рано еще играть песни, даже если там вся песня-это строчка?



Вот только в прошлый урок задали впервые 2мя руками, до сих пор были пьески для одной ручки, попеременно правой и левой играли каждую.



одна рука, вторая - педагог, когда хорошо будет знать скрипичный ключ и быстро ориентироваться глазами нотный стан и клавиатура, тогда переходить на басовый и также правую-педагог, а вото потом уже подключать обе руки. Но ведь все мы разные, кто-то за 2 занятия все схватит, а кто-то нет, поэтому лучше педагогу не торопиться иначе так нагрузку потеряет, ребенка на долго не хватит, если он будет слышать и видеть, что не успевает.
Поэтому, если что, пишите в личку, в выходные дни готова Вам помочь, у меня инструмент хороший, мне ради приятных положительных эмоций. ;)




хм, как это? по нотам, с самого начала учат. А как иначе без нотной грамоты? причем первое время учат и на сольфеджио и на спец-ти параллельно. это же все равно что читать не уметь.
мы в подготовительном классе, месяц занятий - сейчас учим ноты 1й октавы (имею ввиду где они на нотном стане) с простыми длительностями - целые, половинки, четвертные
на эти ноты песенки разбираем, учимся играть по нотам

да, и первые год-два не получится не заниматься с ребенком дома, по себе помню.



кто знает муз школы где немного задают или терпят весь год, когда первоклашка выучит ноты и научится играть наконец-то по нотам


ну вообще то у нас в музыкалке на фортепианное отделение берут только после подготовительного отделения и то при успешной сдаче вступительного экзамена. Если ребенок не знает ноты и собирается учить их весь год в музыкалке делать нечего. У них в первом полугодии уже будет академический концерт, дети должны играть перед аудиторией два произведения, двумя руками и совсем не по одной строчке.


а вот это точно не получится, музыка это каждодневный труд. А музыкальная школа - это такая же школа с контрольными, зачетами, оценками, экзаменами. Хотите одним пальцем сабачий вальс играть, идите в кружок художественной самодеятельности. Настрой на совмесный труд должен быть изначально. Ребенок который играет 2 раза в неделю по 30 мин. никогда справляться на должном уровне не будет.


ну вообще то у нас в музыкалке на фортепианное отделение берут только после подготовительного отделения и то при успешной сдаче вступительного экзамена.

У нас так же. Сдавали инструмент и играла 2 произведения на 2 руки, и не одна строчка. На оценку.Затем, сольфеджио (на оценку) и муз.литература (на оценку) и хор (просто всем зачет).

Да, тут каждодневный труд, зачеты, экзамены. Нервы опять же. У нас бабушка закончила муз.школу, вот она с ребенком и играет дома.

Только если в предыдущей версии ФГОСа эти знания разбивались по классам, то новый ФГОС, который буквально в этом месяце рассматривают для принятия, такой разбивки нет. Есть монолитный единый список требований к предметным знаниям и навыкам ВЫПУСКНИКА начальной школы. Единственное, на что разбиты результаты - на предметные модули. Значит ли это, что учитель сам будет решать, какие знания спрашивать в первом, а какие - во втором классе? Или ФГОС по музыке еще сырой и надо подождать доработок? Пока непонятно никому. Давайте просто посмотрим из любопытства и подождем окончательного минобразовского решения.

Предметные результаты по музыке делятся на следующие модули:

В первом модуле, в элементарной теории , ученик начальной школы должен:

  • уметь классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;
  • уметь находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
  • уметь соотносить названия нот, их расположение на нотном стане (нотоносце) с клавишами фортепианной клавиатуры;
  • уметь классифицировать основные элементы музыкальной речи;
  • различать на слух и называть музыкальные произведения и их фрагменты;
  • определять на слух и называть бытовые жанры музыки: песня, танец, марш;
  • различать интервалы в пределах октавы и находить их в музыкальном материале;
  • исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
  • исполнять простые интервалы и трезвучия;
  • исполнятьпо нотам песни с простым мелодическим рисунком.

Народное музыкальное искусство младшеклассник должен знать и понимать в следующем объеме:

  • классификацию народных музыкальных инструментов по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;
  • уметь определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
  • определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;
  • создавать ритмический аккомпанемент на ударных народных инструментах при исполнении народной песни;
  • исполнять простые выученные попевки и песни;
  • исполнять произведения с различными типами мелодического движения;
  • исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения.

В хоровой музыке должен демонстрировать сформированность следующих умений:

  • определять типы певческих голосов: детские, женские, мужские;
  • определять типы хоровых коллективов по манере исполнения: народный, академический;
  • петь в хоре в удобном для своего голоса диапазоне;
  • исполнять простейшие мелодические каноны п о нотам;
  • узнавать освоенные музыкальные произведения и называть имена композиторов, целое музыкальное произведение или его фрагмент;
  • определять принципы музыкального развития: повтор, контраст, варьирование;
  • исполнять Государственный гимн Российской Федерации.

Разбираться в разновидностях оркестров на следующем уровне:

  • группировать музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;
  • определять на слух и называть различные оркестровые коллективы;
  • определять на слух и называть музыкальные инструменты различных типов оркестров;
  • различать жанровые разновидности инструментальной музыки;
  • исполнять в составе ансамбля детских музыкальных инструментов мелодии выученных песен, ритмические партитуры.

И, наконец, в синтетических видах искусства уметь:

  • объяснять музыкальные термины: опера, балет, оперетта, мюзикл, ария, речитатив, увертюра, либретто;
  • определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);
  • узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения и их композиторов;
  • отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижер, сценарист, режиссер, актер, художник.

Как видите сами, ФГОС предполагает, что в обычной общеобразовательной школе будет даваться не только познавательная информация о том, что такое музыка и какая она бывает, но и какие-то уроки игры на инструменте. Без инструмента научиться исполнять что-либо по нотам просто невозможно. Даже акапельное пение нуждается в настройке. Именно этот момент вызывает непонимание у педагогов: как возможно научить 20-30 детей исполнять что-то по нотам на музыкальном инструменте, если на азы музыкальной грамоты в школе в любом классе дается 1 час в неделю?

А исполнение в составе ансамбля ДМИ (детских музыкальных инструментов) в качестве предметного результата освоения курса выглядит и вовсе нереально, если учесть, что далеко не каждая обычная школа располагает детским ансамблем.

Уметь различать интервалы в пределах октавы и находить их в музыкальном материале это тоже оторванное от реальности обычной школы требование. Для музыкальной школы - да, вполне обычное. Но для обычной - трудно исполнимое. Хотя бы потому, что педагогов с музыкальным образованием не так уж и много.

Во ФГОС вникала Оля Иванова

По предыдущим классам мы уже разбирали ФГОС по основным предметам. Разборы по ссылкам:

Читайте также: