Что такое линия в искусстве кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Общие значения
Характер линий может указать на различие не только личностей, но и целых эпох. Западная живопись в XVI была линейной, но к XVII развилась в живописную. Произошла перемена в зрительных навыках, в способах видеть.
Живописный способ - позднейший и без линейного способа не существовал бы.
Линейный стиль - создал ценности, которыми не обладает стиль Живописный.

Это два мироздания, по разному ориентированных в смысле вкуса и интереса к миру, каждое из которых, способно дать законченную картину видимого.

Графический стиль видет в линиях
Живописный - в массах.

Видеть линейно - смысл и красота прежде всего в контурах ( и у внутренних формах есть свои контуры). Глаз движется вдоль границ и как бы ощупывает края предметов.


  • Бурная
  • Нервная
  • Трепетная (дрожащая)
  • Длинная
  • Равномерная
  • Твердая
  • Извивающаяся
  • Вспыхивающая
  • Уверенная
  • Спокойная
  • Гладкая
  • Спокойно льющаяся

Живописный силуэт никогда не может совпадать с формою предмета.
Линейное - передает вещи, как они есть, в то время как живописное - как они кажутся.


Дюрер или Кранах - ставит фигуру на черный фон. элементы различны: фон есть фон, фигура есть фигура.
Рембрандт - светлый фон тела как бы выростает из темноты. Буд-то все состоит из одного материала.

Важно:
- приписывается ли руководящее значение краям или оно у них отнимается. Края могут быть четко очерчены или затушеваны.
- Линейный рисунок - непрерывно бегущая линия. Живописность - неподчеркнутые границы, благоприятствующие связыванию. Важны не отдельные детали, а вся совокупность картины.
- Графический стиль видит в линиях, живописный в массах.
Видеть линейно - глаз движется вдоль границ и как бы ощупывает края предметов, между тем как видение в массах имеет место там, где внимание отвлекается от краев, где контур зрительного пути стал более или менее безразличен глазу, и основным элементом впечатления являются предметы как видимые пятна.
Линейное - передает вещи, как они есть, живописное - как они кажутся.
Линейный стиль - вы как бы можете пальцами ощупать тела и границы. Все тени тесно связаны с формой, что появляется осязательное ощущение от картины. Изображение и вещи тождественны.
Живописным называется все, что так или иначе связано с впечатлением подвижности. Осязсемые поверхности разрушены. Мы видим расположенные рядом несвязанные между собой пятна. Рисунок и форма перестают совпадать, передается только оптическое впечатление от вещи. Схвачено только явление дейчтвительности.

Изменение в искусстве веков.
В живписности светотень перестает нести функцию просто прояснения формы. Она больше не прилепляется к форме. Освещение становится живописным, оно разливается над формаой и затушевывает ее. Живописный силуэт не совпадает с формой предмета.
Искусство, как малые дети постепенно прекратило "прикасаться" линией к предметам чтобы понять их, выросшее искусство научилось отдаваться чистой видимости. Осязательный образ превартился в зрительный.
Барокко умножил богатство формы. Фигуры делаются более сложными, мотивы переплетаются друг с другом, порядок частей схватить труднее.
Классический вкус имеет дело с исключительно с линейными, ясными, осязательными границами; каждая плоскост определенно очерчена.

В классическом искусстве картина остается тою же, тогда как в послеклассическое искусство рождает иллюзию, будто она меняется под нашими взорами. Видимость тождествует над бытием.

Рококо - плоскость находится в непрестанном движении.

У Дюрера всюду границы, осязательные плоскости, изолированные предметы. Левая кулиса - мертвая оконница.

У Остаде все переход и движение. Все края нетверды, плоскости неосязательны, и свет свободно льется подобно потоку прорвавшему плотину. Оконница зажглась своеобразным мерцанием, потолок не гладкий и сомкнутый, но ветхий и очень сложный по форме, углы перестали быть отчетливыми и опрятными, но беспорядочно заставлены разной рухлядью.

Классика любит спокойные поверхности, а барокко - движущиеся.
Каждое возрождение классицизма, постоянно сопровождающееся защитой прав линии и осязательной объемности, считает своим долгом протестовать против вещественности.
Живописные фигуры никогда не бывают фигурами изолированными.

Бюсты
Бенедетто да Майяно. Весь образ вылился в отчетливый силуэт и каждая частная форма - рот, глаза, отдельные морщины - получила вполне уверенное, неподвижное, на впечатлении незыблеммости построенное, проявление.Плечи - спокойно льющаяся линия.

Бернини. На поверхности играют световые отблески, и форма теряется под ощупывающей рукой. Контур, благодаря своей подвижности всюду переплескивается через край. Все расчитано на впечатление непрестанного изменения. Барочные бюсты всегда требуют богатой драпировки. Впечатление подвижности лица нуждается в этой поддержке извне.
Пластические фигуры, изображающие человека во весь рост.

Якопо Сансовино. Силуэтное действие классического искусства.

Пюже. Характерное отрицание контура.

Вся классическая архитектура ищет красоты в сущем, барочная же красота есть красота движения.
Живописно компанованная мебель всегда требует воздуха: комод рококо нельзя приставить к любой стене, движение должно находить отзвук.

Рим. Церковь Андреа. Форма за формой, подобно отдельным волнам , принимают здесь такое непосредственное участие в волнении целого, что совершенно теряются в нем.

Линия - самый базовый элемент любого рисунка. Это самое простое, что мы можем нарисовать любым материалом. будь то мел, карандаш или масляные краски. Однако линия далеко не так проста, как кажется, и таит в себе богатые выразительные средства.

Линия как средство передачи формы

Это самая очевидная функция линии. Если взять детские рисунки, то линия там всегда будет очерчивать форму предмета, отделяя его от окружающего пространства или разбивая общий силуэт предмета на более мелкие части.

Так дети рисуют людей, животных или домики. Однако, если мы оглянемся вокруг, разве мы увидим линии, которые очерчивали бы по краям здания или предметы? Конечно же, нет.

И если начать смотреть картины профессиональных художников, быстро станет ясно, что линия в первоначальном своем виде используется в очень узком сегменте графических работ.

Гораздо чаще на рисунке линия возникает в точках соприкосновения

Как это показано на картинке выше.

Два разноцветных пятна на границе друг с другом образуют четко различимую линию. Так же хорошо линия видна и там, где идет переход от насыщенного тона к слабо выраженному.

Линия как оптическая иллюзия

А вот еще более интересный пример.

Мы можем взять красный маркер и нарисовать непрерывную линию, обозначив ею некую форму, а можем создать иллюзию непрерывной линии всего лишь рядом коротких, нигде не соприкасающихся отрезков.

Точно так же и полоска внизу. Она не просто явно читается глазом как непрерывная линия, но и, в отличие от плоского круга, выглядит объемной.

Линия как средство выражения эмоций

Теперь, когда мы знаем, что линия не обязательно должна быть непрерывной, чтобы очертить форму, пойдем еще дальше и посмотрим, как разные типы линий могут выразить разное настроение.

Здесь разными линиями нарисована одна и та же картинка.

Почувствуйте сами, насколько разное впечатление она производит слева и справа. Спокойные мягкие обводы, в которых стержень ручки плавно скользит по кругу, создавая чуть дымчатый образ, и резкие, четкие, устремленные вверх линии.

Ощущение движения вверх создается за счет сильного нажатия в начале линии и легкого завершения штриха. Утолщенная снизу, линия как будто летит вверх.

Оба эти подхода можно совместить, получив третий, отличный от предыдущих результат.

По сравнению с этим аккуратные контуры скучны и не выразительны. Они едва ли привлекут внимание зрителя, заставив его остановиться и внимательнее взглянуть на вашу работу.

Дайте волю воображению

Забудьте о "детском" понимании линии. Экспериментируйте. Меняйте силу нажатия, плавность линий, их направление. Рисуйте как непрерывной линией, так и отрезками, короткими или длинными. Можно рисовать даже точками - в конце концов, изображение на экране монитора состоит именно из точек, и целое направление в живописи посвящено такому рисунку.

Пробуйте привнести в рисунок больше динамики и эмоций, выбрав линию одним из мощных выразительных инструментов, и ваши работы сразу же начнут выгодно выделяться из числа прочих.

Основой искусства является линия - непрерывный знак, который тянется от одной точки к другой.

По сути, когда вы соединяете две или более точек, вы создаете линию. Линия может быть лирически определена как точка в движении.

Существует много различных типов линий, все из которых характеризуются длиной, превышающей их ширину. Линии могут быть статическими или динамическими в зависимости от того, как художник решит их использовать.

Они помогают определить движение, направление и энергию в произведении искусства. Мы видим линию вокруг нас в нашей повседневной жизни; телефонные провода, ветви деревьев, реактивные следы и извилистые дороги - вот лишь несколько примеров.

Посмотрите на фотографию ниже, чтобы увидеть, как линия является частью естественной и искусственной среды.

На цифровом изображении грозы мы видим много разных линий. На изображении преобладают неровные извилистые линии самой молнии.

lines1pic

Линии могут быть экспрессивными и описательными. Те линии, что используются для изображения объекта, называются описательными. Экспрессивными же называют линии, не основанные на природе.

Когда мы четко разграничиваем форму, мы проводим контурную линию. Линия, созданная смежными цветами, рисунками называется подразумеваемой линией.

Чтобы изобразить трехмерные объекты штриховкой используют группы линий.От направления различных линий в композиции зависит эмоциональная реакция зрителя на произведение, а также геометрическая и органическая форма объекта.

Мастером линий был Пабло Пикассо. В своей картине "Авиньонские девицы", которую он написал в 1907

Пабло Пикассо Авиньонские девицы. 1907

Авиньонские девицы, Пабло Пикассо, 1907

художник вместо плавных линий для изображения женских фигур использовал резкие геометрические линии. В резкости линий заложен особый смысл, художник подчеркивает свое негативное отношение к женщинам на картине. Через картину Пикассо говорит обществу о зле проституции, о том, что реакция общества на данное явление должна быть осуждающей.

Посмотрим на следующую картину:

пикассо голубь и ребенок

Пабло Пикассо, Ребенок и голубь, 1901

Пабло Пикассо через плавность и округлость линий передает зрителю ощущение чистоты, душевности, нежности детства, доброты.

Больше всего подразумеваемые линии любили использовать в своем творчестве импрессионисты.

Seaside Terrace at Le Havre

Терраса в Сент-Адрессе, художник Клод Моне, 1867

Художник тщательно разместил контрастные цвета, таким образом подразумеваются границы между объектами, линии,, на которых ничего не изображено, для более живого, размерного эффекта.

Штраффировка это техника рисования, которая создает иллюзию формы без использования контуров.

штраффировка

Для штриховки, которую часто можно увидеть на рисунках и принтах, используются группы линий для отображения формы, формы и света.

В картине Тайная вечеря Альбрехта Дюрера (1523 г.) через полосатость параллельных линий и пятен пересекающихся линий художником создается интенсивная иллюзия массы.

Тайная вечеря Альбрехта Дюрера (1523 г.)

Эти вихри, созданные с помощью одиночных, толстых мазков, являются выразительными как в линии, так и в цвете. Направление линии может быть использовано композиционно, чтобы разделить или объединить изображение.

Успение Девы Тициана

Картина Тициана "Успение Девы", созданная в 1516–1518 гг. разделена на три части при помощи горизонтальных линий, изображающих землю, восходящую Деву и небеса.

Иногда в искусстве линия составляет всю композицию, как например в картине Франца Клайна "Нью-Йорк", которую он написал в 1953 году.

клайн нью йорк 1953

Сильные, вертикальные линии и диагонали, движущиеся вверх, являются чистой иллюстрацией живости и жизни.

В 1827 году художник Гумберт де Супервиль написал труд, которое называлось "Эссе о безошибочных знаках искусства".

Гумберт де Супервиль утверждал, что природа и человек характеризуются абсолютными знаками, линиями и цветами, которые оказывают воздействие на зрителя.

Де Супервиль при рождении получил имя Дэвид Пьер Гумберт. С 1789 по 1800 он жил в Италии, где совершил два путешествия ради изучения ранних произведений искусства. Впоследствии художник встал на сторону французов в конфликте между Французской Республикой и Ватиканом, в результате которого он был взят в плен и содержался в плену в Чивитавеккье почти год.

Чивитавеккье

порт Чивитавеккья, Италия

Во время своего заключения он много рисовал. Свои работы он подписывал именем "Джоттино Гумберт", "Маленький Джотто".

В 1816 году он вернулся в Нидерланды, где нотариально заверил, что с 1810 года он был широко известен под именем Давид Пьер Джоттино Гумберт де Супервиль. Де Супервиль - фамилия его бабушки.

супервиль

портрет Гумберта де Супервиля

Восходящие линии дают нам ощущение счастья, а нисходящие - печали. Перпендикулярные наборы линий эмоционально нейтральны. Диагональные положения рук фигуры в "Успении" Тициана - это линии вверх, которые создают ощущение движения и радости.

Что такое биоморфные линии?

Биоморфными называют линии, которые воссоздают биологические или органические поверхности. Это негеометрические криволинейные линии.

Что такое криволинейность?

Линии, которые являются органическими или биоморфными и естественными, противоположными геометрическим линиям.

криволинейность

Криволинейный стиль, в изобразительном искусстве, двумерное поверхностное украшение, которое доминирует в искусстве региона залива Папуа в юго-восточной Папуа-Новой Гвинее.

Стиль характеризуется изогнутой линией, используемой для формирования абстрактных узоров, таких как спирали, круги, завихрения и S-образные формы, а также для определения черт лица человека. Прямая линия и прямой угол практически отсутствуют как в абстрактном, так и в антропоморфном типах орнамента.

В изображениях человеческих лиц, которые отображают типичные черты неолитической традиции меланидов, старейшего культурного штамма в Океании, лоб, область носа и периметр лица описываются непрерывной изогнутой линией, которая очерчивает нос, качается вверх через глаза и опускается до подбородка; глаза обычно круглые, а рот расположен очень близко к нижней части лица.

Что такое описательные линии?

Описательными линиями называют линии или детали, помогающие идентифицировать объект или изображение.

Что такое экспрессивные линии?

Экспрессивные линии имеют изогнутую форму, добавляя органический, более динамичный характер к произведению искусства. Экспрессивные линии часто округляются и следуют неопределенным путям.

Что такое фактические линии (actual lines)?

В искусстве линия рисуется ручкой, карандашом, кистью или другим инструментом. Она имеет толщину, длину и является непрерывным знаком. Она может быть прямой, изогнутой или пунктирной и может варьироваться по толщине от одного конца к другому.

menin

Что такое прямые или классические линии?

Прямые или классические линии обеспечивают структуру композиции. Они могут быть ориентированы по горизонтальной, вертикальной или диагональной оси поверхности. Прямые линии по своей природе визуально стабильны, но при этом дают направление композиции.

straight lines

На картине вы можете увидеть их в опорах холста слева, опорах стены и дверных проемах справа и на заднем плане в матрицах на стенах между картинами в рамах. Кроме того, небольшие горизонтальные линии, созданные в краях лестницы на заднем плане, помогают закрепить весь визуальный дизайн картины.

meninas

Что такое контур?

Контур, или контурная линия является самой простой из линий. Контуры создают путь вокруг края формы. Фактически, контуры определяют формы.

contur

Что такое пересекающиеся контурные линии?

Пересекающиеся контурные линии следуют по контурам фигуры, чтобы определить различия в объектах поверхности. Они дают плоским формам ощущение формы (иллюзия трех измерений), а также могут быть использованы для создания затенения.

crosscontour

Что такое штриховая подводящая линия?

Такие линии повторяются через короткие промежутки времени, как правило, в одном направлении. Они дают затенение и визуальную текстуру поверхности объекта.

hl

Что такое перекрестная штриховая линия?

Штриховки линии обеспечивают дополнительный тон и текстуру. Они могут быть ориентированы в любом направлении. Несколько слоев линий кросс-штриховки могут обеспечить насыщенное и разнообразное затенение объектов, манипулируя давлением инструмента рисования для создания большого диапазона значений.

crosshatch

Что такое каллиграфические линии?

Каллиграфические линии - это текучие и ритмичные линии.

Больше сродни мазкам краски, при этом нужна быстрота жестов, чтобы наполнить произведение текучим, лирическим характером.

calligraphic lines

Что такое качество линии?

Качество линии - это то, как линия выглядит.

Некоторые линии обладают качествами, отличающими их от других.

Жесткие, зубчатые линии имеют стаккато визуального движения, в то время как органические, плавные линии создают более комфортное ощущение.

Извилистые линии могут быть геометрическими или выразительными, и вы можете видеть в примерах, как их неопределенные пути оживляют поверхность в разной степени.

Знаете ли вы, как вас можно “прочитать” по рисунку? Если нет, прочтите внимательно это статью!

Перефразируя известное высказывание, хочется спросить – любите ли вы графику так, как люблю её я?

Зачаровывает ли вас утонченная изысканность линий? Восхищает ли игра черных и белых пятен? А сеточка тончайших штрихов? А чудо возникновения образа двумя-тремя касаниями карандаша?

Надеюсь, что да. Ведь черно-белое изображение – это действительно волшебство, к которому мы настолько привыкли, что не ценим его по достоинству!

Листопад. Графика. Марина Трушникова, тушь, перо

“Листопад”, Марина Трушникова

А ведь если задуматься, что есть графика?

Это совершенно особый мир, созданный художником на листе бумаги, который имеет мало общего с реальной жизнью.

Он берет у реальности только часть. Но тем не менее, мы воспринимаем этот мир как понятный и существующий!

Насколько было бы забавно, если бы вокруг нас действительно ходили только черно-белые люди!

Да еще и без плоти – только с проволочным каркасом линий! Как в графических листах. Представляете? 🙂

Графика – это чудо совершенно иного мира, который мы воспринимаем реальным!

Мы свободно домысливаем недостающие качества цвета, формы, объема. И художник, и зритель в этом случае являются Творцами!

Графика – это не фотография, где посмотрел и узнал то, что увидел.

Графика – это условность, которая заставляет работать наше воображение.

Это картинка, которая вновь создает новый мир!
Конечно, степень отхода от реальности в может быть разной.

Смотрите, я покажу вам это на примере еще нескольких своих работ.

Изображение упрощается, теряет сначала объем, затем глубину, а в конце концов и реалистичность силуэта.

Но тем не менее, вы ведь понимаете, о чем рассказывает та или иная картинка?

Эта серия лаконичных изображений называется “Возрождение”. Узнаете ли вы в этих незамысловатых линиях людей? Можете ли понять мой замысел, о чем эта история? 🙂


Правда удивительно, как много может выразить одна, всего лишь одна линия?

Галерея графики Марины Трушниковой: Черно-белые сказки о жизни и любви

Это свойство человека домысливать зрительный образ просто поразительно! И именно на нем зиждется изобразительное искусство.

Каждая линия — отпечаток нашей личности!

Линия сама по себе может рассказать внимательному зрителю о многом. О характере, настроении, состоянии человека, который ее нарисовал.

Каждая линия – отпечаток нашей личности! Знаете ведь, что по нашему почерку графолог может достоверно описать человека. Так же и любая другая линия.

Линия

Вот смотрите. Я провела три линии одним карандашом с разной скоростью и силой нажима.

Определите, какая линия медленная, какая быстрая, какая проведена легко, а какая — с нажимом?

Думаю, вопрос не поставил вас в тупик?

  1. Первая линия проведена быстро. Видите, какой у нее тонкий летящий хвостик? Кроме того, она очень ровная – рука на скорости не успевает дрогнуть.
  2. Вторая линия светлее остальных. Это значит, что сила нажима на нее была меньше.
  3. Ну а третья – самая медленная, с нажимом. Это видно по неровности линии, и по ее неоднородности – если карандаш очень мягкий, то по краям такой линии видны крошки грифеля.

Таким образом, лишь по одной линии можно судить о настроении художника или его темпераменте, не так ли?

Давайте посмотрим несколько работ разных художников!

Какая динамичная линия! Какое множество штрихов! Уверенно и быстро они “лепят” объемную форму.

Картины Рембрандта

А это портрет матери работы Альбрехта Дюрера. Он прославился своими гравюрами.

Не правда ли, очень спокойная, отточенная линия?

Работа гравера и требует усидчивости – линию, нанесенную резцом на металл, не исправишь.

Здесь нужно быть уверенным в каждом движении!

И хоть этот портрет выполнен углем, но характер линий отражает привычно внимательное отношение художника к изображению.

Еще один портрет.

Это Николай Фешин, великолепный живописец, портретист начала 20 века.

Его линия какая-то невесомая, утонченная, очень романтичная.

И еще один художник, которого не могу обойти своим вниманием. Потому что линия у него просто виртуозная!

Динамичная, одним движением формирующая силуэт и образ.

Это рисунок Валентина Серова.

Сравнивая работы разных авторов, мы хорошо видим различия в стиле их рисунка, темперамент автора и характер.

Думаю, теперь вы иначе взглянете не только на графические работы художников, но и на те рисунки и “почеркушки”, которые делаете сами, которые видите у своих близких.

Итак, линия может нам рассказать о силе нажима на карандаш и скорости движения руки. А это значит – о темпераменте и мастерстве художника, его настроении и внутреннем состоянии души.

Просто нужно быть внимательным зрителем…

Если мои размышления были вам интересны, поделитесь этой статьей в своих соцсетях!

Любите карандашные рисунки и графику?

Познакомьтесь с моей авторской техникой создания удивительных рисунков

Если вы считаете, что у вас бедное воображение, попробуйте эту методику рисования и результат вас приятно удивит!

Читайте также: