Как отразились на внешнеполитическом курсе ссср внутренние проблемы развития страны кратко

Обновлено: 08.07.2024

Приход к власти очередного генерального секретаря ЦК КПСС не предвещал существенных перемен во внешнеполитическом курсе СССР. Сохраняя традицию, Михаил Горбачев на весь свет заявил о приверженности делу мира, борьбе с военными угрозами, укрепления содружества с соцстранами и помощи борцам за национальную независимость. Политика Запада критиковалась им вплоть до назначения Эдуарда Шеварднадзе министром иностранных дел СССР.

Свежий министр сходу взялся за нормализацию отношений с США и ее сателлитами, ликвидацию противостояния в региональных конфликтах и политику разоружения. В дальнейшем, когда в окружении Генсека стала доминировать группа новых людей, мотивированных либеральными ценностями, поменялось отношение к обычному курсу советской внешней политики и у самого Горбачева.

  • отказаться от раскола мира на два враждебных полюса;
  • признание единства и неделимости мира;
  • отказ от применения силы в разрешении международных проблем;
  • поднять общечеловеческие ценности выше национальных, идеологических и классовых.

Эти тезисы стали теоретической основой внешнеполитического курса СССР в годы перестройки, на практике выразившиеся в стремлении Горбачева добиться расположения Запада, невзирая на цену односторонних уступок.

Путь от равенства к договорному диктату

Регулярные встречи лидеров Советского Союза и Америки начались в ноябре 1985 года. Тогда лидеры главных мировых держав установили доверительные отношения. С 1987 года переговорный процесс перешел в стадию подписания основополагающих договоров по самым острым внешнеполитическим направлениям.

  • ввести демократию;
  • создать рынок;
  • построить федерацию;
  • отказаться от прежней политики на Ближнем Востоке;
  • отказаться от интересов на Африканском континенте;
  • остановить работу по модернизации советского военного ядерного потенциала.

В этот раз некоторые условия перешли в плоскость внутренней политики, что было непосредственным вмешательством во внутренние дела СССР. Такого не мог стерпеть даже Горбачев, и дни его у власти были сочтены.

Обрушение системы послевоенного устройства мира

Чувствительные для Советского Союза перемены происходили в 1989 году на западных его рубежах. Когда стало понятно, что единство соцлагеря не будет поддерживаться силой советского оружия, власти предержащие Восточной Европы не стали сопротивляться давлению оппозиционных сил, опиравшихся на мощную всестороннюю поддержку Запада.

Основные события

  • СССР перестал смотреть на отношения с окружающим миром через призму противостояния социалистической и капиталистической систем;
  • СССР перестал навязывать другим странам свою модель развития;
  • СССР начал стремиться к улучшению отношений с США и Западом;
  • ради этого СССР был готов пойти на уступки.

3. В 1985 г. был возобновлен советско-американский диалог:

4. В начале 1989 г. СССР осуществил важнейший внешнеполитический шаг — 15 февраля 1989 г. советские войска были полностью выведены из Афганистана. СССР перестал участвовать в войнах на чужой территории и поддерживать социалистиче­ские режимы.

5. В мае 1989 г., спустя 30 лет после поездки Н.С. Хрущева, состоялся визит М.С Горбачева в Китай. Началась нормализация советско-китайских отношений. Поездка Горбачева способствовала началу в Китае массовых антикоммунистических выступлений молодежи, которые были подавлены китайской армией 3 июня 1989 г. на площади Таньаньмэнь. Это был первый случай массовых народных антикоммунистических выступлений в соцстранах.

6. Подобные процессы перешли осенью в Европу, в результате чего один за другим пали социалистические режимы и власть компартии в соцстранах:

в августе — октябре 1989 г. начался кризис в ГДР — массовое бегство граждан ГДР в ФРГ, в результате которого на германо-германской границе скопилось около 2 млн человек, желающих уехать, и которых власти ГДР не выпускали;

это породило массовые беспорядки в ГДР, выступления молодежи, в результате которых репрессивный режим Э. Хонеккера в ГДР пал;

в апреле 1990 г. на свободных выборах коммунисты ГДР потерпели поражение и к власти пришли оппозиционные некоммунистические силы, взявшие курс на объединение с ФРГ;

еще ранее, летом 1989 г., на выборах в Польше 99% поляков проголосовало против коммунистов — в Польше мирным путем к руководству страной пришло антикоммунистическое правительство во главе с Тадеушем Мазовецким, начавшее десоветизацию Польши;

в 1989 г., после смерти Яноша Кадара, 33 года со времен подавления восстания 1956 г. возглавлявшего страну, сама компартия Венгрии (ВСРП-ВСЛ) в течение 3 месяцев демонтировала социализм и 23 октября 1989 г. провозгласила Венгрию буржуазной республикой, что было закреплено конституционно;

9 ноября 1989 г. рухнула Берлинская стена, которую разрушили жители обеих частей Берлина;

22 — 26 декабря 1989 г. в результате народного восстания, спровоцированного расстрелом рабочих в Тимишоаре, был све­ргнут и расстрелян Николае Чаушеску, 24 года возглавлявший Румынию и до последнего дня упорно противодействовавший реформам.

7. Советский Союз занял позицию невмешательства в процессы, происходящие в данных странах. Социалистический лагерь рухнул.

3 октября 1990 г. с согласия СССР была объединена Германия — ГДР вступила в состав ФРГ на основании ст. 23 Основного Закона ФРГ, предусмотренной создателями ФРГ еще в 1949 г., и прекратила свое существование. СССР согласился с членством объединенной Германии в НАТО и обязался в течение 4 лет вывести все войска из Германии.

8.В 1991 г. были распущены Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и Организация Варшавского договора (ОВД) без всяких ответных шагов со стороны НА ТО.

В 1991 г. распалась Югославия.

В декабре 1991 г., после 69 лет существования, на 15 государств распался сам Советский Союз.

Пришедшее к власти новое руководство страны во главе с Горбачевым и министром иностранных дел Шеварднадзе начало вести активную международную политику вывода страны из международной изоляции. В первое время основные задачи оставались прежними: обеспечение безопасности и укрепление социалистического лагеря. Однако уже через 2 года во внешней политике произошли значительные коррективы. Связано это было с взятием Советским Союзом курса на перестройку и попыткой распространения ее на международной арене.

Для осуществления новой политики требовалась деидеологизация в отношениях между государствами. Под этим термином понималось устранение идеологических предрассудков, которые разделяли народы с целью совместного строительства общего европейского дома. В первую очередь это касалось капиталистических стран, с которыми требовалось наладить нормальное сотрудничество, разблокировав все существующие конфликты.

В период с 1985 по 1991 годы шла реализация нового курса. Его итоги для СССР имели как положительный характер, так и провал по некоторым пунктам.

Плюсы и минусы внешней политики СССР в 1985 – 1991 годах

Положительные стороны новой политики СССР

Шаги по нормализации международных отношений:

Введение со стороны СССР моратория на испытание ядерного оружия. Это послужило поводом приглашения представителей Советского государства присутствовать на ядерных испытаниях США

Был решен вопрос с Афганистаном. США перестало оказывать военную помощь стране, а Советский Союз вывел свои войска

Налаживание советско-китайских отношений. Этому способствовал вывод советских войск из Афганистана. Однако оставалось еще 1 препятствие – это проблема Камбоджи. После переговоров между СССР и Вьетнамом советские войска были выведены и оттуда. В итоге в 1981 году состоялась советско-китайская встреча на высшем уровне. На ней решались вопросы пограничных территорий, а так же экономического характера

На советско-японской встрече со стороны Горбачева было высказано согласие о правильности постановки вопроса спорных территорий в отношении Курильских островов

Отрицательные стороны новой политики СССР

Проведение новой международной политики имело для СССР и негативные стороны:

Падение международного авторитета. Инициатива в международных делах была потеряна, а новые союзники приобретены не были

Политика СССР в 1985 – 1991 годы имела ряд положительных и отрицательных моментов.

Некоторые минусы касались только Советского государства. Например, распад социалистической системы для самих стран минусом не назовешь.

Встав на рыночный путь развития, они значительно нарастили свою экономику. Слияние ФРГ с ГДР возродило прежнюю Германию и позволило Восточной ее части значительно повысить свой уровень.

Как отразились на внешнеполитическом курсе СССР в 1964-1985 гг внутренние развития страны?

  • Анна Беркенева
  • История
  • 2019-02-11 08:12:08
  • 6
  • 1

В 1965 г. новое управление страны начало ряд главных экономических реформ. 1-ый секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев (с 1966 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС) определил стратегический курс в развитии сельского хозяйства:

увеличение капиталовложений для проведения всеохватывающей механизации, химизации, мелиорации;увеличение закупочных цен на сельхозпродукцию;отмена ограничений на развитие собственных подсобных хозяйств.

Под управлением председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина (1964-1980) началась большая реформа в управлениипромышленностью:

в целях ускорения научно-технического прогресса (НТП) восстановлен отраслевой принцип управления (министерства);предпринята попытка частично поменять административные способы управления экономическими. Для этого изменена система планирования: сокращено число плановых характеристик; основными показателями стали прибыль и цена реализованной продукции; доли прибыли оставлялась на предприятиях и её использовалась для развития производства, материального стимулирования тружеников, решения социальных задач;введение на предприятиях частей хозрасчета.

На основе этих реформ был подготовлен план восьмой пятилетки (1966-1970), давший наилучшие количественные и высококачественные показатели. В 1968 г. начался отход от политики реформ. Уже в девятой пятилетке (1971-1975) характеристики роста снизились. Замедление темпов экономического развития обосновано рядом обстоятельств:

громадными масштабами экономики,снижением темпов роста капитальных вложений;исчерпанием способностей экстенсивного роста, удорожанием сырья и трудовых ресурсов;получение высочайшей прибыли от экспорта энергоресурсов.

Посреди экономических достижений брежневской эпохи строительство Волжского автозавода (автомобили Жигули), соединения КамАЗ(большегрузные авто), Байкало-Амурская магистраль (БАМ), освоение нефтегазовых месторождений Севера и Сибири.

1-ый секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев (1964-1982) в 1977 г. возглавил и Президиум Верховного Совета СССР. В 1-ые годы были исправлены многие ошибки, допущенные Хрущевым, проводилась политика омолаживания руководящих кадров в партийных и русских органах. Хрущевский курс на прыткий переход к коммунизму был заменен тезисом о построении развитого социализма. Этот тезис закреплен в новой Конституции СССР (принята 7 октября 1977 г.). В ней говорилось о переходе к всенародному государству трудящихся, подтверждались социальные, экономические и политические права людей СССР, в 6-й статье закреплялся статус КПСС как руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы. Но многие нормы носили формальный нрав (выборность Советов и управляющих органов КПСС), результатом стал кадровый застой в высшем слое партийных, русских и государственных чиновников. Это снижало возможность воплощения назревших реформ. На фоне ослабления жесткости политического режима в стране развивалась теневая экономика,коррупция, взяточничество и т.п. Страна нуждалась в сменах.

В этот период появилась открытая политическая оппозиция в форме диссидентского движения (более активные деятели: писатель А. Солженицын, физик А. Сахаров, музыкант М. Ростропович). Распространялась нелегальная властями информация, запрещенные художественные произведения (самиздат), проводились демонстрации и др. Часть диссидентов (несогласных) была приговорена к разным срокам заключения либо отправлена за предел.

После смерти Л.И. Брежнева (ноябрь 1982) генеральным секретарем ЦК КПСС и председателем Президиума Верховного Совета СССР был избран Ю.В. Андропов (1982-1984). Он продвигал в управление партией политиков нового поколения (М.Горбачев, Н.Рыжков, Е.Лигачев), начал борьбу против коррупции, прогулов. В феврале 1984 г. он скончался, и его пост занял тяжело нездоровой К.У. Черненко (1984-1985).Внешняя политика..

На вмешательство США в войну между Северным и Южным Вьетнамом Советский Союз ответил военной помощью техникой и специалистами Северному Вьетнаму. Только в 1973 г. было достигнуто соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме, а в апреле 1975 г. северо-вьетнамские войска заняли Сайгон – Северный и Южный Вьетнам объединились под властью коммунистов. Поражение США в Индокитае наглядно продемонстрировало миру, что никакая современная военная техника не способна победить народ, воюющий за свою свободу и независимость.

В соперничестве в экономической сфере Запад явно лидировал, и разрыв здесь между социалистическими и капиталистическими странами увеличивался.

В этот период напряжёнными были отношения между СССР и КНР. В 1969 г. на советско-китайской границе произошли вооружённые столкновения (в районе острова Даманский и др.). Лишь после смерти Мао Цзэдуна и Л. И. Брежнева отношения между двумя государствами постепенно улучшились.

Конец 1960-х гг. был ознаменован началом разрядки международной напряжённости. Дипломатические шаги, предпринятые сверху, в первую очередь были обусловлены успехами Советского Союза, который достиг военно-стратегического паритета с США. Стало окончательно ясно, что победителей в ядерной войне быть не может.


Тем не менее, несмотря на достигнутые договоренности, постепенно начался рост международной напряжённости.


Л. И. Брежнев и Р. Никсон. Вашингтон, 1973 г.


Политбюро ЦК КПСС


Советские войска движутся к Праге. Август 1968 г.

Во время визита А. Н. Косыгина в Прагу в октябре 1968 г. было заключено соглашение, которое предусматривало размещение в Чехословакии 65 – 100 тыс. военнослужащих Советской армии.

Присутствие советских войск гарантировало Москве контроль за ситуацией, но население Чехословакии заняло враждебную позицию к СССР. Нормализация отношений между двумя странами, несмотря на все последующие усилия советских руководителей, оказалась невозможна.

Акт неприкрытой агрессии против суверенного государства вызвал осуждение во многих странах мира и даже в рядах международного коммунистического движения. В результате СССР и его союзники оказались в состоянии политической изоляции.

Вступление советских войск в Афганистан. Афганистан всегда сохранял верность нейтралитету в отношениях с Россией. В апреле 1978 г. в результате переворота, организованного группой афганских офицеров, многие из которых прошли обучение в СССР и считали себя марксистами, был образован Военный революционный совет. В Афганистане объявили о начале национально-демократической революции.

Земельная реформа, которая осуществлялась в основном городскими партийными кадрами, не вызывала поддержки и доверия афганского крестьянства. Социалистическое мировоззрение и атеистические убеждения революционеров, быстро погрязших во внутрипартийных склоках, наталкивались на враждебность населения, верного мусульманским традициям. Вскоре оппозиция новой власти переросла в вооружённое сопротивление. В стране разгорелась гражданская война.


Бой в горах Афганистана

Ввод контингента советских войск в Афганистан и его размещение проводились с 25 декабря 1979 г. до середины января 1980 г. Всего в войсках, находившихся на территории этой страны, прошли военную службу 620 тыс. военнослужащих, из которых 14 453 человека погибли. Санитарные потери составили 470 тыс. человек. Первоначально планировалось, что советские части и соединения разместятся гарнизонами и возьмут под охрану важные объекты. Однако начиная с весны 1980 г. советские войска стали участвовать в ведении активных действий, в том числе широкомасштабных.

Вопросы и задания

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 36. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС РОССИИ

§ 29. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС СССР

§ 29. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС СССР СССР и страны Запада. К середине 1960-х гг. обозначилось жесткое противостояние двух общественно-политических систем. Восточная Европа находилась под контролем СССР. Западная – в прочном военно-политическом и экономическом союзе с США.

§ 36. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС РОССИИ

26 Запись беседы народного комиссара иностранных дел СССР В. М. Молотова с послом Великобритании в СССР У. Сидсом и временным поверенным в делах Франции в СССР Ж. Пайяром

26 Запись беседы народного комиссара иностранных дел СССР В. М. Молотова с послом Великобритании в СССР У. Сидсом и временным поверенным в делах Франции в СССР Ж. Пайяром 27 мая 1939 г. СекретноСидс заявил, что ему поручено передать советскому правительству новый проект

27 Проект соглашения Великобритании, Франции и СССР, врученный народным комиссаром иностранных дел СССР В. М. Молотовым послу Великобритании в СССР У. Сидсу и временному поверенному в делах Франции в СССР Ж. Пайяру

27 Проект соглашения Великобритании, Франции и СССР, врученный народным комиссаром иностранных дел СССР В. М. Молотовым послу Великобритании в СССР У. Сидсу и временному поверенному в делах Франции в СССР Ж. Пайяру 2 июня 1939 г. СекретноПравительства Великобритании, Франции

Глава 11 Проект Конституции СССР: прикрытие грядущих репрессий или курс на демократизацию?

Глава 11 Проект Конституции СССР: прикрытие грядущих репрессий или курс на демократизацию? Критические замечания в связи с убийством Кирова и делом Енукидзе, высказанные Ежовым, а также вынужденные признания Ягодой недостатков в работе НКВД на июньском пленуме ЦК

Глава 4 Внешнеполитический аспект (Особые поручения)

Сталин и Молотов сняли Литвинова с поста народного комиссара иностранных дел СССР за то, что он до конца принципиально отстаивал курс на постепенное установление сотрудничества с западными демократиями.

Сталин и Молотов сняли Литвинова с поста народного комиссара иностранных дел СССР за то, что он до конца принципиально отстаивал курс на постепенное установление сотрудничества с западными демократиями. Не удивляйтесь тому, что столь разноплановые мифы объединены в

№3 Приказ РВС СССР № 1962 с объявлением постановления СНК СССР от 18 августа 1923 г. о составе РВС СССР

№ 24 СОВМЕСТНЫЙ ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА СССР, МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР И ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КГБ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР

№ 24 СОВМЕСТНЫЙ ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА СССР, МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР И ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КГБ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР 16 июля 1954 г.№ 127с/0391/078Во исполнение указаний директивных органов приказываем:1. Директиву МГБ СССР и Прокуратуры СССР № 66/241 сс от 26 октября 1948

4. Ликвидация остатков бухаринско-троцкистских шпионов, вредителей, изменников родины. Подготовка к выборам в Верховный Совет СССР. Курс партии на развернутую внутрипартийную демократию. Выборы в Верховный Совет СССР.

4. Ликвидация остатков бухаринско-троцкистских шпионов, вредителей, изменников родины. Подготовка к выборам в Верховный Совет СССР. Курс партии на развернутую внутрипартийную демократию. Выборы в Верховный Совет СССР. 1937-ой год вскрыл новые данные об извергах из

4. Ликвидация остатков бухаринско-троцкистских шпионов, вредителей, изменников родины. Подготовка к выборам в Верховный Совет СССР. Курс партии на развернутую внутрипартийную демократию. Выборы в Верховный Совет СССР.

4. Ликвидация остатков бухаринско-троцкистских шпионов, вредителей, изменников родины. Подготовка к выборам в Верховный Совет СССР. Курс партии на развернутую внутрипартийную демократию. Выборы в Верховный Совет СССР. 1937-ой год вскрыл новые данные об извергах из

Александр Нагорный. Путин: внешнеполитический вектор

№3 Приказ РВС СССР № 1962 с объявлением постановления СНК СССР от 18 августа 1923 г. о составе РВС СССР

Раскройте взаимосвязь внешнеполитического курса СССР и внутренних проблем развития страны.

Безусловно, внешнеполитический курс развития СССР оказывал огромное воздействие на состояние общества, политики и экономики внутри государства.

Во-первых, создавалась угроза возникновения ядерной войны, что могло сильно повлиять на жизнь населения и экономику страны.

Во-вторых, неумение проводить переговоры и договариваться означало наличие агрессии других стран по отношению к СССР, а значит, и введение санкций, которые бы резко снизили ВВП страны за счёт сокращения импорта; возможность возникновения военных действий, итог которых - сильнейший социально-экономический кризис.

В-третьих, положение СССР на мировой арене оказывало влияние на развитие идеологических течений внутри страны - как среди населения, так и среди политических групп.

Наконец, успех капиталистических стран приводил к неуверенному положению социализма среди других стран мира, что заставляло других стран отказываться от него. Это говорит о потере поддержки для Советского Союза со стороны бывших социалистических стран.

Столицей Королевства Нидерланды считается город Амстердам, при этом правительство и парламент страны, а также королевский двор и иностранные поосльства находятся в Гааге.

Значение Амстердама резко выросла после затянувшейся на 80 лет войны за освобождение Голландии от Испании и образования Республики Соединённые провинции Нидерландов. Южные провинции Нидерландов и главный центр торговли и мореходства страны Антверпен были разорены и опустошены за время войны, кроме того, испанцы в отместку перекрыли для судоходства реку Шельду, на которой стоял Антверпен. Благодаря этому Амстердам, на два века избавившийся от конкурентов, становится крупнейшим портом Нидерландов и, постепенно,. Процветанию города способствовало то, что в начале XVII века Голландия начинает формирование своей колониальной империи. К концу XVII века Амстердам, ставший к тому времени главным центром европейской торговли, превращается в один из самых больших, богатых и красивых городов Европы.

Неудивительно, что Амстердам, как самый большой и развитый город Нидерландов, становится их столицей, хотя функции административного центра достались Гааге.

Остаться императором он даже теоретически не мог. Столь велико было его неприятие, как:

  • руководителя не принявшего должных мер для победы в войне с Японией 1905 года;
  • отметившегося бессмысленными кровавыми расправами над мирными протестами;
  • отдавшего на уничтожение две русские армии Самсонова и Ренненкамфа в Восточной Пруссии в ходе неподготовленного наступления ради спасения французов на Марне (которое они кстати благополучно забыли);
  • неудачно ведущему войну с немцами и австрийцами в качестве Главкома. Не пользующегося уважением среди командующих фронтами;
  • распустившему Петроград толпами дезертиров и срывами в поставках продовольствия;
  • и вообще своей бехребётностью, аморфностью, подкаблучностью, нетерпимостью к сильным русским личностям (в том числе и к Столыпину), личной никчемностью.

Теоретически он мог отказаться от отречения. Но его бы это не спасло. Уже до отречения его приказы не выполнялись. Пулемётный полк георгиевских кавалеров, направленный в Питер для наведения порядка, отказался от этой "почётной" миссии, а казаки вообще перешли на сторону протестантов.

Спасти положение могла только сильная и авторитетная личность. Эту личность (спасителя Отечества) тогда и искали то в царе Михаиле, то в диктаторах Керенском, Корнилове, Юдениче, Каледине, Колчаке и прочих. Но было уже слишком поздно.

Момент был упущен раньше. У Пикуля есть сведения, что Николай изначально был слаб и отец (Александр III) умирая требовал от него отречения в пользу Михаила после его совершеннолетия. Это был единственно правильный выход - уходить вовремя.

Вот если бы правил Россией хотя бы с начала 20 века Михаил, и принимал бы более целесообразные решения, то возможно Россия развивалась бы более успешно.

§ 38. Политика разрядки международной напряжённости

§ 38. Политика разрядки международной напряжённости

Как особенности советского строя влияли на внешнюю политику СССР во второй половине 1960-х — начале 1980-х гг.?

Советский строй предполагал использование административных способов управления, плановую экономику, веру в скорое построение коммунизма, веру в братство, солидарность трудящихся всех стран.

Эти принципы определяли внутреннюю и внешнюю политику СССР. СССР оказывал безвозмездную помощь странам Азии, Африки и Латинской Америки, в то время, как США и НАТО наращивали гонку вооружений, стремясь к порабощению колоний, получивших независимость после Второй мировой войны.

Холодная война развязанная империалистами США и Англии заставила СССР противодействовать их хищническим планам. В настоящее время в Сирии и Ливии Россия пытается противостоять агрессии международного терроризма, возглавляемого США и Англией.

Назовите причины непродолжительности периода разрядки.

Руководство СССР расценивало хельсинкский процесс как победу демократических и миролюбивых сил в мире, попыталось её закрепить. Это был шаг на пути разрядки напряженности в Европе.

Однако Западные страны считали Хельсинкские договоренности как очередной шаг к ослаблению своего стратегического противника – СССР. Поэтому потепление в международных отношениях было недолгим.

1. Раскройте роль СССР в ряде региональных конфликтов в странах Африки, Азии и Латинской Америки.

Сразу после окончания Второй мировой войны советское руководство, как и администрация США, избегали прямого вооружённого конфликта, военное противостояние сверхдержав было не прямым, а косвенным и посходило в странах “третьего мира”. Началось с Корейской войны 1950-1953 гг.

СССР оказывал всестороннюю помощь и поддержку Демократической Республике Вьетнам в её борьбе против американской агрессии. С июня 1967 г., после начала арабо-израильской войны на Ближнем Востоке, СССР занял проарабскую позицию и направил в Египет и Сирию оружие и военных специалистов. На стороне Индии СССР выступил во время её войны с Пакистаном в середине 1960-х гг. и в индо-пакистанском военном конфликте в 1971 г.

Долгая борьба за освобождение от португальских колонизаторов Анголы, Мозамбика, Гвинеи (Бисау) при поддержке СССР в 1975 г. завершилась провозглашением их независимости.

Во внутренней борьбе, развернувшейся в этих странах, СССР поддерживал группировки просоветской ориентации, оказывал им значительную помощь, направляя военных советников. В Анголе и Мозамбике был провозглашён курс на строительство социализма.

С 1974 г. после свержения монархии и начала Гражданской войны в Эфиопии СССР начал военную поддержку режима М.X. Мариама, провозгласившего социалистический путь развития Эфиопии и пытавшегося копировать советскую модель.

Многолетняя поддержка СССР (с помощью Кубы) никарагуанских повстанцев способствовала свержению в 1979 г. реакционного режима А. Сомосы (которого поддерживали США) и приходу к власти Сандинистского фронта национального освобождения во главе с Д. Ортегой.

Все эти локальные конфликты несли на себе печать противостояния СССР и США, а территории указанных выше стран становились полигонами для проверки эффективности советского и американского оружия, правильности планов и разработок их военного командования. Прямо как сейчас, в Сирии и Ливане.

2. Какие события и решения во внешней политике СССР можно отнести к удачным? к неудачным? Аргументируйте своё мнение.
Удачные события и решения во внешней политике СССР

В августе 1970 г. был подписан советско-западногерманский договор, по которому признавались послевоенные границы в Европе.

В декабре 1970 года подобный договор был заключён между ФРГ и Польшей, в декабре 1973 г. — между ФРГ и Чехословакией

Предложение стран Варшавского договора о проведении общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и его проведение.

В декабре 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР.

Май 1972 г первый в истории визит президента США (Р Никсона) в Москву: подписаны договоры об основах взаимоотношений двух стран, об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и стратегических наступательных вооружений (СНВ).

Наряду с подписанным в 1973 г. (в ходе визита Брежнева в США) соглашением о предотвращении ядерной войны, они явились основой поворота от конфронтации к разрядке в отношениях Восток — Запад.

Подписание 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе главами 33 европейских государств, а также США и Канады.

Многолетняя борьба за освобождение от португальских колонизаторов Анголы, Мозамбика, Гвинеи (Бисау) при поддержке СССР в 1975 г. завершилась провозглашением их независимости.

Усиление экономической и военной интеграции стран Восточной Европы Целой серией межгосударственных договоров и соглашений в рамках СЭВ, а также путём создания почти 30 межгосударственных учреждений были значительно усилены их связи с СССР, роль и значение которого в содружестве возросла.

Неудачные события и решения во внешней политике СССР
3. Приведите примеры, свидетельствующие о разрядке международной напряжённости в 1960— 1970-х гг.
  • 1. В мае 1972 г первый в истории визит президента США (Р. Никсона) в Москву: подписаны договоры об основах взаимоотношений двух стран, об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и стратегических наступательных вооружений (СНВ).
  • 2. США прекратили бомбардировки химическим оружием Вьетнама и вывели свои войска из этой страны
  • 3. Наряду с подписанным в 1973 г. (в ходе визита Брежнева в США) соглашением о предотвращении ядерной войны, они явились основой поворота от конфронтации к разрядке в отношениях Восток — Запад.
  • 4. Подписание 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе главами 33 европейских государств, а также США и Канады.

По инициативе Брежнева были подписаны в начале 70-х договора с США – ОСНВ-1 (ограничение стратегических наступательных вооружений) и ПРО (ограничение сил противовоздушной обороны).

5. Расскажите о развитии отношений между СССР и США в 1970-х — начале 1980-х гг.

Внешняя политика СССР основывалась на тезисе о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу СССР и союзных ему стран. Позиции США и НАТО оценивались как ослабленные.

СССР наконец догнал империалистические страны Запада развязанной ими гонке вооружений.

США действительно не только были вынуждены считаться с новыми военно-стратегическими реалиями, но и пытались выйти из вьетнамского тупика.

В 1969 г. европейские государства и страны НАТО поддержали предложение стран Варшавского договора о проведении общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Состоялись визиты Президента США Р. Никсона в СССР и Генерального секретаря ЦК КПСС СССР Л. Брежнева в США.

Подписаны договоры об основах взаимоотношений двух стран, об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и стратегических наступательных вооружений (СНВ).

Наряду с подписанным в 1973 г. соглашением о предотвращении ядерной войны, они явились основой поворота от конфронтации к разрядке в отношениях Восток — Запад.

Уже с начала 1960-х гг. советское руководство, как и руководство США, стремилось ослабить прямое военное противостояние, перенося его в различные регионы.

СССР оказывал всестороннюю помощь и поддержку Демократической Республике Вьетнам в её борьбе против американской агрессии. С июня 1967 г., после начала арабо-израильской войны на Ближнем Востоке, СССР занял проарабскую позицию и направил в Египет и Сирию оружие и военных специалистов.

С 1974 г. после свержения монархии и начала Гражданской войны в Эфиопии СССР начал военную поддержку режима М.X. Мариама, провозгласившего социалистический путь развития Эфиопии и пытавшегося копировать советскую модель.

Многолетняя поддержка СССР (с помощью Кубы) никарагуанских повстанцев способствовала свержению в 1979 г. реакционного режима А. Сомосы и приходу к власти Сандинистского фронта национального освобождения во главе с Д. Ортегой.

Все эти локальные конфликты несли на себе печать противостояния СССР и США, а территории указанных выше стран становились полигонами для проверки эффективности советского и американского оружия, правильности планов и разработок их военного командования.

Разрядка оказалась недолгой. Вслед за размещением США ядерного оружия на территории ФРГ и средств его доставки, СССР начал размещать ядерные ракеты средней дальности на территории ГДР и Чехословакии. Это был адекватный ответ СССР на вероломные действия американских империалистов.

Это создавало дополнительную угрозу западноевропейским странам и изменяло в пользу СССР стратегический баланс сил в Европе и мире. С началом ввода советских войск в Афганистан (декабрь 1979 г.) период разрядки был завершён.

6. Почему к началу 1980-х гг. от СССР окончательно дистанцировался Китай?

Китай в 60-80-е при Мао Цзедуне совершил гигантский скачек в экономическом и социальном развитии и стал проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику.

При Хрущеве были даже пограничные конфликты между странами. После смерти председателя Мао к власти в Китае пришли либеральные коммунисты, которые сделали ставку на помощь США и развитие рыночных отношений. То есть китайцы первыми предали идею коммунизма.

  • в международно-правовой области: закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ; территориальная целостность государств; невмешательство во внутренние дела иностранных государств;
  • в военно-политической области: согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров;
  • в экономической области: согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки, техники и защиты окружающей среды;
  • в гуманитарной области: согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, определять свой внутренний и внешний политический статус.
3. Используя дополнительный материал, оцените влияние на развитие советской внешней политики министра иностранных дел в 1957—1985 гг. А.А. Громыко. Каковы главные результаты его деятельности?
4. Раскройте взаимосвязь внешнеполитического курса СССР и внутренних проблем развития страны.

СССР был вынужден тратить огромные средства на то, чтобы догнать США и Англию в гонке вооружений, что бы противостоять этим империалистам в региональных конфликтах, что бы проводить политику мира и безопасности во всем мире.

В результате, средств не хватало для развития экономики и социальной сферы самого СССР.

  • разрядка международных отношений
  • борьба за мир
  • противостояние двух систем

Почему учёный даёт такую оценку участия советских войск в войне в Афганистане? Сравните афганский конфликт с Карибским кризисом 1962 г.

Советские войска в Афганистане выполняли свой интернациональный долг по укреплению мира в Афганистане и дружественных отношений во всем мире. Однако, экономические проблемы вынудили СССР вывести войска из этой республики.

На смену им пришли войска НАТО и США, которые потворствуют терроризму и торговле наркотиками. Сахаров был прав, еще десятки лет эта страна будет находиться в огне под оккупацией США и ее сателлитов.


С Карибским кризисом общие черты: противостояние США и СССР, как в Сирии сейчас. Может перерасти в глобальную войну в которой выиграет Китай и население Сибири.

Читайте также: