Отклоняющееся поведение рассматривается как вид школьной так и социальной дезадаптации при подходе

Обновлено: 08.07.2024

Проблема охраны психического здоровья детей и подростков, актуальность которой становится всё более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детского населения, не может быть решена без практического использования медико-психологических и социально-психологических знаний в системе школьного образования.

Одной из наиболее частых причин социальной дезадаптации детей и подростков является девиантное поведение, которое представляет значительные затруднения для клинической дифференциации. Разрешение этой актуальной и практически важной проблемы имеет существенное значение не только в области детской и подростковой психиатрии, но также для педагогики и социологии.

В самом общем виде под школьной дезадаптацией подразумевается, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребёнка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительными или, в крайних случаях, невозможным.

В настоящее время подобные затруднения увеличиваются. С учётом наиболее вероятных негативных последствий этого явления, выражающихся в частности, в формировании устойчивых видов социально — психической дезадаптации, нарушений поведения, достигающих уровня клинической и криминальной выраженности проблему школьной дезадаптации следует отнести к одной из наиболее серьёзных социальных проблем современности, требующих уже не столько углублённого изучения, сколько безотлагательных поисков продуктивного решения на практическом уровне.

Таким образом, трудности, которые могут возникать у ребёнка в период начального обучения, связаны с воздействием большого числа факторов, как внешнего так и внутреннего порядка — это учебная деятельность, взаимоотношение с педагогом, выполнение школьных норм и правил поведения, характер межличностного общения в классном коллективе.

Однако, представляется вполне очевидным, что решение проблемы школьной дезадаптации, его девиантного поведения невозможно без изучения всего комплекса возникающих у ребёнка затруднений, взаимовлияния всех факторов, действующих на него в школе.

Ни врачебная, ни педагогическая компетенция не способны обеспечить требуемый уровень диагностического анализа. Многие нарушения психического развития не распознать ни в дошкольном возрасте, ни в период пред школьной диспансеризации. Но сталкиваясь со школьными нагрузками у детей из группы риска возникают состояния декомпенсации, выражающиеся, прежде всего в несоответствии сложившихся адаптационных механизмов требованиям новой социальной ситуации. В результате у таких детей довольно быстро возникают специфические затруднения, с которыми учитель сталкивается уже как с проблемами педагогического характера. Однако решить их на чисто педагогическом уровне удаётся крайне редко, т. к. природа этих проблем, может быть и верно понимаемых педагогом в общих чертах, требует углублённого исследования, но уже иными средствами, которые в арсенале педагогических приёмов изучения ребёнка отсутствуют. В качестве таких средств успешно могут быть использованы методы психологической диагностики, история применения которых в нашей стране связаны, прежде всего, с психиатрией и дефектологией.

Требования к содержанию методов психодиагностики полностью определяются перечнем возможных симптомов, образующих картину школьной дезадаптации как явных так и в скрытых от наблюдателя формах. В первом случае речь идёт о таких наиболее распространённых и отчётливых признаках как нарушение школьной успеваемости и поведения. Поскольку затруднения в учёбе, в первую очередь, могут быть связаны с недоразвитием познавательной деятельности, в арсенал диагностических средств обязательно должны быть включены методики, предназначенные для исследования уровня и структуры интеллектуального развития ребёнка.

Для индивидуального консультирования детей, в качестве образца, взята модель предложенная Н.Т.Лускановой.

Методы коррекции школьной дезадаптации

Известно, что поведение и умственное развитие является продуктом школьного и семейного воспитания и обучения. Состояние умственного развития, его уровень не есть нечто неизменное, их можно улучшить. С этой целью необходимо установить пробелы и недостатки в развитии ребёнка. Анализ этих пробелов, проявляющихся в виде ошибок при выполнении заданий теста, составляет важнейшее звено в работе с обучающимися и определение путей его совершенствования. Качественный анализ ошибок, допущенных учащимися при тестировании, – отправной пункт для составления индивидуального варианта коррекции развития ребёнка. Одним из видов коррекционной работы — педагогический, т. к. его целью является устранение пробелов в поведении и знаниях учащихся. Указанный вид коррекции осуществляет учитель, которого психолог информирует о выявленных им особенностей поведения и умственного развития учащихся.

Психолог участвует в обсуждении с педагогом возможных путей преодоления недостатков в умственном развитии школьников, а также прослеживает и оценивает эффективность педагогического взаимодействия. Коррекционная работа начинается с беседы психолога со школьником. Школьные успехи, освоение знаний на уроках, поведение зависит от того насколько хорошо ученик умеет думать, рассуждать, доказывать, обосновывать выводы. Эти умения можно развивать, им можно обучаться. Поэтому, планируя коррекционную работу необходимо знать всю предысторию и историю педагогической запущенности учащегося и мог рассчитывать на получение квалифицированной консультации по состоянию здоровья. Излишне раздражительных, явно акцентуированных, с ослабленным вниманием, замедленным мышлением, склонностью к необычным поведенческим реакциям, должны обязательно осмотреть специалисты, чтобы установить, нуждаются ли они в мерах воздействия медицинского характера или соответствуют модификации обычного педагогического подхода. Помимо того, что коррекционная работа требует много времени, она ещё не каждому педагогу удаётся, т. к. здесь нужен специальный дар вызывать к себе доверие, умение принять на себя эмоции другого человека и правильно распорядиться ими. Введение принципа коррекции в методики психологической диагностики побуждает исследователя, конструирующего тест, заимствовать из школьных программ ряд ключевых понятий, и это должны быть понятия, которые, насколько это возможно по условиям школы, отражают прогрессивные тенденции современной науки. Работая с такими понятиями, испытуемый продемонстрирует своё умение устанавливать логические и логико- функциональные отношения между этими понятиями, значит близость умственного развития к нормативу, а значит и решение проблемы поведения.

Для работы с трудными детьми в плане поведения и умственного развития нужна специальная коррекционная программа. Отдельные недостатки в развитии умственных и поведенческих действиях, если они осознаются, могут стать источником развития, его главной действующей силой. Но чаще всего они не осознаются, ребёнок воспринимает не сами недостатки своего развития, а те затруднения, которые из них вытекают. Поэтому главная задача педагога корректирующего развитие, объяснить недостатки, что и будет первым шагом на пути их исправления.

Коррекционная программа предоставляет широкие возможности для диалога (осуществление обратной связи), в ней не только должен описываться процесс правильного выполнения той или иной логической операции, но и в некоторых случаях отмечать наиболее типичные ошибки и способы их устранения. Программа должна помочь понять процесс мышления, свои достоинства и недостатки в выполнении
умственных действий. Использование коррекционной программы должен носить индивидуальный характер.

Работая с детьми девиантного поведения, мы пришли к выводу, что коррекционная программа должна состоять из трёх частей.

  • Обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны учителя и психолога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребёнка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления.
  • Обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
  • Поощрение высказывания оригинальных идей.
  • Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям.
  • Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
  • Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
  • Не заниматься наставлениями, помогать детям действовать независимо, не давать прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
  • Не делать скоропалительных допущений, на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей, не следует полагаться на то, что они уже обладают определёнными базовыми знаниями и навыками.
  • Не сдерживайте инициативу детей и не делайте за них то, что они могут сделать (могут научиться делать) самостоятельно.
  • Научитесь не торопиться с вынесением суждений
  • Научите детей прослеживать межпредметные связи.
  • Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций.
  • Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.
  • Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
  • Подходите ко всему творчески.

Результаты диагностического исследования после проведения с учащимися коррекционной работы существенно улучшаются. Коррекционная работа даёт эффект в овладении некоторыми умственными операциями, даже при условии, что изначально уровень их умственного развития низок.

Практические рекомендации для воспитателей и учителей по работе с детьми девиантного поведения

Условно можно выделить четыре основных подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений: социально-правовой, педагогический, клинический и психологический.

1. Социально-правовой подход.В его рамках выделяют социологическое и правовое направления.

Социология рассматривает поведенческие девиации как социальные явления. Эти явления регулируются по нескольким основаниям:

в зависимости от масштаба ‒ массовые и индивидуальные отклонения;

по значению последствий ‒ негативные и позитивные;

по субъекту ‒ отклонения отдельных лиц, неформальных групп (например, бандформирований), официальных структур, условных социальных групп (например, женский, мужской или подростковый алкоголизм);

по объекту ‒ экономические, бытовые, имущественные нарушения и др.;

по длительности ‒ единовременные и длительные;

по типу нарушенной нормы ‒ преступность, пьянство (алкоголизм), наркомания, бродяжничество, проституция, хулиганство, коррупция, терроризм, деструктивные культы и др.

В праве под отклоняющимся поведением понимается все то, что противоречит принятым в настоящее время правовым нормам и запрещено под угрозой наказания. Правонарушения подразделяются на преступления; административные и гражданско-правовые нарушения; дисциплинарные проступки.

2. Педагогический подход.Педагогические классификации менее дифференцированы и нередко заимствованы из других дисциплин.

В структуру школьной дезадаптации включаются неуспеваемость; нарушение взаимоотношений со сверстниками; эмоциональные нарушения; поведенческие отклонения в сочетании со школьной дезадаптацией: нарушение дисциплины, прогулы, агрессивное поведение, оппозиционное поведение, курение, хулиганство, воровство, ложь, употребление психоактивных веществ, бродяжничество, совершение преступлений, зависимость от компьютерных игр, религиозных сект и др.

Достаточно сложен вопрос о видах отклоняющегося поведения в раннем и дошкольном возрасте. Нередко приходится сталкиваться со следующими негативными поведенческими проявлениями, которые лучше рассматривать как вредные привычки: отказ от еды, непослушание, агрессивное поведение, мастурбация, гиперактивное поведение и др.

3. Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения

Психологический подход основан на выделении социально-пси­хологических различий отдельных видов отклоняющегося поведе­ния личности. Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев:

— вид нарушаемой нормы;

— психологические цели поведения и его мотивация;

— результаты данного поведения и ущерб им причиняемый;

— индивидуально-стилевые характеристики поведения.

В рамках психологического подхода используются различные ти­пологии отклоняющегося поведения. Большинство авторов, например Ю.А.Клейберг, выделяют три основные группы поведенче­ских девиаций: негативные(например, употребление наркотиков), позитивные(например, социальное творчество) и социально-ней­тральные(например, попрошайничество) [3, с. 50].

Один из наиболее полных и интересных вариантов системати­зации видов отклоняющегося поведения личности, на наш взгляд, принадлежит Ц. П. Короленко и Т.А.Донских [6]. Авторы делят все поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходя­щих за рамки социальных стереотипов поведения. Подобная фор­ма предполагает активность, хотя и выходящую за рамки приня­тых норм в конкретных исторических условиях, но играющую по­зитивную роль в прогрессивном развитии общества. Примером не­стандартного поведения может быть деятельность новаторов, ре­волюционеров, оппозиционеров, первооткрывателей в какой-либо сфере знания. Данная группа не может быть признана с отклоняю­щимся поведением в строгом смысле.

Типология деструктивного поведениявыстраивается в соответ­ствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, мораль­но-этических, культурных) и соответственно внешнедеструктивное поведение. Во втором случае — внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс, и соответственно внутридеструктивное поведение.

Внешнедеструктивное поведение, в свою очередь, делится на аддиктивное и антисоциальное. Аддиктивное поведение пред­полагает использование каких-то веществ или специфической ак­тивности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмо­ций. Антисоциальное поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, асоциального, аморально-безнравственного по­ведения.

В группе внутридеструктивного поведенияЦ.П.Короленко и Т.А.Донских выделяют: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение. Суицидное поведе­ние характеризуется повышенным риском самоубийства. Конфор­мистское — поведение, лишенное индивидуальности, ориентиро­ванное исключительно на внешние авторитеты. Нарциссическое — управляется чувством собственной грандиозности. Фанатическое — выступает в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам. Аутистическое — проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, по­груженности в мир собственных фантазий.

Все перечисленные формы деструктивного поведения отвеча­ют, по мнению ученых, таким критериям девиантности, как ухудщение качества жизни, снижение критичности к своему поведе­нию, когнитивные искажения (восприятия и понимания проис­ходящего), снижение самооценки и эмоциональные нарушения. Наконец, они с большой вероятностью приводят к состоянию со­циальной дезадаптации личности вплоть до полной ее изоляции.

В психологической литературе можно встретить и другие подхо­ды к классификации видов отклоняющегося поведения личности.

В дальнейшем мы будем придерживаться собственной классификации поведенческих отклонений, осно­ванной на таких ведущих критериях, как вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения.

В соответствии с перечисленными критериями выделим три основные группы отклоняющегося поведения: ан­тисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (амораль­ное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) пове­дение (по Е. Змановской).

Антисоциальное (делинквентное) поведение — это поведение, про­тиворечащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.

У взрослых людей (старше 18 лет) делинквентное пове­дение проявляется преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет) преоб­ладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля нар­котиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распростра­нены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги.

Асоциальное поведение — это поведение, уклоняющееся от выпол­нения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее бла­гополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгиби­ционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бро­дяжничество, иждивенчество.

В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспоря­дочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки).

У детей чаще встречаются побеги их дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, во­ровство, вымогательство (попрошайничество).

Границы асоциального поведения особенно изменчивы, по­скольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.

Аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) это по­ведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазру­шительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веще­ствами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в де­структивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).

Спецификой аутодеструктивного поведения (аналогично пре­дыдущим формам) в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. Группа, в которую вклю­чен подросток, может порождать) следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную за­висимость, пищевые аддикции, реже — суицидальное поведение.

В детском возрасте имеют место курение и токсикома­ния, но в целом для данного возрастного периода аутодеструкция малохарактерна.

По направленности и степени выраженности деструктивности можно представить следующую шкалу отклоняющегося поведения: антисоциальное (активно-деструктивное) — просоциалъное (относительно-деструктивное, адаптированное к нормам антисоциальной группы) — асоциальное (пассивно-деструктивное) — саморазрушительное (пассивно-аутодеструктивное) — самоубивающее (активно-аутодеструктивное).

Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам являются условными, хотя и оправданными в целях научного анализа. В реальной жизни от­дельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается ин­дивидуально окрашенным и неповторимым.

Контрольные вопросы и задания

1. Представьте и охарактеризуйте понятийный аппарат психологии девиантного

поведения, его назначение, специфику.

2. Каковы побудительные стимулы активности человека?

3. Определите предмет, задачи и функции психологии девиантного поведения.

http://opennov.ru/files/news/draka.jpg

Девиантное поведение. Основные положения

Внешняя активность – это внешние проявления поведения (движения, действия, поступки, высказывания, вегетативные реакции). Внутренние проявления – это мотивация, когнитивная переработка, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции.

Таким образом, под поведением следует понимать процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный ее индивидуальными особенностями и внутренней активностью, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков.

Основные признаки поведения: поведение социально по своей сути, т. е. оно формируется и реализуется в обществе, поведение имеет тесную связь с речевой регуляцией и целеполаганием. Частные признаки поведения: уровень активности, эмоциональная выразительность, динамичность, стабильность, произвольность, гибкость.

Специфические особенности девиантного поведения личности

Девиантное поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам (не соответствует существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам).

Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей.

Девиантное поведение наносит реальный ущерб личности или окружающим людям, т. е. может носить деструктивный или аутодеструктивный характер.

Девиантное поведение – это преимущественно стойко повторяющееся поведение (многократно или длительно).

Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как девиантное, оно должно согласовываться с общей направленностью личности.

Девиантное поведение следует рассматривать в пределах медицинской нормы.

Девиантное поведение сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.

Девиантное поведение обладает выраженным индивидуальным и половозрастным своеобразием.

Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.

Виды социальных норм

Социальные нормы имеют разнообразные формы и содержание. Нормы могут быть формализованы – записаны в виде законов, правил, инструкций. Однако чаще они существуют в таких формах общественного сознания, как народные традиции, социальные установки, общественное мнение.

Социальные нормы по сфере регулирования отношений подразделяются на следующие виды:

Нравственные (духовные) нормы. Их носителями являются люди, социальные институты (семья, религиозные конфессии, общественные организации). Существуют они в различных формах – общечеловеческие ценности (мировые религии, художественная культура, научная мысль и др.), народные обычаи, традиции, международные конвенции и декларации.

Морально-этические нормы. Представляют собой ожидания-предписания социальной группы (реальной или номинальной) в отношении ее членов. Носителями этих норм являются конкретные социальные объединения, их лидеры и руководство. Нормы данного вида обычно документально не закреплены.

Правовые нормы. Закреплены в основных документах государства (конституция, уголовный кодекс, гражданский кодекс). Данные нормы регулируются всей государственной системой.

Политические нормы. Сформулированы в международных документах и межгосударственных соглашениях и регулируют от-ношения между странами (народами).

Организационно-профессиональные нормы. Регулируются должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка, профессиональными традициями.

Социальные нормы характеризуются следующими основными свойствами: объективностью, историчностью, схематичностью, универсальностью, безусловностью, относительностью, динамичностью.

Это означает, что норма является исторически выработанным, обобщенным социальным предписанием, обязательна для выполнения со стороны всех людей и в любой ситуации. Нормы достаточно консервативны, но идеи гуманизма несколько скрашивают данное впечатление. К тому же в современном мире растет лояльность к проявлениям индивидуальности.

В целом социальные нормы присутствуют в любом обществе. Они создают нормативно-одобряемое поле деяний, желательных для данного общества, всех его членов в данное время и ориентируют личность в ее поведении.

Классификация видов отклоняющегося поведения

Условно можно выделить четыре основных подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений: социально-правовой, педагогический, клинический и психологический.


  • в зависимости от масштаба — массовые и индивидуальные отклонения;

  • по значению последствий — негативные и позитивные;

  • по субъекту — отклонения отдельных лиц, неформальных групп (например, бандформирований), официальных структур, условных социальных групп (например, женский, мужской или подростковый алкоголизм);

  • по объекту — экономические, бытовые, имущественные нарушения и др.;

  • по длительности — единовременные и длительные;

  • по типу нарушенной нормы — преступность, пьянство (алкоголизм), наркомания, бродяжничество, проституция, хулиганство, коррупция, терроризм, деструктивные культы и др.

  • преступления;

  • административные и гражданско-правовые нарушения;

  • дисциплинарные проступки.

  • неуспеваемость;

  • нарушение взаимоотношений со сверстниками;

  • эмоциональные нарушения;

  • поведенческие отклонения в сочетании со школьной дезадаптацией: нарушение дисциплины, прогулы, агрессивное поведение, оппозиционное поведение, курение, хулиганство, воровство, ложь, употребление психоактивных веществ, бродяжничество, совершение преступлений, зависимость от компьютерных игр, религиозных сект и др.

  • отказ от еды, непослушание, агрессивное поведение, мастурбация,

  • гиперактивное поведение и др.

При психологической классификации отклоняющегося поведения используются следующие критерии: вид нарушаемой нормы, психологические цели поведения и его мотивация, результаты данного поведения и причиняемый ими ущерб, индивидуально-стилевые характеристики поведения.


  • негативные (например, употребление наркотиков);

  • позитивные (например, социальное творчество);

  • социально-нейтральные (например, попрошайничество).

  • нестандартное поведение (в виде нового мышления, новых идей, действий, выходящих за рамки социального поведения, что играет позитивную роль в историческом развитии общества – деятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, первооткрывателей в какой-либо области знаний и пр.). Данную группу сложно в полной мере отнести к отклоняющемуся поведению;

  • деструктивное поведение, которое подразделяется на внешнедеструктивное (направлено на нарушение социальных норм – правовых, морально-этических, культурных) – аддиктивное и антисоциальное; внутридеструктивное – суицидальное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутистическое.

  • асоциальное (аморальное) поведение;

  • антисоциальное (делинквентное) поведение;

  • аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

4. Медицинский подход. Некоторые виды отклоняющегося поведения могут переходить с крайней границы нормы в болезнь и становиться предметом изучения медицины (пример: назначение наркотических веществ в медицинских целях приводит к злоупотреблению, т. е. психологической зависимости, перетекает в болезнь с признаками физической зависимости, т. е. наркоманию).

Отклоняющееся поведение — междисциплинарное понятие, поэтому специалисты немедицинского профиля, занимающиеся проблемой девиаций, не должны выходить за рамки собственной компетенции. Однако они должны иметь представление о видах поведения, регулируемых медицинскими нормами.

Медицинская классификация поведенческих расстройств основана на двух критериях — психопатологическом и возрастном.

МКБ-10 (международная классификация болезней 10-го пересмотра) выделяет следующие поведенческие расстройства:

1) у взрослых: F10—F19 — психические расстройства и расстройства поведения, связанные (вызванные) с употреблением психоактивных веществ: алкоголя, опиоидов, каннабиоидов, седативных или снотворных веществ, кокаина, других стимуляторов, включая кофеин, галлюциногенов, табака, летучих растворителей, сочетанным употреблением наркотиков и других психоактивных веществ; F50—F59 — поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами: расстройства приема пищи, расстройства сна неорганической природы, сексуальные расстройства, необусловленные органическими нарушениями или болезнями, психические и поведенческие расстройства, связанные с послеродовым периодом, злоупотребление веществами, не вызывающими зависимости; F60—F69 — расстройства личности и поведения в зрелом возрасте: расстройства привычек и влечений (азартные игры, пиромания и др.), расстройства половой иденти-фикации (транссексуализм и др.), расстройство сексуального предпочтения (фетишизм и др.).

Любое поведенческое расстройство диагностируется при наличии нескольких характерных диагностических критериев, которые повторяются неоднократно и сохраняются не менее 6 месяцев.

Под школьной дезадаптацией понимают расстройство способности приспосабливаться к внешней среде, это один из признаков проблем с общей психологической адаптацией. Из этого можно сделать вывод, что школьная дезадаптация представляет собой медико-биологическую проблему. С этой точки зрения школьную дезадаптацию рассматривают как расстройство поведения и развития.

В школах существуют специальные тесты, которые должен пройти первоклассник или ученик, переходящий из одного звена в другое. Цель данного тестирования определить, насколько психологически и интеллектуально, ребенок готов к новой ступени.

Часто детей, которые страдают серьезными проблемами с адаптацией, направляют на консультацию к психологу или психиатру. Но, прежде чем это сделать, учитель и родители должны приложить максимальные усилия, чтобы изменить сложившуюся ситуацию.

Некоторые признаки дезадаптации могут наблюдаться у многих учеников. Специалисты считают, что примерно 15-20 % учеников страдают разными проявлениями расстройства адаптации. Кроме того, ученые пришли к выводу, что процент учеников с расстройством адаптации зависит от возраста учеников. У младших школьников проблем с адаптацией меньше, чем у подростков.

Причины школьной дезадаптации

Ученые выделяют несколько основных причин школьной дезадаптации, сюда входят:

  • неподготовленность ребенка к условиям школы
  • недостаток знаний, несформированность психомоторных навыков
  • недостаточная усидчивость, проблемы с выдержкой
  • неспособность выполнять задания в одинаковом темпе вместе со всеми учениками
  • невозможность наладить контакт со сверстниками и одноклассниками
  • низкий уровень познавательной деятельности

Готовые работы на аналогичную тему

Иногда семейные отношения могут стать причиной дезадаптации ребёнка к школе. Бывают случаи, когда родители очень остро реагируют на школьные неудачи своего ребенка, ребенок очень близко воспринимает эти проблемы. Ребенок боится ошибиться и разочаровать своих родителей.

Немаловажную роль в проблемах школьной дезадаптации играют и сами педагоги. Бывают ситуации, когда учитель не может найти правильный подход к ученику, найти точки соприкосновения, что ведет к негативной реакции ученика.

Особое внимание заслуживает дезадаптация школьников подросткового возраста. В этом возрасте у них возрастает потребность в самовыражении, часто через поведение.

Немалое влияние оказывают и сверстники на адаптацию школьников. Особенно остро это проявляется в подростковом возрасте.

Бывают случаи, когда школьная дезадаптация выражается не в проблемах с успеваемостью и дисциплиной, а имеет психогенный характер.

Виды школьной дезадаптации

Ученые выделяют несколько критериев школьной дезадаптации:

  • неуспеваемость по школьным предметам, отсутствие знаний и необходимых для возраста навыков
  • негативное отношение к процессу обучения и к педагогам
  • периодическое неподдающееся корректировке поведенческое нарушение
  • дезадаптация связанная с нарушениями работы нервной системы
  • психосоциальная дезадаптация, которая выражается в индивидуальных особенностях ребенка
  • социальная дезадаптация (асоциальное поведение)

В педагогике выделяют пять основных типов школьной дезадаптации:

  • когнитивный тип
  • эмоционально-оценочный тип
  • поведенческий тип
  • соматический тип
  • коммуникативный тип

Под когнитивным типом дезадаптации понимают ситуацию, когда ребёнок не усваивает школьную программу.

Эмоционально-оценочный тип дезадаптации проявляется в негативном отношении к обучению в целом или же к отдельным дисциплинам.

При поведенческом типе дезадаптации ребенок часто нарушает дисциплину, отказывается идти на контакт с учителем, не выполняет его требования.

При соматическом типе дезадаптации ребенок начинает часто болеть.

При коммуникативном типе дезадаптации ребёнок не может наладить контакт ни со с взрослыми, ни с детьми.

Понятие социальной дезадаптации

Социальная дезадаптации рассматривается в педагогике в отдельном ключе. Под этим термином понимают поведение ребёнка, которое не соответствует общественным нормам, отклоняется от общественных принципов поведения. Это выражается в:

  • нарушении моральных и правовых норм
  • асоциальном поведении
  • неправильно сформированной системе ценностей, общественных установок
  • проблемах с нервно-психическим здоровьем
  • подростковом алкоголизме, наркомании

Социальная дезадаптация более серьезное нарушение, чем школьная дезадаптация. В данном случае ребёнок не только теряет всяческий стимул к учебе, он так же отдаляется от семьи, у него снижается уровень моральных ценностей, возникают проблемы с адекватной самооценкой.

Стадии социальной дезадаптации

В современной педагогической науке выделяют две стадии социальной дезадаптации. На первой стадии ученик отвергает сам педагогический процесс, агрессивно настроен именно к школе.

На второй стадии ребенок отчуждается и от школы, и от семьи, и от других общественных институтов. Такие дети могут бродяжничать, употреблять наркотики, отрицательно относиться к трудовой деятельности. Часто эти дети попадают под влияние криминальных групп.

Причины социальной дезадаптации

Существует несколько причин, которые приводят к десоциализации детей и подростков:

Читайте также: