Диалог культур в казахстане фразеологизмы риторические фигуры план урока
Обновлено: 02.07.2024
Рассмотрение многообразия культур; их взаимодействие и взаимовлияние; проблемы диалога культур в этнокультурном пространстве.Конкретизировать и закрепить на примерах данное явление. Выяснить возможен ли диалог между православием и языческой религией мари. Продолжить работу по формированию толерантности, особенно в условиях поликультурности и многоконфессиональности современного мира.
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 415.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
открытый урок по обществознанию в рамках республиканского семинара
учитель истории и обществознания
Шамова Людмила Максимовна.
рассмотрение многообразия культур, их взаимодействие и взаимовлияние; проблемы диалога культур в этнокультурном пространстве.
- рассмотреть основные компоненты культуры и ее многообразие (по критериям);
- конкретизировать, закрепить на примерах данное явление.
- выяснить возможен ли диалог между православием и языческой религией мари.
- развивать познавательный интерес к проблемам диалога культур в этнокультурном пространстве;
- побуждать обучающихся к обсуждению и поиску решения общественных проблем;
-развивать учебно-организационные умения: умение планировать деятельность по рациональному выполнению задания, давать самооценку;
-развивать учебно-интеллектуальные умения: умение мотивировать деятельность, логически осмысливать информацию, решать проблему, обобщать, делать выводы;
- развивать коммуникативную компетенцию.
-продолжить работу по формированию толерантности особенно в условиях поликультурности и многоконфессиональности современного общества;
Тип урока : урок закрепления полученных знаний.
Форма урока : урок - практикум.
Методы обучения : проблемное изложение материала, частично - поисковый и исследовательский.
Формы работы обучающихся :
- самостоятельная работа с неадаптированным текстом и выполнение проблемных и учебных заданий;
- подбор и оценка примеров диалога по различным формам культур ;
- выступление ученика по составленной презентации;
-поиск учениками диалога в процессе урока;
- разбор эссе по заданной тематике.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Попробуйте предположить, как это относится к нашей теме Культура?
(обучающиеся высказывают свои ассоциации по поводу изображения) Древо культуры выглядит еще сложнее, потому что все его ветви постоянно растут, меняются, соединяются и расходятся. И, для того чтобы понять, как они растут, нужно знать и помнить, как они выглядели раньше, т. е. необходимо постоянно принимать в расчет весь огромный культурный опыт человечества.
Сегодня на уроке мы продолжим разговор про культуру.
? классу -Что представляет собой культура?
Культура –явление сложное, многогранное, непросто разобраться в многообразии культур. Существует множество классификаций.
?классу -Вспомним основные виды и формы культур.
Культуры переплетаются, взаимодействуют между собой. В мире происходит постоянный диалог культур. Путем диалога культур сложилась уникальная мозаика человеческой цивилизации.
Диалог культур особенно важен в условиях полиэтнической, многоконфессиональной страны. Взаимодействие носит и политический характер, т.к. это связано с одним из способов снятия межнациональной напряженности без применения силы, это ли не консолидация общества.
На первом этапе урока займемся примерами диалога между различными формами культур.
?классу - Примеры диалога национальных культур? ( Крещение Руси, заимствование византийской православной культуры, изучение иностранных языков, японская кухня)
Более подробно остановимся на диалоге религиозных культур. Тем более каждая религия-это уже устоявшиеся веками религиозное учение, мораль, обряды.
Найдем ли диалог между православием и языческой религией мари? Кажется совершенно разные религии, это очевидно. Но возможно ли найти в очевидном –невероятное? ---- проблема урока.
Христианство основывается на таких добродетелях, как любовь к ближнему( а любовь не бывает без прощения), смирении, терпении. Человек греховен, должен избавиться от грехов через молитвы, через таинства, обращение к иконам, посещение храма.
Значит в ходе исследования нашли точки соприкосновения между православием и язычеством.(появление двоеверцев-синкретизм, язычники считают, что поклоняются одному и тому же Богу, моления в рощах проходят в православные праздники (праздник Николая Чудотворца-22 мая,19 декабря, признают Вербное Воскресенье, Пасху и т.д.)
Это тоже форма диалога. Мы попытались вас убедить - у нас получилось?
Вывод – Насколько мир многолик!
Перейдем к разнообразию в другой сфере культуры- к музыке. Мы прослушаем несколько композиций (всего на протяжении одной-двух минут, из-за отсутствия времени). Я воздержусь от комментарий. Слушайте, погружайтесь в мир своих ощущений и мыслей.
?классу - Попробуем найти диалог в музыкальных композициях?
Классическая музыка в современной обработке, в несколько иных музыкальных формах воспринимается как пример, проявление массовой культуры, а музыка Мишеля Леграна и Джемса Ласта превратились почти в классику. Вот такая форма диалога получилась.
Второй этап урока.
Обратимся к тексту ЕГЭ. Текст из открытого банка данных (ЕГЭ 2019года).
Многообразие культур - отличительная черта мировой культуры, а также форма проявления мировой цивилизации. Широкий диапазон культурного и этнического разнообразия в стране, принимаемый и оцениваемый как позитивное явление большинством населения страны, называется поликультурностью. Поликультурная модель общества противопоставляется модели ассимилятивной (т.е., модели уподобления), при котором меньшинства теряют свои культурные традиции и ценности, заменяя и традициями и ценностями большинства населения (группы большинства).
…Между разными культурами могут существовать самые разные формы взаимодействия, начиная с простого обмена ценностями и диалогом и заканчивая насильственным покорением или присоединением к доминирующей культуре. Мирные формы обмена культурными ценностями между двумя или несколькими народами называют культурным диалогом. В отличие от узкого понимания диалога как общения двух человек, культурный диалог – более широкое понятие. К универсальным формам распространения культуры относят заимствования, диффузию и открытия. Кроме них выделяют частные формы, например культурную трансмиссию.
Никакая культура не может быть самодостаточной. Творческое развитие культуры возможно только при взаимодействии с другими культурами, при всемерном обогащении собственного опыта. Замкнутость и изолированность приводят к стагнации, поэтому обращение к ценностям иных культур — залог развития и обновления. Заимствование культурных черт существовало на протяжении всей истории че-ловечества.
Культурная диффузия взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их со¬прикосновении; пространственное распространение культурных достижений из одной страны в другую. Культурная диффузия, т.е. стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, она позволяет народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге. Общение и познание способствует сближению народов. С другой стороны, чрезмерно активное общение и заимствование опасно потерей культурной самобытности
Культурная трансмиссия процесс передачи соответствующих данной культуре знаний, навыков, умений, традиций, обычаев и ценностей от одного индивида к другому, от одной культуры к другой и, наконец, от предшествующих поко¬ле¬ний к последующим через научение. Базовым институтом культурной трансмиссии является образование, благодаря которому культурные ценности передаются от старшего поколения (учителя, преподаватели) к младшему (от школьников младших классов до студентов) через узаконенные государством формы и механизмы обучения.
Культурная экспансия представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы. Ныне культурная экспансия осуществляется прежде всего через современные аудиовизуальные средства - телевидение, радио, кино.
С опорой на текст, сформулируйте определение поликультурной модели общества. Какой модели общества она противопоставляется? Охарактеризуйте, с опорой на текст, противоположную поликультурной модель общества
Какие формы культурного диалога, взаимодействия культур, указывает автор? Перечислите и охарактеризуйте, с опорой на текст, три из них. Опираясь на знание курсов истории и обществознание, проиллюстрируйте каждую из форм конкретным примером.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
Отвечаем на вопросы (первый, второй вопросы – по тексту, особенно обращаем внимание на третий вопрос)
-выписать и привести примеры - культурной диффузии (заимствование элементов высокой моды представителями среднего класса у высшего класса, каналы могут быть через туризм, торговлю).
- культурной трансмиссии ( передача опыта от родителей к детям, от учителей к ученикам).
- культурной экспансии ( введение христианства в Марийском крае).
Рассмотрение эссе ( по времени).
В последнее время стало модно во время урока, на классных часах приводить в качестве примера притчи.
Притча об аксакале.
Презентация на тему: " Диалог культур в Казахстане. Фразеологизмы. Риторические фигуры Е сболатова Замзагуль Данабековна преподаватель русского языка и литературы Талдыкорганского." — Транскрипт:
1 Диалог культур в Казахстане. Фразеологизмы. Риторические фигуры Е сболатова Замзагуль Данабековна преподаватель русского языка и литературы Талдыкорганского высшего политехнического колледжа
5 Фразеологизмы устойчивые сочетания двух и более слов, равные по значению слову. Фразеологизмы как исторически сложившиеся готовые единицы речи, имеют переносное значение. Признаки фразеологизмов Как самостоятельная лексическая единица языка, фразеологизмы имеют свои отличительные черты: в их составе насчитываются два и более слов, например: играть на нервах намеренно раздражать, нервировать кого- либо; шито белыми нитками видна поддельность, искусственность чего-либо; 2. Фразеологизмы имеют устойчивый состав.
6 Фразеологизмы имеют переносное значение, которое сложилось исторически. Иногда переносное значение фразеологизма нельзя понять, не обратившись к истории его возникновения. В предложении фразеологизм не делится на части, а является целиком одним членом предложения. Фразеологизмы имеют историю происхождения
Цель: формирование знаний об особенностях функционирования русского языка в условиях диалога культур в Казахстане.
Оценить 1613 0
Цель: формирование знаний об особенностях функционирования русского языка в условиях диалога культур в Казахстане.
Оборудование: Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательной школы. – 3-е изд., дораб./ Э.Д.Сулейменова, З.К.Сабитова. - Алматы: Атам ұра , 2013 г., раздаточный материал с заданиями.
Тип урока: изучение нового материала.
I. Вводно-мотивационный этап (деление на группы, определение темы и целей урока)
– О чем пойдет речь на уроке?
– Что в формулировке темы известно?
– Какие слова в формулировке незнакомы?
– Чему вы должны научиться на уроке? (Ответы детей: научиться объяснять (понимать) роль русского языка в диалоге культур в Казахстане)
II. Этап актуализации прежних знаний
Учитель: В культуре каждого народа проявляются его духовные потребности, эстетические представления, нравственные устремления. Все они наиболее полно выражены в языке.
Очень точно об этом сказал Петр Вяземский:
Язык есть исповедь народа:
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной.
В толковом словаре С.И.Ожегова дается статья о языке:
Язык-а, мн. -и, -ов, м. 1. Подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, участвующий также в артикуляции.Попробовать на язык (т.е. на вкус).
2. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Славянские языки. Литературный язык – высшая форма общенародного языка.
1.В каком значении это слово употреблено в высказывании П.Вяземского?
Какая особенность языка выражена в словах поэта?
Какова роль языка в жизни общества?
III. Информационно-операционный этап
Изучение нового материала.
Задание:внимательно прочтите текст (Упражнение 5, стр.6)
Выполните задания:
Самостоятельно обдумайте задание и выполните его (5 минут).
Обменяйтесь идеями с партнером (3 минуты).
Поделитесь вашими идеями с другой парой в группе (5 минут).
Обсудите идеи в группе и подготовьтесь к презентации позиции группы, выберите выступающего (2 минуты).
Ежегодно в третье воскресенье сентября в Казахстане отмечается День языков, ставший общим праздником для всех народов Казахстана. Объединяющей идеей праздника стало осознание непреходящей ценности каждого языка и каждой культуры, понимание того, что любой язык – это часть духовного наследия всего человечества, а культура всякого народа – это бесценный вклад в мировую цивилизацию.
В Республике Казахстан насчитывается 126 языков, которые по численности говорящих на них можно распределить на следующие группы:
языки-миллионники, т.е. языки с числом носителей более 1 млн.,– это казахский и русский;
языки с числом носителей от 50000 до 500000 человек – это белорусский, немецкий, татарский, узбекский, уйгурский, украинский, корейский, азербайджанский, турецкий;
языки с числом носителей от 10000 до 50000 человек – это армянский, башкирский, греческий, дунганский, ингушский, кыргызский, курдский, молдавский, мордовский (мокша, эрзя), польский, таджикский, чеченский, чувашский и другие;
языки с числом носителей от 1000 до 10000 человек – это аварский, болгарский, грузинский, каракалпакский, карачаево-балкарский, крымско-татарский, латышский, лезгинский, литовский, марийский (луговой, горный), осетинский, турецкий (месхетинский), туркменский, удмуртский, цыганский, эстонский и другие;
языки с числом носителей от 500 до 1000 человек – это алтайский, бурятский, гагаузский, даргинский, калмыкский, коми-зырянский, кумыкский, лакский, монгольский, румынский, талышский, финский, чешский и другие;
языки с числом носителей от 10 до 500 человек – это абазинский, абхазский, агульский, адыгейский, албанский, вепсский, долганский, ижорский, кабардинский, караимский, карельский, коми-пермяцкий, корякский, нанайский, ненецкий, рутульский, рушанский, словацкий, татский, табасаранский, тофаларский, тувинский, удинский, удыгейский, хакасский, хантыйский, хорватский, цахурский, черкесский, чуванский, чукотский, шорский, шугнанский, эвенкийский, эвенский, якутский (саха) и другие;
языки с числом носителей менее 10 – это алеутский, ительменский, кетский, ливский, мансийский, негидальский, нивхский, орочский, саамский, селькупский, сербский, ульчский, энецкий, юкагирский и другие языки.
Важно знать, что, согласно переписи 2009 года, казахи составляют 63,1%, русские – 23, 7 %, остальные этносы – 13,2% населения. Это делает казахский и русский языки главными участниками языковой ситуации, а все остальные языки – языками малочисленных народов.
Казахский и русский языки – языки-миллионники, принадлежат по количеству носителей к 4 % языков мира и лидируют по количеству говорящих на них в Республике Казахстан. Кроме того, в стране велико число билингвов со вторым казахским и со вторым русским языком, что также значительно увеличивает коммуникативную мощность обоих языков.
Как можно озаглавить текст?
Б. День языков в Казахстане
В. О языковой ситуации в Республике Казахстан
Г. Язык – часть духовного наследия человечества.
Какова идея праздника Дня языков?
По какому признаку распределены языки на группы в тексте?
Почему для Республики Казахстан важен диалог культур? Обоснуйте свой ответ.
Когда в Казахстане отмечается День языков?
Кто такие билингвы?
Б. Двукратные победители языковых олимпиад
В. Люди, занимающиеся языковой статистикой
Г. Лица, владеющие двумя языками
Что увеличивает коммуникативную мощность казахского и русского языков?
Какова роль русского языка в диалоге культур? Обоснуйте свое мнение.
2. Осознание непреходящей ценности каждого языка и каждой культуры, понимание того, что любой язык - это часть духовного наследия всего человечества.
3. По численности говорящих на этих языках.
4. Казахстан – полиэтническая, многоязычная, мультикультурная страна. Язык - это хранитель истории, хранитель культуры. Культура и язык одного народа закрепляется на уровне речи другого – и рождается диалог культур, что важно для сохранения мира и стабильности в нашей республике.
1. Ежегодно в третье воскресенье сентября в Казахстане отмечается День языков.
3. Казахский и русский языки лидируют по количеству говорящих на них в Республике Казахстан. В стране велико число билингвов со вторым казахским и со вторым русским языком, что также значительно увеличивает коммуникативную мощность обоих языков.
4. Русский язык широко используется во всех сферах общения в Казахстане, особую значимость ему придает использование в качестве средства общения, непосредственно включенного в диалог культур всех живущих в республике народов.
В ходе урока учащиеся определяют статус и функции русского языка в современном мире и Казахстане, составляют план и тезисы нового материала, устные высказывания на предложенные темы, совершенствуют навыки работы в группе и паре, навыки взаимооценивания
Русский язык в диалоге культур.
раскрыть функции русского языка в современном мире и Казахстане; расширить и углубить общие сведения о языке, о его международном значении;
совершенствовать навыки составления плана, тезисов по новому материалу, культуру устного и письменного речевого общения, навыки работы в группах;
развивать творческое мышление; активизировать и пополнять словарный запас учащихся.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся определяют статус и функции русского языка в современном мире и Казахстане, составляют план и тезисы нового материала, устные высказывания на предложенные темы, совершенствуют навыки работы в группе и паре, навыки взаимооценивания
Оборудование:
эпиграф к уроку, учебные тексты, раздаточный материал для работы в группах.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
І. Организационный этап
- Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждал нового учебного года. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке.
ІІ. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Писатель не ошибся в своем предсказании. Это время пришло. Русский язык в последние десятилетия не только небывало распространился по всей планете, не только завоевал уважение и признание разных наций и народов, но и юридически санкционирован в качестве мирового языка — одного из официальных языков Организации Объединенных Наций.
III. Работа над темой урока
Работа с текстом.
Сколько же людей в мире говорит по-русски?
Вот несколько цифр, свидетельствующих о распространении русского языка в наше время: русский язык является родным для 170 миллионов человек, и 350 миллионов человек его понимают. Большинство говорящих по-русски живёт, конечно же, в России, остальные — за её пределами. Кто эти люди?
Это те, кто живёт на территории стран СНГ и Балтии, а также те, кто проживает в странах традиционного зарубежья. Для них специально издаются журналы и книги на русском языке, ведётся обучение в школах, между собой эти люди продолжают общаться по-русски.
Сильным учащимся предлагается составить в тетрадях тезисы текста, остальным — его план
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Творческая работа в парах (творческое применение изученного ранее материала о языке)
- Почему народы мира изучают русский язык? В своих ответах используйте вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих.
Задание. Прочитайте высказывания известных писателей о языке и, опираясь на полученные ранее сведения, сделайте вывод о богатстве, красоте, выразительности и развитости русского языка.
Групповая работа (3 группы)
3. Практическая работа. Диктант с дополнительным заданием
Запишите текст под диктовку. Найдите в тексте устаревшие слова и формы слов. Объясните их значение.
Карл V, римский император, говаривал, что гишпанским языком — с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелями, италиянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашёл бы в нём великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того — богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языков.
Записывают текст, определяют основную мысль высказывания, выполняют лексические задания.
4. Работа над культурой и развитием речи учащихся
2 уровень. Составьте и разыграйте с соседом по парте диалог о том, почему мы, граждане Казахстана, изучаем русский язык.
3 уровень. Посовещавшись в парах, обоснуйте справедливость мнения:
Работа в парах (по уровням)
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Каким условиям должен соответствовать язык, чтобы считаться мировым?
Назовите причины популярности русского языка в мире.
Приведите примеры русских слов, которые вошли в другие языки планеты без перевода.
Почему для Республики Казахстан так важен диалог культур?
2. Заключительное слово учителя
Изучая русский язык, его развитие, вникайте в суть грамматических правил, размышляйте над значением слов, над их сочетаниями, осмысливайте суть каждого предложения. Помните, что поколения русских людей, пользуясь языком, обогащая и совершенствуя его, отразили в словах, словосочетаниях, предложениях и свою природу, и свою историю, и поэзию, и отношение к жизни…
Отвечают на вопросы
VI. Домашнее задание
По материалам урока обосновать (письменно) функции русского языка в современном мире (7–8 предложений)
Упражнение №7 (связанный текст по предложенным заданиям)
Записывают домашнее задание
Русский язык в диалоге культур.
Составьте тезисы или план данного текста.
Творческая работа в парах (устно)
- Почему народы мира изучают русский язык? В своих ответах используйте вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих.
Посовещавшись в парах, обоснуйте справедливость мнения:
Писатель не ошибся в своем предсказании. Это время пришло. Русский язык в последние десятилетия не только небывало распространился по всей планете, не только завоевал уважение и признание разных наций и народов, но и юридически санкционирован в качестве мирового языка — одного из официальных языков Организации Объединенных Наций.
Русский язык был издавна известен и в соседних, и в запредельных землях. В торговле с мужественной и дружелюбной страной был кровно заинтересован и Запад, и Восток. Волей-неволей будешь изучать и язык этого великого и таинственного народа, населившего обширные пространства между Западной Европой и Азией. Англичанин Генрих Лудольф, долго живший в России и наблюдавший быт и язык разных
Русский язык в диалоге культур.
Составьте тезисы или план данного текста.
Творческая работа в парах (устно)
- Почему народы мира изучают русский язык? В своих ответах используйте вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих.
Посовещавшись в парах, обоснуйте справедливость мнения:
Писатель не ошибся в своем предсказании. Это время пришло. Русский язык в последние десятилетия не только небывало распространился по всей планете, не только завоевал уважение и признание разных наций и народов, но и юридически санкционирован в качестве мирового языка — одного из официальных языков Организации Объединенных Наций.
Русский язык был издавна известен и в соседних, и в запредельных землях. В торговле с мужественной и дружелюбной страной был кровно заинтересован и Запад, и Восток. Волей-неволей будешь изучать и язык этого великого и таинственного народа, населившего обширные пространства между Западной Европой и Азией. Англичанин Генрих Лудольф, долго живший в России и наблюдавший быт и язык разных
Сколько же людей в мире говорит по-русски?
Вот несколько цифр, свидетельствующих о распространении русского языка в наше время: русский язык является родным для 170 миллионов человек, и 350 миллионов человек его понимают. Большинство говорящих по-русски живёт, конечно же, в России, остальные — за её пределами. Кто эти люди?
Это те, кто живёт на территории стран СНГ и Балтии, а также те, кто проживает в странах традиционного зарубежья. Для них специально издаются журналы и книги на русском языке, ведётся обучение в школах, между собой эти люди продолжают общаться по-русски.
Каким условиям должен соответствовать язык, чтобы считаться мировым?
Почему русский язык стал мировым языком?
Назовите причины популярности русского языка в мире.
Приведите примеры русских слов, которые вошли в другие языки планеты без перевода.
Сколько же людей в мире говорит по-русски?
Вот несколько цифр, свидетельствующих о распространении русского языка в наше время: русский язык является родным для 170 миллионов человек, и 350 миллионов человек его понимают. Большинство говорящих по-русски живёт, конечно же, в России, остальные — за её пределами. Кто эти люди?
Это те, кто живёт на территории стран СНГ и Балтии, а также те, кто проживает в странах традиционного зарубежья. Для них специально издаются журналы и книги на русском языке, ведётся обучение в школах, между собой эти люди продолжают общаться по-русски.
Каким условиям должен соответствовать язык, чтобы считаться мировым?
Почему русский язык стал мировым языком?
Назовите причины популярности русского языка в мире.
Приведите примеры русских слов, которые вошли в другие языки планеты без перевода.
Читайте также:
- Как земля и труд людей кормили 6 класс краткое содержание
- Договор о сотрудничестве и совместной деятельности образец со школой и спортивной школой
- Социальный проект по физкультуре в школе
- Чем особенно дорог тарас бульба автору кратко
- Почему именно имя упомянутого в тексте деятеля римской истории превратилось в составную часть кратко