Диалог культур в казахстане фразеологизмы риторические фигуры план урока

Обновлено: 02.07.2024

Рассмотрение многообразия культур; их взаимодействие и взаимовлияние; проблемы диалога культур в этнокультурном пространстве.Конкретизировать и закрепить на примерах данное явление. Выяснить возможен ли диалог между православием и языческой религией мари. Продолжить работу по формированию толерантности, особенно в условиях поликультурности и многоконфессиональности современного мира.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok.docx 415.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

открытый урок по обществознанию в рамках республиканского семинара

учитель истории и обществознания

Шамова Людмила Максимовна.

рассмотрение многообразия культур, их взаимодействие и взаимовлияние; проблемы диалога культур в этнокультурном пространстве.

- рассмотреть основные компоненты культуры и ее многообразие (по критериям);

- конкретизировать, закрепить на примерах данное явление.

- выяснить возможен ли диалог между православием и языческой религией мари.

- развивать познавательный интерес к проблемам диалога культур в этнокультурном пространстве;

- побуждать обучающихся к обсуждению и поиску решения общественных проблем;

-развивать учебно-организационные умения: умение планировать деятельность по рациональному выполнению задания, давать самооценку;

-развивать учебно-интеллектуальные умения: умение мотивировать деятельность, логически осмысливать информацию, решать проблему, обобщать, делать выводы;

- развивать коммуникативную компетенцию.

-продолжить работу по формированию толерантности особенно в условиях поликультурности и многоконфессиональности современного общества;

Тип урока : урок закрепления полученных знаний.

Форма урока : урок - практикум.

Методы обучения : проблемное изложение материала, частично - поисковый и исследовательский.

Формы работы обучающихся :

- самостоятельная работа с неадаптированным текстом и выполнение проблемных и учебных заданий;

- подбор и оценка примеров диалога по различным формам культур ;

- выступление ученика по составленной презентации;

-поиск учениками диалога в процессе урока;

- разбор эссе по заданной тематике.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Попробуйте предположить, как это относится к нашей теме Культура?

(обучающиеся высказывают свои ассоциации по поводу изображения) Древо культуры выглядит еще сложнее, потому что все его ветви постоянно растут, меняются, соединяются и расходятся. И, для того чтобы понять, как они растут, нужно знать и помнить, как они выглядели раньше, т. е. необходимо постоянно принимать в расчет весь огромный культурный опыт человечества.

Сегодня на уроке мы продолжим разговор про культуру.

? классу -Что представляет собой культура?

Культура –явление сложное, многогранное, непросто разобраться в многообразии культур. Существует множество классификаций.

?классу -Вспомним основные виды и формы культур.

Культуры переплетаются, взаимодействуют между собой. В мире происходит постоянный диалог культур. Путем диалога культур сложилась уникальная мозаика человеческой цивилизации.

Диалог культур особенно важен в условиях полиэтнической, многоконфессиональной страны. Взаимодействие носит и политический характер, т.к. это связано с одним из способов снятия межнациональной напряженности без применения силы, это ли не консолидация общества.

На первом этапе урока займемся примерами диалога между различными формами культур.

?классу - Примеры диалога национальных культур? ( Крещение Руси, заимствование византийской православной культуры, изучение иностранных языков, японская кухня)

Более подробно остановимся на диалоге религиозных культур. Тем более каждая религия-это уже устоявшиеся веками религиозное учение, мораль, обряды.

Найдем ли диалог между православием и языческой религией мари? Кажется совершенно разные религии, это очевидно. Но возможно ли найти в очевидном –невероятное? ---- проблема урока.

Христианство основывается на таких добродетелях, как любовь к ближнему( а любовь не бывает без прощения), смирении, терпении. Человек греховен, должен избавиться от грехов через молитвы, через таинства, обращение к иконам, посещение храма.

Значит в ходе исследования нашли точки соприкосновения между православием и язычеством.(появление двоеверцев-синкретизм, язычники считают, что поклоняются одному и тому же Богу, моления в рощах проходят в православные праздники (праздник Николая Чудотворца-22 мая,19 декабря, признают Вербное Воскресенье, Пасху и т.д.)

Это тоже форма диалога. Мы попытались вас убедить - у нас получилось?

Вывод – Насколько мир многолик!

Перейдем к разнообразию в другой сфере культуры- к музыке. Мы прослушаем несколько композиций (всего на протяжении одной-двух минут, из-за отсутствия времени). Я воздержусь от комментарий. Слушайте, погружайтесь в мир своих ощущений и мыслей.

?классу - Попробуем найти диалог в музыкальных композициях?

Классическая музыка в современной обработке, в несколько иных музыкальных формах воспринимается как пример, проявление массовой культуры, а музыка Мишеля Леграна и Джемса Ласта превратились почти в классику. Вот такая форма диалога получилась.

Второй этап урока.

Обратимся к тексту ЕГЭ. Текст из открытого банка данных (ЕГЭ 2019года).

Многообразие культур - отличительная черта мировой культуры, а также форма проявления мировой цивилизации. Широкий диапазон культурного и этнического разнообразия в стране, принимаемый и оцениваемый как позитивное явление большинством населения страны, называется поликультурностью. Поликультурная модель общества противопоставляется модели ассимилятивной (т.е., модели уподобления), при котором меньшинства теряют свои культурные традиции и ценности, заменяя и традициями и ценностями большинства населения (группы большинства).

…Между разными культурами могут существовать самые разные формы взаимодействия, начиная с простого обмена ценностями и диалогом и заканчивая насильственным покорением или присоединением к доминирующей культуре. Мирные формы обмена культурными ценностями между двумя или несколькими народами называют культурным диалогом. В отличие от узкого понимания диалога как общения двух человек, культурный диалог – более широкое понятие. К универсальным формам распространения культуры относят заимствования, диффузию и открытия. Кроме них выделяют частные формы, например культурную трансмиссию.

Никакая культура не может быть самодостаточной. Творческое развитие культуры возможно только при взаимодействии с другими культурами, при всемерном обогащении собственного опыта. Замкнутость и изолированность приводят к стагнации, поэтому обращение к ценностям иных культур — залог развития и обновления. Заимствование культурных черт существовало на протяжении всей истории че-ловечества.

Культурная диффузия взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их со¬прикосновении; пространственное распространение культурных достижений из одной страны в другую. Культурная диффузия, т.е. стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, она позволяет народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге. Общение и познание способствует сближению народов. С другой стороны, чрезмерно активное общение и заимствование опасно потерей культурной самобытности

Культурная трансмиссия процесс передачи соответствующих данной культуре знаний, навыков, умений, традиций, обычаев и ценностей от одного индивида к другому, от одной культуры к другой и, наконец, от предшествующих поко¬ле¬ний к последующим через научение. Базовым институтом культурной трансмиссии является образование, благодаря которому культурные ценности передаются от старшего поколения (учителя, преподаватели) к младшему (от школьников младших классов до студентов) через узаконенные государством формы и механизмы обучения.

Культурная экспансия представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы. Ныне культурная экспансия осуществляется прежде всего через современные аудиовизуальные средства - телевидение, радио, кино.

С опорой на текст, сформулируйте определение поликультурной модели общества. Какой модели общества она противопоставляется? Охарактеризуйте, с опорой на текст, противоположную поликультурной модель общества

Какие формы культурного диалога, взаимодействия культур, указывает автор? Перечислите и охарактеризуйте, с опорой на текст, три из них. Опираясь на знание курсов истории и обществознание, проиллюстрируйте каждую из форм конкретным примером.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

Отвечаем на вопросы (первый, второй вопросы – по тексту, особенно обращаем внимание на третий вопрос)

-выписать и привести примеры - культурной диффузии (заимствование элементов высокой моды представителями среднего класса у высшего класса, каналы могут быть через туризм, торговлю).

- культурной трансмиссии ( передача опыта от родителей к детям, от учителей к ученикам).

- культурной экспансии ( введение христианства в Марийском крае).

Рассмотрение эссе ( по времени).

В последнее время стало модно во время урока, на классных часах приводить в качестве примера притчи.

Притча об аксакале.

Презентация на тему: " Диалог культур в Казахстане. Фразеологизмы. Риторические фигуры Е сболатова Замзагуль Данабековна преподаватель русского языка и литературы Талдыкорганского." — Транскрипт:

1 Диалог культур в Казахстане. Фразеологизмы. Риторические фигуры Е сболатова Замзагуль Данабековна преподаватель русского языка и литературы Талдыкорганского высшего политехнического колледжа

5 Фразеологизмы устойчивые сочетания двух и более слов, равные по значению слову. Фразеологизмы как исторически сложившиеся готовые единицы речи, имеют переносное значение. Признаки фразеологизмов Как самостоятельная лексическая единица языка, фразеологизмы имеют свои отличительные черты: в их составе насчитываются два и более слов, например: играть на нервах намеренно раздражать, нервировать кого- либо; шито белыми нитками видна поддельность, искусственность чего-либо; 2. Фразеологизмы имеют устойчивый состав.

6 Фразеологизмы имеют переносное значение, которое сложилось исторически. Иногда переносное значение фразеологизма нельзя понять, не обратившись к истории его возникновения. В предложении фразеологизм не делится на части, а является целиком одним членом предложения. Фразеологизмы имеют историю происхождения

Цель: формирование знаний об особенностях функционирования русского языка в условиях диалога культур в Казахстане.

Оценить 1613 0

Цель: формирование знаний об особенностях функционирования русского языка в условиях диалога культур в Казахстане.

Оборудование: Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательной школы. – 3-е изд., дораб./ Э.Д.Сулейменова, З.К.Сабитова. - Алматы: Атам ұра , 2013 г., раздаточный материал с заданиями.

Тип урока: изучение нового материала.

I. Вводно-мотивационный этап (деление на группы, определение темы и целей урока)

– О чем пойдет речь на уроке?

– Что в формулировке темы известно?

– Какие слова в формулировке незнакомы?

– Чему вы должны научиться на уроке? (Ответы детей: научиться объяснять (понимать) роль русского языка в диалоге культур в Казахстане)

II. Этап актуализации прежних знаний

Учитель: В культуре каждого народа проявляются его духовные потребности, эстетические представления, нравственные устремления. Все они наиболее полно выражены в языке.

Очень точно об этом сказал Петр Вяземский:

Язык есть исповедь народа:

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной.

В толковом словаре С.И.Ожегова дается статья о языке:

Язык-а, мн. -и, -ов, м. 1. Подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, участвующий также в артикуляции.Попробовать на язык (т.е. на вкус).

2. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Славянские языки. Литературный язык – высшая форма общенародного языка.

1.В каком значении это слово употреблено в высказывании П.Вяземского?

Какая особенность языка выражена в словах поэта?

Какова роль языка в жизни общества?

III. Информационно-операционный этап

Изучение нового материала.

Задание:внимательно прочтите текст (Упражнение 5, стр.6)

Выполните задания:

Самостоятельно обдумайте задание и выполните его (5 минут).

Обменяйтесь идеями с партнером (3 минуты).

Поделитесь вашими идеями с другой парой в группе (5 минут).

Обсудите идеи в группе и подготовьтесь к презентации позиции группы, выберите выступающего (2 минуты).

Ежегодно в третье воскресенье сентября в Казахстане отмечается День языков, ставший общим праздником для всех народов Казахстана. Объединяющей идеей праздника стало осознание непреходящей ценности каждого языка и каждой культуры, понимание того, что любой язык – это часть духовного наследия всего человечества, а культура всякого народа – это бесценный вклад в мировую цивилизацию.

В Республике Казахстан насчитывается 126 языков, которые по численности говорящих на них можно распределить на следующие группы:

языки-миллионники, т.е. языки с числом носителей более 1 млн.,– это казахский и русский;

языки с числом носителей от 50000 до 500000 человек – это белорусский, немецкий, татарский, узбекский, уйгурский, украинский, корейский, азербайджанский, турецкий;

языки с числом носителей от 10000 до 50000 человек – это армянский, башкирский, греческий, дунганский, ингушский, кыргызский, курдский, молдавский, мордовский (мокша, эрзя), польский, таджикский, чеченский, чувашский и другие;

языки с числом носителей от 1000 до 10000 человек – это аварский, болгарский, грузинский, каракалпакский, карачаево-балкарский, крымско-татарский, латышский, лезгинский, литовский, марийский (луговой, горный), осетинский, турецкий (месхетинский), туркменский, удмуртский, цыганский, эстонский и другие;

языки с числом носителей от 500 до 1000 человек – это алтайский, бурятский, гагаузский, даргинский, калмыкский, коми-зырянский, кумыкский, лакский, монгольский, румынский, талышский, финский, чешский и другие;

языки с числом носителей от 10 до 500 человек – это абазинский, абхазский, агульский, адыгейский, албанский, вепсский, долганский, ижорский, кабардинский, караимский, карельский, коми-пермяцкий, корякский, нанайский, ненецкий, рутульский, рушанский, словацкий, татский, табасаранский, тофаларский, тувинский, удинский, удыгейский, хакасский, хантыйский, хорватский, цахурский, черкесский, чуванский, чукотский, шорский, шугнанский, эвенкийский, эвенский, якутский (саха) и другие;

языки с числом носителей менее 10 – это алеутский, ительменский, кетский, ливский, мансийский, негидальский, нивхский, орочский, саамский, селькупский, сербский, ульчский, энецкий, юкагирский и другие языки.

Важно знать, что, согласно переписи 2009 года, казахи составляют 63,1%, русские – 23, 7 %, остальные этносы – 13,2% населения. Это делает казахский и русский языки главными участниками языковой ситуации, а все остальные языки – языками малочисленных народов.

Казахский и русский языки – языки-миллионники, принадлежат по количеству носителей к 4 % языков мира и лидируют по количеству говорящих на них в Республике Казахстан. Кроме того, в стране велико число билингвов со вторым казахским и со вторым русским языком, что также значительно увеличивает коммуникативную мощность обоих языков.

Как можно озаглавить текст?

Б. День языков в Казахстане

В. О языковой ситуации в Республике Казахстан

Г. Язык – часть духовного наследия человечества.

Какова идея праздника Дня языков?

По какому признаку распределены языки на группы в тексте?

Почему для Республики Казахстан важен диалог культур? Обоснуйте свой ответ.

Когда в Казахстане отмечается День языков?

Кто такие билингвы?

Б. Двукратные победители языковых олимпиад

В. Люди, занимающиеся языковой статистикой

Г. Лица, владеющие двумя языками

Что увеличивает коммуникативную мощность казахского и русского языков?

Какова роль русского языка в диалоге культур? Обоснуйте свое мнение.

2. Осознание непреходящей ценности каждого языка и каждой культуры, понимание того, что любой язык - это часть духовного наследия всего человечества.

3. По численности говорящих на этих языках.

4. Казахстан – полиэтническая, многоязычная, мультикультурная страна. Язык - это хранитель истории, хранитель культуры. Культура и язык одного народа закрепляется на уровне речи другого – и рождается диалог культур, что важно для сохранения мира и стабильности в нашей республике.

1. Ежегодно в третье воскресенье сентября в Казахстане отмечается День языков.

3. Казахский и русский языки лидируют по количеству говорящих на них в Республике Казахстан. В стране велико число билингвов со вторым казахским и со вторым русским языком, что также значительно увеличивает коммуникативную мощность обоих языков.

4. Русский язык широко используется во всех сферах общения в Казахстане, особую значимость ему придает использование в качестве средства общения, непосредственно включенного в диалог культур всех живущих в республике народов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока учащиеся определяют статус и функции русского языка в современном мире и Казахстане, составляют план и тезисы нового материала, устные высказывания на предложенные темы, совершенствуют навыки работы в группе и паре, навыки взаимооценивания

Русский язык в диалоге культур.

раскрыть функции русского языка в современном мире и Казахстане; расширить и углубить общие сведения о язы­ке, о его международном значении;

совершенство­вать навыки составления плана, тезисов по новому материалу, культуру устного и письменного рече­вого общения, навыки работы в группах;

развивать творческое мышление; активизировать и пополнять словарный запас учащихся.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся определяют статус и функции русского языка в современном мире и Казахстане, составляют план и тезисы нового материала, устные высказывания на предложенные темы, совершенствуют навыки работы в группе и паре, навыки взаимооценивания

Оборудование:

эпиграф к уроку, учебные тексты, раздаточный ма­териал для работы в группах.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

І. Организационный этап

- Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждал нового учебного года. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке.

ІІ. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Писатель не ошибся в своем предсказании. Это время при­шло. Русский язык в последние десятилетия не только небывало распространился по всей планете, не только завоевал уважение и признание разных наций и народов, но и юридически санкциони­рован в качестве мирового языка — одного из официальных языков Организации Объединенных Наций.

III. Работа над темой урока

Работа с текстом.

Сколько же людей в мире говорит по-русски?

Вот несколько цифр, свидетельствующих о распространении русского языка в наше время: русский язык является родным для 170 миллионов человек, и 350 миллионов человек его понимают. Большинство говорящих по-русски живёт, конечно же, в России, остальные — за её пределами. Кто эти люди?

Это те, кто живёт на территории стран СНГ и Балтии, а также те, кто проживает в странах традиционного зарубежья. Для них специально издаются журналы и книги на русском языке, ведётся обучение в школах, между собой эти люди продолжают общаться по-русски.

Сильным учащимся предлагается составить в тетрадях тезисы текста, остальным — его план

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Творческая работа в парах (творческое применение изученного ранее материала о языке)

- Почему народы мира изучают русский язык? В своих ответах используйте вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих.

Задание. Прочитайте высказывания известных писателей о язы­ке и, опираясь на полученные ранее сведения, сделайте вывод о бо­гатстве, красоте, выразительности и развитости русского языка.

Групповая работа (3 группы)

3. Практическая работа. Диктант с дополнительным заданием

Запишите текст под диктовку. Найдите в тексте устаревшие слова и формы слов. Объясните их значение.

Карл V, римский император, говаривал, что гишпанским язы­ком — с Богом, французским — с друзьями, немецким — с непри­ятелями, италиянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашёл бы в нём великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того — богат­ство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языков.

Записывают текст, определяют основную мысль высказывания, выполняют лексические задания.

4. Работа над культурой и развитием речи учащихся

2 уровень. Составьте и разыграйте с соседом по парте диалог о том, почему мы, граждане Казахстана, изучаем русский язык.

3 уровень. Посовещавшись в парах, обоснуйте справедливость мнения:

Работа в парах (по уровням)

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Каким условиям должен соответствовать язык, чтобы считать­ся мировым?

Назовите причины популярности русского языка в мире.

Приведите примеры русских слов, которые вошли в другие язы­ки планеты без перевода.

Почему для Республики Казахстан так важен диалог культур?

2. Заключительное слово учителя

Изучая русский язык, его развитие, вникайте в суть грамма­тических правил, размышляйте над значением слов, над их со­четаниями, осмысливайте суть каждого предложения. Помните, что поколения русских людей, пользуясь языком, обогащая и со­вершенствуя его, отразили в словах, словосочетаниях, предло­жениях и свою природу, и свою историю, и поэзию, и отношение к жизни…

Отвечают на вопросы

VI. Домашнее задание

По материалам урока обосновать (письменно) функции русско­го языка в современном мире (7–8 предложений)

Упражнение №7 (связанный текст по предложенным заданиям)

Записывают домашнее задание

Русский язык в диалоге культур.

Составьте тезисы или план данного текста.

Творческая работа в парах (устно)

- Почему народы мира изучают русский язык? В своих ответах используйте вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих.

Посовещавшись в парах, обоснуйте справедливость мнения:

Писатель не ошибся в своем предсказании. Это время при­шло. Русский язык в последние десятилетия не только небывало распространился по всей планете, не только завоевал уважение и признание разных наций и народов, но и юридически санкциони­рован в качестве мирового языка — одного из официальных языков Организации Объединенных Наций.

Русский язык был издавна известен и в соседних, и в запредель­ных землях. В торговле с мужественной и дружелюбной страной был кровно заинтересован и Запад, и Восток. Волей-неволей будешь изучать и язык этого великого и таинственного народа, населивше­го обширные пространства между Западной Европой и Азией. Ан­гличанин Генрих Лудольф, долго живший в России и наблюдавший быт и язык разных

Русский язык в диалоге культур.

Составьте тезисы или план данного текста.

Творческая работа в парах (устно)

- Почему народы мира изучают русский язык? В своих ответах используйте вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих.

Посовещавшись в парах, обоснуйте справедливость мнения:

Писатель не ошибся в своем предсказании. Это время при­шло. Русский язык в последние десятилетия не только небывало распространился по всей планете, не только завоевал уважение и признание разных наций и народов, но и юридически санкциони­рован в качестве мирового языка — одного из официальных языков Организации Объединенных Наций.

Русский язык был издавна известен и в соседних, и в запредель­ных землях. В торговле с мужественной и дружелюбной страной был кровно заинтересован и Запад, и Восток. Волей-неволей будешь изучать и язык этого великого и таинственного народа, населивше­го обширные пространства между Западной Европой и Азией. Ан­гличанин Генрих Лудольф, долго живший в России и наблюдавший быт и язык разных

Сколько же людей в мире говорит по-русски?

Вот несколько цифр, свидетельствующих о распространении русского языка в наше время: русский язык является родным для 170 миллионов человек, и 350 миллионов человек его понимают. Большинство говорящих по-русски живёт, конечно же, в России, остальные — за её пределами. Кто эти люди?

Это те, кто живёт на территории стран СНГ и Балтии, а также те, кто проживает в странах традиционного зарубежья. Для них специально издаются журналы и книги на русском языке, ведётся обучение в школах, между собой эти люди продолжают общаться по-русски.

Каким условиям должен соответствовать язык, чтобы считать­ся мировым?

Почему русский язык стал мировым языком?

Назовите причины популярности русского языка в мире.

Приведите примеры русских слов, которые вошли в другие язы­ки планеты без перевода.

Сколько же людей в мире говорит по-русски?

Вот несколько цифр, свидетельствующих о распространении русского языка в наше время: русский язык является родным для 170 миллионов человек, и 350 миллионов человек его понимают. Большинство говорящих по-русски живёт, конечно же, в России, остальные — за её пределами. Кто эти люди?

Это те, кто живёт на территории стран СНГ и Балтии, а также те, кто проживает в странах традиционного зарубежья. Для них специально издаются журналы и книги на русском языке, ведётся обучение в школах, между собой эти люди продолжают общаться по-русски.

Каким условиям должен соответствовать язык, чтобы считать­ся мировым?

Почему русский язык стал мировым языком?

Назовите причины популярности русского языка в мире.

Приведите примеры русских слов, которые вошли в другие язы­ки планеты без перевода.

Читайте также: