Что такое проблемный метод обучения в школе

Обновлено: 30.06.2024

Проблемное обучение – метод обучения при помощи которого ученик сам сталкивается с какими-либо противоречиями и пытается прийти к их пониманию самостоятельно. Таким образом человек способен не только развивать свое мышление, но также находить решение проблемы и пользоваться знаниями, которые он приобрел ранее.

Использование методики проблемного обучения не слишком пользуется популярностью, но несмотря на это, такая технология является достаточно эффективной. В ее основу легли работы философа Джона Дьюи.

В чем заключается процесс проблемного обучения

Концепцией проблемного обучения являются такие положения:

  • усвоение полученных знаний происходит спонтанно;
  • развитие ребенка происходит на подсознательном уровне;
  • материал усваивается в голове у человека лишь при необходимости, а не тогда, когда он его изучает;
  • успех в обучении зависит от любопытства, активности и сопоставлении материала с жизненными или трудовыми обстоятельствами.

Кроме того, для успешного обучения важным моментом является поддержка связи между учителем и учеником. При этом ученик активно должен делиться своими мыслями, а учитель должен играть роль наблюдателя.

Структура проблемного урока


В том случае, если у ученика не получается найти решение, педагог все равно должен его похвалить, а не указывать на проблему. Также можно задавать наводящие вопросы, которые помогут учащемуся найти ответы.

Функции проблемного обучения

Задача проблемного урока состоит в следующем:

  • ученик принимает активное участие в поиске решения проблемы, учится размышлять, а также искать причинно-следственную связь;
  • такой процесс обучения помогает накопить творческий опыт, а также развить логику;
  • учащиеся приучаются к тому, чтобы выдвигать самые необычные решения.

Стоит отметить, что такой прием помогает связать базовые знания между собой. Таким образом, если учащийся не знает какого-то ответа на вопрос, он может прийти к нему через другие базовые знания.

Применить вид проблемного обучения можно также и по отношению к взрослому человеку. Единственным отличием в таком случае является полностью самостоятельное занятие, когда непосредственно взрослый начинает искать проблему, формулировать ее, а затем искать пути к ее решению. Алгоритм проблемного обучения для взрослого человека выглядит следующим образом:

  • вы должны найти проблему, которая вызвала у вас интерес;
  • далее попытайтесь сформулировать и поставить перед собой задачу;
  • предложите себе несколько вариантов решения проблемы;
  • найдите правильный для себя ответ.

Подобная практика прекрасно воздействует на мозговую активность и помогает максимально улучшить мышление. К тому же, прибегая к проблемному обучению, вы получаете ценный жизненный опыт, который, наверняка, вам пригодится.



Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. При этом ученики активно включаются в ход урока. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Еще один важный момент: проблемная ситуация заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск — одно из главнейших условий развития творческого мышления. Кроме того, такое построение урока работает на мотивацию к обучению.

Методы проблемного обучения — это?

Методы проблемного обучения использовались еще в школе Сократа. Для обучения детей этот метод был предложен американским ученым и педагогом Джоном Дьюи в 1894 г. Четкую формулировку концепция приобрела благодаря трудам советского ученого С. Рубинштейна, который и предложил способ развития сознания детей через постановку познавательных проблем.

Особенности проблемного обучения в школах и педагогике вообще

Проблемное обучение помогает достичь сразу нескольких целей:

  • Формирование у учеников необходимого объема ЗУН.
  • Развитие творческого мышления.
  • Развитие навыков самостоятельной работы.
  • Развитие способности к самообучению.
  • Формирование исследовательской активности.

Из недостатков методики можно выделить следующие:

  • стратегию проблемного изучения сложно использовать для формирования практических навыков;
  • требуется больше времени для усвоения нового материала (по сравнению с другими методами обучения);
  • уроки по методике проблемного изучения возможны только на основе материала, который допускает неоднозначные решения, мнения, суждения;
  • метод проблемного обучения действует только тогда, когда у детей уже есть база знаний.

Несмотря на перечисленные недостатки, технология проблемного метода обучения прочно обосновалась в современной педагогике как одна из самых оптимальных и отвечающих требованиям ФГОС.

Когда возможно использование метода проблемного обучения?

Итак, суть метода проблемного обучения заключается в искусстве создавать проблемные ситуации и находить способы их решения.

Самое сложное в этом методе — создать правильную проблемную ситуацию.

  • Во-первых, проблема, предлагаемая учащимся, должна быть доступной для детей этого возраста.
  • Во-вторых, проблема не должна разрешаться с помощью уже имеющихся знаний и навыков, то есть должна побуждать к выдвижению новых идей и поиску новых знаний.
  • В-третьих, ситуация должна содержать в себе противоречие.
  • В-четвертых, ситуация должна вызывать интерес своей необычностью, нестандартностью.

Способы создания проблемной ситуации на уроке

В зависимости от чувства, которые испытывают ученики при знакомстве с проблемной ситуацией, в методике принято выделять два способа создания проблемной ситуации: с удивлением и с затруднением. Рассмотрим приемы подробнее.

С удивлением

1. Учитель одновременно предлагает противоречивые факты, теории по теме.

Например, при изучении романа Ф. Достоевского "Преступление и наказание". Проблемный вопрос: Что спасет мир? Учитель предлагает несколько высказываний других классиков: Достоевский считает, мир спасет красота, Л. Толстой — что целомудренная женщина, в Библии говорится, что спасение мира — в любви.

2. Ученикам предлагается вопрос или задание, при решении которого выявляются противоречивые мнения детей.

Пример: На уроке биологии предлагается вопрос: Почему комнатные растения цветут и зимой, когда в живой природе происходят изменения и все живое засыпает?

3. Предложить задание или пример, содержащий ошибку, недостаточную информацию, переизбыток данных, противоречивые данные.

Например, на уроке математики в начальной школе при знакомстве с задачами предложить такую задачу: Ваня съел 5 яблок, а Маша съела больше яблок. Сколько яблок съела Маша?

4. Предложить рассмотреть явление, ситуацию с разных точек зрения (например, с позиции юриста, педагога, ученого, бизнесмена, эколога и т.д.).

С затруднением

1. Дается задание, отличающееся от тех, которые уже известны ученикам.

Например, на уроке математики вы изучали трапецию. Предложите теперь задачу, которую невозможно решить, не зная правила средней линии трапеции.

2. Предлагается практическая ситуация (из жизни), для решения которых у детей нет достаточных знаний.

Например, на уроке географии учитель задает вопрос: "Известно, что большинство рек впадают в моря и океаны. Почему же тогда океаны не переполняются и не затапливают сушу?".

Построение урока по методу проблемного обучения

1. Постановка проблемной ситуации, вопроса.

2. Осознание проблемной ситуации учениками и ее формулировка. Для облегчения процесса можно задавать наводящие вопросы. Но! Учитель не должен сам указывать на противоречие. Важно, чтобы дети сами осознали истоки проблемы.

3. Поиск решения проблемы. Работу на этом этапе можно организовать по-разному (в зависимости от возрастных особенностей детей и общей подготовленности класса).

  • Собирание гипотез (приемы Дерево предсказаний, Корзина идей).
  • Создание дискуссии (по группам).
  • Организация поисковой деятельности (в учебниках, в справочниках, в интернете).
  • Поиск решения на основе наблюдений.

4. "Ага-реакция" — выбор оптимального решения, рождение нового знания, его разработка. После того, как обсуждены все возможные варианты разрешения проблемной ситуации, ученики сообща принимают решение о том, какой вариант является наиболее правильным.

5. Применение нового знания и рефлексия. По сути — это этап закрепления материала. Выполняя упражнения на использование нового знания, ученики еще раз убеждаются, что выбрано верное решение.

6. Проверка, контроль знаний.

Классификация методов проблемного обучения

В стратегии обучения через постановку познавательной проблемы и поиска ее решения применяются следующие виды методов:

  • Частично-поисковой, или эвристический. Учитель сам формулирует проблему и путем постановки наводящих вопросов вовлекает учеников в обсуждение. Также учитель помогает организовать поиск решения поставленной проблемы. Помощь учителя ограничивает самостоятельность учеников, поэтому они участвуют только частично. Тем не менее, это наиболее действенный метод организации урока по методике проблемного обучения в начальных классах или таких классах, где только начинают применять проблемное обучение.
  • Репродуктивный метод. Уроки строятся по аналогии с образцами. Например, при постановке проблемной ситуации учитель сначала приводит примеры проблемных ситуаций и указывает, как находить противоречия. То же самое и с формой организации поиска — сначала приводится пример, объясняющий, что нужно делать, чтобы найти ответ на вопрос, к каким материалам обращаться и т.д.
  • Метод проблемного изложения — это наиболее пассивный метод обучения. Главная роль принадлежит учителю: он сам ставит проблему, указывает на противоречие, сам организует поиск решения и доказывает правильность выбранного решения. Ученики при этом играют лишь роль наблюдателей. Но этот способ можно использовать при объяснении сложных тем, чтобы продемонстрировать детям ход рассуждения, логичность изложения материала, ход анализа.
  • Исследовательский метод — самый сложный способ организации уроков с использованием проблемного обучения. Здесь задача учителя сводится лишь к постановке проблемной ситуации. Увидеть противоречие, сформулировать проблему, найти способ ее решения — целиком самостоятельная работа учеников.

Конечно, организация образовательного процесса по методу проблемного обучения — достаточно сложная и трудоемкая работа. Но практика доказывает, что такие уроки эффективны для развития творческого мышления. Ученики лучше запоминают материал, активнее включаются в процесс, повышается их мотивация к учебе.

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы, опыт работы около 20 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Проблемный метод обучения – это совокупность методов, приемов и действий, которые направлены на повышение эффективности усвоения знаний и умений учащимися через их активную мыслительную деятельность, содержащую установку на решение разнообразных продуктивно-познавательных задач и упражнений, включающих в себя учебные и реальные противоречия, способствующие успешной реализации образовательных целей.

Сущность проблемного метода обучения

Сущность проблемного метода обучения состоит в том, что в его основе заложена определенная проблемная ситуация или задача, решение которой направлено на овладение учащимися навыков нахождения наиболее оптимального решения для выхода из таких ситуаций. Как показывает практика, использование проблемного метода обучения вызывает у учащихся повышение интереса к учебному процессу. Решение проблемной ситуации, обуславливает включенность в ход урока.

Проблемный метод обучения предусматривает получение учащимися не готовых знаний, а их самостоятельный поиск и усвоение, на основании имеющихся знаний и умений, в ходе разрешения проблемной ситуации.

Важным моментом является то, что решение проблемной ситуации, способствует не только укреплению и углублению знаний учащихся, но и их самостоятельному выявлению имеющихся пробелов в собственных знаниях и умениях. Осознание недостаточности собственных знаний побуждает учащихся к поиску новых, а поиск, в свою очередь, - это одно из важнейших условий творческого мышления.

Основные образовательные цели, которые помогает достичь проблемный метод обучения:

  1. Формирование у учащихся необходимого объема ЗУН
  2. Развитие у учащихся творческого мышления, навыков самообучения и самоконтроля.
  3. Формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности.

Несмотря на все преимущества проблемного метода обучения, имеется ряд недостатков:

Готовые работы на аналогичную тему

  • данный метод не подходит для формирования навыков практической деятельности;
  • для успешного усвоения требуется значительно больше времени, чем при использовании иных методов обучения;
  • использование метода допустимо только на основании материала, который допускает неоднозначные решения, суждения, идеи, мнения и т.д.;
  • метод эффективен только тогда, когда у учащихся имеется определенная образовательная база.

Несмотря на имеющиеся недостатки, проблемный метод обучения достаточно прочно вошел в систему отечественного образования как один из самых оптимальных и отвечающих требованиям ФГОС.

Способы создания и возможности использования проблемного метода в обучении

Организация проблемного метода обучения основано на умении педагога создавать интересные и необычные проблемные ситуации, требующие творческого и креативного подхода к их решению.

Основную сложность метода составляет – создание правильной проблемной ситуации:

  • она должна быть доступна детям в соответствии с их возрастом и уровнем развития;
  • она не должна разрешаться с помощью имеющихся у учащихся знаний и умений, она должна побуждать к выдвижению разнообразных идей и поиск новой учебной информации;
  • ситуация должна быть противоречивой;
  • ситуация должна быть интересна и привлекательна для детей.

В современной методике принято выделять два основных способа создания проблемной ситуации, в зависимости от того какие чувства она вызывает у детей: с удивлением и с затруднением.

Проблемные ситуации с удивлением:

  1. Педагог представляет учащимся одновременно противоречивые факты и теории по конкретной теме.
  2. Педагог задает такую проблемную ситуацию, при решении которых у учащихся возникают противоречивые точки зрения, различные мнения и идеи.
  3. Педагог задает такую проблемную ситуацию или задание, которое содержит ошибку, недостаточную или избыточную информацию, противоречивые данные.
  4. Предложенную педагогом ситуацию нужно рассмотреть с разных позиций и точек зрения.

Проблемные ситуации с затруднением:

  1. Педагог задает задание, которое отличается от тех, что учащиеся решали ранее.
  2. Педагогом предлагается практическая жизненная ситуация, для решения которой у детей недостаточно знаний и умений.

Классификация методов проблемного обучения

В организации образовательного процесса используются следующие виды проблемных методов обучения:

  1. Эвристический или частично-поисковый – педагог представляет учащимся определенную проблемную ситуацию, затем посредством постановки наводящих вопросов вовлекает учащихся в обсуждении. Решение проблемы осуществляется учащимися совместно с педагогом. Данные методы являются наиболее действенными при организации учебных занятий, особенно в начальных классах, где только начинают использовать проблемное обучение.
  2. Репродуктивный метод – каждое учебное занятие строится на основании образца. Изначально педагог приводит учащимся примеры проблемных ситуаций, находит и указывает на противоречия, затем показывает последовательность и логику решения. Далее он предлагает учащимся самостоятельно разрешить аналогичную проблемную ситуацию по показанному алгоритму.
  3. Метод проблемного изложения – является одним из наиболее пассивных методов обучения. Основная роль в учебном процессе отводится педагогу: он ставит проблему, находит и указывает противоречия, организует поиск решения, доказывает правильность своего решения. Учащиеся в данном случае выполняют роль наблюдателей. Этот метод используется для ознакомления с новой сложной темой, в процессе которого педагог демонстрирует учащимся последовательность рассуждений, логичность изложения материла и общий ход анализа.
  4. Исследовательский метод – один из самых сложных методов проблемного обучения. Основной задачей педагога является постановка проблемной ситуация. Все остальное: нахождение противоречий, формулировка проблемы, поиск способов и приемов решения является задачей учащихся.

Организация образовательного процесса по методу проблемного обучения достаточно сложная и трудоемкая работа. Но практика доказывает, что такие уроки эффективны для развития творческого мышления. Учащиеся лучше запоминают материал, активнее включаются в процесс, повышается их мотивация к учебе.

ВложениеРазмер
metod_problemnogo_obucheniya.doc 41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проблемного обучения.

Педагоги и родители, стремясь научить детей чему – то новому, стараются преподнести материал ярко, эмоционально, максимально используя принцип наглядности и образного восприятия. У детей старшего дошкольного возраста и начальной школы знакомство со счетом, правилами грамотной речи, окружающим миром, явлениями природы, видами искусства происходит с активным использованием иллюстраций, книг, игрушек; в более старшем возрасте, этот метод применяется по средствам использования компьютерных технологий.

Мозговой штурм состоит из нескольких этапов:

а) формулирование проблемы;

б) знакомство с правилами;

в) формирование рабочих и экспертных групп;

г) высказывание группами идей по сигналу;

д) запись идей экспертами и выбор наилучшей;

е) подведение итогов, оценка лучших идей.

Основные правила заключаются в следующем:

1) запрещаются взаимные критические замечания;

2) запрещается общение между группами;

3) формулировка идей в краткой форме;

4) запрещается обращаться к руководителю штурма;

5) все участники имеют равные права.

В ходе мозгового штурма развиваются навыки общения с коллегами по группе, развивается способность к нестандартному мышлению, способность к анализу при рассмотрении различных идей. Развивается способность кратко и четко выражать свои мысли, развивается речь, расширяется словарный запас. В педагогическом классе у данной формы обучения есть большие перспективы. В частности ее можно использовать при разрешении учебных проблемных ситуаций, моделировании учебно-воспитательного процесса в школах будущего и т.п. заданиях. Другая большая группа АФиМО включает в себя различные виды самостоятельной работы. При использовании методов этой группы познавательная деятельность обучаемого протекает в полном соответствии с его индивидуальными особенностями. Появляется возможность ликвидировать пробелы между средним уровнем восприятия и усвоением нового материала в группе и индивидуальными возможностями обучаемых. Из всего многообразия АФиМО, использующихся при организации самостоятельной работы учащихся мы более подробно рассмотрим работу учащихся в парах. Работа в парах является основной для организации устной самостоятельной работы на уроках. В отличие от работы в малых группах, где учащиеся отвечают по очереди командиру, в парах любого типа половина учащихся говорит, а вторая половина контролирует. Затем они меняются ролями. В ходе работы значительно повышается активность учащихся, создаются условия для их естественного общения, что повышает эмоциональный фон в ходе урока и создает предпосылки для эффективного развития способностей учащихся. Устная самостоятельная работа школьников на уроке, как правило, ведется с использованием трех видов пар: статической, динамической и вариационной.

Статическая пара . Совместно работают учащиеся, сидящие за одной партой.

Динамическая пара . Для школы - это малая группа в 4 человека. Для работы объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров.

Для реализации данных методов успешно применяются развивающие игры и упражнения. Вот некоторые из них:

Буквы: А Л Й И А Р К А Р О К Л

Задание: из предложенных букв составить (записать) как можно больше слов.

1) предложите подобрать как можно больше слов на начальную букву;

2) подобрать как можно больше слов начинающихся на слог – ли;

3) предложите подобрать как можно больше слов – рифм к слову лимон;

4) расставьте буквы слова в столбик и предложите написать слова на соответствующие буквы.

Мы сейчас в него войдем…

Деятельность по развитию творческих способностей личности школьников посредством применения активных форм и методов обучения необходимо сочетать с диагностикой личностных изменений и работой по саморазвитию и самосовершенствованию.

Читайте также: