Стив джобс как оратор кратко

Обновлено: 05.07.2024

А еще Стив Джобс был одним из лучших ораторов своего времени. Именно он вывел презентации своих продуктов на совершенно другой уровень, превратив их в увлекательные шоу. А его образ в черной водолазке и потертых джинсах стал поистине культовым.

Больше интересных и полезных материалов об ораторском искусстве читайте в нашей подборке.

Разбор речи Стива Джобса в Стенфорде, 2005 год

В качестве примера мы взяли видеозапись речи Стива Джобса перед выпускниками Стэнфордского университета в 2005 году. Эта речь стала легендарной – в первую очередь благодаря тому, что в ней, обычно скромный и избегающий чрезмерной публичности, Джобс откровенно рассказал о своей жизни, семье и тех принципах, которыми руководствуется.

Речь Стива Джобса перед выпускниками Стэнфорда, 2005 год. Источник: официальный канал Стэнфордского университета

Об искренности и важных жестах

0.20 Стив обводит людей глазами, улыбается и начинает читать свою речь.

9.45 Стив, заканчивая мысль, поднимает руку.

10.57, 11.11, 12.54 Стив несколько раз облизывает губы, пьет воду.

ВЫВОДЫ:

  • Следите за своими жестами – они могут привлечь внимание к конкретным словам в вашем выступлении, а также показать вас более искренним.
  • Нервничать – нормально!

О том, как располагать к себе аудиторию

0.33 Стив подчеркивает, что сам он не оканчивал университет.

2.37 Стив поджал губы в тот момент, когда говорил, что просто тратил деньги родителей.

ВЫВОДЫ:

Об ораторских приемах

0.44 Стив рассказывает одну за другой три непридуманные истории о своей жизни и работе. Все они занимают примерно одинаковое время его выступления.

ВЫВОДЫ:

  • Анонсирование того, о чем вы будете сейчас говорить, плюс четкая структура (три, пять блоков) позволяют привлечь и удержать внимание аудитории.
  • Готовьте заранее небольшие шутки – это поможет расположить к себе аудиторию. Но шутки должны быть действительно смешными.

О содержании и структуре выступления

5.33 Стив заканчивает рассказывать одну историю, делает паузу, начинает вторую – про основание компании и про свое увольнение.

ВЫВОДЫ:

  • Следите за продолжительностью своей речи, используйте факты для доказательства своей правоты, не забывайте делать паузы.
  • Подчеркивайте то, что должно остаться в головах у вашей аудитории.

Итак, подведем итог.

Что сделало Стива Джобса крутым оратором?


Сегодня я предлагаю совершить путешествие в пространстве и во времени. Мы перенесемся на десяток лет назад и окажемся у дверей самого престижного университета в Америке. Вы слышали когда-нибудь речь Джобса перед выпускниками Стэндфорда?

О, это выступление во всем мире признано эталоном ораторского искусства. Итак, по порядку.

Не такой как все

Феномен Стива Джобса не дает покоя современникам. С его, Стива, легкой подачи айфоны и айпады заполонили рынок, а без графического интерфейса Windows мы компьютер себе представить не можем.


Стремительный взлет. Стремительное падение. Снова взлет. Еще выше. Биография Стива Джобса – это чередование плюсов и минусов. После очередного краха Стив находит силы подняться на ноги и снова двигаться к цели.

Маленького Стива исключили из школы после 3 класса за хулиганские проделки. Родители перевели мальчика в другую школу. Спустя год мальчуган с блеском сдает экзамены за 4 класс и переводится сразу в шестой.

И так во всем. Взлеты, падения – судьба Джобса.

Стив – успешный оратор

Стив Джобс не являлся изобретателем, не был программистом. Главное его качество – он умел вдохновлять людей, устанавливать контакт, мотивировать. В списке мировых лидеров ораторского мастерства Джобс значится четвертым.

Каждое выступление Стива Джобса отличалось:

  1. Активной и выразительной жестикуляцией оратора.
  2. Стив был достаточно искренним и открытым перед публикой.
  3. Мысль выражал кратко и лаконично.
  4. Часто использовал юмор, причем делал это с утонченной виртуозностью.
  5. Речь Стива – это стремительное движение вперед, быстрая смена образов и настроений, да он и сам не стоял на месте, энергичными шагами передвигался по сцене.


Еще одно качество Джобса – умение видеть то, что именно нужно людям, видеть направление, куда двигаться. Может, в этом секрет успеха корпорации Apple, которую Джоб организовал со своим другом, тоже Стивом, в 1975 году, а сейчас она является одной из крупнейших?

Умение видеть направление, а также титанический труд над собой, оттачивание словесных приемов, безупречная техника речи – в этом сила Стива Джобса как оратора.

Выступление в Стэндфорде

12 июня 2005 года Джобс намеренно решил изменить своему амплуа. Выступая перед студентами, он предстал за подиумом в мантии, спокойный и величественный. Никаких жестов, смены интонаций, характерных для презентаций Стива Джобса, не было.

Оратор на протяжении четверти часа удерживал внимание публики, рассказывая истории из своей жизни. Просто истории. О чем это я? Смотрим видео.

Почему речь стала знаменитой?

  • Открытость оратора и простота построения фраз, никакой напыщенности.
  • Стив использовал правило Трех.
  • Основной секрет: классическая триада Рождение – Жизнь – Смерть пронизывала все выступление.
  • В конце каждой истории была выделена главная мысль, мораль и жизненная мудрость, все три истории связаны воедино.
  • Стив блестяще использовал приемы красноречия, делая паузы и вставляя большое количество афоризмов.

За внешней простотой – гениальность в составлении текста и громадная внутренняя работа. Это в стиле Джобса.


Вступление и первая история

Открывая свою речь, Стив делает комплимент аудитории – говорит, что считает честью присутствовать на церемонии вручения дипломов выпускникам лучшего университета в мире. Таким образом, он сразу завоевывает доверие публики.

Далее оратор признает, что ему не пришлось оканчивать подобное заведение (закрепляет эффект доверительности, проявляя смирение), и рассказывает историю о звеньях одной цепи.

Джобс говорит о том, бросить колледж после первого семестра для него было лучшим решением (смех студентов), поясняет: если бы он не бросил учебу, тогда не стал бы заниматься делом по душе – каллиграфией. Если бы не занимался делом по душе – тогда у современного компьютера не было бы красивых шрифтов.

Мораль истории: идите вперед и занимайтесь любимым делом, не спрашивая себе, зачем это надо.

Вторая история

Джобс говорит о том, что его уволили из своей же фирмы. Именно это увольнение дало ему почувсвовать, как сильно он любит свое дело. Не состоялось бы увольнение – возможно не были бы созданы грандиозные проекты NeXT и Pixar мировой известности.

Мораль: залог успеха в жизни – это занятие любимым делом.

Третья история и финал

Последнюю историю оратор мастерски выстраивает на теме смерти и мимолетности происходящего. Стив говорит, что еще со студенческих лет приучил себя проживать каждый свой день как последний в своей жизни. Мысль о смерти помогает принимать лучшие и сильные решения в бизнес-проектах, не думая о возможных провалах или позоре.

Мораль: жизнь быстро пробегает. Тому, кто хочет добиться успеха, не следует оглядываться на мнение окружающих и жить чужими шаблонами. На это просто нет времени.


Давайте сделаем анализ основных приемов, которые Стив применил в своей речи.

Правило Трех

Заключается в троекратном повторении идентичных кусочков речи. Таким образом, закрепляется эффект от сказанных слов. Кроме того, появляется особая ритмичность, музыкальность выступления, усиливается воздействие на аудиторию.

Примеры из речи Стива:

Чередование рождения и смерти

Джобс использует яркий прием контрастности и противопоставлений: рождение – смерть, подъем – падение на протяжении всего текста речи. Часто с долей иронии.

  • Не успев родиться, он стал нежеланным ребенком в семье (смерть), приемные родители были согласны его взять на усыновление (рождение), но в последний момент решили, что хотят девочку (смерть);
  • Нашлись другие приемные родители, которые усыновили (рождение), но у них не было высшего образование (смерть) – под вопросом оказалось обучение Стива в колледже;
  • Родители Джобса нашли деньги и возможность дать ему высшее образование (рождение), но сам Джобс бросил колледж, не захотел учиться (смерть).

Можете продолжить список. Стив использует сильные эмоции (смерть, падение), чтобы постоянно быть в центре внимания выпускников колледжа, стоящих перед ним.


Технические приемы Стива

Джобс использует прием перекреста (хиазма) в выступлении. Хиазм мы обсуждали здесь. Выдержки:

А также часто противопоставляет разные по смыслу понятия:

И снова усиливает воздействие на аудиторию. Последним штрихом, завершающим живописную картину речи мастера, является использование приема ассононса, когда повторно звучат гласные. На английском это будет так:

Красивое звучание речи завораживает, гипнотизирует, и Джобс об этом знает. Конечно, лучше слушать речь на языке оригинала.


Секреты успеха на сцене от Джобса

Есть и другие фишки, которые любил применить легендарный оратор.

  1. В презентациях Стив всегда использовал большой экран во всю сцену. На слайдах – минимум текста, только картинки.
  2. Речь выступающего должна быть четкая и энергичная, чтобы приковать внимание зала.
  3. Оратор никогда не должен поворачиваться спиной к залу, всегда присутствует контакт, оратор в центре.
  4. Энергия, энергия, еще раз энергия, желание поделиться со всем миром.
  5. Говорить исключительно по делу, исключив вводные слова и все то, что не относится к теме.
  6. Придерживаться, насколько возможно, разговорного стиля, убирая официальность и сложную витиеватость фраз.
  7. Ничто так не повышает интерес зала к оратору, как юмор, вставленный к месту и ко времени — считал Джобс. Шутка помогает разрядить обстановку и положительно настроить зал.

Смотрите это видео.

Послесловие

Ораторами не рождаются – ими становятся, так считали классики античности, и Стив Джобс доказал это на своем примере выступления перед выпускниками. Хотите повторить его успех?

Делитесь полезной информацией с друзьями. Подписывайтесь на рассылку, чтоб получать информацию о новых статьях блога. Будьте настойчивы и никогда не отступайте!

Почему окружающие восхищаются манерой Стива Джобса, разве его речь правильна? Как ему удается создать эффект непринужденности? Как можно добиться такой уверенности в себе?

Стив Джобс не образец идеальной речи. У него есть свои недостатки – несовершенные, часто незавершенные и слабые жесты. Однако его популярность обоснована и как оратор он многому мог бы нас научить. Ч то делает его выступления примером для подражания?

Во-первых , уверенность в себе и открытость. Стив Дж. открыт для общения, для диалога и дружеской беседы – для него характерен деловой тип речи, пристройка на равных (он не ставит себя не выше, не ниже аудитории). Это выражается в жестах, позе, оборотах речи. Он никогда не поворачивается к аудитории спиной. Однако это не мешает ему подчеркивать свой статус и свои заслуги. Он знает себе цену, знает, что он может и верит в свое дело. Он знает что apple – достойная кампания. Дружелюбие не принижает его статуса, а наоборот делает его еще значительнее в глазах аудитории. Уверенность в себе и открытость в умелом сочетании превращаются в колоссальную необъяснимую силу, которую часто называют – харизма .

Во-вторых, Ст.Джобс никогда не выступает с официальными речами. Он говорит. Говорит, разговаривает, беседует, но не выступает с речью, как с флагом. Игра, шутки, флирт – не только кажутся уместными в его речи, они тонко переплетаются с официальными данными, с фактами и аналитическими суждениями. Они кажутся необходимыми и естественными. Это делает речь Джобса образной, эмоциональной, простой и доступной. Умение говорить, а не выступать – это еще одно достоинство Ст.Джобса как оратора.

Итак есть три столпа популярности Стива Джобса как оратора – харизма, способность говорить с аудиторией и удовольствие от речи-паузы .

Речь стива джобса

12 июня 2005 г., ссылаясь на некоторые ключевые моменты в своей жизни, Стив Джобс призвал выпускников осуществлять свои мечты и видеть в жизненных неудачах возможности.

Ораторские приёмы

Всё выступление построено на краеугольном камне риторики – базовых приёмах ораторского мастерства: примере, сравнении и подобности. Джобс говорит об абстрактных вещах, таких как проблема жизни и смерти, выбора, но достигает небывалой наглядности, раскрывая тему сквозь призму собственного опыта. Это главная ценность его рассказа – конкретные примеры, дающие такие же ответы на сложные вопросы. При этом оратор уверенный, непринужденный и искренний. Публика чувствует ложь, но в данном случае всё сказанное правда – автор действительно пережил и осмыслил многое.

Атмосферу доверия создаёт применение ещё одного риторического приёма – паузы. Стив Джобс слушает аудиторию, строит речь так, чтобы в конце важного информационного блока у слушателя было несколько секунд на реакцию. Он замолкает, чтобы послушать смех или одобрительный гул, чтобы подчеркнуть завершённость или важность только что сказанного. И это всегда уместно.

Три разных истории, о которых говорит оратор, являются отличными рассказами-иллюстрациями, но служат для главной цели – призывом. В конце каждой из них Джобс прибегает к таким призывам и это делает его речь незабываемой:

Эти отрывки как нельзя лучше показывают, какой должна быть структура хорошего выступления: если поднимается проблема, значит должно даваться и решение.

Для логичности связок и придачи особого стиля, характерного художественному произведению, автор использует цитаты и риторические вопросы. Вы, наверное, заметили, что речь напоминает разговор – она живая, простая и понятная. Это отличительная черта Джобса-оратора, который не только в этом выступлении, но и многих других, всегда старался не быть официальным, построить диалог на равных: не навязывать, а предлагать, не вести дела, а говорить с аудиторией.

Как известно в каждой бочке мёда находится ложка дёгтя. Некоторые специалисты и тренеры в области коммуникативных технологий, несмотря на высокие оценки ораторских способностей Джобса, говорят и об определённых его недостатках как ритора. Среди них чаще всего называют неумелую жестикуляцию.

В заключение предлагаем вам послушать ещё одну известную речь Стивена Джобса, которую он произнес на презентации iPhone в 2007 г.

Отзывы и комментарии

Читайте также: