Что такое мрр в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

В1. Методика развития речи как научная дисциплина, её предмет, фундаментальные и приклад­ные задачи.

М ррд – это прикладная наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направлен­ной на формирование правильной речи и умений речевого общения у детей дошколь­ного возраста.

П изучения мрр – процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в усло­виях целенаправленного педагогического воздействия.

Ф.з мрр – разработать на научн-педагогич.основе наиболее эффективные ср-ва, методы и приёмы развития речи, вооружить ими педагогов и родителей, для наиболее успешного разви­тия у детей необходимых речевых умений и способностей.

- Чему учить? ( Объём речевых умений и языковых форм для дошкольников)

- Как учить? ( Условия, формы, ср-ва, методы и приёмы речевого развития дошкольников)

- Почему именно так учить? (Научное обоснование, педагогические концепции речевого разви­тия дошкольников)

В2. Научные основы МРР и её связь с другими науками.

Методологическая основа – положения материалистической философии:

Принципы: а) язык есть продукт общественно-исторического развития; б) язык есть средство взаимо­действия людей; в) язык и мышление взаимосвязаны.

Естественно-научная основа – учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах нервной деятельно­сти человека, объясняющее механизмы формирования речи.

1-ая сигнальная с-ма – восприятие, ощущение, анализаторы (есть у животных и чел-ка);

2-ая сиг.с-ма – речь, слово (только у чел-ка).

Психологическая основа – теория речи и речевой деятельности (Леонтьев, Выготский)

Принципы: а) языковая способность – совокупность речевых навыков, сформированных на ос­нове врожденных предпосылок; б) речевой навык – речевое действие, достигшее степени совершен­ства; в) речевое умение – особая способность чел-ка, кот. становится возможной в рез-те развития речевых навыков.

Лингвистическая основа – учение о языке как знаковой с-ме. Принципы: науки лингвистиче­ского цикла: фонетика, лингвистика, психолингвистика и др.

МРР связана с др. науками: псих-я, педагогика, анатомия, физиология, лингвистические науки (филология, фонетика, лексика, морфология), философия, педагогика нач. образ-я, логопе­дия, дошк. дидактика, худ. лит-ра и устное народ.творчество, методика нач. обуч-я родному языку.

3.Вопросы развития речи и обучение языку в западно-европейской педагогике.

Ян Амос Коменский (1592-1672). Он большое внимание уделял правильному произношению, а после 3х до 6ти лет обогащению речи. Принцип последовательности лег а основу книг Мир в кар­тинка, Открытая дверь языков.

Швейцарский педагог Иоанн Генрих Песталоцци (1746-1827) выдели 3 основные задачи обуче­ния языку 1. обучение звуку как ср-ву развития органов речи. 2. обучение слову или ср-вам ознакомле­ния с предметами. 3. обучение речиилс ср-ву ясно выражаться о предметах.

Фридрих Фребель (1782-1852) ввел название детский сад (воспетки - садовницы). Он считал, что надо создать условия для развития и не мешать этому развитию.

Ж-Ж Руссо большое внимание уделял развитию голоса, для этого использовал пение, музыку, правильную речь окружающих.

Мария Монтессори (1870-1952). Она была стороннице свободного воспитания. Методика разви­тия речи вкл в себя 1. сенсорное восприятие предметов и их признаков 2. распознание предмета по названию. 3. запоминание названия предметов. 3х ступенчатые занятия 1ая ступень – педагог показывает предмет и описывает его. 2ая ступень – педагог просит ребенка подать ему кубик (пассив­ный словарь). 3ья ступень – активный словарь (Маша, это что, это красный кубик). У Монтес­сори распространены беседа в кругу, игры в кругу. Большое внимание она уделяля гимна­стике дыхания, зубов, языка. Также разработала метод Письмо и Чтение.

4. Развитие методики в России…

Ломоносов осуществил реформу русского языка и выступал за национал общение и воспитание на родном языке.

К. Д. Ушинский (1824-1870гг)

В основу своей системы Ушинский положил принцип народности. Преподавание отечественного языка имеет 3 цели:

1. развитие дара слова, т.е. умение выражать свои мысли в устной и посменной речи.

2. усвоение форм языка.

3. усвоение грамматики или логики языка.

Основ. теории положения Ушинского:

Язык- это результат воздействия на человека объективного мира отношения человека к нему.

Язык- это не что-то прирожденное свойственное человеку изначально и это не дар, язык- это труд.

Язык- отражает многовековой опыт жизни народа (духовной), которая передаётся по средст­вам языка последующим поколениям.

Язык- это важный народный наставник.

Ушинский изменил метод первоначального обучения родному языку.

Е. Н. Водовозова (1844-1923гг)

5. Становление и развитие методики как отрасли педагогической науки…

Методика развития речи появилась в 20-30гг 20 века. Стали появляться всё больше и больше гос детских садов, в связи с тем, что женщина пошла работать. Именно в это время решили, что дет­ский сад нужно внести в образовательную систему.

Первый съезд по дошкольному воспитанию был в 1919 году.

Основные тенденции освещённые на этом съезде:

дошкольное уч-ие должно воспитывать граждан СССР.

детский сад должен стать средством перевоспитания всей семьи

обучение и воспитание в детском саду должно вестись на родном языке детей

Второй всероссийский съезд состоялся в 1921 году:

социальный состав детей

Третий всероссийский съезд состоялся в 1924 году:

принимают решение о изыскании средств на содержание детей в детском саду. Пришли к вы­воду, что пребывание детей в детском саду должно оплачиваться в первую очередь предпри­ятием, а потом уже родителями.

отменены новогодние праздники.

отменены дни рождения

запрещаются куклы Барби

вводятся куклы крестьянка, кукла-пионер, рабочая кукла

решение о педологических извращениях (запрещается педология)

В 1928г принимается решение о разработки программы для детского сада.

Н. К. Крупская (1869-1936гг)

Она считала речь основой умственного воспитания. Предлагал больше читать художественной литературы.

Е. И. Тихеева (1867-1944гг)

развитие речи осуществляется в единстве с умственном развитием.

речь детей развивается в социальной среде.

речь детей развивается в деятельности и в первую очередь в игре и труде.

руководство развития речи должно охватывать все периоды жизни ребёнка.

обучение на спец занятиях явл важным средством речевого развития дошкольников

развитие речи связано со всем пед процессом детского сада

Тихеева определила основные задачи работы по развитию речи в детском саду:

развитие аппарата речи у детей, его гибкости, чёткости.

накопление содержания речи

работа над формой речи

Система работы по развитию речи Тихеевой состояла из 2-х разделов:

развитие живого словаря (это такие знания, которые не требуют иллюстративного мате­риала. Черпают содержание из готовых запасов представления детей:

а) разговоры с детьми

д) заучивание стихотворений

Е. А. Флёрина (1889-1925гг)

Эстетическое воспитание рассматривается ею как средство развития творческих сил ребёнка, кото­рое должно осуществляться на лучших образцах подлунного искусства: художественное слово, художественная картина, художественные игрушки.

В 40-е годы проводятся собственно-методические исследования положившие начало накопле­ния экспериментальной базы исследования. Дальнейшее её развитие связанно с изуче­нием проблем дидактики.

Процесс обучения родному языку рассматривала в связи с ознакомлением с окружающим, с усвое­нием знаний приобретаемых ребёнком в общении со взрослым.

Занималась содержанием обучения родному языку, обучение рассказов.

Обучение детей правильному произношению звуков.

Чтение, рассказывание и заучивание наизусть литературных произведений.

В конце 50-х годов активно исследуется и обсуждаются проблемы речевого развития детей ран­него возраста. Связанно это с появлением учреждения ясли-сад.

В.6. Основные напрвления исследований в области МРР на современном этапе.

1. Уточнение терминологии основных пед.понятий

2. Исследование форм, методов и приёмов обучения речи, учитывающих коммуникативно-деятельно­стный подход к развитию речи;

3. Диагностика речевого развития детей (нет обработки диагностики, нет диагностического мате­риала)

4. Проблема реч.развития детей в семье

5. Методика индивидуализации обуч-я родной речи в условиях общественного воспит-я

6. Созд-е нового дидакт.матер-ла, методобеспеч-я, использов-е новых технич-х ср-в в обучении.

В7. Цель и задачи развития речи детей.

Основная ц.работы по рр детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружаю­щими на основе овладения литературным языком своего народа, т.е формирование грамот­ной, точной, богатой и выразительной речи.

Речь состоит: -слово; - предложение; - текст; - звук.

-развитие словаря – словарная работа в д/с проводится на основе ознак. с окруж. жизнью.

- воспитание звуковой культуры речи – связано с разв-ем восприятия звуков родной речи и произно­шением. К 5 годам должен быть сформирован.

- формирование грамматического строя речи – предполагает формир-е морфологической сто­роны речи (род, число, падеж), синтаксической стороны речи (предложение, словосочетание), словообраз-е. Дети усваивают грамматику путем подражания речи взрослых и языковых обще­ний.

- развитие связной речи (основ. задача) – включает разв-е диалогической и монологич. речи

- подготовка к обучению грамоте;

- ознакомление с художественной литературой.

В8. Методические принципы развития речи.

Метод. принципы – общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения:

- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;

- принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

- принцип формирования элементарного осознания явлений языка;

- принцип обеспечения активной речевой практики

- принцип обогащения мотивации речевой деятельности

- принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи

В9. Программа р.р. в д.с.

Руководство для воспитателей д.с. 1938:

Задачи р.р носят общий хар-р; связь содерж-я речи с современной социалистической действит-ю. Основной акцент – работа с книгой, картинкой.

Программа воспитания в д.с. 1962г:

Определены задачи речевого развития детей от 2 мес до 7 лет. Программные требования отде­лены от методических указаний; пересмотрен репертуар худож.произвед-ий; в подгото­вит.группе предусмотрена подготовка к обучению грамоте. Задачи рр указаны вместе с задачами ознакомления с окр.жизнью.

Типовая программа воспитания и обучения в д.с. 1983-84г:

Простроена на основе деятельностного подхода. Задачи р.р выделяются в самостоятельный раз­дел. Наблюдается тесная связь с программой работ по ознакомлению с окружающим, прослежива­ется идея о единстве сенсорного,умственного, речевого развития. Большинство задач речевого развития определяется возрастн.особенностями детей. Устанавливается преемствен­ность содержания речевого воспитания в возрастных группах. Прослеживается перспективность развития речи детей, а также преемственные связи с программой по русскому языку в нач.классах.

Программа воспитания и обучения в д.с под ред.М.А.Васильевой 1985г:

В.10. Анализ современных вариативных программ речев.разв-я детей в доу.

Содержит общепринятые разделы работы по рр. Основное ср-во рр дошкольников-созд-е развиваю­щей речевой среды, развитие диалогической речи. Тщательно продуман литературный репертуар.

Овладение разными сторонами речи происходит в контексте ознакомления с худ.лит-рой. Со средн.группы начинается подготовка к обучению грамоте, в старшей и подготовительной груп­пах- обучение чтению.

Базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях, взаимосвязи разных рече­вых з-ч при ведущей роли развития связной речи.

В.11. Средства развития речи ребёнка

- общение взрослых и детей. Общение – взаимод-е 2-х и более людей, направ-ное на согласова­ние и объед-е усилий с целью налаживания отнош-й и достижения общего рез-та.

- культурная языковая среда, речь воспитателя. Речь воспитателя д.б. эмоциональная, без дефек­тов, без слов-паразитов. Дефекты: многословие, частое употреб-е уменьшительно-ласкательных сущ-ных, небрежное произношение звуков, монотонная речь, бедность языка, ограниченный слов. запас, слова-паразиты.

- обучение родной речи на занятиях (грамота, связная речь, словарный запас) – позволяет умень­шить дефецит общения. Основ. вид деят-ти – речевая. Занятия очень сложны, т.к. дети одновре­менно занимаются разными видами мыслительно-речевой деят-ти (слушают, формулируют, гово­рят).

- различные виды искусства

В.12. Обучение родной речи и языку на занятиях: классификация занятий по рр, дидактиче­ские требования к занятиям по рр.

1. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста

2. Введение в теорию и методику развития речи детей дошкольного возраста

1.
2.
3.
4.
План:
Цели, задачи и понятия курса,
особенности содержания учебной
дисциплины.
Связь курса с другими учебными
дисциплинами.
Методы научного исследования в
МРР.
Требования к подготовке педагогов к
работе по развитию речи детей.

3. МРР - педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей

дошкольного возраста.
Основное содержание данного курса –
формирование устной речи детей,
навыков
речевого
общения
с
окружающими.
МРР тесно связана с другими частными
методиками дошкольного воспитания,
т.к. речь – одно из важнейших средств
развития личности ребенка в целом.
Понимание
речи
окружающих
и
собственно активная речь необходимы в
любом педагогическом процессе, они
сопровождают
всю
деятельность
ребенка.

МРР дает ответ на такие основные
вопросы:
1) чему учить (какие речевые умения
воспитывать у детей);
2) как учить (какие методы и приемы
следует
использовать
при
формировании детской речи, при каких
условиях);
3) почему именно так учить (какими
данными
теории
и
практики
обосновываются
предлагаемые
способы развития речи).

5. Задачи курса:

Одна из главных задач – формирование правильной
устной речи детей на основе овладения ими
литературным языком своего народа.
Частных задач можно выделить семь:
1) Развитие словаря.
2) Формирование грамматической стороны речи.
3) Воспитание звуковой культуры речи.
4) Формирование разговорной (диалогической) речи.
5) Обучение рассказыванию (монологической речи).
6) Ознакомление с художественной литературой.
7) Подготовка детей к обучению грамоте.

6. Связь МРР с другими науками

Языкознание;
психолингвистика
Детская
психология
МРР
Дошкольная
педагогика;
история
дошкольной
педагогики
Анатомия;
физиология

Языкознание и психолингвистика решают
вопрос о взаимосвязи и различии понятий
языка и речи.
Язык – система словесных знаков – средство
или орудие общения.
Речь – процесс общения.
Языкознание изучает язык как абстрактную
систему.
Психология,
изучая
речь,
определяет виды речевой деятельности,
выясняет пути формирования у ребенка
речевого
общения,
устанавливает
особенности
использования
языка
человеком в разных условиях и т.д.

9. Методы научного исследования МРР

Три вида исследований по характеру целей:
Историко-методические;
По изучению и обобщению лучшего опыта работы
воспитателей детских садов;
Экспериментальные исследования.
Теоретические методы: изучение и анализ
теоретической литературы; моделирование,
анализ, обобщение материала, полученного в
наблюдениях, беседах, эксперименте, т.е.
эмпирическим путем
Эмпирические методы (практические): наблюдение,
беседа, рейтинг, изучение опыта работы
воспитателей, опытно-педагогическая работа,
педагогический эксперимент.

Метод
моделированиявоспроизведение
характеристик некоторого объекта на другом
объекте, специально созданном для их
изучения.
Метод анализа и обобщения – позволяет
делать выводы по результатам каждого из них
и работе в целом.
Беседы;
Анкетирование;
Интервью;
Изучение
и
анализ
педагогической
документации.

Опытно-педагогическая работа – метод
внесения преднамеренных изменений
в
образовательный
процесс,
рассчитанных на получение эффекта, с
их последующей проверкой.
Эксперимент направлен на проверку
гипотезы, установление причинноследственных связей в учебном
процессе,
выявление
действия
механизма этих связей.

12. Научные основы МРР

Методология
науки

положения
материалистической философии о языке как
продукте общественно - исторического развития.
Естественнонаучная основа методики – учение
И.П. Павлова о двух сигнальных системах высшей
нервной деятельности человека, объясняющее
механизмы формирования речи.
Физиологическая основа методики – временные
связи, образующееся в коре головного мозга в
результате воздействия на человека предметов и
явлений.
Психологическая основа методики – теория речи и
речевой деятельности.

13. Требования к подготовке специалистов.

Теоретико – методическая подготовка:
вооружить студентов научнометодическими знаниями о процессе
развития речи и речевого общения
детей;
- Сформировать
умение видеть и
понимать возрастные особенности
развития речи и речевого общения
дошкольников на разных возрастных
этапах;
- Научить
определять
содержание
речевой работы с группой детей и
отдельными детьми;

-
-
-
Обеспечить усвоение обобщенных
представлений
о
построении
педагогического процесса обучения
родному языку;
Сформировать умение анализировать
и критически оценивать опыт работы
других;
Стимулировать
изучение
инновационного опыта работы по
развитию речи.

Практическая готовность:
- умения, направленные на изучение речи
ребенка и ориентировку в условиях общения;
- Умения
моделировать
процесс
дидактического речевого общения;
- Умение
организовывать
процесс
дидактического общения и управлять им;
- Социально - перцептивные умения, умения
владеть речью и использовать невербальные
средства общения;
- Умения анализировать коммуникативный акт
с точки зрения его эффективности для
речевого развития ребенка.

Программа МРР: Формирование умения в работе с таблицей

Мудрым никто не родился …

Программа МРР: Формирование умения в работе с таблицей

Друзья! Сегодня вы научитесь составлять …

Программа МРР: Формирование умения в работе с таблицей

Программа МРР: Формирование умения в работе с таблицей

Программа МРР: Формирование умения в работе с таблицей

Программа МРР: Формирование умения в работе с таблицей

Таблица появилась на слайде.

Программа МРР: Формирование умения в работе с таблицей

Программа МРР: Формирование умения в работе с таблицей

Физминутка. Друг к другу повернулись. Потом тихонько сели.

Программа МРР: Формирование умения в работе с таблицей

Вы научились создавать.

Программа МРР: Формирование умения в работе с таблицей

Программа МРР: Формирование умения в работе с таблицей

Программа МРР: Формирование умения в работе с таблицей

Программа МРР: Формирование умения в работе с таблицей

Программа МРР: Формирование умения в работе с таблицей

Проделайте самостоятельно. Я верю в вас, друзья!

Программа МРР: Формирование умения в работе с таблицей

Настройка границ. п.6-п.8.

Советую вам, друзья, проделать ещё раз.

Программа МРР: Формирование умения в работе с таблицей

Программа МРР: Формирование умения в работе с таблицей

Потренируйтесь несколько раз.

Программа МРР: Формирование умения в работе с таблицей

Как передвинуть? п.13-п.14.

Программа МРР: Формирование умения в работе с таблицей

Потренируйтесь, друзья, перемещайте …

Программа МРР: Формирование умения в работе с таблицей

Рефлексия. У меня получилось …

Программа МРР: Формирование умения в работе с таблицей

Похожие статьи:

Презентации по проектной деятельности © 2022
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Вы можете отозвать свое согласие в любое время, используя кнопку "ОТОЗВАТЬ СОГЛАСИЕ". / You can withdraw your consent at any time by using the "WITHDRAW CONSENT" button. ОТОЗВАТЬ СОГЛАСИЕ / WITHDRAW CONSENT

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Министерство образования и науки Архангельской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области

Котласский педагогический колледж

Контрольно - оценочные материалы

для проведения аттестации по ПМ. 03

Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

Форма проведения оценочной процедуры экзамен (квалификационный)

1. Результаты освоения модуля, подлежащие проверке

Процедура проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

1.1. Описание правил оформления результатов оценивания

Промежуточная аттестация (экзамен) проводится как процедура оценивания, которая проверяет готовность обучающегося к выполнению соответствующего вида профессиональной деятельности и формирование у него профессиональных (ПК) и общих компетенций (ОК).

Экзамен проводится после изучения дисциплин в виде контроля теоретических знаний обучающихся и практических умений и в представленном варианте претендует на оценку знаний по содержательным линиям образовательной программы профессионального модуля, а также затрагивает практические умения студентов.

Цель заданий - промежуточная аттестация

Число теоретических заданий - 50

Время выполнения : 30 минут (максимальное. – 45 минут)

Вид и форма заданий - формулировка теоретических вопросов и презентация портфолио

Экзамен учитывает: экспертную оценку качества выполнения задания:

– ответы на теоретические вопросы теста по МДК 03.02

- содержание папки методических материалов

Заключение по всем показателям экспертной оценки качества выполнения заданий обучающимся (результаты освоения профессиональных и общих компетенций) является основанием оценивания уровня сформированности профессиональных и общих компетенций.

Итогом промежуточной аттестации (экзамена) является выставление отметки по пятибалльной шкале:

5 баллов (отлично) – выставляется, если обучающийся показывает усвоение всего объёма программного материала по учебной дисциплине, выделяет в нем главные положения, устанавливает между ними логическую взаимосвязь, владеет фактами и научной проблематикой профессиональной педагогической деятельности, выстраивая алгоритм действий, умеет моделировать (планировать) практическое выполнение действий, свободно отвечает на видоизменённые вопросы. Ответ убедительный имеет чёткую структуру и логику.

4 балла (хорошо) – выставляется, если обучающийся выявляет знание материала, его основные положения, понятия. Владеет закономерностями, принципами и методами педагогической деятельности. Отвечает без особых затруднений на вопросы. Умеет соотнести факты с контекстом учебного материала, сделать выводы. Не допускает серьёзных ошибок в раскрытии содержания теории программного материала в форме и стиле ответа, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов.

3 балла (удовлетворительно)– выставляется, если обучающийся обнаруживает усвоение учебного материала, но испытывает затруднение при его изложении, что требует дополнительных и уточняющих вопросов. Ответ носит репродуктивный характер. Знания обучающегося находятся на уровне представлений, фактов, их понятийный аппарат является недостаточным. В ответе не прослеживается связь между теорией и практикой. Теоретические положения не подкрепляются иллюстрациями современной педагогической практики и личным опытом. Проявляется низкий уровень владения информационно-коммуникационными технологиями.

2 балла (неудовлетворительно)– выставляется, если обучающийся имеет отдельные представления об учебном материале, однако большая его часть не усвоена. Не может раскрыть содержание основных понятий, установить логическую связь между ними. Не владеет проблематикой педагогической деятельности. В ответе нет целостности; логической последовательности. Не прослеживается уровень владения информационно-коммуникационными технологиями.

Задание: письменные ответы на вопросы теста включают 50 теоретических заданий по МДК 03.02. и практическое задание по МДК 03.02 в виде презентации содержания накопительной папки (портфолио)

Инструкция к применению: прочитайте внимательно вопросы, обратив внимание на конструкции вопросов и выберите правильные ответы.

1.2. Оценочные средства по проведению промежуточной аттестации в форме экзамена по МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

КОМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения

1. Предметом Теории и МРР детей является:

а) развитие речи

б) формирование речи

в) совершенствование речи

2. Т и МРР – педагогическая наука, изучающая:

б) методы и приемы развития речи

в) закономерности деятельности педагога, направленные на формирование правильной устной речи.

г) речевые умения и навыки детей.

а) Алексеева М.М., Яшина В.М.

б) Ушакова О.С., Струнина Е.М.

в) Ушакова О.С., Сохин Ф.А.

в) Илларионова Ю.С.

5. К средствам развития речи относятся:

а) общение взрослых и детей

б) программа развития речи

в) художественная литература

г) речь воспитателя

д) частота употребления слов в речи

ж) обучение родной речи и языку на занятиях

6. К непосредственным наглядным методам относится:

а) рассматривание картин

в) рассматривание натуральных предметов

г) осмотр помещений

д) рассказывание по картине

7. К словесным методам относят:

г) хороводные игры

д) показ предметов

8 . Словарь может быть:

б) активным и пассивным

в) полным и активным

9. Задачи развития речи:

а) развитие словаря

б) развитие хорошей речи

в) воспитание звуковой культуры речи

г) развитие речевого общения

10. Формирование грамматического строя речи предполагает:

а) формирование синтаксиса

б) формирование умений слушать

в) формирование диалога

г) все ответы неправильны

11. Задачи развития речи реализуются в программе:

б) Золотой ключик

г) Программа воспитания и обучения в детском саду

12. Бытовой словарь ребенка включает:

а) название посуды

б) национальные праздники

в) название игрушек

г) названия растений

13. К специальным занятиям по развитию словаря относится:

а) рассказывание по картине

б) рассказывание из опыта

в) работа над речевым дыханием

г) знакомство со свойствами и качествами предмета.

14. Словарь ребенка в 3 года составляет :

15. Отгадывать метафорические загадки учат детей :

а) младшей группы

б) средней группы

в) старшей группы

г) подготовительной группы

16. Выделяют формы связной речи:

а) внутренняя, внешняя

б) монологическая, диалогическая

в) звуковая, письменная

г) грамотная, безграмотная

17. Задачи по развитию монологической речи:

а) развитие аппарата речи у детей

б) своевременное введение детей в литературу

в) освоение значений слов

г) строить самостоятельные высказывания разных типов

18. Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав :

а) психологических наук

б) философских наук

в) педагогических наук

19. К наглядным методам относят:

г) показ иллюстративного материала

20. Занятия по развитию речи следует проводить:

21. К специальным видам занятий по развитию словаря относят:

а) обучение грамоте

б) формирование морфологической стороны речи
в) рассматривание картин

г) творческое рассказывание

22. Практические методы – это:

а) осмотр помещения

б) рассматривание натуральных предметов

в) обобщающая беседа

23. Общественный словарь включает в себя:

а) названия частей тела и лица

б) названия явлений неживой природы

в) слова, обозначающие время

г) слова, обозначающие труд людей

24. Количество слов ребенка первого года жизни составляет:

25. К приемам работы над словом относят:

а) проговаривание слов детьми

б) рассматривание картин

в) дидактическая игра

г) уточнение словаря

26. К средствам развития речи относится :

б) художественная литература

г) формирование способности к обобщению

27. Игровые приемы могут быть :

а) интересными и грустными

б) индивидуальными и обобщающими

в) словесными и наглядными

г) комплексными и выразительными

28. Структура занятий по развитию речи включает:

а) вводную часть, основную, заключительную,

б) вводную часть, заключительную, обобщающую,

г) основную, заключительную.

29. Природоведческий словарь включает в себя :

а) названия частей тела и лица

б) названия явлений неживой природы

в) слова, обозначающие время

г) слова, обозначающие труд людей.

30. Занятие по ознакомлению с предметным миром:

а) чтение рассказа

б) сравнение предметов

г) рассказывание по игрушке

31. К занятиям по развитию связной речи относят:

а) рассматривание картин

б) рассказывание сказок

в) заучивание наизусть

г) рассказывание из опыта

32.Какое значение имеет развитие речи в воспитании детей?

а) совершенствует речевую деятельность,

б) формирует информационные умения у дошкольников;

в) способствует их социализации,

г) формирует понятие о жанрах литературы,

д) развивает контроль и уверенность в речи,

е) способствует коррекции речи.

33. Какой метод развития речи дошкольников средней группы целесообразно применять воспитателю?

б) речевой образец,

34. Какие действия воспитателя направлены на подготовку к произнесению звуков?

а) упражнения в звуковом анализе и синтезе,

б) чтение чистоговорок,

в) артикуляционная зарядка,

г) постановка речевого дыхания,

д) расслабление мышц речевого аппарата.

а) развитие диалогической речи,

б) развитие словаря дошкольника,

в) формирование звуковой культуры речи,

г) развитие монологической речи.

36. Продолжите высказывание: В процессе занятий по формированию грамматического строя речи детей следует …..

а) ставить речевое дыхание

б) акцентировать окончания слов

в) проводить речевую зарядку артикуляционного аппарата

г) предлагать речевой образец.

37. Какое значение имеет метод чтения – рассматривания для развития речи детей?

а) развивает интерес к слушанию,

б) формирует умение извлекать информацию о содержании произведения,

в) формирует умение соотносить первичную информацию с личными читательскими потребностями,

г) оценивать художественные особенности произведения.

38. Речевая деятельность – это ….

а) вид деятельности, имеющий определенную коммуникативную цел,.

б) деятельность двух собеседников с целью общения,

в) специфический вид деятельности, свойственный человеку.

а) развитие речевого этикета, правильного произношения,

б) совершенствование навыка чтения,

в) развитие коммуникативных умений,

г) совершенствование точной, богатой и выразительной речи,

д) развитие орфографической зоркости,

е) развитие словарного запаса.

Мальчик нашел в лесу ежа. Он был маленький. У него болела ножка. Мальчик взял его домой. Дома он не ел и сидел в углу. Он очень переживал. Потом мальчик отнес ежика в лес. Пусть живет на воле!

б) между некоторыми предложениями нет связи,

в) ошибки в согласовании слов,

г) тема не раскрыта, не решена речевая задача,

д) в тексте нет вступления и концовки,

е) смешение информации о мальчике и ежике вследствие употребления местоимения он вместо слов ежик , мальчик .

41. Выберите речевые умения дошкольников, необходимые для составления текста

а) правильно составить предложение без грамматических ошибок,

б) понять тему и раскрыть ее,

в) определить последовательность изложения,

г) отреагировать на реплику собеседника,

д) установить логическую связь между предложениями,

е) выделить главное в содержании,

ж) откорректировать собственную речь.

43. Какие задачи стоят перед звуковой работой в детском саду?

а) формирование правильного звукопроизношения,

б) развитие речевого дыхания,

в) овладение нормами ударения,

г) овладение знаниями о звуках речи.

44. Выберите верный вариант произношения детьми слов булочная, гаечный, прачечная.

а) було[чн]ая гае[шн]ый праче[шн]ая,

б) було[шн]ая гае[чн]ый праче[чн]ая,

в) було[чн]ая гае[чн]ый праче[шн]ая,

г) було[шн]ая гае[чн]ый праче[шн]ая.

45. Какие упражнения помогут детям правильно произносить звуки в словах?

а) произнесение скороговорок и заучивание их наизусть,

в) уточнение произношения слов на словарной работе,

г) заучивание стихотворений, в которых встречаются данные слова.

46. Укажите причины ошибок в детской речи: Я испачкал рубашку кофем. На вешалке не было наших польт.

а) не знает падежные окончания существительных в среднем роде,

б) ребенок употребляет слова - просторечья, т.к. так говорят в его среде,

в) данные слова-несклоняемые, а ребенок употребляет по аналогии как склоняемые.

47. Укажите способы обогащения словаря ребенка в детском саду

а) толкование значения незнакомых слов и составление с ними предложений,

б) группировка слов по семантическому признаку,

в) сравнение слов по звуковому составу,

г) анализ связи слов в предложении,

д) подбор синонимов и антонимов к слову.

48. Значения каких слов необходимо уточнить при знакомстве с художественным произведением?

49. Укажите на верную причину ошибки ребенка в предложении На завтрак были пирожки с повидлой.

а) порядок слов в предложении неверный, т.к. ребенок не знает конструкции безличных предложений,

б) неверно выбрал падежную форму существительного повидло, т.к. имеет неверное представление о роде существительного.

в) неверно выбрал падежную существительного, т.к. не согласовал с глаголом.

50. Методика развития речи изучает:

а) закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста

б) закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной и письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста

в) закономерности психологической деятельности, направленной на развитие речи у детей дошкольного возраста

г) закономерности педагогической деятельности, направленной на выбор программ и методических рекомендаций

Читайте также: