Антикоррупционная деятельность в школе с учащимися

Обновлено: 01.07.2024

Автор: Клочкова Светлана Владимировна

Организация: ФМОУ СОШ с. Вадинск в с. Каргалей

Населенный пункт: с. Каргалей

Пояснительная записка

Актуальность: Коррупция была и остается одной из самых острых проблем современной России и серьезным препятствием на пути развития страны. Активно внедряемая в России система антикоррупционного обучения и воспитания ставит перед школой новые задачи по пересмотру целей и содержания образования учащихся. Возникает не только потребность в углубленном изучении отдельных вопросов школьной программы по обществознанию, но и необходимость построения такого учебного процесса, который позволит осуществить специализированную подготовку учащихся по вопросам антикоррупционного поведения для дальнейшей успешной социализации во взрослой жизни. Информация о данной проблеме является важной и значимой для учеников всех возрастов. На школьных мероприятиях важно рассмотреть коррупцию как явление социально-историческое, социально-экономическое, правовое; осветить исторический аспект проблемы. Через выявление причин возникновения этого феномена и понимание вреда, причиняемого им всему обществу, необходимо целенаправленно формировать негативное отношение к коррупции, развивать навыки антикоррупционного поведения. Школа является тем образовательным институтом, который через антикоррупционное образование сможет воспитать такое мировоззрение, в котором коррупционный поступок будет считаться не нормой, а вызывающим общественное осуждение фактом.

Цель:

формирование у учащихся негативного отношения к коррупции как к нежелательному социальному явлению.

Задачи:
- познакомить с явлением коррупции;
- дать общее представление о различных формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях данного явления.

Формирование УУД:

Личностные:

- формирование активной жизненной позиции;

- формирование гражданской ответственности, самосознание важности таких понятий, как соблюдение закона, чести и честности, незапятнанной репутации и необходимости борьбы с коррупцией.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать необходимые действия;

- адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные:

- уметь искать и выделять необходимую информацию;

- осознанно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

- развивать творческое воображение.

Коммуникативные:

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- осуществлять совместную деятельность в группе.

Участники внеклассного мероприятия: педагог; учащиеся 5 класса.

Время проведения: 1 час.

Форма работы: беседа, инсценировка сказки. В мероприятии применяется фронтальная, парная и групповая форма работы.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки.

Реквизиты: раздаточный материал для выполнения заданий, толковый словарь С.И. Ожегова, карандаши, ручки, листы бумаги, элементы костюмов для героев сказки и необходимые предметы для инсценировки.

Используемые педагогические технологии:

Ход мероприятия:

Коррупция «есть корень, из которого вытекает

во все времена и при всяких соблазнах

Учитель:

С коррупцией нужно бороться,
Ведь тянет страну она вниз!

Учитель:

По нашему короткому вступлению вы догадались, что наше мероприятие посвящено коррупции, одной из наиболее актуальных проблем нашего общества. Коррупция – явление неоднозначное и очень сложное для понимания. (слайд 1,2)

Скажите, пожалуйста, слышали ли вы это слово? Оно вам знакомо? (Ответы детей)

Я предлагаю написать, как можно больше слов или выражений, связанных, по вашему мнению, со словом коррупция (1 минута).

Обсудите со своим соседом вашу информацию и составьте общий ответ на мой вопрос (1 минута).

Что у вас получилось? (зачитывание работы пар)
Попробуем систематизировать полученную информацию.

А вот одно из определений этого слова:

Коррупция – это использование должностным лицом своих властных полномочий и прав в целях личной выгоды, которое противоречит законодательству.

Исторические корни коррупции восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена.

Поэтому в первобытных обществах плата жрецу, или вождю была нормой. (слайд 3). По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.

Мы с вами разобрали, что такое коррупция. А теперь давайте узнаем причины коррупции.

Как у любого явления, у коррупции есть свои корни. Как вы думаете, что порождает коррупцию? (Ответы записываются на доске, составляется кластер)

Причины коррупции: (учитель помогает правильно сформулировать)

• Желание легкой наживы

• Коррупция как привычка

• Низкий уровень жизни населения

• Низкая заработная плата государственных служащих.

Работа в группах.

А сейчас давайте поработаем в группах.

Я попрошу вас расшифровать тарабарскую грамоту (литорею). Она заключается в следующем: поставив согласные буквы в два ряда, употребляют в письме верхние буквы вместо нижних и наоборот, причём гласные остаются без перемены. Так, например, фатоп = закон.

Используя шифр, найдите спрятанные слова. Так мы с вами узнаем самые опасные формы коррупции.

Ш Ф Я К Т А (взятка)

М А Л К М А К А (растрата)

(Ответы прикрепляются на доску, составляется кластер)

Как вы думаете, что такое взятка? (Ответы детей).

Из словаря С.И. Ожегова: ВЗЯТКА, -и, ж. 1. Деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий. (слайд 4)

Учитель:

Взяточничество является наиболее типичным проявлением коррупции. Часто в массовом сознании взятка ассоциируется с денежными купюрами, однако подарок должностному лицу, от которого зависит принятие решений, также может считаться взяткой, если его стоимость превышает в нашей стране 3000 рублей.

А как вы думаете, что такое растрата? (Ответы детей)

В толковом словаре Д. Н. Ушакова сказано, что растрата - это незаконное расходование с корыстной целью доверенных денег или имущества.

Работа в парах.

Наши предки отражали свое отношение к коррупции в пословицах и поговорках. Из данных слов вам нужно составит пословицу или поговорку на тему нашего мероприятия.

В, ногой, в, карман, суд, рукой.

Суд, судья, да, прямой, кривой.

Сухая, рот, ложка, дерет.

Рыба, головы, с, гниет.

Один, другой, для, закон, богатых, для, бедных.

Не, поедешь, подмажешь, не.

Лучше, да, честность, нежели, бедность, прибыль, да, стыд.

И, глупый, когда, берет, умный, дает.

Когда, всплывает, то, правда, золото, тонет.

Дай, будешь, грош, так, хорош.

Физкультминутка

Я попрошу вас встать. Сейчас я буду называть разные слова, а вы, если слово имеет отношение к коррупции, должны присесть, а если нет, то подняться на носочки. (Верность, дружба, жадность, власть, любовь, растрата, милосердие, мошенничество, благородство, обман, доброта, взятка, справедливость, подкуп, помощь, нажива). (слайд 6)

Учитель:

Ребята, а сейчас мы побываем в гостях у необычной сказки (сказку показывают заранее подготовленные ученики). (слайд 7)

Инсценировка

Учитель:

За дремучими лесами,

За высокими горами,

Было царствие такое

В этом царстве-государстве

Люди жили словно в сказке.

Каждый делом занимался,

Каждый там для всех старался.

Каждый думал о себе,

О своей родной стране.

Все прекрасно было в царстве,

В этом милом государстве

Царь разрешал у них все споры,

Скандалы дрязги и все ссоры.

Никого не обижал,

Во все жалобы вникал,

Решения честно принимал.

Но так было не всегда,

Была однажды чехарда.

Не хотелось вспоминать,

Но об этом надо знать.

Коррупция в страну пришла

И зло всем людям принесла.

Тяжелые настали времена,

И решил народ тогда

На помощь звать богатыря.

Люди:

Защитник ты наш, разберись ты с чудищем поганым- Коррупцией, беда от нее, державушку нашу подтачивает, и никакого сладу нет.

Богатырь:
-На что же она похожа?

Люди:
-Сами не видели, но, говорят, очень страшнюща, как смертный грех.

Богатырь:
-Как же я её найду, коли в лицо никто не знает?

Люди:
А кто и знает, тот помалкивает.

Коррупция (выскакивает из-за печки):
-Сами вы страхолюдины! Ну я вам покажу, кого надо бояться!

Учитель:

Выскочила она так быстро, что ее никто разглядеть не успел.

Собрала она своих слуг и повелевающим тоном объявила:

Коррупция:

Коррупсики мои, настал тот час,

Когда о нас узнать от единиц до масс

Должны от мала до велика.

Вы не жалейте сил своих,

На методы искусные вы не скупитесь!

Себя прославить вы поторопитесь!

Чтоб можно было вспомнить

О делах ваших больших.

Учитель:

А тем временем собрал богатырь своих людей верных, в делах проверенных и велел найти Коррупцию и обезвредить.
Только примета верная известна: кто с Коррупцией дела имеет, у того руки черными становятся, потому как грязная она очень.
Шло время, Коррупцию то там, то сям видели, а отловить никак не могли. Знали: вот тут только что была, а потом вдруг и следов ее не оставалось. Да и говорили про нее разное: одни уверяли, что страшнее ее никого в жизни не видали, а другие спорили, мол, очень она привлекательна, хотя и допускали, что при таких-то деньгах любую внешность себе закажешь.

И вот коррупсики идут далече

К народу мирному навстречу,

Который и не знал, что взяткам и откатам

Коррупсики все будут очень рады.

Народ на плечи возложил большое бремя,

Все измерять ценою стал в то время.

Каждый, кто хочет может совесть и честь вмиг продать,

Ведь за коррупсика готов он все отдать.

И стали все обманывать, хитрить

Опасно стало в том народе жить.

Учитель:

А богатырь бегал по чистому полю, махал сабелькой да булавой, да всё напрасно, только воздух рассекал, да тучи нагонял. Потом встретил свое войско и потребовал доложить о делах. Тут и увидел примету главную: руки черные, у кого по локоть, а у кого и по плечики.
Разгневался богатырь.

Богатырь:
Что же вы, братцы, дела неправые творите, заодно уж с врагом спелись.

Бойцы:
Как ты можешь, богатырь, о нас такое думать, подозревать нас в делах поганых? Верой и правдой мы Корр. тебе служим, а руки наши грязные оттого, что ухватить ее окаянную пытались, вот и измарались, но уж очень она скользкая. В двух местах её обнаружили и почти ухватили. В детском саду игрушек не досчитались, видно, в соседнюю страну как стратегический материал продали. Перекрыли ход Коррупции, сад закрыли. И в библиотеке: макулатуры то ли мало было, то ли наоборот много, уже не помним, тоже закрыли этот рассадник зла. Так что спи еще на печи сколько сможешь, страху мы на Коррупцию навели. А Коррупция в это время за их спинами пряталась, да злобно похихикивала.

Учитель:

И вот узнал народа царь о том,

Коррупсики все сферы царства захватили.

И чувства неравенства вражды в душах народа поселили.

Тогда создал большого стража он,

А имя ему дал Закон.

Распоряжение царь дал своим министрам,

Противодействие создать в тех сферах быстро.

Царь:

Учитель:

И началась серьезная война

Против коррупсиков без края и конца.

И длилась та война 15 лет,

Свели в том царстве всех коррупсиков на нет.

И вот опять в том царстве мир и благодать,

Честь и достоинство людей

Нельзя там больше продавать и покупать.

А каждый житель с мала до велика должен знать,

Не нужно выгоду везде искать,

Дела на совесть нужно выполнять.

Тогда и без коррупсиков в любом ненастье

Будет царить и мир и счастье.

Учитель:

Борьба с коррупцией началась во второй половине XXIV века до н.э. А может быть, и раньше. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. В настоящее время существуют и совершенствуются методы борьбы с коррупцией. Коррупция наказуема законом, это преступление! Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 8 лет как за получение взятки, так и за дачу взятки. Бороться необходимо на всех направлениях. Борьба с коррупцией – дело каждого! По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. ( слайд 8)

Ребята, у нас на доске изображена черная туча (коррупция) и разноцветный зонтик (закон). Ваша задача: выйти к доске, взять одну карточку со словом и разместить ее на тучку или под зонтик. (Слова на карточках: взятка, подкуп, добро, правда, ложь, честность, растрата, порядок, зло, ненависть, обман, хищение, обогащение, доверие, совесть.)

Посмотрите, что у нас получилось. Где написаны наиболее ценные и важные слова?

Ребята, так что же означают слова: коррупция, взятка?

Создай паспорт

А сейчас я предлагаю вам создать паспорт коррупции (раздаются заготовки)

Наше мероприятие подошло к концу, я надеюсь, что вы сделаете правильный выбор, будете достойными гражданами Российской Федерации и приложите все силы для борьбы с коррупцией.

Россией зовется общий наш дом,
Пусть больше не будет коррупции в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России. (слайд 9)

Спасибо за внимание! (слайд 10)

Заключение

Уроки антикоррупции — новая для России инициатива, и ей уделяют внимание далеко не во всех школах. Кажется, что дети и так знают, что воровать плохо. Как показывает практика, на уроках коррупции дети в первую очередь учатся мыслить рационально и осознают, что у них есть права. Задача учителя показать детям, что с детства люди должны быть справедливыми, честными, порядочными, законопослушными, милосердными. Таким образом, данная методическая разработка стимулирует школьников к борьбе с коррупцией. Ведь в наших интересах вырастить здоровое поколение, как с физической стороны, так и с психологической. Лишь в этом случае мы сможем вывести страну на более высокий и престижный уровень развития образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятия Плана распределены по разделам, охватывающим основные направления антикоррупционной работы в ОУ:

1. Нормативно-правовое и организационное обеспечение

2. Обеспечение доступности и прозрачности деятельности школы, укрепление ее связи с гражданским обществом, стимулирование антикоррупционной активности общественности.

3. Проведение мероприятий по антикоррупционному образованию, антикоррупционному просвещению, антикоррупционной пропаганде с педагогическим коллективом, родителями, общественностью.

4. Проведение внеклассных мероприятий с учащимися школы, направленных на формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции

В каждый из указанный выше разделов Плана включены мероприятия, выполнение которых в пределах полномочий возложено на ОУ федеральным и областным законодательством. В том числе предусмотрены мероприятия по таким направлениям, которые связаны непосредственно с взаимодействием ОУ с государственными органами всех уровней, муниципальными органами, институтами гражданского общества.

По каждому мероприятию определены исполнители и дата исполнения в период 2019 – 2020 г. Также предусмотрена ежегодная оценка антикоррупционной деятельности ОУ и выполнения плана.

Цель антикоррупционного воспитания — воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции относительно коррупции.

Задачи антикоррупционного воспитания:

-дать общее представление о сущности коррупции, ее формах, особенностях проявления в различных сферах жизни общества, причинах и социально опасных и вредных последствиях этого явления;

-научиться распознавать коррупцию;

-сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;

-сформировать комплекс знаний о коррупциогенных ситуациях для формирования стандартов поведения в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;

-стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения;

-формировать нетерпимость к проявлениям коррупции;

-продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией;

-воспитать в учащихся ценностные установки (уважение к демократическим ценностям; неравнодушие ко всему тому, что происходит рядом; честность; ответственность за действие, поступок; постоянное усовершенствование личной, социальной, познавательной и культурной компетентности и т.п.);

-способствовать реализации различных возможностей: общаться, находить, передавать информацию и распоряжаться ею; критически мыслить и решать проблемы; рационально планировать и организовывать деятельность, распоряжаться временными, финансовыми и другими ресурсами; действовать творчески, инициативно, осмысленно и самостоятельно, брать на себя ответственность за свои действия; общаться и сотрудничать, конструктивно решать расхождения и конфликты; принимать участие в жизни школы, местной общественности, общества, при необходимости брать на себя роль лидера и т. д.

Поскольку основной мишенью антикоррупционного воспитания в школе является формирование гражданского сознания, то наиболее благоприятная для его интеграции среда — социальные дисциплины: обществознание, история, литература и т.п. Связь с упомянутыми предметами неминуемы и поэтому проблематика коррупции рассматривается с использованием понятий юридических, политических, исторических и экономических наук.

Основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в школе:

- отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;

- антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках обществознания;

- обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе взаимодействия педагогов и учащихся;

- педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.

- Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

- Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.

- Человек – создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

- Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.

- Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми,

сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

В рамках уроков обществознания и истории рассматриваются элементы по антикоррупционной проблематике.

Ожидаемый результат:

- сформированная личность, которая наделена знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности государства, которая не желает мириться с проявлениями коррупции; личность, которая способна и желает устранить коррупцию.

1.Нормативно-правовое и организационное обеспечение

Создание рабочей группы по вопросу организации антикоррупционного образования, просвещения, пропаганды

Разработка плана работы по формированию антикоррупционного мировоззрения и правовой культуры

Директор, зам. директора по УВР

Изучение состояния работы по антикоррупционному образованию, просвещению, пропаганде в ОУ

Зам. директора по УВР

Доведение до сведения членов педагогического коллектива инструктивно-методических рекомендаций по организации антикоррупционной работы в образовательном учреждении.

Зам. директора по УВР

Проведение административных совещаний по вопросам антикоррупционной политики, рассмотрение вопросов по предупреждению коррупции на совещаниях педагогического коллектива

Создание банка методических материалов по антикоррупционному образованию, просвещению, пропаганде

Зам. директора по УВР

2.Обеспечение доступности и прозрачности деятельности школы, укрепление ее связи с гражданским обществом, стимулирование антикоррупционной активности общественности

Ознакомление учащихся и их родителей с Уставом школы, Правилами внутреннего распорядка, правилами для учащихся.

Зам. директора по ВР, классные руководители

Размещение на школьном сайте информации о деятельности образовательного учреждения в данном направлении.

Директор, ответственный за информационное обеспечение

Работа с жалобами и заявлениями граждан.

Директор, заместители директора по УВР и ВР

Информирование родительской общественности о расходовании средств, поступивших в качестве добровольных пожертвований:

- проведение родительских собраний

- общешкольные родительские собрания

Один раз в четверть

Консультирование педагогов школы по правовым вопросам образовательной деятельности.

Зам. директора по УВР

Проведение опросов общественного мнения, социологических исследований по вопросам предоставления образовательных услуг среди обучающихся и их родителей (законных представителей)

Заместитель директора по УВР

Соблюдение требований законодательства во время проведения ЕГЭ и ГИА

заместитель директора по УВР

Проведение антикоррупционной экспертизы локальных актов образовательных учреждений

По мере необходимости

Директор, заместитель директора по УВР и по ВР

Организация выступлений работников правоохранительных органов перед сотрудниками школы по вопросам пресечения коррупционных правонарушений.

Зам. директора по ВР

Проведение родительских собраний с целью разъяснения политики школы в отношении коррупции.

Анализ работы по антикоррупционной деятельности.

Зам. директора по ВР

Информирование правоохранительных органов о выявленных фактах коррупции в сфере деятельности школы.

По мере выявления фактов

Директор Полевая Н.И.

Организация " телефона доверия"

Директор Полевая Н.И.

3. Проведение мероприятий по антикоррупционному образованию, просвещению, пропаганде с педагогическим коллективом, родителями, общественностью.

Участие во Всероссийской олимпиаде школьников, олимпиадах по обществознанию и праву

Заместитель директора по УВР

Включение в рабочие программы по истории, обществознанию, праву, литературы вопросов антикоррупционной направленности

Заместитель директора по УВР

Проведение мониторинга качества предоставления образовательных услуг

Зам. директора по УВР

Проведение акций, диспутов, бесед, тематических классных часов, встреч с представителями правоохранительных органов, родительских собраний, дней открытых дверей, других мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся

Зам. директора по ВР

4. Проведение внеклассных мероприятий с учащимися школы, направленных на формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции

Интеллектуальные игры (9-11 кл.) по теме "Коррупция- угроза для демократического государства"

Учитель истории и обществознания

Учитель истории и обществознания

Проведение классных часов, посвященных Международному дню антикоррупции (6-9 кл.)

Классные часы для 1-2 классов«Что такое

Классные часы для 4-5 кл. «Жизнь дана

Общешкольный единый день профилактики.

Зам. директора по ВР

Для учащихся - классные часы в форме дискуссий и ролевых игр по предложенной тематике тематикой:

1. Быть честным. По законам справедливости.

3. Откуда берутся запреты?

4. Быть представителем власти. Властные полномочия.

5. Когда все в твоих руках.

6. Что такое коррупция? Как решить проблему коррупции?

7. Закон и необходимость его соблюдения.

8. Государство и человек: конфликт интересов.

9. Требования к человеку, обличенному властью.

10. Зачем нужна дисциплина? Преимущество соблюдения законов.

По планам классных руководителей

Проведение мониторинга по выявлению гражданской позиции и чувства патриотизма у обучающихся


2. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документо в

Локальные акты МБОУ "СОШ № 15" по противодействию коррупции:

Антикоррупционная деятельность в образовательном учреждении

Содержание:

1. Цели и задачи антикоррупционной политики в образовательном учреждении.

2. Понятия и определения, используемые в сфере противодействия коррупции.

3. Основания для реализации антикоррупционной политики в МБОУ СШ № 4 имени Ш.Ф.Алиева

4. Основные принципы противодействия коррупции.

5. Должностные лица организации, ответственные за реализацию антикоррупционной политики.

6. Основные меры предупреждения коррупционных правонарушений.

7. План антикоррупционных мероприятий в МБОУ СШ № 4 имени Ш.Ф.Алиева

8. Внедрение антикоррупционных механизмов.

9. Обязанности работников в связи с предупреждением и противодействием коррупции.

10. Ответственность сотрудников за несоблюдение требований антикоррупционной политики.

11. Порядок пересмотра и внесения изменений в Антикоррупционную политику.

Данный локальный нормативный акт составлен на основании Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

На сегодняшний день принятие антикоррупционных мер, необходимая практика во всех сферах жизни общества и образовательная сфера не является исключением., школа, как основа дальнейшей жизни каждого члена общества первостепенно не должна допускать коррупции в своих стенах, обязана противостоять и искоренять малейшее проявление данного остросоциального явления.

1. Цели и задачи антикоррупционной политики в образовательном учреждении.

1.1. Ведущие цели: недопущение предпосылок, исключение возможности фактов коррупции в МБОУ СШ № 4 имени Ш.Ф.Алиева. Обеспечение защиты прав и законных интересов граждан от негативных процессов и явлений, связанных с коррупцией, укрепление доверия граждан к деятельности администрации школы.

1.2. Для достижения указанных целей требуется решение следующих задач:

предупреждение коррупционных правонарушений; оптимизация и конкретизация полномочий должностных лиц; формирование антикоррупционного сознания участников образовательного процесса; обеспечение неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений; повышение эффективности управления, качества и доступности предоставляемых школой образовательных услуг; содействие реализации прав граждан на доступ к информации о деятельности школы.

2. Понятия и определения, используемые в сфере

Коррупция - злоупотребление должностным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Конфликт интересов - это ситуация, при которой личная заинтересованность работника влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при котором возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Личная заинтересованность - возможность получения работником при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо в натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для работника, членов его семьи и лиц, состоящих в родстве и свойстве, а также для граждан или организаций, с которыми работник связан финансовыми или иными обязательствами.

Взятка – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Коммерческий подкуп – незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Виды коррупционных правонарушений.

Дисциплинарные коррупционные проступки - проступки, обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями, за которые установлена дисциплинарная ответственность.

Административные коррупционные правонарушения - обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями правонарушения, за которые установлена административная ответственность.

Коррупционные преступления - виновно совершенные общественно опасные деяния, предусмотренные соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, содержащие признаки коррупции.

Преступления. связанные с коррупционными преступлениями - любые общественно опасные деяния, предусмотренные статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений.

К основным коррупционным преступлениям, могут быть отнесены такие виды уголовно наказуемых деяний: злоупотребление должностными и иными полномочиями, получение и дача взятки, служебный подлог.

В широком значении понятия коррупционных преступлений, к числу уголовно наказуемых деяний данного характера, можно отнести: воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, незаконное участие в предпринимательской деятельности, регистрация незаконных сделок с землей, провокация взятки либо коммерческого подкупа.

3. Основания для реализации антикоррупционной политики в МБОУ СШ № 4 имени Ш.Ф.Алиева.

4. Основные принципы противодействия коррупции.

Противодействие коррупции в МБОУ СШ № 4 имени Ш.Ф.Алиева осуществляется на основе следующих основных принципов:

1. Приоритета профилактических мер, направленных на недопущение формирования причин и условий, порождающих коррупцию.

2. Обеспечения четкой правовой регламентации деятельности, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней.

3. Приоритета защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц.

4. Взаимодействия с общественными объединениями и гражданами.

5. Должностные лица организации, ответственные за реализацию антикоррупционной политики.

1. Директор школы.

2. Председатель профсоюзного комитета МБОУ СШ № 4 имени Ш.Ф.Алиева Мустафаева С.Г.

3. Учитель истории, обществознания Абасова Р.А.

6. Основные меры предупреждения коррупционных правонарушений.

Предупреждение коррупционных правонарушений осуществляется путем применения следующих мер:

1. Разработка и реализация антикоррупционных мероприятий.

2. Антикоррупционные образование и пропаганда.

3. Сотрудничество с правоохранительными органами по профилактике правонарушений.

7. План антикоррупционных мероприятий в МБОУ СШ № 4 имени Ш.ФАлиева.

Размещение на общедоступных местах в школе и на школьном сайте:

-Устава школы с целью ознакомления родителей с информацией о бесплатном образовании;

- Адресов и телефонов органов, куда должны обращаться граждане в случае проявления коррупционных действий: фактов вымогательства, взяточничества и других проявлений коррупции по внесению денежных средств.

Участие в районных, областных, региональных, общероссийских конкурсах по антикоррупции.

Заместитель директора по ВР

Организация освещения работы по антикоррупционной деятельности на сайте школы.

Проведения правовой недели в школе с включением вопросов по противодействию коррупции.

Заместитель директора по ВР

Приобретение информационных и обучающих мультимедийных средств по антикоррупционному воспитанию.

Проведение классных часов на антикоррупционную тему с обучающимися 7-11 классов.

Заместитель директора по ВР

Рассмотрение вопросов по предупреждению коррупции на родительских собраниях.

Встреча с представителями правоохранительных органов.

Организация проектной деятельности учащихся, посвященной теме борьбы с коррупцией.

Конкурс среди учащихся на лучший плакат антикоррупционной направленности.

Конкурс ученических творческих работ по исследованию аспектов коррупции.

План мероприятий по реализации стратегии антикоррупционной политики является комплексной мерой, обеспечивающей согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мер, направленных на противодействие коррупции в МБОУ СШ № 4 имени Ш.Ф.Алиева, входит в состав комплексной программы профилактики правонарушений.

8. Внедрение антикоррупционных механизмов.

1. Проведение совещания с работниками школы по вопросам антикоррупционной политики в образовании.

2. Усиление воспитательной и разъяснительной работы среди административного и преподавательского состава МБОУ СШ № 4 имени Ш.Ф.Алиева по недопущению фактов вымогательства и получения денежных средств при сдаче экзаменов.

3. Усиление контроля за ведением документов строгой отчетности в МБОУ СШ № 4 имени Ш.Ф.Алиева.

4. Выявление нарушений инструкций и указаний по ведению классных журналов, книг учета и бланков выдачи аттестатов соответствующего уровня образования;

5. Принятие дисциплинарных взысканий к лицам, допустившим нарушения.

9. Обязанности работников в связи с предупреждением и противодействием коррупции.

1. Воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционный правонарушений в интересах или от имени организации.

2. Воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или принять участие в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации.

3. Незамедлительно информировать непосредственно руководителя, лиц ответственных за реализацию антикоррупционной политики, руководство вышестоящих организаций.

4. Сообщать непосредственному начальнику, ответственным лицам о возможности возникновения либо возникновении у работника конфликта интересов.

10. Ответственность сотрудников за несоблюдение требований антикоррупционной политики.

10.1. В Учреждении требуется соблюдения работниками Антикоррупционной политики, при соблюдении процедур информирования работников о ключевых принципах, требованиях и санкциях за нарушения. Каждый работник, при заключении трудового договора должен быть ознакомлен под роспись с Антикоррупционной политикой Учреждения и локальными нормативными актами, касающимися предупреждения и противодействия коррупции, изданными в Учреждении.

10.1. Работники Учреждения, независимо от занимаемой должности, несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации, за соблюдение принципов и требований настоящей Антикоррупционной политики, а также за действие (бездействие) подчиненных им лиц, нарушающих эти принципы и требования.

10.3. К мерам ответственности за коррупционные проявления в Учреждении относятся: меры уголовной, административной и дисциплинарной ответственности в соответствии законодательством Российской Федерации.

11. Порядок пересмотра и внесения изменений

в Антикоррупционную политику

При изменении законодательства Российской Федерации, либо выявлении недостаточно эффективных положений Антикоррупционной политикой Учреждения она может быть пересмотрена и в неё могут быть внесены изменения и дополнения.

Читайте также: