Как организовать прогулку с детьми в школе
Обновлено: 03.07.2024
Сейчас заметно ужесточились правила для вывоза детей на экскурсию. Данная статья поможет разобраться во всех правилах и тонкостях. А также поможет выбрать экскурсию, настроить и организовать детей, договорится с родителями.
Педагог на собственном опыте рассказывает об особенностях организации детского выезда, учитывая возрастные и сезонные факторы. Автор затрагивает тему связи с учебно-воспитательным процессом и говорит о том, какие документы нужно собрать.
Как правильно организовать экскурсию
Отличный способ сплотить коллектив и полезно провести время вместе – это организовать школьную экскурсию. В детском возрасте впечатления самые яркие, и ученики навсегда запомнят каждый совместный выезд. Так что задача педагога – сделать так, чтобы экскурсия была максимально интересной, организованной, и чтобы все прошло без происшествий.
Когда в моем классе назначалась какая-то экскурсия, связанная с выездом за город, за несколько дней появлялась атмосфера праздника. Мы обсуждали, что взять с собой, как подготовиться, чем заняться в дороге. И это были теплые и приятные моменты.
Польза от школьных экскурсий затрагивает и учебные, и воспитательные, и познавательные моменты:
- расширение кругозора;
- углубление школьного материала;
- налаживание отношений между учащимися;
- жизненный опыт в виде нестандартных ситуаций;
- повышение мотивации к учебе;
- выработка позитивного отношения к школе.
Выбор экскурсии
Может, кто-то из родителей подаст вам интересную идею. К тому же, среди них могут быть работники музеев, галерей и заводов, где проводятся экскурсии. Возможно, имеются представители интересных профессий, и кто-то даже сам захочет рассказать о ней детям и показать место работы.
СОВЕТ: Попробуйте сразу найти себе помощников среди родителей для решения организационных вопросов. Спросите, кто мог бы заняться автобусом, связаться с турфирмой. Может кто-то сможет взять на себя питание в поездке или фотосъемку.
С детьми лучше тоже обсудить, что им будет интересно. Я иногда зачитывала ребятам вслух предложения турфирм, и мы вместе обсуждали варианты.
Возрастной фактор
Самый главный фактор, который следует учитывать – это возраст учеников. Собираетесь ли вы совмещать несколько классов? Если да – позаботьтесь о том, чтобы дети были примерно в одной возрастной категории.
Для начальной школы хорошо подойдут экскурсии познавательно-развлекательной направленности. Еще лучше, если там есть игровые элементы и возможность сделать что-то своими руками. Например, посещение кондитерской фабрики с мастер-классом по изготовлению печенья.
Сейчас много познавательных мероприятий организуется в форме квестов, игр и интерактивов с участием актеров. Или же это могут быть актуальные для младших школьников экскурсии в музей кукол, на завод по изготовлению игрушек, фабрику шоколада. Моему классу очень понравился музей восковых фигур. Они с удовольствием фотографировались с экспонатами и в ненавязчивой форме получали информацию об исторических личностях.
Взрослым учащимся подойдут более серьезные экскурсии. Они могут быть связаны с каким-то предметом – литературой, географией, историей. Например, посещения дома, где проживал один из поэтов или писателей. Или знакомство с историческими объектами вашего города и области.
Сезонный фактор
Экскурсию необходимо подобрать в соответствии со временем года. Если погода холодная или очень нестабильная, не стоит выбирать долгие прогулки по городу или поездки на природу.
Зимою младших школьников порадуют атмосферные экскурсии в Усадьбу Деда Мороза или на выставку елочных игрушек. В моем городе зимой популярны выезды в Польшу на парад Санта Клаусов . Турфирмы включают в программу также экскурсию по городу, посещение крупного аквапарка, музеи, мастер-классы и другие места по желанию.
Весна – подходящее время углубиться в биологию в Ботаническом саду. А близость 9-го мая – отличный повод посетить места славы и исторические музеи.
Связь с учебно-воспитательным процессом
Какие учебно-воспитательные цели для вас, как для педагога, сейчас актуальны? Можете ли вы углубить знания, повысить интерес к какому-то предмету с помощью экскурсии?
Проанализируйте, что сейчас актуально для вашего класса, сверьтесь с планом учебных занятий и решите, какая цель вам сейчас наиболее важна:
- патриотическое воспитание учащихся;
- расширение знаний о мире, других странах;
- повышение мотивации к труду и трудовой деятельности;
- воспитание любви к искусству;
- расширение знаний об экологии вашего города и мира;
- развитие экономической грамотности;
- расширение исторических знаний;
- изучение природы;
- расширение познаний в области географии.
В соответствии с выбранными актуальными целями, временем года и учебным планом подберите объект экскурсии:
- места, имеющие историческое значения и хранящие в себе память о важных событиях;
- строения, на основе которых можно изучать архитектуру или внутреннее убранство прошлых веков и бытовой уклад;
- природные объекты – лес, роща, море, горы, озеро;
- заводы, фабрики и производства;
- храмы и церкви;
- музеи, галереи, выставки;
Детям предварительно стоит рассказать, с какой целью вы отправляетесь на экскурсию, чтобы они не воспринимали ее просто как развлекательную прогулку. Предложите ребятам вопросы, на которые им нужно будет ответить в ходе экскурсии, раздайте задания для мини-исследований.
С младшими школьниками такую работу можно провести в виде игры. Можно представить себя историками, географами, биографами, исследователями или детективами.
Какие вопросы обсудить перед экскурсией
Если экскурсия намечается долгая, от нескольких часов, нужно детально обговорить с учащимися и с родителями, что взять с собой. Опыт показывает, что иногда разговоров мало, и необходимых вещей часто не оказывается. Так что лучше раздать памятку со списком всего, что нужно взять с собой в поездку.
Нужно быть готовым к разным обстоятельствам. Например, отправляясь к водоему, лучше захватить с собой запасные сухие носки и средство от комаров. Если едете за город на природу – обсудите продукты для пикника и постарайтесь организовать с родителями горячее питье в термосах или термостатах. Не забудьте напомнить про теплые вещи. Когда за окном солнце, многие родители и не думают, что куртки могут пригодиться.
Многочасовые экскурсии предполагают наличие горячего питания. Возможно, есть смысл заранее заказать обед в кафе по дороге. Обязательно нужна чистая питьевая вода для всех.
Если предстоит поездка в автобусе более 3-х часов, продумайте, как обеспечить детей сухим паком.
СОВЕТ: Организуйте фотографа в поездке, чтобы остались яркие профессиональные снимки. Может кто-то из детей увлекается фотографией или среди родителей есть фотограф. Можно даже нанять профессионала.
Еще интереснее, если у кого-то из родителей есть возможность сделать видеосъемку, а потом смонтировать небольшой ролик. Такой документальный фильм будет интересен всем, и даже можно будет снова посмотреть его всем вместе через несколько лет на выпускном.
С детьми важно проговорить заранее правило поведения на экскурсии. И как следует вести себя в автобусе. Уведомите детей, что в транспорте:
- запрещено вставать со своих мест, ходить, пересаживаться;
- есть во время движения автобуса;
- громко общаться, кричать;
- кидать мусор;
- портить кресла, ремни и другие детали автобуса;
- если замечена поломка – необходимо сообщить об этом водителю или сопровождающему.
Я не всегда была готова к тому, что от перевозбуждения поведение детей становится плохо контролируемым. Так что постарайтесь максимально обезопасить себя в плане дисциплины.
Транспорт для экскурсии
Чтобы найти подходящий автобус, нужно действовать через надежную и проверенную автотранспортную компанию или обратиться в турфирму, которая занимается перевозкой детей. Средство перевозки должно соответствовать всем современным требованиям:
Убедившись, что транспорт вам подходит, заключите договор фрахтования на арену.
Тот человек, на чье имя заключен договор, должен предоставить в ГИБДД информацию о вывозе детей. Без такого уведомления экскурсия и транспортировка учащихся невозможны.
Требования при проведении экскурсии
Так как вывоз группы детей – это большая ответственность, требования к организации экскурсий в последние годы значительно повысились.
- На один автобус предполагается количество сопровождающих по количеству дверей транспортного средства. Один из них назначается ответственным за весь процесс. Если автобусов несколько – должен быть один старший, который отвечает за всю группу и управляет действиями всех остальных сопровождающих.
- Поездка должна осуществляться до 23-00. Для ночных выездов требуется специальное разрешение.
- После 23-00 можно перевозит детей в сторону вокзалов, аэропортов, а также завершать маршрут, если это время указано в графике движения. Расстояние до места в это время не должно быть более, чем 50 километров.
- Сажать детей в автобус и высаживать из него можно только в специально отведенных для этого местах.
- Скорость не должна превышать 60 км/ч.
- У сопровождающих должно быть педагогическое или психологическое образование. На них ложится вся ответственность за жизнь и здоровье детей.
- Учитель должен уметь оказывать первую медицинскую помощь.
- Группа для экскурсии – от 10 до 40 человек.
- На каждые 25 человек должно приходиться 2 сотрудника школы.
- Можно везти учеников в общественном транспорте – автобус, трамвай, электричка, метро. Тогда действуют общеустановленные правила для данного средства передвижения. Мне часто приходилось так перевозить детей, и хочу предупредить, что контролировать дисциплину в этом случае очень непросто. Будьте готовы к тому, что остальные пассажиры могут выказывать недовольство по поводу шума.
- В автобусе должен находиться медицинский работник с подтверждающими это документами.
- Если в пути возникает происшествие, педагог имеет право отменить экскурсию или изменить маршрут.
Документы для экскурсии
К экскурсии нужно будет начать готовиться заранее. Иначе выезд может не состояться, если вы не успеете подготовить все нужные документы. Для правильной организации экскурсии понадобится следующее:
- Уведомление с подтверждением ГИБДД о вывозе детей с присвоенным идентификационным номером или решение о сопровождение автобусов машиной ГИБДД.
- Траектория движения с отметками всех остановок по времени.
- Перечень учащихся – их фамилии, имена, отчества, даты рождения и телефоны родителей.
- Перечень сопровождающих – ФИО и контактные данные.
- Схема размещения детей в автобусе по местам – можно заполнить после того, как дети рассядутся.
ВАЖНО: в пути ученики должны сидеть согласно своим местам и не меняться с одноклассниками.
- Приказ директора учебного учреждения об организации экскурсии.
- Договор фрахтования, если перевозка осуществляется по нему.
- Сведения о медработнике, копия его лицензии.
- Список продуктов в сухом пайке, если поездка длится более трех часов.
- У каждого ребенка должно быть согласие родителей на выезд.
После экскурсии дайте детям возможность поделиться впечатлениями и полученными знаниями, посмотрите фотографии на проекторе. Если вы заранее предлагали детям задания для наблюдения и исследования – проверьте, как они справились.
Можно сделать яркую школьную газету с фотографиями и впечатлениями и вывесить в коридор, чтобы и другие классы могли вдохновиться на экскурсию.
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и ждите обновлений! :)
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
Что такое прогулка? Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "ПРОГУЛКА" -пребывание, хождение на открытом воздухе или поездка на недалекое расстояние для отдыха, развлечения. Мнение педагогов о том, что прогулка – одна из наиболее лёгких педагогических форм, является заблуждением. Только усвоив сущность прогулки, вскрыв её огромные воспитательные возможности, каждый педагог сможет по достоинству оценить её и включить в арсенал своих методических средств. Прогулки в коррекционно-развивающем обучении служат для восстановления работоспособности детей, преследуют познавательную, оздоровительную и воспитательную цели.Что такое прогулка? Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "ПРОГУЛКА" -пребывание, хождение на открытом воздухе или поездка на недалекое расстояние для отдыха, развлечения. Мнение педагогов о том, что прогулка – одна из наиболее лёгких педагогических форм, является заблуждением. Только усвоив сущность прогулки, вскрыв её огромные воспитательные возможности, каждый педагог сможет по достоинству оценить её и включить в арсенал своих методических средств. Прогулки в коррекционно-развивающем обучении служат для восстановления работоспособности детей, преследуют познавательную, оздоровительную и воспитательную цели.
Прогулка, независимо от ее вида, имеет определенную методическую логику.
Организационный момент включает: одевание детей (воспитатель должен проследить, чтобы дети оделись по погоде и в соответствии с запланированной деятельностью на прогулке), инструктаж о времени и цели прогулки, правилах поведения и технике безопасности, распределение конкретных поручений. Такую вступительную беседу-инструктаж лучше проводить во дворе школы на постоянном месте сбора.
Основная часть прогулки включает движение детей по намеченному маршруту и выполнение предусмотренных заданий, организованное наблюдение, беседу воспитателя по теме прогулки и свободную самостоятельную деятельность школьников.
Краткое подведение итогов прогулки на постоянном месте сбора.
Раздевание детей, гигиенические процедуры.
Как правило, большая часть прогулок проводится в школьном дворе. На то есть много причин: вокруг школы оживленная транспортная магистраль, и воспитателю трудно в одиночку обеспечивать безопасность детей; на школьный двор можно без труда вынести нужный игровой инвентарь, воспользоваться снарядами спортивной площадки. Да и просто, чисто психологически, пребывание во дворе школы — это у себя дома, дает воспитателю чувство защищенности от всяких неожиданностей.
Но если прогулки проходят только в школьном дворе, то для детей игровой ресурс двора скоро исчерпывается. Что в таком случае будут делать на прогулке нормальные младшие школьники? Есть несколько вариантов их типичного поведения:
• они начнут исследовать неформальные территории школьного двора: помойку, яму с водой, старый сарай, подвал;
• они будут методом проб и ошибок выяснять, какие действия можно предпринять на дереве: залезать, спрыгивать, раскачиваться на ветках.
Сами по себе такие действия детей на школьном дворе естественны: они не могут всю прогулку прохаживаться парами возле крыльца или сидеть на скамейке. Дети в младшем школьном возрасте испытывают нормальную потребность активно взаимодействовать с предметами, которые привлекают их внимание, насыщать свое пребывание вне классной комнаты яркими фантазиями и поисками новых событий. Поэтому воспитателю продленного дня, с одной стороны, следует давать детям возможность реализовывать эти потребности на прогулке в школьном дворе, а с другой, стоит знать о многообразии видов прогулок вне территории школы и тем самым помогать младшим школьникам в расширении границ освоения мира.
Чтобы наш разговор о таких прогулках имел некую систему, попробуем упорядочить их видовое многообразие.
…За основу типологии прогулок, на наш взгляд, нужно взять ту ведущую деятельность, в рамках которой в данной прогулке решаются основные оздоровительные, воспитательные и развивающие задачи.
Спортивная прогулка.Во время такой прогулки дети играют в спортивные игры: хоккей, футбол, волейбол, катаются на лыжах и коньках. Но часто в группе мальчики рвутся погонять шайбу, а девочкам это неинтересно. Не всегда находится для всех спортивный инвентарь. Тогда стоит отдать предпочтение играм с мячом, веселым эстафетам, прыжкам со скакалками.
Прогулка-наблюдение.Ее основное содержание чаще всего связано с целенаправленными наблюдениями младших школьников за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного и животного мира. Место ее проведения — школьный сад, ближайший сквер, парк, зеленая зона недалеко от школы.
Объектом наблюдения детей полезно делать самые обыденные явления, на которые они часто не умеют реагировать. Например, попросить их присмотреться к облакам: какого они размера, формы, на что похожи, как движутся; или повнимательнее рассмотреть снег: какой он — мокрый, тяжелый или скрипучий от мороза, поговорить о том, от чего это может зависеть … Такие бесхитростные наблюдения, если они проводятся в системе, позволяют детям, даже живя в городе, лучше чувствовать мир природы, понимать закономерности природных изменений, формировать навыки жизни в природе, например, учить подбирать по сезону одежду и обувь.
Французские психологи провели интересное исследование: сравнили отношение к учению младших школьников, которых привозят в школу родители на своих машинах или школьный автобус, и деревенских детей, которые ходят в школу пешком и по дороге в полной мере общаются с миром природы: они ощущают холод и зной, ветер, дождь, слышат голоса птиц. Оказалось, что деревенские дети хоть иногда и устают от своей дороги физически, но познавательно они более активны и восприимчивы. Они больше открыты для школьных занятий. Стоит подумать над этими выводами.
Учитель биологии из Голландии Херрит Ян Брун придумал специальные прогулки, которые помогали бы приобщению городских детей к тайнам леса. Сначала он просит детей присесть на корточки, наклониться к земле и потрогать руками траву:
- Это же крапива! Жжется!
- Не бойтесь, с ней можно подружиться. У крапивы жалящие волоски растут только сверху. Нужно сложить листок внутрь.
Затем начинается игра с деревьями. Херрит завязывает одному из детей глаза и подводит к ясеню с толстым шершавым стволом, раскидистыми ветками.
- Ощупывай хорошенько и запоминай, что чувствуют твои пальцы. (Известно, что если глаза завязаны, тактильные ощущения обостряются.) Затем вместе отступают на несколько шагов в сторону, и Херрит развязывает платок.
- Ну, теперь осмотрись. К какому дереву я тебя подводил? Вспомни, что ты чувствовал, когда дотрагивался до ствола дерева.
Детям обычно нетрудно найти дерево по пережитому впечатлению. Именно детство — период особой восприимчивости окружающего мира через органы чувств. А городским школьникам часто негде испытать эти особые возможности.
Прогулка-практикум.Такие прогулки используются для отработки, закрепления жизненно необходимых навыков, например, следования определенным правилам культуры поведения, правилам уличного движения.
Во время прогулки воспитатель создает специальную педагогическую ситуацию, в которой школьники должны действовать в соответствии с правилами, организует контроль и оценивает действия детей. Например, они учатся переходить улицу с оживленным движением транспорта, определяют самую удобную дорогу к школе. Подобные прогулки помогают детям понять целесообразность поведения людей в различных ситуациях городской жизни, помогают избавляться от социальных страхов, тревожности.
Прогулка-экскурсия.Ее назначение — ознакомить младших школьников с историей своего города, района, достижениями в науке, искусстве. Такие задачи решает прогулка-экскурсия к мемориальной доске или памятнику, к старинному зданию — свидетелю какого-то выдающегося события. Главное — не само обозревание достопримечательного объекта, а разговор с детьми, чтобы они проявили познавательный интерес к событиям, судьбам людей, пережили особую атмосферу места.
Прогулка-поход.Конечно, за час-полтора настоящий поход не провести, но создать ситуации, где было бы много перемещений на местности (даже на небольшой территории возле школы), неожиданных открытий, испытаний навыков ориентирования, взаимодействия, дисциплины, вполне возможно.
• определение маршрута игры-поиска. Предварительное изучение мест и объектов для промежуточных заданий на этапах;
Проведение прогулки: дети собираются на школьном дворе на постоянном месте сбора, разделяются на микрогруппы. Воспитатель объявляет, что получено необычное письмо от. Кота Матроскина:
Дорогие ребята!
Ко мне в Простоквашино пришло письмо из вашей школы. Из него я узнал, что в вашей группе продленного дня ребята дружные, веселые, вы любите читать, рисовать, решать задачи. Вот я и решил сделать вам подарок. Но найдете вы его сами.
Встаньте спиной к школе. Перед собой вы увидите забор. В ближнем левом углу этого забора вы найдете записку, из которой узнаете следующее задание.
Желаю удачи! Пусть вам поможет дружба!
Ваш друг Кот Матроскин.
По маршруту поиска в тайниках разложены пакеты с заданиями:
…Прогулка-творчество.Определяющая задача этого вида прогулок – вызвать у детей эмоциональный подъем и организовать их творческую деятельность. Наибольшая творческая активность младших школьников возникает в общении с природой (вспомните, как голландский учитель Херрит сочинял с детьми японские трехстишья).
Прогулка-развлечение.Забывать об этом виде прогулок, лишать детей возможности повеселиться, позабавиться, попеть, пошутить педагогически неверно. На прогулке можно организовать веселое катание с ледяной горки, затеять забавные состязания. Разгадывание занимательных задач, шарад, показ фокусов во время дождя под навесом на игровой площадке — тоже прогулка с развлечением.
Прогулки дают ребенку определенный социальный опыт проживания его детской жизни, который просто не может возникнуть на уроке или перед экраном телевизора. Ребенок на прогулке как бы выходит в реальный мир и сам выбирает, с чем соприкоснуться, что созерцать, мимо чего пройти, что преобразовать по-своему. Он сам выстраивает себе событие сегодняшнего дня. Именно прогулка, а никакое иное занятие в режиме продленного дня, дает ребенку возможность почувствовать себя участником жизни.
(Голованова Н. Ф. Воспитательное пространство продленного дня. СПб., 2002. С.74-83 )
(печатается с сокращениями)
Прогулка, независимо от ее вида, имеет определенную методическую логику.
Организационный момент включает: одевание детей (воспитатель должен проследить, чтобы дети оделись по погоде и в соответствии с запланированной деятельностью на прогулке), инструктаж о времени и цели прогулки, правилах поведения и технике безопасности, распределение конкретных поручений. Такую вступительную беседу-инструктаж лучше проводить во дворе школы на постоянном месте сбора.
Основная часть прогулки включает движение детей по намеченному маршруту и выполнение предусмотренных заданий, организованное наблюдение, беседу воспитателя по теме прогулки и свободную самостоятельную деятельность школьников.
Краткое подведение итогов прогулки на постоянном месте сбора.
Раздевание детей, гигиенические процедуры.
Как правило, большая часть прогулок проводится в школьном дворе. На то есть много причин: вокруг школы оживленная транспортная магистраль, и воспитателю трудно в одиночку обеспечивать безопасность детей; на школьный двор можно без труда вынести нужный игровой инвентарь, воспользоваться снарядами спортивной площадки. Да и просто, чисто психологически, пребывание во дворе школы — это у себя дома, дает воспитателю чувство защищенности от всяких неожиданностей.
Но если прогулки проходят только в школьном дворе, то для детей игровой ресурс двора скоро исчерпывается. Что в таком случае будут делать на прогулке нормальные младшие школьники? Есть несколько вариантов их типичного поведения:
• они начнут исследовать неформальные территории школьного двора: помойку, яму с водой, старый сарай, подвал;
• они будут методом проб и ошибок выяснять, какие действия можно предпринять на дереве: залезать, спрыгивать, раскачиваться на ветках.
Сами по себе такие действия детей на школьном дворе естественны: они не могут всю прогулку прохаживаться парами возле крыльца или сидеть на скамейке. Дети в младшем школьном возрасте испытывают нормальную потребность активно взаимодействовать с предметами, которые привлекают их внимание, насыщать свое пребывание вне классной комнаты яркими фантазиями и поисками новых событий. Поэтому воспитателю продленного дня, с одной стороны, следует давать детям возможность реализовывать эти потребности на прогулке в школьном дворе, а с другой, стоит знать о многообразии видов прогулок вне территории школы и тем самым помогать младшим школьникам в расширении границ освоения мира.
Чтобы наш разговор о таких прогулках имел некую систему, попробуем упорядочить их видовое многообразие.
…За основу типологии прогулок, на наш взгляд, нужно взять ту ведущую деятельность, в рамках которой в данной прогулке решаются основные оздоровительные, воспитательные и развивающие задачи.
Спортивная прогулка.Во время такой прогулки дети играют в спортивные игры: хоккей, футбол, волейбол, катаются на лыжах и коньках. Но часто в группе мальчики рвутся погонять шайбу, а девочкам это неинтересно. Не всегда находится для всех спортивный инвентарь. Тогда стоит отдать предпочтение играм с мячом, веселым эстафетам, прыжкам со скакалками.
Прогулка-наблюдение.Ее основное содержание чаще всего связано с целенаправленными наблюдениями младших школьников за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного и животного мира. Место ее проведения — школьный сад, ближайший сквер, парк, зеленая зона недалеко от школы.
Объектом наблюдения детей полезно делать самые обыденные явления, на которые они часто не умеют реагировать. Например, попросить их присмотреться к облакам: какого они размера, формы, на что похожи, как движутся; или повнимательнее рассмотреть снег: какой он — мокрый, тяжелый или скрипучий от мороза, поговорить о том, от чего это может зависеть … Такие бесхитростные наблюдения, если они проводятся в системе, позволяют детям, даже живя в городе, лучше чувствовать мир природы, понимать закономерности природных изменений, формировать навыки жизни в природе, например, учить подбирать по сезону одежду и обувь.
Французские психологи провели интересное исследование: сравнили отношение к учению младших школьников, которых привозят в школу родители на своих машинах или школьный автобус, и деревенских детей, которые ходят в школу пешком и по дороге в полной мере общаются с миром природы: они ощущают холод и зной, ветер, дождь, слышат голоса птиц. Оказалось, что деревенские дети хоть иногда и устают от своей дороги физически, но познавательно они более активны и восприимчивы. Они больше открыты для школьных занятий. Стоит подумать над этими выводами.
Учитель биологии из Голландии Херрит Ян Брун придумал специальные прогулки, которые помогали бы приобщению городских детей к тайнам леса. Сначала он просит детей присесть на корточки, наклониться к земле и потрогать руками траву:
- Это же крапива! Жжется!
- Не бойтесь, с ней можно подружиться. У крапивы жалящие волоски растут только сверху. Нужно сложить листок внутрь.
Затем начинается игра с деревьями. Херрит завязывает одному из детей глаза и подводит к ясеню с толстым шершавым стволом, раскидистыми ветками.
- Ощупывай хорошенько и запоминай, что чувствуют твои пальцы. (Известно, что если глаза завязаны, тактильные ощущения обостряются.) Затем вместе отступают на несколько шагов в сторону, и Херрит развязывает платок.
- Ну, теперь осмотрись. К какому дереву я тебя подводил? Вспомни, что ты чувствовал, когда дотрагивался до ствола дерева.
Детям обычно нетрудно найти дерево по пережитому впечатлению. Именно детство — период особой восприимчивости окружающего мира через органы чувств. А городским школьникам часто негде испытать эти особые возможности.
Прогулка-практикум.Такие прогулки используются для отработки, закрепления жизненно необходимых навыков, например, следования определенным правилам культуры поведения, правилам уличного движения.
Во время прогулки воспитатель создает специальную педагогическую ситуацию, в которой школьники должны действовать в соответствии с правилами, организует контроль и оценивает действия детей. Например, они учатся переходить улицу с оживленным движением транспорта, определяют самую удобную дорогу к школе. Подобные прогулки помогают детям понять целесообразность поведения людей в различных ситуациях городской жизни, помогают избавляться от социальных страхов, тревожности.
Прогулка-экскурсия.Ее назначение — ознакомить младших школьников с историей своего города, района, достижениями в науке, искусстве. Такие задачи решает прогулка-экскурсия к мемориальной доске или памятнику, к старинному зданию — свидетелю какого-то выдающегося события. Главное — не само обозревание достопримечательного объекта, а разговор с детьми, чтобы они проявили познавательный интерес к событиям, судьбам людей, пережили особую атмосферу места.
Прогулка-поход.Конечно, за час-полтора настоящий поход не провести, но создать ситуации, где было бы много перемещений на местности (даже на небольшой территории возле школы), неожиданных открытий, испытаний навыков ориентирования, взаимодействия, дисциплины, вполне возможно.
• определение маршрута игры-поиска. Предварительное изучение мест и объектов для промежуточных заданий на этапах;
Проведение прогулки: дети собираются на школьном дворе на постоянном месте сбора, разделяются на микрогруппы. Воспитатель объявляет, что получено необычное письмо от. Кота Матроскина:
Дорогие ребята!
Ко мне в Простоквашино пришло письмо из вашей школы. Из него я узнал, что в вашей группе продленного дня ребята дружные, веселые, вы любите читать, рисовать, решать задачи. Вот я и решил сделать вам подарок. Но найдете вы его сами.
Встаньте спиной к школе. Перед собой вы увидите забор. В ближнем левом углу этого забора вы найдете записку, из которой узнаете следующее задание.
Желаю удачи! Пусть вам поможет дружба!
Ваш друг Кот Матроскин.
По маршруту поиска в тайниках разложены пакеты с заданиями:
…Прогулка-творчество.Определяющая задача этого вида прогулок – вызвать у детей эмоциональный подъем и организовать их творческую деятельность. Наибольшая творческая активность младших школьников возникает в общении с природой (вспомните, как голландский учитель Херрит сочинял с детьми японские трехстишья).
Прогулка-развлечение.Забывать об этом виде прогулок, лишать детей возможности повеселиться, позабавиться, попеть, пошутить педагогически неверно. На прогулке можно организовать веселое катание с ледяной горки, затеять забавные состязания. Разгадывание занимательных задач, шарад, показ фокусов во время дождя под навесом на игровой площадке — тоже прогулка с развлечением.
Прогулки дают ребенку определенный социальный опыт проживания его детской жизни, который просто не может возникнуть на уроке или перед экраном телевизора. Ребенок на прогулке как бы выходит в реальный мир и сам выбирает, с чем соприкоснуться, что созерцать, мимо чего пройти, что преобразовать по-своему. Он сам выстраивает себе событие сегодняшнего дня. Именно прогулка, а никакое иное занятие в режиме продленного дня, дает ребенку возможность почувствовать себя участником жизни.
(Голованова Н. Ф. Воспитательное пространство продленного дня. СПб., 2002. С.74-83 )
Знаете ли вы, что не только удавов можно измерять попугаями, но и слова, скажем, шагами, хлопками, прыжками? А прогулка с малышом может стать самым настоящим путешествием по составленной карте. Сколько времени для регулярных занятий, для развивающих игр! Каждый день 30—40 минут на легкое, непринужденное обучение для подготовки к школе.
Развиваем фонематический слух
Готовим к изучению частей речи
Существительное
Один/много: книга — книги, дорога — дороги…
Прилагательное
Глагол
Предметы — не бездельники, все они что-то делают. Для обозначения действий есть особые слова. Предметы растут, бегут, стоят, лежат, зеленеют, говорят
Собираем предложение. Придумываем предмет, подбираем к нему признак и действие.
Занимательная география
Дорога может быть путешествием в волшебные сказки. Оглянитесь, разве вы не заметили, что дерево, растущее на обочине, не совсем обычное дерево, а самое настоящее сказочное? Видите, какие корни — это вход в пещеру, в которой живут маленькие гномы. По ночам они выходят из своей пещеры и раскрашивают листочки желтым цветом. Обратите внимание, сегодня на дереве намного больше золота. Это гномики постарались.
Фото: Depositphotos
Настоящее путешествие должно проходить по карте! Рисуем топографическую карту. Сначала запоминаем основной маршрут и зарисовываем все, что успели запомнить (2 ГИС вам в помощь!).
А вот дальше… дальше начинается самое интересное. Берем совсем маленький участок и увеличиваем. Сначала двор — детская площадка, парковка, тротуары, газоны Пересчитываем деревья, кусты (заодно и определяем породу), замечаем все заборчики, ограждения, гаражи, сарайчики.
Дома мы составляем карту двора. Осталось измерить длину тротуара, к примеру. Оказывается, в шагах ребенка — двор заметно больше, а самый маленький двор получается шагами папы. Если тема заинтересовала будущего географа, можно продолжить и составить карту всего маршрута.
В дальнейшем, используя эту карту, можно поиграть в инженера: проложить трубы из пункта А в пункт Б с определенными условиями. Нельзя, к примеру, пересекать детские площадки и газоны. Труба должна быть проложена самым коротким маршрутом. Разумеется, стоит учитывать все постройки на ее пути.
Ваш ребенок освоил измерения и хорошо ориентируется в числах? Готовим небольшую линейку, палочку длиной в 10 см. Измеряем небольшие предметы: высоту вазона для цветов, участок заборчика, длину скамейки. Считаем, сколько наших шаблонов уместилось, и определяем длину присчитыванием: раз 10, два 10 (двадцать), три 10 (тридцать) Меняем шаблон, на, скажем, 5 см. Оформляем в практические задания: какой длины потребуется доска для скамейки?
Фото: Depositphotos
Можно присчитыванием посчитать количество квартир в доме. На каждом этаже по 4 квартиры. Всего в доме 9 этажей и 3 подъезда. Считаем сначала количество квартир в каждом подъезде: раз — 4, два — 8, три — 12… Получаем 36 квартир в подъезде. Дальше присчитывание по 36 (для тех, кто освоил сложение двузначных).
Чуточку креатива — и вы убедитесь, что даже самое скучное занятие по развитию способностей можно сделать необычайно увлекательным и полезным. Помните, не бывает плохих учеников, есть бесталанные учителя.
Читайте также: