В чем вы видите своеобразие любовной лирики тютчева кратко самое главное

Обновлено: 25.06.2024

Собственно, поэтому часто Тютчев чувствует себя недостойным её… истуканом! У которого не хватает пыла, чувств перед идеалом. Поэт постоянно обращается в стихах к любимой, как если б это было письмо или его речь к ней – признание.

Вариант 2

Лирика каждого поэта в русской литературе своеобразна. Это объясняется индивидуальным отношением писателей к тому или иному явлению в жизни.

Тема любви в творчестве Ф. И. Тютчева - это часть его жизни и личной, и творческой. Неудачные любовные связи на его жизненном пути не сломили поэта. Наоборот, этот человек находил в каждом движении, мимике противоположного пола продолжение для вдохновения своему творчеству.

Тревожные и светлые мысли, душевные порывы, отраженные в его стихотворениях, до глубины души трогают сердце читателя. Для любовной лирики характерна настоящая искренность. Именно поэтому из его произведений можно узнать часть биографии. Но цель существования этого человека всегда была неизменной - он ни дня не мог прожить без страстных признаний, которые имели место на любом этапе жизни, несмотря на предыдущие потери и трагическую развязку.

Любовь, предательство, ложь и боль - каждое из этих чувств автор испытал на себе, поэтому так необыкновенно точно и искренне звучат его строки, созданы образы.

Пылкая ранняя влюбленность его выливалась со всей мощью в произведениях, посвященных Амалии Крюденер "Ни разу мне не довелось с ним повстречаться без волненья. ". В каждой строчке, имеющей отношение к этой девушке, он воспевал красоту, влечение и ежедневное наслаждение от присутствия рядом с ней. Однако эта история любви для поэта закончилась разочарованием. "Я помню время золотое" - слова, которые говорят о беспечности и страсти молодого поэта в прошлом.

Своей любящей жене Ф. И. Тютчев посвятил нежные признания: "Твой милый образ, незабвенный. ". Однако одновременно он не задумываясь встречался с Эрнестиной Дернберг, которая стала его спутницей в будущем. Но и эта женщина, которая вызвала массу чувств, была не последней в его судьбе.

Денисьевой Елене были посвящены лучшие строки его лирики: "И страшно грустно было мне. Как от присущей милой тени". Это восклицание поэта, которое можно отнести к его сущности в целом, так как Федор Иванович всю свою жизнь нуждался в новых чувствах и ощущениях.

Любовь в творческой деятельности поэта - высшая сила, способная творить волшебство. Автор осознает, что это чувство приходит внезапно и ощущает себя бессильным в борьбе с ним. Поэтому в его судьбе роковые моменты неизбежны, а сам автор уподобляет себя птице с изувеченными крыльями.

Сочинение Любовная лирика Тютчева (тема любви в творчестве Тютчева)

В то время русские писатели относились к лирике о любви с большим интересом и особым чувством, которое в них заражала особое вдохновение для их творчества. И появлялось целеустремленное желание творить все новые и новые шедевры для русской литературы. И можно сказать по этой причине, что чувство любви вызывает массу эмоций и душевных переживаний, являлось особой темой для поэзии.

Безусловно, каждое произведения Тютчева о любви, стало неотъемлемой часть его самого известного творчества, которое известно и по сей день. Ведь он в своем творчестве пишет о том, что твориться у него на сердце, выражает происходящие события с его любимыми женщинами. Каждая его строчка написана из прожитой личной жизни самого автора, словно с дневника. Передавая все тягости и душевные переживания из-за любовных чувств происходивших с ним в тот момент его прожитой жизни. Он даже после разрыва отношений вспоминает своих женщин.

Он всегда писал искренне, не скрывая своих чувств. Но многочисленные связи с разными особами довели его жену до смерти, с прискорбием он это принимает, но поделать уже не чего не может. Ведь что-то менять уже поздно. Спустя некоторое время, утихает боль о трате супруги и он жениться второй раз на любовнице, которой посвящает немало любовных произведений.

Тютчев в свое время разбил сердца многим женщинам, принеся им массу боли и разочарований.

Подводя итог любовной лирике Ф.И.Тютчева, можно с уверенностью сказать, что он творил шедевры для русской литературы, пусть даже не всегда со счастливым и успешным концом. Но поэт всегда писал о тонких своих душевных переживаниях, происходящих из-за любимых женщин встречавшихся у него на пути. И у него их было довольно не мало, Тютчев был любвеобильным. И ему постоянно хотелось познавать постоянно новые впечатления. Он немало своим возлюбленным посвящает стихотворений, в которых выражает свои глубокие чувства

Сочинение 4

Для большинства русских поэтов любовь является бессмертным чувством, которое в любом из своих проявлений становится источником вдохновения, зарождения новой мысли. Именно поэтому теме любви уделяется особое внимание.

Личная жизнь Федора Ивановича Тютчева с юношеских лет до зрелого возраста сопровождалась бурными страстными днями и ночами, романтическими связями с женщинами, минутами страданий и наслаждений, клятвами в верности и предательством. В связи с этим, в творчестве Ф.И. Тютчева нашли отражение его увлечения, которые иногда вносили в будни неповторимые мгновения счастья, но иногда были губительными для обоих влюбленных. Каждое творение его любовной лирики - это неотъемлемая составляющая самого автора. Это события, переживания, настроения, которые он извлекал из сердца, переносил их лично и запечатлевал на страницах сочинений.

В стихотворениях нашла отражение глубокая привязанность к любимым женщинам, достоверные факты о которых отражены в биографии. В произведениях нет упоминаний об именах, статусах возлюбленных. Полная картина создается после прочтения произведений. Проникая вглубь строк, разделяешь ощущения поэта, понимаешь его душевные терзания. Зная подробности его историй из биографических очерков, можно легко узнать в них каждого адресата.

Искренностью от испытанных чувств пронизаны стихотворения, посвященные Элеоноре Петерсон. Страсть продолжалась несколько лет. Преданность и уважение к мужу росло с каждым днем. Все это просматривается в строках, обращенных к ней. Однако новая тайная связь поэта стала ударом для супруги. Понимание ошибки наступает, но слишком поздно. Жена умирает, Тютчев выражает свою растерянность, скорбь: "Еще томлюсь тоской желаний".

Преодолев горе, он женится на любовнице, посвятив ей немало головокружительных признаний в стихотворениях: "Мечта", "Люблю твои глаза, мой друг", "Она сидела на полу". Они проникнуты отсутствием уверенности в продолжении будущих отношений.

Следующим адресатом, которому отнесен цикл под названием "Денисьевский", была Елена Александровна. Она быстро завладела горячим сердцем мужчины. "О как убийственно мы любим" - в этих словах крик души поэта, который вновь охвачен пламенем страсти. Осознавая его непостоянство, девушка продолжала до самой смерти беречь отношения. Чувство вины, укор, неверность звучат в этих стихотворениях: "и страшный груз минутно приподнимет", мечтательность "и в мерцанье полусвета веет легкая мечта", рок, фальшь, порой жестокая бесчувственность: "Любя, страдая, грустно млея, оно изноет наконец".

Одной из особенностей произведений, входящих в "Денисьевский цикл", является признание от имени Елены: "Могу дышать, но жить уж не могу", "Он жизнь убил". Душа поэта ненасытна, постоянно требует новых эмоций. Он растоптал чувства ни одной влюбленной в него женщины, что нашло отражение в его творчестве.

Каждое стихотворение, относящееся к любовной лирике Тютчева, можно назвать "шедевром". Несмотря на трагический исход, роковые обстоятельства, недолговечность длящихся отношений, автор стихотворений с невероятной эмоциональной окраской изложил все свои переживания, которые передают читателю каждое движение его богатой души.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема любви в творчестве Тютчева

Популярные сегодня темы

Блог преподавателя филологических дисциплин ГБПОУ СО "Свердловский областной музыкально-эстетический педагогический колледж" Сорокожердьевой Елены Александровны. Блог будет полезен для студентов специальности "Преподавание в начальных классах", учителей начальной школы.

Поиск по этому блогу

Фотоальбом

Особенности любовной лирики Ф.И.Тютчева, ее драматическая напряженность

Творческий путь Ф.И. Тютчева охватывает более полувека. За это время поэт написал не так уж много — около 300 стихотворений, которые помещаются в одной книге. Но эта книга, как справедливо заметил поэт А.А. Фет, перевешивает множество томов…

Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года, в родовом тютчевском имении, селе Овструг Орловской губернии Брянского уезда. Он был второй, или меньший, сын Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых. Тютчевы принадлежали к старинной типичной дворянской семье, на которой отражались все извивы исторического пути России — от жестокости Ивана Грозного, Смутного времени до реформ Петра I и увлечения всем французским.

В детстве он получил неплохое домашнее воспитание. Достаточно сказать, что учил его русскому языку Семён Егорович Раич, тогда - молодой поэт и переводчик, впоследствии – журналист и издатель, магистр словесности.

Некогда Максим Горький справедливо причислил к заслугам Пушкина перед русской литературой то, что тот доказал: занятие литературой не менее важно, чем служба в канцеляриях. Похоже, Тютчев своим примером утвердил истину не менее существенную: служба в канцеляриях не помеха даже для гениальной поэзии.

В наши дни даже странно представлять, что были времена, когда его творчество не казалось бесспорной ценностью, а его имя ставилось после имен пиитов, которых безвозвратно поглотила Лета.

Но были такие времена. Хотя маловероятно, что они будут повторяться снова - до тех пор, пока российскому носителю культуры суждено существовать, Тютчев уже тесно связан с русской литературой где-то между Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем и их наследниками: Фетом, Островским, Достоевским, двумя Толстой - Лев Николаевич и Алексей Константинович - связывают свою долгую жизнь, разные эпохи истории, три царствования, столь непохожие друг на друга, переживая в юности вместе с Россией восторг от побед 1812 года, а во взрослом возрасте - позор поражения война 1854 года, теперь уже наполовину забытая, но которая когда-то была больной раной не только для Тютчева.

Кто из нас знает лицо молодого Федора Ивановича Тютчева? Почти никто. Мы помним его внешность в преклонные годы: серьезные грустные глаза, высокий лоб, седые редкие волосы, сухие от страданий губы, длинные пальцы.

Да, мы помним его как зрелого и серьезного человека. И вот как он пришел к поэзии - зрелый и серьезный.

Ему как бы суждено было стать певцом двух величин - Космоса и России - в равной степени требующим не просто замечательного, особого таланта. И в этих условиях конкретность биографии певца не имеет решающего значения. Он сам становится размером, где мелочи и детали повседневной жизни исчезают, стираются, исчезают в ничто.

Чтобы увидеть неизмеримую Вселенную так остро, почувствовать ее так резко, так просто и доходчиво сказать о Космосе и человеке в нем, так как этот человек должен жить в самом Космосе, среди планет, летящих из бесконечности в бесконечность, и не родиться в ноябре 1803 года в усадьбе Овстуг Орловской и не умереть в июле 1873 года в Царском Селе.

Но Тютчев также жил в России, воплощая в своей плотской жизни те духовные и эмоциональные забросы, которые европейская культура принесла России в ее высших достижениях. Кроме того, он был живым человеком, который характеризовался всеми слабостями и ошибками. Я хотел бы остановиться на этой стороне его жизни более подробно. В своем эссе я покажу Тютчева не как певца Космоса и России, а как певца и ценителя женской красоты. Таким образом, цель моей работы состоит в том, чтобы показать влияние любовных чувств на творчество поэта.

Поставлены следующие задачи:

Творчество Фёдора Ивановича Тютчева

Поэзия Тютчева приходила к читателям в несколько этапов или, вернее сказать, несколько раз.

Сначала стихи его бывшего ученика публиковались много раз и часто в журналах и альманахах, которые он редактировал Райхом. Эти публикации не составляли имени славного поэта Тютчеву.

При жизни лишь однажды его работы были опубликованы в виде отдельной книги - в 1868 году усилиями И.С.Аксакова.

4 августа 1864 года умерла Елена Александровна Денисьева, и Тютчев записал свои собственные чувства в годовщину ее смерти. Не больше того. Но и не меньше! Поскольку в стихотворении оказались отраженными чувства многих и многих поколений.

Любовная лирика Тютчева

Рассмотрим, как лирика Тютчева отражала художественное мировоззрение.

Любовная лирика пронизана мощным драматическим, трагическим звучанием, которое связано с обстоятельствами его личной жизни. Он пережил смерть своей любимой женщины, которая оставила незаживающую рану в его душе. Шедевры любовной лирики Тютчева родились от подлинной боли, страдания, чувства невосполнимой утраты, чувства вины и раскаяния.

Стихи о последней любви поэта по глубине психологического раскрытия темы не имеют себе равных в русской литературе.

Союз души с душой родной -

Их соединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И. поединок роковой.

Однако такая метаморфоза все еще не способна убить любовь, кроме того, страдающий человек не хочет избавляться от мучений любви, поскольку он дает ему полноту и остроту мировоззрения.

Со смертью любимой женщины жизнь, мечты, желания исчезли, ее прежние яркие краски исчезли. Уж больно точное сравнение, сравнивающее человека с птицей со сломанными крыльями, передает ощущение потрясения от утраты, пустоты и бессилия.

О Елене Александровне Денисевой, последней, пылкой, тайной и мучительной любви Ф.И.Тютчева, поэта и блестящего остроумного дипломата, почти ничего не известно и слишком много известно!

Елена Александровна, с ее природным умом, обаянием, глубокой вдумчивостью, серьезностью - в конце концов, жизнь сироты, что бы вы ни говорили, оставляет отпечаток на душе и сердце - и в очень утонченных, изящных манерах она могла рассчитывать на очень удачное решение ее судьбы. Смольный институт находился под неутомимой опекой Императорской семьи, а племянница, почти приемная дочь, заслуженная учительница, на момент выпуска, безусловно, собиралась назначить фрейлиной Двора!

И там, брак, вполне приличный для ее лет и воспитания, ожидал бы Элен с заслуженной наградой, и старуха - тетя могла наслаждаться (в тени семейного очага ее племянницы) игрой в пикет, которую она так любила. С каким-то безупречно образованным и чрезвычайно добрым гостем из огромного количества светских знакомых!

Его старшие дочери от первого брака Анна и Екатерина Тютчевы окончили выпускной класс Смольного вместе с Еленой. Они даже были очень дружны, и сначала m-lle Денисиева с радостью приняла приглашение на чашку чая в гостеприимном, но немного странном домике Тютчевых. Странно, потому что все в нем жили своей собственной жизнью, несмотря на то, что читали вслух по вечерам в ярко освещенной гостиной, на частых совместных чаепитиях, в шумных семейных поездках в театры или на балы.

В доме всегда царила определенная внутренняя прохлада, и пламя любви, скрытое под покровом сдержанности и аристократического холода, никогда не вспыхивало в полную силу.

Роман развивался пугающе - быстро! Елене Александровне в то время было двадцать пять лет, Тютчеву - сорок семь. Их бурная связь вскоре стала известна руководителю Смольного института, который напал на след квартиры, арендованной неподалеку от Тютчева, для тайных встреч с Еленой Александровной. Скандал разразился в марте 1851 года, почти до выпуска и назначения на суд. Смолянка Денисева в то время уже ждала ребенка от поэта - камергера! Старшая дочь Елены Денисиевой из Тютчева родилась 20 мая 1851 года - автор. Все надежды на ее карьеру в качестве фаворита Суда и тетя Анны Дмитриевны как кавалерской леди, конечно же, были сразу забыты!

Александр Георгиевский писал об Елене Александровне и ее судьбе следующим образом: «Это была самая тяжкая пора в ее жизни, отец ее проклял, и не хотел больше видеть, запрещая всем остальным родным видеться с нею.

Свободная от косых взглядов, презрительной жалости, отчуждения и всего, что сопровождало ее поддельную позицию полуженницы - наполовину любовницы Елены Александровны, спасла лишь короткое пребывание с Тютчевым за границей - несколько месяцев в году, и даже тогда - не каждое лето. Там ей не нужно было ни от кого прятаться, там она свободно и гордо называла себя: мадам Тютчева, в регистрационных книгах отелей без колебаний, с твердой рукой, в ответ на вежливый вопрос портье, она написала: Тютчев с семьей.

Однако автор столь часто цитируемых мемуаров снова ошибается! И самый тихий ручей может хотя бы на некоторое время стать бурной рекой. Со временем трещина, разрыв в отношениях между Тютчевым и Денисьевой усилились, и неизвестно, чем бы закончилось их пятнадцатилетнее страдание, если бы не внезапная смерть Елены Александровны от мимолетного потребления в августе 1864 года, в возрасте 37 неполных лет!

Любви признанье золотое

Исторглось из груди её.

Федор Иванович Тютчев – философ и лирик – один из известнейших поэтов русской литературы 19 века. Многие его стихотворения являются результатом личных переживаний, написаны от чистого глубокого сердца, полны романтизма и размышлений о жизни и судьбах людей. В своих произведениях Тютчев возвеличивает любовь, говорит о ее тайне и неразгаданной, волшебстве и быстротечности.

Любовь, как блаженство души и тела, яркая, сияющая, наполняющая силами и желанием жить. Любовь, как основа, как дар, как призма человеческого существования. Его лирические творения потрясают психологической глубиной, раскрывая переживания и страдания, роковую страсть и драматизм человеческих отношений. Ниже представлены стихи о любви Тютчева.

Любовная лирика Тютчева Федора

В историю русской поэзии Ф. И. Тютчев вошел, прежде всего, как автор философской лирики, но его перу принадлежит и ряд замечательных произведении на тему любви. Любовные и философские стихи поэта связаны общностью лирического героя, сквозными мотивами, их роднит напряженный драматизм звучания.

Если в своих философских стихотворениях поэт предстает как мыслитель, то в любовной лирике он раскрывается как психолог и топкий лирик. Многие его стихи о любви имеют автобиографический отпечаток.

Вдруг от избытка чувств, от полноты сердечной,

Вся трепет, вся в слезах, ты повергалась

Тютчев мог быть беспощадным и трезвым в оценке женщин:

Ты любишь, ты притворствовать умеешь, —

Когда, в толпе, украдкой от людей,

Моя нога касается твоей —

Ты мне ответ даешь и не краснеешь!

И чувства нет в твоих очах,

И правды нет в твоих речах,

И нет души в тебе.

Мужайся, сердце, до конца:

И нет в творении Творца!

И смысла нет в мольбе!

…Но ты, мой бедный, бледный цвет,

Тебе уж возрожденья нет,

Е. А. Денисьевой Тютчев увлекся в 1850 году. Эта поздняя, последняя страсть продолжалась вплоть до 1864 года, когда подруга поэта умерла от чахотки. Ради любимой женщины Тютчев почти порывает с семьей, пренебрегает неудовольствием двора, навсегда губит свою весьма успешную карьеру. Однако основная тяжесть общественного осуждения обрушилась на Денисьеву: от нее отрекся отец, се тетка вынуждена была оставить свое место инспектрисы Смольного института, где учились две дочери Тютчева.

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя…

Год не прошел — спроси и сведай,

Что уцелело от нее?

И кто в избытке ощущений,

Когда кипит и стынет кровь,

Не ведал ваших искушений —

Самоубийство и Любовь!

Земное ль в ней очарованье,

Иль неземная благодать?

Душа хотела б ей молиться,

А сердце рвется обожать…

Любовная лирика Тютчева, представленная относительно небольшим числом произведений (творческое наследие поэта вообще невелико по объему), — уникальное явление в русской литературе. По глубине психологизма многие из его стихов сопоставимы с романами Ф. М. Достоевского — кстати, высоко ценившего творчество поэта.

Она сидела на полу

И груду писем разбирала,

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела,

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело…

О, сколько жизни было тут,

О, сколько горестных минут,

Любви и радости убитой.

Стоял я молча в стороне

И пасть готов был на колени,-

И страшно грустно стало мне,

Как от присущей милой тени.

В свое время Эрнестина произвела на Тютчева огромное впечатление. Он был невероятно счастлив, женившись на ней. Долгое время женщина была для него источником вдохновения. Поэт очень уважал Эрнестину и был благодарен ей за прожитые вместе годы. В письмах к жене была заключена целая жизнь, наполненная любовью и радостью. Тютчеву было бесконечно жаль свою жену, но в то же время он ничего не мог поделать со своим сердцем, которое полюбило другую.

В последней строфе появляется сам лирический герой, который наблюдает за убитой горем женщиной. Он не знает, что можно сказать или сделать в такой безвыходной ситуации. Все нежные и полные любви слова на его глазах превращаются в прах, а извинения бесполезны.

Тютчев также испытывает страдания, но понимает, что убитую любовь уже не вернуть. От жалости к жене автор готов встать перед ней на колени, но это ничего не изменит. Сожжение любовных писем можно сравнить с убийством человека, которого, как и прошедшую любовь, невозможно воскресить.

Эрнестину так и не простила Тютчеву измену, но ради детей согласилась не разрывать брак. Поэт еще долгое время жил двойной жизнью, о чем было прекрасно известно в обществе.

Я встретил вас – и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое –

И сердцу стало так тепло…

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас,-

Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты…

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне,-

И вот – слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне…

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь,-

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь.

В силу своей творческой натуры Тютчев был очень влюбчивым человеком. Он два раза состоял в браке, имел нескольких детей. Во время второго брака у поэта был страстный продолжительный роман с молодой любовницей. Возможно, поэтому судьба наказала поэта: его первая жена и любовница погибли в раннем возрасте. Уже в старости Тютчев встретил свою первую юношескую любовь – баронессу Амалию Крюденер (в девичестве – Лерхенфельд).

Сердце престарелого поэта, испытавшее горечь утрат и разочарований, казалось бы, уже утратило способность к сильным чувствам. Но нахлынувшие воспоминания произвели чудо. Тютчев сравнивает свое состояние с редкими днями золотой осени, когда в природе ненадолго возникает ощущение весны.

Автор уже не испытывает сожаления по поводу неудачного юношеского романа. На закате дней он вновь почувствовал себя все тем же молодым человеком, испытывающим огромную страсть. Он бесконечно благодарен Амалии за встречу, которую он считает бесценным даром судьбы, отблагодарившей его за все перенесенные беды и неудачи.

Поэт не дает конкретного описания своей бывшей возлюбленной. Безусловно, годы взяли свою дань. Жизненный опыт научил поэта ценить не физическую, а душевную и нравственную красоту.

Ф. Тютчев стихи о любви для учеников 9–11 классов

Одной из центральных тем в зрелом творчестве Тютчева была тема любви. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий и разочарований.

В 1826 г. Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон, урожденной графине Ботмер. Жена Элеонора беспредельно любила Тютчев. Он же о своей любви к ней написал стихотворение, когда уже прошло более 30 лет со дня их свадьбы и ровно 20 лет со дня смерти Элеоноры.

Так мило благодатна,

Воздушна и светла

Душе моей стократно

Любовь твоя была…

Все эти стихотворения исполнены трагизма, боли, горечи лирического героя; он запутался в своих отношениях, двойственном положении, ощущается чувство вины перед Денисьевой, мука и боль, тоска и отчаяние. Тютчев дает романтическую концепцию любви. Любовь – стихийная страсть. Это столкновение двух личностей, и в этой борьбе страдает, сгорает, как более слабая, Денисьева. Лирическая героиня угасает, душа ее измучена общественным порицанием света. И Тютчев, и Денисьева понимали, что вина прежде всего лежит на Тютчеве, но он не предпринимал ничего, чтобы облегчить участь любимой женщины. Она, страстно любя его, не могла отказаться от этой связи. Основные пути раскрытия внутреннего мира героя – монологи. Для цикла характерны восклицательные предложения, междометия.

Эрнестина Федоровна Тютчева и Елена Александровна Денисьева – две звезды, две женщины в сердце Тютчева. Он звал их Нести и Леля.

Тему любви и образы возлюбленных женщин Тютчев сумел поднять на ту же художественную высоту, что и тему природы, личности и мира.

Любовь, любовь — гласит преданье —

Союз души с душой родной —

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И… поединок роковой…

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Она изноет наконец…

Написанное Фёдором Ивановичем Тютчевым, вероятно, в 1851 году, стихотворение “Предопределение” посвящено Елене Александровне Денисьевой и входит в так называемый “денисьевский цикл”. Роман поэта и Денисьевой, которую он нежно любил, осуждался обществом. Девушка заболела чахоткой и рано умерла, позже умерли двое из трёх внебрачных детей возлюбленных.

В стихотворении Тютчев рассуждает о том, что есть любовь. Рассказывая в нескольких строках о встрече, кульминации и завершении отношений, поэт показывает, что считает, что начало и исход любовных историй предопределены, что любовь неизменно развивается по одному сценарию, вечному и неизменному.

Первые строки описывают любовь как “союз души с душой родной”. После Тютчев пишет о роковом поединке, в котором сплетаются эти души. Возлюбленные не только противостоят миру в попытке отстоять свою любовь, они также постоянно сражаются друг с другом. Поэт пишет:

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец…

Таким образом, тот, кто любит больше и нежнее, обречён на погибель. Борьбу сердец Фёдор Иванович Тютчев называет заведомо неравной, считая, что в любом романе один человек любит больше, чем другой, отчего страдает и “изнывает наконец”.

Стихотворение “Предопределение” написано четырехстопным ямбом с пиррихиями и клаузулами. Поэт прибегает к средствам художественной выразительности. В первой строфе он использует метафору, анафору (единоначалие), однородные члены, лексический повтор. Во второй строфе можно найти метафору, инверсию, однородные члены.

Автор в стихотворении “Предопределение” выразил свои взгляды на судьбу, любовь, романтические отношения. “Денисьевский цикл” сильно повлиял на развитие русской поэзии.

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней…

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье,-

Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,

Но в сердце не скудеет нежность…

О ты, последняя любовь!

Ты и блаженство, и безнадежность.

Несмотря на то, что между влюбленными разница в возрасте составляла 23 года, их чувства были искренними и пылкими. О романе быстро стало известно в обществе. От обсуждений и постоянных пересудов скрыться было невозможно, ведь знаменитый поэт всегда был примерным семьянином. Связь с молодой возлюбленной все считали аморальной, но пара решила пожертвовать своей репутацией во имя любви.

Роман длился более 14 лет, пока от болезни не скончалась Елена Денисьева. За этот период она родила троих детей поэту, несмотря на оскорбительное положение и осуждающие взгляды со стороны.

Отношения не были лишены ни романтики, ни желания заботиться друг о друге. Будучи в зрелом возрасте, поэт понимал, что значит полюбить по-настоящему, глубоко, пронзительно, взаимно. Человеку, умудренному жизненным опытом, дважды вступавшему в брак, было невероятно страшно потерять то, что так дорого сердцу.

Все свои чувства Федор Тютчев выразил в жанре элегии. Так называют в литературе произведения с содержанием, пронизанным грустью и тоской. Стихотворение легко читается и запоминается, несмотря на использованный автором четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. Такой прием применяется, чтобы сделать акцент на исповедальном характере написанных строк, подчеркнуть доверительную интонацию.

Читайте также: